Грин произведения список. Александр Грин

Александр Грин – псевдоним, настоящее имя – Александр Степанович Гриневский; Старый Крым, СССР; 11.08.1880 – 08.07.1932

Книги Александра Грина, по мнению многочисленных критиков, стоят особняком в жанре русской и мировой классической прозы. Эти произведения настолько отличаются от всего написанного другими авторами, что даже найти подобие стилистики написания очень сложно. Возможно, именно это принесло Грину Александру Степановичу широкую известность. Ведь его произведения до сих пор достаточно популярны, они экранизируются, на них ставят театральные постановки и мюзиклы, а книги Александра Грина читать все также хотят большое количество людей во всем мире. Лучшим подтверждением последнего факта является наличие книги Александра Грина «Алые паруса» в нашем рейтинге .

Александр Грин биография

Писатель Александр Грин родился в городе Слободской, куда его отцу разрешили переехать из ссылки за участие в восстании. В семье его воспитанием занимались периодически, поэтому родители то строго наказывали, то баловали ребенка. В то же время Александр Грин читать научился еще в 6 лет и первой его книгой, по словам самого писателя, были «Путешествия Гулливера». Возможно, именно это сыграло решающую роль в будущем выборе профессии.

В 9 лет Александр поступил в местное училище, но уже через год выгнали оттуда за несносное поведение. Отец записал его в другое училище, которое будущий писатель все-таки окончил. В то же время в 15 летнем возрасте умерла его мать, а отец женился повторно. Жизнь Александра Грина с мачехой не сложилась, поэтому он живет отдельно от отца и в 16-летнем возрасте решается ехать в Одессу устраиваться матросом.

В Одессе с помощью друга отца он устраивается на пароход, ходивший между Батуми и Одессой, но из-за своего несносного характера задерживается там недолго. Уже через год жизнь Александра Грина возвращает его в ненавистную ему Вятку. После этого было еще пять лет мытарств и попыток работать в самых разных городах и на самых разных профессиях, но всякий раз он оказывался вновь у отца в Вятке. Возможно, именно по настоянию последнего в 22 года Александр поступает служить в армию.

Но в армии у Александра Гриневского тоже нечего не сложилось, зато позволило ему проникнуться революционными идеями. Поэтому дезертировав, он занялся распространением этих идей среди моряков Черноморского флота. Это получалось у него отлично, за что от одного из руководителей движения он и получил рекомендацию стать писателем.

После очередного побега из ссылки в 26 лет Александр решает воспользоваться этим советом. Так в 1906 году первые Александра Грина рассказы появляются в печати. Сначала это единичные произведения, но в дальнейшем Грин пишет до 25 рассказов в год. При этом писатель Грин Александр постепенно сближается с литературным сообществом, в котором особенно выделяет . И даже ссылка в 1910 году за предыдущие прегрешения и побеги не мешает писателю развивать свою литературную деятельность.

С началом Первой мировой войны начинается эра запрета книг Александра Грина. Сначала эти запреты исходят от царской власти, из-за чего он вынужден уехать в Финляндию. После же революции, вернувшись на родину, он попадает в немилость к новой власти. И только протекция не позволяет ему умереть с голоду и не быть расстрелянным. Лишь наступление НЭПа позволила автору вновь издаваться. Благодаря этому он вместе с жжено переехал в Крым. Но после небольшой оттепели книги Александра Грина вновь запретили, из-за чего он был вынужден переехать в Старый Крым, где и умер в 1932 году от рака желудка.

Книги Александра Грина на сайте Топ книг

Повесть Александра Грина «Алые паруса» читать настолько популярно, что это позволило произведению занять высокое место среди нашего сайта. При этом интерес к произведению с годами не уменьшается и носит весьма стабильный характер. В то же время Александра Грина рассказы такие как «Зеленая лампа», «Теплоход» и роман «Бегущая по волнам» также пользуются немалым успехом. Более подробно со всеми Александра Грина рассказами вы можете познакомиться ниже.

