На какие группы делятся все славянские народы. Какие народы относятся к славянам

Славянские страны, зажатые между Востоком и Западом, были (и остаются) полем боя и зоной экспансии. Из-за такого невыгодного положения славяне часто смешивались с другими народами. Но некоторых это коснулось в большей мере, другие же смогли этого избежать. Рассказываем, какие народы славянские народы на сегодняшний день наиболее самобытные и чистокровные.

По гаплогруппам

Генетически славянские народы очень неоднородны. В генетике славян хорошо видно смешение с другими народами. Славяне всегда были готовы вступать в контакт с инородцами, никогда не замыкались на себе и тем самым уберегли себя от черт вырождения, которые иногда прослеживаются у народов, живущих в изоляции.

Гаплогруппы - это такой генетический маркер, который свидетельствует о родстве разных человеческих популяций, позволяет выделить людские группы, общий предок которых жил наиболее недавно. Гаплогруппа R1a1 в Европе наиболее характерна для славянских народов - среди славянских народов ее содержание в геноме колеблется от 60% до 30%, что позволяет ученым делать выводы о наибольшей чистоте тех популяций, в которых она доминирует.

К слову, наибольшая концентрация этой гаплогруппы в генетике брахманов северной Индии, у киргизов и монголо-тюркского народа хотонов. Но это не делает их нашими ближайшими родственниками. Генетика куда сложнее, чем наши представления о народах и их родстве.

Наиболее высокая концентрация R1a1 прослеживается у поляков (57.5%), белорусов (51%) русских Юга (55%) и Центра (47%). Это вполне логично, ведь славянские народы появились именно на территории Польши. Наименьшая концентрация этих генов обнаруживается у македонцев, болгар и боснийцев.

Эти цифры могут показаться показательными, однако с точки зрения этнологии, они мало о чем могут сказать. Ведь многие славянские народы складывались гораздо позже процессов формирования гаплогрупп. Главное, о чем говорят эти группы - о путях миграций наших предков, о том, где они задерживались на своем пути, где оставляли свое семя. Также эти данные позволяют соотнести генезис языковых групп с археологическими культурами. То есть на основании этих цифр мы можем, например, утверждать, что среди предков славян и поляков были представители Ямной культуры, и что они были индоевропейцами, но утверждать, что македонцы меньшие славяне, чем белорусы, мы не можем.

По культуре и языку

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

По политической преемственности

Большинство славянских государств, существующих сегодня, достаточно молодые. Исключения - Россия, Польша и Сербия. Эти страны всю свою историю боролись за свою независимость, стремились сохранить свою индивидуальность и сопротивлялись захватчикам до конца.

Поляки, наследники древней и сильной державы, возникшей в X веке, дрались до последней капли крови за свою независимость с русскими и немцами. Но с начала XVIII века и до 1917 попали под власть других держав. Еще более древняя Сербия попала под власть турок в 1389 году. Но все 350 лет османского ига сербский народ неистово сопротивлялся, и своими силами смог отстоять свою свободу, культуру и веру.

Но единственное славянское государство, которое никогда не было зависимым от других - Россия (если не считать Ига). Русский народ впитал многое у своих соседей, русские традиции и русский язык сильно видоизменились под натиском инородцев. Однако мы всегда остервенело боролись за свою самобытность и независимость.

Происхождение термина «славяне», вызывающее большой интерес общественности в последнее время, является весьма сложным и запутанным. Определение славян как этноконфессиональной общности, в силу весьма большой территории, занимаемой славянами, часто бывает затруднено, а использование понятия «славянской общности» в политических целях на протяжении веков вызывало серьезное искажение картины реальных взаимосвязей между славянскими народами.

Происхождение самого термина «славяне» современной науке неизвестно. Предположительно, он восходит к некоему общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди». Существует также две теории, одна из которых выводит латинские названия Sclavi, Stlavi, Sklaveni от окончания имен «-слав», которое, в свою очередь связывается со словом «слава». Другая теория связывает наименование «славяне» с термином «слово», приводя в подтверждение наличие русского слова «немцы», производного от слова «немой». Обе эти теории, однако, опровергаются практически всеми современными лингвистами, утверждающими, что суффикс «-янин» однозначно указывает на принадлежность к определенной местности. Так как местность под названием «Слав» истории неизвестна, то и происхождение названия славян остается невыясненным.

