Программа кружка общекультурного направления «волшебный мир театра. Кружок "теремок"внеурочная деятельность общекультурной направленности

ТЕРЕМОК

Пояснительная записка

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником?

Таким средством является школьный драматический кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно иного сказать миру добра».

Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становится как способом самовыражения, так и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа по данной программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений, где дети приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.

Специфичность программы проявляется:

- в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Да и сам театр - синтетический вид искусства;

- в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

В организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

Формы и методы работы .

Форма занятий - фронтальная, групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, беседы, экскурсии в театр, спектакли и праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета 1 час в неделю.

1класс: 33 ч. из них теория - 8,5ч, практика - 24,5ч.

2 класс: Всего 35 часов, из них теория - 6ч, практика - 29ч.

Цель: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

Развивать интерес к сценическому искусству;

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

Снимать зажатость и скованность;

Активизировать познавательный интерес;

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

Развивать речевое дыхание и артикуляцию;

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

Пополнять словарный запас;

Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

Воспитывать культуру поведения в зрительном зале

Ожидаемые результаты

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ :

1. Об оформлении сцены

2. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ :

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Формы работы с родителями .

Совместные праздники, творческие конкурсы;

Родительские собрания;

Беседы;

Открытые занятия.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Тематический план занятий кружка «Теремок»

2 класс

п/п

Дата

Вид работы

теория

практика

Вводное занятие. Правила Т.Б. Упражнения на развитие правильного дыхания.

0,5

0,5

Действие – выразительное средство актёрского искусства. Придумывание движений к физкультминуткам.

Разучивание потешек, прибауток, их обыгрывание.

0,5

0,5

Подготовка к празднику.

Подготовка к празднику Осени.

Праздник Осени

7-8

Небылицы в лицах.

«Всех скороговорок не выскоговоришь» Подготовка к празднику - дню именинников.

0,5

0,5

День Осенних и Летних именинников. «Вот такой ширины! Вот такой вышины!»

Подготовка к празднику День матери.

Совместный праздник «Моя мама»

13 -15

Подготовка и проведение новогоднего праздника.

Новогоднее представление

Искусство пантомимы .

0,5

0,5

1 8

Практическое занятие «Постановка пантомим»

0,5

0,5

1 9

Подготовка к празднику - дню именинников.

Праздник Зимних именинников .

Искусство диалога

0,5

0,5

Практическое занятие «Ролевое чтение» .

-

23-24

0,5

1,5

Праздник для мам «Самая хорошая»

Речевое искусство.

0,5

0,5

2 8

Практическое занятие «Речевые приёмы и их применение» .

Подготовка к празднику - дню именинников.

Праздник Весенних именинников.

Фантазия – источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов .

0,5

0,5

3 2

Репетиции сценок к празднику «Вот и стали мы на год взрослее».

3 3

Праздник «Вот и стали мы на год взрослее». Совместный праздник детей и родителей.

34-35

Поездка в театр.(Просмотр театральных постановок)

Литература

1.Петров Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12-Москва, «Школьная пресса», 2000.

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».- М.: Просвещение, 1994.

3.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14-М.: Школьная пресса, 2000.

4.Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка»

http :// zelina 14. ucoz . ru / index /0-10

5. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия».- М.: АРКТИ, 1997.

6. Игры, обучение, тренинг./ Под ред. Петрушинского.- М.: Новая школа, 1993.

