Квасной патриотизм. Кто ж он такой - этот «квасной патриот»

Выражение, иронически определяющее упрямую, тупую приверженность к мелочам национального быта (русскому квасу, одежде и проч.); этот «ура-патриотизм», восхваляющий все свое и порицающий чужое, противоположен подлинному патриотизму. Выражение это впервые употребил П. А. Вяземский. В «Письмах из Парижа», напечатанных в 1827 г. в журнале «Московский телеграф» (ч. XV, с. 282), он говорит: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна». Включив «Письма из Парижа» в собрание сочинений, Вяземский к выражению «квасной патриотизм» сделал следующее примечание: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» (Полн. собр. соч., т. I, СПб. 1878, с. 244), Письма Вяземского были напечатаны в «Московском телеграфе» за подписью Г. Р.-К., чтобы, как он пишет, «сбивать с толку московских читателей»; подпись эта должна была означать приятеля Вяземского, Григория Римского-Корсакова, «очень всем в Москве известного» (там же, с. 258). В. Г. Белинский в статье «Стихотворения Лермонтова», пользуясь выражением «квасной патриотизм», называет его «счастливым выражением» Вяземского (Полн. собр. соч., изд. Академии наук СССР, т. IV, М. 1954, с. 489). Тем не менее автором этого выражения часто называют издателя «Московского телеграфа» Н. А. Полевого (см. напр., П. И. Лебедев- Полянский, В. Г. Белинский» Литературно-критическая деятельность, М. 1945, с. 27), Выражения «квасной патриотизм», «квасной патриот» получили с 20-х годов прошлого века широкое хождение и стали применяться для характеристики реакционных взглядов лиц, которые истинную любовь к своей родной стране и стремление к ее развитию подменяли тупым преклонением перед отсталыми формами ее жизни и быта.

После… всякого рода холодных газетных возгласов, писанных слогом помадных объявлений, и всяких сердитых, неопрятно-запальчивых выходок, производимых всякими квасными и неквасными патриотами, перестали верить у нас на Руси искренности всех печатных излияний… (Н. В. Гоголь, О лиризме наших поэтов).

Впрочем, он поболел квасным патриотизмом недолго (И. С. Тургенев, Воспоминания о Белинском).

Алексей Тимофеевич не почувствовал себя сильно обиженным. Он часто говорил: «На то и газетки, чтобы быль с небылицей мешать». В статейке имени его не стояло, но намеки были ясные.

Подсмеивались над славянолюбием и «квасным» патриотизмом и его племянника и его самого (П. Д. Боборыкин, Китай-город, 2, 6).

Человек я не сведущий. Решил вот разведать, откуда же пошло это прозвище.

Обратился я к Интернет-источникам (куда ж еще в наше время пытливые умы обращаются?) и вот что обнаружил:

Согласно Википедии, квасной патриотизм - это «выражение, означающее фальшивое, показное русофильство. Его введение приписывают князю П.А. Вяземскому, который осмеял этим клише русофилов, которые старались выставить напоказ свою особенную «русскость» и наряжались в «исконно русские», по их мнению, костюмы, из-за чего их часто путали с персами. Белинский писал: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Квасной_патриотизм).

Ага, подумал я. Вот оно! Квасной патриот - это показной русофил. Да наверно и в других местах то же самое! И, мало надеясь на удачу, полез-таки дальше. И что же?

В «Российском гуманитарном энциклопедическом словаре» читаем: «КВАСНО́Й ПАТРИОТИ́ЗМ — патриотизм, основанный на признании традиционных форм русского быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И. И. Панаев считал первым квасным патриотом С. Н. Глинку — редактора журнала "Русский вестник". Одним из первых это выражение употребил А. Н. Муханов ("Дневник" за июль 1832)» http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0637.htm?text=квасной патриотизм).

Так, задумался я. Что же получается? Квасной патриот - это не только показной русофил. Это, оказывается, еще и почтенный сторонник традиционных форм русской жизни. Причем весьма интеллигентные люди удостаивались подобного звания.

В «Словаре Ушакова» находим такое упоминание о квасных патриотах - это «упрямая, тупая приверженность к мелочам национального быта [выражение вошло в оборот в 20-х годах 19 столетия]». (http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/11/us1134613.htm?text=квасной патриотизм)

Ну, здесь то же, что и в первом определении. Не интересно. Что еще есть?

В «Толковом словаре русского языка» я обнаружил: «Квасной патриотизм — преклонение перед отсталыми формами жизни и быта своей страны, ложно понимаемое как любовь к отечеству» (http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp?TopicNumber=12165&search=квасной патриотизм).

Да что такое, возопил я?! Преклонение перед отсталыми формами жизни и быта, или почтенное наименование поведения отдельных интеллигентных людей - этот «квасной патриотизм»?

Но (наконец-то!) обращение к статье Ежи Лисовского мне помогло окончательно распутать вопрос. Вот она (с небольшими сокращениями):

«…Мы поговорим о «квасных патриотах».

Это выражение употребляется с ироническим оттенком; так называют людей, которые о настоящем патриотизме имеют самое примитивное суждение и всерьёз полагают, что, отстаивая какие-то незначительные национальные традиции, они защищают отечество. Квасной патриотизм , в сущности, - одна из форм ксенофобии (нетерпимости к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному).

Появилось это выражение в начале XIX века, после начала войны с Францией. Его этимологию лучше всего, пожалуй, описывает А.С. Пушкин в историческом романе «Рославлев»: «…гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи… ». Кислыми щами тогда называли не что иное, как шипучий квас.

Впервые в печати о явлении «квасного патриотизма» упомянул князь П.А. Вяземский в своих «Письмах из Парижа», опубликованных в 1827 году. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом » (http://www.newslab.ru/blog/168588).

