Некрасивые красавицы толстого война и мир. Красота истинная и ложная (по роману Л

Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир»)


Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. (Э. Кюблер-Росс)

красота толстой роман

Что же такое красота на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь для каждого человека она одна, особенная и неповторимая. Наверное, люди разных эпох спорили о том, что красиво на самом деле. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. В Древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Красавицы Японии густо белили кожу, а в Древней Греции тело женщины должно было иметь мягкие и округлые формы. Но я не сомневаюсь, что во все времена в основе красоты лежало духовное богатство и духовные ценности оставались неизменными.

Тема красоты затрагивается и в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Человек, который никогда не задаётся вопросом, что такое настоящая красота, и считает, что это только привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры, несомненно, идеалом красоты назовёт Элен Курагину. Белоснежное тело, великолепная грудь, потрясающий гардероб и очаровательная улыбка - всё это, конечно, покорит мужчину с первого взгляда. Но почему красота меркнет на глазах, если у человека нет души?

Какая красота истинная, а какая ложная? На протяжении всего романа Лев Толстой пытается разобраться в этом. Эти два понятия тесно переплетаются.

За изящными манерами Элен и за её улыбкой скрываются равнодушие к людям, глупость и пустота души. Её можно сравнить с античной статуей: она такая же прекрасная, можно сказать, совершенная, но холодная, бесчувственная и бессердечная. Ею можно восхищаться, с неё можно писать картины, но открыть ей душу, искать у неё поддержки нельзя. Но, как мы видим, людей, которые важным считают лишь внешность и деньги, очень много в романе. Именно поэтому Элен и становится самой умной женщиной Петербурга. И побывать у неё обязаны самые умные и интеллигентные люди России. Но это обман, и, читая роман, мы понимаем это.

Настоящей красотой писатель явно считает красоту внутреннюю. И внешнее великолепие должно дополняться духовными ценностями. Таким человеком, у которого все прекрасно, Лев Толстой считает Наташу Ростову. И внешность, и душа, по его мнению, достаточно хороши для действительно красивого человека. Но по моему мнению, настоящей красавицей, девушкой, у которой внутренняя красота затмевает все внешние недостатки, является Мария Болконская.

Я удивляюсь, как она может понять и пожалеть любого человека, как она выносит скверный характер отца и может сочувствовать ему. Несмотря на некрасивую внешность, людям она приятна. Такая робкая и послушная, она пытается любить каждого человека. Злой он, жадный, пошлый, она всё равно ищет положительный черты в его характере. Заступается за бедных, готова отдать всё господское зерно мужикам, растит не своего ребёнка, остаётся ухаживать за больным отцом под угрозой смерти. И после этого говорят, что Элен первая красавица Петербурга! Ведь мы помним, что когда сияли глаза у княжны Марьи, то они становились такими прекрасными, что она хорошела на глазах и становилась настоящей красавицей. И это естественное сияние глаз может посоревноваться с холодным, но идеальным телом Элен.

Думаю, совершенно ясно, где истинная красота, где ложная. Почему же мы иногда, заговорив с красавицей или красавцем, быстро теряем к ним интерес? Потому что приятная внешность теряется, если человек внутренне бедный. Не стоит стремиться лишь к внешней красоте, стремитесь ещё и к внутренней, и вы будете неотразимы!


Откроем академический "Словарь русского языка": "Красота - свойство по значению прилагательного красивый", "красивый - приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на результат, на внешнее впечатление". Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир", потому как тут присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Попробую обосновать, что красота проявляется в образе самой любимой героини Толстого - Наташи Ростовой. Внешне она вдали не красавица, в романе есть женщины, буквально блещущие красотой. Это, например, Элен Курагина. Но ее физическая красота ничего, кроме физического удовлетворения, вручить не может.
Во внешности Наташи нет ничего броского: "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками" - такова тринадцатилетняя девочка Наташа в момент нашей первой встречи с ней на страницах романа. Через два года мы увидим ее в Отрадном: черноволосая, черноглазая, очень тоненькая, в ситцевом платье - ничего особенного во внешности девушки нет.

Не яркая по виду, Наташа одарена красотой и богатством голоса, отражающим богатство ее внутреннего мира. Да, о ее голосе знатоки судили, что он ещё не обработан, но толковали об этом лишь после того, как она заканчивала петь. А пока звучал тот самый звук - забывали о его "необработанности" и лишь наслаждались им. Именно пение сестры выводит Николая Ростова из сильнейшей депрессии после карточного проигрыша, раскрывая ему все великолепие и богатство мира.