Основные знания, имеющиеся у современной науки о древних славянах, основываются либо на данных археологических раскопок (которые сами по себе не дают никаких теоретических знаний), либо на основе летописей, как правило, известных не в оригинальном виде, а в виде позднейших списков, описаний и толкований. Очевидно, что подобного фактического материала для сколько-нибудь серьезных теоретических построений совершенно недостаточно. Источники сведений об истории славян рассмотрены ниже, а также в главах «История» и «Лингвистика», однако следует сразу оговориться, что любое исследование в области жизни, быта и религии древних славян не может претендовать ни на что большее, чем на гипотетическую модель.

Следует также заметить, что в науке XIX-XX вв. произошло серьезное расхождение во взглядах на историю славян между русскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, оно было вызвано особыми политическими отношениями России с другими славянскими государствами, резко возросшим влиянием России на европейскую политику и необходимостью исторического (или псевдоисторического) обоснования этой политики, как и обратной реакции на нее, в том числе со стороны откровенно фашистских этнографов-теоретиков (к примеру, Ратцеля). С другой стороны, имелись (и имеются) принципиальные различия научных и методологических школ России (особенно советской) и западных стран. На наблюдаемое расхождение не могли не повилять и религиозные моменты – претензии российского православия на особую и исключительную роль в мировом христианском процессе, корнями уходящие еще в историю крещения Руси, также требовали определенного пересмотра некоторых взглядов на историю славян.

В понятие «славян» те или иные народы зачастую включаются с определенной долей условности. Ряд народностей за свою историю претерпел настолько значительные изменения, что они могут называться славянскими лишь с большими оговорками. Многие народы, преимущественно на границах традиционного славянского расселения, имеют признаки как славян, так и их соседей, что требует введения понятия «маргинальные славяне». К таким народам определенно относятся дакорумыны, албанцы и иллирийцы, лето-славяне.

Большая часть славянского населения, испытав многочисленные исторические перипетии, так и или иначе смешалась с другими народами. Многие из этих процессов происходили уже в новое время; так, русские поселенцы в Забайкалье, смешавшись с местным бурятским населением, породили новую общность, известную как чалдоны. По большому счету, есть смысл выведения понятия «мезославяне» в отношении народов, имеющих прямую генетическую связь лишь с венедовами, антами и склавенами.

Использовать лингвистический метод при идентификации славян, как это предлагается рядом исследователей, необходимо с крайней осторожностью. Имеется масса примеров подобного несоответствия либо синкретизма в лингвистике некоторых народов; так, полабские и кашубские славяне де-факто говорят на немецком языке, а многие балканские народы только за последние полтора тысячелетия несколько раз изменили изначальный язык до неузнаваемости.

Такой ценный метод исследований, как антропологический, к славянам, к сожалению, практически неприменим, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, так и не сформировался. Традиционно-бытовая антропологическая характеристика славян относится преимущественно к северным и восточным славянам, которые на протяжении веков ассимилировали с прибалтами и скандинавами, и не может быть отнесена к восточным и тем более к южным славянам. Более того – в результате значительных внешних воздействий со стороны, в частности, мусульманских завоевателей, существенно изменялись антропологические признаки не только славян, но и всех жителей Европы. К примеру, коренные жители Аппеннинского полуострова в период расцвета Римской империи имели внешность, характерную для жителей Центральной России XIX в.: светлые кудрявые волосы, голубые глаза и округлые лица.

Как уже было сказано выше, информация о праславянах известна нам исключительно из античных, а позднее – византийских источников начала I тысячелетия н.э. Греки и римляне давали праславянским народностям совершенно произвольные названия, относя их к местности, внешнему виду или боевым характеристикам племен. Вследствие этого в названиях праславянских народов наблюдается известная путаница и избыточность. При этом, однако, в Римской империи славянские племена обобщенно назывались терминами Stavani, Stlavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, имеющими очевидно, общее происхождение, однако оставляющими широкий простор для рассуждений о первоначальном значении этого слова, как уже было сказано выше.

Современная этнография достаточно условно делит славян нового времени на три группы:

Восточных, к которым относит русских, украинцев и белорусов; некоторые исследователи выделяют лишь русскую нацию, имеющую три ветви: великорусскую, малорусскою и белорусскую;

Западных, к которым относит поляков, чехов, словаков и лужичан;

Южных, к которым относит болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.

