Классный час - викторина "наша родина - россия". Читают Стихи Олейник Денис и Кудрявцев Саша

Викторина о Родине

(для детей начальной школы)

Задачи:

1) Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о нашем крае;

2) Развивать познавательный интерес у детей;

3) Развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи.

Организационный момент:

Воспитатель: В начале мероприятия нам нужно пригласить команды учеников (сформированные заранее по 3 ученика от класса) занять свои столы. (3 команды)

Воспитатель: Мы приглашаем жюри занять свои места.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Дети: Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый .

Дети: Людей, живущих вместе и говорящих на одном языке зовут одним словом - Народ. То место, где живет Народ, зовется Родиной. Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия!

Дети: Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля,
Это русское раздолье, это русская земля!
Вижу горы - исполины, вижу реки и моря,
Это русские картины, это Родина моя!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья,
Это русская сторонка, это Родина моя!
Воспитатель: Сегодня наша викторина посвящена нашей родине, России!

Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется?

Дети: Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: Назовите столицу России. (Москва)

Воспитатель: Кто является президентом России? (Дмитрий Анатольевич Медведев)

Воспитатель: Совершенно верно. А теперь вам предлагается следующее задание: каждой команде раздаются карандаши трех цветов (красный, синий, белый), так же раздаются листы бумаги, на которых нужно нарисовать Флаг Р.Ф. (собираются работы отдаются на проверку жюри.)

Воспитатель: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белая, посередине синяя, снизу красная. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Кроме флага у нашего государства есть герб. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Задание: «Собери Герб»

Ребятам раздается разрезанный на части (пазлы) герб, задача детей сложить герб.

Воспитатель: Гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора А.Александрова, слова Сергея Михалкова. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России. При исполнении гимна все граждане нашей страны должны встать.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Воспитатель: Есть большая родина, и есть малая родина. Наша большая родина это Россия, а малая родина это то место, где ты родился.

Дети: Я счастлив, что в городе этом родился,
Что с ним я судьбою навек породнился,
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Мой город - Столица Сибирского края!

Воспитатель: У каждого государства есть свои символы, по которым можно узнать страну, например, если говорят статуя свободы, понимается, что говорится об Америке, Эйфелева башня – говорят о Франции.

Воспитатель: Назовите самую популярную в мире русскую игрушку, которую как увидят, сразу говорят - Россия.

(МАТРЕШКА)

Воспитатель: Назовите самое любимое угощение во время древнерусского праздника Масленица. (БЛИНЫ)

Воспитатель: Назовите самого первого в истории человечества русского космонавта.

(Юр. Ал. Гагарин)

Воспитатель: Назовите спортсменов России.

Воспитатель: Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

Воспитатель: Теперь давайте поговорим о русской природе.

1)Назовите самого хитрого зверя в Русских народных сказках. (ЛИСА)

А каких животных, которые живут в России вы еще знаете? (называем по очереди)

2) Назовите самое большое животное- грызуна в России. (Бобр)

Я загадываю командам загадки, а они должны их отгадать, жюри мне помогут, кто из участников команды первым поднимет руку, у того и спросим ответ!

3)Отгадайте, о каких птицах, живущих в России и Сибири говорится:

  • Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(ДЯТЕЛ)

  • Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(СОРОКА)

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(СНЕГИРЬ)

А теперь загадки про деревья и ягоды:

1)Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Это самое распространенное дерево в России.

(ЛИСТВЕННИЦА, 45 % леса)

2)Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(БЕРЕЗА)

3)Весной зеленела,

Летом загорела,

Красные кораллы

Осенью надела.

(РЯБИНА)

4)А эта ягодка растет в Новосибирской области и не только!

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(ЧЕРНИКА)

5)Эта ягодка растет на болотах, красного цвета? Что это за ягодка? (клюква)

6)А что, растет на наших полях? Какие зерновые культуры? (пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, горох, подсолнух, кукуруза)

7) Из каких зернышек пекут хлеб? (пшеница, рожь)

8)Какой главный овощ выращивают в Сибири, из него можно приготовить вкусное пюре, сварить в «мундире», запечь и еще много вкусных блюд. (Картофель)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о своей Родине, и если вы будете интересоваться, и внимательно слушать своих учителей и воспитателей на занятиях узнаете еще больше.

Воспитатель: И мы бы хотели закончить мероприятие стихотворением о родных местах:

Дети: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
Воспитатель: Молодцы Ребята!

