Как нарисовать мышку от компьютера. Рисование мышкой на компьютере

Здравствуйте, дорогие=) Сегодня хочу написать о том, как сочетать цвета для создания определенного настроения . Правила совсем не сложные, потому удивительно,что когда я в свое время это искала, я их не встречала. Поэтому пришлось двигаться от интуиции, а потом уже пытаться эту интуицию как-то вербализовать =) Вербализовалось оно само в процессе рассказов людям за три года работы=) Получилось довольное простое руководство, которое, надеюсь, вам пригодится.


1) Классический европейский способ. База + акцент

Как вы знаете, любую палитру можно условно разделить на базовые и акцентные цвета . База - это то, что близко к бесцветному, ахроматике - белый и его оттенки, варианты черного, разнообразный серый, и еще бежевый и коричневый.
База - это фон. Вещи, которые "подо все". База нужна для того, чтобы связать между собой точки интереса, не выступая вперед.

Акценты - все "цветные" цвета палитры- все самое насыщенное. Акценты несут психологические посылы, основанные на психологии цвета (блок о цветовых ассоциациях у нас есть, и я его не забросила, хотя пока не все цвета рассмотрели, в памяти можно освежить, пролистав оглавление. ). В общих чертах, все ассоциации цветовые так или иначе придут к вам довольно верно, если будете полагаться на образное мышление. Психология цвета очень похожа у представителей разных культур, полов и возрастов, потому как ассоциации идут из природы.

Итак, самый простой и беспроигрышный способ сочетать цвета - это использовать базовый цвет + акцентный.

Например, если мы берем серый.

Серый+ синий. Спокойный элегантный образ. (синий - вода, спокойствие, прохлада)

Серый+ розовый = располгающий, мягкий, довольно романтичный (розовый - нежность, мягкость)

Серый+ фиолетовый = необычый творческий образ (сиреневый - космос, мистика, неординарность)

И так же примерно со всеми остальными цветами. Как видите настроение задает акцент, серый служит фоном .

То же и с любым другим базовым цветов. Ну например, с бежевым.

Бежевый+красный = согревающий, по-земному чувственный образ. (красный = чувственность, страсть, огонь)

Бежевый+зеленый = умиротворяющий располагающий образ (зеленый - листва, природа, гармония)

Бежевый+бирюза\морская волна = спокойный расслабленный образ (бирюза = морская вода, расслабленность)

2) Творческое использование цветов без базы.
В некоторых культурах, как я писала недавно, базу в принципе не используют в обежде, предпочитают более броские цветовые сочетания. И находки бывают вполне интересные. Можно сочетать по два - три цветных цвета между собой, а можно использовать сочетание двух "цветных" цветов, разбавленное базой.

Чтобы создать нужное настроение из двух акцетных цветов, важно вспомнить о цветовом круге . Притом желательно о более правильном круге Манселла, а не об иттеновском, который многие используют. Кто давно читает сообщество, знают, почему, кто нет - напомню.

Итак, вот он, Манселловский цветовой круг.

На примере зеленого (который я никак не доразберу в блоке о психологии цвета Х)) я расскажу об общих приципах.

Во главе угла в сочетаниях "акцентных" цветов между собой стоит такое понятие как динамика . Динамика - это движение, скачок. Маленькая динамика создает впечатление медленного течения, успокаивает. Большая - быстрых скачков, привлекает внимание .

Динамика выражается засчет дальности расположения цветов друг от друга в цветовом круге.

1) низкая динамика = цвета близко в цветовом круге (монохром - отсутствие динамики вообще, один цвет). раполагающие и расслабленные образы , довойно спокойные с определенным посылом. движение - медленное течение.

Например, зеленый+ синий

2) Средняя динамика = цвета не близко и не далеко в цветовом круге, имеют общий первичный цвет в примеси (первичные - синий, желтый, красный). например, сиреневый и зеленый. Оба имеют в своем составе синий, но находятся не очень близко. Образы творческие интересные, привлекающие внимание, но не слишком . Динамика - летящая походка, небольшие скачки.

3) Высокая динамика - цвета противоположны в цветовом круге или находятся очень далеко. Движение - огромные скачки. Броские, сильно привлекающие внимание образы . Либо "драма" - т.е. "все глаза на меня", либо спорт и активность . Как пример - зеленый+маджента




Примерно так же будет, если двинуться и в обратную сторону - от зеленого к желтому.

В общем-то и все премудрости=) в интерьере\ природе\визуальном искусстве тоже работает=)
низкая динамика, спокойствие

средняя динамика, творчество

высокая динамика, активность

На сочетания влияют и еще несколько правил, которые вы уже знаете

1) наличие общего подтона . Цвета хорошо сочетаются, если есть общий подтон, другими словами, если это цвета одной цветотипной палитры или близких. Все цвета любой палитры сочетаются между собой.

