Не стреляйте в белых лебедей жанр произведения. «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.

Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.

Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).

Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».

Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.

Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).

Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.

Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».

Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.

Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».

В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).

Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »

Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.

Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.

Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.

Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.

Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.

Вопросы и задания для учащихся:

1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»

Поставь оценку статье

Жителя поселка Егора Полушкина прозвали «бедоносцем», и даже его жена Харитина называла его так. В этот поселок Полушкиных переманила сестра Харитины - Марьица. Когда-то здесь были бескрайние леса, а сейчас только одна единственная роща осталась у Черного пруда, она-то и стала заповедной зоной. К ней даже приставили лесника Федора Бурьянова - двоюродного брата Полушкина и мужа Марьицы. С тех пор он стал самым уважаемым человеком в округе. С помощью золотых рук брата Егора он соорудил себе резные хоромы, а старую хату отдал семье Полушкина.

Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей». Васильев

Егор в своем родном колхозе был на хорошем счету, а тут сразу все не заладилось, потому что хитрить не умел и работал медленно, но с душой. Работать он стал в плотницкой бригаде, где из-за своей медлительности сорвал план. Потом он был разнорабочим и как-то раз рыл траншею для канализационной трубы. Чтобы не повредить муравейник, он свою траншею пустил в обход. Ну не сообразил он, что криво трубу класть никто не будет. Потом Егор стал работать на лодочной станции, возившей на отдых туристов в заповедник, но и тут он надолго не задержался, и опять из-за муравейника, который пьяные туристы сожгли бензином у него на глазах.

Краткое содержание: «Не стреляйте в белых лебедей». Продолжение сюжета

А тут еще серьезные проблемы у Бурьянова начались, начальство потребовало у него акты на порубку леса для его дома, которых не было. Новый главный лесничий Чувалов заставил заплатить за бревна. Федор расставаться с деньгами не решался. Поэтому искал другие способы, чтобы нажиться. Полушкин был одной из тех жертв, которую выбрал коварный родственник. Дальше краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» закручивается с интригой.

После череды попаданий на деньги совсем потерялся по жизни бедный Егор, у него даже дружки появились - Черепок и Филя, которые научили его шабашить и людей обманывать.

Однажды он вместе с Чуваловым и учительницей Ноной Юрьевной отправился в заповедник на Главный лесничий уже был знаком с коварными планами Бурьянова. А сам Федор Ипатович, когда узнал об их походе, еще больше злобы затаил на Полушкина, подумав, что тот на его место метит.

Во время похода Чувалов увидел, как Полушкин по-хозяйски с природой обращается, тогда он и решил поставить Егора на место Бурьянова.

Лебеди

Как-то раз пригласили Егора на Всесоюзное собрание лесников в Москву, откуда он вернулся с парой живых лебедей, приобретенных за деньги, которые ему дали односельчане на всякие покупки.

Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» заканчивается тем, что вечером следующего дня Полушкина нашли окровавленного, он полз к своему дому. Следователю он так и не выдал тех, кого он видел на пруду. А узнал он там и своих дружков, и своего брата Федора, который потом пришел просить у него прощения в больницу, и тот простил его, конечно, потому что сердце у него было доброе, и он был не злопамятным.

1001 идея интересного занятия с детьми

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»

Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.

Место проведения: класс.

«Учитель!»

Чтобы с гордостью произносить это слово,

надо пройти долгий и трудный путь.

Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:

    «Судьба человека в условиях тоталитарного режима».

Б. Васильев «Завтра была война», В. Быков «Облава», А. Приставкин «Кукушата», «ночевала тучка золотая», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей».2. «Человек на войне».Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В. Быков «Альпийская баллада»3. «Мой ровесник в современном мире»Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна», А. Арканов «Девочка выздоровела»4. «Экология и мы»Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», «Жила-была Клавочка».Проект урокаТип урока: комбинированный Метод ведения урока: исследовательский, проблемный Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Место в учебном плане: текущий (включен в календарно-тематическое планирование по литературе – внеклассное чтение) Цели урока: образовательные: показать антропоцентризм в отношениях человека с природой; варварский характер природоиспользования. Дать учащимся возможность понять на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне пагубность потребительского отношения к природе, которое может привести к гибели всего живого, показать предчувствие писателя, предвидящего катастрофу; обратить внимание учащихся на то, что эта тема стала актуальной и в поэзии, и в прозе.Развивающие:формировать познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.Воспитательные: развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской речи).Оборудование: рисунки учащихся с изображением природы, стихи, музыка. Конспект урока

1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

«Не стреляйте белых лебедей» -

с тревогой о природе и человеке».