Александр Грин список книг

  1. Авантюра
  2. Авиатор-лунатик
  3. Автобиографическая повесть
  4. Акварель
  5. Акула
  6. Алмазы
  7. Апельсины
  8. Армянин Тинтос
  9. Атака
  10. Ату его!
  11. Балкон
  12. Барка на Зелёном канале
  13. Бархатная портьера
  14. Баталист Шуан
  15. Без вести пропавший
  16. Без публики
  17. Безногий
  18. Белый огонь
  19. Белый шар
  20. Битва в воздухе
  21. Блистающий мир
  22. Блондинка
  23. Бой быков
  24. Бой на штыках
  25. Большое счастье маленького борца
  26. Борьба с пулемётом
  27. Борьба со смертью
  28. Бочка пресной воды
  29. Брак Августа Эсборна
  30. Бродяга и начальник тюрьмы
  31. Бука-невежа
  32. Бунт на корабле «Альцест»
  33. Буржуазный дух
  34. В гостях у приятеля
  35. В Италию
  36. В разливе
  37. В снегу
  38. Ваня рассердился на человечество
  39. Весёлая бабочка
  40. Весёлый мертвец
  41. Весёлый попутчик
  42. Ветка омелы
  43. Вечная пуля
  44. Взрыв будильника
  45. Возвращение
  46. Возвращение «Чайки»
  47. Возвращённый ад
  48. Воздушный корабль
  49. Вокруг света
  50. Волшебное безобразие
  51. Волшебный экран
  52. Вор в лесу
  53. Воскресение Пьера
  54. Восстание
  55. Вперёд и назад
  56. Враги
  57. Всадник без головы
  58. Выдумка парикмахера
  59. Выдумка Эпитрима
  60. Высокая техника
  61. Гарем Хаки-бея
  62. Гатт, Витт и Редотт
  63. Гениальный игрок
  64. Главный виновник
  65. Гладиаторы
  66. Глухая тропа
  67. Гнев отца
  68. Голос и глаз
  69. Голос и звуки
  70. Голос сирены
  71. Горбун
  72. Гостиница Вечерних огней
  73. Гость
  74. Гранька и его сын
  75. Далёкий путь
  76. Дача большого озера
  77. Два брата
  78. Два обещания
  79. Двойник Плереза
  80. Дело с белой птицей, или Белая птица и разрушенный костёл
  81. Дикая мельница
  82. Дикая роза
  83. Дорога в никуда
  84. Друг человека
  85. Дуэль
  86. Дьявол Оранжевых Вод
  87. Ерошка
  88. Железная птица
  89. Жёлтый город
  90. Жизнеописания великих людей
  91. Жизнь Гнора
  92. За решётками
  93. Забытое
  94. Загадка предвиденной смерти
  95. Заколоченный дом
  96. Заслуга рядового Пантелеева
  97. Захват знамени
  98. Зверь Рошфора
  99. Зелёная лампа
  100. Земля и вода
  101. Зимняя сказка
  102. Золото и шахтёры
  103. Золотой пруд
  104. Зурбаганский стрелок
  105. И для меня придёт весна
  106. Игрушка
  107. Игрушки
  108. Идиот
  109. Из памятной книжки сыщика
  110. Измена
  111. Имение Хонса
  112. Интересная фотография
  113. Искатель приключений
  114. История одного убийства
  115. История одного ястреба Молчание
  116. История Таурена
  117. Истребитель
  118. Каждый сам миллионер
  119. Как бы там ни было
  120. Как силач Рыжий Джон боролся с королём
  121. Как я был царём
  122. Как я умирал на экране
  123. Канат
  124. Капитан
  125. Капитан Дюк
  126. Карантин
  127. Карнавал
  128. Качающаяся скала
  129. Кинжал и маска
  130. Кирпич и музыка
  131. Клубный арап
  132. Колония Ланфиер
  133. Колосья
  134. Комендант порта
  135. Корабли в Лиссе
  136. Кошмар
  137. Кошмарный случай
  138. Крысолов
  139. Ксения Турпанова
  140. Лабиринт
  141. Лакей плюнул в кушанье
  142. Леаль у себя дома
  143. Лебедь
  144. Легенда о Фергюсоне
  145. Легенды войны
  146. Легче стало
  147. Лесная драма
  148. Летающий дож
  149. Личный приём
  150. Лошадиная голова
  151. Лужа Бородатой Свиньи
  152. Лунный свет П
  153. Львиный удар
  154. Любимый
  155. Любовница пристава
  156. Маленький заговор
  157. Маленький комитет
  158. Малинник Якобсона
  159. Маньяк
  160. Марат
  161. Марионетка
  162. Мат в три хода
  163. Маятник весны
  164. Медведь и немец
  165. Медвежья охота
  166. Мёртвые за живых
  167. Монте-Кристо
  168. Морской бой
  169. На американских горах
  170. На бирже
  171. На волоске
  172. На досуге
  173. На облачном берегу
  174. На острове
  175. На склоне холмов
  176. На склоне холмов
  177. Над бездной
  178. Наёмный убийца
  179. Наивный Туссалетто
  180. Наказание
  181. Наследство Пик-Мика
  182. Находка
  183. Нежный роман
  184. Непобедимый
