Самостоятельная работа по литературе для начальных классов «Смысловое чтение. Самостоятельная работа по литературе с методическими рекомендациями

ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Аристова М.А.

М.: 2016. - 288 с.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса. В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания "Проверь себя" (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий. Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика 7
Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе 15
Что такое «Кодификатор элементов содержания» 15
Как повторять теоретико-литературные понятия 17
Проверь себя 33
Как повторять литературные произведения 46
Проверь себя 63
Подготовка к заданиям с развернутым ответом 85
Критерии оценки: за что снижают баллы 85
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16 91
Проверь себя ПО
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3 121
Классификация речевых ошибок 133
Задания 140
Проверь себя 210
Обобщающие задания 210
Вариант 1 210
Вариант 2 218
Краткий словарь литературоведческих терминов 226
Ответы 258
Приложения 267
Приложение 1 267
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений
для проведения единого государственного экзамена по литературе 267
Приложение 2 282
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом 282

«Тяжело в учении - легко в бою». Кому не знакома эта крылатая фраза легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова? Мы часто используем ее в самых разных жизненных обстоятельствах, когда нужно подготовить себя к каким-то серьезным испытаниям, настроиться на тяжелую, но необходимую работу, которая должна обеспечить будущий успех. «Золотые слова» великого военного стратега вполне подходят не только для «курса начинающего бойца», но и для тех, кто готовится «вступить в сражение» с таким еще мало знакомым противником, как ЕГЭ.
Может быть, кому-то использованная мною метафора покажется некорректной: ведь ЕГЭ - это всего лишь новая форма экзамена, а значит, незачем планировать некие «военные действия», а надо только хорошо подготовиться к нему и спокойно идти сдавать. Все это так, но неслучайно в обществе часто слышны протесты против введения ЕГЭ, многие говорят о трудности или непродуманности заданий, а выпускники и их родители порой на самом деле считают, что, идя на ЕГЭ, они вступают в неравную схватку с коварным и опасным врагом. Вопрос только в том, кто же этот страшный противник, которого так опасаются некоторые из вас? Попробуем разобраться.

1. Дайте определение понятиям: традиция, новаторство

1) А.С.Пушкин 2)У. Шекспир 3) Д.И.Фонвизин 4) Н.М.Карамзин 5) М.Ю.Лермонтов 6) Н.В.Гоголь 7) И.С.Тургенев 8) Н.С Лесков 9) М.Горький 10) А.И.Куприн 11) А. Сент-Экзюпери 12) А.П.Платонов 13) А.Т.Твардовский 14) В.М.Шукшин 15) А.С.Грин

А)» Алые паруса» б) «Дядя Ермолай» в) «Макар Чудра» г) Сонет д) «Недоросль» е) «В прекрасном и яростном мире» ж) «Мцыри» з) «Станционный смотритель» и) «Василий Теркин» к) «Бирюк» л) «Человек на часах» м) «Портрет» н) «Бедная Лиза» о) «Гамбринус» п) «Маленький принц»

3. Из какого произведения эти герои?

1) Игорь 2) Митрофан 3) Фома 4) Сашка 5) летчик 6) Салтан 7) ростовщик 8) Постников 9) Лойко Зобар 10) Мальцев 11) Эразм 12) рыцарь на золотом коне 13) разбойники

4. Соотнесите определения литературных направлений и направления

1) Классицизм 2) романтизм в) реализм г) сентиментализм

А) литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, единство времени, места, действия, деление героев на положительных и отрицательных, деление литературы на строго определенные жанры произведений

а) высокие — ода, героическая поэма, трагедия
б) низкие жанры — комедия, сатира, басни, мир стихотворения, роман.

Б) (от французского «чувство) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Пейзаж — не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной. Основные жанры: 1. Письма 2. Путешествия 3. Мемуары 4. Повести 5. Элегия 6. Романы

В) правдивое изображение реальной действительности.

Г) литературное направление конца 18 – начала 19 века, характерно двоемирие, герой одинок, мечтает вырваться из этого мира, но судьба часто заканчивается трагически.

5. О каком герое идет речь?

1) Пострадал от природного явления.