    Песня «Как прекрасен этот мир».

Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром и тем самым подрубает в себе корни чисто человеческие. А это очень опасно, очень страшно для человека. Нельзя быть равнодушным к природе.. Это так же невозможно, как невозможно не любить книгу, как невозможно пройти мимо плачущего ребенка или смеяться над чужим горем. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал, задел за живое, убедил. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к великой проблеме века.

    Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».

Перенесемся в прошлое. 12 век . Вся русская земля – полевая, степная – выплывает из «Слова о полку Игореве». И далеко, широко вокруг видны пороги Днепра, отмели синего Дона, полынные курганы, деревянные стены Новгорода, Полоцка, Киева. Молча и медленно стаи воронов летят над полями, где редко белеет рубаха пахаря. На русской земле еще не людно. Глухие леса полны медведей, овраги – волков. Еще не выбиты огромные туры. А подойдешь к реке – в прозрачной осенней воде сплошной стеной стоят лещи, язи, головли. Вот в сумерках плывет лодка, на носу пылает костер из оломанных сучьев. В пламени блестят зубья остроги. Один рыбак правит лодкой, другой замер над водой, высматривая добычу. Удар! И на зубьях извивается стерлядь! На дне лодки шлепают хвостами судаки и щуки (для челяди), налимы и стерляди (для княжьей ухи). Утром часовые в бойницах слышат крики диких гусей и уток. Они летят из половецкой земли, напоминают о том, что скоро подсохнет земля, реки войдут в свои берега – и снова жди набегов. Потрясает Русская земля тоскою расстояний! Упоминаются в «Слове…» и реки Онега и Печора. В этих местах живет главный герой повести Егор Полушкин.Но как же все изменилось !(текст стр. 111) «Вот тогда-то прошлым летом речку под поселком запрудили. Разлилась, ложки затопила, углом к лесу подобралась…» Что ждет нас в будущем? Земля без лесов? Тропинки в парках, покрытые асфальтом? Разные видеоприборы для поиска грибов, ловли рыбы? Или с помощью цивилизации начнется возрождение дикой природы?Две картинки будущего… Как вы их представляете? Опишите устно.Стихотворение А. Вознесенского .- Почему нужна человеку природа? Как образно отвечает Б. Васильев? (гл. 3, стр. 124). («Камень не просто душу холодит…»)Антитеза – композиционный прием произведения. Камень- дерево Человек – природа. В отношении к природе обнажается для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героя.Но в книге еще противопоставляется и 2 жизненных философии.

    Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.

