Поурочные планы по изо - урок. Какую пользу приносят птицы людям? Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас

Сергазина Бибигуль Жусуповна
Учебное заведение: КГУ "ПДЦСО" акимата СКО г.Петропавловск
Краткое описание работы: Учить детей рисовать нетрадиционными способами, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисованием пальчиками). Закреплять умения детей рассказывать стихотворение по опорной схеме. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

Текаева Виктория Юрьевна
Учебное заведение: Детский сад "Нұр бөбек"
Краткое описание работы: Воспитывать у детей, при рассматривании предметов быта, устойчивый интерес к изобразительному искусству народа Казахстана. Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на прямоугольнике.

Малолетова Виктория Александровна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШПК"
Краткое описание работы: называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.

Кошкина Татьяна Владимировна
Учебное заведение: МКОУ"Школа-интернат N 4"
Краткое описание работы: В своей работе, мы с детьми вспоминаем времена года и закрепляем понятие-зима. Что зимой идет снег, покрывает землю, что снег белый(закрепляем понятие- белы цвет) Зимой мы отмечаем Новый год и встречаемся с Дедом Морозом.Учимся делать аппликации зимнего леса.

Крылосова Ольга Анатольевна
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 266"
Краткое описание работы: Данная практика по изготовлению осенней поделки, направлена на развитие мелкой моторики, закрепление навыка работы с крупой, пластилином. Закрепление характерных особенностей и признаков осени.

Межина Нелли Дмитриевна
Учебное заведение: МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148
Краткое описание работы: В контексте интегрированного занятия по развитию речи и рисованию закрепляются навыки осознанного употребления слов в соответствии со смыслом высказывания; закрепляются умения детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей ИЗО. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения ИЗО в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока ИЗО должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по ИЗО являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков изобразительного искусства бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям ИЗО перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по ИЗО на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по изобразительному искусству на нашем сайте Вы найдете разработки по МХК , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

План – конспект урока

по изобразительному искусству

Преподаватель МБУ ДО « ДШИ»

п.Восток,Красноармейского р-на

Приморского края.

Гордеева

Анжелика Владимировна.

Дата___18.01.2016год .____

Вид занятий Рисование с натуры в третьем классе.

Тема урока Рисование с натуры предметов быта (вазы) комбинированной формы.

Цель урока Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Натурная постановка. Наглядные пособия в виде учебного материала, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.

б) Для учащихся. Мольберт, бумага А-3, карандаши, резинка

Оформление классной доски

Схема последовательности построения изображения.

План урока

    Организационная часть- 2-3 мин.

    Сообщение новых знаний -08-10 мин.

    Практическая работа учащихся – 20-27 мин.

    Сообщение задания на дом –2-3 мин.

Ход урока

    Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

    Изложение учебного материала.

Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы.

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.

Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. На что похожа форма вазы?

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

    Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

    Подведение итогов.

Выбираю хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

    Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов,) Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

1.Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ изобразительных отделений ДШИ. М.,2003.

2.Барышников А.П. Перспектива –М.,1955

3.Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта.М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

Рисунок 1,2,3,4

МЕТОДИКА УРОКА

Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:

Триединство задач

Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.

Опорные понятия

Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

Основные понятия

Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

Планирование времени на уроке

Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом:

Изложение нового материала – 25-30 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин.

Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.

Активность учителя на уроке

Уроки изобразительного искусства требуют от учителя постоянной активной работы: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

Психологическая сторона урока

Развитие внимания учащихся, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

Эмоциональная сторона урока

Развитие умения радоваться,смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

Х од урока

В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

Слайд-фильм

Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм – подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное.

Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

Работа с учебником

Впервые для уроков изобразительного искусства по программе Б.М.Йеменского для начальной школы выпущены учебники, рассчитанные на каждого ученика. Они построены так, что каждая глава соответствует программе одной учебной четверти, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Учебник богато иллюстрирован как репродукциями картин выдающихся художников, так и детскими рисунками для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни. Практические задания расширяют возможности детского творчества, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома.

Учебник ни в коем случае не должен заменять учителя на уроке! Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.

Практическая работа учеников

Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

Коллективные и групповые работы

Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища.

Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.).

Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд – все сразу. Так исподволь формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд – качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

Оценка деятельности детей. Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

–активное участие в беседе;

–умение найти нужное, выразительное слово;

–умение высказывать свое суждение;

–умение делать выводы;

–использование в беседе домашних наблюдений.

Оценка практической работы

Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Школа не готовит художников. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя.

Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).

Задание на дом

Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно способствует наличие рабочей тетради – приложения к учебнику.

Методы работы на уроке

    Словесные:

слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

    Наглядные:

коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений.

    Интегрированные:

сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

    Практические:

показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

    Творческие:

исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.

