Любовь юрия и ларисы доктор живаго. Изображение любви в романе Пастернака «Доктор Живаго

Глава из книги В.М. Розин «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…».

Не так давно я перечитал «Доктор Живаго» Б. Пастернака и задумался. Надеюсь, все помнят, что в романе два основных женских образа - Тони, жены доктора, и Ларисы. И вот что интересно: образ Тони насквозь подозрительно положителен. Тоня беззаветно и безнадежно любит мужа, она готова, уважая его возвышенные чувства, даже отойти в сторону, уступить его Ларисе. Ее судьба трагична. Обстоятельства революционного времени заставляют ее вместе с семьей покинуть Россию, расстаться с мужем. Отношение Живаго к Тоне - не любовь. Долг, совесть, уважение, жалость - все что угодно, только не любовь. И Тоня сама это понимает. А почему, спрашивается, не любить Тоню? Если следовать рассудку, то стоит любить именно ее, такая она положительная. Но любит Живаго - страстно, глубоко, непосредственно - Ларису. Лариса же, по ее же словам, «надломленная, с трещиной на всю жизнь»; она в духовном порабощении у Комаровского и уезжает с ним в трагическую для Живаго минуту. А между тем Ларисе посвящены лучшие страницы романа, ее образ выписан нежнейшими красками, с огромным чувством и тактом: это не земная женщина, а идеал, сама красота и любовь, как их понимал поэт, живущий в тревожную и трагическую пору. Помните мысли о Ларе находящегося в плену Живаго:

О, как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать и выделить в разборе. О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу Творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребенка.

Не менее глубоки и прекрасны ответные чувства Ларисы. Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится. А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой-то венец совместимости, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою.

Впрочем, и здесь есть странность. Лариса начинает жизнь, теряя невинность еще гимназисткой; она живет с Комаровским, причем ей льстит, что годящийся ей в отцы красивый седеющий мужчина, которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах, тратит деньги и время на нее, зовет божеством, возит в театры и на концерты и, что называется, «умственно развивает» ее. Затем она находит силы уйти от Комаровского. Через несколько лет стреляет в него... Наконец полная свобода. Лариса выходит замуж за Пашу. Она учится, работает, отправляется на фронт, работает в госпитале. Встреча с Живаго. Лариса полюбила его, но они расстаются. Идет гражданская война. Лариса работает учительницей, помогает людям, многих спасает... И вот снова встреча с Живаго. Они открываются друг другу. Их совместная жизнь трагична (угроза ареста) и прекрасна. Но появляется Комаровский и увозит Ларису - явно обманом, воспользовавшись нависшей над Живаго опасностью и его растерянностью, но все же с ее согласия.

Как же объяснить, почему Живаго любит Ларису и не любит свою такую положительную жену Тоню и почему Лариса, женщина прекрасной души, ясного ума, любя Живаго, снова уходит к Комаровскому и даже какое-то время живет с ним? Ну, может сказать читатель, дело житейское. За что мы не любим женщину, всегда ясно, а вот почему любим - никогда не понятно. Что же касается Ларисы, то ведь сам Живаго одна¬жды сказал ей, имея в виду Комаровского: «Так ли ты хорошо всю себя знаешь? Человеческая, в особенности женская, природа так темна и противоречива. Каким-то уголком своего отвращения ты, может быть, в большем подчинении у него, чем у кого бы то ни было другого, кого ты любишь по доброй воле, без принуждения».