Ну а теперь попросим жюри подвести итоги нашей викторины

Награждение грамотами и сладкими призами.


  1. Объясните происхождение слова «деревня».(Слово «деревня» происходит от слова «дерн», который снимали при подсечном земледелии,)
  2. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги? (Шкурки куницы-куны, шкурки белки- веверицы. Кунами также назывались у славян деньги вообще, а веверицы- самая мелкая денежная единица Древней Руси.)
  3. Каких трех русских богатырей на своей картине изобразил В.М.Васнецов? Как называется эта картина? (На картине «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  4. Как произошло название города Минск? (Минск раньше назывался Менекс или Меньск. Как полагают исследователи, название города произошло от названия небольшой речки Менки или Мени.)
  5. Кому принадлежат крылатые слова «Кто с мечом к нам придет- от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля»? (Александру Невскому.)
  6. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан был неграмотным.)
  7. Откуда произошло название города Мытищи? («Мытом» в древности называли торговую пошлину, которую купец при въезде в княжество платил за право вести торговлю. Так появилось название города Мытищи, расположенного некогда на границе Московского княжества.)
  8. Какие горы в нашей стране назывались в старину «каменным поясом», а в Западной Европе- «поясом мира»?(Уральские горы.)
  9. Объясните происхождение слова «рубль». («Рубль» происходит от слова «рубить». В древности денежные слитки- «гривны»- рубили пополам, получая таким образом новые монеты- рубли.)
  10. Когда появилось выражение « битый час»? (После 1404 года, когда в Москве были установлены первые часы и время стало отбиваться в колокол, выражение «битый час» показывало, что прошло действительно много времени- целый час. До этого время определяли по солнцу, на глазок.)
  11. В каком году был заложен каменный Московский Кремль? И почему Москву называли белокаменной? (В 1367 году Кремль был обнесен стеной из белого камня, с тех пор в течение многих столетий за Москвой сохранилось название- Москва белокаменная.)
  12. Кто отлил знаменитую Царь-пушку? (Знаменитый литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Отлил пушку весом в 40 тонн, длиной более 5 метров, калибром 89 сантиметров. Пушка украшена орнаментом с изображением растений и животных, а также с изображением русского царя на коне. Отсюда и ее название Царь-пушка.)
  13. Где находится самый старый в Москве памятник? (Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится на Красной площади.)
  14. Откуда произошло выражение «у черта на куличках» ? (Кулички или Кулишки- отдаленный район старой Москвы.)
  15. Когда, где и по чьей инициативе была создана первая в России Академия художеств? (1757 году в Петербурге по инициативе М.В.Ломоносова.)
  16. Когда, где и чьей инициативе был основан первый в России университет? (1775 году в Москве по инициативе М.В.Ломоносова был университет, который находился вначале на Красной площади, на месте, где сейчас находится здание исторического музея. Там располагались факультеты- философский, юридический, медицинский.)
  17. Как называли в Древней Руси рабов? Кто мог стать рабом? (Холопы. В холопы попадали военнопленные, а также беднейшие крестьяне, продававшие себя феодалам в рабство. Холопом становился и тот, кто женился на холопке.)
  18. Объясните выражение «мелкая сошка». (В Древней Руси налоги взимали «с сохи», то есть чем больше было земли, тем он был влиятельнее, и наоборот. Поэтому о малоземельном человеке говорили «мелкая сошка».)
  19. Что такое кунсткамера? (Первый в России музей, основанный Петром Великим в 1714 году.)

Викторина ко Дню России для школьников «Моя любимая Россия»

Полякова Елена Григорьевна – педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Цель: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
Задачи:
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 3 - 4 классов, посвящённую празднованию Дня России. Викторина будет полезна руководителям летних оздоровительных лагерей, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Форма: викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.
Предварительная подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России;
- проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки;
- разучивание гимна России.

Ход викторины

Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, его тематику, делит учащихся на 2 команды, предлагает придумать командам название, озвучивает условия викторины (на ответ дается около 5 секунд, за каждый ответ начисляется 1 балл, побеждает та команда, которая набрала наибольшее число баллов). Итоги каждого конкурса жюри озвучивает, в конце подводится общий итог. Жюри представляется и может состоять из педагогов, вожатых и самих школьников.

Ведущий-ученик:
У меня есть Родина - Россия.
Это - счастье, это - жизнь моя,
Это - моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба
И лесов немереная ширь.
Это – поле золотого хлеба
И народ мой – добрый богатырь.

