Современное состояние антропологической реконструкции. Пристрастие

Как практическое предсказание знаменитого антрополога подтвердилось летописными данными, чем женские черепа отличаются от мужских и как под руками профессионала Шиллер стал как живой, читайте в рубрике «История науки».

Жизнь Михаила Герасимова началась, по сути, спустя год после его рождения. Его отец, врач по специальности, следуя не столько моде, охватившей тогда многих жителей северной столицы, сколько собственным убеждениям, отправился с семьей в Сибирь и обосновался в Иркутске. Был там врачом с большой буквы, вдобавок большим поклонником наук, особенно тех, что касались древностей. И в девятилетнем возрасте Миша, уже начитавшийся отцовских книг по истории, впервые поучаствовал в археологических раскопках. Дело в том, что тогда под Иркутском была обнаружена стоянка древнего человека. С того времени юноша решил, что пойдет в археологи.

Пошел. И даже стал - археологом при городском краеведческом музее. Но это не стало увлечением всей жизни Герасимова. То ли тогда, то ли позже, в Ленинграде, где он заканчивал обучение в Государственной академии материальной культуры в 1931-1932 годах, его захватила главная идея жизни – восстанавливать лицо человека по его черепу.

Академик Борис Раушенбах, современник и близкий знакомый Герасимова, рассказывая о нем, заметил однажды: «Бог не дает человеку только один талант, он или сразу дает много, или не дает ничего». Спектр талантов нашего героя, который показал себя и прекрасным археологом, и замечательным скульптором, несомненно, был весьма широким.

Сам он писал об этом: «Мысль о возможности восстановить облик древнего человека возникла у меня очень давно. Осуществление потребовало многих лет подготовки, так как мне пришлось самостоятельно разработать методику восстановления лица по черепу. Параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова... Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».

После огромного количества опытов Герасимов обнаружил множество корреляций между костной основой головы и формами мягких тканей. Например, он мог по форме грушевидного отверстия на месте носа определить форму этого носа, что многим казалось попросту невозможным. Дело в том, что носовые косточки кончаются высоко, а затем их сменяет хрящ, который и определяет форму носа. Герасимов, однако, установил, что если через последнюю треть носовых косточек провести касательную линию, а от подносового шипа провести продолжающую его линию, то на их пересечении окажется кончик носа, причем с вероятностью в 100%.

Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой

М. Харлампиева/ТАСС

Ему не верили. Чтобы проверить его заявления, Герасимова попросили восстановить лицо по черепу, хранившемуся в музее этнографии Миклухо-Маклая. Это был череп папуаса, которого знаменитый путешественник привез в Санкт-Петербург, где тот заболел и умер. Скептики были уверены, что Герасимов вылепит им лицо европейца. Но нет – он предоставил им лицо именно папуаса, причем не какого-нибудь обобщенного папуаса, а того самого, которого когда-то привез с собой Миклухо-Маклай. Это подтвердило и сравнение получившейся реконструкции с оставшимся в архивах фотографическим портретом этого папуаса.

Довольно часто, восстанавливая портреты умерших людей по их черепам, Герасимов находил в них черты, давно забытые, черты, которые впоследствии удавалось тем или иным способом подтвердить. Он восстанавливал лица таких исторических деятелей, как Ярослав Мудрый, Тамерлан, Иван Грозный, князь Андрей Боголюбский, адмирал Ушаков и многих других.

Воссозданный Герасимовым облик Тамерлана

При восстановлении лица князя Боголюбского возник конфуз – то, что предъявил экспертам Герасимов, восстановив по черепу лицо князя, показалось невозможным – Андрей Боголюбский оказался монголоидом! Недоброжелатели возмущались: не может быть, говорили они, у сына Юрия Долгорукого такого лица! Герасимов же возражал своей излюбленной фразой: «Вот за это я отвечаю!». И, как всегда, он и здесь оказался прав. Позже в документах нашли запись о том, что матерью Боголюбского была дочь половецкого хана.

Бюст князя Андрея Боголюбского

Михаил Герасимов/Wikimedia Commons

Подобные истории с плодами трудов Герасимова случались довольно часто – как с восстановленными им обликами исторических личностей, так и с теми работами, которые он часто делал по просьбам криминалистов. Перечисляя их, можно было бы, наверное, написать огромный и весьма увлекательный том.

Примечательно, что всю жизнь он провел в своей лаборатории Института этнографии Академии наук СССР, лишь один раз покинув ее ради поездки в Германию. Там по просьбе немецких коллег он должен был выбрать из трех черепов тот, что принадлежал Шиллеру и воссоздать по этому черепу портрет поэта. Один череп Герасимов забраковал сразу, заявив, что это череп женщины. На вопрос, как это он может с одного взгляда определить пол хозяина черепа, Герасимов ответил: «Женские черепа всегда красивее».

Михаил Михайлович Герасимов родился в Санкт-Петербурге, однако вскоре вместе с родителями переехал в Иркутск. В 11 лет он впервые в жизни участвует в археологических раскопках, в 18 - публикует свою первую научную статью. С анатомией, как и археологией, Герасимов познакомился очень рано.

Он постепенно накапливал анатомические знания и в 1927 году сделал первые реконструкции по черепам питекантропа и неандертальца. О скептическом отношении большинства ученых к методам реконструкции лица по черепу он, видимо, не знал, и поэтому работал с энтузиазмом.

