Френсис бэкон и джордж дайер. Бэкон Фрэнсис

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» .
Фрээнсис Бэ́кон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Художник Фрэнсис Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В ирландской семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.

Будущий художник родился 28 октября 1909 года в Дублине. За 55 лет до него на соседней улочке родился Оскар Уайльд. Страсть, которая, по словам Уайльда, "боится назвать себя по имени", и которая привела в тюрьму великого писателя, с раннего детства вселила в Бэкона чувство постоянной вины и страха перед Богом, отцом и полицией.

Клетки и голые комнаты, деформированные предметы и искалеченные люди – картины Фрэнсиса Бэкона часто основывались на реальных прототипах – будь то шедевры старых мастеров, кадры из кинофильмов или газетные фотографии (которыми и был усыпан пол его мастерской). Бэкон был самоучкой, и его искусство, лишь в некоторой степени сходное с кошмарами сюрреалистов, с трудом поддается стилевым определениям.

Хотя в картинах Бэкона прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, художник всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".

«Этюд боя быков N1» и «Автопортрет». По предварительной оценке стоимость картин составляет более $50 млн.

Триптих Фрэнсиса Бэкона под названием «Три наброска к автопортрету».

Триптих Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон. Триптих. 1976 год. Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон. Этюд для портрета II

Отражение пищущего человека. Художник Фрэнсис Бэкон.

Картина Фрэнсиса Бэкона "Отражение пишущего человека" (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sotheby"s за 44,9 миллиона долларов.

Первое на что обращаешь внимание - смазанные, сплющенные, деформированные черты, расплывающиеся фигуры, угрюмые драматические краски...

Кажется, что Бэкон работает, как мясник, и видит человека мясной тушей. Все мрачно и драматично. Но любители его живописи считают, что природа этого драматизма и этой мрачности совсем другая. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. В это Бэкон не верит. Посмотрите в его лицо - и поймите его лица. Это не красота формы, а красота настроения и движения.

Иначе, это что же за концентрация негатива должна быть в человеке, чтобы ему захотелось вот это все рисовать...

А может, и была такая концентрация. В его биографии есть и такой факт: родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь - астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование. В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома".

Конечно, категории времени и движения играют в авангарде огромную роль, в том числе в экспрессионизме. А может быть, мы просто обыватели, которымнедоступновосприятие искусства XX века, тяготеемк реализму. Людям вообще не нравится, когда они чувствуют себя глупыми, когда не можем понять какие-то там картины, мало похожие на привычные произведения искусства. Вроде, "так и я могу нарисовать!". Отсюда начинается отторжение.

Художник Фрэнсис Бэкон. "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" была продана на аукционе Christie"s за рекордную сумму в 142 млн долларов.

тот Триптих, созданный экспрессионистом в 1969 году, выставлялся на аукционе впервые при предпродажной оценке в 85 млн долларов. Сейчас продан за рекордную сумму в 142 млн долларов. Торги продолжались шесть минут. Аукционный дом Christie"s не стал раскрывать личность покупателя. Картина Бэкона стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе.

Художник ЛУСИЕН ФРЕЙД. Портрет Фрэнсиса Бэкона.

"My painting is a representation of life, my own life above all, which has been very difficult. So perhaps my painting is very violent, but this is natural to me." Francis Bacon

Здесь привожу, конечно, не все картины, - множество интересного о художнике, его моделях и творчестве смотрите на сайте галереи Тэйт (по ссылке внизу). Выставка в Метрополитен Музее в НЙ по размещению и составу очень сходна с последней выставкой Ф.Бэкона прошедшей в галерее Тэйт в Лондоне в 2008г. Это, возможно, одна и таже выставка, которая путешествует. Тем, кто заинтересуется, очень рекомендую найти время и "заглянуть"-это http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/francisbacon/interactive/ прекрасный сайт о выставке Фрэнсиса Бэкона в галерее Тэйт, который проведет вас по всей выставке с помощью навигатора, вы увидите фотографии знаменитых фотографов, которые он использовал для работы, услышете голос его самого, рассказывающего о своих картинах, здесь же много другой интересной информации. (Картины организованы в виртуальные "комнаты", в соответствии с темой и временем создания, -правая кнопка мышки показывает меню, из которого можно легко управлять страничкой этого вебсайта).

http://www.francis-bacon.com/paintings/triptych-1991/?c=85-92 -это непосредственно, сайт о художнике, где наиболее полно можно посмотреть его картины в хронологии.