Только - только ты встаёшь на ножки,
Ты в начале долгого пути,
Ты пойдёшь сначала по дорожке,
По дороге будешь ты идти.
Педагог: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.
Важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия), до этого, с 1922 года страна называлась СССР – Союз Советских Социалистических республик. Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть День независимости, затем День России.
Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.
Ведущий-ученик: Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
(Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)


Ведущий-ученик: Объявляется 2-й конкурс «Знаешь ли ты гимн России?»
(Командам поочерёдно, в порядке жеребьёвки, предлагается прочитать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев - всего с припевом четверостиший- 4, каждому по 2. Если текст воспроизводится неточно, другая команда может поправить и получить дополнительный балл. После прочтения каждого куплета, его текст появляется на экране.)
Педагог: Наша викторина, это, конечно, не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак, начнём:


Ведущий-ученик: Объявляется 3-й конкурс «Умелый дизайнер»
(На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его проект на магнитной доске. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.)
Примерные образцы коллажей:
Православные храмы России


Родной край


Традиции народа бережно храним


Россия - Родина моя


Педагог: Во время выполнения коллажа прозвучит песня «Я люблю тебя, Россия»
музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.


Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная,
Вольной волей дорога.


Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка,
Синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!


Педагог: Ребята, а кто может назвать исполнителя только что прозвучавшей песни о России? (ответы). Да, это великая русская певица, всегда воспевавшая нашу Родину, Людмила Зыкина. Вы подготовили проекты будущих коллажей, которые мы обязательно реализуем на бумаге в ближайшее время.
Ведущий-ученик: Объявляется 4-й конкурс «Повторение-мать учения»
(Представители команд вытаскивают карточки и поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).


Вопросы:
1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
2. Самый главный город каждой страны? (Столица)
3. Общее название всякого населения страны? (Народ)
4. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
5. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
7. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)
8. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
9. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
10. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)
11. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)
12. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)
13. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
15. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
16. Когда отмечается День России? (12 июня)
Ведущий-ученик: Объявляется 5-й блиц-конкурс «Самый быстрый»
(Задаётся вопрос. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Оценка-1 балл)
Вопросы:
1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)
3. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
4. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
6. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
7. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
8. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)
Педагог: Ребята, а кто может ответить на вопрос с какого события начался этот праздник?
(Ответ: в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
А теперь жюри подводит итоги, а пока оно работает, не будем тратить времени даром.
Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость.
Ведущий-ученик: Объявляется внеконкурсное задание «Пословица к слову молвится».
(Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу)
Слова:
Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)
Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)
Время-час (Делу время - потехе час)
Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
Лес-щепки (Лес рубят-щепки летят)
Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)
Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)
Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь предоставляем слово жюри.
(Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам)
Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!


Ведущий-ученик:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)

(Мероприятие закончено, участники расходятся по звуки песни «Россия-мы дети твои»)
Музыка В. Осошник, слова Н. Осошник

Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И в первых словах навсегда остаётся
Земля, где я вырос Россия моя.

И космоса даль,
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.

Припев:
Россия, мы дети твои!
Россия – на зелени травах роса.
Россия, мы дети твои!
Россия и солнца лучи в небесах.

Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети, Россия!
А значит, мы победим.
Припев

Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.
Припев

Уважаемые коллеги и гости портала, я благодарю вас за внимание!
С уважением, Елена Григорьевна.

Оксана Руднева
Игра - Викторина Тема: «Россия - Родина моя».

Цель : обобщить и закрепить знания о нашей стране – России ; государственных символах; столице нашей Родины ; об истории древней Руси; о быте наших предков. Продолжать формировать и развивать патриотические чувства. Воспитывать у детей гордость, любовь к своей Отчизне.

Оборудование и материалы : барабан с шарами (лототрон) ; специально подготовленная электронная презентация по вопросам викторины ; музыкальный видео клип «Наша Родина » ; медали для награждения; воздушные шары трех цветов (красные, синие, белые) . Мультимедийная установка или компьютер для демонстрации презентаций и клипов. Музыкальное произведение в исполнении оркестра «Степь, да степь кругом…» .

(минусовка) .

Ход занятия.

Зал специально подготовлен для игры – викторины : места для двух команд, место для жюри, экран для мультимедиа, Мультимедийная установка. Барабан, с пронумерованными шарами.

Звучит русская народная мелодия. Ведущий предлагает детям проходить в зал и занимать свободные места.