Но первый масштабный опыт по проверке созданного Герасимовым метода был проведен только в 1940–1941 годах. Ученый (к этому времени он снова жил в Санкт-Петербурге) получал из Москвы посылку с черепом умершего, фотографии которого хранились в сейфе в Москве. Разумеется, ни самого человека, ни его изображения Герасимов до этого не видел. Всего было проведено двенадцать реконструкций по черепам русских, украинцев, поляка и китайца. Специальная комиссия, состоящая из ученых и криминалистов, оценивала результаты работы. Методик, позволяющих установить идентичность лица, тогда не существовало, поэтому реконструкции оценивались «на глаз». Во всех двенадцати случаях было констатировано портретное сходство.

Кто последний к антропологу?

Летом 1941 года Герасимов участвовал в экспедиции к гробнице Тимура Тамерлана (1336–1405) и Тимуридов в Гур-Эмире. Экспедиция подтвердила легенду о хромоте Тимура, а Герасимов работал с черепом полководца. Реконструкция лица Тимура, которую Герасимов выполнял, уже будучи признанным ученым, была не первой его исторической работой. До этого он уже восстанавливал лица Ярослава Мудрого (ок. 978–1054) и Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174). Среди последующих его работ бюсты немецкого поэта Шиллера (Friedrich Schiller , 1759–1805) и персидского Рудаки (ок. 860–941), вождя горцев Хаджи-Мурата (конец 1790-х - 1852) и русского адмирала, впоследствии канонизированного, Федора Ушакова (1745–1817). В 1950 году в Институте этнографии Академии наук СССР (ныне ) была открыта Лаборатория антропологической реконструкции, руководителем которой Герасимов оставался вплоть до своей смерти.

Самой зрелой и знаменитой работой антрополога считается реконструкция лица Ивана Грозного (1530–1584), проведенная в 1964 году. При подготовке к столь ответственному заданию антрополог принципиально не собирал данные о внешности Ивана IV, чтобы в процессе работы не испытывать на себе их давление. Даже современные ученые отмечают, что получившийся образ мужественного и волевого правителя, скорее всего, максимально приближен к реальному. Герасимов никогда не производил реконструкции исторических личностей по собственной инициативе, так как считал себя, в первую очередь, специалистом по палеолиту. Ему всегда больше нравилось работать с черепами людей каменного века или предками, хотя достоверные данные о строении их мягких тканей головы невозможно получить и по сей день.

Я леплю из пластилина…

Со времен Герасимова методы реконструкции лица по черепу практически не изменились. Сначала обрабатывается сам череп - при необходимости ликвидируются его физические повреждения. Потом он обводится, подробно измеряется и описывается, если череп раритетный, с него снимают слепок. Затем определяются пол и возраст объекта реконструкции. Возраст, как правило, определяют по степени стертости зубов и зарастанию швов на черепе, а пол - по степени сглаженности и развитию рельефа черепа.

Знания о возрасте и половой принадлежности необходимы, чтобы применить соответствующее значение из шкалы толстот, разработанной на основе изучения толщины мягких тканей лица. Согласно этим значениям определяется и специальными маячками отмечается общий профиль лица. После этого реставратор начинает лепить из жесткого пластилина жевательные и височные мышцы, которые определяют абрис лица, то есть его форму и пропорции. Ориентиром при этом служит рельеф черепа в местах начала и прикрепления мышц. Следующим шагом является нанесение на поверхность черепа сетки гребней, которые показывают толщину тканей на каждом участке лица в соответствии с уже упомянутой шкалой толстот. Промежутки между гребнями заполняются и, таким образом, формируется поверхность лица.

После этого надо смоделировать рот и нос. Это самые сложные моменты реконструкции и наиболее уязвимые места в позиции Герасимова, которые чаще всего подвергались критике. Он догадывался, что данные о строении рта и носа тоже можно «прочесть» по черепу, но имел об этом весьма приблизительное представление. Проблемой восстановления носа очень много занималась ученица Герасимова Галина Вячеславовна Лебединская . С помощью рентгенограмм ей удалось выяснить, что строение носа определяется краями грушевидного отверстия черепа, расположенными рядом с ним костями, в частности подносным шифтом. Рот представляет собой одну большую мышцу, которая, разумеется, исчезает. Несмотря на это, очертания рта можно определить по месту её прикрепления к черепу, ширину - по особенностям строения зубов и челюстей, а высоту окрашенной части губ - по высоте эмали резцов.

Глаза не только зеркало души, но и очень важная деталь облика человека. При их восстановлении используются до двадцати двух признаков. Среди них межглазные расстояния, строение носовых косточек у корня носа, и высота, ширина и глубина орбиты, строение её краев. Но сложнее всего дело обстоит с ушами. По черепу можно определить степень их оттопыренности и приблизительный размер. У антрополога получается так называемый «чистый портрет». В дальнейшем получившуюся скульптуру «причесывают» и «одевают». Герасимов настаивал, что антрополог должен быть максимально беспристрастен, поэтому получившееся лицо должно быть лишено эмоций.

Hi-Tech для черепа

Долгое время шкалы толстот определялась во многом на трупном материале. Это послужило источником множества ошибок: ведь уже через несколько часов после смерти мягкие ткани головы начинают деформироваться и смещаться относительно костной основы. Однако в 1970-е годы специалисты Лаборатории антропологической реконструкции впервые применили метод локации с помощью ультразвука. Отражение направленного пучка ультразвуковых лучей позволяет наиболее точно установить толщину мягких тканей в самых «информативных» точках лица. В 1988–1992 годах лабораторией были проведены масштабные исследования по всей территории СССР, которые позволили создать наиболее полную на сегодняшний день базу данных о толщине мягких тканей лица.

