Что такое хип-хоп? История возникновения, описание, виды и особенности хип-хопа. Уверенность в себе

Термин брейк-данс не является правильным придуманный СМИ, и является показателем неграмотности в сфере танцев и хип-хоп культуре. Этот вид пластического искусства относится к культуре хип-хоп и внутри неё называется «брэйкинг» (брейкинг, англ. breaking). Таковым он был задуман создателями этого движения (Африка Бамбаатаа).

Термин «брейкдансинг» (англ. Breakdancing) создан музыкальными журналистами для удобства восприятия обывателями, поскольку в английском слово англ. breaking обозначает разные понятия и имеет отношение к разным культурам. По этой же причине (для чёткости идентификации) в самой среде хип-хоп стали использовать термин «B-boying», который происходит от слова B-boy (break-boy).

Чтобы различать танцоров-парней и танцовщиц-девушек, МС объявляли: «Би-бойс» (англ. B-boys) и «Би-гёлз» (англ. B-girls). Слово «Би-боинг» обрело популярность в 80-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break), танца, бывшего популярным до того как его выместил Freak, но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break, (дословно «пауза») так как, изначально, лучшие танцоры выходили в музыкальные проигрыши во время песни - паузы. Впервые слово «b-boy» употребил Dj Kool Herc, который так называл людей, исполнявших брейк-данс.

Брейкданс, собственно, как танец представлен только одной формой - breaking (или b-boying). В нашей стране долгое время было принято разделять брейк-данс на «нижний» и «верхний», такое разделение родилось ещё в середине 80х годов прошлого века, когда сквозь железный занавес в нашу страну попадали лишь отрывистые сведения о брейк-дансе. Во многом, из-за отсутствия правдивой информации на территории СНГ долгое время развивался «верхний брейк», не существовавший нигде в мире более, поэтому западная танцевальная культура ушла далеко вперед.

Собственно то, что у нас называли «верхним брейком» представляет собой другую форму уличного танца, берущего начало не на Восточном побережье США, а на Западном. Эти танцы основаны на фанковой культуре Западного побережья и представлены стилями Поппинг, Локинг и Электрик бугалу (не путать с электрик буги!). Стиль локинг был придуман человеком по имени Дон «Campbellock» Кемпбелл, и получил развитие и известность при помощи созданной им команды The Lockers. Стили Электрик бугалу и Поппинг были созданы Семом «Boogaloo Sam» Саломоном и развиты в его команде «Electric Boogaloos».

Десять заповедей батла
Не спать!
Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений
Никогда не делать движения, которые ещё не отточены
Не использовать несколько «выходов» за один раз
Никогда не повторять движения противника (обычно список исключений составляют те случаи, когда после повтора вы дополняете мув своего противника эффектной концовкой)
Меньше слов, больше сосредоточенности
Батл выигрывает не движение, а мысль
Если это батл - дай знать об этом, воздействуй на бессознательное!
Держи взгляд на своей цели!
Умей принять свое поражение.

Музыка - самое главное для breakdancing. Оригинальные жанры, которые популяризировали форму танца,- это jazz, soul, funk, electro (сокр. от electro funk) до 2000 года, disco и rap. Огромное влияние на брейк-культуру оказал рэп, культовые фигуры которого, такие как Afrika Bambaata остаются наиболее часто микшируемые в композициях т. н. старой школы - «old school». Особенность музыки breakdance - это частые миксы DJ`ев, в одной композиции может звучать работа нескольких исполнителей. Темп - от 110 до 135 ударов в минуту. Танцоры направления верхнего брейка выбирали чисто электронные композиции, из наиболее популярных - немецкий музыкальный квартет «Kraftwerk». DJ Kool Herc, известный музыкант и продюсер, который работал в таких направлениях как хип-хоп, фанк и т.д, создал ещё одно направления для брейкинга, позже названое breakbeat.

Но все же, направление музыки для этого танца не ограничено только выше перечисленными. Можно танцевать под любой жанр музыки (часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах, также прогрессируют такие жанры, как European electronica и даже оперные композиции.

В России танец развивался заметно медленнее, чем в других странах. Вообще, о нём слышали в основном в Прибалтике, Питере и Москве, но с выходом на VHS фильмов «Breakin’», «Breakin’ 2 - Electric Boogaloo» многие самоучки получили возможность «снимать» движения и трюки у героев фильма.

Первые брейк-тусовки в Москве собирались в 1985 году в кафе «Молоко». Первый заметный всплеск с выходом советских фильмов «Танцы на крыше», «Курьер», где в эпизодах снялись московские би-бои. Первые курсы в Москве велись при дворце культуры «Правда» под руководством известного циркового режиссёра В. Гнеушева, откуда вышли первые более-менее известные танцоры и группы тех лет. Первый брейк-фестиваль «Папуга-86» на объединённом пространстве СССР прошёл в Паланге в 1986 году. В следующем, 1987 году был парад фестивалей, в разных городах и республиках, преимущественно в Прибалтике: Вильнюс, Витебск, Черноголовка, Рига, Таллин и, разумеется, снова в Паланге.

