Не стреляйте в белых лебедей жанр произведения. «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои
Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.
Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.
Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).
Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.
Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.
Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.
Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.
Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».
Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.
Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).
Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.
Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?
Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».
Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».
Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.
Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.
В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.
Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.
— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.
Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».
Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…
Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.
Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.
Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».
В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.
Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).
Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »
Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.
Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.
Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.
В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.
Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».
Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.
Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.
Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.
Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.
Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».
Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»
Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».
Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.
Вопросы и задания для учащихся:
1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»
Поставь оценку статье
Жителя поселка Егора Полушкина прозвали «бедоносцем», и даже его жена Харитина называла его так. В этот поселок Полушкиных переманила сестра Харитины - Марьица. Когда-то здесь были бескрайние леса, а сейчас только одна единственная роща осталась у Черного пруда, она-то и стала заповедной зоной. К ней даже приставили лесника Федора Бурьянова - двоюродного брата Полушкина и мужа Марьицы. С тех пор он стал самым уважаемым человеком в округе. С помощью золотых рук брата Егора он соорудил себе резные хоромы, а старую хату отдал семье Полушкина.
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей». Васильев
Егор в своем родном колхозе был на хорошем счету, а тут сразу все не заладилось, потому что хитрить не умел и работал медленно, но с душой. Работать он стал в плотницкой бригаде, где из-за своей медлительности сорвал план. Потом он был разнорабочим и как-то раз рыл траншею для канализационной трубы. Чтобы не повредить муравейник, он свою траншею пустил в обход. Ну не сообразил он, что криво трубу класть никто не будет. Потом Егор стал работать на лодочной станции, возившей на отдых туристов в заповедник, но и тут он надолго не задержался, и опять из-за муравейника, который пьяные туристы сожгли бензином у него на глазах.
Краткое содержание: «Не стреляйте в белых лебедей». Продолжение сюжета
А тут еще серьезные проблемы у Бурьянова начались, начальство потребовало у него акты на порубку леса для его дома, которых не было. Новый главный лесничий Чувалов заставил заплатить за бревна. Федор расставаться с деньгами не решался. Поэтому искал другие способы, чтобы нажиться. Полушкин был одной из тех жертв, которую выбрал коварный родственник. Дальше краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» закручивается с интригой.
После череды попаданий на деньги совсем потерялся по жизни бедный Егор, у него даже дружки появились - Черепок и Филя, которые научили его шабашить и людей обманывать.
Однажды он вместе с Чуваловым и учительницей Ноной Юрьевной отправился в заповедник на Главный лесничий уже был знаком с коварными планами Бурьянова. А сам Федор Ипатович, когда узнал об их походе, еще больше злобы затаил на Полушкина, подумав, что тот на его место метит.
Во время похода Чувалов увидел, как Полушкин по-хозяйски с природой обращается, тогда он и решил поставить Егора на место Бурьянова.
Лебеди
Как-то раз пригласили Егора на Всесоюзное собрание лесников в Москву, откуда он вернулся с парой живых лебедей, приобретенных за деньги, которые ему дали односельчане на всякие покупки.
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» заканчивается тем, что вечером следующего дня Полушкина нашли окровавленного, он полз к своему дому. Следователю он так и не выдал тех, кого он видел на пруду. А узнал он там и своих дружков, и своего брата Федора, который потом пришел просить у него прощения в больницу, и тот простил его, конечно, потому что сердце у него было доброе, и он был не злопамятным.
1001 идея интересного занятия с детьми
«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»
Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.
Место проведения: класс.
«Учитель!»
Чтобы с гордостью произносить это слово,
надо пройти долгий и трудный путь.
Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:
«Судьба человека в условиях тоталитарного режима».
1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.
Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.
«Не стреляйте белых лебедей» -
с тревогой о природе и человеке».
Песня «Как прекрасен этот мир».
Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».
Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.
«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.
Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)
Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.
Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.
«Не стреляйте в белых лебедей» - замечательный рассказ Б.Л. Васильева, поднимающий вопрос отношений человека и природы. Произведение написано автором в 1973 году, но, к сожалению, актуально и в наши дни.
Главным героем рассказа является Полушкин – простой работящий человек с добрым характером. В деревне, где он живет, люди не воспринимают его всерьез и посмеиваются, а жена называет бесполезным в домашних делах. Только Колька, сын Полушкина, очень любит и уважает своего отца. Мальчик по характеру очень похож на него, поэтому также часто становится объектом насмешек и испытывает обиды.
Полушкину не удается надолго задерживаться на разных работах, но однажды он устраивается лесником, и это дело увлекает его. Герой с полной ответственностью подходит к выполнению своих обязанностей, охраняет лес, что в итоге приводит к тому, что его убивают браконьеры.
