История возникновения стиля минимализм. Чтобы лучше понять концепцию движения, выделим пару знаковых минималистов

Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, – это не когда мало. Минимализм – это когда достаточно. А еще комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.

История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера

Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришел на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни – люди устремились к простоте и надежности .

У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма . Главные принципы этих течений – строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.

Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл “Стиль” – зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.

Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ. Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было “Меньше – лучше”.

Минимализм: основные черты стиля:

    использование натуральных материалов

    много свободного пространства

    функциональная мебель

    геометричность форм

    закрытые системы хранения

    монохромная цветовая гамма

    большие окна

    скрытые источники света

    отказ от лишнего декора

Материалы

В минимализме предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка).

Использование металла делает интерьер более современным – выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.

Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное – найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а деревянных – с пластиковыми.

Оформление потолков, стен и полов в минимализме

Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение – покрыть его краской.

При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.

Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.

Мебель

В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Ее главные особенности – геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность.

Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать,стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.

Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты – на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.

Цветовая гамма

Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль. Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.

Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью черных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.

Освещение

Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна – отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.

Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.

Декор

Отказ от лишнего декора – одна из главных черт стиля. В нем нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.

В качестве необычного декора можно рассмотреть панорамный или подвесной камин, конструкция которого позволяет видеть пламя с разных сторон. Он гармонично впишется в минималистичную гостиную.

Текстиль

Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня, в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.

Японский минимализм

Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В это стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки.

Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.

Чтобы создать интерьер в стиле японского минимализма, освободите пространство по максимуму, а для зонирования используйте легкие перегородки и ширмы. Мебель в таком интерьере должна быть невысокой и без лишнего декора.

Скандинавский минимализм

На возникновение еще одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме.

Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.

Минимализм = хай-тек?

Стиль хай-тек – ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение.

Главное отличие от стиля минимализм – дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность – вот что стоит здесь на первом месте.

Если вы хотите соединить минимализм и хай-тек, в качестве декора используйте технические элементы: всевозможные крепежи, трубы, металлические детали и заклепки. Все последние достижения техники также выставляйте напоказ.

Минимализм сегодня

Сегодня минимализм – скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.

Худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки - в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.: дада), абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-х гг., поп-арте. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию "Черных картин", где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин "М." принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы - "прохладное искусство", "АБВ-искусство", "серийное искусство", "первичные структуры", "искусство как процесс", "систематич. живопись". Среди наиболее репрезентативных минималистов - К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как "специфич. объект", отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят, роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творч. процесса в М. получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.

Лит.: Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January; Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968; Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985; Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986; Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1&art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИНИМАЛИЗМ

англ. minimal art)- направление в западном искусстве, преимущественно 1960-1970-х годов, делающее ставку на визуальный лаконизм, игру простейших форм и их сочетаний.

Само вещество минималистского произведения выдает его принадлежность к индустриальной цивилизации, но от плебейского оптимизма последней М. как раз и отрекается. На холсте - отказ и от буйной суггестии абстрактного экспрессионизма, и от околорекламной прямолинейности поп-арта; М., впрочем, не востребует и самих холстов, ограничиваясь миром пространственных объектов. М. вроде бы и созвучен эпохе, и одновременно негромок, медитативен, почти герметичен. Западноевропейский М. лишен американской монотонности, более асимметричен и экстравертен (Энтони Каро). В целом, «минимальные» произведения претендуют на самодостаточность, особую прозрачность в них растворенного смысла, чуть координируемого в отдельных случаях авторскими посвящениями - у Д. Флэвина, автора композиций-посвящений из флуоресцентных ламп (например, В. Маяковскому, 1987, или средневековому философу Оккаму, 1963). Представители М. работают также с деревом (монолиты Карла Андреа), войлоком (Роберт Моррис), металлом (Сол Левитт). В то время как многие, предшествующие и последующие модернисты пытались изобрести новый язык творческой коммуникации, авторы М. словно писали очень простые, но в то же время не предназначенные для повсеместного обихода тягучие, короткие фразы.