Таблицы, которыми пользуются ученые в Европе, значительно беднее. Кроме того, сам процесс реконструкции там избыточно компьютеризирован. Ученый, как правило, имеет дело не с самим черепом, а с его образом - цифровой моделью, полученной в результате сканирования. Наращивание ткани на лицо осуществляется сугубо виртуально. Сегодняшний руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Татьяна Балуева считает, что это вредит результату. По её мнению, пока не существует компьютерной программы, способной в полной мере отразить всю индивидуальность каждого черепа. Кроме того, отдельные нюансы работы так и не удалось формализовать, требуется интуиция антрополога.

Половец из Квашниково. XII - XIII вв.
Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1989 году.

Половцы (куманы) – тюркоязычная группа степных кочевников, известная с XI по XIII век. Первоначальной их родиной являются степи междуречья Оби и Иртыша. К середине XI века они завоевали почти всю территорию современного Казахстана, переправились через Волгу и появились в южнорусских степях, оттеснив печенегов. Половцы многократно нападали на русские земли, но иногда выступали и как союзники русских князей. В 1223 году, во время первого татаро-монгольского набега, оборонялись вместе с русскими на реке Калке и были разгромлены. В результате татаро-монгольского завоевания часть половцев влилась в состав Золотой Орды, а другая часть переселилась в Венгрию.
Погребение у села Квашниково (Саратовская область) было обнаружено случайно, при размыве оврага. Раскопки проводились в 1959 году сотрудниками Саратовского краеведческого музея. В могиле находился скелет мужчины, похороненного вместе с конем. Сохранился железный шлем, покрытый сверху бронзовым листом. Верх шлема украшали бронзовые позолоченные пластинки, образующие розетку, в центре которой имелось отверстие от некогда бывшего здесь небольшого стерженька. Найденные вместе со шлемом остатки кольчужной сетки очень близки к древнерусским изделиям подобного рода. Остальные предметы (стремена, удила, пряжки, окладка седла) типичны для поздних погребений степных кочевников нижнего Поволжья и европейского юго-востока. Они позволяют датировать погребение XII-XIII веком. В восстановленном лице этого человека заметно сочетание европеоидных (среднеширокое лицо, сильно выступающий прямой нос с небольшой горбинкой) и монголоидных (уплощенность верхней части лица, высокие скулы, слегка набухшая складка верхнего века) признаков. Такой метисный антропологический тип характерен для многих народов южной Сибири и Алтая.

Рудаки – таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (середина 860-х – 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. Сведений о жизни поэта практически не было и Герасимов решил изучить его стихи как биографический источник. Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище нашел остатки мазара и могилу с мужским скелетом. Все указывало, что это действительно могила Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.
При реконструкции ученый воссоздал верхнюю часть торса. По антропологическому типу это европеоид, типичный представитель горных таджиков. Чтобы было видно отсутствие зубов он показан как бы произносящим гортанный звук. Старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому ему придана довольно длинная и густая борода. Он одет в простую рубаху и грубый шерстяной халат, так как последние годы жизни провел в бедности. Как посетивший Мекку Рудаки имел право на ношение чалмы.

Скилур – царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу – Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э.
При раскопках в Неаполисе Скифском было обнаружено основание башни, служившее мавзолеем для захоронений скифской знати. Среди них выделялась гробница из белых известняковых плит, в которой находилось самое богатое и древнее погребение. Вместе со скелетом мужчины там найдено свыше восьмисот золотых украшений одежды и дорогое оружие – два меча с золотыми и серебряными рукоятками и бронзовый шлем с серебряной инкрустацией. У бедра находился колчан, украшенный золотыми пластинами. Было ясно, что это погребение знатного скифа, возможно царя. Датируется оно II веком до н.э.
Изучение останков показало, что они принадлежали сильному, крепкому человеку европеоидного антропологического типа. Череп длинный, массивный, с искусственной деформацией свода. Лицо красивое, с правильными чертами. Нос сильно выступающий, узкий, с небольшой горбинкой. Возраст умершего не более 40-45 лет.

А вот Скилур с сыном Палаком на рельефе

Когда для придания большей достоверности реконструкции неизвестного воина ему была сделана скифская прическа с длинными волосами и борода, то выявилось явное портретное сходство с изображенным на монетах и барельефах царем Скилуром. На изображениях хорошо заметна характерная деформация головы. Царские скифы перевязывали голову младенцам, чтобы она приобрела вытянутую, «аристократическую» форму. По историческим сведениям Скилур погиб в сражении с войсками царя Митридата Понтийского.

Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.
Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 2000 году.

Сарматы – ираноязычная группа степных кочевников, известная с VII века до н.э. по IV век н.э., родственная скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина - южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.
Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.
Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом.
В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения - I век н.э.

Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1941 году.