Ну, слава Богу, подумал я. Вот и конец злоключениям. Можно подытоживать:

квасной патриот - литературное выражение, впервые введенное П.А. Вяземским, а подхваченное А.С. Пушкиным; оно означает человека, который:

- любит (или делает вид, что любит) свое Отечество;

- демонстрирует свою любовь публично ;

- излишне акцентирует внимание общества на своем демонстративном патриотизме;

кроме того, этот человек, как правило:

- образован, но не отличается особыми талантами;

- привержен быту и традициям своих предков.

Такая вот картина вырисовывается, хотите верьте, хотите нет:



В этом же словаре указано, что выражение вошло в оборот в 20-х годах 19 столетия.

Выражение поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878) из сочинения «Письма из Парижа» (1827 г.). Впервые опубликовано в журнале «Московский телеграф» под псевдонимом «Г. Р.-К. »*: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre (буквально «патриотизм прихожей»). У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».

В собрании своих сочинений Вяземский, в примечании к «Письма из Парижа», пометит этот отрывок сноской, где специально отметит свое авторство выражения «квасной патриотизм»: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» (Поли. собр. соч.Т. 1. СПб., 1878).

В своих «Записных книжках» Вяземский описывает разновидности псевдопатриотизма: «Выражение квасной патриотизм шутя было пущено в вход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная».

* Псевдоним «Г. Р.-К. » Вяземский выдумал, чтобы «сбивать с толку московских читателей». Под этим псевдонимом поэт подразумевал своего приятеля Григория Римского-Корсакова, «всем в Москве известного».

Примеры

(1892 - 1968)

«Повесть о жизни» (Начало неведомого века) (1956 г.) - "У каждого народа есть свои особенности, свои достойные черты. Но люди, захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до патоки, до отвращения. Поэтому нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриот ы."

(1878 - 1939)

(1930 г.) (): "Пусть меня обвиняют в квасном, географическом патриотизме, но, чтобы остаться правдивым до конца, я должен не только сказать, но воскликнуть: "Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны"."

Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа» :

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre . У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом . Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна.

«Письма из Парижа» в первый раз были напечатаны в 1827 году в журнале «Московский телеграф », и некоторые исследователи ошибочно приписывают авторство выражения редактору журнала Н. А. Полевому .

Квас имел с древних времён самое широкое распространение в России и считался «народным» напитком. В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено последними для иронизирования над оппонентами. Последовательный западник Белинский называл это «счастливым выражением» Вяземского . В письме Кавелину (1847) Белинский пишет: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», «истинное» славянство , отечестволюбие и восторженный патриотизм . Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля »: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».

См. также

Напишите отзыв о статье "Квасной патриотизм"

Примечания

Отрывок, характеризующий Квасной патриотизм

Вдруг прямо передо мной возникла другая картина...
В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.

– короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для псевдопатриотов. Появлению этого меткого выражения мы обязаны другу А. С. Пушкина поэту Петру Андреевичу Вяземскому, который писал:

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский государственный деятель XVIII века) называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.

Да, действительно, квас на Руси является национальным напитком и стоит в одном ряду с такими символами России, как валенки, водка, матрешка, рубль, кремль… Квас был широко распространен среди основной массы российского народа – крестьян, мещан, купцов и даже помещиков.

В первой главе «Евгения Онегина» читаем описание быта семьи Лариных:

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно, на пучек зари,

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

Так, казалось бы, ничего зазорного в подобном сравнении быть не должно – квас прекрасный напиток, вреда от него никакого, сплошное удовольствие, всему народу нравится… Откуда же тогда нотка пренебрежения в выражении «квасной патриотизм»?

Дело, конечно, не в самом квасе, а в том, что не гоже определять «самоопределение» народа, государства и любовь к отечеству только по примитивному правилу: да здравствует то, что нравится нам, мы, дескать, не такие, как другие, поэтому мы лучше всех, и тому подобное.

Хорошо квасной патриотизм трактует Википедия:

«Квасной патриотизм - чрезмерная любовь ко всему своему, родному, хоть худому, и о своеобразном понимании истинного патриотизма: упрямая, тупая приверженность к мелочам национального быта».

У любой страны есть вещи, которые являются ее символами в глазах как ее жителей и иностранцев. Германия - пиво и сосиски. Англия - овсянка и пудинг. Франция - вино и женщины. Испания - коррида. Турция - турецкие бани. Финляндия - сауны. Россия - русская парная баня, которая существует столько, сколько существует сама Россия. Русская баня, кстати, гораздо древнее таких привнесенных символов России, как водка (читайте В. Похлебкин История водки), гармошка - середина позапрошлого века, матрешка (1890-е годы...) Поставить поставить себе рубленную баню мог даже небогатый человек, и вообще, представить себе нашу страну без бань просто невозможно!

Настоящий патриотизм состоит не в том, чтобы хвалить свое и хулить чужое. Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество и старается трудиться для его блага и процветания. При этом он может любить квас, а может и не любить. Прекрасный напиток квас от этого не пострадает!

Другие интересные выражения из русской речи:

Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями

Интересное выражение – козел отпущения . Фраза недосказана, но все ее прекрасно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех

Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого

Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда

Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской

выражение красной нитью не имеет к идеологии никакого отношения. А имеет отношение

Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение

Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие

Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для

Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение

Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической

Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то

Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий

Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его

Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего

Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь . Означает оно тот

Сирота казанская

Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно

Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с

Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную

Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,

Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти

Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,

Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории

Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к

Это выражение – квадратура круга , наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно

Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по

Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень

Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире

Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу

Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для

Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то

Прописать ижицу - выражение из разряда ушедших из нашего обихода в прошлое. Но

На букву Г