Произведения о военном детстве. Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне

Сегодня мы отмечаем День победы !

Это один из самых светлых дней, праздник со слезами на глазах. Это день, когда слова не нужны, и когда они так необходимы , чтобы выразить нашу благодарность тем, кто еще жив и помнит 9 мая 1945 года, а также тем, кто до этого дня не дожил, но всеми своими силами приближал Победу.

Правда жива, пока ее помнят.

Чтобы наши дети знали о прошлом своего отечества, мы должны рассказывать, читать вместе с детьми и, самое главное, обсуждать прочитанное. Только так мы передадим Память нашим потомкам.

Сегодня мы подготовили для вас 8 книг о Великой отечественной войне для чтения детям. Чтобы знали. Чтобы помнили.

С праздником вас и мирного неба над головой!

Тематическая книжная подборка "О Великой отечественной войне детям"

Людмила Пожедаева: Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - и это есть в книге.

Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история - и это есть в книге.

Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.

Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!

Для старшего школьного возраста

Анатолий Митяев: Подвиг солдата. Рассказы о Великой Отечественной войне

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: "Летом 1942 года записался добровольцем.

На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе". Вот и все.

Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Татьяна Кудрявцева: Маленьких у войны не бывает

Никто из героев этой книги не выдуман, они - реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.

Возможно, вы даже встречались с этими людьми, не подозревая о том, что история каждого из них достойна высокой литературы.

Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу - ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает .

Для среднего школьного возраста

Лев Кассиль. Рассказы о войне

Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.

Среди рассказов, вошедших в книгу, можно отметить:

  • Федя из подплава
  • Батарейный заяц
  • Линия связи
  • У классной доски
  • Держись, капитан!

Для среднего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Дунаева И., Юдин В.


Валентин Катаев. Сын полка

Валентин Петрович Катаев, русский писатель и драматург, прошёл Великую Отечественную войну и не понаслышке знал о том горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства.

В 1944 году Катаев написал повесть "Сын полка ".

Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.

Для среднего школьного возраста


Юрий Яковлев: Как Сережа на войну ходил

Пронзительная сказка замечательного писателя Юрия Яковлевича Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Серёжа хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою…

Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбёжку фашистским самолётом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.



Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач. Стихи и рассказы о войне

В этой книге собраны произведения В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, С. Михалкова, Е. Евтушенко и других известных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, о победе, доставшейся нашему народу дорогой ценой.

Стихи, песни и короткие рассказы стали невольными свидетелями событий военных лет.

Благодаря им современный читатель не только узнает исторические подробности, но и эмоционально сопереживает их с героями литературных произведений.

Для младшего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Владимир Гальдяев, Светозар Остров,

Петров М., Владимир Винокур

Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?

Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём, что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.

Книга строится на рассказе дедушки-ветерана своему внуку, который наткнулся на военную фотографию. В издании 91 история, почти каждая из которых сопровождается красочными иллюстрациями.

Для дошкольного и младшего школьного возраста


1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной.

3. Проза о войне. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.

4. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Детской литературой задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. «Малышок» (1947), В. Осеевой Васёк и его товарищи» (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Детская литература главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева («Юность Маши », «С тобой »), («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большая советская энциклопедия

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Портрет героя в лирике о Великой Отечественной войне (МИНЕРАЛОВА)
А.Ф. Лосев делает в повести “Жизнь” 1941 г. важные для нас выводы, которые по большому счету диктовала и русская история, и русская философия, и русская литература: “Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы «...» Нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для нее общее, если она не любит этого общего, т.е. если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины“
Зачем?

Отдать дань тем немногим, что еще живы

Вспомнить тех, кто отдал жизнь

Поклониться народному страданию.

Постараться понять, как выстоял Советский Союз и победил

Все труднее понять современной молодежи, потому что из лексикона уходят слова

Равенство и братство

Чувство Родины

Героизм
Все доминантней определение трагическая эпоха вместо героическая эпоха, хотя должно быть ясно, что одно не отменяет другого, но расставляет акценты, которые ближе по каким-то соображениям нашему времени.
Сколько камней “поминальных” как будто брошено уже и еще будет брошено в лицо моей Родины?

