Свойства масляной пастели. Несколько способов рисовать масляной пастелью

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.

Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.

Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Пастель для рисования может быть четырёх видов:

  • сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

Сухая пастель

Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.

Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.

Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.

В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:

  • твердую hard
  • мягкую soft
  • супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.

Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.

Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.

Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.

Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.

Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.

Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.

Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.

Самые известные импортные производители пастели:

  • французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
  • Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
  • Rembrandt ,
  • Schminke ,
  • Faber-Castell
  • Talles (Голландия)
  • Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo , с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:

Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.

Распространенные российские марки пастели:

  • Подольск-Арт-Центр
  • Сонет
  • Аква-Колор
  • Спектр

Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:

  • удобны в использовании,
  • позволяют наносить более аккуратные штрихи,
  • не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.

Производители карандашей:

  • Faber Castell
  • Derwent
  • Cretacolor
  • Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши - Conte. Самые твердые – у Faber Castell.

Масляная пастель

Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.

Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.

Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.

Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.

Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.

В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier .

Восковая пастель

Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.

Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.

Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».

Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?

Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.

Акварельная пастель

У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.

Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.

Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!

Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.

Таким образом, под одним и тем же словом, , можно понимать совершенно разные мелки.

Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!

Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!

Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!

Одним из старейших материалов, который используется для творчества, является пастель. Ею писали свои великолепные произведения Ренуар, Леонардо да Винчи, Дега и другие художники. Пастель может использоваться и как самостоятельное средство изображения, и в качестве вспомогательного материала в других техниках, в число которых входит лепка из полимерной глины, а также декупаж. Пастель выделяется яркими, живыми красками и бархатистой структурой.

Производится пастель из красящего пигмента и связующего вещества, в роли которого может выступать воск, гуммиарабик или минеральные масла. В магазинах можно приобрети пастель в виде карандашей без оправы или цветных мелков. Существует три вида пастели: акварельная, масляная и сухая. Более подробно рассмотрим масляную пастель и способы ее использования в рисовании.

Масляная пастель очень похожа на восковые мелки, обладающие достаточной мягкостью. Кроме того, цвета очень насыщенные. производятся в виде небольших брусочков с квадратным или круглым сечением. Они отличаются от восковых наличием большего количества пигментов, высокой упругостью и эластичностью. Следует обратить внимание на то, что масляная пастель практически не пачкается, а после нанесения ее на поверхность листа не требуется дополнительной фиксации в виде лака.

Для рисования масляной пастелью подходят любые поверхности. К преимуществам данного средства относится возможность его размывать. Для этого художнику необходимо иметь специальный и растушевку - палочку из спрессованной бумаги. Ее обмакивают в растворитель и размывают для получения необходимого оттенка. Рисование с использованием растворителя следует осуществлять в помещении, которое хорошо проветривается.

Текстура масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые невозможно выполнить в других техниках рисования. Для декоративных картин очень часто используется масляная пастель, техника нанесения которой позволяет передать насыщенные и глубокие тона изображаемого объекта. Художественные рисунки, выполненные данным способом, желательно хранить в рамках и под стеклом, причем обязательно должен быть зазор между стеклом и рисунком. Это необходимо для сохранения изображения, так как рисунки, выполненные пастелью, очень сильно подвержены мелким повреждениям, осыпанию, а также легко стираются.

Масляная пастель требует шероховатой основы, потому что плохо удерживается на поверхности. Для такой техники нужна специальная бумага, например, наждачная, рыхлый ворсистый картон, замша, холст, пергамент или бумага «торшон». К преимуществам рассматриваемого материала можно отнести возможность снимать и перекрывать сразу несколько слоев.

Масляная пастель представлена огромным количеством оттенков, которых насчитывается более полутора тысяч. Такое разнообразие позволяет претворить в жизнь любые творческие идеи в различных жанрах. Техника пастели проделала достаточно долгий путь от простого трехцветного рисунка до полноценной живописи, которая стала особенно популярной во времена барокко, а сейчас ее предпочитают использовать импрессионисты.

Масляная пастель

Масляная пастель

Графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков - пастельные мелки. В магазинах встречается три вида пастели - масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде. Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих , но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели

- Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.

В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)

Яркость красок и свежесть тона

Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется - есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах . Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo. Знаменитые пастели Sennelier стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе - хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов . Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге - это ее плотность. Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м. Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения. Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или же сразу покупают цветную бумагу для пастели .

