Как развить музыкальный слух у ребёнка? Музыкальный слух и чувство ритма малыша. Игра «Кто поет?»

Песни и колыбельные, рассказывать потешки, но не все понимают, какое влияние это оказывает на развитие слух а. По мнению специалистов, потешки и колыбельные имеют очень легкую для восприятия ребенком ритмику. И совсем не важен смысл сказанного, главное, чтобы при этом был спокойный и доброжелательный.

Погремушки, колокольчики – это тоже не бесполезное изобретение. С их помощью проводят занятия, направленные не только на развитие слух а, но и на развитие мелкой моторики и зрения. Негромко позвоните в колокольчик сначала с одной стороны и дождитесь, чтобы кроха повернул голову в сторону звука, затем проделайте то же самое с другой стороны. При регулярных занятиях могут очень быстро научиться находить глазами предмет, который издает звук. Это одно из самых эффективных упражнений, направленных на развитие звука.

Многие родители еще до рождения начинают строить планы на его будущее. И часто первое место в них занимает мечта о том, что их гениальный ребенок будет обязательно в музыкальной и знать как минимум два . Кроме желания ребенка и способностей для реализации этих планов необходимо обладать музыкальным слух ом. Для его развития во время бодрствования малышу полезно включать звуковой фон: пение птиц, шум леса, классическую музыку.

Развивая слух ребенка , вы помогаете ему быстрее овладеть устной речью. У таких практически отсутствуют какие-либо дефекты речи, так как у них хорошо развит фонематический слух : дети хорошо слышат и различают все звуки и соответственно могут их воспроизводить и устно, и на письме. У них намного реже встречаются ошибки при написании похожих по звучанию слов, например, лиса-леса. Это существенно повышает уровень грамотности и облегчает процесс обучения в школе.

Иногда родители задаются вопросом, можно ли способствовать развитию музыкального слуха у ребенка. Бывает, что и взрослые люди желают развить собственные музыкальные способности для пения, игры на музыкальных инструментах.

Инструкция

Самое правильное решение – брать частные уроки у педагогов или устроиться на курсы в музыкальную школу (музыкальное училище) по пению и развитию музыкального слуха. Аналогичный вариант – заказать -курс, аудио-курс от педагога через интернет и заниматься по нему самостоятельно. Минус такого рода занятий в том, что вы не сможете задать волнующие вас вопросы по ходу работы, требующие разрешения у профессионального человека, и все задачи вам придется решать самостоятельно.

Обзаведитесь профессиональной установкой караоке и большим выбором песен для исполнения. Пойте чаще любимые композиции. Старайтесь не перекрикивать музыку, а прислушиваться к ней, подстраивать свой голос под мелодию. Меняйте тональность очередной песни для удобного исполнения.

Приобретите музыкальный клавишный инструмент: фортепиано, цифровое , синтезатор (можно непрофессиональный, недорогой). Просите родных нажимать на нем различные клавиши. Вы же должны повторять их звучание своим голосом. Либо делайте такие упражнения сами. Со временем задачу усложняйте. Нажимайте две клавиши одновременно и пробуйте пропеть оба звука. Затем три клавиши и так далее.

Пользуясь клавишным инструментом, попросите близких нажать какую-то клавишу на нем, сами в это время отвернитесь. Теперь подойдите к инструменту и попытайтесь найти ту клавишу, звук которой только что слышали. Задачу со временем усложняйте, пытаясь найти звуки двух нажатых клавиш, трех и так далее.

Пойте в унисон с любым инструментальным аккомпанементом. Такое упражнение может довести слух до идеального.

Изучайте ноты и пропевайте их с листа, пойте одноголосные упражнения, угадывайте проигранные ноты, интервалы, аккорды. Такие упражнения развивают слух профессиональных музыкантов в музыкальных обучающих учреждениях.

Развить музыкальный слух можно даже, сидя компьютером. Скачайте любой вид музыкальной программы-экзаменатора. Такие программы, если с ними работать регулярно, не только развивают слух, но и проверяют ваши данные, выдают результаты, помогают закреплять полученные знания.

Развитие музыкального слуха у ребёнка полностью зависит от родителей. Если еще до рождения позаботиться об этом, музыкальный вкус ребенка сформируется очень быстро и почти незаметно. Имеете шанс вырастить будущего композитора.

