Занятия по рисованию для детей старшей группы. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зайкины щи

    Пазл «Юного художника».

    Разминка.

    Сколько точек в этом круге,

    Столько раз поднимем руки.

    Сколько палочек до точки,

    Столько встанем на носочки.

    Сколько ёлок треугольных,

    Столько сделаем наклонов.

    Сколько здесь у нас кружков,

    Столько сделаем прыжков!

    Показываю примерные работы.

    Вы должны дорисовать дополнительные детали, что бы получилось изображение какого-либо предмета. Например, с чем ассоциируется у вас круг? (Солнце), так же круг может быть частью чего-то, например серединой подсолнуха и тд. К прямоугольнику можно добавить треугольник и получиться карандаш, и так с остальными фигурами. Главным условием будет для вас, чтобы картинки ни у кого не повторялись, другими словами - не срисовывайте у соседа. Включаем свою фантазию и начинаем творить!

    Звучит музыка

    Дарю медали (эмблемы).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия-игры по рисованию "Юные Художники"»

Занятие – игра «Юный художник»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Еремевцева М.Н.

Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству. Познакомить с приемом нетрадиционного рисования. Сплочение сложившегося творческого коллектива (группы).

Задачи:

Развивать логическое и творческое мышление детей;

Развивать внимательность к деталям;

Развивать фантазию и творческие способности;

Воспитывать аккуратность, взаимопомощь;

Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.

Приглашенные: администрация и педагоги ЦДТ №2

Оборудование:

Музыкальное сопровождение, задания на листочках, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для рисования и заданий, интерактивная доска.

Ход мероприятия.

При входе. Ребята, вы должны разделиться на две команды (вытягивают листочки с номером или цветом команды) и рассаживаются в соответствии с номером (цветом).

Здравствуйте ребята! Сегодня мы поиграем с вами в игру и проверим кто из вас достоин носить звание юного художника. Мы выполним с вами несколько необычных и веселых заданий.

Кто пройдет через все испытания, тот получит право называться юным художником.

Ребята вам первое задание:

Назвать свою команду.

Загадки.

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы разбираетесь в атрибутах художника. Отгадайте загадки.

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить все потом

Пригодиться -... (ластик)

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький... (фломастер)

Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой... (кистью)

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня - ... (палитры)

Все, что мы с вами отгадали, пригодиться художнику? Конечно, ему без этих атрибутов никуда! А еще настоящему художнику нужно внимание. Давайте проверим вашу внимательность.

Найди пару!

На доске вы видите картинки в двух столбцах. Вам нужно найти пару каждой картинке. Кто отгадает, выходит к доске и соединяет картинки линией.(В дополнение наглядности, вместо слов на магнитной доске детям могут быть представлены распечатанные картинки)

КАРАНДАШ КЛЮЧ

ЦВЕТОК НИТКИ

ЗАМОК ЛАСТИК

ПАЛИТРА БАБОЧКА

ИГОЛКА ГНЕЗДО

ПТИЦА КРАСКИ

А еще, ребята, настоящий художник должен хорошо ориентироваться в пространстве и правильно подбирать цвета (Интерактивная доска ).

    На какой картинке кисточка длиннее карандаша?

    На какой картинке мячик одинаковый по размеру с кубиком?

    На какой картинке дерево ниже, чем дом?

    Какие предметы раскрашены неправильно? Назовите их настоящий цвет.

Пазл «Юного художника».

Каждой команде даётся пазл. Нужно как можно быстрее его собрать!

Разминка.

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько ёлок треугольных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков!

Ребята, все это мы делали не случайно, мы повторяли геометрические фигуры, но они здесь не все, каких фигур не хватает? (овала, квадрата, прямоугольника). Скажите, а вы знали, что геометрические фигуры помогают нам рисовать? Любое изображение можно нарисовать используя геометрические фигуры? Конечно.

На занятиях мы с вами уже сталкивались с заданиями, где вам предлагалось нарисовать изображение поэтапно, например кошку, зайца, птицу и др. используя геом.фигуры. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать изображение, используя одну или несколько геометрических фигур, т.е. превратить геометрическую фигуру в предмет.

Творческое задание «Превратите геометрическую фигуру в предмет»

Показываю примерные работы.

Детям раздаются листы бумаги с изображением разных геометрических фигур.

Вы должны дорисовать дополнительные детали, что бы получилось изображение какого-либо предмета. Например, с чем ассоциируется у вас круг? (Солнце), так же круг может быть частью чего-то, например серединой подсолнуха и тд. К прямоугольнику можно добавить треугольник и получиться карандаш, и так с остальными фигурами. Главным условием будет для вас, чтобы картинки ни у кого не повторялись, другими словами – не срисовывайте у соседа. Включаем свою фантазию и начинаем творить!