Легко заметить, что это деление соответствует скорее лингвистическим различиям между народами, чем этнографическим и антропологическим; так, разделение основного населения бывшей Российской империи на русских и украинцев носит весьма спорный характер, а объединение в одну национальность запорожцев, галицийцев, восточных поляков, северных молдаван и гуцулов относится скорее к политике, чем к науке.

К сожалению, исходя из вышесказанного, исследователь славянских общностей вряд ли может основываться на ином методе исследований и следующей из него классификации, чем лингвистический. Однако, при всем богатстве и эффективности лингвистических методов, в историческом аспекте они весьма подвержены внешним воздействиям, и, как следствие этого, в исторической перспективе могут оказаться недостоверными.

Безусловно, основной этнографической группой восточных славян являются так называемые русские, как минимум в силу своей численности. Однако в отношении русских мы можем говорить только в обобщающем смысле, так как русская нация представляет собой весьма причудливый синтез мелких этнографических групп и народностей.

В формировании русской нации принимали участие три этнических элемента: славянский, финский и татаро-монгольский. Утверждая это, мы, однако, не можем определенно сказать, каким именно был первоначальный восточнославянский тип. Аналогичная неопределенность наблюдается и в отношении финнов, которые объединены в одну группу лишь вследствие некой близости языков собственно балтийских финнов, лопарей, ливов, эстов и мадьяров. Еще менее очевидно генетическое происхождение татаро-монгол, которые, как известно, имеют достаточно отдаленное отношение и к современным монголам, и тем более к татарам.

Ряд исследователей считает, что социальную верхушку древней Руси, давшей имя всему народу, составил некий народ русов, который к середине X в. подчинил себе словен, полян и часть кривичей. Существуют, однако, значительные расхождения в гипотезах о происхождении и самом факте существования русов. Норманнское происхождение русов предполагается от скандинавских племен периода экспансии викингов. Эта гипотеза описана еще в XVIII в., однако была в штыки воспринята патриотически настроенной частью русских ученых во главе с Ломоносовым. В настоящее время норманнская гипотеза рассматривается на западе как базовая, в России – как вероятная.

Славянская гипотеза происхождения русов сформулирована Ломоносовым и Татищевым в пику норманнской гипотезе. Согласно этой гипотезе, русы ведут свое начало из Среднего Поднепровья и отождествляются с полянами. Под эту гипотезу, имевшую в СССР статус официальной, подогнаны многие археологические находки юга России.

Индо-иранская гипотеза предполагает происхождение русов от сарматских племен роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами, а название народа – от термина ruksi - «светлый». Эта гипотеза не выдерживает критики, в первую очередь, по присущей захоронениям того времени долихокефальности черепов, что присуще только северным народам.

Существует устойчивое (и не только в быту) убеждение, что на формирование русской нации оказала влияние некая нация, именуемая скифами. Между тем в научном смысле этот термин не имеет права на существование, так как понятие «скифы» не менее обобщенно, чем «европейцы», и включает в себя десятки, если не сотни кочевых народов тюркского, арийского и иранского происхождения. Естественно, эти кочевые народности, в той или иной мере, оказали определенное влияние на формирование восточных и южных славян, но считать это влияние определяющим (или критичным) совершенно неверно.

По мере распространения восточных славян они смешались не только с финнами и татарами, но и, несколько позднее, с немцами.

Основной этнографической группой современной Украины являются так называемые малороссы, проживающие на территории Среднего Поднепровья и Слобожанщины, называемые также черкасами. Также выделяются две этнографические группы: карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки). Формирование малоросской (украинской) народности произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части населения Киевской Руси и генетически мало отличалось от коренной русской нации, сформировавшейся к моменту крещения Руси. В дальнейшем произошла частичная ассимиляция части малороссов с венграми, литовцами, поляками, татарами и румынами.

Беларусы, называющие себя так по географическому термину «Белая Русь», представляют собой сложный синтез дреговичей, радимичей и частично вятичей с поляками и литовцами. Изначально, до XVI в., термин «Белая Русь» применялся исключительно к Витебщине и северо-восточной Могилевщине, в то время как западная часть современной Минской и Витебской областей вместе с территорией нынешней Гродненской области назывались «Черной Русью», а южная часть современной Белоруссии – Полесьем. Эти районы намного позднее вошли в состав «Белой Руси». Впоследствии беларусы поглотили полоцких кривичей, а часть из них оттеснили в Псковские и Тверские земли. Русское название беларусско-украинского смешанного населения – полищуки, литвины, русины, руськие.