Вот здесь http://rockkent.narod.ru/Becon/becon.htm несколько неплохих статей и линков (окно меню справа внизу) на русском язык
е

Crusifiction / Распятие, 1933 Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion/ Три этюда фигур в ногах Распятия, 1944 Бэкон не был верующим, но тема распятия интересовала его на протяжение жизни, так как была тесно связана с идеей самопожертвования. В этой картине и многих других, написанных позднее, присутствуют зловещие, навевающие ужас, биоморфные существа. Бэкон написал их впервые, под влиянием картин Пабло Пикассо. Они передают его ощущение времени -только что закончилась Вторая мировая война. Они также были для него символами Эриний (Эвменид) - богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила "Эвмениды", преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Гораздо позже он создал отдельный цикл и назвал его "Триптих по мотивам "Орестеи" Эсхила".Тема возмездия, преследования не покидает его и тесно связана также с обстоятельствами его жизни. Это второй вариант картины

Head I , 1947-1948 Крик, как предельное выражение эмоций, и кричащий рот - аттрибут многих картин Бэкона. Многие детали он заимствовал из медицинской книги с картинками о болезнях полости рта, на которую он набрел на раскладке.

Head III, 1949 Эта картина написана под впечатлением от фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", которым Бэкон восхищался. Пробитые пулей очки няни в одном из эпизодов были его излюбленным мотивом из картины в картину.

Study for the Nurse in the film "The Battleship Potemkim / Этюд к портрету няни из фильма "Броненосец Потемкин", 1957

Фотографии почти везде, к сожалению, не передают цвет и связанные с ним эмоции: зловещие, яростные и
исступленные..

Painting / Живопись, 1946 - смотреть на это, все равно, что заглянуть в бездну ада, но мастерски написанную

Study for Crouching Nude Без аудиогида и сопроводительных текстов мне было бы сложнее понять, что происходит, хотя картины нравились и без объяснений-я затрудняюсь объяснить понятие "нравится", но написано все превосходно и передает эмоции так, что становишься причастным к происходящему.

Study after Velazquez / Этюд по мотивам Веласкеса , 1950 Бэкон был в Риме, но в галерею Дориа-Памфили, где находится оригинал картины Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия Х", не зашел. По его словам, в этом не было смысла, так как лучше написать было невозможно. Он писал свои серии картин по репродукциям, которые отличались в передаче цвета.

Two Figures, 1953

Study of a Baboon, 1953 По этой фотографии трудно уловить удивительный серебристый блеск шкурки бабуина, напружившего в изгибе тело, и еще что-то, неуловимо мистическое в этой картине...

Study for a Portrait of Van Gogh V, 1957

Study for a Portrait of Van Gogh VI, 1957 -этюды к портрету Ван-Гога. У Бэкона почти нет пейзажей, это - один из немногих

Head III, 1961

Study after Vélázquez"s Portrait of Pope Innocent X / Этюд по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса, 1953 Пятна крови на рясе кардинала, в зале притягивали взгляд. Бэкон рисовал картины сериями, спонтанно, повинуясь цели, которая, по его словам диктовала ему развитие событий, неведомое ему самому. Иногда он даже страдал оттого, что на его долю ничего не оставалось-картины "заполняли" себя сами, без его участия. Серию нельзя было прервать, пока реальность не выстраивалась в соответствии со своими законами, по формулам, которые он открывал, как ученый, изучающий строение мира. Восемь картин серии с папой Иннокентием Х Бэкон написал в 1953г. за две недели. Вот эта серия "Три этюда к Распятию" считается знаменательной для середины его творчества

Triptih- "Three Studies for a Crucifiction",1962 Внизу отдельные части триптиха в большом масштабе

Эти две фигуры имеют отношение к факту встречи Черчилля с Гитлером, запечатленной на одной из военных фотографий, которые были в коллекции Бэкона. Но смысл ее выходит далеко за рамки этого события. Фигуре слева также приписывают сходство с отцом художника, который был военным в отставке и был очень жесток в отношениях с сыном. Бэкон, по его словам, воспринимал людей, как куски плоти, "мясо" и "каркасы", на которых это мясо развешено.