Ребята, вы наверно обратили внимание на то, что сегодня у нас занятие будет проходить немого не обычно. Во – первых вы заняли места на стульчиках, кому где нравится, и у нас образовались две команды. Сегодня викторина – соревнование . Две команды : команда синих шаров и команда красных шаров, будут отвечать на вопросы. Чья команда больше ответить правильных вопросов, тот и победитель в нашей игре.

И так правила игры : каждый член команды (по очереди, выходит и крутит лототрон и достает шарик. На шаре имеется номер. Этот номер вопроса. Я, ведущий зачитываю вопрос, команда совещается и дает ответ на заданный вопрос. Если ответ правильный, то шар засчитывается команде. Если нет, то возвращается в барабан лототрон.

Правильность ответов и подсчет баллов будет осуществлять уважаемое жюри. Идет представление.

А сейчас проведем жеребьевку. Вызывают по одному из членов команд. Тот ребенок, который вытянет шарик с наибольшим числом, та команда отвечает на вопрос викторины первой .

А теперь давайте узнаем тему нашей игры. Послушайте стихотворение и определите, чему будет посвящена наша игра .

Ведущий читает :

Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достояние на все времена.

От южный морей до полярного края

Раскинулись наши поля и леса.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная страна! С. Михалков

Правильно ребята, мы будем с вами сегодня говорить и отвечать на вопросы на тему России , нашей с вами Родины , об истории нашего Отечества.

Вопрос 1. Как называется наша страна, в которой мы с вами проживаем?

Ответ : Наша страна называется – Россия . И еще имеет официальное полное название Российская Федерация .

Вопрос 2. Что такое столица? Назовите главный город нашей страны.

Ответ : Столица – это главный город любой страны. Столица нашей Родины – город Москва .

Вопрос 3. Перед вами расположены флаги различных государств. Определить флаг России . Что означают эти три цвета.

Ответ : На флаге России три цвета : белый, красный, синий. Его иначе еще называют – триколор.

Вопрос 4. Перед вами расположены гербы различные. Определить среди них герб нашей страны. Рассказать, что это за всадник на белом коне.

Ответ : Это не просто всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. У него в руках серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей символ зла.

Вопрос 5. Как называется главная, торжественная песня страны? Что надо делать, когда она звучит?

Ответ : главная песня страны называется гимном. Он звучит только в очень торжественных моментах, надо вставать, а мужчины должны еще снимать головные уборы.

Вопрос 6. Внимание на экран. Перед вами карта с городами : Москва, Владимир, Кострома, Углич и т. д. – это карта схема. Как еще модно сказать про эти города с другими словами и почему?

Ответ : Эти города, если их соединить образуют кольцо (круг) и называется «Золотое кольцо России » . А называют их так, они очень красивые, древние, много памятников.

Вопрос 7. Перед вами фотографии : 1. Долина гейзеров на Камчатке. 2. Озеро Байкал. 3. Петергоф – летняя резиденция царя Петра 1. 4. Природный памятник «Столбы выветривания в республике Коми» . 5. Собор Василия Блаженного в Москве. 6. Мамаев курган и статуя Родины – матери в Волгограде. 7. Гора Эльбрус. Что это за фотографии, о чем они вам рассказывают, что больше всего нравится.

Ответ : Фотографии это «Семь чудес России » .

Вопрос 8. Кто такие славяне? Как они потом стали называться и почему?

Ответ : Славяне это наши предки, которые жили очень давно в Древней Руси. Потом славяне стали называться «руссами» или «росами» . Как считают ученые, это название произошло от реки Россь . От названия этого племени и произошли наименования Россия и «русские» .

Физкультминутка.

Ветер веет над полями.

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой) .

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх) .

Ветер пыль над полем носит.

Накланяются колосья –

Вправо – влево, взад – вперед,

А потом наоборот. (Наклоны влево - вправо, назад- вперед) .

Мы, взбираемся на холм. (Ходьба на месте) .

Там немного отдохнем. (Дети садятся) .

Вопрос 9. Почему раньше на Руси жилые поселки и города в основном строили на берегах рек больших и малых?

Ответ : Потому, что раньше были дремучие, не проходимые леса и дороги строить было очень трудно. А река служила как и дорога, летом по воде на лодках, а зимой по льду на конях, также источником пропитания (рыба) .

Вопрос 10. Что такое кремль? Он существует только в Москве л есть в других города? Каких?

