Индустриальное общество - в чем его недостатки и преимущества? Истоки и ценности индустриальной цивилизации.

Современный этап развития западноевропейского общества принято называть индустриальной цивилизацией. Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Они во многом расходились по политическим взглядам, но их объединяла идея технической детерминации культуры. Их идея заключалась в том, что сам характер техники как основного средства взаимодействия с действительностью детерминирует социальную структуру общества. Эти теории, сформировавшиеся в 40-60-х гг. XX в. критиковались как правыми, так и левыми, поскольку из них следовал вывод о том, что индустриализация создает адекватные себе организационные формы, эффективное функционирование которых обеспечивается соответствующей системой духовных ценностей. Отсюда неизбежно следовал вывод о сближении по мере роста индустриализации капиталистической и социалистической систем, поэтому эта теория получила еще наименование теории конвергенции (от лат. convergo - сближаю).

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах и в предмете анализа (Ростоу сосредоточился на происхождении индустриального общества, Арон - на состоянии современного ему общества, Бэлл и Гэлбрейт - авторы теории постиндустриального общества), итогом исследований стало выявление типологических черт индустриальной культуры. Эти типологические характеристики культуры формируются в любой общественной системе, вступающей на путь модернизации и индустриализации. Предполагается, что культура любого модернизированного общества является инвариантом индустриальной культуры.

Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства.

Машинное производство потребовало возникновения адекватных форм организации труда и социальных институтов регуляции человеческой деятельности. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности). Машинное производство потребовало не только концентрации рабочей силы, что привело к урбанизации и разрыву традиционных связей, но и формирования новых организационных структур и регулятивных институтов. Основной организационной структурой индустриального общества выступает фирма или корпорация.

Вместе с тем индустриальное производство выходит за пределы локального поселения, и поэтому образуются надлокальные связи, обусловленные рыночным характером распределения. Население, обслуживающее и обеспечивающееся индустриальным производством, не контролируется традиционными институтами, свободно от территориальных, личностных и религиозных зависимостей, поэтому общество объединяется надлокальными структурами - государством, которое объединено идеей гражданства. Машинное производство и рыночное хозяйство требуют не только рациональной организации труда, но и институциализации предпринимательской деятельности, а также ее ценностного обоснования. Техническое производство существует только при условии постоянного обмена товарами, деньгами, трудом и информацией. Эти два обстоятельства - ценностное обоснование предпринимательства и свободная циркуляция информации - требуют личной инициативы, поэтому одной из важнейших ценностей становится свобода. Система ценностей включает в себя и труд как инструментальную ценность. Помимо прямых задач - обеспечения производственного процесса, труд обеспечивает единство социума, независимо от социального статуса, профессиональной и этнической принадлежности. В условиях индивидуализма, порожденного обостренным чувством свободы и идеей личной ответственности (за конечный продукт, за предпринимательскую деятельность и т.д.), мерилом социального статуса, усердия, успеха становятся деньги. При разобщенности социума

(маргинализация, деаристократизация, индивидуализм) необходима ценностная опора существования и деятельности личности, и разрушенные социальные групповые связи заменяются семьей. С ценностью семьи связана ценность частной сферы, которая теперь рассматривается как закрытая для общественных институтов. Вместе с тем индустриальное общество принципиально конфликтогенно (причины этого - урбанизация, маргинализация, концентрация капитала), что является причиной формирования регуляционной системы сдержек и противовесов - для индустриального общества характерным типом государства является либерально-демократическое. С другой стороны, Р. Дарендорф, англоамериканский философ, социолог и политик, усматривает и положительную сторону конфликтности индустриального общества. Предложенная им конфликтно-динамическая модель общественных отношений имеет следующее обоснование: рациональные способы освоения действительности не ограничиваются познавательной деятельностью, рациональный тип мышления пронизывает всю человеческую деятельность, и рациональные способы регулирования конфликта являются основанием позитивной эволюции общественных отношений.

Таким образом, типологические черты индустриальной культуры следующие:

  • рационализм как основной способ освоения действительности, который не только обеспечивает производственный процесс путем приращения новых знаний, но является способом организации общественного бытия и разрешения социальных конфликтов;
  • конфликтно-динамический характер культуры, вытекающий из организационной природы индустриальной технологии, но обеспечивающий ускоренное развитие общества;
  • индивидуализм, который по своему происхождению связан с технико-технологическим процессом, требующим личной ответственности на каждом этапе производства, но ориентирован на самоценность человеческой личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод;
  • фундаментальные ценности индустриальной культуры (свобода, труд, деньги, семья), определяющие сквозные модели поведения и пронизывающие всю социальную структуру;
  • полистилизм, получивший отражение в философии как постмодернизм, который проявляется как многообразие культурных моделей поведения, форм искусства и выражает культурную и экономическую дифференциацию общества, в соответствии с социальными статусами, ролями, доходами;
  • основным социальным трамплином, каналом социальной мобильности - средством повышения социального статуса является образование, которое обеспечивает доступ к наиболее высокооплачиваемым профессиям, но одновременно культурно-образова-тельный уровень является признаком принадлежности к высшему социальному слою.

Еще в школе все мы узнаем не только что такое индустриализация, а и про особенности индустриального общества, его характерные черты. Предлагаем выяснить какие у него преимущества и недостатки, чем оно отличается от постиндустриального и бывает ли кризис индустриального общества.

Что такое индустриальное общество?

Индустриальное общество – это сформировавшееся в процессе индустриализации общество, где применяются машинное производство и достижения технического и научного прогресса. Оно может основываться на промышленности с очень гибкими динамическими структурами, где характерными являются разделение труда, а также рост его производительности, высокая конкуренция и ускоренное развитие предпринимательства, значительный уровень урбанизации, рост качества жизни.