– Каково ваше мнение о Е. П.? Дайте слова, определяющие его характер. (Бессребренник, чудак)- Согласны вы с прозвищем, данным Е. П.? (Бедоносец юродивый)- Соответствует ли оно внутреннему содержанию героя?- Можно ли назвать Е.П. философом, поэтом? Приведите примеры, говорящие об особенном, поэтическом восприятии мира Егором Полушкиным.(- Чтение отрывка из книги «Последний из могикан» - стр. 116)(стр. 111)(- Плотник – работал для людей, совесть маялась от плохой работы) Итак, Е.П. – душа доверчивая, наивная, чистая и простодушная. Глубоко, изнутри, от себя задумывается он над жизнью, над ее смыслом. Только вот не всегда все складно бывает у Егора6 то тут проштрафится. То там. И прозвали его Бедоносцем.(противопоставление 2-х жизненных позиций, 2-х философий.)- Кто в повести противостоит Е.П.? В чем несхожесть героев, их жизненных позиций?Полная противоположность Егору – Федор Бурьянов, лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал».Если Полушкин – обнаженная совесть, Бурьянов – человек с совестью ущемленной, недозрелой. Если Егор – бессребреник, способный легко отдавать последнее. Федор – откровенный приобретатель, готовый ради денег на все. (история с домом).- А как вы оцениваете Федора Ипатыча: «На земле живем, не на небе»? Что значит, по-вашему «духовная нищета»? как по-разному относятся они к природе?* Ф. Бурьянов: «Природа – источник наживы».Докажите!- Он и заповедный лес использовал для постройки дома себе* Лесник, а браконьерит* Возит возами для продажи липовое лыко, беспощадно обдирая деревья.*Для Егора – природа – дар бесценный, радость великая. (даже фамилии Полушкин – Бурьянов противопоставлены).История с муравейником, с липами (стр. 140).Стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар» (читает ученик). Р. Бредбери – отрывок из рассказа. Рассказ о белых лебедях Стихотворение М. Дудина «Летели лебеди» - индивидуальная работа – читают ученики. - Какие названия вам больше нравятся: Грачиный переулок или переулок Буденного; Грушевая улица или улица Профсоюзная, улица Клары Цеткин или улица Бедных влюбленных? Почему?- «Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские черты?1. Колька плакал от чужого горя, от бабьих песен, от книг и от жалости, но слез этих очень стеснялся и потому старался ревет в одиночестве.2. Мечты красивые – про путешествия, зверей, космос.3. История с щенком (компас отдал за щенка).- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке?1. Вовка – только от обиды ревел. Читать не любил, а кино смотрел все подряд.2. Мечта – гипноз, чтобы все-все заснули, и тогда б он у каждого по рублику взял.3. Собаки у Вовки не переводились, их пристреливал Федор Ипатыч.- кто из героев по –настоящему серьезно сознает свою ответственность за жизнь природы, тревожится за ее судьбу? (Юрий Петрович Чувалов; Нонна Юрьевна; Колька; отец). Стихотворение М. Дудина «Чудак» – читает ученик - Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?* Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?Смысл повести: в письмах к писателю многие читатели не соглашаются с ним, недоумевая «и зачем вы убили Е. Полушкина? Не снижает ли его образ его всепрощение?

«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.

Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)

Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.

Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.

«Не стреляйте в белых лебедей» - замечательный рассказ Б.Л. Васильева, поднимающий вопрос отношений человека и природы. Произведение написано автором в 1973 году, но, к сожалению, актуально и в наши дни.

Главным героем рассказа является Полушкин – простой работящий человек с добрым характером. В деревне, где он живет, люди не воспринимают его всерьез и посмеиваются, а жена называет бесполезным в домашних делах. Только Колька, сын Полушкина, очень любит и уважает своего отца. Мальчик по характеру очень похож на него, поэтому также часто становится объектом насмешек и испытывает обиды.

Полушкину не удается надолго задерживаться на разных работах, но однажды он устраивается лесником, и это дело увлекает его. Герой с полной ответственностью подходит к выполнению своих обязанностей, охраняет лес, что в итоге приводит к тому, что его убивают браконьеры.

Мне кажется, что произведение является очень грустным и тяжелым, заставляя о многом задуматься. Несправедливо страдает в рассказе главный герой, олицетворяющий доброту и наивность. Книга выражает реалии современной жизни, ведь жестокость к животным и всей природе, неуважение общества к наивным добрым людям давно стало неприятной нормой.

Я считаю, что автор показал борьбу двух явлений: добра и зла, выраженных в том, что один герой способен купить лебедей, а другой – без сострадания убить прекрасных птиц. Книга помогает понять, что именно отдельные люди способны не только спасти природу, но и погубить ее.

Несколько интересных сочинений

  • Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Тарас Бульба

    Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры.

  • Анализ рассказа Никита Платонова

    Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

  • Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить.

  • Анализ рассказа Женский разговор Распутина

    Произведение относится к философской лирической прозе писателя и рассматривает взаимоотношения разных поколений с точки зрения человеческих моральных ценностей в отношении роли женщины в современном мире.

  • Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев написал в 1973 году. Центральной темой произведения является тема человек и природа. Роман относится к произведениям деревенской прозы.

В романе природа является не просто фоном событий, но и отдельным героем повествования: через пейзажи, описания природных явлений передается общее настроение эпизодов, подчеркиваются чувства героев.