Звучит музыка

Песня Маши и Медведя «Картина маслом»

Итог занятия. Награждение медалями (эмблемами)

Молодцы ребята, вы все справились с заданиями, теперь вы знаете как можно быстро построить изображение и превратить геометрическую фигуру в предмет. В этом вам помогло воображение, внимательность и смекалка. Вы справились со всеми испытаниями, много усвоили, запомнили, узнали, как интересно работать в команде и поэтому теперь вы по праву можете называться юными художниками.

Дарю медали (эмблемы).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ

План-конспект занятия по предмету «Рисунок»

Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»

Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.

Заволжье

2011 г.

Аннотация

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.

Объяснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

Задачи:

    Обучающие

    знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

    систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

    обучать пользоваться методом визирования

    Воспитательные

    Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели

    Развивающие

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

    Словесные - объяснение, беседа

    Наглядные - схемы

    Практические – показ, объяснение

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

Материальное обеспечение:

Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

Методическая таблица «Последовательность ведения работы».

Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2).

Доска, мел

План занятия:

1 этап – Организационный момент 2-3 мин.

    Приветствие

2 этап – Введение 5-7 мин.

    Сообщение темы занятия

    Ознакомление с целью занятия

    Повторение пройденного материала

3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.

    Понятие ПРОПОРЦИИ

    Анализ формы предлагаемого предмета

    Объяснение порядка определения пропорций предмета

4 этап – Практическая работа - 15-20 мин

    Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования

5 этап – Заключительный 5 мин

    Анализ результатов работы

    Подведение итогов.

Ход занятия:

Этап

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.

Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.

Слушают

Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага

Карандаш, рука и глаз

Нет

Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.

Слушают

Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.

Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину

Выбирают правильный вариант.

Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.

Литература:

    Образовательная программа по рисунку.

    Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

    Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

    В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009

Приложение 1

Изображение очень маленькое

Изображение смещено в правый нижний угол

Изображение очень большое

Правильное размещение в листе

Приложение 2

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки

Светлана ЧЕРВЯКОВА

Конспект занятия на тему «Веселый удав Гоша » .

(старшая группа )

Цель : продолжать способствовать :

Развитию таких психических процессов, как : внимание, память, мышление,

Развитию воображения, творческих способностей;

Развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

Развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Образовательные задачи :

Научить детей аккуратно наносить штрихи карандашом

Закреплять знания детей о технике рисования .

Развивающие задачи :

Развивать творческое воображение, стойкий интерес к рисованию .

Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

Совершенствовать мелкую моторику рук и кистей.

Развивать способности к формообразованию.

Воспитательные задачи :

Воспитывать эстетическое отношение к образу через изображение цветов.

Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование :

Белая бумага форматом А4,простой карандаш, цветные карандаши, квадраты из цветной бумаги 5x5 см, клей-карандаш.

Ход занятия:

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Жил-был в картонной коробке карандаш. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал.

И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться.

Когда Алена помогала маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а карандаш ей и говорит :

Не мешай мне мечтать, девочка!

Хватит лежать без дела, - говорит Алена, - давай-ка лучше поиграем.

А я не умею играть, я умею только мечтать, - ответил ей карандаш.

Ничего, я тебя научу.

Взяла Алена карандаш и начала им рисовать . И карандаш сразу увидел, что он очень талантливый и … посмотрим, что выходит?

(На листе воспитатель рисует круг)

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Дети, какая это фигура?

ДЕТИ. Круг.

ВОСПИТАТАЕЛЬ. А что может быть круглым?

ДЕТИ. Солнце, мяч, арбуз…

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Молодцы. Но это не солнце, не мяч, не арбуз.

(На листе от круга рисуется извилистая линия)

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Теперь, как вы думаете, что это такое?

ДЕТИ. Шарик на веревочке…

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Хорошо. Наш карандаш ещё не закончил свой рисунок, смотрим дальше.

(На листе параллельно рисуем «тело удава » )

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Что перед нами теперь?

ДЕТИ. Дорога к озеру…

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Какие вы молодцы. Но карандаш ещё не дорисовал картинку , он рисует глазки…

(Дорисовываем глаза )

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Кого напоминает наш рисунок?

ДЕТИ. Змею, червяка…

ВОСПИТАТАЕЛЬ. Здорово, какие вы догадливые – это удав , зовут его - Гоша. Дорисуем ему ротик (рисуем) Какое настроение у Гоши?