  185. Непробиваемый панцирь
  186. Нечто из дневника
  187. Новогодний праздник отца и маленькой дочери
  188. Новый цирк
  189. Нож и карандаш
  190. Ночлег
  191. Ночная прогулка
  192. Ночью
  193. Ночью и днём
  194. Нянька Гленау
  195. Обезьяна
  196. Огненная вода
  197. Огонь и вода
  198. Один из многих
  199. озорный столб
  200. Окно в лесу
  201. Опасный прыжок
  202. Оргия
  203. Оригинальный шпион
  204. Остров
  205. Остров Рено
  206. Открыватель замков
  207. Отравленный остров
  208. Отставший взвод
  209. Отшельник Виноградного пика
  210. Охота в воздухе
  211. Охота на Марбруна
  212. Охота на хулигана
  213. Охотник за минами
  214. Пассажир Пыжиков
  215. Пасха на пароходе
  216. Пешком на революцию
  217. Племя Сиург
  218. Пляска смерти
  219. По брачному объявлению
  220. По закону
  221. Победитель
  222. Повесть, оконченная благодаря пуле
  223. Подземное
  224. Поединок
  225. Поединок предводителей
  226. Покаянная рукопись
  227. Покой
  228. Пороховой погреб
  229. Последние минуты Рябинина
  230. Предсмертная записка
  231. Преступление Отпавшего Листа
  232. Призвание
  233. Приказ по армии
  234. Приключения Гинча
  235. Продавец счастья
  236. Продолжение следует
  237. Происшествие в улице Пса
  238. Происшествие с часовым
  239. Происшествия в квартире г-жи Сериз
  240. Пролив бурь
  241. Пропавшее солнце
  242. Проходной двор
  243. Птица Кам-Бу
  244. Пустяки
  245. Путешественник Уы-Фью-Эой
  246. Пятнадцатое июля
  247. Разведчик
  248. Разговор
  249. Рассказ Бирка
  250. Рассказ о странной судьбе
  251. Ревность и шпага
  252. Редкий фотографический аппарат
  253. Рождение грома
  254. Роковое место
  255. Роковой круг
  256. Романтическое убийство
  257. Рука женщины
  258. Русалки воздуха
  259. Рыцарь Мальяр
  260. Самоубийство
  261. Сарынь на кичку
  262. Свадьба Маши
  263. Сделайте бабушку
  264. Сердце пустыни
  265. Серый автомобиль
  266. Серьёзный пленник
  267. Сила непостижимого
  268. Сила слова
  269. Синий волчок
  270. Синий каскад Теллури
  271. Система мнемоники Атлея
  272. Слабость Даниэля Хортона
  273. Сладкий яд города
  274. Слепой Дей Канет
  275. Слова
  276. Словоохотливый домовой
  277. Слово-убийца
  278. Слон и Моська
  279. Случай
  280. Случайный доход
  281. Смерть Аламбера
  282. Смерть Ромелинка
  283. Совесть заговорила
  284. Создание Аспера
  285. Состязание в Лиссе
  286. Социальный рефлекс
  287. Спокойная душа
  288. Старик ходит по кругу
  289. Сто вёрст по реке
  290. Страдалец
  291. Странное оружие
  292. Странное происшествие на маскараде
  293. Странный вечер
  294. Страшная посылка
  295. Страшная тайна автомобиля
  296. Судьба первого взвода
  297. Судьба, взятая за рога
  298. Таинственная пластинка
  299. Таинственный лес
  300. Тайна дома 41
  301. Тайна леса
  302. Тайна лунной ночи
  303. Там или там
  304. Танец
  305. Телеграфист из Медянского бора
  306. Тифозный пунктир
  307. Тихие будни
  308. Торговцы
  309. Трагедия плоскогорья Суан
  310. Трамвайная болезнь
  311. Третий этаж
  312. Три брата
  313. Три встречи
  314. Три похождения Эхмы
  315. Три пули
  316. Три свечи
  317. Труп-невидимка
  318. Трюм и палуба
  319. Тяжёлый воздух
  320. Убийство в Кунст-Фише
  321. Убийство в рыбной лавке
  322. Убийство романтика
  323. Убийца
  324. Удушливый газ
  325. Ужасное зрение
  326. Узник «Крестов»
  327. Урбан Грац принимает гостей
  328. Ученик чародея
  329. Фанданго
  330. Фантазёры
  331. Фантастическое провидение
  332. Хозяин из Лодзи
  333. Циклон в Равнине Дождей
  334. Человек с дачи Дурново
  335. Человек с человеком
  336. Человек, который плачет
  337. Чёрные цветы
  338. Чёрный автомобиль
  339. Чёрный алмаз
  340. Чёрный роман
  341. Чёрный хутор
  342. Четвёртый за всех
  343. Четыре гинеи
  344. Четырнадцать футов
  345. Чудесный провал
  346. Чужая вина
  347. Шедевр
  348. Шесть спичек
  349. Штурман «Четырёх ветров»
  350. Элда и Анготея
  351. Эпизод при взятии форта Циклоп
  352. Эсперанто
  353. Ящик с мылом