Тимур (1336 - 1405 гг.) - выдающийся полководец и завоеватель, создатель огромного государства со столицей в Самарканде. Происходил из тюрко-монгольского рода Барласов. В результате завоеваний в его державу вошли Средняя Азия, Закавказье, Персия и Пенджаб. Совершил военные походы в Индию, Турцию, Месопотамию, Египет, разгромил Золотую Орду. Умер во время похода в Китай. Его останки покоятся в Самарканде в мавзолее Гур-Эмир – замечательном памятнике средневекового зодчества. Кроме Тимура там похоронены два его сына – Шахрух и Мироншах, и два внука – Мухамад-Султан и Улугбек.
В июне 1941 года была вскрыта усыпальница Тимуридов. Гробница Тимура находилась в центре. Найденные там останки принадлежали человеку крепкого телосложения и высокого для монгола роста. На скелете обнаружены патологические изменения локтевого и коленного суставов. На черепе сохранились остатки волос рыжего цвета с проседью. Это подтверждает принадлежность останков Тимуру. По свидетельству современников он был рыжебород, высок ростом и очень силен. После ранений стал хромым на правую ногу и сухоруким. Его прозвище Тимур-ленг (Тамерлан) переводится как «хромой Тимур». Он ходил, сильно припадая на ногу, но был неутомимым наездником. Правая рука перестала сгибаться в локте, но осталась сильной и подвижной в плече. Это позволяло Тимуру прекрасно владеть саблей. По антропологическому типу он был типичным монголом, со скуластым малоподвижным лицом. Левое плечо было заметно выше правого, но это не отразилось на гордой посадке головы. Остатки волос позволили восстановить форму бровей, усов и бороды. У него были длинные, по-монгольски опущенные вниз усы каштанового цвета. Небольшая борода рыжего цвета с проседью имела клиновидную форму. Хотя Тимур умер в возрасте семидесяти лет, это был полный сил и энергии человек. Костюм и головной убор созданы на основании анализа миниатюр и вещей эпохи Тимуридов.

Кушанская царица. Реконструкция Т.С. Балуевой,

создана в 1986 году.

В 1978 году при раскопках древнего могильника на холме Тилля-Тепе («Золотой холм») в Северном Афганистане было найдено шесть богатых, возможно царских захоронений. На этой территории после распада огромной империи Александра Македонского в III веке до н.э. возникло Греко-Бактрийское государство. В I веке до н.э. оно было завоевано степными кочевниками-кушанами. Кочевники, перейдя к оседлости, переняли многие элементы бактрийской культуры и создали обширное Кушанское царство, просуществовавшее около пятисот лет. В захоронениях было обнаружено двадцать тысяч золотых ювелирных изделий. Среди них привозные вещи из Греции, Рима, Индии, Китая и украшения местных бактрийских мастеров. В одном из шести захоронений некрополя Тилля-Тепе в деревянном гробу лежала женщина, похороненная с необычной пышностью. О ее принадлежности к правящей элите свидетельствуют золотая ажурная корона, украшенная жемчугом и бирюзой, и золотой скипетр. Золототканые погребальные одеяния имели пышную отделку. Длинное платье было расшито жемчугом и сотнями инкрустированных самоцветами золотых бляшек. Платье украшала золотая фигурка крылатой богини, напоминающей греческую Афродиту. Поверх платья на покойной был надет длинный халат с золотыми застежками. Ажурные золотые подвески были украшены изображением восточной богини живой природы. Рядом с погребенной найдены два зеркала и плетеная корзиночка с парфюмерными и косметическими принадлежностями. В руке была зажата серебряная монета, а за щекой – золотая, символизирующие плату Харону за переправу в царство мертвых. Это соответствует древнегреческим погребальным обрядам. Эта женщина бесспорно занимала верхнюю ступень в той прослойке пришельцев-кочевников, которая на рубеже нашей эры стала управлять Бактрией. На реконструкции она показана без золотой короны и почти без украшений. Ее череп имеет характерную деформацию, придающую голове удлиненную форму.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов).

Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.

В 1977 году при раскопках в Казанском кремле были обнаружены фундаменты двух белокаменных мавзолеев с остатками богатых захоронений. Они располагались на территории ханской резиденции и скорее всего были усыпальницами ханов и членов их семей. В одном из них, относящемся к XV веку, находилось погребение мужчины 35-40 лет. Умерший был ярко выраженным представителем центрально-азиатского варианта монголоидного антропологического типа. Лицо с массивными скулами, узким разрезом глаз с нависающей складкой века, прямым, слабо выступающим носом. Особенности строения костей рук и затылочной части черепа указывают на длительные физические нагрузки, возникающие при верховой езде: выпрямленная спина с отведенными назад плечами и слегка откинутая голова. Ряд признаков говорит о сезонности в рационе питания, характерной для кочевой жизни. Тщательный анализ позволил сделать вывод, что погребенным является основатель Казанского ханства хан Махмуд.

Мухаммед-Эмин – казанский хан. XVI век.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1995 году.

Мухаммед-Эмин (1468 - 1518 гг.) - внук хана Махмуда, сын хана Ибрагима и царевны Нур-Солтан. После смерти отца ханом стал его старший брат Ильгам, а десятилетний Мухаммед-Эмин был отправлен в Москву, где воспитывался при дворе великого князя Ивана III. В 1487 году, в результате военного похода русских войск и установления московского протектората над Казанским ханством, был посажен на престол. Согласно летописям в период своего правления с 1487 по 1496 год он проявил себя как «истинный друг России». Известен не только как политический деятель и правитель Казани, но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней. Был свергнут ханом Мамуком из династии Шейбанидов. В 1502 году вновь был посажен на престол московскими воеводами и царствовал до своей кончины в 1518 году. По летописным источникам в последние годы жизни он тяжело болел, умер в возрасте пятидесяти лет и похоронен «в булгарском городе Казани».