7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Пудожа РК Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю: МО воспитателей ГПД зам. директора по УВР директор МКОУ СОШ 3 протокол 1 Легостова В. А. Вшивкова С. В. руководитель МО сентября 2016 г. сентября 2016 г. сентября 2016 г. Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности Кружок «В гостях у сказки» Срок реализации: 1 год Воспитатель: Карпина С. А. Пояснительная записка

2 Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социальнокультурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Работая с младшими школьниками, я заметила, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд. В связи с этим я разработала программу кружка В гостях у сказки. Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им

3 одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок. Поэтому целью программы кружка В гостях у сказки стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника. Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена для 6-8-летних детей сроком на 1 учебный год из расчета 1 час в неделю, всего 33 часа. Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием. Цель программы: - подробное изучение литературного жанра сказки; - развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок; - формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок. Задачи программы: - воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости; - воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине; - формирование активной жизненной позиции; - развитие прикладных умений и навыков; - развитие мелкой моторики; - развитие устной речи, навыков общения; - воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: - занимательность;

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 - сознательность и активность; - наглядность; - доступность; - связь теории с практикой; - деятельностный подход; - личностно-ориентированный подход. Структура занятий: 1. Беседа, рассказ учителя. 2. Слушание. 3. Различные виды чтения. 4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка. 5. Устный журнал, театрализация. 6. Лепка из пластилина, соленого теста. 7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций. 8. Конкурсы, викторины. 9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек. Методическое обеспечение программы 1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы; 2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; 3. Использование интернет-ресурсов:

5 1. Детские электронные презентации 2. Детский портал Солнышко 4. Использование ресурсов видеотеки: 1) Бабушкины сказки, Бабушкины сказки-3 2) Сказки для малышей В.Сутеев, Сказки для малышей-2 3) Лесные сказки 4) Теремок сборник мультфильмов 5) Царевна-лягушка мультфильмы, сборник 34 Межпредметные связи на занятиях: с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов. Личностные и метапредметные результаты Результаты Формируемые умения Средства формирования Личностные - Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - Организация на занятии парно-групповой работы Регулятивные - развитие критического и творческого мышления. - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебном материале в сотрудничестве с учителем; учебные задачи; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и - преобразовывать практическую задачу в условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; познавательную;

6 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. - Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. Планируемые результаты работы по программе К концу обучения учащиеся должны знать: - популярные русские народные сказки; - популярные сказки разных народов; - сказки отечественных и зарубежных авторов; - признаки сказки как жанра; - виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) - правила работы с красками, пластилином, ножницами.

7 К концу обучения учащиеся должны уметь: - слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы; - иллюстрировать услышанное или прочитанное; - пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно; - передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; - определять главную мысль сказки и поучительную ценность; - работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других. Список используемой литературы: 1. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс М.: ВАКО, Книга для домашнего чтения: Пособие для родителей / Сост. В. В. Гербова и др. М.: Издательство Оникс, с. 3. Комзолова Т. А. Веселая переменка. Смоленск: Русич, с.: ил. (Учись, малыш!) 4. Любимые сказки. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», с. 5. Первые русские сказки: сказки. М.: Росмэн-Пресс, : ил. (Все лучшие сказки). 6. Пушкин А. С. Сказки. Издательство ЗАО «Книга», с. 7. Русские волшебные сказки: сказки / В обработке М. Булатова, А. Платонова, А. Афанасьева. М.: Росмэн-пресс, с. 8. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. М.: Просвещение, с. 9. Серая шейка. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», с. 10. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. М.: «Астель», с. 11. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Сост. Г. М. Науменко; Худож. В. Синельщикова. М.: Дет. Лит., с.: ил. 12. Чуковский К. И. Стихи и сказки. М.: Эксмо, с.

8 Основные содержательные линии Класс Название раздела Количество часов Итого 1 класс Вводная беседа 1 Русская народная сказка 11 Сказки народов мира 6 Сказки отечественных писателей 11 Сказки зарубежных писателей 3 Итоговое занятие 1 33 ч. Тематическое планирование 1 класс 33 часа Тематика занятий Содержание деятельности Кол-во часов 1 Вводная беседа Знакомство с работой кружка 1 2 Р.н.с. «Репка». Чтение, обсуждение, инсценировка. 1 3 Р.н.с. «Заюшкина избушка». 4 Чтение сказки «Теремок» в разных обработках. Чтение, пересказ, коллективная лепка. 1 Чтение, сравнение сюжетов, инсценировка, просмотр мультфильма. 1 Приложение 1