ВВЕДЕНИЕ

I РОМАНЫ И ПОВЕСТИ

АЛЫЕ ПАРУСА

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ

БЛИСТАЮЩИЙ МИР

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ

II РАССКАЗЫ

III ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД А.ГРИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авантюрные по своим сюжетам, книги Грина духовно богаты и возвышенны, они заряжены мечтой обо всем высоком и прекрасном и учат читателей мужеству и радости жизни. И в этом Грин глубоко традиционен, несмотря на все своеобразие его героев и прихотливость сюжетов. Иногда кажется даже, что он намеренно густо подчеркивает эту моралистическую традиционность своих произведений, их родственность старым книгам, притчам. Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же торжественным аккордом старинных повестей о вечной любви: "Они жили долго и умерли в один день..."

В этом красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде художественной выдумки, вероятно, и состоит одна из оригинальнейших черт гриновского дарования. Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создавал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, есть, какая, несомненно, существует - писатель в это твердо верил - на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом.

Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою "Гринландию", создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий...

Но так ли уж далеки его романтические вымыслы от реальности, от жизни? Герои рассказа Грина "Акварель" - безработный пароходный кочегар Классон и его жена прачка Бетси - нечаянно попадают в картинную галерею, где обнаруживают этюд, на котором, к их глубокому изумлению, они узнают свой дом, свое неказистое жилище. Дорожка, крыльцо, кирпичная стена, поросшая плющом, окна, ветки клена и дуба, между которыми Бетси протягивала веревки, - все было на картине то же самое... Художник лишь бросил на листву, на дорожку полосы света, подцветил крыльцо, окна, кирпичную стену красками раннего утра, и кочегар и прачка увидели свой дом новыми, просветленными глазами: "Они оглядывались с гордым видом, страшно жалея, что никогда не решатся заявить о принадлежности этого жилья им. "Снимаем второй год", - мелькнуло у них. Классон выпрямился. Бетси запахнула на истощенной груди платок..." Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души, "выпрямила" их.

Гриновская "Акварель" вызывает в памяти знаменитый очерк Глеба Успенского "Выпрямила", в котором статуя Венеры Милосской, однажды увиденная сельским учителем Тяпушкиным, озаряет его темную и бедную жизнь, дает ему "счастье ощущать себя человеком". Это ощущение счастья от соприкосновения с искусством, с хорошей книгой испытывают многие герои произведений Грина. Вспомним, что для мальчика Грэя из "Алых парусов" картина, изображающая бушующее море, была "тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя". А небольшая акварель - безлюдная дорога среди холмов, - названная "Дорогой никуда", поражает Тиррея Давенанта. Юноша, полный радужных надежд, противится впечатлению, хотя зловещая акварель и "притягивает, как колодец"... Как искра из темного камня, высекается мысль: найти дорогу, которая вела бы не никуда, а "сюда", к счастью, что в ту минуту пригрезилось Тиррею.

И, может быть, точнее сказать так: Грин верил, что у каждого настоящего человека теплится в груди романтический огонек. И дело только в том, чтобы его раздуть. Когда гриновский рыбак ловит рыбу, он мечтает о том, что поймает большую рыбу, такую большую, "какую никто не ловил". Угольщик, наваливающий корзину, вдруг видит, что его корзина зацвела, из обожженных им сучьев "поползли почки и брызнули листьями"... Девушка из рыбацкого поселка, наслушавшись сказок, грезит о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный моряк и алые паруса.