И тем не менее вопросы остаются. Оппозицию Тоня - Лариса можно понять, вспомнив, как вообще решали вопрос о семье и романтической любви многие писатели прошлого века. Возьмем хотя бы «Евгения Онегина» или «Дубровского». Пушкин считает: любовь - это одно, а брак и семья - другое. Романтическая любовь, любовь-страсть, любовь-влечение, обожествление любимого не совпадали с представлениями о супружеских отношениях. За супружескими отношениями стояли духовные и религиозные начала, а за романтической любовью - порыв, творческий экстаз, гений, природа. Расхожее мнение о несовместимости любви и брака, приобретшее особую популярность в канун Нового времени, пишет Р. Шапинская, в эпоху становления нового отношения к власти - легитимации, сформулировано М. Монтенем: «Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее: он старается возместить ее дружбой». Закон социальности переформулирует христианскую формулу, заменяя духовные категории (любовь, милосердие и т.д.) категориями экономическими (надежность, прочность, опора). Причина невозможности сохранения любви в браке заключается, по мнению С. де Бовуар, в том, что супруга теряет свою эротическую привлекательность. В браке совершается «ловушка» - «хотя по предположению он социализирует эротику, ему удается только убить ее». А чуть выше Шапинская замечает: «В традиционной русской культуре «брак по любви» воплощается лишь в романтическом дискурсе или «скандальных» историях (если, конечно, не считать романтизированных «договорных» браков). Брак по любви, не получивший одобрения «старших», не мог принести ничего, кроме несчастья».

А.И. Гончаров в романе «Обрыв» решает дилемму любви и брака так же, как и Александр Сергеевич, и Стендаль в «Красном и черном», и Толстой в «Анне Карениной». Толстой писал, что он часто думал о влюблении и не мог найти ему места и значения. А место это и значение очень ясные и определенные: облегчить борьбу похоти с целомудрием. Влюбление, утверждал великий писатель, должно у юношей, не могущих выдержать полного целомудрия, предшествовать браку. Тут и место влюбления. Когда же оно врывается в жизнь людей после брака, то неуместно и отвратительно.

Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения, утверждали, что они несовместимы. Для последних употреблялись и совершенно другие слова: супруг, друг, муж, жена, товарищи (по жизненному пути) и т.д. Если вам доведется гулять по аллеям Донского мона¬стыря в Москве, обратите внимание на эпитафии на могильных плитах XVIII и XIX веков. Обычны надписи типа: «Жене и другу», а помню и такую замечательную эпитафию:

Супругу нежную и истинного друга,
Мать, посвятившую жизнь для детей своих,
Оставившую свет еще в цветущих летах,
Оплакивают муж и семеро детей.

Очевидно, и Борис Пастернак исходит из тех же самых моделей любви и брака: любит Живаго Ларису, а жалеет и считает своей женой Тоню. Потому и нет им с Ларисой счастья, а только восторг и страданья, совпадения и боль.

Итак, в русской и не только русской литературе XIX века сложилась модель, разводящая романтическую любовь и брак. Правда, уже в середине этого столетия стала формироваться и другая модель, если можно так сказать, гражданского брака. Что для нее характерно? Ослабление религиозного начала, уважение к личности супругов, идеи сотрудничества и эмансипации. Разочаровавшись в идеалах романтической любви, Н.П. Огарев пишет своей будущей, второй жене Натали Тучковой: «Я думаю, единственная женщина, с которой я мог бы жить под одной крышей, вы, потому, что у нас есть одинаковое уважение к чужой свободе, уважение ко всякому разумному эгоизму, и совсем нет этой неприятной ме¬лочности, отягчающей человека заботами и последующей его привязанностью, которая пытается завладеть всем его существом, без всякого уважения к человеческой личности». Натали Тучкова полностью разделяла взгляды Огарева, но известно, чем все это кончилось: прожив с Огаревым семь лет в полном согласии и понимании, она полюбила Герцена и ушла к нему.

Третья жена Огарева, Мэри (в прошлом лондонская женщина легкого поведения), с которой он прожил 18 лет в мире и согласии до самой своей смерти, даже не понимала по-русски, а тем более его стихов или политической деятельности. Зато она его любила, обожала, создавала ему все условия для нормальной жизни и работы, т.е. была просто женой. «Мэри Сатерленд, пишет Лидия Лебединская в повести об Огареве, боготворила его, не понимая. И с годами Огарев стал думать, что, наверное, это естественно, коли так, и уже ничего и не пытался разъяснять. Впрочем, это и не надо было Мэри. Все, что делал муж, заведомо представлялось ей в ореоле непреложной справедливости и правоты».