2) Проявил свой талант, играя на любом музыкальном инструменте

3) Был убит отцом девушки, в которую был влюблен

4) Человек искусства, пострадавший от зависти.

5) Мальчик, мечтающий о родине.

6) Человек, живущий по правилам, принятым во время правления Петра 1.

7) Часовой, бросивший пост ради спасения жизни человека.

8) Герой, который сбежал из плена, погубил войско, но был встречен с радостью

9) Молодой человек, лишивший бедную девушку счастья и жизни.

6. В каких произведениях действие происходит в этих местах?

1) в Петербурге 2) в Толубеевском депо 3) на разных планетах 4) в Восточном Ливане (пустыня) 5) в порту 6) на берегу моря 7) на Кавказе 8) в имении Простаковых 9) в Москве

7. Определите жанр произведения, найдите соответствие

1) эпическое произведение, которое изображает одно событие из жизни героя.

2) Один из видов лироэпического рода. Крупное стихотворное стихотворение с лирическим или эпическим сюжетом.

3) Средний жанр эпоса, показана история человеческой жизни на протяжении небольшого периода.

4) Стихотворение, состоящее из 14 строк.

5 ) Небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи, имеющее ритм и рифму.

6) Ж анр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы .

7) Жанр фольклора, рассказывающий о невероятной, но поучительной истории.

А) народная сказка Б) рассказ В) сонет Г) комедия Д) Стихотворение

Е) повесть Ж) поэма

8. Назовите писателя, опираясь на его характеристику.

1) Писатель, имеющий псевдоним, настоящая фамилия Пешков, родился в Нижнем Новгороде, на берегу Волги.

2) Стихи писать начал рано, еще не зная всех букв алфавита, прошел всю войну, был спецкорреспондентом военной газеты.

3) Многое пришлось пережить: с 14 лет пришлось идти работать, видеть близких, умирающих от голода, похоронить любимого сына, побывать на войне …

4) Его профессия – летчик, хотя очень любил рисовать, с детства он мечтал покорить мир, не раз бывал в трудных ситуациях, но выходил из них, а однажды вернуться не удалось.

5) Был авантюристом, путешественником, поэтом, воином, книжником, аристократом, больше всего любил бывать в Африке.

6) Его перу принадлежит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

7) Героями его произведений почти всегда были крестьяне, которых он показал с разных сторон: одни – смирились со своим положением, другие – боролись с несправедливостью.

8) Его называют «солнцем русской поэзии»

9. Определите название литературного понятия.

1 . Роды литературы. 2. Самое главное в индивидуальности литературного героя. 3. Последовательность событий. 4. Герой лирического произведения. 5. Построение произведения. 6. Описание природы. 7. Вид произведения. 8. Он рассказывает о героях и событиях. 9. Рассказ о жизни святого человека. 10. Скрытое сравнение. 11. Речь одного человека. 12. Изобразительное средство, помогающее неживой предмет увидеть живым. 13. Чрезмерное преувеличение. 14. Род литературы, предназначенный для постановки на сцене.

10. Ответьте на вопросы:

1). Кого называли недорослями в XVIII в.?

а) безграмотных, недоучившихся дворян

б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу

в) вообще невежественных людей из разных сословий

г) подростков

А) народ б) Никона в) Нестора г) князя Владимира

3). К какому жанру относится произведение «Мцыри»?

А) баллада Б) притча В) поэма – исповедь Г) рассказ

4) . Чем в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» является повторяющееся слово «переправа»

А) сравнение Б) рефрен В) анафора Г) метафора

5). Отметить тему поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:

А. Весёлые и героические случаи из фронтовой жизни Василия Тёркина.

Б. Трагическая сущность войны и стойкость русского солдата.

В. Трудности фронтовой жизни.

6). Кто изобрел грамоту?

7). Идея «Слова о полку Игореве»

8). Какому великому российскому полководцу Г.Р.Державин посвятил стихотворение «Снегирь»?

9) . Что обозначает понятие «маленький человек» Приведите примеры героев, которых можно так назвать.

10). Что значит «Духовная литература».

11. Кому принадлежат эти предметы?