Полабские славяне (венды) – коренное славянское население севера, северо-запада и востока территории, занимаемой современной Германией. В состав полабских славян входят три племенных союза: лютичи (велеты или вельцы), бодричи (ободриты, ререки или рароги) и лужичане (лужицкие сербы или сорбы). В настоящее время все полабское население полностью онемечено.

Лужичане (лужицкие сербы, сорбы, венды, сербья) – коренное мезославянское население, проживает на территории Лужицы – бывших славянских областей, ныне находящихся на территории Германии. Ведут свое происхождение от полабских славян, оккупированных в X в. немецкими феодалами.

Крайне южные славяне, условно объединенные под названием «болгары», представляют собой семь этнографических групп: добруджанци, хърцои, балканджии, тракийци, рупци, македонци, шопи. У этих групп существенно различается не только язык, но и обычаи, общественное устройство и культура в целом, и окончательное формирование единой болгарской общности не завершено даже в наше время.

Изначально болгары жили на Дону, когда хазары, после перемещения на запад, основали большое царство на нижней Волге. Под давлением хазар часть болгар переместилась на нижний Дунай, образовав современную Болгарию, а другая часть – на среднюю Волгу, где впоследствии смешались с русскими.

Балканские болгары смешались с местными фракийцами; в современной Болгарии элементы фракийской культуры прослеживаются к югу от Балканского хребта. С расширением Первого Болгарского царства в состав обобщенного народа болгар вошли новые племена. Значительная часть болгар ассимилировала с турками в период XV-XIX вв.

Хорваты - группа южных славян (самоназвание – хрвати). Предки хорватов – племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи, кроаты, которые переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII вв, и затем расселились на севере Далматинского побережья, в южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии.

Собственно кроаты, составляющие костяк хорватской группы, более всего родственны славонцам.

В 806 г. хорваты попали под власть Фраконии, в 864 г. – Византии, в 1075 г. образовали собственное королевство.

В конце XI – начале XII вв. основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерсколго королевства, в результате чего произошла значительная ассимиляция с венграми. В середине XV в. Венеция (еще в XI в. захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В 1527 году Кроация получила самостоятельность, попав под власть Габсбургов.

В 1592 г. часть хорватского королевства была завоевана турками. Для защиты от османов была создана Военная граница; ее жители, граничары – хорваты, славонцы и беженцы-сербы.

В 1699 г. Турция уступила Австрии захваченную часть в числе других земель по Карловицкому миру. В 1809-1813 гг. Кроация была присоединена к иллирийским провинциям, уступленным Наполеону I. С 1849 по 1868 гг. она составляла, вместе со Славонией, береговой областью и Фиуме, самостоятельную коронную землю, в 1868-м г. вновь соединенную с Венгрией, а в 1881 г. к последней была присоединена и Словацкая пограничная область.

Небольшая группа южных славян – иллирийцы, позднейшие обитатели древней Иллирии, находившейся к западу от Фессалии и Македонии и к востоку от Италии и Реции вплоть до реки Истра к северу. Наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи, япиги, мессапы.

В начале III в. до н. э. иллирийцы подверглись кельтскому влиянию, в результате чего сформировалась группа иллиро-кельтских племен. В результате Иллирийских войн с Римом иллирийцы подверглись быстрой романизации, в результате чего исчез их язык.

От иллирийцев ведут свое происхождение современные албанцы и далматинцы.

В формировании албанцев (самоназвание шчиптар, известны в Италии как арбреши, в Греции как арванитес) приняли участие племена иллирийцев и фракийцев, а также на нем сказалось влияние Рима и Византии. Общность албанцев сформировалась сравнительно поздно, в XV в., однако подверглась сильнейшему влиянию османского господства, разрушившего хозяйственные связи между общинами. В конце XVIII в. сформировались две основные этнические группы албанцев: геги и тоски.

Румыны (дакорумыны), до XII века представлявшие собой пастушеский горный народ, не имеющий стабильного места проживания, не являются в чистом виде славянами. Генетически они представляют собой смешение даков, иллирийцев, римлян и южных славян.