Скелет мужчины из второго мавзолея в Казанском кремле, начала XVI века, принадлежит человеку 45-50 лет, что соответствует возрасту Мухаммед-Эмина. Исследование скелета показало, что у него был остеохондроз грудного отдела позвоночника, это заболевание при движении вызывало острую боль. Выявлены изменения в форме затылка и других костей, говорящие о многолетних нагрузках профессионального наездника. По антропологическим признакам он относится к центрально-азиатскому варианту монголоидного типа. Обращает на себя внимание большое индивидуальное сходство между погребенными в двух мавзолеях Мухаммед-Эмином и Махмудом. Это вполне закономерно, поскольку они являются родственниками. Они были монголами, прямыми потомками Чингис-хана, и по внешнему виду резко отличались от остального населения Волжской Булгарии и возникшего на ее территории Казанского ханства. Местное население имело европеоидный внешний облик с небольшой монголоидной примесью.

Реконструкция облика древних народов Сибири и Казахстана

На протяжении истории человечества в разное время менялся состав населения различных территорий, миграции в ходе которых пришлое население смешивалось с более ранним или же вытесняло его, приводили к изменениям антропологического типа, изменяла облик человека и адаптация к природным условиям. В статье сотрудников "Герасимовской" лаборатории Антропологической реконструкции ИЭА РАН, изучается изменение на протяжении нескольких тысяч лет антропологического типа населения двух территорий -- степей Казахстана, Приуралья. Южной Сибири с одной стороны и побережья Чукотки с другой, многочисленными скульптурными реконструкциями иллюстрируются как постепенный рост монголоидного расового компонента в населении Казахстана, так и значительно меньшие, возникшие, скорее, в результате адаптации к природной среде, изменения в антропологическом типе населения чукотского побережья. Работа был впервые опубликована в итоговом томе программы Президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям" изданном в 2009 г. издательством РОССПЭН под грифом ИЭА РАН.


Балуева Т. С, Веселовская Е. В., Григорьева О. М., Пестряков А. П.

СТАНОВЛЕНИЕ И ДИНАМИКА ОБЛИКА НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА


Рис. 1. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)

Рис. 2. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Протока, Юг Западной Сибири (неолит)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рис. 3. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рис. 4. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Чиликты, Восточный Казахстан (саки, 6-5 век до н.э.)
Авторы реконструкции: Т.С.Балуева
, Е.В. Веселовская
Рис. 5. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Берел, Северо-восточный Казахстан (скифское время: 7--3 века до н.э.)
Автор реконструкции:
Е.В. Веселовская
Рис. 6. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5--4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Опыт палеореконструкции

Первый опыт такой палеореконструкции был осуществлен на контрольной краниологической выборке представителей арктической расы с территории Дальнего Востока рубежа нашей эры (могильник Эквен). Выборка составила мужские и женские черепа. По каждому черепу был составлен индивидуальный словесный портрет по методике краниофациального соответствия и выполнены графические реконструкции. На основе обобщенных словесных портретов и усредненных размерных характеристик, полученных в ходе палеореконструкции, было проведено сравнение реконструированной популяции с современным эскимосским населением этой же территории в терминах антропометрии и антропоскопии живого лица. Прослежена хронологическая изменчивость физического облика на базе исследования генеалогической преемственности изученных групп.


Рис. 7. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Эквен, Чукотка (древние эскимосы, конец 1 тыс.до н.э.-начало 1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Население, оставившее Эквенский могильник, обладало достаточным единообразием по форме головы в целом и по строению отдельных элементов лица. Многие из этих особенностей являются типичными для эскимосов (рис. 7). К их числу можно отнести килевидную форму головы; высокое, пентагоноидное в анфас, достаточно широкое лицо; слабую горизонтальную профилировку лица, длинный и узкий нос, заметный прогнатизм, низкий и узкий лоб; большой скуловой и нижнечелюстной диаметры. Комплекс этих признаков является, воз можно, наиболее устойчивым во времени и прослеживается до наших дней.
В целом современные эскимосы более грацильны, чем древние эскимосы Эквенского могильника. Анализ выявляет, что по многим размерным характеристикам различия не случайны. Следует, например, отметить значительный сдвиг в размерах носа. У современных эскимосов нос стал шире. При этом морфологическая высота лица осталась прежней. Таким образом, произошло изменение распределения высоты лица по этажам.В суровых условиях Севера любое изменение проходит через жесткий отбор. Известны корреля ции носового указателя со среднегодовой темпера турой воздуха и с влажностью воздуха, т. е. размеры носа отражают адаптацию к условиям климата.

Интересно, что по большинству расово-диагностических характеристик изменений за про шедшие два тысячелетия не произошло. Можно предположить, что к моменту, когда был образован Эквенский могильник, уже сформировался и закре пился в генотипе устойчивый комплекс признаков, отличающих эту группу. Выбирая наиболее благо приятные для охоты места, древние популяции обеспечивали себе длительное стабильное суще ствование на одной территории. Из-за специфики промысла морских зверобоев эскимосские поселки существовали в течение многих столетий. И вслед ствие этого нельзя исключить влияние адаптивных процессов на формирование современного антропологического типа эскимосов.