1) кафтан 2) ландыши 3) гармонь 4) скрипка 5) портрет 6) картинки о блудном сыне

Ответы:

  1. Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; установившийся порядок в поведении, в быту.

Новаторство – творческое развитие традиции

2. 1з, 2г, 3д, 4н, 5ж, 6м, 7к, 8л, 9в, 10о, 11п, 12е, 13и, 14б, 15а

3. 1 «Слово о полку…» 2) Недоросль 3) бирюк 4) Гамбринус 5) Маленький принц 6) Сказка о царе Салтане 7) Портрет 8) Человек на часах 9) Макар Чудра 10) В прекрасном и … 11) Бедная Лиза 12) Золотой рыцарь 13) Братья разбойники

4. 1)а, 2г, 3в, 4б

5. 1) Мальцев 2) Сашка 3) Зобар 4) Чартков 5) Мцыри 6) Стародум 7) Постников 8) Игорь 9) Эраст

6. 1) Человек на часах, Портрет 2) В прекрасном и … 3) Маленький принц 4) Золотой рыцарь 5) Гамбринус 6) Макар Чудра 7) Мцыри 8) Недоросль 9) Бедная Лиза

7. 1б, 2ж, 3е, 4в, 5д, 6г, 7а

8. 1) Горький 2) Твардовский 3) Куприн 4) Экзюпери 5) Гумилев 6) Гоголь 7) Тургенев 8) Пушкин

9. 1) эпос, лирика, драма 2) характер 3) сюжет 4) лирический герой 5) композиция 6) пейзаж 7) жанр 8) повествователь 9) житие 10) метафора 11) монолог 12) олицетворение 13) гипербола 14) драма

10. 1) 2) б 3) в 4) б 5) б 6) Кирилл и Мефодий 7) Объединение 8) Суворову 9) низкое социальное положение, незаконное угнетение теми, кто выше; нищета; трагическая судьба; нежная, любящая, сострадательная душа; способность оказывать робкий и слабый протест; мечта о человеческом счастье 10) книги о Боге, человеке, мире

11. 1) Митрофану 2) Лизе 3) Теркину 4) Сашке 5) Чарткову 6) Самсону Вырину

Перечень самостоятельных работ по литературе для 1 курса.

1. Реферат по теме: «История развития литературного языка».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю.(по выбору)

3. Рефераты по теме: «Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева»,

4. «Жизнь и творчество А.А.Фета».

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору)

6. Чтение романа «Обломов».

7.Реферат по теме: «Роман Гончарова И.А. «Обломов» как социально─ психологический и философский роман».

8.Составление хронологической таблицы «Биография Островского А.Н.»

9. Реферат по теме: «Творческая история драмы «Гроза».

10. Чтение пьесы «Гроза».

11. Составление сравнительной характеристики образов Дикого и Кабановой.

12. Составление образа Катерины.

13. Подготовка к сочинению по темам:

«Кто виноват в гибели Катерины?», «Представители «темного царства», «Образ Катерины в драме», «Быт и нравы города Калинова», «Катерина и «темное царство».

14. Просмотр фильма «Гроза».

15. Составление хронологической таблицы «Биография Чернышевского Н.Г.»

16. Чтение романа «Что делать?».

17. Реферат по теме: «Роман «Что делать?» Чернышевского Н.Г., его социально - политическая и философская характеристика, проблематика и идейное содержание».

18. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

19. Чтение романа «Отцы и дети».

20. Просмотр фильма «Отцы и дети».

21. Подготовка к сочинению по темам: «Образ Базарова», «Тема «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети», «Базаров и Аркадий в романе» и т.д.

22. Чтение романа «Накануне».

23. Чтение романа «Дворянское гнездо».

24. Реферат по теме: «Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».

25. Чтение романа «Преступление и наказание».

26. Чтение романа «Идиот».

27. Реферат по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

28. Просмотр фильма «Преступление и наказание».

29. Подготовка к сочинению по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

30. Реферат по теме: «История создания романа «Война и мир».

31. Реферат по теме: «Образ Андрея Болконского».

32. Реферат по теме: «Образ Пьера Безухова».