Арумыны (аромуны, цинцары, куцовлахи) являются потомками древнего романизованного населения Мезии. С высокой долей вероятности предки арумын до IX – X веков проживали на северо-востоке Балканского полуострова и не являются автохтонным населением на территории настоящего проживания, т.е. в Албании и Греции. Лингвистический анализ показывает практически полную идентичность лексики арумын и дакорумын, что свидетельствует о том, что эти два народа длительное время находились в тесном контакте. О переселении арумын свидетельствуют и византийские источники.

Происхождение мегленорумын полностью не изучено. Нет сомнений, что они относятся к восточной части румын, подвергшейся продолжительному влиянию дакорумын, и не являются автохтонным населением в местах современного проживания, т.е. в Греции.

Истрорумыны представляют собой западную часть румын, в настоящее время в незначительных количествах проживающих в восточной части полуострова Истрия.

Происхождение гагаузов, народа, проживающего практически во всех славянских и сопредельных им странах (преимущественно в Бессарабии), весьма спорно. По одной из распространенных версий, эта православная народность, говорящая на специфическом гагаузском языке тюркской группы, представляет собой отуреченных болгар, смешавшихся с половцами южнорусских степей.

Юго-западные славяне, в настоящее время объединяемые под условным наименованием «сербы» (самоназвание – срби), а также вычленяющиеся из них черногорцы и боснийцы, представляют собой ассимилированных потомков собственно сербов, дуклян, тервунян, конавлян, захлумян, наречан, занимавших значительную часть территории в бассейне южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Современные юго-западные славяне делятся на региональные этнические группы: шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане.

Боснийцы (босанцы, самоназвание – муслимане) проживают в Боснии и Герцеговине. Фактически представляют собой сербов, смешавшихся с хорватами и принявших ислам во время османской оккупации. С боснийцами смешались переселявшиеся в Боснию и Герцеговину турки, арабы, курды.

Черногорцы (самоназвание – «црногорци») проживают в Черногории и Албании, генетически мало отличаются от сербов. В отличие от большинства балканских стран, Черногория активно сопротивлялась османскому игу, в результате чего в 1796 г. получила независимость. Вследствие этого уровень турецкой ассимиляции черногорцев минимален.

Центром расселения юго-западных славян является историческая область Рашка, объединяющая бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава, где во второй половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество; в X-XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад от Рашки, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. Затем, в конце XIV – начале XVвв., Сербия вошла в Османскую империю.

Западные славяне, известные под современным названием «словаки» (самоназвание – словаци), на территории современной Словакии стали преобладать с VI в. н.э. Двигаясь с юго-востока, словаки частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Южные районы расселения словаков в VII в., вероятно, входили в границы государства Само. В IX в. по течению Вага и Нитры возникло первое племенное княжество ранних словаков – Нитранское, или княжество Прибины, которое около 833 года присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы. В конце IX в. Великоморавское княжество распалось под натиском венгров, после чего его восточные области к XII в. вошли в состав Венгрии, а позже Австро-Венгрии.

Термин «словаки» появился с середины XV в.; ранее жители этой территории назывались «словени», «словенка».

Вторая группа западных славян – поляки, образовавшиеся в результате объединения западно shy;славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Вплоть до конца XIX в. единой польской нации не существовало: поляки делились на несколько крупных этнических групп, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе – великополяне (к которым относились куявяне), ленчицане и серадзяне; на юге – малополяне, в группу которых входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы; в Силезии – слензане (слензаки, силезцы, среди которых различались ляхи, силезские гурали и др.); на северо-востоке – мазуры (к ним относились курпи) и вармяки; на побережье Балтийского моря – поморяне, причем в Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры.

Третья группа западных славян – чехи (самоназвание – чеши). Славяне в составе племен (чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи) стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI-VII вв., ассимилировав остатки кельтского и германского населения.

В IX в. Чехия входила в состав Великоморавской державы. В конце IX – начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, в X в. включившее в свои земли Моравию. Со второй половины XII в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи; далее на чешских землях прошла немецкая колонизация, в 1526 г. установилась власть Габсбургов.

В конце XVIII – начале XIX вв. началось возрождение чешского самосознания, завершившееся, с распадом Австро-Венгрии в 1918 г., образованием национального государства Чехословакия, которое в 1993 г. распалось на Чехию и Словакию.

В составе современной Чехии выделяются население собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков.