Рис. 9. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5--4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Причины эпохальной изменчивости заключены в сильном смешении с береговыми чукчами, не ис ключая при этом влияния адаптации. Исторические данные указывают, что чукчи в значительной степе ни переняли у эскимосов их культуру и длительное время существовали на перекрывающихся с ними территориях.



Рис. 10. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Исаковка, Юг Западной Сибири (саргатская культура, 3--4 век н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

В основу анализа изменчивости были положены краниологические материалы из большого числа могильников с изучаемой территории. Список их приводится ниже.
Неолит: могильники Коскудук (Западный Казахстан); Протока и Сопка (юг Западной Сибири).
Бронза: Икпень-I (федоровская к-ра, XV-XIV вв. до н. э., Казахстан), Кара-Тумсук (алакульская к-ра, Казахстан XV в. до н. э.).


Рис. 11.

Раннее железо: (скифское время) (VII-III вв. дон. э.). Могильники: Гумаровский (Южный Урал), Акалаха, Берел, Тар-Асу (Пазырыкские курганыАлтая), Майемер (Западный Казахстан), Кудайколь-1 (тасмолинская к-ра, VII-III вв. до н. э., Павлодарская обл., Северо-Восточный Казахстан), Кеген (VII в. до н. э. - III в. н. э., Южный Казахстан),Майбулак (саки, VII-III вв. н. э., Казахстан). Гунносарматское время (последние века до н. э. - первые века н. э.), могильники: Филипповские курганы (Южный Урал), Исаковка, Коконовка, Стрижево (Омское Прииртышье, III-IV вв., саргатская культура), Старолыбаевский (Тюменская обл.), Алтын-Асар (Приаралье), Томпак-Асар (Приаралье), Лебедевка (V в. до н. э., Казахстан, Уральская обл.),Сарлытам (Западный Казахстан, Мангышлак), Сары-Камыс (Западный Казахстан), Танаберген-II (савроматская к-ра, VII-III вв., Западный Казахстан), Илекшар (Сарматы, II в. до н. э. и Савроматы, VII-III вв., Актюбинская обл., Западный Казахстан; Терен (святилище) (III в. до н. э., Западный Казахстан, Мангистаусская обл.), Дикилтас (Актюбинская обл., Западный Казахстан), Кеген (III-VI вв. н. э., Южный Казахстан), Караагаш (хунну, Центральный Казахстан, III-VI вв.), Биен-I (усуни, II в. до н. э. - IV в. н. э., Казахстан).


Рис. 12. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: О.М. Григорьева

Раннее средневековье (тюркское время). Могильники: Кокмардан (кангюй, II в. до н. э. - VIII в. н. э., Южный Казахстан), Борижар (тюрки, V-VIII вв.,Чимкентская обл., Южный Казахстан), Бирский (бахмутинская к-ра, VII-VIII вв. н. э., Северо-Западная Башкирия).
Развитое средневековье. Могильники: Лесозавод (кимакское время, IX-XI вв., Северный Казахстан),


Рис. 13 . Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Сары-Камыс, Западный Казахстан (гуннское время: 3-5 века н.э.)
Автор реконструкции: Е.В. Веселовская

Талгар (XI-XII вв., карлуки, Талды-Курганская обл., Восточный Казахстан), Копа (кипчаки, XII-XIII вв. н. э., Казахстан), Баганаты (кипчаки, Петропавловская обл., XII-XIII вв. н. э., Казахстан), Байкара (монголы, XIII в., Северный Казахстан, Петропавловская обл.), Сарай-Берке (Золотая Орда), Жаман-Каргала-I (Золотая Орда, XII-XIV вв., Западный Казахстан, Актюбинская обл.), Песчаный остров (Золотая Орда, конец XIV - начало XV вв. н. э., Казань).

Рис. 14. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Каракыстак, Западный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Автор реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

На базе проведенного комплексного анализа всего материала, включая изучение изменчивости ростовых процессов черепа, в географическом и хронологическом аспектах можно сделать следующие выводы. В неолите на территории Сибири и Казахстана население характеризовалось относительной разнородностью в пределах большого европеоидного ствола. Характерные для современного населения Сибири и Казахстана антропологические комплексы еще не сформировались (могильники Протока, Сопка, Коскудук) (рис. 1, 2).
Во все последующие изученные хронологические периоды в степном регионе, в хозяйственном отношении доминировали племена кочевых скотоводов, представители которых характеризуются исключительно европеоидными расовыми чертами со значительной вертикальной и горизонтальной профилировкой (Гумаровские курганы, Акалаха, Сопка, Майемер и т. д.) (рис. 3). В юго-восточной части Казахстана фиксируется значительная примесь грацильного средиземноморского типа, например материалы могильников Кудайколь-I и Кеген, Чиликты (рис. 4). Лишь в некоторых наиболее восточных районах изучаемого региона среди населения фиксируется небольшая монголоидная примесь.