В его распоряжении была обширная коллекция фотографий с криминальными сценами, к которым у него было особое пристрасти

Вот эта, распластанная, кровавая масса, искаженная страданием, в триптихе изображает тело Христа, сползающее с креста вниз. Многие его картины ничто иное, как сцены из бойни, но и мир тоже, в конечном счете, бойня...

Three Figures in a Room / Три фигуры в комнате , 1964 Этот триптих посвящен Джорджу Дайеру - Бэкон провел с ним семь лет жизни, вплоть до его трагического самоубийства.

Henrietta Moraes/Генриетта Моралес/ Этюд к портрету Генриетты Моралес, 19 66 Бэкон также не мог работать, когда его модели находились в студии, по его выражению, он был слишком "нервным"- они мешали ему искажать реальность, в соответствии с тем, что он видел и должен был передать. Он начинал с набросков, а заканчивал писать по фотографиям, предварительно выполненным с моделей.

"Portret of Isabella Rawshorne Standing in a Street in Soho", 1967 Художница Исабель Роусхорн была в 1950-х любимой моделью скульптора Джакометти, работы которго я впервые увидела в МоМА и сразу поддалась их магии. Любил ее рисовать и Френсис Бэкон. Хороша, не правда ли?

Two Studies for a Portrait of George Dyer, 1968 Наличие монохромных плоскостей воссоздает замкнутое, изолированное "пространство", внутри которого происходит "действие".

Study of George Dyer in Mirror ,1968

Self Portrait, 1973 Знаменитый "Автопортрет", написан через год после смерти Джорджа Дайера.

Oedipus and the Sphinx (after Ingres)/ Эдип и Сфинкс (по мотивам Энгра) На этой картине видны "метки", выделив их, художник убирал с картины "все лишнее" - в этом заключался его метод.

Черная стена неотвратимо поглощает фигуру

Portrait of Michel Leiris, 197 6

Искажая пропорции лица, Бэкон "лишал" человека возможности видеть, дышать, осязать, делал его "беспомощным" перед стихией Three Studies for a Self Portrait, 1979-1980/ Три этюда к Автопортрету Triptych Inspired by Oresteia of Aeschylus, 1981 -триптих по мотивам трилогии Эсхила "Орестея"

Portrait of John Edwards, 1988 Джон Эдвардс - фотограф и последняя "муза" художника

Jet of water Triptych, 1991 Одна из последних работ-страсти все также остры и вызывающи - Бэкон остается собой до конца.

Увлекшись чтением Джона Ричардсона, биографа Пикассо, я перешел по каким-то ссылкам к Бэкону. В общих чертах я его работы знал, но как-то в детали биографии никогда не погружался. А тут, шаг за шагом, стал попадать в такие биографические дебри, что невольно увлекся. Увлекла, например, история написания его знаменитого триптиха — «Три этюда в ногах Распятия» (1944). Впрочем, все это может быть любопытно лишь тем, кто хоть как-то интересуется современным искусством. Погрузившись в биографию Бэкона, стал вглядыватсья в его портреты и в лица его друзей — отсюда получился большой объем фотографий, которые я из жадности все и запостил. Так что может быть и не спешите открывать страницу...

Художник Фраэнсис Бэкон не только полный тезка философа (1561-1626), но и его прямой потомок. В 1925 году родители выгнали его из дома. Через год отец отправил его в Берлин под присмотр дяди. Через два месяца Бэкон переехал в Париже, где изучал французский язык и работал декоратором и дизайнером. После посещения выставки Пикассо (1927) он решил стать художником, вернулся в Лондон и устроил в одном из гаражей, в районе South Kensington, мастерскую, где работал до 1932 года. В 1946-м году его работа «Живопись 1946» была куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уехал в Монте-Карло и пребывал там до 1950 г. Потом вплоть до 1960 г. он жил в Танжере (Марокко), где подружился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинсбергом. В 1960 г. в том же районе, в South Kensington, где и раньше, он устроил новую мастерскую, в которой работал до своей смерти (сейчас там музей Бэкона). В 1960-х годах Бэкона уже осыпают почестями и премиями, от которых он обычно отказывается: например, премию Рубенса Бэкон отдал на реставрацию флорентийской живописи эпохи Возрождения.

1. Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion (1944):

«Это действительно мои первые картины. До этого я сделал очень много вещей. Но потом уничтожил все, что смог. Я показал эти работы впервые в галерее Лефевр в 1946. Тогда все абсолютно возненавидели их. Я думаю, что они ненавидят их сейчас. Я собирался сделать тогда целое распятие, а эти работы были бы образами вокруг него, но я никогда не сделал все остальное...» Francis Bacon, Carcasses and crucifixes, The Times, Monday May 20, 1985.

«Бэкон работал над этим триптихом в последние годы войны. Он признавался, что попал в это время под влияние Пикассо, но пошел дальше в искажении органических форм, которые связаны с человеческим образом. Триптих был встречен враждебно, один критик писал, что Бэкон обнаружил „искусство живописца в исполнение смертного приговора, равно как его ближайшие предшественники называли искусством абажуры, сделанные из человеческой кожей“. Он вызвал шок своими работами». Michael Peppiatt, Francis Bacon in the 1950s, Yale University Press, 2006.

«Найти Бэкона было трудно. Никто не был знаком с ним или с его работами. После долгих поисков я все же нашел того, кто знал Бэкона, это был художник Майкл Вишарт. Моя интуиция была правильной. Моложавый мужчина оказался Фрэнсисом Бэконом, и дом напротив нашего принадлежал его кузине мисс Уотсон, которая владела всем тем, что осталось после ста уничтоженных Фрэнсисом картин. «Забудь о ней, — сказал Майкл, — пойди познакомься с Фрэнсисом.» Фрэнсис жил через дорогу от станции South Kensington в огромной мрачной студии, которая когда-то принадлежала художнику-прерафаэлиту Джону Милле. Майкл рассказал мне о подпольных вечеринках, которые Фрэнсис, бывший опытным крупье, любил здесь организовывать. Кроме того, он рассказал о местных пьянках и любви к ажурным чулкам.

Но он не упомянул о том, что у Фрэнсиса была незрячае старая няня, Джесси Лайтфут, которая занималась вязанием, сидя в кресле-качалке и все время бормотала о греховности герцогиня Виндзор: «Лучшее для нее — это виселица». Ночью стол на кухне превращался в ее постель. И я вдруг понял, что как раз няня Лайтфут и дала Фрэнсису идею центральной части его раннего шедевра «Три этюда фигур в ногах Распятия». Должно быть именно она научила его той игре, которой многие старые няни (в том числе и моя) учили в прежние годы своих подопечных: как превратить кулак в лицо. Надо было сделать кулак, постом зажать кончиками пальцев палочку, концы которой вытащить между средним и указательным, а позже задрапировать кулак платком, после чего он и превращался точно в такую же голову, как была изображена на картине Бэкона. Я подумал, что разумно сохранить это открытие для себя«. John Richardson, The Sorcerer’s Apprentice, Alfred A. Knopf, New York, 1999.

Считается, что эти три фигуры, некие биоморфные существа, написанные под влиянием Пикассо, передают ощущения Бэкона от только что закончившейся Второй мировой войны и являются для художника символами Эриний (Эвменид) — богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила «Эвмениды», преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Позже Бэкон создал отдельный цикл и назвал его «Триптих по мотивам „Орестеи“ Эсхила».Тема возмездия, преследования никогда не покидала его и была тесно связана с обстоятельствами его жизни.

Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion 1944

2. Биография в картинках

Francis Bacon in Vogue 1952 by John Deakin

Figure with Meat 1954 Francis Bacon

В 1952 году Бэкон познакомился с бывшим летчик-истребителем ВВС Великобритании Питером Лейси. В середине 1950-х годов Лейси переехал в Танжер, куда следом за ним поехал и Бэкон. Лейси был предметом целого ряда картин Бэкона. Их отношения продлились до 1962 года, года смерти Лейси.