Среди первых танцоров стиля «электрик-буги» были Игорь Захаров, Олег Смолин, Алексей Герулайтис, Константин Михайлов.

В 1998 г. произошёл второй серьёзный бум брейка в России - стали известны такие команды как «Jam Style», «Da Boogie Crew» (снявшие клип «Вы хотели пати» и выпустившие свой музыкальный альбом) за ними B-People, брейк стал появляться даже в музыкальных клипах (в частности у Дельфина). В известных передачах того времени «До 16 и старше» и «Башня» - «Да Буги» проводили свои уроки брейка, по которым учились сотни ребят во многих городах России. Позднее B-People стали проводить свой фестиваль, отбирающий лучшие команды в России. Также, все узнали команду из Германии «Flying Steps», занявшую 1-е место в BOTY2000, тогда в России стали популярны исполнители Music Instructor и позже Bomfunk MC’s. Это был большой прорыв брейка в России - занимались везде - в каждом маленьком городке были секции, где в маленьком зале тренировались Би-Бои.

Сейчас уровень би-боев в России достаточно высок. Наиболее известные команды «Da Fanky style»(Новосибирск), «All the most»(Москва), «BMT» (Москва), «Predatorz»(Баксан, Нальчик, Махачкала), Тор9(Питерская сборная из команды «Реактив», «Клинч Мастер» и свободных Питерских Би-Боев), Funk Fanatix (Санкт-Петербург, Сборная России).

18 октября 2008 на XIX чемпионате мира по Брейк-Дансу «Battle of the Year» команда Тор9 одержала уверенную победу. Так же Тор9, стали победителями в номинации «Лучшее шоу». На данный момент, благодаря заслугам Тор9, Россия является действующим чемпионом мира по версии «Battle of the Year».

Основная задача танцора брейкинга, соединить в своём костюме комфорт, удобство, свободу движения и стиль. Не надо путать традиционную рэперскую одежду с одеждой би-боя. Би-бои почти не спускают штаны, так как это мешает махать ногами. Намного свободнее в выборе одежды чувствует себя би-бой. танцующий верхний брейк данс. В основном, би-бои надевают спортивную одежду, например такие марки как: adidas, nike, reebok, tribal. Также, есть несколько важных атрибутов в одежде би-боя, например напульсник или шапка. Ну а вообще, в наше время существует много спортивной одежды, идеально подходящей для би-боя.

Брейк-данс (англ. breakdancing) - американский танец, один из четырёх элементов хип-хопа.

Происхождение термина «Брейкдансинг» (англ. Breakdancing) никогда не был термином, используемым самими его исполнителями. Они предпочитали называть себя «Би-бойз» (англ. B-boys) и «Би-гёрлз» (англ. B-girls). Само слово обрело популярность в 80-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break), танца, бывшего популярным до того как его выместил Freak, но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break, обозначающего что-то сумасшедшее, что собственно и делали танцоры.

История Широко распространено мнение, что брэйкданс в его сегодняшнем виде берет начало от способа посредничества для выяснения отношений между соперничающими бандами на рубеже 70-е-80-е гг. . Однако это мнение является результатом спекуляций СМИ во время популярности танца в 80-е. Даже если танец и был инструментом посредничества, то результативное посредничество не было ни целью, не исходом «батлов» (англ. battle), часто случалось, что такие батлы наоборот вызывали новую волну насилия.
Победителями в выступлениях становились те, кто мог исполнить как можно больше новых и сложных по исполнению движений, которые не могли бы повторить соперники.
Благодаря увеличению популярности легенды фанка Джеймса Брауна и быстрому росту количества брейкданс-команд (таких как Rock Steady Crew), брейкданс из соревнования между бандами перерос в феномен поп-культуры. Благодаря СМИ, брейкданс стал известен широкой публике. Через некоторое время ни одна вечеринка, дискотека или шоу талантов не обходились без выступления танцоров брейкданса.

Разновидности брейка Брейк-данс делится на верхний, и нижний: верхний представляет собой огромную разновидность стилей (Electric Boogie, Robot, Locking, King-Tut, Pops и т. д.).
Верхний брейк - это очень зрелищное шоу с часто меняющимися движениями под биты музыки.
Нижний брейк представляет собой еще куда более зрелищное выступление: самый захватывающий и в тот же момент сложный вид нижнего брэйка, это PowerMoves(силовые движения). Powermoves - под этим названием объединено множество элементов: Drop, Flare, Float, Freeze, Headspin, Backspin, Suicide, Swipe, Windmill и тд.. Брейкданс является одной из четырех составляющих хип-хопа наряду с рэпом, DJ"ингом и граффити.

