Лотрек биография. Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.

Мать художника за завтраком, 1882

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

Прачка, 1889

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж, 1891

Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Танец в Мулен-Руж, 1890

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Афиша Жанна Авриль, 1893

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Жюстин Диель в саду Фореста, 1890

Чтение газеты в саду, 1890

А. де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.

А. де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).

Туалет, 1889

Улица Мулен: медицинский осмотр, 1894

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Хронология жизни

1864
Родился 24 ноября в Альби, на юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек

1878
Происходят два несчастных случая, в результате которых ломает обе ноги. Рост мальчика после этого прекращается.

1882
Переезжает вместе с матерью в Париж, где поступает в мастерскую художника Леона Бонна. Позже переходит в мастерскую Фернана Кормона.

1884
Открывает собственную студию на Монмартре, где с головой погружается в жизнь богемы.

1891
Становится известным всему Парижу благодаря своему плакату, сделанному для кабаре "Мулен Руж".

1892
Впервые посещает Лондон. Эту и последующие поездки на берега Темзы организуют друзья художника, пытающиеся вернуть его к нормальной жизни.

1899
Художнику ставят диагноз: алкоголизм. Заболевает сифилисом. По настоянию матери три месяца лечится в психиатрической клинике неподалеку от Парижа.

1900
Проводит зиму в Бордо. Весной следующего года возвращается в Париж совершенно больным.

1901
В июле покидает Париж, чтобы провести лето на атлантическом побережье. В августе, после инсульта, Лотрека парализует. 9 сентября скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо.

1 - Девушка в корсете

2 - Две подруги

3 - Двое друзей

4 - А la mie

5 - Femme tirant sur son bas

6 - В постели

7 - Женщина-клоун

8 - Жанна Авриль

9 - Одиночество

10 - Женщина с тазом

11 - Полураздетая женщина

12 - Портрет кузена

13 - Начало кадрили в Мулен-Руж

14 - Повешенный

15 - Моющаяся женщина

16 - Иветт Гильбер

17 - Жоккеи

18 - Кабаре японский диван

19 - Что говорит дождик

20 - Экзамен на факультете медицины в Париже

21 - Читальный зал в замке Мелрум

22 - Портрет Луи Паскаля

23 - Портрет Оскара Уайльда

24 - Сидящая Ша-Ю-Као

Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — это наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.

Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре». Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.

Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности. Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.

» content=»«/>

Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника.

Творчество Лотрека отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне. Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линиями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние. Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.

Анри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи.

Картины Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами работы. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли. Она закончила свою жизнь не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и бухло продажей спичек и сигарет.

Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю. Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской.

Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри. Рыжая Роза, девица легкого поведения, та самая, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.

Плакаты Анри де Тулуз Лотрека.

Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан. Именно плакаты принесли художнику желанную известность. Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с графикой другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК АНРИ

(род. в 1864 г. - ум. в 1901 г.)

«Стучусь головой о стену! И все это - для искусства, которое ускользает из рук и, может быть, никогда не будет мне благодарно за то, что я для него сейчас делаю».

Тулуз-Лотрек

«Мы понимаем сейчас, что Тулуз-Лотрек казался нам слишком необычным лишь потому, что он был естественным до крайности».

Тристан Бернард

Тулуз-Лотрек прожил короткую, но яркую жизнь. Несмотря на увечье, он никогда не ждал от людей сострадания и сам смеялся над собой, упреждая насмешки со стороны. Всего себя он посвятил искусству и работал ежедневно без устали, невзирая на слабое здоровье.

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби - городе, расположенном в юго-восточной части Центрального французского массива. Он был сыном графа Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран. Отец будущего художника происходил из старинного аристократического рода, который с XII века жил в окрестностях Тулузы. Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника. Отец и мать художника были двоюродными братом и сестрой, но заключение браков между Лотреками и Тапье не было редкостью. Некоторые исследователи считают, что болезненность и последующие увечья Анри в какой-то степени объясняются именно тем, что он был рожден в единокровном браке.

Тулуз-Лотрек получил хорошее домашнее воспитание, как это и подобало потомку одной из самых древних и благородных семей страны. В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь - казалось, все предвещало грядущую беду. Отец был полной противоположностью сыну. Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам. Увы, Анри была уготована совсем иная участь.

