Пьеса для детей о музыкальных инструментах. В каких сказках, стихах, рассказах речь идет о музыке и музыкантах

Сказка о музыкальном инструменте для детей старшей группы: Сладкоголосая Гитарина.

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Авторская сказка знакомит детей с фантастической версией изобретения музыкального инструмента - гитары.
Цель: Пробудить познавательный интерес детей к миру музыки и музыкальному инструменту.
Задачи:
1. развивать эстетическое восприятие, фантазию, интерес, любовь к музыке
2. развивать умение проникаться настроением, мыслями, чувствами
3. создать предпосылки к формированию у творческого мышления
4. создать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания

Эпиграф.
Вслушайся, весь мир поёт – Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт! Мир её волшебен!
Михаил Пляцковский.

Было это или не было, точно уже никто не вспомнит. Но люди сказывают как в стародавние времена в одном тридевятом королевстве жила очень красивая принцесса. Звали юную девушку Гитарина. Она была стройна, воспитана и имела кроткий характер. Её длинные, прямые, светло-русые волосы блестели на солнце как золотые нити. К тому же юная принцесса с раннего детства умела петь песни, так трогательно, мелодично, так божественно. Что юноши, которые слышали её голос, сразу же влюблялись в неё. Но сердце девушки было свободно. Отец король не чаял в дочери души.
Однажды в королевство приехал удивительно красивый юноша. Это был молодой принц из соседнего королевства. В это самое время принцесса Гитарина отпросилась у короля немного погулять по улицам любимого королевства. Молодые люди оказались на одной из узких улочках древнего города. Как только взгляды молодых людей встретились, в тот же момент в чистом небе сверкнула молния. Они стояли и с удивлением смотрели друг на друга.
- Боже, какой красивый молодой человек? - подумала Гитарина.
- Я ещё никогда в жизни не видел такой красивой девушки? – думал принц.
Они долго неподвижно стояли, не решаясь заговорить. И тогда Гитарина запела песню. Её голос так поразил юношу, но песня ему показалась знакомой. Именно эту песню напевала маленькому принцу его мама. Не теряя ни минуты, принц стал подпевать юной красавице. Их голоса слились воедино, и разнеслись по всему королевству. Жители королевства были потрясены красотой звучания мелодии. Люди наслаждались их прекрасным пением. Голос молодых людей был настолько гармоничен и чист, что жителям королевства казалось, что где то рядом аккомпанирует оркестр музыкальных инструментов.

Прослышал об этом диве и отец девушки король Златослав. Он тут же приказал своим придворным слугам привезти во дворец этих чудесный музыкантов. Какого же было его удивление, когда во дворец привезли его любимую дочь Гитарину и неизвестного молодого человека. Юноша представился и назвал своё имя.
- Я принц соседнего государства Вигории. Меня зовут Диан.
В ту же минуту лицо короля вытянулось от удивления. Дело в том, что вот уже 15 лет как соседние королевства враждовали между собой. И король Вигории Фредерик отец Диана был заклятым врагом Златослава.
- Что же тебя нужно в нашем государстве?- строгим тоном спросил король.
- Я приехал посмотреть ваше государство, но сегодня я встретил свою судьбу.
- Мне кажется, я влюбился, влюбился беззаветно и на всю жизнь – промолвил юный принц.
- Так кто же она твоя избранница? – в нетерпении спросил король. - Вот эта девушка, которая навсегда поселилась в моём сердце! – и принц указал рукой на Гитарину, которая тоже беспамятства влюбилась в заморского гостя.
- Так не бывать этому никогда – резко сказал король Златослав и топнул ногой. Я не за что не благословлю свою дочь с сыном своего кровного врага. И прошу Вас юный принц немедленно покинуть приделы нашего государства. Пришлось несчастному влюблённому уехать в свой замок не солона хлебавши.
Шли дни, проходили месяца, но бедный юноша скучал и страдал, отказываясь от еды. Он вспоминал глаза любимой, её божественный голос. Ему было тоскливо на душе. Молодой человек искал утешения в райском саду, в котором росли необыкновенной красоты деревья. Диан прохаживался вдоль аллей и разглядывал стволы деревьев. И всё вокруг ему напоминало о ней. О его возлюбленной Гитарине. Вот и сейчас ему вдруг показалось, что ствол молодого дерева напоминает стройный стан девушки. А золотистая листва напоминает её длинные светло-русые волосы. И решил тогда Диан, во чтобы это не стало изваять статую любимой девушки. Он своими руками срубил прекрасную Ольху и бережно отнёс её во дворец.
Три месяца принц не выходил из мастерской. Он бережно полировал и покрывал лаком деревянные заготовки. И вот когда работа уже подходила к концу, Диан увидел изящную и хрупкую фигуру любимой. Вместо прекрасных длинных волос Гитарины, принц взял золотые струны и натянул во всю длину скульптуры.
Диан с нежностью взял её на руки и погладил по золоту волос. И в ту же минуту по замку разлилась прелестная музыка, которая была как две капли воды похожа на голос любимой Гитарины. Принц не выпускал инструмент из своих рук. Он наслаждался, умилялся красотой звучания мелодии. А когда на эту волшебную музыку сбежались подданные государства и спросили юношу, что это у него в руках? Он нежно и трепетно произнёс: Это моя Гитара! С той поры и днём и ночью из окон замка по всей округе разливалась прекрасная и божественная музыка.
Так произошло настоящее чудо, лишь в руках опытного мастера с любящим сердцем деревянная заготовка приобрела вид музыкального инструмента, способного стать продолжением тела, души и голоса возлюбленной юной принцессы.
И хоть с тех пор прошло уже много веков, но мелодичность гитары поражает людей красотой своего звучания. И благодаря именно этому музыкальному инструменту мы с вами может представить, как прекрасен был голос у принцессы Гитарины.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь - добряк, толстяк, но самодур.

Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.

А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.

Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой - наказывать умел, но и прощать не забывал.

Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.

Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.

Вон, - жаловался он, - в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?

Подать мне сюда музыкантов и точка!

Но Ваше Величество, - отвечали придворные, - где же мы найдем столько музыкантов?

Ищите, где хотите, но чтобы к завтрашнему дню были! - и царь топнул ногой.

Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист, флейтист, трубач и барабанщик.

Ну-ка играйте каждый по очереди, - приказал царь, - хочу послушать на что способны.

Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.

Хочу, чтобы труба звучала громче всех, - заявил он.

Но Ваше Величество! - попытались ему возразить.

Слышать ничего не желаю! - отвечал царь, - труба должна играть громче всех.

Что за глупость? - рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, - где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.

Будем играть как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.

Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.

Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.

Нет, нет, нет! - закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.

Нет, нет, нет! - кричал царь и стучал ногами по полу, - почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?

Но Ваше Величество, - оправдывались музыканты, - еще не время, её партия будет в конце пьесы!

Ничего не хочу слышать! - капризничал царь, - играйте так, чтобы труба была громче всех.

Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят трубачу:

Играй, как хочет царь.

Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.

Нет, нет, нет! - кричал царь, но его никто не слышал.

Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.

Дружище, а ведь я велю тебя казнить, - сказал царь трубачу.

Но за что же, Ваше Величество? - испугался трубач.

Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.

Осмелюсь сказать, Ваше Величество, - что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а так же удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.

Ох, врешь, - отвечал царь, - почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?

Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию - ровно столько нот, сколько положено, а так же настолько громко, как задумано автором и Вы познаете совершенную гармонию.

Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?

Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.

Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор - я сегодня добрый, - сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.

Помилуйте трубача, Ваше Величество, - стали просить его придворные.

Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.

Если уж я и должен умереть, - сказал трубач, - позвольте мне дать Вам последний совет.

Позволяю, - милостиво разрешил царь, - я сегодня добрый.

Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.

Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем- нибудь.

Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе. только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, - добавил он шепотом.

Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.

Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.

Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!

Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один - огромный, невероятный, прекрасный.

Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.

Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья и они улетали высоко - высоко в небо.

Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.

Сказка о музыкальных инструментах

Музыкально-тематическая беседа проводившаяся при участии учащихся музыкальной школы.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.
Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали - это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

играет Елисеева Меланья


Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный...
СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, ... БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара .

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Играет Полина Басова.


Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его "серебряными струнами Украины".

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба - инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Играет Нурмухамедов Рамиль.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!


В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен - это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
Что в природе напоминает вам звучание бубна?
Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания
Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
Дети делятся на группы. Каждая группа - ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой - музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.

Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания
Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.

Колокольчик - музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол - его отец -
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.

На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания
Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
Почему для колоколов строят колокольни?
Кто такой звонарь?

У детей в ладошах птички,
С виду птички - невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек - те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

Вопросы и задания
Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, - радостно рассказывал мальчик. - У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
- Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, - ответила мама.
- Тогда я не пойду на праздник весны,-расстроился мальчик. - Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
- А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
- Цвинь-цвинь, - звонко пропела синичка на подоконнике.
- Хорошо, - согласился мальчик. - Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
- Мама, откуда ты муку взяла? - удивился мальчик.
- У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, - ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
- Цвинь, цвинь, - вилась над ним его синичка.
- Лети в лес, ты теперь свободна, - махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
- Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
- А где же твоя чудо-свистулька? - улыбнулась мама.
- Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
- Синичка отплатила тебе добром за добро, - задумчиво проговорила мама.

Вопросы и задания
Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?

Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.

Флейта - сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.

Вопросы и задания
Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Придумайте сказку о том, как фея Флейтовой Музыки пригласила вас в свой сказочный музыкальный дворец.
Придумайте сказку о том, как духовые инструменты выбрали флейту своей королевой. Нарисуйте королеву-флейту в музыкальной короне.

На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.

Вопросы и задания
Предложите детям прослушать музыку арфы.
Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим голосом.

Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.

Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.

И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.

Вопросы и задания
Почему люди берут с собой в поход гитару?
Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
Вы когда-нибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали.
В белых - чистые тона,
Ровная у них стена.

Нрав у белых - величавый,
Короли они праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.

Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.

Вопросы и задания
Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.

Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.

Так и быть, - сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.

Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!

Вопросы и задания
Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?

Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали — это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный … СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, …БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его «серебряными струнами Украины».

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба — инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!