Питер Лейси

Francis Bacon and the Moroccan painter Ahmed Yacoubi in Tangier, 1956

Бэкон не рисовал с натуры, а снимал интересных людей и потом по фотогрфиям делал свою живопись.


with Lucien Freud 1953

Francis Bacon and Cecil Beaton 1960

A 1962 Irving Penn photograph of Francis Bacon with a Rembrandt self-portrait.

Francis Bacon in 1963 by Bill Brandt

Francis Bacon in 1979 by Dmitri Kasterine

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery in 1977 by John Minihan

Francis Bacon outside the Claude Bernard Gallery in 1977 John Minihan

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery Paris in 1977 by John Minihan

Francis Bacon in the kitchen of 7 Reece Mews in 1984 by John Minihan

Francis Bacon by James Hyman

Бэкон в своей мастерской. Ее стены обычно служили для художника палитрой.

3. Джордж Дайер (George Dye)

1 июля 2008 года на Sotheby"s на торги была выставлена самая редкая работа Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) «Набросок головы Джорджа Дайера».

Эта картина — один из немногих известных прижизненных портретов любимого человека Бэкона — Джорджа Дайера. Она была написана в 1967 году, когда художник находился на пике творчества. «Набросок головы Джорджа Дайера» был написан по фотографии Джона Дикина, сделанной в конце 1940-х. Бэкон и Дикин были завсегдатаями клуба Colony Room в Сохо, где фотограф сделал множество портретов друзей и собутыльников художника. Многие фотографии Дикина послужили основой для знаменитых портретов представителей лондонской богемы, созданных Бэконом. По словам художника, ему было гораздо легче писать портреты по памяти, имея в качестве зрительной опоры только фотографии.

Бэкон познакомился с Джорджем Дайером осенью 1963 года в баре лондонского богемного района Сохо. Когда они встретились в 1964 году Бэкон был уже известным художником. Дайер был уроженцем пролетарского Ист-Энда. Дайер был не очень образован и к тому времени уже отсидел несколько сроков в тюрьме за кражи и мелкие преступления. Но он был очень красив и хорошо одет, что вскоре позволило ему занять место умершего в 1962 году любимого мужчины Бэкона Питера Лейси. Взаимоотношения Бэкон и Дайер длились почти семь лет. Художнику нередко приходилось вызволять своего друга из сомнительных ситуаций. Кроме того, Дайер страдал паранойей, алкоголизмом и депрессией. 24 октября 1971 года, накануне ретроспективной выставки Фрэнсиса Бэкона в Гран-Пале, он покончил жизнь самоубийством в гостиничном номере. Дайер пытался покончить жизнь самоубийством несколько раз и раньше, но Бэкон всегда спасал его в самый последний момент.

Бэкон и Джордж Дайер


Джордж Дайер и Бэкон


Джордж Дайер

Фрэнсис Бэкон. Портрет Джорджа Дайера. 1968 год.
Фото из каталога Tate Britain

George Dyer in the reece mews studio, 1964

Two Figures 1953 Francis Bacon

Смерть Дайера наступила от передозировки бренди и снотворного (он умер, сидя на унитазе в парижском отеле). «Если бы я остался с ним, вместо того, чтобы думать о выставке, он был бы сейчас здесь», говорил позднее художник. Чувство вины будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. Бэкон регулярно рисовал Дайера в прошлом и продолжал делать это после его смерти. Он говорил, что это способ запоминания его.

После смерти Бэкона в его студии было обнаружено 129 фотографий Джорджа Дайера (Бэкон никогда не писал портреты с натуры, пользуясь исключительно фото), но прижизненных портретов человека, которого многие исследователи жизни и творчества Бэкона считают самым важным в жизни художника, известно всего два.

После гибели Дайера все свои работы Бэкон стал посвящать памяти друга. Не стал исключением и монументальный «Триптих, 1976», который в мае был куплен на «Сотбис» Романом Абрамовичем за 86 миллионов 281 тысячу долларов, — это стало рекордной суммой как для самого Бэкона, так и для произведения послевоенного периода в целом.

Смерть Дайера послужила темой и для самой грандиозной работы Бэкона «Триптих май — июнь 1972»: на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой — Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...