Мальчик страстно хотел быть похожим на отца. Охота, прогулки с собаками и верховая езда определяли ритм жизни молодого Лотрека. Тогда же появились его первые эскизы и акварели, демонстрирующие бесспорный талант молодого автора. Когда ему исполнилось тринадцать лет, отец подарил сыну пособие по соколиной охоте с надписью: «Помни, мой сын, что жизнь может быть здоровой только на воле, среди природы. Неволя приводит к вырождению и смерти.»

30 мая 1878 года Анри неудачно упал с низенького стула. То, что для другого подростка было бы всего лишь досадным эпизодом, для него стало трагедией: падение привело к перелому шейки левого бедра. Гипс. Недели неподвижности. Передвижение в инвалидной коляске. Перепробованы все врачи и все лекарства, но кости мальчика слишком хрупкие и плохо срастаются.

Однако и он, и любящая его мать еще надеялись на выздоровление. Но чуда не произошло. Следующим летом история повторилась - во время прогулки Анри поскользнулся и упал в небольшой овражек. Как следствие - перелом шейки правого бедра.

Он навсегда останется калекой, к тому же его ноги частично атрофируются и он остановится в росте (рост взрослого Лотрека едва достигал 1,5 м). Красивый мальчик превращается в уродливого юношу: непропорционально большая голова, огромный нос, коротенькие ножки.

Но Анри не падает духом. Он мужественно и со свойственным ему юмором пытается примириться со своей судьбой. Больной, прикованный к постели Лотрек пишет: «Рисую и пишу так много, насколько могу, пока рука не падает от усталости». Талант мальчика становится все более явным, и мать начинает понимать, что перед ней будущий талантливый художник. Графиня Адель продолжает возить сына по лечебницам. Боли в ногах понемногу утихают. В 1880 году Лотрек в своем дневнике пишет о захватившей его «страсти к рисованию».

Когда граф Альфонсо окончательно понял, что его сын никогда не будет ездить верхом и не станет продолжателем традиций и наследником образа жизни де Тулуз-Лотреков, он просто перестал заниматься мальчиком. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство. Он был сильно привязан к матери, которая с самого начала поняла, что сын станет художником. Их очень сблизили совместные поездки на курорты после трагических переломов в 1878–1879 годах. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты - это совсем другое».

В ноябре 1881 года он сдает экзамен на степень бакалавра, но из-за неудержимого стремления заниматься только живописью дальнейшее обучение прекращает.

По совету Рене Пренсто - художника-анималиста и друга семьи, Тулуз-Лотрек в марте 1882 года начинает учиться у известного художника Леона Бонна. Мастерская Бонна была одной из самых известных в Париже. Мэтр без обиняков заявляет начинающему художнику: «В вашей работе что-то есть, в целом неплохо, но ваш рисунок просто-напросто ужасен!» Критика только подстегивает Анри, ионе головой погружается в работу.

Зимой 1882 года Бонна закрывает свою мастерскую, и Анри переходит к Фернану Кормону - тоже признанному живописцу, специализирующемуся на исторической тематике. У Кормона Анри знакомится с Винсентом Ван Гогом, Эмилем Бернаром, Луизом Анкветино и другими молодыми художниками. Между ними завязываются дружеские отношения, но вместе с тем возникает и творческое соперничество.

Постепенно друзья отходят от традиционного, консервативного стиля, преподаваемого Кормоном. Сначала они повально увлекаются импрессионизмом, но скоро в творчестве проявляются присущие им новаторские тенденции. Период проб и экспериментов в живописи совпадает с изменениями, которые происходят в стиле жизни Тулуз-Лотрека. Молодой художник открывает для себя Монмартр, в то время - бедный район Парижа, ставший обителью артистической богемы, и влюбляется в царящую там непринужденную атмосферу.

Летом 1884 года Лотрек покидает парижский дом родителей и перебирается жить на Монмартр, в квартиру молодого художника Рене Гренье, с которым познакомился во время обучения у Кормона. В этом же доме на улице Фонтен на первом этаже в 1879–1891 годах размещалась мастерская Эдгара Дега, которого Лотрек считал одним из лучших современных художников.