Лето-славяне считаются самой молодой ветвью северо-европейских арийцев. Они проживают на восток от средней Вислы и имеют значительные антропологические отличия от литовцев, проживающих в той же местности. По мнению ряда исследователей, лето-славяне, смешавшись с финнами, дошли до среднего Майна и Инна, и лишь позднее были частично вытеснены, а частично ассимилированы германскими племенами.

Промежуточная народность между юго-западными и западными славянами – словенцы, занимающие в настоящее время крайний северо-запад Балканского полуострова, от верховьев рек Сава и Драва к восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины, а также в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии. Эта территория была занята ими во время массового переселения славянских племен на Балканы в VI-VII вв., образовав два словенских региона -альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).

С середины IX в. большая часть словенских земель оказалась под господством южной Германии, вследствие чего там стало распространяться католичество.

В 1918 г. произошло создание королевства сербов, хорватов и словенцев под общим названием Югославия.

Славяне – пожалуй одна из самых больших этнических общин в Европе, о природе происхождения которой ходят многочисленные мифы.

Но что мы на самом деле знаем о славянах?

Кто такие славяне, откуда пришли, и где находится их прародина, попытаемся разобраться и мы.

Происхождение славян

Существует несколько теорий происхождения славян, согласно которым одни историки относят их к постоянно проживающему на территории Европы племени, другие к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, есть и множество других теорий. Рассмотрим их последовательно:

Наиболее популярной является теория об арийском происхождении славян.

Авторами этой гипотезы называют теоретиков «норманнской истории происхождения Руси», которая была разработана и выдвинутая в XVIII веке группой немецких ученых: Байером, Миллером и Шлецером, для обоснования которой была состряпана Радзвиловская или Кёнигсбергская летопись.

Суть данной теории заключалась в следующем: славяне – это индоевропейский народ, перекочевавший в Европу в ходе Великого переселения народов, и входивший в некую древнюю «германо-славянскую» общность. Но в результате различных факторов, отколовшийся от цивилизации германцев и оказавшись на границе с дикими восточными народами, и став отрезанным от передовой на то время римской цивилизации, он настолько отстал в своем развитии, что пути их развития кардинально разошлись.

Археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между германцами и славянами, и в целом теория более чем заслуживает уважения, если убрать из нее арийские корни славян.

Вторая популярная теория имеет более европейский характер, да и она намного старше норманнской.

Согласно его теории, славяне не отличались от других европейских племен: вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, аваров, даков, фракийцев и иллирийцев, и были одного и того же славянского племени

Теория пользовалась в Европе достаточной популярностью, и идея о происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа очень нравилась историкам того времени.

Европейское происхождение народов также подтверждается теорией немецкого ученого Харальда Хармана, который назвал родиной европейцев Паннонию.

Но мне все же нравится, более простая теория, которая основывается на выборочном объединений наиболее правдоподобных фактов из других теорий происхождения не столько славянских, сколько европейских народов в целом.

О том, что славяне поразительно схожи с и с германцами, и с древними греками, я вам думаю рассказывать не надо.

Так вот, пришли славяне, как и другие европейские народы, после потопа, из Ирана, и высадились они в Иллариии, колыбели европейской культуры, и отсюда, через Паннонию, пошли они осваивать Европу, воюя и ассимилируясь с местными народами, от которых они и приобрели свои различия.

Те кто остался в Илларии, создали первую европейскую цивилизацию, которую мы сейчас знаем как Этруски, судьба же других народов зависела во многом от места, выбранного ими для поселения.

Нам трудно представить, но фактически все европейские народы и их предки были кочевниками. Были такими и славяне...

Вспомните древнейший славянский символ, который так органично вписался в украинскую культуру: журавль, который отождествлялся у славян с их важнейшей задачей, разведки территорий, задачей идти, расселяться и укрывать собой все новые и новые территории.

Именно как журавли летели в неизведанные дали, так и шли славяне по континенту, выжигая лес, и организовывая поселения.

И по мере роста населения поселений, собирали они самых сильных и здоровых юношей и девушек и отравляли их в дальний путь, как разведчиков, для осваивания новых земель.

Возраст славян

Сложно сказать, когда славяне выделились как единый народ из общеевропейской этнической массы.

Нестор относит это событие к вавилонскому столпотворению.

Мавро Орбини к 1496 году до нашей эры, о чем пишет: «В указанное время готы, и славяне были одного племени. А подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, поляне, чехи, силезцы….».