Правила би-боинга - Отсутствие шлема
- Никогда не снимайте обувь
- Никогда не танцуйте брейк, если играет не хип-хоп

Разминка: порядок действий Как во всяком занятии требуется разминка, да не любая, а способная избежать и уберечь Вас от травм. Нельзя себя перегружать только одной разминкой. На ее выполнение отводиться от силы 10-15 минут. Все делается в стандартной позиции - ноги на ширине плеч.

Порядок разминки:
а) Голова Круговые движения по часовой и против часовой стрелки + наклоны вправо, влево, вперед, назад, по диагонали) Стандартное положение.
б) Кисти (самая нужная вещь) Сжать в кулаки и делать движения по часовой и против часовой стрелки, разогреть ладони. Кисти не должны быть холодны из-за возможной растяжки сухожилий, особое внимание следует уделить запястьям (пока что они у нас не крепкие и поэтому любое неосторожное движение отразиться на них - 100 % растяжение), сцепите кисти в замок, прогните их вверх, вниз. Вы сами должны почувствовать что кисти разогреты. Стандартное положение.
в) Плечевой пояс Положите кисти к себе на плечи - сделайте 10 оборотов вперед, назад. Стандартное положение. Теперь сделайте маховые движения руками вперед и назад. Стандартное положение. Теперь поднимите руки на уровень плеч (руки параллельно телу) 1,2 - отводим назад 3,4- разгинаем их и разводим назад (вспомните отмашку локтем, если вы кого-то хотите ударить).
г) Наклоны Стандартное положение. Руки на поясе. Делаем наклоны вправо и влево, вперед, назад. Теперь тоже самое только руки находятся уже не на поясе, а идут в след за вашими наклонами, то есть достаем руками пола, левой ноги, правой ноги - разогрев поясницы. Стандартное положение. Руки на поясе. Ноги не двигаются - повороты туловища на больший возможный угол от начального положения влево и вправо. Стандартное положение. Заключающее - круговые движения тазом по часовой и против часовой стрелки. Как следует потяните мышцы (Вам должно быть немножко больно - это следствие того, что мышцы в данный момент подвержены растяжению, это хорошо)
д) Упражнения Расставьте ноги пошире. Наклонитесь вперед и достаньте обеими руками пола (пока насколько возможно, старайтесь положить обе ладошки на пол без всякого напряжения) Ноги вместе. Наклоните голову к коленям (тоже насколько сможете - сразу никогда не получается, колени будут немного сгибаться - идеально это движение выполнить невозможно), позже старайтесь зафиксировать данную позицию на 5-10 секунд. Сядьте на пол. Ноги вместе. Сделайте выше сказанные движения только уже из такого положения - у каждого это получается по разному. Очень хорошо разогревает мышцы «поза Лотоса». Встаньте. Очень хорошо. Разминка почти закончена. Встаньте ровно. Ноги вместе. Сделайте маховые движения поочередно левой и правой ногами вперед, сделав один-два шага вперед. Также сделайте маховые движения вправо и влево из положения стоя на месте. Сядьте на корточки. Отведите правую ногу вправо. Медленно передвиньте ваш центр тяжести на нее, передвижение параллельно полу. Потом передвиьтесь на левую ногу.
е) Стопы Расслабьте ноги, встряхните ими. Заключительная стадия - стопы. Опора - любая стенка. Поставьте на нее руки. Отведите ноги назад. Переминайтесь со стопы на стопу (медленно и потом немного быстрее, но не совсем). Походите на внутренней стороне стопы и на внешней. Вдох - выдох. Разминка закончена.

Battle - танцевальное состязание Батл (с англ. «Битва») - танцевальное состязание (не путать с «истязание») между би-боями (би-герлами). Батлы проводятся с незапамятных времен и именно по ним можно определить состояние танца на данный момент. В батле участвуют 2 команды.
Проводится батл за определенное время. Цель: показать больше и лучше хороших фишек. Из каждой команды попеременно выходит один танцор (бывает сразу несколько) и показывает свой неповторимый (или повторимый) стиль. Одному и тому же танцору одни и те же движения повторять не следует.

Команды мирового уровня Rock Steady Crew
Высокопрофессиональная, единственная в своем роде и неповторимая, порой непредсказуемая, легендарная команда «Rock Steady Crew». Ее основателем является некий Jo-Jo. Его, да и всех остальных персонажей, стоявших у истоков создания данного танцевального проекта, можно смело отнести к разряду непревзойденных. Сейчас «R.S.C.» не просто танцевальный коллектив, состоящий из нескольких танцоров, это целая империя, пускающая свои корни по всему миру.
Ее членом может стать далеко не каждый, но небольшой шанс все-таки есть. Первый состав «Rock Steady Crew» бал зарегистрирован в начале семидесятых годов в Hью-Йорке, а его второе поколение включало в себя семь непохожих друг на друга монстров танцевальной культуры: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Baby Love Buck 4, Kuriaki и Doze. Crazy Legs и Prince Ken Swift до сих пор являются официальными членами «R.S.C.». Buck 4 и Kuriaki, к сожалению, ушли из жизни несколько лет назад по невыясненным причинам. Последний же участник коллектива Doze большую часть своего времени отдает искусству граффити.
На сегодняшний день официально в состав Rock Steady Crew входят: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Mr.Wiggles, Masami и Orko.