Рис. 15. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Бозок, Северный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)

На северо-востоке Казахстана преобладающим компонентом антропологического облика является морфотип со смешанным выражением европеоидных и монголоидных черт, определяющийся в сочетании большой высоты и ширины лица с сильным выступанием носа (могильники Берел, Тар-Асу, Кыргаулды и т. д.) (рис. 5).
Население сарматского и гуннского времени (последние века до н. э. - первые века н. э.) также отличается решительным преобладанием европеоидного антропологического типа со специфическим морфологическим комплексом, характеризующимся матуризованным, широким и несколько уплощенным лицом, выступающим носом, мезобрахикранией, относительно низкосводным, крупным по абсолютным размерам черепом (памятники Филипповские курганы, Алтын-Асар, Старолыбаевский, Исаковка, Коконовка, Лебедевка и т. д.) (рис. 6,9-10). В это же гунно-сарматское время здесь в заметной степени фиксируется обычай искусственной деформации черепа (могильники Томпак-Асар, Алтын-Асар и др.) (рис. 11, 12), придающий облику неповторимое своеобразие.
В гуннское время на территорию Казахстана просачиваются популяции, имеющие заметные монголоидные расовые черты - более уплощенное лицо, менее выступающий нос, развитая складка верхнего века (могильники Сарлытам, Танаберген, Дикилтас, Стрижево, Сары-Камыс, Кеген) (рис. 13).


Рис. 16. Скульптурная реконструкция по черепу казахского бия Айтеке Би Байбекулы
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

Раннее средневековье характеризуется появлением и распространением древних тюрок на изучаемой территории (Конгюй, Борижар, Биен, Каракыстак и т. д.) (рис. 14). И в это время в степи также преобладают европеоиды, но уже явственно проступают некоторые монголоидные черты. Например, популяция, оставившая могильник Лесозавод в Центральном Казахстане (кимакское время - IX-XI вв.), характеризуется большими размерами черепа при малых высотных, очень широким и высоким лицом при его довольно сильном уплощении в назомалярной области. Сходными чертами обладало населе ние, оставившее могильники Талгар, Бозок и некоторые другие (Восточный Казахстан) (рис. 15).
Совершенно иначе выглядело население в позднем средневековье. Оно приобретает устойчивый европеоидно-монголоидный облик со слабо профилированным лицом и достаточно выраженным развитием складки верхнего века (рис. 16).


Рис. 17. Скульптурная реконструкция по черепу казахского батыра Кобыланды
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

В целом население изучаемого хронологического периода от неолита до развитого средневековья характеризуется неуклонным ростом монголоидного расового компонента на фоне в целом европеоидного по облику населения. В результате основная часть населения приобретает облик уральской и южносибирской контактной, европеоидно-монголоидной расы (Подчеган, Талгар, Баганаты, Шидерты, Копа, Жаман-Каргала и т. д.) (рис. 17).
Использованные оригинальные методы позволили получить новые специфические характеристики изученных популяций, которые невозможно получить с помощью традиционных антропологических исследований. Также была создана новая галерея графических и скульптурных портретов, иллюстрирующая смену антропологических типов в пространстве и во времени.

Предлагаем Вашему вниманию подборку классических реконструкций, выполненных в знаменитой Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН (речь о той самой лаборатории, организованной М.М. Герасимовым в 1950 году). Уровень этих работ по-прежнему является эталонным. Фотографии любезно предоставлены заведующей лабораторией, Татьяной Сергеевной Балуевой , специально для портала Антропогенез.РУ.

"Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей... Мы – не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике"... (Из статьи Т.С. Балуевой).

Australopithecus afarensis

Местонахождение: Хадар
Скелет: AL 288-1 "Люси"
Датировка: 3,2 млн. л. н.

Australopithecus afarensis

Местонахождение: Хадар
Череп: AL 444-2 + нижняя челюсть AL 444-2b
Датировка: 3,0 млн. л. н.
Авторы: Т.С. Балуева , Е.В. Веселовская
(фото 1 и 2 - реконструкция без волосяного покрова;
публикуются впервые).

Australopithecus africanus

Местонахождение: Стеркфонтейн
Череп: Плезиантроп 5
Датировка: 2,5 млн. л. н.

Homo habilis

Местонахождение: Олдувай
Череп: OH 24
Датировка: 1,8 млн. л. н.

Homo rudolfensis

Местонахождение: Кооби Фора
Череп: KNM-ER 1470
Датировка: 2,03 млн. л. н.

Фото публикуется впервые

Homo ergaster

Местонахождение: Кооби Фора
Череп: KNM ER 3733
Датировка: 1,7 млн. л. н.

Homo erectus

Местонахождение: Сангиран
Череп: Сангиран 17
Датировка: 1 млн. л. н.

Синантроп / Homo erectus

Местонахождение: Чжоукоудянь (Китай)
Датировка: 400 тыс. л. н.

Homo heidelbergensis

Местонахождение: Брокен-Хилл (Кабве)
Череп: Брокен-Хилл 1
Датировка: 130-300 тыс. л. н.

Homo heidelbergensis (женщина)

(1970-07-21 ) (62 года) Место смерти: Страна:

СССР СССР

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Научный руководитель:

лаборатория пластической реконструкции

Известен как: Награды и премии:

Михаи́л Миха́йлович Гера́симов (2 (15) сентября , Санкт-Петербург , Российская империя - 21 июля , Москва , РСФСР , СССР) - советский антрополог , археолог и скульптор , доктор исторических наук (). Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова».

Биография

В 1928 году, будучи сотрудником краеведческого музея, Герасимов прибыл в деревню Мальта (Иркутской области), где незадолго до этого местным жителем был обнаружен бивень мамонта . Его исследовательская работа привела к открытию всемирно известной палеолитической стоянки Мальта .