Мать художника недовольна этим решением. Она боится, что без нее сын пойдет по «кривой» дорожке. Однако он часто пишет ей письма, и это немного успокаивает графиню Адель. «Мне скучно в барах, у меня нет желания выходить из дома, единственное, что остается делать - это писать картины и спать». Решение художника не вызывает восторга у отца, который хотел бы, чтобы сын жил в более приличном районе, например на Елисейских Полях.

Вскоре выяснилось, что беспокойство родителей было совершенно оправданным: жизнь художника очень быстро меняется. В письмах, написанных весной и летом 1886 года, встречаются намеки на «пристрастие к бутылке». Случается даже, что он пишет матери о проведенных им ночах «на мостовой».

В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка. В многочисленных кабаре и музыкальных барах постоянно ставилась под сомнение правомерность существующих социальных норм и запретов. Монмартр того времени - это центр продажной любви. Тулуз-Лотрек открывает там совершенно особый мир, до сих пор ему неизвестный, и этот мир найдет свое отражение в его работах. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Доходит даже до того, что он начинает подписывать свои картины псевдонимом, чтобы не компрометировать именитую семью.

В последние месяцы обучения у Кормона (завершившегося в начале 1887 года) Лотрек все меньше времени уделял традиционным темам и приемам. Наряду с классической техникой письма он все чаще применяет импрессионистские приемы, оживляющие его рисунок. Прежде всего, он выбирает реалистическую тематику, которая и будет доминировать в его последующих работах: городские гуляния, уличные представления, танцевальные вечера, цирк, кабаре, театр.

Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества. Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических родственников, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякаемого вдохновения. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни. Он - постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого - его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Долгое время рядом с ним первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон, которая сперва была натурщицей Эдгара Дега и Огюста Ренуара, а позже сама стала известной художницей.

Монмартр тогда по вечерам гремел музыкой и был знаменит на весь Париж постоянными развлечениями и танцами. В «Мулен де ля Галетт», а позже в «Мулен Руж» Лотрек с увлечением наблюдает за фривольными па модного в то время канкана. Тогда же он знакомится со «звездами кабаре» того времени, танцовщицами, ставшими его «музами», - Ла Гулю, Джейн Авриль и эстрадной клоунессой Ша-Ю-Као.

Художник не упускает случая посетить публичные дома Монмартра. Случается, он проводит там по несколько недель подряд. Эти ночные похождения становятся источником его вдохновения. Как он сам говорил: «Каждый вечер я иду работать в бар». Его лучший друг, Морис Жуаян, подтверждая сказанное, уточняет: «Некоторые публичные дома стали его основной квартирой. Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни обитательниц этих заведений».

Творчество Лотрека - своеобразная поэма, посвященная женщинам. Танцовщицы, прачки, женщины легкого поведения, просто приятельницы художника - все они стали для него источником вдохновения. Находясь в мире женщин, Лотрек с огромной страстью изображал их жизнь, - иногда с иронией, но всегда в его картинах сквозит чувственность. Его друг Поль Леклерк вспоминал: «Лотрек обожал женщин, и чем менее логично они себя вели, тем больше они ему нравились. У него было только одно условие: они должны были быть настоящими».

Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, потому что это единственная возможность быть замеченным».

Он не принимает участия в официальных парижских Салонах, зато выставляется от «Салона Независимых», организованного под девизом «Без оплаты и наград», вместе с такими художниками, как Жорж Сёра, Поль Синьяк и Камиль Писсарро. На шестом «Салоне

Независимых» в марте 1890 года Лотрек представляет «Танец в “Мулен Руж”» и «Мадемуазель Дио за пианино». После многих лет обучения академизму Лотрек приходит к крайнему авангарду. Но при этом он дистанциируется от всех существующих направлений, отстаивая свою творческую независимость.

К 1891 году окончательно формируется неповторимый стиль Лотрека. Он наконец стал художником, работами которого интересуются и любители живописи, и организаторы выставок, и издательства. Тепло принимает его творчество критика. Художник выставляется вместе с набидами 18 и представителями других направлений тогдашнего авангарда.

Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Осваивая многообразные художественные приемы, увлекаясь различными течениями в живописи, он, тем не менее, смог сохранить свою самобытность. Оригинальный и своеобразный стиль позволил ему уловить дух эпохи, в которой он жил и за которой внимательно наблюдал. Принципом его творческой жизни было рисовать и изображать то, что казалось действительно важным, даже если это были быстропроходящие мгновения. Он сделал живопись достоянием простых людей.