33. Реферат по теме: «Образ Наташи Ростовой».

34. Подготовка к сочинению по темам: «Путь исканий Андрея Болконского», «Женские образы в романе» и т.д.

35. Просмотр фильма «Война и мир».

36. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина».

37. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина.

38. Чтение романа «История одного города».

39. Подготовка к сочинению по темам: «Смешное и грустное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Временное и вечное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова – Щедрина М.Е.» и т.д.

40. Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

41. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова».

42. Чтение рассказа «Ионыч».

43. Чтение пьесы «Вишневый сад».

44. Реферат по теме: «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

45. Подготовка к сочинению по теме: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе»,

46. «Путь от Старцева к Ионычу».

Перечень самостоятельных работ по литературе для 2 курса.

1. Реферат «Литература ХХ века».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

3. Реферат по теме: «Серебряный век».

4. Реферат по теме: «Акмеизм».

5. Реферат «Символизм».

6. Реферат «Футуризм».

7. Реферат по теме «Творчество Н.С.Гумилева».

8. Реферат по теме «Творчество В.Хлебникова».

9. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

10. Чтение поэмы «Двенадцать».

11. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Блока».

12. Чтение произведений А.И.Куприна «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

13. Реферат по теме: «Творчество Куприна А.И.»

14. Реферат по теме «Жизнь и творчество Бунина И.А.»

15. Чтение произведений «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные аллеи».

16. Чтение произведений «Старуха Изергиль», «На дне».

17. Подготовка к сочинению по теме: «Судьба обитателей «дна».

18. Реферат по теме: «Романтические рассказы Горького М.», «Жизнь и творчество М.Горького».

19. Чтение произведений Аверченко А.

20. Реферат по теме: «Литература 20-х годов».

21. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

22. Подготовка к сочинению по теме: «Тема Родины в лирике Маяковского».

23. Реферат по теме: Любовная лирика Маяковского».

24. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

25. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Есенина».

26. Подготовка к сочинению.

27. Чтение произведений «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

28. Просмотр фильмов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

29. Реферат по теме «Творчество Шолохова М.А.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛОГОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

по организации самостоятельных работ

по предмету ОУД.оБ.О1 Русский язык и литература. Часть 1 литература

35.02.03. Технология деревообработки

43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии общепрофессиональных, специальных дисциплин и дипломного проектирования по специальностям 35.02.03. Технология деревообработки 43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Протокол № 7 от 31.03.2016 г.

Объем самостоятельной работы по дисциплине/ ОУД.оБ.О1 Русский язык и литература. Часть 1 литература составляет 27 часов (как в учебном плане).

Перечень самостоятельных работ соответствует содержанию программы. Самостоятельная работа студентов повышает интеллектуальный уровень обучающихся, формирует умение самостоятельно находить нужную информацию, систематизировать, обобщать, что необходимо для профессиональной подготовки будущего специалиста. Навыки исследовательской работы помогут студентам на старших курсах при выполнении и оформлении курсовых и дипломных проектов.

Смирнова Людмила Викторовна преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»

Корнева Елена Борисовна преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»

Рецензент: кандидат философских наук, доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации ВоГУ Рублева Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ 4

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 6

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7

Описание самостоятельных работ 20

Приложение 1 27

Приложение 2 28

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации самостоятельных работ по ОУД.оБ.О1 Русский язык и литература. Часть 1 литература для студентов специальности 35.02.03. Технология деревообработки, 43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства, по оказанию методической помощи при подготовке и оформлении самостоятельных работ.

В данных методических рекомендациях приведена методика по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам раздела, формы контроля самостоятельной работы и рекомендуемая литература.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу преподаватель использует дифференцированный подход на индивидуальном уровне к студентам. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально по группам обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Перед выполнением студентом внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов использованы: оценка результатов выполнения проверочных работ, защита реферата, устный опрос, письменная проверка.

С целью получения высоких результатов использованы следующие виды заданий, которые дадут полноценный результат: самостоятельная работа с книгой, журналом, газетой; подготовка сообщений, докладов, рефератов.