Не правда ли, любопытная эволюция: начав с романтической любви, влечения сердца, страсти, Огарев приходит к идее подчинения любви разуму, чтобы в конце концов успокоиться в почти языческом понимании любви. Безусловно, в жизни все может случиться, однако вряд ли Натали ушла бы от мужа, если бы она понимала брак также как Татьяна Ларина.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Модель гражданского брака в ценностном отношении развивается в XIX веке в двух направлениях: к буржуазному идеалу семьи и к революционно-демократическому. Первый идеал находит свое выражение в американской модели циклического брака (Т. Драйзер, Р. Кент, Э. Хемингуэй), второй - в модели коммунистического брака. В обоих случаях предполагается любовь (близкая к романтической), причем семья строится именно на ее основе. Герой Драйзера, финансист Фрэнк Каупервуд, как вы помните, каждый раз страстно и глубоко любит очередную избранницу. Он уходит из одной семьи и создает новую; оставленная же семья получает определенное содержание. Жена в амери¬канской модели брака не только ведет хозяйство, дом, воспиты¬вает детей, она - любимая женщина. Обладает она и правами, и независимостью. Но если любовь кончается или нарушаются договорные отношения, брак распадается.

В коммунистической модели брака на месте правовых и экономических отношений стоят сотрудничество, сознание, мораль, нравственность. Семейная жизнь К. Маркса является в этом отношении недосягаемым образцом: страстная, романтическая любовь к Женни фон Вестфален, пронесенная через всю жизнь, многодетная семья, взаимопомощь и сотрудничество супругов, единство взглядов и идеалов. В этой модели предполагается, что семья строится не только на любви, но и на сознательных гуманистических и даже коммунистических началах. Другой вопрос, в какой мере такую модель брака удавалось реализовать практически. Нашим родителям иногда это удавалось, а сегодня получается лишь в виде исключения. Понятно, что коммунистическая модель брака допускает развод и образование новой семьи.

«Доктор Живаго» - это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились», - так говорил Пастернак о своем творении. Роман «Доктор Живаго» стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе огромна.

В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви – одна из основных в произведении.

Любовь, по Пастернаку, - божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю.

Любовная коллизия в «Докторе Живаго» во многом автобиографична. И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному…

Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции. Судьба его складывается весьма непросто, так же, как и его отношения с женщинами. Всю свою жизнь герой метался между Ларой Антиповой и Тоней Живаго. Каждую из них он любил по-особому. Эти две женщины, по моему мнению, очень разные, но при этом обе они были равно дороги главному герою.

Тоня отличалась простотой и какой-то трогательностью. Эта девушка, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. А как же иначе? Перед самой смертью мать Тони, Анна Ивановна, сказала обоим героям, которых считала своими детьми: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»

Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».

Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой.

Этой другой стала для Живаго Лариса Федоровна Антипова. Любовь героя к ней – совсем иная. На протяжении всей жизни Живаго судьба удивительным образом постоянно сталкивает их. Юрий Живаго восхищается Ларой, смелой, дерзкой, любящей. Для него эта женщина является воплощением России. Доктор не может представить своей жизни без Лары: «О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось, мечталось, как ему было надо! ... той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом…»

Герой романа всегда ассоциирует свою возлюбленную с Россией, которая так же противоречива и многогранна. Чем же является Лара для Юрия Живаго? Она – часть родной земли, которая, так же, как и героиня, «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!»

Вот это и есть Лара. И пусть в минуты сомнения герой «наговорил» об этой женщине, все равно его любовь к ней всепоглощающая. Чувство героя к Ларе чисто и вечно. Юрий Живаго сознает эту вечность и знает, что бежать от любви невозможно, да и некуда. Такая любовь слишком редка среди людей и дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, «не опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».