Сколько рассуждений о том, что защищать ее можно было бы изящней и эстетичней. Наверное, сегодня можно и порассуждать, еще каких-нибудь четверть века это казалось пошлым и святотатственным: ни одна жертва не напрасна.

Наверное, когда пройдет 1000 лет и я забуду, что 22 июня 1941 г. был выпускной вечер у моего отца, и что из 7 Георгиев, учившихся в их классе, он живым вернулся один, а в 37 лет получил свой первый инфаркт, потому свинец войны догонял и догоняет их и сегодня.

НО есть еще одна особенность: родившиеся в начале 50-х, мы не ощущали себя “послевоенным поколением”, уже другое десятилетие распахнуло нам свои объятья, но, чем дальше от Великой победы, тем (парадокс) мы ближе к войне.

Так вот по праву той памяти я и хочу говорить о портрете героя в литературе ВОВ


Тема необъятная:

1. Лирика, явленная в песне Великой Отечественной войны Исаковский, Фатьянов, Долматовский


2. В прозе военной и послевоенной: галерея, но вглядитесь в Егора Дремова (Русский характер Алексей Толстой) и Андрей Соколов (М.Шолохов Судьба человека) или героев рассказа “Пятница” Б. Васильева.
3. Поэзия ВОВ: сотни имен
Живой портрет времени и его героя:

Симонов


“Сын артиллериста”

Алигер “Зоя”

Твардовский “Василий Теркин”

“Новая война разразится тогда, когда вырастет поколение, не помнящее ее” (Ромэн Роллан)


Лубочный” – Теркин

Монументальный”

Набросок”

Эскиз”

Гравюра”

Жанровая зарисовка”

В годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»).
ЛЕВ КАССИЛЬ О ГАЙДАРЕ: (Чуда Гайдара)
Помочь подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей коммунистического будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире, – вот то «самое важное», про что с такой изумляющей, убедительной простотой умел говорить детям Гайдар.

К пониманию э того «самого важного» ведет Гайдар маленького читателя каждой своей строкой. Все у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено мыслям о величии Советской страны, о ее могучей силе, все зовет оберегать ее счастье, отвоеванное в жестокой борьбе.

Не раз говорил ребятам Гайдар о том, что он считает самым важным на свете:

«Совсем рядом с ней проносились через площадь глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы, но они не задевали и как будто бы берегли Натку, потому что она шла и думала о самом важном.
Рецензия на Фронтовые записи

Первое обращение А. П. Гайдара к молодежи и детям в дни Великой Отечественной войны было написано в Москве для радио-это был страстный призыв писателя: «Берись за оружие, комсомольское племя!» Позднее, в конце 1941 года, это обращение было напечатано в сборнике «Советским детям», выпущенном Детгизом.

В июле 1941 года А. П. Гайдар уехал на фронт, под Киев, в качестве специального военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Фронтовые записи Гайдара печатались на страницах «Комсомольской-правды» и «Пионерской правды». Его корреспонденции с фронта имели пометку «От специального корреспондента «Комсомольской правды» и подписаны: «Действующая Армия. Аркадий Гайдар».
Первая корреспонденция - «У переправы» - была послана Гайдаром в самом начале августа и опубликована в газете 8 августа, на третьей странице, под общей шапкой: «Героическим комсомольцам орденоносного 306-го полка - слава!»
20 августа в «Комсомольской правде» появился второй военный очерк писателя - «Мост».
Третий очерк А. П. Гайдара - «Война и дети» - был опубликован в «Комсомольской правде» 21 августа. В этот же день очерк «Война и дети» был напечатан и в «Пионерской правде».
30 августа в «Пионерской правде» было напечатано письмо Гайдара пионерам и школьникам перед началом нового учебного года - «В добрый путь!». Это письмо известно несколько менее других фронтовых корреспонденции А. П. Гайдара.
Очерки «У переднего края» и «Ракеты и гранаты» были напечатаны в «Комсомольской правде» 17 сентября и 4 октябри 1941 года.
«Ракеты и гранаты» - последнее произведение, созданное писателем.
26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб.
Источники:
Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза . Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя».
Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).
Сюжетно-композиционные особенности.

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.

Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.

В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.


– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.

Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)


– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.


Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».


Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы:

1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце».

