«Что за прелесть, эти сказки! “Что за прелесть эти сказки!”.

Тема: «Что за прелесть эти сказки»
Цели: создать условия для пробуждения интереса к творчеству А.С. Пушкина;
развивать воображение, любознательность;
воспитывать интерес к сказкам Пушкина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
- Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок. Помните, как Юнна Мориц писала:
Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
3. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки»
И говорить мы будем о сказках написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие! С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. (Слайд 1)
4.Эпиграфом нашего урока будут слова:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
(Слайд 2)
Учитель:
- В одном из своих писем к брату Льву, Александр Сергеевич писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Ребята, прежде чем поведём разговор о сказках, давайте послушаем сообщение о писателе. Его приготовила нам ученица….
5. Рассказ ученицы об А.С.Пушкине. (Слайд о семье)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала.
Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщаться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы Карамзин, Жуковский, Батюшков и другие.
Пушкин получил первоначальное домашнее образование у гувернёров и учителей французов, языком общения был французский. А любовь к русскому слову Пушкин перенял от своей няни - Арины Родионовны Яковлевой. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.
Учитель:
Николай Константинович Доризо написал стихотворение об Арине Родионовне, послушайте его.
6.(Учащиеся читают стихотворение.) (Слайд о няне)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Учитель:
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про девицу-лебёдушку, про селезня и серую утицу. Саша лежал в кроватке, а песня плыла – текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами. И он сам уплывал в сон.
Впоследствии поэт вспоминал свою няню в своём стихотворении:
7.(Ученик читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.)
Я ждал тебя… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Учитель:
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет, и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель:
В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: "У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет –песни поет". Из них сперва родился эпиграф к тетради, в которой были записаны сказки, а затем пролог к поэме "Руслан и Людмила". Пролог указывает на некий чудесный, фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.
Дети, ученица… нас сейчас познакомит с этим чудесным произведением.
(Звучит увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила».)
8.Ученица читает отрывок из поэмы «У лукоморья дуб зелёный»… Слайды
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Учитель:
-Во время осенних каникул вы, ребята, прочитали 5 сказок Пушкина. Давайте их вспомним.
(Слайд - даты издания и история написания сказок)
Ваши впечатления о прочитанном.
Какая сказка полюбилась больше? Почему?
Кто вам оказывал помощь при чтении сказок?
- А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки.
Вопросы:
1 Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
2 Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)
3 Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)
4 Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)
5 В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой? (Сказка о рыбаке и рыбке)
6 Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
7 В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)
8 Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)
9 В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)
10 Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)
11 Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)
12 На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)
13 Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
Учитель:
-Сейчас я раздам карточки, на которых написаны слова персонажей сказок Пушкина. Получивший карточку должен так прочитать, чтобы остальные быстро вспомнили, кому принадлежат слова, и назвать из какой сказки отрывок.
1«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
2«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
3«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
4 «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
5«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
6«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
7 «За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
8 «Вот в чём горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром».
9 «Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Учитель:
- Ребята, кто желает рассказать отрывок из сказки наизусть? (желающие рассказывают отрывки)
-Люди любят и ценят сказки А.С.Пушкина. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких и поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова! Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет, утешает.
К сказкам Пушкина обращались композиторы, художники. Николай Александрович Римский-Корсаков " ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды". Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки "Руслан и Людмила", а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина. Композитор Римский-Корсаков создал 2 оперы на сюжеты сказок Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Опера Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане..." погрузила художника Врубеля в мир музыки и театра. Им в 1900г была написана картина "Царевна-Лебедь»
Она находится в Москве в Третьяковской галерее.
(Слайд - Михаил Врубель «Царевна-лебедь» 1900г. «Третьяковская галерея»)
-Я предлагаю, вам познакомится с работами художников, которых вдохновили сказки Пушкина на творчество.
(Слайд-цветные репродукции художников)
Учитель:
Сейчас прозвучит отрывок из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Прослушайте внимательно эту музыку и попытайтесь угадать, к какому эпизоду сказки она была написана.
(Звучит музыка «Полёт шмеля»)
(Слайд - отрывок из «Сказки о царе Салтане»: полёт шмеля)
Учитель:
- Ребята, у вас на столах сказки А.С.Пушкина. В основном это книги, взятые из библиотеки. Но среди этих книг я увидела совершенно новые яркие книжки. Расскажите, как эта книга появилась у вас.
(Небольшие рассказы детей о появлении у них книг).
9.Итог.
Учитель:
- Я очень рада, что знакомство со сказками Пушкина в вашей жизни произошло. Завершая наш урок, мне бы хотелось услышать от вас, что вам понравилось на уроке, о чём вы расскажите своим близким?
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.
(В конце урока каждый учащийся получает диск со сказками А.С.Пушкина.)