Но если совместить данные археологии, генетики и лингвистики, можно сказать, что славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из приднепровской археологической культуры, что находилась в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века.

И отсюда влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось.

Около четырех тысяч лет до нашей эры она опять распалась на три условные группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, и германцы, балты и славяне в Центральной и Восточной Европе.

И примерно в I тысячелетии до нашей эры появился славянский язык.

Археология тем не менее настаивает, что славяне - носители «культуры подклошовых погребений», получившей название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом.

Культура эта существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром.

Прародина славян

Исконно славянской землей Орбини видит, ссылаясь на ряд авторов, Скандинавию: «Потомки Иафета сына Ноя двинулись в Европу на север, проникнув в страну, называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились, как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называет родиной славян земли по нижнему течению Днепра и Паннонии.

Крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с Альпами, откуда славяне ушли за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о прародине славян, расположенной между нижним течением Немана и Западной Двины, и там, где сформировался сам славянский народ, во II веке до нашей эры, в бассейне реки Вислы.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, на сегодняшний день наиболее популярна.

Ее в достаточной мере подтверждают местные топонимы, а также лексика.

Плюс, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам!

Происхождения названия «Славяне»

Слово «славяне» прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, у византийских историков. О них говорили как о союзниках Византии.

Сами славяне начали себя так называть в Средневековье, если судить по летописям.

По другой версии происходит названия от слова «слово», так как «славяне» в отличии от других народов умели и писать и читать.

Мавро Орбини, пишет: «Во время своего жительства в Сарматии взяли они себе имя «славяне», что означает «славные».

Есть версия и относящая самоназвание славян к территории происхождения, и согласно ей в основе названия лежит название реки «Славутич», исконное название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Важная, но совершенно неприятная для славян версия гласит о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος).

Она было особенно популярна в средние века.

Идея о том, что славяне, как самый многочисленный народ Европы, на то время, составляли в своей массе наибольшее количество рабов и являлись востребованным товаром в работорговле, имеет место быть.

Вспомним, что многие столетия количество славян-рабов, поставляемых в Константинополь было небывалым.

И, понимая, что исполнительные и трудолюбивые рабы славяне во многом превосходили все другие народы, они были не просто востребованным товаром, но и стали эталонным представлением «раба».

Фактически своим же трудом, славяне вытеснили из обихода другие названия рабов, как бы обидно это не звучало, и опять же, это только версия.

Наиболее же верная версия лежит в правильном и взвешенном разборе названия нашего народа, прибегнув к которому можно понять, что славяне - это общность, объединенная одной общей религией: язычеством, которые славили своих богов словами, которые могли не только произнести, но и написать!

Словами, которые имели сакральный смысл, а не блеянием и мычанием варварских народов.

Славяне несли славу своим богам, и славя их, прославляя дела их, они объединялись в единую славянскую цивилизацию, культурное звено общеевропейской культуры.

традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.

Славянские народы сегодня

СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

Древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо земледельческих … Художественная энциклопедия

Словене Словарь русских синонимов. славяне сущ., кол во синонимов: 1 словене (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

СЛАВЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и… … Толковый словарь Ожегова

Славяне - (Slavs), группа народов Вост. Европы, известные в Древн. Риме как сарматы или скифы. Полагают, что слово С. происходит от slowo (хорошо говорящий; тот же корень имеет слово словенец). После распада гуннского гос ва в 5 в. С. мигрировали на 3 … Всемирная история

Славяне - СЛАВЯНЕ, группа родственных народов общей численностью 293500 тыс. чел. Основные регионы расселения: страны Восточной Европы (около 290500 тыс. чел.). Говорят на славянских языках. Религиозная принадлежность верующих: православные, католики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Славяне, их взаимные отношения и связи Т. 1-3 , . Славяне, их взаимные отношения и связи / Соч. Иосифа Первольфа, орд. проф. Варшав. ун-та. Т. 1-3A 183/690 U 62/317 U 390/30 U 238/562:Варшава: тип. Варшав. учеб. окр., 1893: Воспроизведено в…
  • Славяне в европейской истории и цивилизации , Франтишек Дворник. Предлагаемое издание является первой монографической публикацией на русском языке одного из крупнейших в XX столетии византинистов и славистов Франтишека Дворника (1893- 1975). Книга `Славяне…