В статье будет описана польза музыкального развития ребенка.

  • Музыкальное воспитание ребенка должно начинаться еще в дошкольном возрасте. Более того, многие исследователи указывают на пользу воздействия музыки с самых первых дней жизни
  • Понимание искусства — это одно из условий развития гармоничной личности
  • Музыкальному воспитанию уделяют внимание в школах и детских садах. Но и родители, демонстрируя собственный пример, должны показать роль музыки в жизни
  • Музыкальное восприятие позитивно влияет на многие сферы жизни: развивает чувство прекрасного, вырабатывает личный вкус, дает возможность лучше понимать себя

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

  • Развитие любви к музыке приобщает маленького человека к достояниям мировой культуры. Такой ребенок становится более эрудированным, эстетически ориентированным
  • Музыка позитивно влияет на развитие личности и на нервную систему. Ученые давно установили, что классическая инструментальная музыка способна замедлить сердцебиение и снять стресс
  • По средствам музыки ребенок познает окружающий мир. Она приводит его к новым мыслям и чувствам
  • Исследователи утверждают, что музыкально развитые дети более старательные во сферах сферах жизни, им проще дается обучение в школе
  • Музыкальное развитие стимулирует умственное. Те дети, которые регулярно занимаются музыкой имеют лучшую память
  • Музыкальное образование должно начинаться с дошкольного возраста и быть регулярным

Особенности музыкального развития детей по возрастам

  • Дети до 4х лет. Это период раннего развития ребенка, когда дети еще обладают наглядно-действенным способом мышления. В это время у малышей только зарождается желание активно участвовать в процессах. Они с интересом относятся к музыке, могут спеть детскую песню вместе со взрослыми. Также, с удовольствием повторяют некоторые движения
  • Дети 4-6 лет. Дошкольный возраст, который очень важен в музыкальном воспитании. В это время у ребенка формируется голосовой аппарат и способность хорошо двигаться. Необходимо заниматься пением, развивать ритмическое восприятие. Полезны физические нагрузки под музыку, как основа танца. Ближе к 6 годам дети способны запоминать движения и соотносить их с музыкой
  • Дети 6-7 лет. В этом возрасте малыши уже могут поразмышлять о роли музыки. Они уже определяют ее эмоциональное воздействие (грустная или веселая). Это оптимальное время для начала музыкального образования

Музыкально ритмическое развитие детей

  • Музыкально-ритмическое воспитание тесно связано с приобщением малыша к музыки. Это два дополняющих друг друга аспекта
  • Ритмическая грамотность заключается в способности слушать и слышать музыку. быть внимательным и соотносить ритм с движениями
  • Музыкально-ритмическое воспитание проводится по средствам танцев, игр и музыкальных занятий
  • Элементы такого воспитания допустимы с самого раннего возраста (как, например, ритмическое похлопывание в ладоши). Но наиболее важно оно в возрасте 5-7 лет
  • Ритмические движения воспитывают в ребенке чувство музыки, развивают физические навыки, учат согласовывать услышанную музыку с движениями танца
  • Музыкально ритмическое воспитание развивает творческие способности. Малыш учится самостоятельно придумывать движения и музыкальное сопровождение в своем воображении


Развитие музыкального слуха у детей

  • Музыкальный слух обычно является врожденным явлением. Но, в любом случае, его нужно развивать
  • Существует несколько способов выяснить, есть ли музыкальный слух у малыша. Проведите простой домашний тест
  • Если в доме имеется музыкальный инструмент, поиграйте с малышом в простую игру. Пусть он закроет глаза, а вы нажмете несколько клавиш (2). Ребенок должен сказать, сколько звуков прозвучало. Можно менять количество звуков, чтобы узнать, как четко их определяет ребенок
  • Еще одно упражнение, но более сложное. Напойте простую мелодию. Старайтесь, чтобы она была в допустимом для голоса ребенка диапазоне. Попросите его повторить
  • Музыкальный слух можно развить, даже если он отсутствует. Для этого требуются регулярные занятия и любовь малыша к музыке