В литературе аналог М. - «конкретная поэзия» немецкоязычных стран 1960-х годов, разрушающая синтаксис стиха во имя освобожденной энергии отдельного, наиболее «конкретного» слова (X. Хассен-бюттель) - противоположно литературной практике внешне похожего Л. Рубинштейна в России, скорее тоскующего по лаконизму, чем его добивающегося («Невозможно охватить все существующее», опубл. в 1996 году).

Идеологию М. выводят из гештальтпсихологии. Современный американский художник Джозеф Кошут называл его предконцептуализмом, некоторые исследователи, напротив, считают концептуализм постминимализмом. В России явный предтеча - Казимир Малевич, аналогии прослеживаются также и у его оппонентов, советских конструктивистов, создававших металлические композиции (К. Медунецкий, В. Стенберг, Б. Иогансон); совсем по-минималистски звучит кредо-афоризм А. Веснина: «построение цветового пространства по силовым линиям» (из каталога выставки «5 х 5 = 25 », 1921). М. не чурался и поздний русский андерграунд («Решетка» И. Шелковского, 1972), но самостоятельное и осознанное ответвление западного М. в СССР все же отсутствовало - в отличие, скажем, от соседей-поляков, где работала целая генерация мастеров М. во главе с 3. Гостомским. У нас же изъяснялись обтекаемее: «Работал в более-менее абстрактных формах, близких М.» (А. Юликов). Исключением стал Франческо Инфантэ с его «артефактами», представляющими «символы технической части мира».

[О. Сидор-Гибелинда]

В последние годы М. расцвел в музыке, парадоксально сблизив поп, рок, джаз и высоколобый академизм, что особенно заметно у Филиппа Гласса (его симфония «Герои» сочинена по мотивам музыки Дэвида Боуи и Брайана Ино) и Майкла Наймана (автора саундтреков к большинству фильмов британского режиссера Питера Гринуэя). В целом, М. неожиданно породил блестящую композиторскую школу в США и Англии, традиционно небогатых сочинительскими талантами: в подобной технике много работал знаменитый Джон Кейдж (что показательно, его ранние фортепианные пьесы сейчас переиздают под маркой «эмбиента»), все большую популярность приобретают опусы Терри Рейли, Стива Райха, Мортона Фельдмана. Среди европейских композиторов, близких М., стоит назвать Арво Пярта. В России, с некоторыми оговорками, М. воздают дань Владимир Мартынов, из более поздних - Алексей Айги с ансамблем «4.33» (название знаменитой пьесы Кейджа), Сергей Загний. При этом следует учитывать, что все названные выше - абсолютно разные композиторы, с разными, подчас диаметрально противоположными стилистиками и мировоззрениями.

С одной стороны, М. тяготеет к пустоте, молчанию («4.33» - пьеса тишины), с другой - к не акцентированному, но равномерному заполнению всего наличного пространства. И в этом - скрытая страсть М., что увлекает многих вновь и вновь.

[Д. Десятерик]

СМ.: Концептуализм, Пустотность, Этника.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Минимализм (от англ. minimal art ) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов, малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее результат процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в первой половине 60-х гг. Его истоки - в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической американской живописи конца 50-х гг., поп-арте. Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Франк Стелла, представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин «минимализм» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества минимализма Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы - «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов - К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфич. объект», отличный от классических произведений пластических искусств. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений. Идея концептуальной предопределенности творчества процесса в минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.

Художники США углубляясь больше в трехмерное, а не в двухмерное помогли минимализму стать основным и влиятельным значением нового искусства. Минималистические объекты: трубы, монолиты - ничего не означают, ничего не символизируют, кроме себя. Это мнимые произведения, которые должны возбудить скуку у зрителя. Наиболее яркий представитель этого направления - Тони Смит. Минимализм ограничивает пластическое выражение до самых элементарных структур. Множество скульптур Смита составлены из собранных вместе кубических коробок. Всемирно прославился британец Антон Церо использовавший в своих произведениях готовые балки. Смиту больше нравилось показывать свои работы под открытым небом, Царо - напротив, с удовольствием создавал закрытые пространства.
Минимализм в музыке

В музыкальном искусстве последних 35 лет, термин минимализм относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени) или состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков); акцент на консонансной гармонии; устойчивый ритм. Минималистическая музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также текстурные композиции таких композиторов, как Лигети; зачастую происходит так, что конечные результаты похожи, но концепции реализации разные.