Главные герои

Егор Савельич Полушкин – плотник, любил природу и бережно к ней относился; часто попадал в неприятности и получил прозвище «бедоносец» (хотя был назван в честь Георгия Победоносца). У него было двое детей – Колька и маленькая Оля.

Бурьянов Федор Ипатыч – свояк Егора, женат на сестре Харитины Марье, лесник в охранном массиве при Черном озере

Колька – мальчик 10-ти лет, сын Полушкина, «чистоглазый мужичок» , любил природу, читать книги.

Другие персонажи

Юрий Петрович Чувалов – новый лесничий, уважал Полушкина, влюбился в Нонну Юрьевну.

Нонна Юрьевна – девушка 23-х лет, учительница Кольки, влюбилась в Чувалова.

Харитина Макаровна – жена Егора, мать Кольки и маленькой Оли.

Яков Прокопыч – начальник Полушкина на лодочной станции.

Филька, Череп – мужчины, с которыми Егор пил и шабашил.

От автора

«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь». Егор всегда оставался самим собой, поступал «как велела совесть» .

Глава 1

«Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем» . Все в поселке над ними насмехались. Федор Ипатыч, свояк Егора, был лесником и постоянно пользовался своим положением. Бурьянов осуждал и наставлял Егора.

Когда Полушкины переехали в город, Бурьянов отдал им свой старый дом, хотя и предварительно вывез пол и бревна из погреба. За это Егор возвел свояку пятистенный дом из клейменых бревен с резным петухом-флюгером.

Глава 2

Сын Егора и Харитины Колька был очень простодушным, во все верил, поэтому над ним, как и над отцом, часто насмехались. Мальчик хорошо ориентировался в лесу, умел утихомиривать злых собак.

Глава 3

«Не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа». Пока работал у Бурьянова все шло хорошо – тот его не торопил. Но в плотницких бригадах нужно было делать не качественно, а быстро, поэтому он нигде долго не продержался.

Егор устроился лодочником на лодочную станцию к Якову Прокопычу. Полушкин должен был ухаживать за лодками и пристанью, перевозить туристов.

Глава 4

Федора Ипатыча вызвал в область новый лесничий: возмущался, почему лес неустроенный и нет актов на порубку. Из области Бурьянов привез подарки, Кольке подарил компас.

На лодочной станции Егор трудился, как мог. Единственный раз он рассердил начальника: когда вместо номеров на лодке нарисовал птиц, зверей и цветы.

Глава 5

Приехали первые туристы. Их на лодке отвезли рыбачить Егор с Колькой. Недалеко от полянки, где туристы остановились, был большой муравейник. Приезжие сожгли его: «Человек – царь природы» . Егору и Кольке было жалко муравьев.

Туристы напоили Егора, начали над ним насмехаться, заставили танцевать. Колька со слезами на глазах просил прекратить. Туристы подначили Егора ударить сына. Пьяный Полушкин впервые ударил Кольку, и тот молча ушел.

Туристы сказали Егору уходить. Он все никак не мог отплыть, перевернул лодку. Таща перевернутую лодку на веревке, Егор потерял мотор.

Главы 6– 7

При первой же встрече новый лесничий спросил, во сколько обошелся Федору Ипатычу новый дом, подытожив, что это «дело уголовное» . Чтобы все уладить за деньги, Бурьянов начал искать способы заработать: за 30 рублей отвез туристов рыбачить в заповедное место.

Колька не хотел возвращаться домой и ночевал у учительницы Нонны Юрьевны.

За утерянный мотор Егору нужно было заплатить 300 рублей. Полушкин заколол кабанчика и повез его на рынок.

Глава 8

Полушкин побаивался базара, поэтому его легко обманули: купили свинью за 200 рублей, хотя она стоила 400.

Глава 9

Не удалось Егору заработать и на липовом лыке – пока он думал, другие уже ободрали деревья.

Глава 10

Полушкин, не видя никаких путей заработка, начал выпивать. У него появились друзья, с которыми он пил, – Филя и Черепок. Егор научился «шабашить» .

Харитина устроилась судомойкой в столовку. Иногда Егор тайно брал ее деньги.

Как-то, Вовка, двоюродный брат Кольки, пытался утопить щенка. Чтобы спасти животное, Колька обменял щенка на компас.