2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».


»
»
»

Книги про Отечественную Войну 1812 года

Отечественной войне 1812 года посвящены две великолепные книги издательства "Лабиринт".

Первая - "В грозную пору" - была написана еще в советское время историком Михаилом Григорьевичем Брагиным. Её современное издание очень оригинально: кроме текста и иллюстраций, в книге много разнообразных интерактивных элементов. Книга качественно сделана, информационно наполнена - это настоящее произведение искусства. Если школьник увлекается историей, оружием или военным делом - эта книга будет для него отличным подарком! Но и взрослые, я уверена, получат от этой книги огромное удовольствие.

Аннотация:
В 1960-х годах историк М. Г. Брагин написал книгу "В грозную пору", и советские мальчишки заболели 1812 годом. Сколько армий было создано из самых неожиданных материалов, сколько разыграно сражений! Спустя почти полвека эта книга возвращается к читателю, и вновь на её страницах слышен грохот пушек, сверкают кирасы и клубится пороховой дым. Отечественная война оживает здесь в мельчайших подробностях: можно прочесть переписку генералов, разобраться в схемах боёв, увидеть, что носил в ранце русский солдат, заглянуть в устав 1811 г., рассмотреть униформу и оружие, научиться строить укрепления, узнать, как стреляет пушка, зачем сапёру фартук, можно ли было вылечить Багратиона, что такое окочурник, какая статуя Наполеона могла бы стоять в Кремле и что погубило Великую армию. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, панорамные страницы, клапаны, книжечки, карты, схемы сражений, путеводитель по Бородинскому полю, карточки с портретами и биографиями великих полководцев, исторические документы.

В той же серии, в таком же оригинальном оформлении вышла книга "Бородинская битва". Страниц в этом издании немного - всего 26. Зато каждую из картонных страниц можно изучать подолгу. Цена на эту книгу очень и очень приличная. Это не массовый продукт, и в свою библиотеку я, например, данную книгу покупать не стала. Но и оставить её без внимания я тоже не могла - очень уж она хороша.

Аннотация:
Это уникальное интерактивное издание подготовлено специально к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Книга даёт редкую возможность не просто прочитать о событиях давно минувших дней, но и в максимальном приближении увидеть ход Бородинской битвы, самому погрузиться в историю, буквально оживающую на страницах книги. Основное повествование сопровождается дополнительными текстами, которые рассказывают о героях кампании 1812 года и описывают занимательные подробности военного быта. Иллюстрации позволяют представить, как выглядели форма и вооружение того времени: историческая точность соблюдена здесь даже в мельчайших деталях. Книга создавалась при содействии крупнейших библиотек, музеев, военно-исторических клубов России. Издание предназначено для широкого круга читателей. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, подвижные элементы, клапаны, панорамные и раздвижные страницы, ляссе с модулем в виде часов с подвижными стрелками, постер с портретами и биографиями французских и русских полководцев, 10 карточек с униформой русской армии, 10 карточек с униформой французской армии, старинная настольная игра "Казаки".