9 5 Р.н.с. «У страха глаза велики». Чтение, анализ сказки. 1 6 Р.н.с. «Бобовое Чтение, работа над пересказом, озвучивание героев. зернышко». 1 7 Р.н.с. «Хаврошечка». Чтение, обсуждение, придумывание вопросов к сказке, лепка по сюжету 1 сказки. 8 Р. н. с. «Лисичка со скалочкой». Чтение, беседа по сказке, рисование. 1 9 Р.н.с. «Заяц-хвастун». Чтение, пересказ, оригами из бумаги «Заяц» Р.н.с. «Царевналягушка». 11 «Моя любимая русская народная сказка». 12 «Мой любимый сказочный герой». 13 Белорусская народная сказка «Пых». 14 Славянская сказка «Двенадцать месяцев». 15 Украинская народная сказка «Колосок». 16 Нанайская сказка «Айога». 17 Ненецкая сказка «Кукушка». 18 Японская сказка «Самый красивый наряд на свете». Чтение, анализ содержания, лепка. 1 Рассказы детей. 1 Рисование, представление иллюстрации, рассказ о персонаже. 1 Чтение, инсценировка, лепка. 1 Чтение, беседа по сказке, рисование. 1 Чтение, анализ сказки. 1 Чтение, анализ сказки. 1 Чтение, анализ сказки. 1 Чтение, пересказ В. Бианки «Сова». Чтение, анализ прочитанного В. Сутеев «Под грибом». Чтение, разучивание ролей, изготовление декораций В. Сутеев «Под грибом». Показ сказки В. Даль «Старик Годовик». 23 В. Катаев «Цветик семицветик». Чтение, пересказ сказки. 1 Чтение, выборочный пересказ, инсценировка. 1

10 24 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 25 К. Чуковский «Путаница». 26 Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». 27 В. Гаршин «Лягушка путешественница». 28 Н. Грибачев «Заяц Коська и Родничок». 29 П. Бажов «Серебрянное копытце». 30 Ш. Перро «Мальчик-спальчик». 31 Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». 32 З. Топелиус «Три ржаных колоска». 33 Викторина «В мире сказок». Чтение, анализ сказки, аппликация «Золотая рыбка». 1 Чтение, инсценировка, иллюстрирование сказки. 1 Чтение, анализ сказки, лепка. 1 Чтение, беседа по сказке, аппликация. 1 Чтение, инсценировка, рисование. 1 Просмотр сказки, обсуждение, рисование «Обложка к сказке». 1 Чтение, анализ сказки. 1 Чтение, обсуждение сказки, аппликация «Лебедь». 1 Чтение, инсценировка, лепка. 1 Викторина, рисование «Моя любимая сказка». 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 301720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, дом 65 ПРИНЯТО: на педагогическом совете (протокол 1 от «31»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 2016 г. «СОГЛАСОВАНО» председатель МС 2016 г. «УТВЕРЖДАЮ»

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Я-исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности детского объединения «В гостях у сказки» Направление: общеинтеллектуальное 3 класс Составители: Агапова Н.И., учитель начальных классов, первая категория; Тищенко

Проект «В гостях у сказки», с детьми старшего дошкольного возраста разработал: воспитатель Хватова И.Н. Нягань, 2014г. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности клуба «В гостях у сказки» Направление: общеинтеллектуальное класс Составитель: Калашникова Л.А. учитель начальных классов, первая категория; 206 207 учебный

Пояснительная записка. Программа кружка «В гостях у сказки» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1Г класса Пахомовой Ольги Валерьевны. В качестве

Пояснительная записка Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, познакомить с особенностями сказок о животных и волшебных сказок.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 городского округа город Буй Костромской области РАССМОТРЕНО школьным методическим советом МОУ СОШ 9 г. Буя Протокол от 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.сухой Семенек Измалковского муниципального района Липецкой области» Принята Утверждена на заседании Приказ от