CE KID из SECOND 2 NON
Second 2 none - это английская топовая би-бой команда. Основанная в 1985 году S2N, считается одной из самых старых команд в мире. В ее состав входят такие люди, как Nick Palmen, Asa Harding, Darrel Harding, Adam Pensaw и John Isaacs. Победители UK Championship’96, 97 они гастролировали не только по всей Англии, но и по всей Европе, появляясь в многочисленных клубах, на многочисленных джемах и фестивалях. На их плечах также появление во многих популярных телевизионных программах. Их стиль не похож ни на какой другой, это стопроцентный би-боинг - быстрый, жесткий пауермувс со всевозможными комбинациями стайла. Все члены команды имеют свой собственный стиль и, они также развиваются в различных направлениях танца. Являясь иноваторами многих оригинальных движений в стайле S2N улучшили критическое положение би-боинга, так как оказывали огромное влияние на остальных танцоров по всему миру. Звукозаписывающий лейбл S2N успешно функционирует в данное время и выпускает андерграундный брейкбит, под который можно было бы успешно танцевать брейк. В команде также есть ди-джеи, которые играют не только old school, но и new school hip hop, electro, breakbeat, soul, funk & b-boy trax.

Flying Steps
Очень известная команда из Германии снявшая несколько клипов и занявшая 1-е место на BOTY2000. Известным представителем ее является BENY, занесенный в книгу рекордов Гинеса за большое количество оборотов на голове(HeadSpin). Вместе с этой командой занимались основатели русского БрейкДанса - ребята из DaBoogie когда работали в Германии.

Мировая сцена На даном этапе своего развития брэйк-данс распространен во всем мире. Во многих странах создаются школы брейка, где каждый желающий может научиться танцевать. Но как хорошо он это сделает, зависит только от его самого. Неотъемлемой частью этого танца есть, конечно, импровизация. Ясно, что сразу делать тяжелые элементы(Drop, Flare, Float, Freeze,Headspin, Backspin, Suicide, Swipe,Windmill) для новичка будет очень непросто. Нужны месяцы или даже годы тренировок.

Музыка
Музыка - самое главное для breakdancing. Оригинальные жанры, которые популяризировали форму танца,- это jazz, soul, funk, electro (сокр. от electro funk), disco и R&B. Огромное влияние на брейк-культуру оказал рэп, культовые фигуры которого, такие как Afrika Bambaata остаются наиболее часто микшируемые в композизиях т. н. старой школы - "old school". Особенность музыки breakdance - это частые миксы DJ`ев, в одной композиции может звучать работа нескольких исполнителей. Темп - от 110 до 135 ударов в минуту. Танцоры направления верхнего брейка выбирали чисто электронные композиции, из наиболее популярных - немецкий музыкальный квартет "Kraftwerk". DJ Kool Herc, известный музыкант и продюсер, который работал в таких направлениях как хип-хоп, фанк и т.д, создал еще одно направления для брейкинга, позже названое breakbeat.
Но все же направление музики для этого танца не ограничено только выше перечисленными. Можно танцевать под любой жанр музыки (часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах также прогресируют такие жанры как European electronica и даже оперные композиции.

Мода
Для брейкера мода - это аспект определения личности. Танцоры 80-х обычно носили кроссовки Adidas, Puma, или ботинки Fila. Некоторые команды breakdancing выступали в одинаковой одежде со шляпами, рубашками и ботинками, чтобы показать, что они единое целое. B-boys также носили нейлоновый костюмы, которые были удобные и модные. Благодаря им брейкер мог легко скользить по любой поверхности для лучшего исполнения некоторых фишек.
Би-бои нашего времени одеваются уже не так, но все одно каждый брейкер одевается модно и ярко. В связи с тем, что брейк-данс распространялся с центра городов на окраины, стало трудно сказать «как одеваться модно?». Есть очень много стилей одежды. Каждый Би-бой выбирает себе то, что ему больше подходит. Сегодня есть танцоры и команды, которые одеваются даже в готическом и панк стиле. Трудно сказать правильно ли это. Многие заявляют, что «их бунт против системы танца основан на непонимании того факта, что истинная суть брейкинга остается с теми, кто сохраняет традиционные представления о би-боях и би-боинге». Но даже и такие брейкеры могут быть би-боем и примером в танце для остальных.

Мировые мастера

Сторм
Сторм(Storm) - это всеми признаный немецкий танцор брейкданса. Танцует с 1983 г. Раньше выступал в команде Battle Squad:Storm, Speady(брат Сторма),Swift. Наряду с низами, танцует и верхи: electric boogie, pop locking и др.