При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы на теоретические вопросы даются устно (слабоуспевающим студентам можно дать ответить на контрольные вопросы письменно для того, чтобы лучше запомнить теоретический материал).

Изучая теоретическое обоснование, студент должен знать, что основной целью изучения теории является умение применять ее при выполнении письменных заданий.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.

При отсутствии студента по неуважительной причине выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

    Оценка «5» ставится: самостоятельная работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, выполнена без ошибок, самостоятельно; оформлена аккуратно.

    Оценка «4» ставится: самостоятельная работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки; работа оформлена аккуратно.

    Оценка «3» ставится: самостоятельная работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки; по оформлению работы имеются замечания.

    Оценка «2» ставится: обучающийся не подготовился к самостоятельной работе, допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема программы

Форма задания

Количество часов

Конспект

И.А. Гончаров «Обломов

Письменное сообщение

Реферат

Доклад

Чтение наизусть

Доклад письменный

Раздел 2. Литература 20 века

Чтение и пересказ текстов

Реферат

Чтение и пересказ текстов

Реферат

Доклад

Сообщение

В. Набоков «Машенька»

Чтение и пересказ текстов

У. Эко. «Имя Розы»

Рецензия

    Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).10 класс. - М., 2014.

    Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

    Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. - М., 2014.

    Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих. - М., 2014.

    Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.

    Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. - М., 2014.

    Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.

    Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014.

предназначены, по оказанию методической помощи студентам при подготовке и оформлении самостоятельной работы во внеурочное время.

Учебно-методические указания предусматривают следующие виды работ: рефераты, письменные и устные доклады, сообщения, рецензии, чтение и пересказ художественных текстов, написание конспектов.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

    название доклада;

    сообщение основной идеи;

    современную оценку предмета изложения;

    краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

    интересную для слушателей форму изложения;

    акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Письменный доклад оформляется в соответствии с требованиями к реферату.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения научного результата (например, «Роль глаголов прошедшего времени в произведениях А.П. Чехова…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать

основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

    фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

    суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

    мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего.

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста/плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

    Вызывает ли мое выступление интерес?

    Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

    Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

    Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Особое место занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Письменное сообщение оформляется в соответствии с требованиями к реферату.

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

    титульный лист (Приложение 1);

    введение;

    основная часть;

    заключение;

    список использованных источников (Приложение 2);

    приложения (при необходимости).

Примерный объем реферата представлен в таблице.

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Без ограничений

Во введении дается общая характеристика реферата:

    обосновывается актуальность выбранной темы;

    определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

    описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

    кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.)

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

    на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;

    размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный;

    междустрочный интервал – одинарный;

    поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см,

нижнего-2см;

    отформатировано по ширине листа;

    на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

    в конце работы необходимо указать источники использованной литературы;

    нумерация страниц текста – внизу страницы посередине.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

    законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

    специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

    периодические издания;

    интернет-источники.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к промежуточной аттестации по данной дисциплине.

Алгоритм составления конспекта:

· Определите цель составления конспекта.

· Читая изучаемый материал, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

· Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

· Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

· В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

· Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

· Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

· Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

· Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Правила конспектирования:

Для грамотного написания конспекта необходимо:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания.
2. На полях тетради отчёркивания, например, вертикальные.
3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.

1. Внимательно подумайте, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха и события описываются в книге? Правильно ли, с исторической точки зрения, изображаются события и исторические деятели?

2. Постарайтесь самостоятельно ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу.

3. Если не можете этого сделать, внимательно прочитайте предисловие к книге или рецензию на нее и найдите ответ.

5. Каково ваше личное мнение о книге? Понравилась ли она? Чем особенно? Каковы ее художественные достоинства?

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры первой половины 19 века

Экскурс в историко-культурный процесс 18-19 веков

Цель – работа над обобщающим материалом статей энциклопедического характера (на выбор студента) и составление на его основе конспекта.

Обучающийся должен знать: содержание статьи.

Должен уметь: составлять конспект.

Алгоритм работы:

1.Изучить выбранную статью.

2. Составить конспект.

Методические указания:

1) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по конспектированию текста.

2) Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Вопросы для самоконтроля:

      О чем статья?

      Какой период в развитии литературы называют «Золотым веком»?

      Имена каких поэтов Золотого века вам известны?

Форма контроля:

Проверка тетрадей.

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века

И.А. Гончаров «Обломов»

Цель: Познакомиться с романом И.А. Гончарова «Обломов».

Обучающийся должен знать:

Должен уметь: письменно дать сравнительную характеристику героев.

Алгоритм работы:

    Подготовить сообщение в тетради «Сравнительная характеристика героев».

Вопросы для самоконтроля:

2. Какие качества объединяют героев?

Форма контроля:

Проверка письменных сообщений в тетрадях.

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»

Цель: Познакомиться с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Обучающийся должен знать: содержание романа, главных героев романа.

Должен уметь: письменно ответить на проблемный вопрос .

Алгоритм работы:

    Подготовить реферат на одну из предложенных тем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите всех героев романа.

2. Какие политические события отражены в романе?

Форма контроля:

Проверка рефератов

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века

Художественный мир произведений Н.С. Лескова

Цель: Ознакомиться с основными темами в творчестве Н.С. Лескова, ответить на проблемный вопрос.

Обучающийся должен знать: содержание романа, основные темы произведения.

Должен уметь: дать ответ на проблемный вопрос (каждому студенту вопрос в индивидуальном порядке).

Понятия: проблемный вопрос.

Алгоритм работы:

    Подготовить доклад.

Вопросы для самоконтроля:

    Как раскрывает писатель основные темы?

Форма контроля:

Проверка устных докладов.

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.3. Поэзия второй половины 19 века

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Цель : чтение наизусть.

Обучающийся должен знать

Должен уметь:

Понятия: тема, идея, строфа, рифма.

Алгоритм работы:

2. Выучить отрывок из поэмы наизусть.

Вопросы для самоконтроля:

Форма контроля:

Проверка чтения наизусть.

Раздел 1. Русская литература 19 века

Тема 1.3. Поэзия второй половины 19 века

Жизнь поэзии А.К. Толстого в музыкальном искусстве

Цель : чтение наизусть, воспроизведение и прослушивание музыкальных произведений.

Обучающийся должен знать : общие выразительные средства музыки и поэзии.

Должен уметь:

Понятия: тема, идея, строфа, рифма.

Алгоритм работы:

1. Подобрать стихотворения А.К. Толстого, положенные на музыку

4. Подготовить доклад на одну из предложенных тем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните понятие идея лирического произведения.

2. Перечислите основные пункты анализа стихотворения.

Форма контроля:

Проверка докладов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века

Зарубежная литература: М.Метерлинк, Ш.Бодлер, А.Рэмбо

Цель

Обучающийся должен знать : содержание М.Метерлинка «Синяя птица», Ш.Бодлер «Стихотворения в прозе», символизм поэзии А.Рэмбо.

Должен уметь: определять тему лирического произведения, идею, построение, язык поэзии.

Понятия: тема, идея, строфа, рифма.

Алгоритм работы:

1. Подобрать стихотворения А.Рэмбо и Ш.Бодлера

2. Проанализировать стихотворения.

3. Подготовить пересказ отрывков из пьесы М.Метерлинка «Синяя птица».

Вопросы для самоконтроля:

1. Объяснить понятие французского символизма.

2. Перечислите основные пункты анализа стихотворения.

Форма контроля:

Проверка знания текстов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.3. Особенности развития литературы 1930-1940-х годов

Внимание к исторической теме в произведениях: А.Н. Толстого, М. Шолохова, И.Бабеля

Цель: Ознакомиться с темой войны в произведениях, ответить на проблемные вопросы.

Обучающийся должен знать:

Должен уметь

Понятия : проблемный вопрос.

Алгоритм работы:

2.Подготовить реферат.

Методические указания:

Вопросы для самоконтроля:

1. Как раскрывают писатели тему войны?

2. Каково значение данной темы в произведениях?

Форма контроля:

Проверка рефератов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.3. Особенности развития литературы 1930-1940-х годов

Сатирическое обличение нового быта: М.Зощенко, И.Ильф, Е. Петров

Цель : выразительное чтение и пересказ отрывков.