УТВЕРЖДАЮ: заведующий МБДОУ "Детский сад д. Черная речка" М.В.Савельева Приказ 15 от 22.05.2015г. План воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период «Спички детям - не игрушки!» 1-19 июня

1 Пояснительная записка «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества». В.А. Сухомлинский Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной

Неделя книги «МУДРАЯ ЦАРИЦА КНИГА» План тематической недели с 25 января по 29 января 2016 г. ДО 1-2 Цель: Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных

Западный административный округ города Москвы Частное учреждение образовательная организация школа «Ступени» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По курсу Наименование проекта Уровень обучения Срок

Проект «Сказка в жизни ребёнка» Воспитатель МДОУ «Детский сад 4» Комарова Н.А. Михайлов 2013 Детская сказка необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит,

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Артамонова Ольга Николаевна. Творческий проект, «Какие разные сказки» Долгосрочный. 01.12-30.12.04 Подготовительная группа. Участники проекта: дети,

1 2 Содержание 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающей программы «В гостях у сказки» 3-6 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нельхайская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено»: Руководитель методического объединения Н Г Ленчук протокол 1 от «24» августа 2014 г.

2.Пояснительная записка. Количество часов 34 часа; в неделю 1 час. При составлении программы использованы методические пособия: 1.«Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач современной

Проект «Любимая сказка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя

Пояснительная записка В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Проект формирования представлений о домашних птицах у детей младшего

Паспорт программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» Рецензент - зам. директора по УВР Кирнос Л.Л. Организация- исполнитель Муниципальное казѐнное учреждение дополнительного

1 Пояснительная записка Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для обучающихся начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Программа адресована обучающимся

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС, ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» 2014 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Принята Педагогическим советом МБОУ «СОШ 8» Протокол от 2016г «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ 8» Пастухова М.А.

Проект «Хорошая книга наш друг» Старший дошкольный возраст Срок реализации: 2 недели. Актуальность проекта: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 К ООП НОО МБОУ «КСОШ 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» -4 КЛАСС 206 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГАО УСПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Организация внеурочной деятельности

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Организация проектной деятельности учащихся 2 класса

Творческий проект в старшей группе «Мультфильм своими руками» Выполнили: воспитатель Гойдина Е.С., дети, родители, музыкальный руководитель. 2015 Вид проекта: творческий, групповой. Паспорт проекта: Продолжительность:

Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение о проекте «Книжная страна»

Перспективный план работы по самообразованию в старшей группе. Подготовила: Зеленина Е.К. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную

Проект средней группы в рамках «Недели книги». Воспитатели: Андрианова В. А. Можарина Н. Ф. Длительность проекта: 1 неделя Цель и задачи проекта: - введение в практику разнообразных форм и методов работы

Проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Музыкальный руководитель: Орлова К.С. Воспитатели группы 7: Белякова Е.В., Тягунова Е.А. Воспитатели группы 2: Тюнина Л.А., Романова Н.П. Проблемный вопрос:

Гацелюк Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ 17 Повышение качества чтения и формирование читательской самостоятельности младшего школьника в рамках ФГОС НОО В связи с изменением социально-экономической

Проект «Мои любимые писатели». «Дайте нашим детям книги, И вы дадите им крылья» Е. Лепман Автор проекта: Уткина Светлана Николаевна (воспитатель) Продолжительность проекта: одна неделя (16.03.2015-20.03.2015)

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ Елена Гринбаум Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенные трансформации

Рабочая программа кружка «В гостях у книги» Пояснительная записка. Данная рабочая программа по кружку во 2 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.:

Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы

Пояснительная записка Кружок любителей творческой литературы «Айар кут» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 2» Принято Педагогическим советом школы Протокол от 30.08.206 г. Утверждено Приказ 250 от 3.08.206

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чесноковой Ирины Ивановны,первой категории по внеурочной деятельности Кружок «Внеклассное чтение» 1 класс Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год Санкт Петербург Пояснительная