Глава 11

Нонна Юрьевна получала собственное жилье, но помещение было в аварийном состоянии. Егор согласился ей все отремонтировать.

Глава 12

«Федор Ипатович со всеми долгами расплатился, все справочки раздобыл» и поехал к новому лесничему Чувалову. Юрий Петрович оставил папку с его документами у себя: слишком Бурьянов не нравился Чувалову.

Глава 13

Когда Егор с Колькой ремонтировали жилище Нонны Юрьевны, к ним зашел приехавший в поселок Чувалов.

Глава 14

Сидя с Егором за столом, Чувалов его внимательно слушал, называя Полушкина по имени-отчеству.

На Черное озеро Чувалов взял с собой Егора, Кольку и Нонну Юрьевну.

Глава 15

По дороге к озеру под руководством Чувалова Колька вел «перепись зверья» .

Глава 16

Рано утром Егор у реки видел, любуясь, как Нонна Юрьевна купается голышом.

Вечером у костра Егор рассказал, что в старину Черное озеро называлось Лебяжьим. Пока остальные пошли обходить озеро, Егор выстрогал топором из липы фигуру тонкой гибкой женщины.

Глава 17

Узнав, что Полушкин с новым лесником пошли в лес, Бурьянов решил, что Егор метит на его место.

Глава 18

Юрий Петрович предложил Егору место лесника вместо Бурьянова. Егор согласился.

«Егор упоенно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой» , ощущал себя счастливым. Как-то Полушкин увидел, что Филя и Черепок срубили дерево без разрешения и потребовал отдать топоры. Возмущенный Филя пригрозил ему.

Глава 19

Нонна Юрьевна уехала в Ленинград, чтобы снова увидеться с Чуваловым. После проведенной ночи Юрий Петрович сказал, что женат. Девушка тут же собралась и ушла.

Два года назад Чувалов женился на практикантке из Москвы Марине. Через три дня после свадьбы она уехала в Москву и пропала. Чувалов переживал, что у нее ребенок от него.

После случившегося Нонна Юрьевна уехала из поселка. Пытавшийся ее найти Чувалов поделился своей историей с Егором.

Через неделю Полушкина пригласили на Всесоюзное совещание в Москву.

Глава 20

Приехав в Москву, Полушкин, вспоминая рассказ Чувалова, разыскал Марину. Она была уже замужем и сказала, что ее ребенок не от Чувалова.

В министерстве Егора попросили сказать речь. Полушкин говорил о Черном озере, о том, что надо, чтобы такие озера «обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными» . «Никакой человек не царь ей, природе-то. <…> Сын он ее, старший сыночек».

На деньги людей поселка Егор купил в зоопарке две пары лебедей.

Глава 21

Федора Ипатыча трижды вызывали к следователю: «видать дом отберут» .

Полушкин устроил птиц на Черном озере. В одну из дождливых осенних ночей приболевший Егор услышал удары на Черном озере и немедленно поспешил туда. Те самые туристы убили и варили в кастрюле лебедей. Полушкин потребовал их документы. Туристы сильно избили Егора и бросили.

Нашли Полушкина на следующий день, очнулся он уже в больнице. К Егору пришел Бурьянов просить прощения: среди браконьеров был и Федор Ипатыч. Полушкин никого не выдал и простил свояка. «Егор перешагнул боль, печаль и тоску» и умер.

От автора

У Федора Ипатыча отобрали дом, он уехал с семьей.

Чувалов женился на Нонне Юрьевне. Последи их квартиры стоит вытесанная Егором из липы белая дева.

«А Черное озеро так и осталось Черным. Должно быть, теперь уж до Кольки».

Заключение

Изображая двух героев, Егора и Федора Ипатыча, автор показывает два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный. Полушкин считает, что все вокруг нужно беречь, приумножать, он любит и ценит каждое дерево, каждого муравья. Бурьянов же только пользуется дарами природы, ему все равно, что будет после него.

Роман «Не стреляйте белых лебедей» был экранизирован в 1980 году (режиссер Р. Нахапетов).

Краткий пересказ «Не стреляйте в белых лебедей» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 283.