2) при сочетании цветов именно в гардеробе важно учитывать вашу контрастность (то, насколько вы можете носить темные и светлые цвета вместе, какой разброс по шкале серого выдерживает внешность). Если контраст в одежде сильно выше или сильно ниже, чем во внешности, будет не совсем идеальная картинка, даже если цвета вам подходят.

3) в гардеробе не используют больше трех - четырех цветов одновременно (площадь тела больше не позволит, иначе будет рябить в глазах. Принты не в счет - там некоторые цвета в маленьком количестве очень) Цветом считается лепесток цветового круга во всех его оттенках . Сиреневый и светло - сиреневый - это один цвет. а сиреневый и сине-сиреневый - два.

Удачи вам и творческих успехов в сочетании цветов! =) =*

Любая обстановка нуждается в особых зонах, на которых люди будут концентрировать свое внимание. Без ярких пятен даже изысканная интерьерная картина выглядит слишком скучно. Акцентные области оформляются для достижения двух эффектов:

  • Отвлечь внимание от недостатков помещения и сконцентрировать его на достоинствах;
  • Создать точки-ориентиры для «зацепки» взглядом.

Сплошное пространство всегда визуально воспринимается сложно. Ощущение безликой, однотонной композиции наводит скуку. Заострить внимание на отдельных деталях интерьера можно несколькими способами:

  • Световым акцентированием. Эффектная подсветка ненавязчиво покажет, где находятся те самые важные зоны;
  • Цветом. С помощью комбинаций по ряду принципов создают фон и яркие пятна на нем;
  • Необычными формами. Резкие углы в «гладком» интерьере притянут к себе взгляд, так как создаются контрастные элементы, выбивающиеся из общей стилистической картины;
  • Фактурой. Рельеф, пожалуй, наиболее органичный способ создать умеренную акцентную зону.

Выделение цветом относят к наиболее сложным. Причиной тому стала особая «власть» оттенков над подсознанием человека. Аккуратно и незаметно палитра красок может управлять настроением и желаниями. Не стоит удивляться, что в черно-белых кухнях пропадает аппетит, а из гостиных в коричнево-красных тонах с желтым хочется сбежать. Поговорим о концепциях сочетаний цветов.

Акценты в интерьере: выбираем цвет

Под цветовыми акцентами подразумевают элементы дизайнерской картины, которые выбиваются из общей палитры оформления. Чаще всего в их роли выступает декор, но иногда и полноценные предметы меблировки могут приковывать внимание. Выбор палитры красок зависит не только от желаний владельцев, но и от размеров комнаты, особенностей освещения, стилистического решения. Последнее стоит учитывать, если используется не попурри направлений, а конкретный стиль с характерными для него особенностями и рамками. Так, в минимализме на черно-белом с серым фоне акценты выбирают по принципу «нейтрального интерьера». Абсолютно любой тон, внесенный на светлый холст обстановки будет заметен и ярок. В провансе, где белоснежные полы сочетаются с такой же мебелью, или в хайтеке цвета акцентов выбирают по такому же принципу. В более темных оттенках классического стиля или ар деко с игрой тонов рекомендуют быть осторожнее, так как подобный интерьер не все стерпит. Если вы уверены в безупречности своего вкуса, то сочетания цветов можно подбирать интуитивно. Однако все же рекомендуют воспользоваться одной из общепринятых схем. В основе каждой лежит определенный принцип.

Что касается совместимости цветового решения с габаритами комнаты, то не рекомендуют перегружать темными акцентами маленькие помещения. В небольших пространствах используют интерьеры в светлых тонах (побольше белоснежного и пастельных оттенков). Чтобы визуально добавить комнате лишние метры акценты нужно делать по принципу легких цветовых переходов, а не контрастных границ.

Схема «тепло-холодно»

В зависимости от психологического восприятия человеком цвета делят на холодные и теплые. К первым относят синий, зеленый, фиолетовый, бирюзовый, сиреневый и голубой, а ко вторым - красный, желтый, оранжевый, розовый. В основу принципа легло цветовое сочетание по контрасту. К примеру, все убранство комнаты оформляется в оттенках одной «температуры». Акцентировать внимание будут на деталях, которые выполнены в тонах, находящихся по другую сторону условной оси цветового спектра. Оттеночная картина получается органичной и сбалансированной, так как противоположные цвета друг друга дополняют.

Схема «Дополнительная»

Принцип дополнения предполагает использование в интерьере пары основных оттенков. К одному из них добавляют тот контрастный тон, который находится строго напротив на спектральном круге. К примеру, в интерьере превалируют розовые и оранжевые оттенки, чтобы их сбалансировать и разбавить добавляют акцентный голубой или синий. Если от обстановки тянет «холодом» (синий, фиолетовый), то детали оформляют в коричневых тонах или золоте с желтизной. Подобная цветная схема ярко и слегка агрессивно украшает интерьер, поэтому ее не рекомендуют применять в комнатах для отдыха: детской, спальне.