Признаки индустриального общества

Выделяют такие черты индустриального общества:

  1. Стремительный рост сельскохозяйственного и промышленного производства.
  2. Развитие коммуникативных средств.
  3. Возникновение печатных изданий и других СМИ.
  4. Расширение возможностей для образования.
  5. Полная урбанизация.
  6. Возникновение монополий.
  7. Разделение труда в международных масштабах.
  8. Существенный рост вертикальной дифференциации народонаселения.

Индустриальное общество в философии

Энциклопедические словари говорят, что индустриальное общество в философии – это понятие, введенное А. Сен-Симоном с целью определения социальной системы, где главным видом хозяйственной деятельности выступает промышленное производство. Основателями теории индустриального общества принято считать О. Конта и Г. Спенсера. Теоретики индустриального общества уверены, что есть такая возможность построить универсальную модель истории общества. При том прообразом такой модели может быть западное общество.

Индустриальное общество в социологии

Специалисты открыто говорят, что значит индустриальное общество в данной сфере. Это понятие можно называть продуктом современной социальной науки. Исследователи в этой области свои изложения социальной науки начинают с античной Греции. Благодаря таким полученным данным, они прокладывают дорогу от античной философии к новой социальной науке. Такими социальными феноменами занимались известные мыслители Аристотель, Платон, Тацит и Цицерон. Они нередко высказывали мнение относительно возможных и настоящих форм общества, пытаясь отыскать законы социального развития.

Чем отличается постиндустриальное общество от индустриального?

Чтобы знать какие отличия имеют индустриальное общество и постиндустриальное, важно понимать их особенности. Так, индустриальное общество имеет такие черты:

  1. Развитие экономики при помощи наращивания темпов эксплуатации не только природных, а и человеческих ресурсов.
  2. Благодаря увеличению предприятий машиностроения и химической индустрии, обеспечивается развитие промышленности.
  3. Общество ориентируется на производство и потребление. Мировыми шедеврами культуры и искусства подменяется низкопробная массовая культура.

Что же касается постиндустриального общества, то оно имеет такие отличия от индустриального:

  1. Информация, знания и интеллект в основе богатства общества.
  2. Производство сориентировано на запросы потребителя и качество предлагаемых ему продуктов.
  3. Построенные на интеллектуальной базе технологические процессы – основной инструмент управления.
  4. Качество жизни становится лучше.
  5. Социальные преобладают над материальными.

Плюсы и минусы индустриального общества

Даже ребенок понимает, в чем недостатки и преимущества индустриального общества. Итак, среди преимуществ такого общества:

  1. Быстрые темпы развития экономики.
  2. Увеличивается развития промышленности.
  3. Общественно-исторический прогресс.
  4. Улучшение качества продукции.
  5. Возникновение международной торговли
  6. Честность, порядочность и трудолюбие как главные ценности в обществе.

Среди недостатков индустриального общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов во вред экологии окружающей среды.
  2. Неравномерность роста и развития экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Плюсы индустриального общества

Многие историки утверждают, что переход к индустриальному обществу позволил человечеству сделать важнейший шаг в направлении технологического процесса. Среди плюсов такого общества:

  1. Улучшение качества предлагаемой потенциальным потребителям продукции.
  2. Международная торговля.
  3. Технологический и исторический прогресс.
  4. Увеличение темпов развития экономики.
  5. Развитие промышленности.

Минусы индустриального общества

Невзирая на все преимущества теория индустриального общества имеет и свои недостатки. В числе минусов такого общества:

  1. Агрессивная эксплуатация природных ресурсов. Даже школьники знают, чем для экологии может угрожать чрезмерная эксплуатация ресурсов окружающей среды.
  2. Неравномерное развитие роста экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Роль науки в индустриальном обществе

Весомое значение имеет наука в индустриальном обществе. Среди ее основных функций здесь как культурная, мировоззренческая, так и производственная, социального управления. Благодаря этим функциям, есть возможность подробно и содержательно охарактеризовать ее не только как когнетивно-познавательный феномен, а и раскрыть ее социокультурную природу, зафиксировать роль и значение науки в динамике и функционировании современного общества. В общем индустриальное общество никак нельзя представить без научного прогресса.


Ценности индустриального общества

Исследователи говорят, что основные ценности индустриального общества состоят в свободе. Саму индустриальную систему часто именуют не иначе как пространство личной свободы человека. Свободе нередко поклоняются и даже присягают на верность, а еще за нее борются и защищают. Во имя нее идут на ограничения и жертвы. Она способствует развитию, находится в основе личных инициатив, творческих порывов, инновационных предприятий и начинаний.

ЛЕКЦИЯ VIII

1. Индустриальное общество: основные характеристики.

2. Доминирующие черты индустриальной культуры.

3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

o Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

o Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

o Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

o Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

o Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).

o Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.



o Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе.Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

Таким образом,

o индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.

o Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.

o Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.

o Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всœеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всœемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В данный процесс включаются и традиционные странны, к примеру, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В корне сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В серединœе 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всœему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всœемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур.
Размещено на реф.рф
Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем всœе предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Вместе с тем, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – ʼʼжелœезных дорогʼʼ. В быт входят телœефон, телœеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинœематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер.
Размещено на реф.рф
Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир.
Размещено на реф.рф
В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всœего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей ʼʼреализмʼʼ. Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. ʼʼЧеловеческая комедияʼʼ Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателœей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку ʼʼЖерминиʼʼ. Предисловии пишут: ʼʼв условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – ʼʼлексикон прописных истинʼʼ (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина ʼʼдробильщики камнейʼʼ, ʼʼпохороны в Орнанеʼʼ). В последней картинœе всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всœей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Система ценностей и культура индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система ценностей и культура индустриального общества" 2017, 2018.