Мне кажется, что произведение является очень грустным и тяжелым, заставляя о многом задуматься. Несправедливо страдает в рассказе главный герой, олицетворяющий доброту и наивность. Книга выражает реалии современной жизни, ведь жестокость к животным и всей природе, неуважение общества к наивным добрым людям давно стало неприятной нормой.
Я считаю, что автор показал борьбу двух явлений: добра и зла, выраженных в том, что один герой способен купить лебедей, а другой – без сострадания убить прекрасных птиц. Книга помогает понять, что именно отдельные люди способны не только спасти природу, но и погубить ее.
Несколько интересных сочинений
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Тарас Бульба
Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры.
- Анализ рассказа Никита Платонова
Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.
- Анализ рассказа Женский разговор Распутина
Произведение относится к философской лирической прозе писателя и рассматривает взаимоотношения разных поколений с точки зрения человеческих моральных ценностей в отношении роли женщины в современном мире.
Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить.
Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.
Роман «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев написал в 1973 году. Центральной темой произведения является тема человек и природа. Роман относится к произведениям деревенской прозы.
В романе природа является не просто фоном событий, но и отдельным героем повествования: через пейзажи, описания природных явлений передается общее настроение эпизодов, подчеркиваются чувства героев.
Главные герои
Егор Савельич Полушкин – плотник, любил природу и бережно к ней относился; часто попадал в неприятности и получил прозвище «бедоносец» (хотя был назван в честь Георгия Победоносца). У него было двое детей – Колька и маленькая Оля.
Бурьянов Федор Ипатыч – свояк Егора, женат на сестре Харитины Марье, лесник в охранном массиве при Черном озере
Колька – мальчик 10-ти лет, сын Полушкина, «чистоглазый мужичок» , любил природу, читать книги.
Другие персонажи
Юрий Петрович Чувалов – новый лесничий, уважал Полушкина, влюбился в Нонну Юрьевну.
Нонна Юрьевна – девушка 23-х лет, учительница Кольки, влюбилась в Чувалова.
Харитина Макаровна – жена Егора, мать Кольки и маленькой Оли.
Яков Прокопыч – начальник Полушкина на лодочной станции.
Филька, Череп – мужчины, с которыми Егор пил и шабашил.
От автора
«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь». Егор всегда оставался самим собой, поступал «как велела совесть» .
Глава 1
«Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем» . Все в поселке над ними насмехались. Федор Ипатыч, свояк Егора, был лесником и постоянно пользовался своим положением. Бурьянов осуждал и наставлял Егора.
Когда Полушкины переехали в город, Бурьянов отдал им свой старый дом, хотя и предварительно вывез пол и бревна из погреба. За это Егор возвел свояку пятистенный дом из клейменых бревен с резным петухом-флюгером.
Глава 2
Сын Егора и Харитины Колька был очень простодушным, во все верил, поэтому над ним, как и над отцом, часто насмехались. Мальчик хорошо ориентировался в лесу, умел утихомиривать злых собак.
Глава 3
«Не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа». Пока работал у Бурьянова все шло хорошо – тот его не торопил. Но в плотницких бригадах нужно было делать не качественно, а быстро, поэтому он нигде долго не продержался.
Егор устроился лодочником на лодочную станцию к Якову Прокопычу. Полушкин должен был ухаживать за лодками и пристанью, перевозить туристов.
Глава 4
Федора Ипатыча вызвал в область новый лесничий: возмущался, почему лес неустроенный и нет актов на порубку. Из области Бурьянов привез подарки, Кольке подарил компас.
На лодочной станции Егор трудился, как мог. Единственный раз он рассердил начальника: когда вместо номеров на лодке нарисовал птиц, зверей и цветы.
Глава 5
Приехали первые туристы. Их на лодке отвезли рыбачить Егор с Колькой. Недалеко от полянки, где туристы остановились, был большой муравейник. Приезжие сожгли его: «Человек – царь природы» . Егору и Кольке было жалко муравьев.
Туристы напоили Егора, начали над ним насмехаться, заставили танцевать. Колька со слезами на глазах просил прекратить. Туристы подначили Егора ударить сына. Пьяный Полушкин впервые ударил Кольку, и тот молча ушел.
Туристы сказали Егору уходить. Он все никак не мог отплыть, перевернул лодку. Таща перевернутую лодку на веревке, Егор потерял мотор.
Главы 6– 7
При первой же встрече новый лесничий спросил, во сколько обошелся Федору Ипатычу новый дом, подытожив, что это «дело уголовное» . Чтобы все уладить за деньги, Бурьянов начал искать способы заработать: за 30 рублей отвез туристов рыбачить в заповедное место.
Колька не хотел возвращаться домой и ночевал у учительницы Нонны Юрьевны.
За утерянный мотор Егору нужно было заплатить 300 рублей. Полушкин заколол кабанчика и повез его на рынок.