Схема «Аналогичная»

Этот принцип комбинирования отличается спокойствием и относительной нейтральностью. Цветовая температура помещения остается почти неизменной, так как к основному или дополнительному оттенку выбирают ближайшего «соседа» по спектру. Границы фона и акцентных зон будут иметь переходный характер, вместо резких контрастов. Рекомендуют в подобной манере оформлять спальни и комнаты для отдыха.

Акценты в нейтральном интерьере

Если цветовая гамма комнаты состоит из коричневого, черного, белого, серого, бежевого оттенков, то смело можно вводить акценты абсолютно любых тонов по выбору владельцев. Причем не обязательно ограничиваться всего одним вариантом. Допустимо использование нескольких цветов, но только после предварительной оценки тоновой перегруженности помещения. К примеру, в монохромных комнатах смело можно добавить даже два-три акцента. В интерьерах, где уже сочетают коричневый, беж, чёрный и белый не рекомендуют перегружать обстановку еще парой дополнительных оттенков.

Перед тем, как покупать декор тщательно взвесьте степень сочетаемости акцентов друг с другом. Возможно один сможет полностью заглушить второй, тем самым поставив под вопрос его использование. Желательно, чтобы оба оттенка были одинаковой интенсивности.

Как соблюсти баланс

Чтобы фон и акценты гармонировали между собой, необходимо соблюсти норму соотношений. Эдакое правило «золотого сечения», адаптированное для интерьерной композиции. Соотношение касается трех цветов:

Это правило распространяется не на все поверхности. Дизайнеры обычно не учитывают дерево или материалы его имитирующие. Они рассматриваются, как нейтральный фон. Речь идет о классической древесине натуральных оттенков (дуб, сосна, венге), а не о пластиковых панелях, поверхность которых повторяет текстуру оригинала, но окрашена в кислотные цвета. Аналогичная ситуация складывается и с белыми, оштукатуренными потолками и стенами. Их просто выбрасывают из цветовой композиции, так как решение «задачки» с таким большим фоном-нейтралом неизбежно приведет к неверным результатам и нарушенной композиции.


Что можно использовать как яркий акцент

В роли акцента выступают любые предметы декора или основной обстановки. Интерьерную картину обычно «шлифуют» с помощью:

  • Текстиль. Вариант, который позволяет акцентировать внимание не только за счет цвета или узора, но и фактуры. Главное преимущество ткани заключается в ее заменяемости. Вы можете полностью сменить акценты в комнате, если нынешними уже пресытились. Ткани позволяют без ущерба для кошелька экспериментировать даже с теми цветами, которые быстро надоедают;
  • Предметы декора. В их роли может выступать любой интерьерный объект, главное назначение которого - украшать собою комнату;
  • Предметы меблировки. С этими объектами и яркостью лучше быть осторожнее, так как подобные оттенки все же рекомендуют вводить в помещение строго дозировано. По этой причине, диван например, лучше выбрать не целиком красным, а с броскими ножками и подлокотниками. Оптимальным считается использование модульной мебели, где в яркие цвета окрашены только отдельные ее части;
  • Акцентные зоны. Под этим понятием обычно подразумевают целую площадку, которая отдана на «растерзание» декоративным элементам. В роли акцентной зоны может выступать стена, подиум, отдельный уголок комнаты.

В гостиной акцентами становятся коврики, диванные подушечки, пледы, шторы, вазы или шкатулки на полках, светильники, люстры и отдельные части журнальных столиков или стеллажей. На кухнях интерьер шлифуют за счет ярких фартуков, посуды, комнатных растений, скатертей (для обеденной зоны), штор и столешниц. В спальне обычно все акценты сосредотачивают на стене у изголовья кровати. В результате получается, что яркие краски на палитре есть, но спящие люди их не замечают, что соответственно не мешает сну. Также в этой комнате используют броские шторы, подушечки, покрывала. В прихожих ограничиваются парой картин на стенах, ковриком под дверью и скамеечкой для переобувания. В детских комнатах яркие краски используют повсеместно: чем пестрее обстановка (в рамках меры конечно), тем активнее развивается ребенок.

Заключение

Яркие акценты жизненно необходимы в дизайне интерьера городской квартиры или частного дома. Совершенно неважно, какого типа ваше жилье и где оно расположено. Если в нем будут проводить время люди, то и обстановка должна быть уютной. А ее без соблюдения цветового баланса (фон-акценты) получить невозможно.

Чтобы всем было удобно, мастер-класс устроили в субботу, к тому же в самом центре Москвы: в Высшей школе средового дизайна МАРХИ.