Рассказ 1. Витька

Витька – мальчишка горячий и на руку тяжёлый - в отца, молчаливый - в мать. Жили в Москве. Отец пил безбожно, дебоширил и с матерью жил плохо. Бывало, с работы возвращается, за пол улицы до дома его слышно. Не то, что свои, а помимо Витьки была ещё Галка- младшая сестра-погодка и старший брат Толик, но и соседские ребятишки со двора линяли. Не попадись под пьяную руку. Мать у соседей по коммуналке ждала, когда муж спать завалится. Терпела по-женски, как умела. Дети общие, всё-таки. Галка люто ненавидела отца за жестокость к ней и матери – бил обеих, братья воспринимали такую жизнь, как нормальное положение дел. В соседских семьях наблюдалось похожее, правда, реже.
Каждое лето мать отправляла Витьку с Галкой в деревню Верзилово, что под Каширой, к деду и бабушке. В начале июля 1941-го Витьке исполнилось одиннадцать. Знали, что война началась, и отец ушёл на фронт. А в начале августа пришла на него похоронка: Погиб смертью храбрых в неравном бою с фашистским захватчиками. Бабушка, узнав про горе, села причитать: «Сиротинушки мои! Детки несчастные». Брат с сестрой вернулись домой и застали бабушку в слезах:
- Бабушка, что случилось?! – закричали в голос.
- Папа ваш погиб! Сиротинки мои! – заголосила бабушка.
- Слава Богу! – выдохнула Галка.
- Дура! – рявкнула бабушка и влепила ей подзатыльник.
Витька молча залез на печку. Уснул. А утром проснулся с твёрдым убеждением: «За отца надо мстить». И сообщил о своём решении сестре. Условились, что уйдёт назавтра вечером, как дед с бабушкой уснут. В ночи, незамеченным, доберётся до железнодорожной станции, что в одиннадцати километрах от деревни, в какой-нибудь военный поезд сядет, а там и делов то, что до фронта доехать. И уж отомстит. При этом Витька яростно сжал кулаки.
Начались сборы. Днём помылся в бочке, ногти остриг, а то «как это – у солдата грязные когти сапоги рвать будут» - это Галка надоумила. Старым дедовским перочинным ножиком Витька побрил виски, это для солидности, чтобы за пацана на фронте не приняли. Галка мешок собрала: краюху хлеба, пару варёных яиц, сала шмоток, сахара головку. А как старики уснули, так и кувшин молока на стол выставила будущему воину. Витька молоко не одобрил. Потребовал остограммиться. Галка замахнулась, как бывало мать на отца, передником, но тут же прижала его к глазам и расплакалась, как водится. Перекрестила, как умела. Попрощались, поцеловавшись. Заголосить положено, так нельзя – бабушка с дедом проснутся. Витька мешок на плечи и за дверь тенью. Галка постояла, белым платочком помахала в темноту…
Через сутки Витьку сняли с поезда. Успел отъехать километров тридцать от станции.
Дома дед ремнём с пряжкой отхаживал по мягкому месту, приговаривая:
- Вот те за бабкины слёзы, вот те за мой радикулит, вот те за Галку и за её синяки на заднице, вот те за мать, что на мужа похоронку получила. Вы ей помощники и отрада в жизни, а ты что надумал, стервец!
- Деда, а почему у Галки синяки на заднице? – сквозь слёзы не боли, а обиды, что поймали, спросил Витька.
- Дык, выпытывал у ней, куда ты побёг! Эх, упрямая девка, что осёл!
После первой неудачи, Витька ещё три раза на фронт бегал с тем же исходом. Пока не увидел немцев в родной деревне.