Пастель - это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.
Особенности работы с сухой и масляной пастелью.

Техника работы пастелью появилась очень давно. Она берёт своё начало от рисунка мягкими материалами — сепией, углём, сангиной, угольным карандашом. Начинающим не стоит сразу браться за этот материал. Сначала следует научиться основам академического рисунка и живописи. Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами. При работе пастелью поначалу следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить мелки основных цветов для работы в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы.

Картина художника Richard Savoie

Здесь будут рассмотрены техники работы с сухой и масляной пастелью.

Техника работы сухой пастелью кажется начинающим не очень сложной. Но на деле она требует опыта и последовательности в работе. Пастель позволяет пользоваться разнообразными приёмами работы. В то же время нет готовых универсальных рецептов, как нужно работать пастелью. Пастель допускает большое разнообразие в технике. Каждый художник, работая пастелью, вырабатывает собственные приёмы работы, которые соответствуют его творческим задачам и темпераменту.
Предварительный рисунок для работы сухой пастелью следует намечать легонько любым мелком пастели, не сильно отличающимся от тона бумаги, например, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. Уголь лучше брать обожжённый (ивовые веточки диаметром 3-4 мм.).
Графитный карандаш для нанесения предварительного рисунка непригоден в силу того, что на него пастель затем плохо ложится.
При работе на светлой бумаге хороший результат даёт предварительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Таким методом пользовался художник И. И. Левитан, который оставил нам в наследство множество мастерски исполненных пастелей. Метод работы художника хорошо виден на незаконченной работе «Сжатое поле». В процессе работы старайтесь сохранять найденные тональные отношения.
Затем, отломив кусочек от мелка длиной около 2-3 см., работая им «плашмя», наносим основные тона. Если бумага подобрана в тон рисунка, то оставляем её, где это необходимо. После того, как найдены основные цветовые и тоновые отношения, можно приступить к уточнению рисунка. На этом этапе уточняется форма, прорабатывается объём предметов. На этом этапе можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушевкой, пальцем. В то же время, стоит отметить, что при злоупотреблении растиранием забиваются поры бумаги, последующие слои пастели хуже ложатся.
При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность.
В работах начинающих самая распространённая ошибка — неумение соблюдать тональные отношения. Помимо лепки объёмной формы, нужно помнить о том, что каждый предмет имеет свой собственный тон. Для правильной передачи тональных отношений следует определить, что самое тёмное, что светлее, что самое светлое.
Особенностью сухой пастели является то, что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Я предлагаю использовать такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки.
После того, как проработаны все части рисунка, следует снова посмотреть на рисунок в целом. На этом этапе идёт работа над выделением главного в рисунке. Второстепенные, излишне контрастные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что нужно подчеркнуть, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей.
При закреплении пастели особенно темнеют чёрные и тёмные цвета. Поэтому для теней лучше использовать уголь. Для прорисовки мелких деталей хорошо использовать мягкий угольный карандаш, иногда карандаши сепии, сангины.
В сухой пастели одна из основных проблем - сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее озаботиться о её сохранности.
Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заведомо не осыпется. Также можно работать на натянутом холсте. Холст обычно натягивается посредством колков, которые забиваются молотком. В случае с пастелью это недопустимо. Следует искать специальный подрамник, изобретённый художником Жило, на котором холст натягивается с помощью специальных винтов.
Во-вторых, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы. Для этого служит паспарту. Паспарту белое самое универсальное, подходит для большинства работ, цветное паспарту при неудачном подборе только испортит работу. Желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла. Рамка лучше тонкая, для больших работ требуется металлическая рамка. Стекло лучше использовать антибликовое, для больших работ в тонких рамах лучше подойдёт оргстекло. Оргстекло удобнее, если работу нужно возить на выставки. Недостатком оргстекла является то, что оно легко царапается.
Можно закреплять пастель лаком для волос, но от него она сильно темнеет. Также не очень подходят универсальные фиксативы. Поэтому рекомендуется пользоваться специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. Поэтому при работе желательно учесть потемнение пастели. После закрепления я рекомендую, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения. После этого рисунок можно ещё раз закрепить, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не закреплять во 2-й раз.
Закреплённая сухая пастель всё равно требует бережного обращения. Предпочтительнее рисунок поместить под стекло. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой. Незакреплённую пастель хранить в папке недопустимо, она осыпется и смажется.