Думаю, эти слова становятся ключевыми для понимания безграничной любви между Ларисой Федоровной и Юрием Живаго. Пастернак в своем романе создает картину удивительных отношений: простых и естественных, с одной стороны, и идеальных, вечных, с другой. Но при всем этом, так любить, как любят друг друга герои романа, способны только исключительные люди.

Любовь в романе «Доктор Живаго». Краткое сочинение: Тема любви по роману Пастернака «Доктор Живаго»

Произведение «Доктор Живаго» — это собирательный портрет людей, вынужденных выживать в условиях кровопролитной революции и войны. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох, каждый ожил, переродился…. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая» — сказал главный герой романа Юрий Живаго. Когда человека к чему-то принуждают, ему трудно сохранять в себе такие бесценные вещи, как любовь к ближнему, сострадание, нравственный долг и взаимопонимание. Без этих составляющих в человеке умирает душа, он становится пустой телесной оболочкой, бесцельно существующей на божьей земле. Это понимал Юрий Живаго, который всегда хотел заниматься своим любимым делом, помогать людям и жить без насилия и лишения воли. Он был человеком, знающим свои обязанности. Несмотря на то, что его неумолимо тянуло к творчеству, он понимал, что этим на жизнь не заработаешь, поэтому нужно отбросить личные желания для блага родных. Таков был его принцип до тех пор, пока он случайно не встретил на одном врачебном вызове Ларису Гишар или Лару, невероятно красивую, хрупкую на вид, но по-настоящему сильную духом девушку. Его поразила её красота с первого взгляда. Долгое время Живаго не пересекался с Ларой из-за призыва в действующую армию, пока однажды в одном госпитале не встретил её вновь.

Чувства двух колеблющихся сердец были противоречивы. Юрий и Лара терзались печалью, тревожились за настоящее и будущее родных. Они в последнюю очередь думали о личном счастье, отчего тоже испытывали немало душевных страданий. Они оба состояли в браке и понимали, что, дав волю своим истинным чувствам, сильно ранят тех людей, которые отдавали им душу без остатка (Антонина Живаго, жена Юрия, с трепетной любовью воспитывала их детей, а Павел Антипов, муж Лары, ушел от жены и дочери, чтобы избавить их «от своего воображаемого гнета»).

Казалось бы, что все отношения между Юрием и Ларой выяснены, и в этом вопросе поставлена точка. Но судьба распорядилась иначе, и не раз сталкивала несчастных на жизненном пути: «Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается!». Пройдя через ужасные испытания, которые жестокое время обрушило на них и многих других людей, ощущая страх, последствия перемен и боль от убийства соотечественников, влюбленные решают, вопреки всему, прожить отведенные им дни безмятежно и счастливо, пока есть возможность. Зачем дальше жить, если на фоне всеобщей безнадежности твое сердце рвется на куски? Какой смысл в жизни, если вокруг тебя умирают старые порядки, обычаи и ценности, а тем временем внутри ты постепенно умираешь сам? Такие мысли посещали их головы во время принятия такого важного решения. «Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».

Какое-то время они жили вместе с дочерью Лары и Павла Катенькой в тихом безлюдном имении Варыкино. Радость царит в дружной молодой семье, что впервые глотнула недолгую свободу от всех горестей внешнего мира. Кажется, что именно тут они смогли вздохнуть полной грудью. Здесь Живаго смог полностью посвятить себя поэзии, которая дала ему жизненную силу. Однако когда война закончилась и установилась диктатура пролетариата, Лара с дочерью попали в опасное положение. Чтобы спасти их, Живаго с трудом сдерживал свои эмоции и обманом отправил Лару с Катенькой в безопасное место. Это был последний раз, когда они друг друга видели. Война отняла у них самое дорогое, что есть в жизни, — возможность быть рядом с любимыми.