ДЕТИ. Радостное, веселое…

ВОСПИТАТАЕЛЬ. А чтобы Гоша всегда был в хорошем настроение, мы ему подарим разноцветный зонтик. Ведь вы, наверное, знаете, что змейки не любят холода, они даже выползают на пеньки и теплые камни, чтобы погреться на солнышке. (приклеиваем заранее приготовленные конусы, создавая «зонтик» ).

Итак, вот наш Гоша теперь всегда будет всем улыбаться и поднимать настроение. Давайте и мы с вами нарисуем похожего Гошу, а вечером подарим мамам и папам хорошее настроение.

ДЕТИ. Давайте.

Дети рисуют удава , раскрашивают его, приклеивают конусы, формируя «зонтик» .

В процессе создания рисунка воспитатель проводит физминутку :

Стихи про змею

Как-то по лесу гуляя, (ходьба на месте)

Собирал грибы я впрок, (имитируем сбор в корзинку)

Вдруг из травки выползает (делаем волнообразные движения телом)

На меня смешной шнурок!

«Что ты под ноги не смотришь?» (наклон вперед)

Говорит, смутив меня!

«Кто ты?» спрашиваю строго, (разводим руки)

«Ты не знаешь? Я - змея!»

Я уж было испугался, (прячем лицо в руки)

Очень страшно стало вдруг,

Но шнурок лишь рассмеялся (поворот вокруг себя)

И ополз меня вокруг.

«Польза от меня огромна, (рисуем широкий круг руками)

Я совсем не вредный, (грозим пальчиком)

И зовусь я очень скромно - (гладим себя по голове)

Удав обыкновенный !

В конце занятия воспитатель предлагает рассмотреть рисунки друг у друга, задать вопросы друг другу об изготовленных удавах .

Публикации по теме:

Конспект НОД изобразительной деятельности (лепка) для детей 4–5 лет «Удав» Конспект НОД изобразительной деятельности (лепка) для детей 4-5 лет «Удав» Цель: Закреплять умение раскатывать из пластилина длинную колбаску,.

Конспект занятия НОД по рисованию «Гжельские узоры» в старшей группе. Цель: - продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Задачи:.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Одуванчики». Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Одуванчики». Программное содержание: Формировать навыки рисования, используя.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Одуванчики» Задачи: Формировать навыки рисования, используя нетрадиционные техники «Рисование мятой бумагой», «жесткой кистью». Закрепить знания детей.

Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Картина про лето» с использованием нетрадиционной техники рисования (печать ладошками)Цель:Учить.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

(область: художественное творчество)

На тему: Бабочка (рисование: монотипия, гуашь).

Воспитатель: Шахова Е.А.

Цель занятия: научить детей новому способу передачи изображения; развивать эстетические и творческие качества.

Задачи:

  1. обучающая - познакомить детей с новым способом передачи изображения – предметной монотипией, учить рисовать на мокром листе бумаги.
  2. развивающая – продолжать развивать фантазию, воображение, образное мышление.
  3. воспитательная – воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета.

Материал для занятия:

Листы альбомной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Педагог. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети. Бабочка.

Педагог. Верно. Ребята, а как вы догадались, что это загадка про бабочку?

Дети. У нее четыре крыла, она сидела на цветке и потом улетела.

Педагог. Верно.

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением разных видов бабочек.

Педагог. Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько у бабочки крыльев?

Дети. Четыре.

Педагог. А они какие по форме: разные или одинаковые?

Дети. Одинаковые.

Педагог. Ребята, противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть одинаковыми. А чем питаются бабочки?

Дети. Нектаром цветов.

Педагог. Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок. А какие еще животные относятся к насекомым?

Дети. Стрекоза, божья коровка.

Педагог. Молодцы. Ребята, про бабочку сложено немало стихов. Сейчас я прочитаю вам одно из них.

Бабочка.

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

Бабочка, скажи мне

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко после скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка

В золото одета:

Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

А. Павлова

Физкультурная минутка «Бабочка»

И.П. – дети складывают ладошки под голову – «спят».

Спал цветок и вдруг проснулся, Дети открывают глаза.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, Потягиваются.

Взвился вверх и полетел. Руки в стороны, машут крылышками.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. Начинают тихонько кружиться.


2 . Практическая часть.

Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.

Этапы выполнения работы.

  1. Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.
  2. На левой половине листа детям надо нарисовать половину бабочки.
  3. Правую половину листа смачиваем водой и складываем лист по линии сгиба.
  4. Дополнения к общей композиции: рисуем цветок на котором сидит бабочка.
  1. Заключительная часть.

В конце занятия проводится игра «Бабочки».

С помощью считалки выбирается водящий. Он сидит на стульчике вместе с сачком (шапочка).

Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.