Хотя в творчестве Тулуз-Лотрека можно заметить практически все художественные веяния конца девятнадцатого века, его работы нельзя отнести ни к одному течению. Это не реализм, не импрессионизм и не символизм. Он повторял: «Я не принадлежу ни к какой школе, а самостоятельно работаю в моем уголке». Оригинальность его работ полностью соответствовала его необычной натуре.

Как и каждый великий художник, Тулуз-Лотрек впитал в себя традиции как старых, так и современных мастеров. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. На его первых полотнах, выполненных в 1878 ив 1879 годах, мазки прерывистые, в палитре преобладают светлые тона. Среди импрессионистов Лотрек предпочитал тех художников, в творчестве которых портреты доминировали над пейзажами, - Эдуарда Мане и Огюста Ренуара. «Существует только человек, - утверждал Лотрек. - Пейзаж - это нечто дополнительное, и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека». О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей».

Он обожал Эдгара Дега. С середины 1880-х годов, во времена, когда он учился классическому изобразительному искусству в мастерской Кормона, Лотрек усвоил, а позже и начал использовать технику, характерную для Дега. Он ценил цветовую гамму Дега и тонкие световые эффекты, полученные благодаря уникальной технике. Именно приемы, позаимствованные у Дега, позволяли Лотреку ухватить саму суть мимолетных сцен и мастерски передать ее на своих полотнах. Лотрек стал достойным наследником Дега, что проявилось особенно ярко, когда он начал рисовать сцены в кабаре и кафешантанах Монмартра.

Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. Чтобы понять его творчество во всей глубине, нужно обратиться к итальянскому художнику эпохи Возрождения Витторе Карпаччо, к голландцам Рембрандту и Франсу Хальсу, а также к готике, к мастерам японской гравюры. Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. В начале 1990-х годов ему близко творчество набидов и символистов, что делает его рисунок более спокойным, а цветовую гамму - более гармоничной. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Не отрываясь от тем, близких к реальности, Лотрек вводит в свое творчество гротеск, близкий его ироническому характеру.

Лотрек приближает свои картины к карикатуре. Уже во время обучения рисованию на курсах классического изобразительного искусства у художника были проблемы с точной передачей натуры. «Его картины никогда не были точным отражением реальности: в них были некоторые элементы, которые к ней приближали. Он отражал жизнь в поражающих образах», - утверждал журналист и критик Феликс Фенеон.

У Лотрека были все предпосылки для того, чтобы рисовать карикатуры. Он находился под большим влиянием карикатуристов: Оноре Дамье и Жан-Луи Форана. Он находит у них то же пренебрежение ко всему упорядоченному и идеализированному, которым отличается сам. Подобно им, он предпочитает «вежливому и красивому» искусству рисунка беспощадность карикатуры. Взгляд Лотрека становится еще более критичным и острым.

Нужно помнить, что ирония Лотрека не возникает из злорадства. Совсем наоборот, сатирические изображения его танцовщиц полны тепла и симпатии. Это подтверждают афиши, представляющие танцовщицу Джейн Авриль и певицу кабаре Иветт Хильбер.

Его бичующий карандаш не лишен сострадания. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», - обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения, исполненные колкости и насмешки». Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. В его картинах можно найти много исторических моментов. Он сам подчеркивал необходимость правды. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека.

В конце века техника живописи переживает новый виток развития. Рисунки в журналах, эскизы в газетах, литографии в театральных программках, реклама на стенах: рождается новая реальность искусства. Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Работая над афишами, он вынужден использовать ограниченное количество цветов, которые накладываются плоскими пятнами. Это усиливает его склонность к неожиданным и рискованным решениям и, в конце концов, становится характерной чертой его творчества.

Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. Первая его собственная работа такого рода - «Ла Гулю в “Мулен Руж”» - снискала шумный успех. Использованный Лотреком минималистский стиль полностью отвечал требованиям рекламного плаката. В этот период написание картин отодвигается на задний план. Он начинает сотрудничать с издательствами. Заказы текут к нему рекой: обложки для партитур, карты и меню для ресторанов, иллюстрации к книгам.

В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Творчество Лотрека приобретает совершенно другое направление. Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Его искусство становится доступным каждому. Конечно, большая часть этих работ - зарабатывание денег, но это не мешает художнику создавать произведения высочайшего качества. Его плакаты - это шедевры. Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому».