Глава 8
Полушкин побаивался базара, поэтому его легко обманули: купили свинью за 200 рублей, хотя она стоила 400.
Глава 9
Не удалось Егору заработать и на липовом лыке – пока он думал, другие уже ободрали деревья.
Глава 10
Полушкин, не видя никаких путей заработка, начал выпивать. У него появились друзья, с которыми он пил, – Филя и Черепок. Егор научился «шабашить» .
Харитина устроилась судомойкой в столовку. Иногда Егор тайно брал ее деньги.
Как-то, Вовка, двоюродный брат Кольки, пытался утопить щенка. Чтобы спасти животное, Колька обменял щенка на компас.
Глава 11
Нонна Юрьевна получала собственное жилье, но помещение было в аварийном состоянии. Егор согласился ей все отремонтировать.
Глава 12
«Федор Ипатович со всеми долгами расплатился, все справочки раздобыл» и поехал к новому лесничему Чувалову. Юрий Петрович оставил папку с его документами у себя: слишком Бурьянов не нравился Чувалову.
Глава 13
Когда Егор с Колькой ремонтировали жилище Нонны Юрьевны, к ним зашел приехавший в поселок Чувалов.
Глава 14
Сидя с Егором за столом, Чувалов его внимательно слушал, называя Полушкина по имени-отчеству.
На Черное озеро Чувалов взял с собой Егора, Кольку и Нонну Юрьевну.
Глава 15
По дороге к озеру под руководством Чувалова Колька вел «перепись зверья» .
Глава 16
Рано утром Егор у реки видел, любуясь, как Нонна Юрьевна купается голышом.
Вечером у костра Егор рассказал, что в старину Черное озеро называлось Лебяжьим. Пока остальные пошли обходить озеро, Егор выстрогал топором из липы фигуру тонкой гибкой женщины.
Глава 17
Узнав, что Полушкин с новым лесником пошли в лес, Бурьянов решил, что Егор метит на его место.
Глава 18
Юрий Петрович предложил Егору место лесника вместо Бурьянова. Егор согласился.
«Егор упоенно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой» , ощущал себя счастливым. Как-то Полушкин увидел, что Филя и Черепок срубили дерево без разрешения и потребовал отдать топоры. Возмущенный Филя пригрозил ему.
Глава 19
Нонна Юрьевна уехала в Ленинград, чтобы снова увидеться с Чуваловым. После проведенной ночи Юрий Петрович сказал, что женат. Девушка тут же собралась и ушла.
Два года назад Чувалов женился на практикантке из Москвы Марине. Через три дня после свадьбы она уехала в Москву и пропала. Чувалов переживал, что у нее ребенок от него.
После случившегося Нонна Юрьевна уехала из поселка. Пытавшийся ее найти Чувалов поделился своей историей с Егором.
Через неделю Полушкина пригласили на Всесоюзное совещание в Москву.
Глава 20
Приехав в Москву, Полушкин, вспоминая рассказ Чувалова, разыскал Марину. Она была уже замужем и сказала, что ее ребенок не от Чувалова.
В министерстве Егора попросили сказать речь. Полушкин говорил о Черном озере, о том, что надо, чтобы такие озера «обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными» . «Никакой человек не царь ей, природе-то. <…> Сын он ее, старший сыночек».
На деньги людей поселка Егор купил в зоопарке две пары лебедей.
Глава 21
Федора Ипатыча трижды вызывали к следователю: «видать дом отберут» .
Полушкин устроил птиц на Черном озере. В одну из дождливых осенних ночей приболевший Егор услышал удары на Черном озере и немедленно поспешил туда. Те самые туристы убили и варили в кастрюле лебедей. Полушкин потребовал их документы. Туристы сильно избили Егора и бросили.
Нашли Полушкина на следующий день, очнулся он уже в больнице. К Егору пришел Бурьянов просить прощения: среди браконьеров был и Федор Ипатыч. Полушкин никого не выдал и простил свояка. «Егор перешагнул боль, печаль и тоску» и умер.
От автора
У Федора Ипатыча отобрали дом, он уехал с семьей.
Чувалов женился на Нонне Юрьевне. Последи их квартиры стоит вытесанная Егором из липы белая дева.
«А Черное озеро так и осталось Черным. Должно быть, теперь уж до Кольки».
Заключение
Изображая двух героев, Егора и Федора Ипатыча, автор показывает два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный. Полушкин считает, что все вокруг нужно беречь, приумножать, он любит и ценит каждое дерево, каждого муравья. Бурьянов же только пользуется дарами природы, ему все равно, что будет после него.
Роман «Не стреляйте белых лебедей» был экранизирован в 1980 году (режиссер Р. Нахапетов).
Краткий пересказ «Не стреляйте в белых лебедей» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской литературой.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 283.