Странен и непривычен был Грин в обычном кругу писателей-реалистов, бытовиков, как их тогда называли. Чужим он был среди символистов, акмеистов, футуристов... "Трагедия плоскогорья Суан" Грина, вещь, которую я оставил в редакции условно, предупредив, что она может пойти, а может и не пойти, вещь красивая, но слишком экзотическая..." Это строки из письма Валерия Брюсова, редактировавшего в 1910-1914 годах литературный отдел журнала "Русская мысль". Они очень показательны, эти строки, звучащие, как приговор. Если даже Брюсову, большому поэту, чуткому и отзывчивому на литературную новизну, гриновская вещь показалась хотя и красивой, но слишком экзотической, которая может пойти, а может и не пойти, то каково же было отношение к произведениям странного писателя в других российских журналах?

Между тем для Грина его повесть "Трагедия плоскогорья Суан" (1911) была вещью обычной: он так писал. Вторгая необычное, "экзотическое", в обыденное, примелькавшееся в буднях окружающей его жизни, писатель стремился резче обозначить великолепие ее чудес или чудовищность ее уродства. Это было его художественной манерой, его творческим почерком.

Моральный урод Блюм, главный персонаж повести, мечтающий о временах, "когда мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание", не являлся особенной литературной новинкой. Человеконенавистники, доморощенные ницшеанцы в ту пору, "в ночь после битвы" 1905 года, сделались модными фигурами. "Революционеру по случаю", Блюму родственны по своей внутренней сущности и террорист Алексей из "Тьмы" Леонида Андреева, возжелавший, "чтобы все огни погасли", и пресловутый циник Санин из одноименного романа М. Арцыбашева, и мракобес и садист Триродов, коего Федор Сологуб в своих "Навьих чарах" выдавал за социал-демократа.

Сюжеты Грина определялись временем. При всей экзотичности и причудливости узоров художественной ткани произведений писателя во многих из них явственно ощущается дух современности, воздух дня, в который они писались. Черты времени иной раз так приметно, так подчеркнуто выписываются Грином, что у него, признанного фантаста и романтика, они кажутся даже неожиданными. В начале рассказа "Возвращенный ад" (1915) есть, например, такой эпизод: к известному журналисту Галиену Марку, одиноко сидящему на палубе парохода, подходит с явно враждебными намерениями некий партийный лидер, "человек с тройным подбородком, черными, начесанными на низкий лоб волосами, одетый мешковато и грубо, но с претензией на щегольство, выраженное огромным пунцовым галстуком...". После такой портретной характеристики уже догадываешься, какую примерно партию представляет сей лидер. Но Грин считал нужным сказать об этой партии поточнее (рассказ ведется в форме записок Галиена Марка).

"Я видел, что этот человек хочет ссоры, - читаем мы, - и знал - почему. В последнем номере "Метеора" была напечатана моя статья, изобличающая деятельность партии Осеннего Месяца".

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его "Автобиографическая повесть", где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Он и начинал свой литературный путь как "бытовик", как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету. Они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу, кажется, в их первоначальном облике, нимало не преображенные фантазией; как случилось, так и писалось. В "Автобиографической повести", на тех ее страницах, где Грин описывает дни, проведенные им на уральском чугунолитейном заводе, читатель найдет те же картины неприглядных нравов рабочей казармы, что и в рассказе "Кирпич и музыка", совпадают даже некоторые ситуации и подробности. А в напарнике юноши Гриневского, угрюмом и злом "дюжем мужике", вместе с которым он с утра до поздней ночи ("75 копеек поденно") просеивал уголь в решетах, можно без труда узнать прототип кудластого и злого, черного от копоти Евстигнея.

Рассказ о Евстигнее входил в первую книгу писателя "Шапка-невидимка" (1908). В ней напечатаны десять рассказов, и почти о каждом из них мы вправе предположить, что он в той или иной степени списан с натуры. На своем непосредственном опыте познал Грин безрадостное житье-бытье рабочей казармы, сидел в тюрьмах, по месяцам не получая весточки с воли ("На досуге"), ему были знакомы перипетии "таинственной романтической жизни" подполья, как это изображено в рассказах "Марат", "Подземное", "В Италию", "Карантин"... Такого произведения, которое бы называлось "Шапкой-невидимкой", в сборнике нет. Но заглавие это выбрано, разумеется, не случайно. В большей части рассказов изображены "нелегалы", живущие, на взгляд автора, как бы под шапкой-невидимкой. Отсюда название сборника. Сказочное заглавие на обложке книжки, где жизнь показана совсем не в сказочных поворотах... Это очень показательный для раннего Грина штрих.