В начале 1896 года парижская галерея Манжи-Жуаян организовывает большую выставку работ Тулуз-Лотрека. Но состояние здоровья художника ухудшается, что с каждым разом все заметнее сказывается на его творчестве.

В последний период история жизни Тулуз-Лотрека из фарса превращается в трагедию.

Образ жизни, который художник вел на протяжении десяти лет, подорвал его и без того хрупкий организм. Лотрек все чаще жалуется на слабость. В начале 1898 года он пишет: «Даже небольшое усилие становится невыносимым. Из-за этого страдает мое творчество, а мне так много еще нужно сделать». Он становится все более агрессивным и беспокойным. Присущие ему юмор и жизнелюбие покидают художника.

Но он продолжает творить, творить со страстью, даже по ночам, нередко с бутылкой вина. В таком состоянии он создает около 60 литографий, представленных на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Художник засыпает во время вернисажа, который удостоил своим присутствием будущий король Эдуард VII.

На протяжении всей зимы он пьет беспробудно (алкоголизм становится хроническим), страдает от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. В марте 1899 года родственники помешают Тулуз-Лотрека в психиатрическую клинику под Парижем, в городке Нейи. Пребывание в больнице удручает его. «Я в неволе, а ведь там, где нет свободы, наступают вырождение и смерть!» - пишет он отцу, повторяя его собственные слова. В мае Анри покидает клинику и находит в себе силы для создания прекрасного альбома «Цирк».

В последующие два года его картины становятся все более мрачными и меланхолическими. В этот период с ним рядом находится дальний родственник Поль Вийо, приставленный к нему родными для присмотра, чтобы художник не пил. Весной 1901 года, словно предчувствуя свою кончину, Лотрек наводит порядок в своей мастерской, заканчивает эскизы и подписывает картины, на которых не было его подписи.

15 июля он покидает Париж вместе с Полем Вийо. Состояние здоровья ухудшается. У него отнимаются ноги. Мать увозит его в семейное поместье Мальроме, где 9 сентября 1901 года в возрасте 37 лет он умирает у нее на руках.

Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена. Его портреты вдохновляли Эдуарда Мунка, для которого Тулуз-Лотрек был непревзойденным гением в написании портретов. Не следует забывать, что он повлиял на Пабло Пикассо, который с восторгом открыл для себя творчество Лотрека еще в первое свое посещение Парижа. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека. Известный режиссер Федерико Феллини так говорил о великом художнике: «Я всегда считал Лотрека своим братом и другом. Может быть, потому, что именно он предвосхитил кадровую сжатость фильма, а уже после него братья Люмьер сделали свое изобретение. А еще, наверное, потому, что его - как и меня - притягивали растерзанные и выброшенные существа».

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЕРГСОН АНРИ. Анри Бергсон родился 18 октября 1859 г. Его отец Мишель Бергсон был композитором и музыкантом, профессором Женевской консерватории Анри Бергсон получил классическое образование, соответствующее кругу французской интеллектуальной элиты. В 1878 он окончи. лицей

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

АНРИ ДЕ РЕНЬЕ 222. ЭПИТАФИЯ Я умер. Я навек смежил глаза свои.Вчерашний Прокл и ваш насельник, Клазомены,Сегодня - только тень, всего лишь пепел тленный,Без дома, родины, без близких, без семьи.Ужель настал черед испить и мне струиЛетейских вод? Но кровь уж покидает

Из книги Перелетные птицы автора Маркуша Анатолий Маркович

АНРИ ДЕ РЕНЬЕ Ренье А. (1864–1936) принадлежал к группе «младших символистов», близких к Малларме, но не принявших крайностей его лирического субъективизма. Ренье - поэт «мечты, перестраивающей мир». Для него характерна эстетическая идеализация минувших эпох и культур

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Анри Фарман Восемьдесят четыре неугомонных года прожил этот на редкость талантливый и разносторонний человек. Он был художником по профессии, что не мешало ему увлекаться велосипедом, стать вело- а позже и автогонщиком. Азарт и любопытство привели его в начале века в

Из книги Воспоминания автора Доде Альфонс

Матисс, Анри ОдалисткаПримерно в 1988 году я Тер-Оганяна А.С. и спрашиваю:- Ну, а вот ежели на самом деле, как оно есть, то - кто лучше художник, ты или Матисс?- Конечно, Матисс, - не раздумывая ответил О. - тут и сравнивать смешно!Я был весьма поражен такой скромностью.