PRINCE KEN SWIFT
Hастоящее имя этого парня - Kenny Gabbert. В данный момент является официальным членом команды Rock Steady Crew. Более шестнадцати лет в хип-хоп культуре, принимал непосредственное участие в первом международном турнире под названием New York City Rap. Снимался в таких фильмах, как «Wild Style», «Style Wars», «Beet Street» и «Flashdance». Также принимал участие во многих телевизионных шоу-программах, включая CBS. В тесном сотрудничестве с проектом GhettOriginal Productions, работал как танцор в таких местах, как Central Park Summer Stage, Lincoln Center, Boston Ballet и т. д. Исколесил почти всю Америку. Демонстрировал свое мастерство и в других странах, включая Канаду, Австрию и Францию. В 1991 году получил награду «Bessie Award» за лучшую хореографию. За всю свою творческую деятельность напридумывал кучу разных танцевальных фишек и сам же их назвал. Среди них такие элементы, как air babies, flowing downstream и т. д. За все его услуги перед танцевальной хип-хоп культурой этого человека прозвали «the epitome of a b-boy», что в переводе означает «эталон настоящего танцора».

Mr. Wiggles
Mr. Wiggles входит в состав и знаменитой команды Rock Steady Crew. Он начал заниматься Бибоингом ещё в 1976 г., когда Брейкданс только зарождался и был популярным в узких кругах. Тогда-то он и увлекся им и потихоньку, со всей остальной массой изучал начальные движения, выковыривал foot work, пытался придумать что-то новое, что в последствии и помогло ему попасть в культовую группу RSC. В 1977 он увлёкся рэпом и даже сочинял собственные текста. А в 1979 Mr. Wiggles стал порисовывать на заборах, стенах и тому подобных объектах. Ему это очень понравилось и он стал заниматься этим более профессионально и продолжает заниматься по сей день.

Easy Roc
Заслуги, связанные с таким именем как Easy Roc можно перечислять бесконечно. Его вступление в ХипХоп началось в 1983 г., когда он занимался Бибоингом и граффити с парнями по соседству. В 1986 Easy Roc увлёкся фристайлом на велосипеде и это было у него как хобби, после этого он стал одним из спонсоров команды G.T.Bicycles. Позже он получил полное покровительство, позволяющее ему полностью управлять командой, включая право на участие в национальных соревнованиях, различных показах и шоу и включая выступления в Knotts Berry Farm и Disneyland’е. Помимо увлечения байком Easy Roc продолжал заниматься Брейкдансом.
В 1991 он сошёлся с Rock Steady Crew и стал членом этой команды. За это время своим стилем танца он заработал репутацию одного из самых лучших Би-Боев заподного побережья Америки. Его связки в стайле, павермувы и акробатические фишки показывали его разрушающую силу перед соперниками в батлах и разного рода соревнованиях. Easy Roc взял на себя ответственность представителя Rock Steady по воспитательным работам, которая включала в себя: обучение молодёжи истории Хип-Хопа, обучение правилам ответственности за свои поступки при помощи методики, философии и би-бойс стиля RSC. Он даже как-то высказывался о группе Streetstep.
Easy Roc много выступал вместе со своей командой - RSC. Это и выступления по Соединенным Штатам, включающие в себя Family Values Tour «98» (с такими звёздами как Ice Cube, Limp Bizkit, Korn) и World of Mouth Tour «2000» (вместе с Jurassic 5, Dilated Peoples, Beat Junkies). Он также очень часто засвечивался в многочисленных видеороликах и ТВ-проектах, таких как The Guinness Prime Time Show и Regis & Kathy Lee и на MTV Music Awards вместе с Мадонной (где-то в 98-м). Про него писали множество статей и публикаций в журналах подобных Bikini, Blaze, The Source, Rap Pages, Vibe, Stress Magazine и The URB. Он был одним из тех, кто открыл ежегодное мероприятие «B-Boy Summit». В 1999 Easy Roc вписал себя в книгу Рекордов Гиннеса как человек, дольше всех крутящийся на голове (HeadSpin без рук).
Недавно Easy Roc закончил работу в кинофильме с актёром/директором Бэном Стиллером, где он исполнил сложный танцевальный трюк для актёра Оуэна Вилсона. Easy постоянно рисует, пробует себя в райтинге, моде и дизайне интерьеров. В дополнение ко всем его толантам он также играет на Didgeridu (Австралийский духовой инструмент) в музыкальной группе AbOriginals. В будущем Easy Roc планирует координировать проведение ряда национальных профессиональных соревнований по Брейкингу и увеличение его популярности в более широкие массы.