Секретами декораторского мастерства делился дизайнер интерьеров Александр Безвушко , хорошо известный зрителям «Квартирного вопроса» и «Дачного ответа». Послушать его собрались в основном коллеги по цеху – практикующие дизайнеры. Были и те, кто пришел по личному вопросу, увлекшись ремонтом собственной квартиры или дачи. Часть учеников нам увидеть не удалось – они принимали участие удаленно. Оказывается, мастер-класс можно было смотреть и слушать онлайн, не выходя из дома.

Александр начал с того, что всячески хвалил и рекомендовал цветовые акценты как технически несложный прием, который безотказно работает в любом интерьере, если правильно им воспользоваться.

Даже имея в арсенале самые нехитрые средства, такие как краска и текстиль, с помощью цвета можно создать очень интересное и запоминающееся пространство. Правда, сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Первая трудность – подобрать к обстановке правильный акцентный цвет. Вторая – внедрить этот цвет в интерьер в нужном количестве. Если переборщить, будет слишком пестро или ярко. Акцент начнет спорить с основными цветами и перестанет быть изюминкой. Если же добавить мало цвета, акцент вовсе потеряется на общем фоне.

Казалось бы, такие тонкие вопросы можно верно решить, лишь обладая «абсолютным» вкусом. Но, как выяснилось, и в этой области есть вполне конкретные правила. Так, для выбора акцентного цвета Александр Безвушко рекомендовал использовать один из четырех основных методов.

Схема первая, очень распространенная – «контраст по тону». Смысл в том, что в качестве акцента можно взять какой-то другой оттенок цвета, который доминирует в комнате. Он может быть темнее или светлее – как вам больше нравится.

Схема вторая – «тепло-холодно». Она интереснее и сложнее в исполнении. Основана на контрасте теплых и холодных цветов. Так, если в комнате, скажем, преобладают теплые тона (желтый, оранжевый, терракотовый), в качестве акцента можно выбрать какой-нибудь холодный цвет, например голубой или синий. Это внесет в интерьер некоторую динамику и еще сильнее подчеркнет его теплоту.

Схема третья – «дополнительная» предлагает использовать в качестве компаньонов цвета, которые в цветовом круге находятся друг напротив друга. Если в помещении преобладает, например, оранжевый цвет, то в роли «изюминки» уместно будет смотреться голубой, синий или фиолетовый. А в зеленом помещении можно смело расставлять красные или фиолетовые акценты.

Схема четвертая – «аналогичная». Самая спокойная и популярная для жилых помещений. Чтобы не прогадать, можно брать тона, которые в цветовом круге расположены по соседству с основным цветом интерьера.

Чтобы наглядно представить, как эти схемы работают, да и вообще поупражняться в колористике, Александр советует воспользоваться онлайн примерочной на сайте www.dulux.ru , где можно сколько угодно красить виртуальные интерьеры в любые цвета, не боясь ошибиться. А уж потом, набравшись опыта онлайн, переходить к практическим занятием.

Всех, кто только собирается выбирать колер и красить стены, дизайнер предостерег от одной распространенной ошибки.

Даже если какой-то цвет вам очень понравился, не стоит покупать краску сразу на весь объем.

Для начала лучше взять пробники и сделать выкрас – покрыть часть стены (размером хотя бы 80 на 80 см). Так можно будет увидеть, как тон выглядит в массе. А еще очень важно посмотреть на этот фрагмент в разное время суток: утром, вечером, при дневном и искусственном освещении. Цвет может измениться практически до неузнаваемости.

Итак, с акцентный цветом вроде разобрались, теперь хорошо бы научиться определять, сколько должно быть в комнате этого цвета, чтобы пространство заиграло. Александр рекомендует не гадать на кофейной гуще, а воспользоваться проверенной формулой.

Согласно формуле, примерно 60% всех поверхностей в интерьере, включая текстиль и аксессуары, должен занимать основной цвет, 30% может быть отдано второму по значению, дополнительному тону. Акцентный цвет выполнит свою роль, если его доля составит около 10%.

Закончив с правилами и формулами, ведущий перешел к примерам из собственной практики, а после всех пригласили закрепить свежие знания на практике. Рядом уже стояло несколько десятков открытых банок с краской самых жизнерадостных оттенков.

Вооружившись валиками, ученики принялись за работу. Перед нами стояла задача придумать колористическое решение для комнаты и, разумеется, подобрать к ней цветовой акцент. Оценок не ставили, так что каждый имел возможность самовыражаться без ограничений.

Урок подошел к концу , оставив ощущение с пользой проведенного времени и желание еще раз вернуться, чтобы узнать что-то новое про удивительный мир красок. К счастью, такая возможность представится очень скоро. Уже 6 июля состоится новый дизайн-класс Dulux. Присоединяйтесь!