Термин минимализм был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол ЛеВитт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, "Это слово должно быть искоренено!!". Яркими представителями минимализма в музыке являются Терри Райли, Майкл Найман, Филип Гласс, Джон Адамс.

Среди российских представителей - Лев Рубинштейн.

МИНИМАЛИЗМ

МИНИМАЛИЗМ

(minimal art - англ.: минимальное искусство)

худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый) , малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Лит.: Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January; Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968; Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985; Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986; Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Минимализм

(minimal art - англ.: минимальное искусство) Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, концептуалисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее результат процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе. М. возник в США в первой половине 60-х гг. XX в. Его истоки - в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.:Дада), абстракционизме, формалистической американской живописи конца 50-х гг., поп-арте. Непосредственным предшественником М. является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 гг. Термин «М.» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М.Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы - «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов Минимализм- К. Андре, М. Боннер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфический объект», отличный от классических произведений пластических искусств. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений. Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в М. получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, земляного искусства (см.: Лэнд-арт), саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.

Лит.: Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine, January 1965;

Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968;

Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985;

Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986;

Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988; Groupes, mouvements, tendances de l"art contemporain depuis 1945. 2ed. P., 1990.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Минимализм

minimal art - англ.: минимальное искусство.

худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки - в Конструктивизм е, супрематизме, Дадаизм е, абстракционизме (см. Абстрактное искусство), формалистической амер. живописи к. 50-х гг., Поп-арт е. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин “М.” принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы - “прохладное искусство”, “АБВ-искусство”, “серийное искусство”, “первичные структуры”, “искусство как процесс”, “систематич. живопись”. Среди наиболее репрезентативных минималистов - К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать Артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как “специфич. объект”, отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят. роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творч. процесса в М. получила развитие в Концептуализм е; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.

Лит. : Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January; Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968; Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985; Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986; Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Минимализм – это одна из концепций, очень похожих на философию о простом образе жизни, который для всех означает разное. И это нормально. Минимализм – это то, что должно быть личным и уникальным для каждого отдельного человека, который ему следует. Не существует единого набора правил или стандартов, которых необходимо придерживаться и которым нужно следовать, чтобы быть минималистом. Но почти так же, как и в случае с простым образом жизни, здесь необходимо чётко понимать, что минимализм означает конкретно для вас. И хотя минимализм – это и путь, и его конечная цель, без понимания того, как именно минимализм должен быть представлен в вашей жизни, будет сложно придерживаться и самой дороги. Тогда что же такое есть минимализм?

Что такое минимализм?

Когда Джошуа Бекера, автора портала «На пути к минимализму», спросили, что такое минимализм, он ответил, что «минимализм – это сознательное продвижение вещей, которые мы любим больше и устранение всего, что отвлекает нас от них». Вот отличное определение минимализма, основанное на чётком понимании того, что вы цените в жизни больше всего. Это могут быть вещи, которые требуют как пространства, так времени. Тогда сознательно устраняется то, что стоит на пути к вашим самым большим ценностям.

По своей сути минимализм осознан и сопоставим с тем, как вы проживаете свою жизнь. Он включает только то, что совместимо с самыми важными ценностями вашего пространства и времени.

В соответствии с этим определением для каждого минимализм свой. Если вы попросите 100 человек разъяснить вам минимализм на примере этого определения, то вы получите 100 разных описаний минимализма. То, что ценно для каждого из нас – исключительно и уникально. И один из первых пунктов, который мне так нравится в минимализме – вы можете создать вашу собственную версию минимализма, работающую на вас лично. Вопрос лишь в том, что вам нужно решить – что именно для вас важнее всего, а затем устранить всё, что не сочетается с этой идеей и не поддерживает её.

Что не есть минимализм?

НЕ существует однозначного ответа на вопрос «что такое минимализм?» Концепция минимализма имеет широкие границы для интерпретации. Так что вместо того, чтобы пытаться перечислить всё, что относится к минимализму, проще перечислить, что к нему НЕ относится. Существует множество ложных представлений о минимализме. Например, идеи, которые делают его трудно воспринимаемым, нежеланным или недостижимым для обычного человека. Перечислив самые основные ложные утверждения, я надеюсь показать вам, что минимализм может быть достижим и благоприятен для каждого.