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

«В сказке сила, благодаря которой, ребенок познает мир и себя». С.Я. Маршак

Воспитание через сказку - это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

"Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." И. А. Ильин

Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:

1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

  • «Отгадай название сказки»;
  • «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
  • «Что лишнее?».

2. Игры со сказками дома:

  • «Сочини новое окончание сказки»;
  • «Звукорежиссеры»;
  • «Пропущенный кадр»;

3. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

  • «Найди выход»;
  • «Новые сказки»;
  • «Сочини сказку».

4. Игры со сказками перед сном:

  • «Сказочная цепочка»;
  • «Встреча героев»;
  • «Пересказ сказки по первым слогам».

Как же поддерживать у детей интерес к сказке?

  • Необходимо завести детскую библиотечку. Вместе с ребенком вы можете окунуться в мир сказок, не только читая тексты, но и рассматривая иллюстрации к сказкам.
  • Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, би-ба-бо, настольный плоскостной театр, игрушки – персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
  • Читайте литературу для родителей по использованию сказок в домашних условиях: в ней представлено множество заданий и игр. Одна из таких книг – «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюковой.

Чтение сказки перед сном

  • Незадолго до отхода ко сну прекратить активные и шумные игры.
  • Принять ванну с успокаивающими и расслабляющими маслами.
  • Положить ребенка в постель и сказать: «Настало время сказки».
  • Чтение сказки.
  • После того, как малыш уснул, нельзя сразу прерывать сказку.

Действующие лица:

1.Ведущие

Реквизит:

1.(2-4)Ватмана и фломастеры

2.Диск с музыкой из мультипликационных фильмов

3.Призы и подарки

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника «Что за прелесть, эти сказки!». А я помогу вам ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. И начнем мы наш праздник с разминки.

Разминка

Ну что, ребята поиграем?

Я начну, вы продолжайте,

Хором в рифму отвечайте!

В сказке – лошадь не простая:

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(Колобок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила жевала сдобу

И жила бы, так до гроба!

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тетя… (Кошка)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(Крокодил)

Враг людей

И враг зверей —

Злой разбойник… (Бармалей)

Я ведерка не брала, за водою

не пошла,

Я боялась чердака, и мышей и

паука.

А как встретилась я с мишкой,

Перестала быть трусишкой.

Про меня есть даже книжка,

А зовут меня…(Аришка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни проходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…(Крокодил)

Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пяточек.

Он раз был облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни– Пух)

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких, на целом свете,

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка,

А зовется…(Чебурашка)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите все сюда.

(На листе – контуры портрета Чебурашки во весь рост)

Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Я предлагаю вам по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз т.д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.

Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку

«Песни Чебурашки»

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! А теперь настало время сказочной викторины. Вам предлагается ответить на два вопроса, о какой сказке идет речь и кто автор этой сказки. Тот, кто даст правильный ответ, получит от меня приз.

И так, внимание!

Столяр Джузеппе- Синий нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал ножку мастерить

Для кресла или стула.

Полено стало говорить

И в нос его щипнуло.

(«Буратино», А.Н. Толстой)

Фруктово-огородная страна, —

В одной из книжек детских

есть она,

А в ней герой – мальчишка не

плохой,

Он храбрый, справедливый,

озорной.

(«Чипполино», Дж. Родари)

Собрались на именины гости:

Много и больших и малышей.

Вдруг явился к ним от лютой

Злости,

Жуткий и коварнейший злодей.

Да, злодей умел ужасно злится,

Он хозяйку, чуть не погубил.

Прилетел тогда бесстрашный

рыцарь

И злодею голову срубил!

(«Муха-Цокотуха»,

К.Чуковский)

Кто-то пасть свою открыл.

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

(«Краденое солнце», К. Чуковский )

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка», Ш. Перро )

Сейчас потолкуем о книжке другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старуха заставит –

Старик выйдет к морю,

Он невод забросит, кого-то поймает

И что-то попросит.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»,

А.С. Пушкин )

Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».

Отрывок из м/ф

Ребята, неужели вы все-все знаете сказки? Замечательно! И все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру «Узнай сказку по отрывку». Тот, кто знает, отвечает и конфету получает!

Слушайте внимательно!

Петушок-петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

(«Петушок золотой гребешок»)

Девочка взяла самую большую ложку, и похлебала из самой большой

чашки.

(«Три медведя»)

Красна- девица грустна-

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Долго она бегала по полям, по лесам. День клониться к вечеру, делать было нечего – надо идти домой. Вдруг, видит, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке — старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебреными яблочками.

(«Гуси – лебеди»)

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Съесть бы Маше на пенек,

Съесть бы вкусный пирожок.

(«Маша и Медведь»)

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Триглазка.