Грин Александр Степанович (наст. фамилия Гриневский) (1880 - 1932)

Русский писатель. Грин родился 23 августа (по старому стилю - 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье "вечного поселенца" - ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать - русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. "Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей "Автобиографической повести", - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали "свинопасом", "золоторотцем", прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих". Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках "вакансии" он обходил все стоящие в гавани шхуны.

В первом плавании, на транспортном судне "Платон" он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, - после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост - 177,4, глаза - светло-карие, волосы - светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах "Заслуга рядового Пантелеева" и "История одного убийства". Через четыре месяца "рядовой Александр Степанович Гриневский" бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту "на хлебе и воде". Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г.Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда "этапным порядком" Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице "личного почетного гражданина" А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда... Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями... В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать "повесть-феерию" "Алые паруса". С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919, из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М.Горького ему удалось получить академический паек и комнату в "Доме искусств".

Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только "как все", бросил бы "фантазии"... Первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге.

Подпись "А.С. Грин" впервые появилась в 1908 под рассказом "Апельсины" (по другим сведениям - под рассказом "Случай" в 1907).

В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах". Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.

В 1912 году он приезжает в Петербург и приступает к созданию своего самого знаменитого произведения — повести-феерии «Алые паруса». Считается, что прообразом Ассоль, главной героини повести, стала жена Грина, которой автор и посвятил повесть о непоколебимой вере в чудо.

Закончив роман "Блистающий мир", весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии - "городе акварельных тонов". В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

Среди произведений - стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы: "Случай" (1907, рассказ), "Апельсины" (1908, рассказ), "Остров Рено" (1909, рассказ), "Колония Ланфиер" (1910, рассказ), "Зимняя сказка" (1912, рассказ), "Четвертый за всех" (1912, рассказ), "Проходной двор" (1912, рассказ), "Зурбаганский стрелок" (1913, рассказ), "Капитан Дюк" (1915, рассказ), "Алые паруса" (1916, опубликована 1923, повесть-феерия), "Пешком на революцию" (1917, очерк), "Восстание", "Рождение грома", "Маятник души", "Корабли в Лиссе" (1918, опубликован 1922, рассказ), "Крысолов" (опубликован 1924, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Сердце пустыни" (1923), "Блистающий мир" (1923, опубликован 1924, роман), "Фанданго" (опубликован 1927, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Бегущая по волнам" (1928, роман), "Ветка омелы" (1929, рассказ), "Зеленая лампа" (1930, рассказ), "Дорога никуда" (1930, роман), "Автобиографическая повесть" (1931).

  • Жанр:
  • В сборник стихов «Вечер» входят следующие произведения: «Молюсь оконному лучу…» Два стихотворения 1. «Подушка уже горяча…» 2. «Тот же голос, тот же взгляд…» Читая «Гамлета» 1. «У кладбища направо пылил пустырь…» 2. «И как будто по ошибке…» «И когда друг друга проклинали…» Первое возвращение Любовь В Царском Селе I. «По аллее проводят лошадок…» II. «…А там мой мраморный двойник…» III. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» «И мальчик, что играет на волынке…» «Любовь покоряет обманно…» «Сжала руки под темной вуалью…» «Память о солнце в сердце слабеет…» «Высоко в небе облачко серело…» «Сердце к сердцу не приковано» «Дверь полуоткрыта…» «Хочешь знать, как все это было?…» Песня последней встречи «Как соломинкой, пьешь мою душу…» «Я сошла с ума, о мальчик странный…» «Мне больше ног моих не надо…» «Я живу, как кукушка в часах…» Похороны «Мне с тобою пьяным весело…» Обман I. «Весенним солнцем это утро пьяно…» II. «Жарко веет ветер душный…» III. «Синий вечер. Ветры кротко стихли…» IV. «Я написала слова…» «Муж хлестал меня узорчатым…» Песенка («Я на солнечном восходе…») «Я пришла сюда, бездельница…» Белой ночью Под навесом темной риги жарко «Хорони, хорони меня, ветер!…» «Ты поверь, не змеиное острое жало…» Музе «Три раза пытать приходила…» Алиса I. «Все тоскует о забытом…» II. «Как поздно! Устала, зеваю…» Маскарад в парке Вечерняя комната Сероглазый король Рыбак Он любил… «Сегодня мне письма не принесли…» Надпись на неоконченном портрете «Сладок запах синих виноградин…» Сад Над водой Подражание И.Ф.Анненскому «Мурка, не ходи, там сыч…» «Меня покинул в новолунье…» «Туманом легким парк наполнился…» «Я и плакала и каялась…»
  • Авантюрные по своим сюжетам, книги Грина духовно богаты и возвышенны, они заряжены мечтой обо всем высоком и прекрасном и учат читателей мужеству и радости жизни. И в этом Грин глубоко традиционен, несмотря на все своеобразие его героев и прихотливость сюжетов. Иногда кажется даже, что он намеренно густо подчеркивает эту моралистическую традиционность своих произведений, их родственность старым книгам, притчам. Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же торжественным аккордом старинных повестей о вечной любви: "Они жили долго и умерли в один день..."