2. Работа с учебником.

3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.

4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.

8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.]

9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).

10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

Разработала:

учитель начальных классов

Горгун Татьяна Эрнэстовна

Тема: Выразительные возможности цвета.

Раздел программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет.»

Тема практической работы : «Праздничный город»

Художественные материалы и инструменты для работы: гуашь; акварель; шаблоны домов, флажков, цветов, фонариков; кисточки; баночки для воды.

ТСО: мультимедийная презентация.

Оформление классной доски: вверху посередине дата и тема урока, девиз урока (Подмечай всё красивое!); с левой стороны фото архитектурных объектов Минска, фотоколлаж; с правой рисунки детей прошлых уроков; посередине линейный рисунок по теме урока, элементы будущей композиции.

Цель: формирование умения использовать выразительные возможности цвета при создании художественных образов.

Задачи:

Ход урока

    Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Психологическая подготовка.

Улыбнитесь друг другу, Пожелайте друг другу и себе успехов в работе.

Чтение девиза «Подмечай всё красивое!»

    Связь с прошлыми темами.

Обратить внимание на работы прошлых уроков.

Чем выполнены работы? Красками и карандашами .

К каким видам и жанрам искусства относятся рисунки? Живопись, графика. Пейзаж, натюрморт.

Какое настроение возникает гладя на работы? Весёлое, доброе, печальное.

Что помогает художнику передать настроение в картине? Цвет.

    Объяснение нового учебного материала .

Вы любите праздники? А за что они вам нравятся? Свой родной город Минск вы любите?

Посмотрите на картинки. Давайте попробуем узнать места нашего города.

Дети рассказывают по картинкам о архитектурных объектах Минска.

Где вы были? Где ещё хотите побывать?

Красивый город Минск. Меняется ли город во время праздников? Что меняется? Можно по украшению города узнать какой идёт праздник?

Художники любят изображать Минск в своих произведениях.

Сегодня мы познакомимся с одной такой картиной. Рассмотрим картины Римашевског Игоря Вилеоровича. Это современный Белоруссий художник.

Какое настроение возникает глядя на картину? Какие цвета использует художник для передачи радостного настроения в картине?

Теперь рассмотрим ещё одну картину жудожника Довбуш
Леонтия Андреевича 1935-2005г.ж.

Сравним первую картину с ещё одной.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какой можно сделать вывод?

Цвет помогает передать настроение в картине. Светлые, тёплые тона создают хорошее настроение. Тёмные, холодные- печальное, грустное, тревожное.

В картине цвет передаёт настроение, а в жизни что делает город праздничным? красивым и уютным?

Люди каких профессий создают, поддерживают и контролируют красоту города.

Дизайнеры, дворники, маляры, милиционеры, водители, и т.д.

Пригодится ли этим людям изобразительное искусство в работе и в жизни?

    Первичное закрепление материала.

Тренировочные упражнения по развитию мелкой моторики и цветовой культуры. Учащиеся на формата А5 составляют палитру цветов для выполнении композиции «Праздничный город». (Ватные палочки, тычок кистью)

    Физкультминутка

    Самостоятельная практическая работа учащихся.

Работа в группах.

Вспомните сказку которую мы слушали на прошлом уроке. Что случилось в сказке с волшебным городом? Кто расколдовал город? Сегодня мы тоже постараемся город расколдовать. На доске линейный рисунок города. Необходимо раскрасить его так, чтобы можно было назвать композицию «Праздничный город» Справимся?

Работать мы будем в группах. Каждая группа это люди определённой профессии.

    Группа. Маляры. Раскрашивают готовые шаблоны в разные цвета чтоб придать городу красочное, праздничное настроение. (Тычок, мазок)

    Группа. Электрики. Раскрашивают фонарики для гирлянд. (Любая техника)

    Группа. Пиротехники. Рисуют салют на готовых шаблонах с помощью ватных палочек.

    Оформление коллективной работы .

Дети при помощи двухстороннего скотча и магнитов приклеивают элементы композиции на линейный рисунок.

    Анализ выполненной работы.

Всё свободное пространство мы заполнили на формате?

Какие цвета мы использовали?

Какое настроение возникает глядя на работу?

Правильно мы выбрали цвета?

Справились с заданием? Расколдовали город?

    Самооценка.

По таблице.

    Подведение итогов урока.

Какие профессии мы сегодня вспомнили? Нужно ли людям этой профессии изобразительное искусство? Зависит ли от нас будет вокруг красиво или нет?

    Рефлексия. Продолжите фразу.

Я сегодня на уроке научился…

Я узнал …

Мне было интересно…

Мне было не легко…

Я своей работой на уроке…

ЭЛЕКТРИКИ

ПИРОТЕХНИКИ


Библиографическое описание:

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?