(«Хаврошечка»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца…

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался «с носом».

(«Лиса и Журавль»)

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к Царю.

(«По Щучьему велению»)

Ведущий: Какие вы молодцы ребята! Вы просто – талантливые! А я для вас приготовила еще задание:

Из какой сказки взяты эти строки?

Маленькие дети,

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

Африке большие

Злые крокодилы.

(«Бармалей», К. Чуковский)

Из какой сказки следующие строки: «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная и хорошенькая…»?

(«Дюймовочка», Х.К. Андерсен)

Из какой сказки?

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед…

(«Тараканище», К. Чуковский)

Кто написал «Сказку о мертвой Царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Золотом петушке»?

(А. Пушкин)

Героиня, какой сказки

потеряла на балу туфельку?

(Золушка)


Ведущий: А сейчас я вам предлагаю викторину. Ну не просто викторину, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

Нестандартный урок по внеклассному чтению

« Что за прелесть

эти сказки!...»

(по произведениям А.С.Пушкина)

Учитель : Хафизова Эльвира Рашитовна.

Тема: «Что за прелесть эти сказки!...»

Цель: обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина; развивать речь

учащихся;

Оборудование: плакат – портрет А.С. Пушкина; рисунки детей; плакат с

Изображением сказок Пушкина;

Ход урока:

I Организационный момент.

Динь – дилинь звенит звонок

Начинается урок!

II Сообщение темы, постановка целей урока.

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Прочитайте тему нашего урока.

Кто так говорил, как вы думаете?

Сегодня мы вспомним произведения

А.С. Пушкина, побываем в его поэтическом мире.

III Вступительная беседа об А.С. Пушкине.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает

вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда

проучивает чертей. Всё это очень интересно! И всё это придумал

А.С. Пушкин.

Воспитывали мальчика французские гувернёры. Маленький Саша рано

библиотеки своего отца Сергея Львовича Пушкина.

В 12 лет Александра Сергеевича отдали в Царскосельский лицей,

где он проучился 6 лет. В этом лицее Пушкин полюбил литературу и решил

стать поэтом.

Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства.

Ещё ребёнком он бывал у своей бабушки в деревне Захарово, где цвели

черёмуха и липы, колыхалась тень от берёзы. В стихах Пушкина можно

найти все четыре времени года.

За свои стихи, призывавшие к свободе, Пушкин в ранней молодости

был выслан из Петербурга на юг России, а потом на север – в село

Михайловское. Больше двух лет прожил Пушкин в этом глухом селении.

Только одна старушка, няня – Арина Родионовна, которая воспитывала его

ещё в младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время.

Пушкин по настоящему крепко любил свою няню и написал несколько

трогательных стихотворений, к ней обращённых.

Арина Родионовна пела Пушкину старинные песни и рассказывала

сказки, которые он потом переложил в стихи. Пушкин в своём письме к брату

Льву писал: «Что за прелесть эти сказки!... Каждая есть поэма!»

IV Викторина по сказкам.

Сейчас мы вспомним сказки Пушкина, приоткроем дверь в мир сказки.

1) – Я называю героев и предметы из сказки, а вы должны назвать сказку:

Старик со старухой («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Три девицы («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Дадон («Сказка о золотом Петушке»)

Царица – мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»)

Чёрт («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Царевна – лебедь («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Чернявка («Сказка о мёртвой царевне…»)

Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке».)

Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) – Проверим, как вы внимательно читали сказку:

Какими словами в «Сказке о мёртвой царевне» царица обращалась к

волшебному зеркалу?

Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лёжа

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда

с укоризной? (Не гонялся, бы ты, поп, за дешевизной).

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик

со своею старухой у самого синего моря.)

Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся,

государыня рыбка!)

Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.)

Что отвечало зеркало царице? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех

V – Каждый из вас должен был подготовить дома наизусть отрывок из сказки.

А остальные должны отгадать: кто и из какой сказки произносил эти

- «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября». (Царь «Сказка о царе Салтане».)

- «Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…».

(Царевна – лебедь «Сказка о царе Салтане».)

- «Кабы я была царица,

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря».

(Третья – сестрица. «Сказка о царе Салтане».)

- «Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

(Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане».)

- «Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо».

(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане».)

- «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

- «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Не печалься, ступай себе с богом».

(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «Что за диво!

Всё так чисто и красиво

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

(Старший из семи богатырей. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Ой вы, молодцы честные

Братцы вы мои родные, -

Для меня вы все равны

Все удалы, все умны…»

(Царевна. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

(Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- « Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «За такое одолженье, -

Говорит он в восхищенье, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

(Царь Дадон. «Сказка о золотом Петушке»).

VI Физминутка.

VI Инсценирование (пантомима)

Вы просмотрите отрывки из сказок. Отгадайте сказку, слова, которые

вы должны были услышать.