В 2002 году английский режиссер Джон Мейбери снял психологическую драму «Любовь — это дьявол» о взаимоотношениях Бэкона и Дайера. Роль Дайера в фильме сыграл актер Даниэль Крейг, ставший «нынешним» Джеймсом Бондом. Дневник Бэкона, в котором содержится упоминание о самоубийстве Джорджа Дайера, был продан недавно на аукционе за 2 000 фунтов стерлингов (4 000 долларов). Этюд «Набросок головы Джорджа Дайера» был продан за 13,7 миллионов фунтов (27,4 миллионов долларов).

4. Джон Эдвардс

К 1974 году относится знакомство Бэкона с Джоном Эдвардсом, который сначала стал его новой моделью, а потом и наследником. Как в свое время и Дайер, Эдвардс познакомился с Бэконом в Colony Club в Сохо. Это произошло благодаря его старшему брату Дэвиду Эдвардсу, который был другом Мюриэл Белчер.

Бэкон с Джоном Эдвардсом в начале 1970-х.

С середины 1970-х Джон Эдвардс стал компаньоном Бэкона, именно компаньоном, приемным сыном, а не любовником. В отличие от Джорджа Дайера, мелкого преступника, или Питера Лейси, игравшего на фортепиано в ночных барах, Эдвардс не было ни самоубийцей ни пьяницей. Он стал «самым мудрым решением» Бэкона последнего периода. Бэкон стал во всем доверяться Эдвардсу, особенно «в прополке» не всегда адекватного окружения художника. У друзей Бэкона не было иного выбора, как принять Эдвардса. Хотя и неохотно.

Джон Эдвардс

Джон Эдвардс стал не только самым близким помощником Бэкона, но позднее и единственным его наследником и распределителем имущества художника. В 1998 году он пожертвовал все содержимое студии Reece Mews в Южном Кенсингтоне (включая фотографии, эскизы и т.п.) — Hugh Lane Gallery в Дублине. (Эдварадс спрашивал Бэкона — «Как ты мог работать здесь? Ведь тут так ужасно!» — «Я здесь был счастлив...», — отвечал ему Бэкон.)

Когда они встретились, Эдвардсу было двадцать шесть, Бэкон был старше его на сорок лет. В какой-то степени Эдвардс действительно стал сыном Бэкона. Но для нас важнее, что Эдвардс стал «героем» более двадцати картин Бэкона... Эдвардс был опустошен смертью дргуа и вскоре после нее переехал из Лондона сначала во Флориду, а потом в Таиланд (1993). Он любил Таиланд и свой дом, находящийся недалеко от Паттайи. Он даже основал и частично финансировал приют по уходу за местными бездомными животными.

В 1997 году, будучи обеспокоен тем, как галерея Мальборо ведет учет его наследства, Эдвардс обратился за помощью к своему другу художнику Брайану Кларку. Кларк помог ему связаться с соответствующим юридическим представителем и взял на себя ведение всех последующих долгих юридических баталий. К сожалению, Эдвардс, которому было пятьдесят два и который выглядел значительно моложе своих лет, умер в 2002 году от рака. Единственным, кто был с ним рядом в его последние часы, оказался Брайан Кларк.
После смерти Джона Эдвардса наследство Бэкона перешло к его компаньону Филипу Мордуе , двадцатисемилетнему молодому человеку сомнительной репутации.


Когда Бэкону предлагали титул, он отказался. «Я верю в упорядоченный хаос, — заявил он, — твердые правила случая». Он умер 28 апреля 1992 года в Мадриде от инфаркта миокарда, сразу же после смерти превратившись в Британии в культовую фигуру и став самым дорогим в мире современным художником.

P.S.
Подробности биографии Бэкона можно найти на его

Просмотр фильма «Любовь, это дьявол» о драматических взаимоотношениях английского художника Фрэнсиса Бэкона и его любовника, Джоржа Дайера, натолкнул меня на некоторые мысли. О том, насколько в современном обществе осталось актуальным распределение гендерных ролей, и это явление приобретает одну новую характеристику в третьем тысячелетии – вуайеризма.

Желание видеть и наслаждаться повседневно «правильным образом человека», людям присуще на протяжении всей истории существования цивилизации. Вуайеристская эстетика полов, всегда служила механизмом получения комфорта в обществе себе подобных, давая возможность быть «красивым», так сказать быть равным среди равных. Не правда ли, удобная и очень сильная мотивация?