Одаренность героини проявляется и в глубоком ощущении красоты природы, которое заставляло ее терять из виду обо всем. Наташа - воплощение лучезарной жизни - представляет полный контраст с мертвящей скукой светской гостиной. Появляясь же в солнечный день в лесу, или на фоне залитого лунным светом парка, или среди осенних полей, она всем своим существом гармонирует с неиссякаемой жизнью природы. В Отрадном князь Андрей слышит ее звук, говорящий о прелести ночи, о невозможности спать среди чарующей красоты природы, и мне думается, что как раз в тот самый момент зарождается его чувство к незнакомой доселе девушке.

Красота души Наташи сказывается и в ее чуткости, в ее необычайно тонкой и глубокой интуиции. Благодаря этому свойству она догадывалась о том, что не было досказано словами, и, несмотря на отсутствие жизненного опыта, правильно понимала людей. В этом отношении очень показательны ее ранние симпатии к Пьеру, по виду несколько смешному, толстому; сравнение Бориса Друбецкого с узкими длинными часами; ее антипатия к Долохову, который так понравился всем Ростовым. О глубине интуиции Наташи свидетельствуют и ее слова о том, что Николай никогда не женится на Соне.

После смерти князя Андрея Наташа, тяжело пережившая его погибель, . испытывает чувство отчуждения от своей семьи, да и всех людей. Но вот получено известие о смерти Пети. Отчаяние доводит мать почти до безу мия. Наташа видит рыдающего отца, и "что-то страшно больно ударило ее в сердце". Все отчуждение пропадает, она - воплощенное утешение: не отходит от матери ни днем ни ночью. Только человек с большим и красивым сердцем способен запамятовать о собственном беда ради спасения самого родного и близкого существа.

А вот ещё один момент романа, доказывающий красоту и широту души героини. Во час отъезда из Москвы она, проявившая разумный практицизм, сообразительность и ловкость при укладке вещей, узнает об отказе родителей вручить раненым места на подводах. Пожалуй, в первый раз мы видим Наташу Ростову в гневе: "Это гадость! Это мерзость!" Ее лицо изуродовано злобой, она кричит на мать, а поступок - светлый и красивый. И родители соглашаются с дочерью - отдают раненым подводы, а ведь на них могло бы быть вывезено ее будущее приданое.

На мой взгляд, красота Наташи расцвела в замужестве и материнстве. Помните, как, вся одухотворенная радостью, героиня бежит навстречу приехавшему после долгого отсутствия Пьеру? Старая графиня Ростова более того считает, что дочка доводит свою любовь до крайности, что идиотично, но это мнение, по-моему, - результат холодного светского воспитания.

Так, отвечая на вопрос "что есть красота?", я сказала бы: "Посмотрите на Наташу Ростову - естественность, чуткость, одаренность, "ум сердца"".

Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир»)

Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. (Э. Кюблер-Росс)

красота толстой роман

Что же такое красота на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь для каждого человека она одна, особенная и неповторимая. Наверное, люди разных эпох спорили о том, что красиво на самом деле. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. В Древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Красавицы Японии густо белили кожу, а в Древней Греции тело женщины должно было иметь мягкие и округлые формы. Но я не сомневаюсь, что во все времена в основе красоты лежало духовное богатство и духовные ценности оставались неизменными.

Тема красоты затрагивается и в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Человек, который никогда не задаётся вопросом, что такое настоящая красота, и считает, что это только привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры, несомненно, идеалом красоты назовёт Элен Курагину. Белоснежное тело, великолепная грудь, потрясающий гардероб и очаровательная улыбка - всё это, конечно, покорит мужчину с первого взгляда. Но почему красота меркнет на глазах, если у человека нет души?

Какая красота истинная, а какая ложная? На протяжении всего романа Лев Толстой пытается разобраться в этом. Эти два понятия тесно переплетаются.

За изящными манерами Элен и за её улыбкой скрываются равнодушие к людям, глупость и пустота души. Её можно сравнить с античной статуей: она такая же прекрасная, можно сказать, совершенная, но холодная, бесчувственная и бессердечная. Ею можно восхищаться, с неё можно писать картины, но открыть ей душу, искать у неё поддержки нельзя. Но, как мы видим, людей, которые важным считают лишь внешность и деньги, очень много в романе. Именно поэтому Элен и становится самой умной женщиной Петербурга. И побывать у неё обязаны самые умные и интеллигентные люди России. Но это обман, и, читая роман, мы понимаем это.

Настоящей красотой писатель явно считает красоту внутреннюю. И внешнее великолепие должно дополняться духовными ценностями. Таким человеком, у которого все прекрасно, Лев Толстой считает Наташу Ростову. И внешность, и душа, по его мнению, достаточно хороши для действительно красивого человека. Но по моему мнению, настоящей красавицей, девушкой, у которой внутренняя красота затмевает все внешние недостатки, является Мария Болконская.