Рассказ 2. Немцы в деревне

С середины ноября уже слышны были близкие разрывы снарядов. Пролетали фашистские самолёты. Били в основном по стратегическим местам, по Кашире.
В двадцатых числах ноября по деревне разнёсся слух: «Немцы идут, в Венёво уже». Венёво – городок в тридцати километрах от Верзилово, где живут Витька с Галкой. Мать в Москве со старшим братом на военном заводе снаряды для фронта делают. А младшие хоть подмога дедушке с бабушкой. Дел в деревне много. Всё лето рыли бомбоубежища да окопы. Работали в поле - сено собирали да в снопы вязали. Рыли ямы, в которые прятали хлеб, муку, крупы – пшено, рожь - всё, что получали за трудодни и выращивали на своих огородах. А как немцы стали подходить, так дед и другие деревенские погнали скотину – овец, свиней да коров в Каширу. Только лошадей не успели отогнать. Табунок в 30 голов дед Димитрий самолично в лесу "спрятал".
Как-то сидели Витька да Галка с другой ребятнёй на крыльце дома. Вдруг едет танкетка. Поравнялась с крыльцом, человек в незнакомой военной форме достал пистолет. Ребята, как по команде, на землю попадали и закрыли головы руками. В тот же момент полетели неприятельские самолёты. Человек из танкетки выстрелил в небо. В его руках оказалась ракетница. Видимо, он давал понять лётчику, что здесь свои. Самолёты летели в сторону Каширы. Танкетчик уехал. Недалеко раздался мощный взрыв бомбы, брошенной с самолёта:
- Ух, ты! Бомба упала! – закричали мальчишки, - побежим, посмотрим, какая воронка получилась!
Тут Витькина-Галкина бабушка, Анна Родионовна, прибежала:
- Эй, что удумали?! – и погнала всех в бомбоубежище, вырытое за соседним огородом.
Помещалось там человек двадцать. Пережидая налёт, бабы и договорились устроить «детский сад». Подальше от греха, чтобы дети сами по себе не бегали и на неразорвавшихся минах и снарядах не прыгали. Решили каждое утро отводить детей в один дом и оставлять там всех под присмотром деревенской учительницы.
А через несколько дней в деревню пришли немцы. Распределились по домам. Бабушка Витьку с Галкой на печку загнала, что посередине избы стояла, и шторкой задёрнула. Вошёл высокий человек в офицерской форме.
- Руссо солдатн? – спросил и к печи, шторку отдёрнул.
Оттуда на него уставились две пары прищуренных в ненависти глаз.
- Тут руссо дети! – рявкнул Витька.
Бабушка спешно задёрнула штору и встала между офицером и печкой с воинственным видом.
- Я-я! Гут! – сказал офицер и вышел.
Через несколько минут в дом вошли немецкие солдаты. Они занесли сено и разложили его по всему дому, затем всё своё оружие складировали у дверей и… разлеглись спать.
Ночью бабушка Анна не спала. Она и вздохнуть-то боялась. И всё разглядывала солдат – вот они какие, немцы, вроде обычные люди… И тут видит – с печки свесились Витькины ноги. Мальчик тихо слез, подошёл к двери, сгрёб всё оружие и вон из дома. Анна еле сдержала себя, чтобы не закричать. Прокралась между спящими солдатами, шмыгнула за дверь, из дома за ворота. Витька, пригибаясь к земле от тяжести оружия, быстром шагом направлялся к лесу. Бабушка побежала за ним. Нагнала, схватила за плечи, затрясла:
- Что же ты делаешь?! Ведь всех под пулемёт, всех положат, не пожалеют, не посмотрят, что «руссо дети»! - передразнила она Витьку, выхватила у него оружие и потащила домой. Витьке велено было остаться снаружи.
Оружие было возвращено на место. Анна разбудила Галку, приложив палец к губам, показала – молчи, мол. Они быстро вышли и побежали в бомбоубежище, где и просидели следующие четыре дня.
Эти дни шли бои. Дедушка Димитрий оставался в доме. Немецкие солдаты возвращались в промежутках между действиями и не все живыми. Убитых приносили с собой, загружали в большую машину, машина уезжала.
Как-то дед услышал дикие крики, выглянул в окно. Немецкий солдат тащил на себе раненого. У того на голове зияла огромная рана. Кровь оставляла за людьми чёрный ручей. Солдат поднёс раненого к «труповозке», закинул его внутрь и выстрелил. Крики прекратились.
На четвёртый день после боя вернулось двое немецких солдат без офицера. Дед Димитрий наблюдал за ними с печи. Те умылись, сели за стол, достали галеты и какие-то консервы. Тут в избу вошёл здоровенный детина - белобрысый и краснощёкий. В деревне говорили, что финн он по национальности. Фашист стащил деда за шиворот с печи и стал кричать, показывая руками, что ему требуется круглый хлеб. Дедушка разводит руками, мол, нет ничего. Тот выхватил револьвер и приставил его к голове деда. В этот момент в избу вошёл немецкий офицер. Поняв в чём дело, офицер выдал длинную тираду на своём языке и замахнулся на финна. Солдат пулей вылетел из дома. А дед забрался обратно на печь.
На пятый день в деревню вошли советские солдаты. Но ещё долго наблюдали жители деревни залпы «Катюш» и слышали взрывы. Немцев больше не видели. Но вся война была ещё впереди.