История Брейка в России
В России танец развивался заметно медленнее чем в других странах. Вообще о нем слышали в основном в Прибалтике, Питере и Москве, но с выходом на VHS фильмов Break Dance 1, Break Dance 2 многие самоучки получили возможность «снимать» движения и трюки у героев фильма. Первые брейк-тусовки в Москве собирались в 1985 году в кафе «Молоко». Первый заметный всплеск с выходом советских фильмов «Танцы на крыше», «Курьер», где в эпизодах снялись московские брейкеры. Первые курсы в Москве велись при дворце культуры «Правда» под руководством известного циркового режиссёра В. Гнеушева, откуда вышли первые более-менее известные танцоры и группы тех лет. Первый брейк-фестиваль «Папуга-86» на объединённом пространстве СССР прошёл в Паланге в 1986 году. В следующем, 1987 году был парад фестивалей, в разных городах и республиках, преимущественно в Прибалтике: Вильнюс, Витебск, Черноголовка, Рига, Таллин и, разумеется, снова в Паланге.
Выступление брейкеров на Воробьевых горахВ 2000 г. произошел второй серьезный бум брейка в Росии - стали известны такие команды как «Jam Style», «Da Boogie Crew» (снявшие клип «Вы хотели пати» и выпустившие свой музыкальный альбом) за ними B-People, брейк стал появляться даже в музыкальных клипах (в частности у Дельфина). В известной передаче того времени «До 16 и старше...» - Да буги проводили свои уроки брейка по которым учились сотни ребят в России во многих городах. Позднее B-People стали проводить свой фестиваль отбирающий лучшие команды в России. Также все узнали команду из Германии «Flying Steps» занявшую 1-е место в BOTY2000, тогда в России стали популярны исполнители Music Instructor и позже Boomfunk. Это был большой прорыв брейка в России - занимались везде - в каждом маленьком городке были секции где в маленьком зале учились Би-Бои.
Сейчас уровень Брейкеров в России достаточно высок. Наиболее известные команды «Almost»(Москва), «Predators»(Ростов), Тоp9(Питерская сборная из команды "Реактив" и свободных Питерских Би-Боев).

Значит, начну я с энциклопедических данных, те с
краткого определения слова брейк данс. Но все люди разные, и каждый даст
разное определение слову «Брейк данс». Некоторые я приведу. Возможно
кто-то захочет написать своё в камменты.

1. Брейк данс – танец, который танцуют рэпперы. (определение верное, но не точное)

2. Брейк данс – рэп на голове.

Конечно, довольно малый процент людей, особенно
зрелых знают о брейк дансе. Также брейк данс плохо известен в кругах
других молодёжных субкультур. Я не говорю, что мало кто о нём знает, но
мало кто сможет дать ему точное определение. Сейчас немного примеров
определения брейк данса в кругах, где он не популярен.

3. Брейк данс – это такая фигня, когда ничего не понятно и очень быстро и на полу.

4. Брейк данс – вращение кверху жопой.

5. Брейк данс – уникальный способ быстро и качественно вымыть пол.

А теперь, закончим с тупым юмором и приступим к делу. Я дам вам на мой взгляд точное и полное определение брейк данса:

Брейк данс - это вид
искусства, направление хип-хоп культуры и самый зрелищный танец в мире,
включающий в себя и гимнастику, и акробатику, и множество собственных
элементов. Большая часть любителей хип-хопа и просто любителей танцев
считают Брейк данс самым зрелищным и неповторимым танцем!

Если Вас спросят что такое брейк данс, опишите его так, не опозоритесь точно.

Теперь поочерёдно напишем термины, описывающие брейк данс.

  1. Направление хип-хоп культуры.
  2. Искусство
  3. Танец
  4. Вращение
  5. Движение
  6. Экстрим (не факт, но логично)
В общем определение слова «брейк данс» у всех сложилось и складывается разное. И у модераторов Википедии, и у меня, и у Вас.

А я тем временем продолжу давать термины.

Брейк данс, это танцевальное направление хип-хоп культуры. Всего у хип хопа множество направлений, но основных всего пять: , DJ"инг, (музыкальные направления), (изобразительное направление) и непосредственно (танцевальное).

Направления и элементы брейк данса

В отличие от многих других танцев, Брейк
включает в себя два основных направления, которые в свою очередь
включают в себя множество стилей, из которых мы рассмотрим лишь самые
популярные.

Значит два основных направления брейк данса, а под ними их так называемые стили, а в скобках элемены:

а) Верхний брейк данс

1. Robot - всё понятно из названия. (ржавый набалдашник и т.д.)

2. Electric Boogie - движения, подобные роботу, но плавные и волнообразные.

(Волна, лунная дорожка и т.д.)

3. UPROCK (Brooklyn Rock)
- это танцевальная борьба (битва), в которой танцоры не касаются друг
друга, инсценируя борьбу. Держать ритм и играть под музыку - это главное
в «битве». Сейчас uprock очень часто смешивают с еще одним cстилем
би-боинга - toprock"ом.

4. Кинг-Тат (не знаю что это, но видел видео)

5. Поппинг и Локинг (Я плохо в этом разбираюсь, но выглядит не плохо. Ходят слухи что это отдельный стиль танца).

6. TOPROCK (Shuffle) -
танцевальный стиль, вертикальная работа ногами (стоя). Этот танец очень
индивидуален, так как каждый танцор придумывает себе свои toprock.
Переход от топрока к элементам, выполняемым на полу (например, к
забежкам), т.е. к downrock называется godown.