Из книги Воспоминания и впечатления автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Из книги События и люди. Издание пятое, исправленное и дополненное. автора Рухадзе Анри Амвросьевич

Анри Барбюс* Из личных воспоминанийIЭто было в Москве. После нашей победы. Ленин был уже председателем Совнаркома. Я был у него по какому-то делу. Покончив с делом, Ленин сказал мне: «Анатолий Васильевич, я еще раз перечитал «Огонь» Барбюса. Говорят, он написал новый роман

Из книги Письма из Лозанны автора Шмаков Александр Андреевич

Тьерри Анри Декабрь 2009 годаЯ живу в Париже - мне повезло. И всегда посещаю «Стад де Франс», чтобы понаблюдать за игрой сборной Франции, которой в последние годы не очень везет. Я был там в тот вечер, когда Тьерри Анри в ходе матча со сборной Ирландии сыграл рукой и отправил

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

Ученики Анри Кандидаты наук, защитившие диссертации под руководством А. А. Рухадзе(Порядок в списке соответствует времени защиты.)1. В. Г. Маханьков - ОИЯИ2. В. Ф. Кулешов - ФИАН3. Р. Р. Рамазашвили - ФИАН4. И. С. Байков - ФИАН5. С.Е. Росинский - ФИАН6. В. Г. Рухлин - ФИАН7. Б.

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

БЕРГСОН АНРИ ЛУИ (род. в 1859 г. – ум. в 1941 г.) Французский философ, крупнейший представитель интуитивизма и эволюционистского спиритуализма, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной

Из книги автора

Уличные музы (Анри Тулуз-Лотрек) В грозовой день 24 ноября 1864 года родился Анри Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек. Никто, конечно, не предполагал, что в семье аристократов появился на свет будущий художник парижской богемы. Его родители графиня Адель и граф Альфонс – двоюродные

Из книги автора

Анри де Ренье Анри де Ренье живет в старинном замке Италии, среди эмблем и рисунков, которыми украшены его стены. Он предается своим грезам, переходя из зала в зал. Вечером он спускается по мраморным ступеням в парк, вымощенный каменными плитами. Там, среди бассейнов и

Из книги автора

Анри Мазель Недавно один писатель притворно удивился тому, что «Mercure», орган посвященных, интересуется социальными вопросами. Быть посвященным – хорошо. Посвященный это тот, кто знает тайны ремесла, искусства, науки. Он полная противоположность любителя. Посвященный,

Из книги автора

Анри Батай Исповедь составляет одну из духовных потребностей человека. И при некотором умственном развитии, чувствительности и наклонности к игре мысли, человек облекает свою исповедь в ритмическую форму: таково происхождение поэзии интимной и личной. Среди наиболее

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби - 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.

Биография Анри де Тулуза-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж - город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри.

Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Творчество Анри де Тулуза-Лотрека

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891)


Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.

5 интересных фактов биографии Анри де Тулуз-Лотрека.

1. Знатное происхождение

Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был для них просто «мсье Анри». Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.

Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. «Маленькое сокровище» – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.

2. Физический дефект

В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.

Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка. Рост его не превышал 150 сантиметров.

Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

3. Разочарование семьи

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.

Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.

В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

4. От раннего импрессионизма до Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца – художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты. С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.

В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему.

Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.

Именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.

А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати», активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности – самого Эдгара Дега.

5. Разгульный образ жизни: две стороны монеты

Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери.

Полное имя - Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa) (1864-1901) - французский живописец-постимпрессионист. "Великий карлик", как его называли, оказал большое влияние на живопись, привнеся в нее не самые лицеприятные стороны человеческой жизни и тонко раскрыв характеры своих персонажей.

Тулуз-Лотрек был родом из дворянской семьи, продолжавшей аристократические традиции XII века в окрестностях Тулузы. Дитя графа Альфонса-Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран (примечательно, что мать и отец художника приходились друг другу двоюродными братом и сестрой). Сказание о Тулуз-Лотреке - злой рок или фатум? Его жизнь - будто кошмарный бег к смерти с передышками.