Ответ : Кремль – это крепость. Она служила для укрытия мирного населения от врагов на Древней Руси. Кремли – крепости есть почти во всех древних городах России .

Вопрос 11. Как назывался жилой поселок на Руси, состоящий из деревянных домов. Почему?

Ответ : Жилой поселок из деревянных домов назывался – деревня. Так как дома деревянные.

Вопрос 12. Как называется дом, построенный из круглых деревянных бревен?

Ответ : Дом, построенный из круглых, деревянных бревен называется – избой.

Вопрос 13. Что в избе, наши предки славяне считали главным? Почему?

Ответ : Главной в избе была – печь, она топилась дровами, в ней готовили кушать и ей обогревали всю избу.

Вопрос 14. А какие кушанья готовили и в чем?

Ответ : Готовили различные похлебки, уху. Также парили репу с медом, горох с луком. А готовили в горшках, их потом еще называли чугунами.

Вопрос 15. Назвать пословицы и поговорки о родной стране.

Ответ :

Нет земли краше, чем сторонка наша.

Всякому мила своя сторона.

Русское раздолье 0 человеку приволье.

Родина любимая , что мать родимая .

Береги землю любимую, как мать родимую .

Жить – Родине служить .

Вопрос 16. Какие пословицы вы знаете о столице нашей Родины Москве ?

Ответ :

Москва – сердце России .

Москва – мать городов русских.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой – столицей весь народ гордиться.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Вы просто все молодцы! Вопросы викторины на этом закончены . И я предлагаю вам полюбоваться красотой нашей Родины , красотой родного края, необъятными просторами России… (просмотр музыкального видео клипа «Наша Россия » , слова и музыка К. Дерр, песня «Россия » ). По окончании просмотра ведущий читает :

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины

Это Родина моя !

А теперь настал момент подвести итоги нашей игры – викторины . Подсчитать количество шаров, сколько какая команда заработала. Приглашают по одному человеку из команды, они подсчитывают. Определяется победитель.

Ведущий :

Поздравляю, вас ребята, с победами в викторине и желаю вам дальше интересоваться историей нашей страны, ведь мы соприкоснулись сегодня только с небольшой частичкой знаний истории нашего Отечества. И в качестве поощрительного приза вам дарим воздушные шары. Обратите внимания, каких они цветов (синего, красного, белого) о чем вам эти цвета напоминают? Это цвета нашего Российского флага .

Звучит музыка «Вижу русское раздолье» - дети разбирают шары.

Примечание : каждый вопрос и ответ сопровождается кадрами презентации.

Викторина

«Наша Родина – Россия»

Старшая группа

подготовила воспитатель

Шакирова Анна Шаибовна

г. Тольятти

Программное содержание:

    закрепить знания детей о государственных символах России;

    воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

    расширять представления о природе России;

    развивать умение отгадывать кроссворды;

    развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    развивать познавательные интересы;

    воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

    создать радостное и веселое настроение у детей.

Предварительная работа .

Чтение рассказов М.Пришвина «Лесные гости»; рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме.

Словарная работа.

Россия, герб, гимн, булава, скипетр.

Материал.

Карты, гербы, флаги, мозаика.

Методические приемы.

Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация (рассматривание); игровой – д/и, практический – выполнение заданий.

Звучит музыка «Гимн» А. Александров.

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

С. Комратова

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Давайте проверим наши знания о России.

1 конкурс . Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

2 конкурс. «Государственные символы».

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) «Гимн» А. Александров.

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг. Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Найдите российский герб среди других стран. Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

3 конкурс. «Города России».

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей: Москва, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Саранск, Тюмень, Ханты-Мансийск и т.п.). А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать достопримечательность какого города там изображена. (Кремль).

4 конкурс. « Кроссворд «Реки России».

Следующий конкурс – кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны. На нашем кроссворде есть подсказки.

1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева.)

2. Название этой реки одинаково с названием города столицы. (Москва – река.)

3. Эта река созвучна женскому имени. (Лена.)

5 конкурс. «Народы России».

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Л. Мартьянова

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

6 конкурс. « Главные праздники России».

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта…

А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

Музыка, флаги, шары и цветы,

Столько весенней вокруг красоты!

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник… (Весны и труда).

Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

7 конкурс. « Флора и фауна родного края».

Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши, бурундуки и т.п.)

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

Викторину закончить пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих водной стране.

ПРИЛОЖЕНИЕ