Но цена реализации на практике подобной эстетики, человеку обходится слишком дорого. Побочные эффекты всем известны. Фрустрации, комплексы, вызванные каждодневной визуальной экспансией «правильного» гендерного поведения, помноженное на принудительный вуайеризм, эталонов красоты твоего пола, приводят к пандемии современности – депрессии. Человек попадает в замкнутый круг зависимости сексизма, желания нравиться и быть привлекательным для многих.

Сексизм, давно перешел воображаемую границу принадлежности гетеросексуального полового поведения, и укоренился как доминирующая прерогатива в мужском гомосексуализме. Пожалуй, что в этом соревновании сексизма в нашу эпоху, гомосексуализм смог получить «лавровый венок» в состязании с гетеросексуализмом.

История Фрэнсиса Бэкона и Джорджа Дайера иллюстрируют как новые гендерные шаблоны поведения полов, приводят в тупик. Бекон, не отличавшийся ни красотой, ни атлетическим сложением, будучи полной противоположностью сексистскому культу мускулинности, и в поведении в том числе, иронично именовал себя «старым крашеным педиком».

Но …. Бэкон научился жить с фактом не соответствия эстетики сексуальности, принятой в сообществе людей сделавших свой выбор сексуальной идентичности.

Можно сказать, что для многих гомосексуалов — современников манерность Бэкона, была чем-то вроде насмешки над самой природой мужского гомосексуализма. Но, здесь появляется второе «но», Бэкон был сформированной личностью, не просто умевшим принимать свою сексуальность, вернее её комичность, а первую очередь работать над своей личностью художника, оставляя сексуальность как явление бытового порядка и приобретающий заветную асексуальность, только на время, время когда творческий акт искусства давал возможность познавать себя как личность, не привязанная к половым признакам.

Трагедия Дайера, заключается лишь в том, что он не смог стать личностью. Джордж Дайер, предпочел быть обычным гомосексуалом, гендерно правильным. Мускулинным и спортивным, с подчеркнутым социальным поведением мужчины не дающего повода усомнится в его «не мужской сексуальной ориентации». Дайер просто проживал сою сексуальность как повседневную привычку, основанную на гендерной роли.

Вот только, находясь с сильной личностью как Бэкон, пусть даже и такой вуайеристско не правильной для гей сообщества, без «4-рех кубиков», бицепсов и трицепсов, красящим ресницы он не смог сам стать личностью. Суицидальные попытки Дайера, и усталость от них Бэкона вызвана не безразличием, а невозможностью Дайера принять античное понимание гомосексуальности согласно Платону .

Дайер, безусловно, был музой гения Бэкона, но музой «по вызову». И только пожалуй в эти моменты, когда Бэкон писал очередной образ возлюбленного, Дайер ощущал, что он становится личностью.… Но, увы, диссонанс этого ощущения привел Дайера к пропасти, заключавшийся в том, что в реальной жизни он только сексуальный партнер.

PS: Выставка Бэкона в Нью-Йорке, Фрэнсис заказывает билет Джорджу, комментируя его присутствие на публике как «пусть думают, что это мой телохранитель» …. И в правду, наличие крепких мышц и мускулинно — брутальное поведение рядом с гением по другому и не может быть воспринято.

Специально для «Русского монитора»

Вацлав Юташ -Зюзин.

Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.
Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством.
Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.
В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал картины, продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства.
В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта.
Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".
Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа."
Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.
Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.
В мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец, обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом такого произойти не могло: слишком долго - на протяжении почти сорока лет своей сознательной жизни - он находился в положении потенциального преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали, писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и главными персонажами его работ.
Еще в 1959 году Бэкон купил скромную двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами, тюбиками от краски - здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро раздавал друзьям и платил за все.
Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов - азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо.
В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона "Триптих май - июнь 1972": на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой - Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...
Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос, - однажды заявил он, - твердые правила случая".
Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка".
Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года (он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде, куда полетел на свидание со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в полусерьез распорядился своим погребением: "Когда я умру, положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву". И, может быть, наиболее точно выразил суть его натуры и творчества крупнейший английский критик Дэвид Сильвестр, которого связывали с Бэконом долгие годы дружбы: "Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он - человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии".