Василий теркин картины фронтовой жизни. А.Т

Открытый урок в 8 классе.

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт на войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.


  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)

  2. Сообщение темы и целей урока .

  3. Работа по теме.
Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны, самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах «Переправа», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще»), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) «Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка «У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

- Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:


  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?

  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?

  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?

  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?
Ребята 4 группы, оцените работу 5 группы

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?


  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?

  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?

  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?

  • Домашнее задание.
Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.

19. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» в контексте литературы военных лет. Тема человека на войне. Образ Василия Теркина. Художественное своеобразие поэмы. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
В “Стране Муравии” , “Василии Теркине” созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: “Уберите эту бабу, Я солдат еще живой” В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори. Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) : Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме “Василий Теркин” находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть. В главе “От автора” изображается процесс “мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин назван автором “святым и грешным русским чудо-человеком” . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с “любого места” .
Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца” . Слово “книга” в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет “серьезный, достоверный, безусловный” , - говорит Твардовский. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г. Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946г.), и высокую оценку современников.

Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.

Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» - это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:

...На войне под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.

Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.

Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.

Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.

Как солдат жил на войне?

В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.

На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.

В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:

…Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой…

Тёркин осматривает:

…Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, пошли…

Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.

Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.

В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.

(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).

Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».

Что там, на том берегу?

…Люди, тёплые живые,

Шли на дно, на дно, на дно…

Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец - «в каждой роте был такой»:

– Разрешите доложить.

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим...

Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.

Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.

В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.

Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:

…И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь…

Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.

Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером -хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.

Здесь подчёркивается смысл происходящего - понятие общего родства.

И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...

В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.

В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень - нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.

Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.

Герой? Не думал он об этом, просто защищался.

Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.

В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного - и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.

Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.

Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.

Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та — Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю».

Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы — «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы.

Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату:

Спит — хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…

Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины:

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела — грудь на грудь,

Драка — значит, драка.

И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.

Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком:

Вновь достань листок письма,

Перечти сначала.

Пусть в землянке полутьма.

Ну-ка, где она сама То письмо писала?

При каком на этот раз Примостилась свете?

То ли спали в этот час,

То ль мешали дети.

То ль болела голова Тяжко, не впервые,

Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?..

Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты:

Мать святой извечной силы,

Из безвестных матерей,

Что в труде неизносимы И в любой беде своей;

Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд,

И растят в любви бессонной,

И теряют нас, солдат;

И живут, и рук не сложат,

Не сомкнут своих очей.

Коль нужны еще, быть может,

Внукам вместо сыновей.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,