Я удивляюсь, как она может понять и пожалеть любого человека, как она выносит скверный характер отца и может сочувствовать ему. Несмотря на некрасивую внешность, людям она приятна. Такая робкая и послушная, она пытается любить каждого человека. Злой он, жадный, пошлый, она всё равно ищет положительный черты в его характере. Заступается за бедных, готова отдать всё господское зерно мужикам, растит не своего ребёнка, остаётся ухаживать за больным отцом под угрозой смерти. И после этого говорят, что Элен первая красавица Петербурга! Ведь мы помним, что когда сияли глаза у княжны Марьи, то они становились такими прекрасными, что она хорошела на глазах и становилась настоящей красавицей. И это естественное сияние глаз может посоревноваться с холодным, но идеальным телом Элен.

Думаю, совершенно ясно, где истинная красота, где ложная. Почему же мы иногда, заговорив с красавицей или красавцем, быстро теряем к ним интерес? Потому что приятная внешность теряется, если человек внутренне бедный. Не стоит стремиться лишь к внешней красоте, стремитесь ещё и к внутренней, и вы будете неотразимы!

"ВОЙНА И МИР"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.
Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.
Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и "разговоры веселее". Два красивых молодых человека, один офицер, другой - студент, Николай Ростов, "невысокий курчавый молодой человек" с открытым выражением лица.
В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: "Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек", - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: "Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?"
И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" - восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает "момент истины". Ростов осознает невозможность убийства и смерти. "Не может быть, чтобы они хотели убить меня", - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством "зайца, убегающего от собак". Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет "чувство страха за свою счастливую молодую жизнь".
Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его "простодушным", и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.
Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит верность Соне, которой дал слово.
Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству. "Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты". (Высшая похвала гр. Толстого.)
Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из "Анны Карениной". Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из "Воскресения". Как то так))

Тема красоты и мира человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. Именно в этой героине Толстой воплотил идеал женственности.
Впервые на страницах романа Наташа появляется тринадцатилетней девочкой. Мы видим ее «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой». Уже здесь в ней чувствуется полнота жизни, желание жить интересно. Толстой, подчеркивая некрасивость Наташи, утверждает, что дело не во внешней красоте. Он описывает богатство ее внутренней натуры. Наташа очень эмоциональна. Она способна восторгаться красотой ночи: «Ах, какая прелесть!» Наташа Ростова – чуткий, с тонкой интуицией, способный понять и прийти на помощь человек. Она живет не умом, а сердцем, и оно редко обманывает.
Толстой наделил свою героиню поэтичностью и талантливостью. Наташа обладает прекрасным голосом. И хотя взрослые часто говорили, что ее голос не обработан, но хорош, как только Наташа начинала петь, все слушали ее пение и восхищались им. Красота ее голоса помогла Николеньке, проигравшему почти все состояние Ростовых, забыть обо всем на время и наслаждаться ее прекрасным пением.
Одним из главных достоинств Наташи Ростовой являются чуткость и проницательность. Она умеет сострадать. Ведь именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. Наташа Ростова обладает тонкой интуицией, которая помогает ей понять человека. Всех в доме Наташа окружает любовью, заботой и добротой.
Наташа Ростова любит всех и всем желает добра. Толстой подчеркивает в ней близость к народу. Она любит народные песни, традиции, музыку. Наташа восхищается пением своего дядюшки и сама не замечает, как пускается в пляс. А во время чтения Манифеста ее душа переполняется чувством любви к Родине, Наташа готова ради нее на любые жертвы.
Наташа Ростова предстает в романе как воплощение любви. Любовь – сущность ее характера. Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Он становится ее женихом, но ему приходится уехать за границу. Долгое ожидание становится для Наташи невыносимым: «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне». Это нетерпеливое чувство ожидания, а также оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают Наташу к ошибке – к увлечению Анатолем. Раскаявшись и осознав свою вину перед князем Андреем, она говорит ему: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» Помирившись с ним, Наташа остается возле умирающего князя Андрея до конца его жизни. В эпилоге романа мы узнаем о замужестве Наташи. Из идеала девушки она превратилась в образец жены и матери. Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой и счастье.
В своем произведении Толстой утверждает, что Наташа Ростова – вот истинный идеал красоты и гармонии. Холодная Элен, признанная красавица в свете, умирает, обрывая «гнусную породу» Курагиных, а истинная, духовная красота Наташи продолжается в ее детях. Это и есть торжество подлинной красоты, красоты единой и созидающей.