    В этом красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде художественной выдумки, вероятно, и состоит одна из оригинальнейших черт гриновского дарования. Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создавал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, есть, какая, несомненно, существует - писатель в это твердо верил - на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом.

    Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою "Гринландию", создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий...

    Но так ли уж далеки его романтические вымыслы от реальности, от жизни? Герои рассказа Грина "Акварель" - безработный пароходный кочегар Классон и его жена прачка Бетси - нечаянно попадают в картинную галерею, где обнаруживают этюд, на котором, к их глубокому изумлению, они узнают свой дом, свое неказистое жилище. Дорожка, крыльцо, кирпичная стена, поросшая плющом, окна, ветки клена и дуба, между которыми Бетси протягивала веревки, - все было на картине то же самое... Художник лишь бросил на листву, на дорожку полосы света, подцветил крыльцо, окна, кирпичную стену красками раннего утра, и кочегар и прачка увидели свой дом новыми, просветленными глазами: "Они оглядывались с гордым видом, страшно жалея, что никогда не решатся заявить о принадлежности этого жилья им. "Снимаем второй год", - мелькнуло у них. Классон выпрямился. Бетси запахнула на истощенной груди платок..." Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души, "выпрямила" их.

    Гриновская "Акварель" вызывает в памяти знаменитый очерк Глеба Успенского "Выпрямила", в котором статуя Венеры Милосской, однажды увиденная сельским учителем Тяпушкиным, озаряет его темную и бедную жизнь, дает ему "счастье ощущать себя человеком". Это ощущение счастья от соприкосновения с искусством, с хорошей книгой испытывают многие герои произведений Грина. Вспомним, что для мальчика Грэя из "Алых парусов" картина, изображающая бушующее море, была "тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя". А небольшая акварель - безлюдная дорога среди холмов, - названная "Дорогой никуда", поражает Тиррея Давенанта. Юноша, полный радужных надежд, противится впечатлению, хотя зловещая акварель и "притягивает, как колодец"... Как искра из темного камня, высекается мысль: найти дорогу, которая вела бы не никуда, а "сюда", к счастью, что в ту минуту пригрезилось Тиррею.

    И, может быть, точнее сказать так: Грин верил, что у каждого настоящего человека теплится в груди романтический огонек. И дело только в том, чтобы его раздуть. Когда гриновский рыбак ловит рыбу, он мечтает о том, что поймает большую рыбу, такую большую, "какую никто не ловил". Угольщик, наваливающий корзину, вдруг видит, что его корзина зацвела, из обожженных им сучьев "поползли почки и брызнули листьями"... Девушка из рыбацкого поселка, наслушавшись сказок, грезит о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный моряк и алые паруса.

    Странен и непривычен был Грин в обычном кругу писателей-реалистов, бытовиков, как их тогда называли. Чужим он был среди символистов, акмеистов, футуристов... "Трагедия плоскогорья Суан" Грина, вещь, которую я оставил в редакции условно, предупредив, что она может пойти, а может и не пойти, вещь красивая, но слишком экзотическая..." Это строки из письма Валерия Брюсова, редактировавшего в 1910-1914 годах литературный отдел журнала "Русская мысль". Они очень показательны, эти строки, звучащие, как приговор. Если даже Брюсову, большому поэту, чуткому и отзывчивому на литературную новизну, гриновская вещь показалась хотя и красивой, но слишком экзотической, которая может пойти, а может и не пойти, то каково же было отношение к произведениям странного писателя в других российских журналах?

    Между тем для Грина его повесть "Трагедия плоскогорья Суан" (1911) была вещью обычной: он так писал. Вторгая необычное, "экзотическое", в обыденное, примелькавшееся в буднях окружающей его жизни, писатель стремился резче обозначить великолепие ее чудес или чудовищность ее уродства. Это было его художественной манерой, его творческим почерком.