Б.Л. Пастернак переплетает в романе между собой многие вечные проблемы человечества: отношение человека к окружающему миру, человек и его долг перед Родиной, человек и его место в истории…. Но особо тщательно он рассматривает конфликт между разумом и чувством. Описание внутреннего мира героев произведения заставляют сопереживать им и надеяться, что Юрий Живаго обретет покой в ином мире, а Лариса Антипова найдет в себе силы, чтобы утихомирить душу после всего пережитого и зажить спокойно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лара (Антипова Лариса Федоровна) главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала в Москву, мать Л., по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Л. пытается отравиться, но остается жива. Все более тяготясь связью с Комаровским, Л. весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Л. занимает деньги у Ко-логривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Л. берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Паше; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Л. стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Л., Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Л. переносит тяжелую нервную горячку.

Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Л. «любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему»; он уходит на фронт, где попадает в плен. Л., сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Л. часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает. Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Л. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Л. и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Л. и о том, чем именно, «какой стороной своей» она хороша: «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для Живаго Л. — «представительница самой жизни, самого существования», «их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования». Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: «Я — надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Живаго говорит Л.: «Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть». Живя с Живаго, Л. предчувствует скорый арест: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Когда в Юрятине появляется Ко-маровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов/Стрельников, казнен.

Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Л. идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов; в его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Л. брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Л. не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Л. пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, «кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла». Прощаясь с мертвым, Л. говорит ему о какой-то своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». После похорон Юрия Живаго Л. проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Л. больше не возвращается. «Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где <...> в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». В то же время исчезновение, «растворение» героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Л. как символа России (ср. также значение имени Лариса — «чайка»).

Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: «Татьяна, дочь Лары» — «Татьяна Ларина») Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью «русского министра в Беломонголии Комарова» и его жены «Раисы Комаровой»; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительную историю любви. Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти. Примечательно, что вначале роман назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов появляются мальчики: Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов — и девочки: Надя, Тоня.

Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» — это Лариса Гишар. «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об ней автор. Вместе с мальчиками и девочками в роман входит темы подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, ранимого, максималистски нетерпеливого к фальши и несправедливости. Героев разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться.

Лара воспитывается в небогатой семье. Она вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача. Юра Живаго рано остался без матери. С детства он чувствовал недостаток тепла, любви. Поэтому так дорожил заботой и дружбой. Герои пока еще встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая встреча происходит на новом жизненном этапе героев. Проходит время. Оказывается, что «мальчики выросли и все — тут, в солдатах». Уже повзрослев, они встречаются на званном вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви — знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ. Поэтому рефреном всего романа являются строки из стихотворения Юры: «Свеча горела на столе, свеча горела». Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей богача, но и в ненавистное ей, навязанное извне существование. Герои сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и вместе с тем он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом (врачеванием не только человеческих тел, но и сердец). Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия — это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов. Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия.

Это доказывает судьба Стрельникова — вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть все тем же мальчикам, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей. «Игра в людей» противоестественна, — утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину герой обретает в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Герои во многом изменились, многое поведали. Но сердца их не потускнели, они почувствовали, узнали друг друга. Их встреча после революции в библиотеке маленького захолустного городка далеко не случайна. Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению ее разных ипостасей. Но вот, наконец, они встречаются глазами. …И больше не могут расстаться ни на минуту. Оба героя шли к этому свету всю свою жизнь. И надежда не обманула их. Они рождены друг для друга. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней. Их отношения очень гармоничны, потому что любовь Юры и Лары окрашена нежностью, заботой, взаимопониманием. Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь — это свет, тепло, умиротворение. Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека. Юра и Лара вместе лепили огромный светлый мир. Именно он помог им спасти свои души. Отношения героев были тайными, но именно в них был заключен весь смысл жизни героев. Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеет тяжелые последствия. Юре и Ларе чужды себялюбие, ограниченность, пошлость окружающего мира.

Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей. С одной стороны автор показывает насилие и смуту, а с другой простую, но священную жизнь в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губит всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр. Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека. Любовью дышит весь подтекст романа. Символом любви и гармонии является здесь не только свеча, но и природа. Природа в романе есть воплощенное чудо, чудо жизни: «Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила». Истинным чудом в мире является сам человек, в сердце которого живет мудрая, всепроникающая любовь.