Музыкально эстетическое развитие детей

  • По средствам искусства человек познает мир. Он учится отличать хорошее от плохого, предавать своим эмоциям четкие границы, обосновывать и облачать в слова чувства. Музыка — это одно из наиболее важных отраслей искусства
  • Первое, что сказывается на музыкальных предпочтениях малыша — это пример родителей. С детства слыша определенную музыку он строит представления о мире на основе ее
  • Многие педагоги, в том числе известный Сухомлинский, отмечали, что без музыкального восприятия невозможно полноценное развитие личности
  • Необходимо давать малышу развивать свой собственный вкус, включая разнообразную музыку. Уже с младшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Ребенок должен уметь определить и выразить те эмоции, которые передает мелодия


Музыкальная игра средство развития ребенка

  • В игровой форме ребенок легче постигает информацию. Для него игровая деятельность мало связана со скучными занятиями и поэтому в удовольствие
  • Чтобы малыш не уставал, следует сделать игры более разнообразными
  • Зацикливаться на одном виде игр нельзя. Это быстро надоест и перестанет приносить эффект
  • Комбинируйте музыкальные занятия с другими видами деятельности. Включайте музыку во время досуга малыша. Это будет также важный элемент музыкального развития

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

  • Совместное прослушивание музыки уже есть своеобразным упражнением. Сконцентрируйте внимание малыша на темпе и настроении музыки. Если это песня, то попытайтесь вместе спеть ее
  • Найдите мелодию, где будет четкий ритм. Предложите малышу постучать по столу пальцами в такт. Можно начать вместе, а потом дать возможность ребенку самому войти в ритм
  • В 5 — 6 лет можно начать заучивать стихи и песни. Это способствует ритмическому восприятию
  • Выберите звуковой диапазон, в котором малыш не будет травмировать голос. Сыграйте ноту, напойте ее и попросите ребенка повторить. Так спойте октаву вниз и вверх
  • Поиграйте в игру с хлопками. Настучите простой ритм и пусть малыш повторит. По мере развития ритмического восприятия можно усложнять ритмы
  • Купите ребенку детский барабан. Вместе играйте с ним, придумывая свои ритмы
  • В 6 — 7 лет малыша можно отдать в музыкальную школу, где будут проводиться специальные занятия по развитию творческих способностей


Музыкальное развитие детей раннего возраста 2-3 года

  • В таком раннем возрасте малыш только начинает узнавать окружающий мир. Музыка для него — нечто новое. И поэтому музыкальное развитие должно быть индивидуальным
  • Однозначно нужно периодически включать музыку ребенку. При этом сама мама может напевать и выражать заинтересованность
  • Дети по разному относятся к музыке. Для некоторых она не является раздражителем, они могут по долгу слушать ее. Тогда можно включать музыку довольно часто
  • Одним из элементов музыкального развития в этом возрасте является пение матери. Колыбельные и другие детские песенки позитивно сказываются на развитии
  • Детские игрушки, например клависин, можно также считать элементом музыкального развития. Пусть еще хаотично, но малыш уже пытается извлекать из него звуки. Главное не мешать ему в творчестве

Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет

  • Дошкольный возраст — один из самых важных периодов в музыкальном воспитании ребенка
  • В 4 года малыш уже начинает осознавать музыку, как нечто отдельное. Его могут заинтересовать разные мелодии. В игровой форме можно уже начинать обсуждать услышанное. Связывать мелодии с интересными детскими историями
  • В 5 лет у малыша уже достаточно развитое восприятие. Он может передать эмоции. Координация движений уже нормальная, можно связывать танцевальные упражнения с музыкой. Включайте музыку во время упражнений и досуга малыша
  • В 6 лет малыш может ужу приступать к музыкальному образованию. В это время даже намечаются творческие способности. Те дети, у которых настоящий талант к музыке, могут придумывать несложные мелодии


Музыкальное развитие детей в начальной школе

  • В начальной школе музыкальное воспитание имеет две цели: ознакомление детей с основами музыкального искусства и развитие талантов
  • В первом классе дети слушают педагога, вместе выполняют упражнения на развитие ритма и слуха
  • Во втором и третьем классе уже начинают заниматься пением, осваивать музыкальные произведения, знакомятся с первыми композиторами
  • Если у малыша есть интерес к музыке, то его творчество не должно ограничиваться общеобразовательной школой. На самом деле в ней не так много времени уделяется музыкальному воспитанию
  • Но именно в школе ребенок ознакомится с инструментами и сможет выбрать наиболее подходящий

Видео: Музыкальное воспитание ребенка

Вы хотите развить музыкальный слух у ребенка? Оказывается, что потенциально музыкальным слухом обладают абсолютно все дети. Вся проблема в том, что из-за отсутствия правильного музыкального воспитания, этот дар оказывается загубленным. Но как же правильно нужно заниматься с ребенком, чтобы развить, если не абсолютный, то хотя бы просто хороший слух?

Вспомните, что, когда мы учим ребенка разговаривать, мы читаем ему книги, рассказываем сказки, потешки. Причем маленький ребенок постоянно наблюдает за выражением лица, мимикой, движением губ и т.д. Если мы хотим добиться более чистой речи, то мы перестаем сюсюкать и коверкать слова вслед за ребенком. Маленькие детки всегда подражают родителям, и процесс подражания тоже играет не маловажную роль.

Поэтому, если Вы хотите привить любовь к музыке у ребенка, то покажите ему собственный положительный пример. Даже если Вы никогда не держали в руках музыкальных инструментов, то уж петь-то Вам точно приходилось. А еще чаще Вы слушали свою любимую музыку. Вот и начните с этого. Слушайте хорошую качественную музыку, которая Вам самим по душе. Это может быть эмоциональная классическая музыка, танцевальная, народная, и даже легкий рок.

Никто не отменял также пение колыбельных или потешек. Даже в утробе матери ребенок способен чувствовать вибрации маминого голоса. Пойте много, пойте с душой, пойте тихо и громко. Расширяйте свой репертуар и уже после рождения ребенок будет узнавать и любить Ваш голос.

Когда малыщ немного подрастет можно предлагать ему инструменты: барабаны, дудочки, детские гитары, металлофон, синтезатор. Здесь главное, чтобы ребенок принимал участие и сам создавал музыку, а не просто пассивно слушал. Конечно, придется запастись терпением, прежде чем юное дарование начнет выводить связные мелодии.


Хорошо бы еще ходить с ребенком на детские концерты, музыкальные спектакли, смотреть соответствующие мультфильмы. Песни нужно подбирать с добрыми сюжетами, т.к. они формируют мировоззрение ребенка.

Занятия вокалом с ребенком можно проводить с того момента, когда он только начнет повторять слова. Простые слоги можно уже распевать “ма-ма-ма”, “ту-ту-ту”, “да-да-да” и т.д.

Как ни странно, малыша можно научить петь, позволяя ему просто покричать. Не стоит одергивать его, когда он кричит в подъезде или в арке дома, где есть эхо. Так ребенок научится слушать и наслаждаться своим голосом.

Чтобы научить кроху различать низкие, средние и высокие звуки, можно на инструменте показывать, как звучит медведь, поет птичка, или говорит человек.

Развитие слуха у детей первого года жизни

еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. и это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне - мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

в первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

на 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

а в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. в этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание и мелодий.

во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины - ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».

к 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию - улыбнуться.

в 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе - малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

на третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. в ответ на разговор взрослого проявляется - радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. в этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.

к 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. реакция на обращения взрослого становится более бурной - малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.

в 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. в этот период детям очень нравится слушать музыку.

с 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. начинает улавливать интонацию голоса взрослого - похвалу, порицание, вопрос, запрет. повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают , из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.

в 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.

к 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.

к концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. появляются первые осознанные простые и облегченные слова - «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.

как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

Материал к занятию.

” №1/2007 04.08.11

Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!

Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» значит, активнее идут мыслительные процессы.

Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.

Развитие слуха у новорожденных детей

Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.

Поиск источника звука

Первое, чему учится ребенок находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).

Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.

Распознавание звука

Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.

Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.

Музыкальные инструменты для ребенка

Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.

Музыка для детей

Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.

Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.

Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении

Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.

Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.

Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет

Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.

  • Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
  • Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
  • Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
  • Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
  • Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
  • Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.

Книги и игрушки для развития слуха ребенка

  1. Развивающая музыка для детей
  2. Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
  3. Барабан
  4. Губная гармошка.
  5. Музыкальная карусель
  6. Клавесин
  7. Записи голосов животных и птиц
  8. Сборник произведений П. И. Чайковского.
  9. Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
  10. Г. Гладков «Трубадур и другие...».