8 основных неверных представлений о минимализме:

  1. Минимализм – это значит выбросить всё, что у вас есть

Избавление от вещей составляет большую часть концепции минимализма – да, это правда. Но при этом акцент не должен стоять на избавлении. Акцент – на том, что вы ПОЛУЧИТЕ, избавившись от вещей, не имеющих для вашей жизни никакого смысла. Вместо того, чтобы концентрироваться на том, от чего вы избавляетесь, подумайте о том, что вы получите взамен – больше времени, пространства, спокойствия, свободы.

* минимализм не означает иметь меньше – он означает больше пространства для самого важного

  1. Минимализм настолько ограничен, что усложняет жизнь

Многие считают, что минимализм усложняет жизнь, потому что вам приходится жить в окружении достаточно малого количества вещей. Однако минимализм – это избавление от всего кроме самого необходимого, включая то, что делает жизнь удобнее.

На самом деле быть минималистом гораздо проще. Вы тратите меньше времени на уборку, наведение порядка, поиск вещей, их ремонт, перекладывание с места на место и т.д. Приняв мировоззрение минималиста, многие начинают понимать, что те вещи, которые по их убеждению, упрощали жизнь, на самом деле крадут и время и пространство. Минимализм не подразумевает избавления от чего-либо, что вы используете постоянно и что действительно упрощает вашу жизнь. Минимализм подразумевает избавление от тех вещей, которые вы не используете или которые вам не нужны и которые просто захлямляют ваш дом.

  1. Минимализм и неприхотливость – это синонимы

Неприхотливость – это бережливость плюс поиск возможности сэкономить. Живя жизнью минималиста, вы тоже можете научиться тратить деньги осторожнее и экономить, так как будете покупать меньше и относиться к покупкам более сознательно. При этом быть неприхотливым – не основная цель минималиста.

Между минимализмом и неприхотливостью существует некий зазор, хотя обе философии пропагандируют осознанное отношение к деньгам. Некоторые даже приходят к минимализму в попытке стать более неприхотливыми. Но минимализм и неприхотливость – это не синонимы. Минимализм выходит за рамки простого желания иметь меньше только по причине экономии денег. Минимализм – это жизнь с меньшим количеством вещей, когда пространство и время значат больше.

А ещё минималист может купить меньше, но лучшего качества. При этом покупая меньше, они осознанно относятся к своим тратам. Но они не ставят себе цель быть бережливыми, так как хотят тратить больше на более качественные вещи.

  1. У минималистов нет коллекций и хобби

Многие считают, что быть минималистом, значит не иметь возможности хранить любимые вещи. Или не иметь коллекции, которая так радует. Или даже не может позволить себе хобби, подразумевающее какие-либо дополнительные предметы.

Повторюсь, быть минималистом – не означает, что вам нужно избавиться от всего имущества. Минимализм подразумевает сознательное отношение к тому, что вы оставите, сокращая количество своих вещей до тех, которые вы любите и используете. Избавившись от излишков, любимыми вещами вы будете пользовать чаще и наслаждаться ими больше. Регулирование – вот ключ к минимализму. Вместо того чтобы хранить 14 коллекций, оставьте одну или две, но самые нужные и дорогие вашему сердцу. Или «прополите» вашу коллекцию, оставив лишь самые лучшие её экземпляры, чтобы они были всегда на виду и не затерялись на фоне остальных предметов.

Если у вас есть хобби, требующее дополнительных предметов, определите им место и следите за тем, чтобы там не было ничего лишнего. То есть сознательно инспектируйте то, что вы храните. Оставьте только те инструменты, которыми вы будете пользоваться и не храните горы того, что вам никогда не понадобится.

Минимализм – это не отказ от любимых вещей. Такой отказ – это противоположность минимализму. Вся соль минимализма в удалении избытка, чтобы вы могли ценить, видеть и использовать только те вещи, которые любите. Вы избавляетесь от вещей, которыми не пользуетесь или которые не любите, чтобы освободить место для тех, которые любите и используете.