7. Rocking - похож на топрок,
только человек не просто обыгрывает музыку, а рассказывает историю
движениями, либо же если использовать в батле, этим стилем можно
подкалывать соперника, убивать, раздевать...

б) Нижний брейк данс

Powermove – вращения, самые зрелищные элементы брейк данса. (windmill, headspin, turtle, backspin, swipes и т.д.)

Freeze (Фризы) – фиксация бибоя в одном положение, на одной или двух руках, иногда с головой. (например chair, airbaby, флажок и т.д.)

Footwork – совокупность движений ногами, упираясь руками в пол. (sixstep и т.д.)

Downrock - подстиль, когда би-бой
посреди выхода делает несколько элементов на спине. Рассеянно выглядит,
но маленьки даунрок-вставки танец хуже не сделают =)

Такс, вроде всё что я знаю. Может есть ещё
какие то слишком новые или слишком старые направления, о которых я не
слышал, но вряд ли.

Также есть такая замечательная вещь, как Стайл (Style ) – это стиль танца бибоя. У каждого бибоя он свой, индивидуальный и частично неповторимый. Для примера брейкеры – стайлеры это Lilou и Roxrite.
Стайл может состоять из любых напрвлений и движений. Многие хорошие
бибои сами придумывают себе связки и даже собственные элементы, или их
вариации. Но на русском языке стайл и стиль это немного разное. Вот
например – Cico стиль вращения.

Ни в коем случае не надо думать,
что все эти стили отдельные, и каждый брейкер выбирает для себя один.
ЭТО НЕ ПРАВДА! Почти все стили брейкданса можно прекрасно соединить в
один танец (выход). Брейкданс также актуален на дискотеках и в клубах, и
он очень привлекает лиц противоположного пола.

Для тех, кто понятия не имеет о брейкдансе, он с первого взгляда покажется «Невозможным супер мего чудом». Лишь углубившись в его изучение, можно найти его «изюминку» и загадку.

Музыка, под которую обычно танцуют брейк, как правила быстра и состоит из мощных и частых ударных, клэпов и т.д.

В основном это Funk, Hip-Hop и быстрый рэп. Некоторые бибои танцуют брейк данс под музыку в стиле Electro.
Хороший би-бой может подстроиться почти под любую музыку. Главное –
ударные. Есть такие танцы, где основу зависимости танца от музыки
составляем мотив или мелодия. Например этот сраный всеми любимый балет. В брейк дансе би-бой танцует в основном под бит.

История и происхождение брейк данса

Брейкданс начали впервые танцевать на улицах ,
в западных районах Нью Йорка (Бронкс), в начале семидесятых. Первое
время своего существования Брейкданс считался UnderGround (подпольной)
культурой. Но уже в начале восьмидесятых брейкданс был известен в
широких кругах, и был популярен и уважаем. В Россию брейкданс пришёл в
середине восьмидесятых. В России очень полюбили брейк, и вскоре наши
би-бои смогли оказать достойное сопротивление американцам на
международных соревнованиях.

Как би-бои выясняют отношение по критерию: «Кто круче?»

Ещё издавна брейкеры соревновались между собой, забивая
друг другу (вызывая друг друга) баттлы (битвы). Баттл заключался в том,
что каждый брейкер по очереди выходит и показывает, чего он умеет.
Потом их судят и с указывается пробедитель. Бывает много соревнований по
брейк дансу. Есть командные (BOTY), есть 1 на 1 (Red Bull BC One). Победа важна во всех) На данный момент очень распространены батлы по одному стилю, т.е. либо мув либо футворк и т.д.

Вот десять заповедей баттла от Rock Steady Crew

>Не спать!

>Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений

>Никогда не делать движения, которые ещё не отточены

>Не использовать несколько «выходов» за один раз

>Никогда не повторять движения противника
(обычно список исключений составляют те случаи, когда после повтора вы
дополняете мув своего противника эффектной концовкой)

>Меньше слов, больше сосредоточенности

>Баттл выигрывает не движение, а мысль

>Если это баттл - дай знать об этом, воздействуй на бессознательное!

>Keep your eye on the prize! (Не держи взгляд у себя под ногами)

>Умей принять свое поражение.

Вот и все основные знания, которые нужно
получить, прежде чем начинать танцевать Брейк данс. Вы узнаете больше
как начнёте танцевать брейк данс. К примеру, вы узнаете что в брейк
дансе один элемент может иметь несколько вариаций и многое другое.

Начни заниматься брейком уже сегодня - и вскоре ты станешь новым человеком. Сила, ловкость, координация, ум, привлекательность - все это будет твоим. Почему бы не попробовать?

Сегодня я приведу 7 доводов в пользу брейк данса.

1. Повышение координации

Регулярные занятия танцами повышают твою координацию и ловкость.

2. Уверенность в себе

Ритм, хорошие движения и такт - это то, что делает человека уверенным в себе, наделяет его внутренней силой. Уже давно все знают, что танцы раскрепощают людей, расслабляют мышцы и снимают психологический барьер. Ты тоже можешь также. Танцуй - и перестанешь быть зацикленным на себе, скованным и сможешь сделать первый шаг в любой ситуации.