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт-Петербурга РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол

Пояснительная записка Программа кружка «В мире прекрасного» относится к программам художественноэстетической направленности. Данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 56 «Северяночка» ПРОЕКТ «Мир сказок» Воспитатель: Абумуслимова Р.Б. Нижневартовск 1 Содержание I. Введение..3 2. Актуальность проекта...3

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

Календарно-тематическое планирование уроков по внеклассному чтению 2 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с программой «Литературное чтение» для 2 класса (авторы: Л.Ф. Климанова,

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ» ПРОЕКТ «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» Проектирование информационной среды ПРОЕКТ «Активизация познавательной деятельности младших школьников на

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа» Программа кружка по внеурочной деятельности научно-познавательного направления В гостях у сказки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребѐнка детский сад 50 «Светофорик» города Невинномысска. Творческий проект в подготовительной группе 6 Тема «Великий сказочник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Аксарихинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:

Руководителем ШМО

классных руководителей

Э.Г. Борох

«__»__________2016 г.

Согласовано:

Зам. Директора по УВР

А.В. Портнова

«__»______________2016г.

Утверждаю:

Директор школы

Т.В. Дорохина

Приказ № _____

«__»___________2016Гг.


Рабочая программа по ВД для учащихся 1 класса

«Школа вежливых наук»

Составитель:

Бурлакова Евгения Алексеевна

Учитель начальных классов

п. Восточный 2016

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

Программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

    обучить навыкам общения и сотрудничества;

    сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

    развивать коммуникативные умения в процессе общения;

    ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Общая характеристика курса

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность (честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Методические приемы программы:

Чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

Проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

Проведение развивающих и словесных игр;

Рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

Проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

Программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др.

Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.

При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания.

Формы организации внеурочной деятельности:

    Ролевые игры;

    Беседы, викторины;

    Коллективные творческие дела;

    Смотры-конкурсы, выставки;

    Тренинги общения;

    Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

    Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

3. Место кружка в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.

Программа адресована учащимся 1 классов и рассчитана на - 33 часа в год.

4.Требования к результатам освоения обучающимися

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

    самоопределение

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

    установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

    понимание и сохранение учебной задачи

    адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

    осуществление пошагового и итогового контроля

    различие способа и результата действия

Познавательные УУД

    включение в творческую деятельность учащихся

    установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

    осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

    адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

    умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

    сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

    Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

    Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

    сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны з нать:

1.Отличие понятий «этика» и «этикет».

2.Правила вежливости и красивых манер.

3.Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1.Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2.Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3.Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4.Быть доброжелательными.

5.Соблюдать заповеди.

6.Сострадать животным, не обижать их.

7.Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8.Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9.Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

5.Содержание программы.

1 класс

Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)

Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Культура принятия пищи.

Раздел 2. Правила общения (10 часов)

Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Какие бывают поступки? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Я среди людей.

Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)

Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи).

Раздел 4. Культура внешнего вида (5 часов)

Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Домашняя одежда (викторина). Правила ухода за одеждой. Культура одежды. Язык красок.

Раздел 5. Внешкольный этикет (8 часов)

Простые правила этикета. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год. Итоговый тест.

6.Тематическое планирование по курсу

1 класс

Тема

Кол. часов

Теория

Практические

занятия

Школьный этикет.

Правила общения.

О трудолюбии.

Культура внешнего вида.

Внешкольный этикет.

Итого:

7.Учебно методическое и материально – техническое

обеспечение внеурочной деятельности.

Программно - нормативное обеспечение:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего утверждённый приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

Методические пособия:

Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. - М.: Школа-Пресс,

Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс. -Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”.

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.\

Пр иложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1 : диагностика нравственной самооценки .

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Приложение 2

Методика №2: Диагностика этики поведения .

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям .

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".

Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

Г) Позову на помощь взрослых.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Г) Помирюсь с ним.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНДРОПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМЕНИ Ю.В. АНДРОПОВА»

С. СОЛУНО - ДМИТРИЕВСКОЕ

Утверждено методическим советом

Протокол №6 от 24.05.2013

Директор школы________Т. Н. Токарева

ПРОГРАММА

кружка общекультурного направления

«Волшебный мир театра»

Возраст детей: 6,6 - 15 лет

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

имени Ю.В. Андропова

Год разработки - 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Практическая значимость программы в том, что во время занятий театральным искусством у учащихся активизируется мышление, познавательный интерес, пробуждается любовь к родному слову, развивается фантазия, воображение, дети учатся сопереживанию и сочувствию.

Программа «Волшебный мир театра» модифицированная, имеет общекультурную направленность.

Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3. Формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающими основные чувства.

6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  1. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  2. Развивать чувство ритма и координацию движения.
  3. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  4. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре.

Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ».
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

Программа «Волшебный мир театра» составлена на основе программы «Мир фантазий", автора Ворониной Марины Михайловны, учителя начальных классов. В данную программу внесены следующие изменения: изменена структура, внесены изменения в содержание и тематический план, в перечень оборудования, необходимого для реализации программы, дополнен список литературы, изменены ожидаемые результаты. Данная программа рассчитана на учащихся 6,5 - 15 летнего возраста и учитывает психолого - физиологические особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональную отзывчивость, склонность к сочинительству, фантазированию, способность к перевоплощению в игровой деятельности.

Данная программа состоит из четырёх разделов, органически связанных друг с другом, рассчитана на 12 часов из расчета 2 часа в неделю. Продолжительность 1-го занятия - 40 минут. Наполняемость групп - 15 человек. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.

Ожидаемые результаты

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

Эта программа ориентирована на достижение результатов первого и второго уровней (на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, формирующая ценностное отношение к социальной реальности.)

Тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

Сроки выпол

нения

Раздел 1. Культура и техника речи (3 часа)

Игры-превращения, образные упражнения

Скороговорки, чистоговорки. Работа над артикуляцией.Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

Учимся говорить красиво.

Итого

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Итого

Раздел 3. История театра (3часа)

Виды театров. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями

Искусство грима и макияжа. Театральный костюм.

Изготовление карнавальных масок.

Итого

Раздел 4. Театральная игра (3часа)

Знакомство со сценарием сказки «Битый небитого везёт» Распределение ролей

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Выступление со спектаклем

Итого

Раздел 1. Культура и техника речи (3 часа)

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть.

Голос - одежда нашей речи. В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Формы - этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера(где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

Раздел 2. Ритмопластика (3 часа)

«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы - театрализованные упражнения перед зеркалом, различные конкурсы.

Раздел 3. История театра (3 часа)

Раздел «История театра» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел 4. Театральная игра (3 часа)

«Театральная игра» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

1.Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

2.Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

3.Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

4. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

5.Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

6.Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.

7.Повторное обращение к тексту пьесы.

8.Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Методическое обеспечение программы:

Основные формы работы - это групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли и праздники.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Методы:

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Репродуктивный;

Проблемно-поисковый.

Перечень дидактических материалов:

Набор декораций;

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:

Компьютер;

Магнитофон;

Диски с записью сказок и постановок;

Диски с музыкой (классической и детской);

Список литературы, используемой педагогом для разработки программы и реализации образовательного процесса:

1.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 - М.: Школьная пресса, 2000.

2.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 - Москва, «Школьная пресса», 2000

3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка».

4.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». - М.: Просвещение, 1994.

5.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». - М.: АРКТИ, 1997

6.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа,1993

7.Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.

8.Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 128 с.

1.Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001

2.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа,1993

3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. - 208 с.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. -168 с.

6.Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. - М.: Сфера. - 1998. - 576 с.

7.Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. - 160 с.

8. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. - Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. - 208 с.

9.Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144 с.

10. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. - 144 с.

11.Рылеева Е.В. Вместе веселее! - Игры и рабочие материалы - М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. - 144с.