Обучающийся должен знать : содержание М. Зощенко «Зойкина квартира», «Аристократка», «Стакан» и др., И.Ильф и Е.Петров «Золотой теленок», «12 стульев» (на выбор)

Должен уметь: определять жанр и проблематику сатирического произведения

Понятия: тема, сатира, юмор, пародия.

Алгоритм работы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Объяснить понятие сатира.

Форма контроля:

Проверка знания текстов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.4. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Проза Великой Отечественной войны

Цель: Ознакомиться с темой войны в произведениях периода Великой Отечественной войны и первых лет после ее окончания (К. Симонов, М. Шолохов, В. Некрасова), ответить на проблемные вопросы.

Обучающийся должен знать: содержание произведений, основные темы произведений.

Должен уметь : дать ответы на проблемные вопросы.

Понятия : проблемный вопрос.

Алгоритм работы:

1. Изучить материал произведений и исторической эпохи по теме.

2.Подготовить реферат.

Методические указания:

Вопросы для самоконтроля:

2. Каково значение данных тем в произведениях?

Форма контроля:

Проверка рефератов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.5. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

А. Твардовский «Поэзия как служение и дар»

Цель : чтение наизусть.

Обучающийся должен знать : схему анализа стихотворения.

Должен уметь: определять тему лирического произведения, идею, построение, язык поэзии, выразительные средства.

Понятия: тема, идея, строфа, рифма.

Алгоритм работы:

1. Повторить схему анализа стихотворения.

2. Выучить наизусть.

3. подобрать информацию о биографии поэта.

4. Систематизировать знания о поэзии и поэте

6. Составить доклад.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните понятие идея лирического произведения.

2. Перечислите основные пункты анализа стихотворения.

Форма контроля:

Проверка докладов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.5. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев

Цель : чтение и пересказ текстов Э.Хэмингуэй «Старик и море», Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей», Ю. Гроссман «Жизнь и судьба».

Обучающийся должен знать : общие направления в литературе периода.

Должен уметь: определять тему произведения и авторский метод.

Понятия: художественный метод, художественное направление.

Алгоритм работы:

2. Ознакомиться с исторической эпохой, политическими настроениями и литературными течениями этого периода.

4. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните понятие художественный метод.

2. Что можно назвать авангардным в литературе периода.

Форма контроля:

Проверка сообщений.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.6. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

В. Набоков «Машенька»

Цель : выразительное чтение и пересказ отрывков.

Обучающийся должен знать : содержание В. Набоков «Машенька», исторические события, влияющие на творческий процесс

Должен уметь: определять жанр и проблематику произведения

Понятия: эпос, лирика.

Алгоритм работы:

2. Проанализировать и выбрать отрывки для пересказа.

3. Подготовить пересказ отрывков.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объяснить понятие вторая волна эмиграции.

Форма контроля:

Проверка знания текстов.

Раздел 2. Литература 20 века

Тема 2.7. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

У. Эко. «Имя Розы»

Цель: Ознакомиться со смешением идеологических и эстетических представлений периода, прочитать текст и подготовиться к пересказу отрывков.

Обучающийся должен знать: содержание произведения, основные темы произведения, биографию автора и его место в современной мировой литературе.

Должен уметь : дать ответы на проблемные вопросы.

Понятия : проблемный вопрос.

Алгоритм работы:

    Изучить материал произведений и исторической эпохи по теме.

    Подготовить рецензию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие темы выбирают писатели в этот период?

2. Представителем какой литературы является У.Эко?

Форма контроля:

Проверка рецензий.

Приложение 1

Пример оформления титульного листа доклада

(реферата, проекта)

Приложение 2

Пример оформления списка литературы

в конце реферата (доклада)

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - М.: Инфра, 2005.

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. - М.: Высшая школа, 2005. - Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. - М, 2000. - Гл. 13. - С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. - Версия 2.0. - М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Единый портал Интернет–тестирования в сфере образования. Методическая поддержка. Модели ПИМ [Режим доступа] URL: http://fepo.i-exam.ru/node/155 (дата обращения 30.09.2014)