VII Разгадывание кроссворда.

VIII Отгадывание сказок по рисункам, плакату.

IV Итог урока

Чем занимались на уроке?

О чём говорили?

Какие сказки Пушкина были использованы?

    Герой «Сказки о Попе и работнике его Балде».

    Кого подарил звездочёт царю Дадону?

    В кого превращался князь Гвидон?

    Имя князя в «Сказке о царе Салтане…».

    Сказка о мёртвой…

    Имя царя в одной из сказок Пушкина.

    Чем ловил старик золотую рыбку?

    Имя работника в «Сказке о попе и работнике его Балде».

10. К кому обращается царевич Елисей?

11. К кому обращается царевич Елисей?

Физ. Минутка.

Вы наверное устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев о сказках как средневековых притчах

Начнем с Пушкина. И продолжим дальше уже нашей фольклористикой, записанной в XIX веке. В это время на Западе и у нас начали интересоваться фольклором. Смягчили многое, многое подретушировали, многое перекрасили или раскрасили по-новому. Потому что реальные сказки довольно страшны, натуралистичны, очень часто жестоки.

Сегодня я хотел бы вспомнить очень известную нашу сказку, а именно, сказку о рукавичке. Кто-то в рукавичке живет. Помните? Комар-пискун поселился в рукавичке. Потом туда лягушка-квакушка подскакала погреться. Потом…

Ну, рукавицы, вообще, большие были. У мужиков рука-то была ого-го, как лопата. Допустим, Василий Иванович Чапаев родился недоношенным, семимесячным, кажется, или шести - его как раз в рукавице грели. Он там вполне помещался. Туда можно было много запихнуть.

По крайней мере, комару там места хватит. И лягушке хватит. После лягушки-квакушки туда прибежал зайчишка-попрыгунчик. И начинается дальше интересная вещь. Потом прибегает туда волк-зубами щелк. Потом лисичка-сестричка. И мы как будто не замечаем постепенного разрастания рукавички до невместимых размеров. На каком-то этапе мы уже понимаем, что для всех места не должно хватать. Собственно, там и волку-то одному места мало. А туда уже набилась куча всякого-всякого. И вот только когда медведь пришел, стало очевидно, что он туда не влезет. Рукавичка рвется, а звери разбегаются.

И вот о чем эта сказка? Это сказка о стыке маленького и большого. Это, если угодно, средневековая притча о том, сколько может ангелов поместиться на конце иглы. О встрече невидимого и видимого мира. О вместимости невместимого. Или, наоборот, о вместимости малых пространств. Это сказка, если угодно, о сердце. Потому что сердце человеческое - это то вместилище, в котором живут и комары, и лягушки, и жабы, и лисицы, и волки, и медведь, … и змея еще может ползать.

То есть всякие грехи, олицетворяемые разными животными. Жадность - с жабой, это понятно. Свирепость, например, с волком, хитрость - с лисицей. Какая-нибудь холодная ядовитость - со змеей. Всё гадости олицетворяются с животными. Они все в сердце живут.

Сердце человеческое - это малый организм. Оно размером с кулак. Сожмите свой кулак, и это будет примерный размер вашего сердца, которое не имеет отдыха и постоянно бьется в груди. Посередине, кстати, не с левой стороны, а посередине находится оно. Так вот, туда помещается Господь. При всей малости этого органа, размером с кулак. Господь не помещается в Мировом океане, слишком мал он для Него. И в космосе не помещается Господь, слишком мал космос для Бога. А вот в сердце Господь помещается.

То есть сердце - это как рукавичка, оно маленькое, но туда впихивается очень много. И когда-то люди наши понимали эти вещи, что есть некие малые объемы, которые вмещают в себя очень много. И если сердце чистое, то чисто там, и Господь там живет. Если сердце грязное, то живет там, кто хочет: всякая нечистая тварь, всякая летучая мышь и всякий гад ползучий. И об этом тоже эта сказка, если угодно.

Эта сказка интегральная, как любая сказка. Она ложь, да в ней намек. Ее можно вертеть в разные стороны по смыслу. И этим учились наши предки.

Они учились мыслить о малом и большом, о грязном и чистом, о священном и профанном, благодаря рассказам, при коптящей и трещащей лучине, из бабушкиных беззубых уст.

Сегодня мы с вами цепнули еще одну сказку из того, что рассказывали нам в детстве. Попутно скажу вам, что горе тому поколению, которое не слушало сказок из уст мамы, папы или бабушки. Горе. Поэтому догоняйте свою всякую неуспетость и рассказывайте засыпающим малышам хорошие сказки, из того, что отфильтровано, просеяно и дается в назидание для молодого, носом сопящего в кроватке поколения.