  1. Минимализм – это спартанские, холодные и негостеприимные белые комнаты

Эстетика минимализма в дизайне часто ассоциируется с полностью белыми комнатами и почти полным отсутствием мебели или декора, но это НЕ единственный образ минимализма. На самом деле минимализм вообще никак выглядеть не должен. Пространство минималиста может быть расцвечено книгами, свечами, наброшенными пледами, разложенными подушками и т.д. Если в помещении находятся только те вещи, которые вы часто используете и/или любите – тогда это минимализм. Личный и уникальный для вас, поэтому чья-либо другая версия будет отличаться.

Быть минималистом – значит найти оптимальное количество вещей для себя . И это оптимальное количество будет разным для всех. Главное – сохранить то, что ценно для вашей жизни, и удалить остальное. Если в помещении находятся только те вещи, которые вы часто используете или действительно любите – тогда это минимализм! Определитесь, каким именно вы хотите видеть и чувствовать минимализм в вашем доме. Например, термин «уютный минимализм» подразумевает минималистичное и незахамлённое, но всё-таки уютное пространство. Возможно, чтобы определиться и осознать своё видение минимализма, вам будет удобнее использовать подобные термины. А это видение, в свою очередь, поможет вам создать свой минималистичный дом, работающий на вас. И не стремитесь повторять за кем-то ещё.

  1. Настоящий минималист соблюдает определённые правила и стандарты

Многие пытаются следовать определённым правилам, например, оставить для жизни меньше 100 предметов или меньше 37 единиц одежды в шкафу. Но это не единственный способ стать минималистом. Самое главное в минимализме то, что вы сами можете устанавливать свои правила. И эти правила будут меняться вместе с тем, как изменяется ваша жизнь.

Эксперименты с правилами могут быть очень интересны и занятны. Ваш разум будет готов воспринимать новые идеи, но не позволяйте себе ограничиваться только этими правилами и останавливаться на достигнутом. Проясните, что именно работает вам на пользу, и не беспокойтесь больше о том, что не относится к этой категории. Просто не забывайте, что минимализм – это лакмусовая бумажка для самых важных ваших ценностей и избавление всего, что не соответствует этим ценностям.

  1. Если у вас есть дети, то вы не можете быть минималистом. Минимализм – только для молодых и одиноких

Мнималистом может быть любой. И не важно, где вы живёте или кем вы работаете, в разводе вы или член огромного семейства. На самом деле, мне кажется, что чем больше семья, тем больше плюсов минимализма вы на себе ощутите. Чем больше в доме живёт людей, тем больше обычно заводится вещей. Для таких семей избавление от излишков и переход на сторону минимализма, возможно, даже более важен.

Семья минималиста отличается от молодого минималиста-одиночки. Но ни один из них не будет минималистом в большей степени, чем другой. В каждом отдельном случае минимализм – это определение того, что они ценят больше всего и избавление от излишков, чтобы освободить место для этих самых ценностей. При этом их ценности будут, скорее всего, сильно различаться, также как и то, что они оставят, а что отдадут. Но минимализм возможен как для отдельного человека, так и для целой семьи, если они хотят вложить время и силы в то, чтобы избавиться от излишков ради самых важных вещей.

  1. Минимализм применим только к вещам

Избавление от лишних вещей в жизни – это значимая составляющая минимализма. Но вещи – это лишь его часть. На самом деле минимализм выходит за рамки того, чем вы владеете. Он применим ко всем сферам вашей жизни.

Минимализм – это определение того, что вы цените в жизни больше всего и избавление от того, что этому не соответствует. Если вы впитаете в себя эту мысль, то вы увидите, что минимализм выходит далеко за рамки расхламления дома. Минимализм может быть применим и для вашего свободного времени, и для ваших покупательских, пищевых, финансовых привычек и т.д. Плюсы минимализма могут прорасти в любой сфере вашей жизни. А идеи минимализма можно также применить и ко всему остальному, а не только к пожиткам.

Я высказала свою точку зрения на вопрос «что такое есть минимализм и чем он не является» – теперь я бы хотела услышать вашу!