Направление "опыт и ошибки". Ошибки в жизни — ценнейший опыт


На протяжении жизни человек совершает ошибки: какие-то банальные и простые, но бывают и те, который способны "вывернуть наизнанку" жизнь. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок? Именно эту проблему раскрывает Д.С. Лихачёв в предложенном тексте.

Автор раскрывает проблему через рассказ о школьнице, которая написала об ошибках великого писателя и её отругала учительница. Я согласен с тем, что нельзя говорить только о хорошей стороны человека, так как люди раскрывают себя тогда, когда трудно.

Автор рассказывает о своём друге: он совершил, по словам Лихачёва, ужасный поступок. Однако последний никак не отреагировал на это заявление, его отношение не поменялось. Я думаю, что автор стал только лучше относиться к своему другу. Авторская позиция ясна: В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс.

Я согласен с точкой зрения автора. Докажу свою позицию аргументами из литературы. Иван Флягин - главный герой повести Лескова "Очарованный странник" совершил множество ошибок: отказывался отдать дочь матери, тратит деньги князя. Однако, мы не можем назвать его злодеем, плохим человеком, скорее наоборот.

Флягин - подтверждение того, что каждый может совершить ошибку, всё что нужно потом - её исправить. Так, главный герой повести помог с побегом матери с дочкой. Даже самый прекрасный душой человек может совершить самое ужасно преступление. Так было с героем "Преступления и наказания" автора Ф.М. Достоеского - Родионом Раскольниковым, который убил старуху-процентщицу, её дочь вместе с ребёнком последней. Однако, в самом конце романа, студент понимает, что он сотворил и кается в своём поступке.

Каждый может совершить ошибку, проступок, однако, не каждый способен раскаяться за неё. Это то и отличает злого человека от доброго.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

Жизнь человека сложна. Она полна серьезных ситуаций, трудных решений, из-за которых человек может оступиться, совершить нехороший поступок. Как нужно относиться к своим ошибкам? Над этой проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

Автор, аргументируя свою позицию по заявленной проблеме, говорит, что "никто не свободен от ошибок в нашей жизни". Д.С. Лихачев обращает внимание читателя на то, что даже человек, не делающий ничего против своей воли, может оступиться. Автор с тревогой пишет о том, что человек, совершивший ошибку, может прийти в отчаяние. Д.С. Лихачев, доказывая недопустимость такой ситуации, говорит, что важно "найти в себе смелость и признать ошибки". Он приводит в пример человека, который совершил дурной поступок в молодости, но признал свою ошибку, изменился. Грехи молодости не помешали этому человеку стать тем, кем восхищаются, кого ценят. Рассказывая об этом, автор стремится убедить читателя в том, что умение признать свою вину не портит, а украшает человека.

Позиция автора выражена открыто: он считает, что человек может ошибаться, но он должен признавать свои ошибки. Автор уверен, что ошибки - это не путь к отчаянию и разочарованию. Он считает, что хорошие поступки, совершенные когда-то, не помешают человеку в жизни, если он признал свою вину, раскаялся.

Я согласен с позицией автора. Думаю, каждый имеет право на ошибку, важно лишь эту ошибку признать. Человек, который понял, что был не прав, достоин хорошего отношения к нему со стороны окружающих. Главное - исправиться в будущем.

Ошибки могут быть слишком серьезными, но даже в таких случаях есть место раскаянию. Человек, совершивший преступление, может стать лучше. В произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" мы видим путь духовного воскрешения Родиона Раскольникова, совершившего убийство. Он полностью изменил свои взгляды на мир, стал лучше, чище. Нет сомнений в том, что герой достоин хорошей жизни в будущем. Его преступление - тяжких грех, но главное, что он раскаялся.

Образ жизни человека, его взгляд на мир может быть ошибочным. Иван Бездомный, герой произведения М. Булгакова "Мастер и Маргарита", жил и не задумывался, правильно ли поступает, сочиняя не имеющие никакой ценности стихотворения. Разговор с Мастером заставил его пересмотреть отношение к собственным произведениям, признать их отвратительными. Герой понял, что ошибался. В этом его большая победа. А ведь что стоит поменять свое мировоззрение!

Каждый совершает ошибки. По-другому просто не может быть. Но ошибки могут стать поводом для совершенствования, так что в некоторых случаях их наличие скорее хорошо, чем плохо. Главное - раскаяться, признать ошибку, в дальнейшем стремиться ничего подобного не допускать.

Работа написана по тексту варианта Статград 2017 года

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Тема: «Умение признавать ошибки – свидетельство силы»

Все люди ошибаются, но великие сознаются в ошибках.

Б. Фонтенель

 Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость. Цзи Юнь

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Екатерина II

 Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество.

Александр Бестужев

 Слабые часто бывают жестокими, ибо они неостанавливаются ни перед чем, дабы устранить последствия своих ошибок.

Джордж Галифакс

Бертран Рассел

Тема: «Ошибка – шаг к опыту, познанию, духовному развитию, самосовершенствованию»

    Думать - почти всегда значит ошибаться.

Пауло Коэльо

 Не бойся ошибаться. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни.

Александр Грин

 Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Теодор Рузвельт

 Если какой-то шанс хоть на один процент выше других - пробуй его. Ведь от ошибок не застрахован никто, даже самые сильные игроки

Харуки Мураками

 Опыт - это сумма совершенных ошибок.

Франсуаза Саган

 Человек, по - настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Джон Дьюи

 Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Т. Карлейль

Итоговая аттестация 2017

Сочинение по ЛИТЕРАТУРЕ

Направление

Опыт и ошибки

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Возможные формулировки тем :

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Ошибаться - свойство человека, прощать - свойство Бога.
Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Опыт - самый лучший наставник.
Наши истинные учителя - опыт и чувство.
В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
Единственным критерием истины является опыт.
Человек имеет право на ошибку Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ:

    Опыт преобладает. К чему приводит? Можно ли было избежать ошибок?

2. Ошибки совершаются вновь и вновь. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?

3. Можно ли «научиться» используя чужой опыт? Можно ли достичь гармонии опытному человеку?

4. Умелое сочетание ошибок и опыта. К чему приводит? Можно ли достичь нравственногосовершенства в этом мире?

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», “Барышня- крестьянка», « Станционный смотритель»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

А.Н.Островский «Бесприданница», «Гроза»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

М. Ф. Достоевский « Преступление и наказание»

А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.Распутин «Живи и помни»

    М. Шолохов «Тихий Дон.»

    В.Распутин «Уроки французского».

    Слово о полку Игореве

    В. Астафьев « Царь – рыба»

    И Гончаров « Обломов»

    А. П. Чехов « Человек в футляре» ,

« Крыжовник»

    И.Бунин « Господин из Сан- Франциско»

    М. Лермонтов « Мцыри»

    Н. В Гоголь « Мертвые души», « Нос»,

    « Шинель»

    Хемингуэй « Старик и море»

ранить память о прошлом