Рассказ 3. Вся война впереди

После того, как немецкая часть покинула деревню, люди постепенно вышли из бомбоубежищ. Они увидели страшное. Нет, дома стояли на местах, жители деревни, даже те, что не прятались, были живы, но бывшие поля превратились в одну сплошную яму от воронок. В воздухе повис удушающий запах смерти. Земля была усеяна снарядами и разлагающимися трупами солдат. Советских солдат.
На Бугре, на самом высоком месте деревни, жители устроили братскую могилу. Кто-то рассказал, что трое «наших» пытались выбить с Бугра немецкого пулемётчика, засевшего там за день до взятия деревни. Двое солдат были убиты на подступах пулемётной очередью. Лишь третий умудрился подобраться к высоте со стороны леса, но и тот погиб. Он выстрелил в фашиста одновременно получая пули в себя. Там и похоронили всех троих. Памятник соорудили. Погибали, защищая каждую деревню, каждый дом…
Бабы пригнали из Каширы выживших под бомбардировкой домашних животных, восстановили разрушенные сараи и хлев. Постепенно стали возвращаться к обычной жизни.
Окрестность была «заражена» железной болезнью. Повсюду валялось оружие, которым очень интересовались деревенские мальчишки. Всем было охота узнать из чего оно состоит и как работает. Особую опасность представляли неразорвавшиеся снаряды и мины. Чтобы предотвратить несчастья, жители деревни на время работы отправляли своих детей и внуков в «детский сад». Но…
Это случилось уже по весне, когда разыгралось солнышко, когда деревья и кусты подёрнулись зеленью, и стала пробиваться первая трава, скрывающая кровавый ужас земли. Поля надо было выравнивать и вспахивать под посев. Самых старших ребят, которым уже исполнилось по одиннадцать - двенадцать лет, забрали из «детского сада» на полевые работы. Трое друзей –Витька, Женька и Колька ходили за лошадьми с плугом, когда на пути обнаружилась целёхонькая мина. Любопытство взяло вверх над осторожностью. Мальчишки вытащили мину из земли и попытались её разобрать. Ничего не вышло. Тогда они перетащили её в сарай, пока взрослые не видят. Женька, старший из всех, предложил:
- А давайте её камнем ударим, чтобы вот эту крышечку вскрыть. Но вот что, если раздастся взрыв, вы падайте. А я побегу в «детский сад» за помощью.
Так и сделали. Камнем по мине шмякнули. Раздался оглушительный взрыв. Витька и Колька упали на землю, а Женька побежал…
На следующий день Женю и Колю похоронили. Витька получил ранение руки и остался жив.

"...Нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем" - писатель Борис Балтер (1919-1974).

Для того чтобы дети знали и помнили о героических подвигах наших дедов и отцов - в них нужно воспитывать патриотические чувства. Рассказать о войне, о погибших родственниках, о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить миллионам людей, о борьбе с фашизмом и о Победе. Только тогда ребенок сможет понять, что такое любовь к Родине и как важно уметь защитить своё Отечество и своих близких в случае необходимости.

Уже младшим школьникам можно начинать читать детские книги на военную тематику. Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Книги о войне помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Наши дети, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, должны знать о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу, но и внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми!

Предложите детям прочитать:

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Баруздин С. «Шел по улице солдат»
  • Кассиль Л. «Твои защитники»
  • Маркуша А. «Я - солдат, и ты - солдат»
  • Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
  • Артюхова Н. «Светлана»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Для среднего школьного возраста:

  • Алексеев С. «Рассказы о войне». В книгу вошли рассказы о героической Московской битве, великих битвах на берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя, блокаде Ленинграда, о штурме Берлина. Автор, встретив войну курсантом лётного училища, будто списал с памяти увиденное и пережитое в те юные годы, адресовав свою книгу тем, кто любит родную страну и гордится её великим прошлым.
  • Митяев А. «Письмо с фронта». В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Мы вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают нас к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война - тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
  • Катаев В. «Сын полка». Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине. Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.
  • Балтер Б. «До свидания, мальчики!». "До свидания, мальчики!" - самое известное произведение Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах Европейского континента. В 1964 г. по повести был снят фильм, а спектакль, поставленный в Московском театре им. Ленинского комсомола, собирал неизменные аншлаги. Эта повесть - о южном городе, наполненном зноем и запахом акаций, о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой.
  • Лиханов А. «Последние холода»
  • Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»
  • Богомолов В. «Иван», «Зося»
  • Ильина Е. «Четвертая высота»
  • Кассиль Л. «Улица младшего сына»
  • Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»
  • Для старшего школьного возраста: Бондарев Ю. «Батальоны просят огня»
  • Медведев Д. «Сильные духом»
  • Полевой Б. "Повесть о настоящем человеке"