«Мысль о возможности восстановить облик древнего человека возникла у меня очень давно. Осуществление потребовало многих лет подготовки, так как мне пришлось самостоятельно разработать методику восстановления лица по черепу. Параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова… Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы»

Достижения

  • Создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкции исторических личностей. В том числе: Тамерлан , Иван IV Грозный , Улугбек , Ф. Ф. Ушаков , Ярослав Владимирович Мудрый , Андрей Юрьевич Боголюбский и другие.
  • Открыл и исследовал верхнепалеолитическую стоянку Мальта́ .
  • В 1931 - 1936 годах и в 1959 году исследовал Фофановский могильник у села Фофаново в Кабанском районе Бурятии .
  • Восстановил облик позднего неандертальца из грота Ла-Шапель-о-Сен во Франции и кроманьонцев со стоянки Сунгирь недалеко от Владимира .

Основные работы

  • Раскопки палеолитической стоянки в селе Мальте // Палеолит СССР. - М. - Л., 1935.
  • Восстановление лица по черепу. - М., 1955.
  • Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-1957 гг.) // Советская этнография . - 1958.
  • Люди каменного века. - М., 1964.
  • Флоренсов В. А., Флоренсов Н. А., Медведев Г. И. Непроторенным путём: Жизнь и творчество М. М. Герасимова. - Иркутск, 1979.
  • Герасимова М. М., Медведев Г. И. Жизнь и деятельность Михаила Михайловича Герасимова // Вестник антропологии. - 1998. - № 5.

См. также

  • Лебединская, Галина Вячеславовна - ученик
  • Дебец, Георгий Францевич - ученик
  • Никитин, Сергей Алексеевич - современный эксперт-криминалист, работающий по тому же методу

Напишите отзыв о статье "Герасимов, Михаил Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • , на сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
  • // Mould’s Medical Anecdotes: Omnibus Edition. - New York, 1996. - P. 155-160.
  • Kobyliansky E., Pestryakov A., Veselovskaya E. // International Journal of Anthropology. - Vol. 28. № 2-3. - P. 95-119.

Отрывок, характеризующий Герасимов, Михаил Михайлович

– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907-1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

Клеопатра

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

Тутанхамон

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

Уильям Шекспир

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

Ричард III

В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео .

Данте

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

Робеспьер

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР ».

Иисус Христос

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

Россия (СССР)

Русский антрополог, археолог и скульптор, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе его скелетных остатков.

С 13 лет работал в анатомическом музее при медицинском факультете Иркутского университета. В 18 лет он опубликовал свою первую научную статью о раскопках палеолитической стоянки под нынешним Иркутском.

Выполнил скульптурные портреты-реконструкции более 200 исторических личностей: Ярослава Мудрого , Ивана Грозного , Тамерлана , Улугбека, адмирала Ф.Ф. Ушакова, Фридриха Шиллера и других, в также древних людей и их предков: австралопитека , питекантропа , синантропа, неандертальца , кроманьонца.

«В 1931-1932 годах учился в Ленинграде в Государственной академии материальной культуры, в 1937 году заведовал реставрационной мастерской Эрмитажа. А начинал археологом в Иркутском краеведческом музее. Ну, конечно, участвовал в раскопках, исследовал древние погребения. Тогда-то, видимо, и зародилась мысль о реконструкции облика по черепу, ведь Михаил Михайлович хорошо знал, что ещё в прошлом веке Жорж Кювье показал, как много могут сказать наблюдательному учёному костные останки вымерших животных.
Как и его предшественники в этой области, Герасимов начал с накопления фактического материала, начал не с человека, а с животных - диплодока и птеродактиля, с саблезубого тигра, мастодонта, мамонта. Потом - голова шимпанзе, первая его работа по обезьянам, она экспонирована в Myзее антропологии и этнографии в Петербурге. Он доказал, что существует определённая корреляция между костной частью черепа и мягкими тканями. На основе этого можно было воссоздавать мышечные ткани по черепу; так Волькер когда-то создал профиль Рафаэля по его черепу, и был решён вопрос о подлинности захоронения великого художника эпохи Высокого Возрождения. Нет в мире двух одинаковых черепов, как нет и двух одинаковых лиц. Одна из первых контрольных работ Герасимова производилась в Ленинграде, в Музее этнографии Миклухо-Маклая : ему дали череп, чей, не сказали, и он по своей методике создал портрет.
Позже выяснилось, что существует, оказывается, прижизненная фотография этого человека - папуаса, которого Миклухо-Маклай в своё время вывез в Россию; папуас заболел и умер в Петербурге, а его фотографическое изображение сохранилось. Дав Герасимову череп папуаса, скептики хотели показать несовершенство его методики. Они были уверены, что получат скульптуру европейца, но получили - папуаса. Так была сделана одна из проверок искусства Герасимова». […]
Процесс восстановления невероятен по кропотливости. Ну вот хотя бы одна деталь: глазные впадины и грушевидное отверстие на месте носа. А кто знает, какой тут был нос? Ведь носовые косточки кончаются высоко, потом идёт хрящ. Казалось бы, можно вообразить любой нос: и вздёрнутый, и крючковатый - какой угодно. Путём огромного количества опытов Герасимов установил, что если через последнюю треть носовых косточек провести касательную линию, а от подносового шипа тоже провести прямую линию, как бы его продолжающую, то точка пересечения во всех ста процентах обозначит кончик носа. А форма носа, его ширина зависят от ширины грушевидного отверстия... Самое сложное, признавался Герасимов, для него - это ухо. Ухо, как он говорил, он так до конца и не освоил».

Новости

    С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на