3. Ставка на будущее

Хочешь быть красивым, стройным и бодрым даже через 20–30 лет? Брейк-данс - это отличная возможность для тебя. Регулярные физические нагрузки, разнообразные движения, стимуляция всех частей тела - все это укрепляет весь организм. Танцуй - и в старости тебе не понадобится трость. О болях в суставах, радикулите ты тоже узнаешь нескоро.

4. Выносливость для любых задач

Регулярные занятия, особенно под музыку, повышают общую выносливость тела на 15–20%. Что делать с этой энергией - решать только тебе. Направь и её в нужное русло и успех просто неизбежен.

5. Красивое тело

Не слушай неудачников, которые считают, что танцы придуманы для девочек. В первую очередь это - регулярные физические упражнения, укрепляющие все мышцы тела. Особенно тебя заинтересует нижний брейк - эффективный и красивый. Он разовьет все мышцы, подготовив основу для тренировок.

6. Умнее всех

Кто бы мог подумать, что танцы могут сделать тебя умнее? Однако это так. Изучение новых сложных движений заставляет мозг постоянно работать, что приводит к развитию новых нейронных связей и подпитке старых. Во время танца активируются все части нашего мозга, что исключает простаивание даже самых мелких областей. Ты действительно становишься умнее и внимательнее. К тому же это хорошая возможность избежать сложных заболеваний в старости.

7. Весь мир перед глазами

Активно тренируйся, покоряй базу и осваивай новые элементы и связки, - и вскоре сможешь продемонстрировать свои таланты всему миру. Начать можно с местных соревнований, проводимых по всей России, а там открывается дорога и к международным фестивалям: Floor Wars, Battle of the Year, UK Battle, Undisputed.

Разожги в себе огонь к танцам и ощути насколько может быть насыщенной твоя реальность.

Как часто уличная субкультура выходит за рамки одного района и становится увлечением миллионов? Это явление не редкость, и брейк-данс подтверждает такую трансформацию. Будучи развлечением непрофессиональных исполнителей, он со временем перерос в полноценное направление, породившее хип-хоп.

Особенности танца

Зрелищность – одна из ключевых характеристик брейка, которая достигается неимоверными усилиями танцора. От исполнителя требуется отлично владеть своим телом, выполнять сложные трюки, сочетая их на свое усмотрение.

Интересно: брейк – импровизационный танец с большим числом элементов, выполняемых как бы на двух уровнях (вертикально и совсем близко к земле или полу). Это породило ошибочное деление на нижний и верхний брейк-данс. На самом деле танец един, и трюки в любой плоскости сочетаются в больших или меньших пропорциях в зависимости от желания и подготовки исполнителя.

Своеобразный маст хэв брейка:

  • гибкость,
  • выносливость,
  • чувство ритма,
  • координация.

В процессе исполнения танцору приходится переходить от пластичных элементов к резким и отрывистым движениям. Чтобы впечатлить зрителя он встает на голову, исполняет на ней вращения, прыгает на руках или одной руке, зависая при этом на несколько секунд в сложной позе.

Зародившись на улице, брейк не отличался «благородными» корнями. Его создатели – лица, постоянно участвовавшие в разборках на криминальной почве. Одна из версий происхождения такова, что однажды какой-то из противоборствующих сторон пришла в голову идея сразиться без использования оружия и кулаков. Таким образом появились танцевальные баттлы, призванные решить спор и назначить победителя без кровопролития.

Даже если это просто легенда – она заслуживает право на существование, так как в любой сказке есть зерно правды. По крайней мере, идея «драться» на языке танца достойна одобрения.

Разновидности и направления

Если принять деление брейка на нижний и верхний, то в каждом из видов будет несколько направлений, требующих оттачивания определенных навыков.

  • Движения в вертикальном положении, напоминающие плавные волнообразные покачивания — это waving.
  • Стиль, подражающий замедленному воспроизведению картинки, получил название slowmo.
  • Прерывистые, неестественные движения рук, корпуса тела и ног, копирующие кукол, стали называть animation.
  • Если все элементы исполняются с согнутыми под прямым углом конечностями, то такой стиль именуется king tut.

Нижние вариации – это всевозможные вращения: на голове, лопатках (спине). Помимо этого выделяют круговое перемещение ног с поочередной сменой руки, на которую опирается танцор. Чем больше трюков освоит участник баттла, тем ярче и эффектнее будет его выступление.

Для тренировок и выступлений можно выбирать разный аккомпанемент: рэп, фанк и даже соул. Оттачивать мастерство придется как на паркете, так и в спортивном зале. Брейк-данс – травмоопасный танец, поэтому тренироваться лучше под руководством опытного товарища или тренера-профессионала. При должном усердии, результаты не заставят себя ждать, даже если брейк решит осваивать девушка.