    Моральный урод Блюм, главный персонаж повести, мечтающий о временах, "когда мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание", не являлся особенной литературной новинкой. Человеконенавистники, доморощенные ницшеанцы в ту пору, "в ночь после битвы" 1905 года, сделались модными фигурами. "Революционеру по случаю", Блюму родственны по своей внутренней сущности и террорист Алексей из "Тьмы" Леонида Андреева, возжелавший, "чтобы все огни погасли", и пресловутый циник Санин из одноименного романа М. Арцыбашева, и мракобес и садист Триродов, коего Федор Сологуб в своих "Навьих чарах" выдавал за социал-демократа.

    Сюжеты Грина определялись временем. При всей экзотичности и причудливости узоров художественной ткани произведений писателя во многих из них явственно ощущается дух современности, воздух дня, в который они писались. Черты времени иной раз так приметно, так подчеркнуто выписываются Грином, что у него, признанного фантаста и романтика, они кажутся даже неожиданными. В начале рассказа "Возвращенный ад" (1915) есть, например, такой эпизод: к известному журналисту Галиену Марку, одиноко сидящему на палубе парохода, подходит с явно враждебными намерениями некий партийный лидер, "человек с тройным подбородком, черными, начесанными на низкий лоб волосами, одетый мешковато и грубо, но с претензией на щегольство, выраженное огромным пунцовым галстуком...". После такой портретной характеристики уже догадываешься, какую примерно партию представляет сей лидер. Но Грин считал нужным сказать об этой партии поточнее (рассказ ведется в форме записок Галиена Марка).

    "Я видел, что этот человек хочет ссоры, - читаем мы, - и знал - почему. В последнем номере "Метеора" была напечатана моя статья, изобличающая деятельность партии Осеннего Месяца".

    Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его "Автобиографическая повесть", где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

    Он и начинал свой литературный путь как "бытовик", как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету. Они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу, кажется, в их первоначальном облике, нимало не преображенные фантазией; как случилось, так и писалось. В "Автобиографической повести", на тех ее страницах, где Грин описывает дни, проведенные им на уральском чугунолитейном заводе, читатель найдет те же картины неприглядных нравов рабочей казармы, что и в рассказе "Кирпич и музыка", совпадают даже некоторые ситуации и подробности. А в напарнике юноши Гриневского, угрюмом и злом "дюжем мужике", вместе с которым он с утра до поздней ночи ("75 копеек поденно") просеивал уголь в решетах, можно без труда узнать прототип кудластого и злого, черного от копоти Евстигнея.

    Рассказ о Евстигнее входил в первую книгу писателя "Шапка-невидимка" (1908). В ней напечатаны десять рассказов, и почти о каждом из них мы вправе предположить, что он в той или иной степени списан с натуры. На своем непосредственном опыте познал Грин безрадостное житье-бытье рабочей казармы, сидел в тюрьмах, по месяцам не получая весточки с воли ("На досуге"), ему были знакомы перипетии "таинственной романтической жизни" подполья, как это изображено в рассказах "Марат", "Подземное", "В Италию", "Карантин"... Такого произведения, которое бы называлось "Шапкой-невидимкой", в сборнике нет. Но заглавие это выбрано, разумеется, не случайно. В большей части рассказов изображены "нелегалы", живущие, на взгляд автора, как бы под шапкой-невидимкой. Отсюда название сборника. Сказочное заглавие на обложке книжки, где жизнь показана совсем не в сказочных поворотах... Это очень показательный для раннего Грина штрих.

    Конечно же, впечатления бытия ложились у Грина на бумагу не натуралистически, конечно же, они преображались его художественной фантазией. Уже в первых его сугубо "прозаических", бытовых вещах прорастают зерна романтики, появляются люди с огоньком мечты. В том же кудластом, ожесточившемся Евстигнее разглядел писатель этот романтический огонек. Его зажигает в душе галаха музыка. Образ романтического героя рассказа "Марат", открывающего "Шапку-невидимку", был, несомненно, подсказан писателю обстоятельствами известного "каляевского дела". Слова Ивана Каляева, объяснявшего судьям, почему он в первый раз не бросил бомбу в карету московского губернатора (там сидели женщина и дети), почти дословно повторяет герой гриновского рассказа. Произведений, написанных в романтико-реалистическом ключе, в которых действие происходит в российских столицах или в каком-нибудь окуровском уезде, у Грина немало, не на один том. И, пойди Грин по этому, уже изведанному пути, из него, безусловно, выработался бы отличный бытописатель. Только тогда Грин не был бы Грином, писателем оригинальнейшего склада, каким мы знаем его теперь.