В детстве, упав с лошади, мальчик переломал ноги: последствия страшной травмы остались навсегда. Конечности перестали расти. Тулуз-Лотрек превратился в карлика. Но внешне не подавал виду, что страдает. Заглушал душевную боль самоиронией, самообладанием, а позднее и алкоголем.

Страсть к изобразительному искусству юноша перенял от своего дяди Шарля - по сути дилетанта, но «с азартным огоньком в глазах» и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального мастера кисти и скульптора.

В начале 1882 года вместе с матерью перекочевал в Париж и прошел обучение в мастерских Леона Бонна и Фернана Кормона. К школе Кормона принадлежит также непревзойденный Ван Гог. Лотрек крепко дружил с голландцем аж до переезда его в Арль. На становление художественного почерка француза значительное влияние оказали и японская гравюра, и череда импрессионистов, и привычка к документальной хронике будней. К примеру, в его ранних работах прослеживается увлечение верховой ездой - результат наблюдений за охотой отца, родовыми утехами в поместье.

Но на смену благородным увеселениям приходит ночной Париж во всей своей разнузданности.
В январе 1884 года наш главный герой открывает личную мастерскую на Монмартре - в дешевом районе чудаков-скитальцев. Родители Лотрека были крайне недовольны выбором жилья для сына и полагали, что он позорит честь семьи. Тем более, благодаря своему внешнему виду Анри стал известен на всю округу, и оставаться незамеченным не представлялось никакой возможности.

Тулуз-Лотрек вращался среди талантливых мастеров и вместе с тем водил дружбу с местными камелиями, пьянчугами и в целом странными личностями, невольно разрушившими свои судьбы. Художник ощущал определенное духовное родство с ними: быть может, оттого, что переживал равноценную ущербность. А быть может, также ярко жил, как они: на полную катушку, без пауз и остановок. Каждый вечер просаживая время в сомнительных кабаках и домах свиданий, он наблюдал за девушками, торговавшими собой и видел, что кроется за их неблаговидной деятельностью. Как итог душевных исканий являются свету такие его картины, как «Танец в Мулен Руж», «Элизе-Монмартр» и др.

Тулуз-Лотрек говаривал: «Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы, а эти девушки живые».

Портреты его авторства условно делят на те, на которых позирующие расположены прямо перед зрителем («Мать художника за завтраком», 1882; «Женщина в черном боа», 1892) и те, на коих модель застали врасплох за привычными ей занятиями («Женщина за туалетом», 1889; «В постели» 1892; «Женщина с тазом», 1896; «Причесывающаяся женщина», 1896; «Женщина, смотрящаяся в зеркало», 1896).

Критики той эпохи не порицали Тулуз-Лотрека, но и не превозносили. Популярность приносили лишь плакаты рекламного характера, обложки для нотных трудов, декорации к театральным постановкам. Одним из первых приобрел его картины брат Ван Гога Тео. А вот в 25 лет принесла славу афиша к выступлениям танцовщицы Мулен Ружа Ла Гулю.

К 30-ти годам Тулуз-Лотрек, увы, стал опустившимся алкоголиком, как не прискорбно упоминать в биографии. Друзья пытались выходить его, организовывая поездки в Лондон; но возвращаясь к привычной обстановке, художник принимался за старое. В 1899 году его мать настояла на том, чтобы сын прошел лечение в психиатрической лечебнице в центре Франции.

После реабилитационного курса уехал на побережье Атлантики, вновь пустился во все тяжкие, затем провел зиму 1900-1901 года в Бордо и уже весной возвратился в любимый Париж завершить серию незаконченных картин.

Все наладив, вновь отправился в родной атлантический уголок, где на этот раз изможденного изографа подкосил инсульт, сковавший половину тела. На поруки мужчину забирает к себе мать - графиня Адель, проживавшая в неподалеку окрестностях. Там он и умирает 9 сентября 1901 года в возрасте 36 лет.

За свой короткий путь-вспышку Анри де Тулуз-Лотрек успел создать более 6 сотен полотен, несколько сотен литографий и тысячи этюдов. При этом гений кисти не считал себя профессионалом. Вероятно, опираясь на неприятие его творчества отцом. Родня считала сына позором всей родословной. Для истории же он остался явлением поистине мирового масштаба. Психолог и портретист в одном лице. Беспощадный к действительности и влюбленный в правдивость под любым углом зрения.