Обсуждение спектакля. Обсуждение спектакля "фронтовичка"


Николай Коляда:

  • Вычитывал-вычитывал второй номер газеты, все запятые, а не заметил, что написано на нем номер один. Теперь на нашем фестивале два первых номера газеты!

  • Обсуждение спектаклей - главное, что есть на фестивале, потому что у нас фестиваль-лаборатория, а не фестиваль достижений.

  • У нас очень сильная коллегия критиков.

  • Обсуждаем все, кроме «Москва-Петушки», он лучше всех.

Театр «Туки-Луки», Пермь, спектакль «О 2 »
Лилия Немченко:


  • Первый спектакль фестиваля показал, что у нас европейский город. В смысле свободы.

  • Уличный театр, с которого начинают «Туки-Луки», - выстроен по всем законам площадного театрального действа. Это бешеный темпоритм; принципиально освоенное пространство, которое постоянно работает; точное послание.

  • От противопоставления свой-чужой персонажи приходят к принятию другого, проделывают духовную работу.

  • Рядом со мной был ребенок полутора лет примерно. И он сначала хохотал, а потом, когда инопланетянин прощался, у него полились слезы. И это дорогого стоит. Ради этого вы работаете в театре, а мы смотрим.

  • Предметный мир - понятный, внятный. Сначала он кажется даже набором обывательских ценностей (печка, телевизор). Хорошо обыгран переход из одного пространства в другое через коврик.

  • Происходит исследование архаических мифов, прямо по французской антропологической школой: проводятся ритуалы обмена, дара.

  • Происходит визуализация остеровских вредных советов. Отсутствуют все запреты, брезгливость, как это бывает у детей. Спасибо вам за свободу, которую вы подарили.


Леонид Быков:

  • «Кислород» из Перми - славная фестивальная увертюра.

  • Театр не только и не столько исследует глубокие философские и психологические парадоксы, сколько увлек своей пассионарностью, стихией игры.

  • «О» - это и категория 0+, и кислород.

  • Спектакль - гимн чуду воображения. Вещи со свалки становятся символами домашнего уюта.

  • На первый взгляд очень «мусорный» спектакль, мусорность в ее очевидности, «трэш». Но это представление опровергается, заставляя вспоминать слова Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора!.. Навоз быта обернулся благоуханием искусства.

  • Сегодня, когда навязывается отторжение иного или особого, - этот спектакль против этой тенденции.

  • Спектакль уличный по форме, но очень домашний по содержанию. Гимн дому, дому семьи и дому искусства.

Марина Романова:

  • Спектакль комплексно воспринимался взрослыми и детьми. Здорово, когда разные поколения воспринимают в унисон.

  • В финале спектакля всех нас обратили к небу.

Елена Соловьева:

  • Спасибо художнику за костюмы, персонажи получились невероятно обаятельные.

Татьяна Филатова:

  • В спектакле происходит чудо рождения всего из ничего, чудо театра. Это свежо и первозданно.

Театр «Туки-Луки», Пермь, спектакль «Рыжая плутовка»
Вера Сердечная:


  • В спектакле выстроен забавный вещный мир. Заборчики - не только способ мгновенной смены сценографии, но и метафора закрытости деревеньки, в которую приходит лиса.

  • Лисица - главный злодей, трикстер, который «сшивает» разные сказки и разных персонажей. Она остается ненаказанной - и в этом есть правда жизни, но как будто бы не хватает сказочной справедливости.

  • Понятно, почему заяц такой большой: он все время заедает стресс.

  • Один из плюсов спектакля - пение; оно на новом уровне вводит маленьких зрителей в фольклорную эстетику.

  • После первого спектакля, О2, ожидания очень высоки. «Рыжая плутовка» качественный спектакль, но лично мне в нем не хватило новаторства, изобретения.

Вологодский театр для детей и молодежи, «Марьино поле»
Леонид Быков:


  • При множестве поставленных задач, спектакль не смог убедить, что эта пьеса - большая репертуарная удача.

  • Сегодня нередко в спектаклях задействуется кинематограф. Сцена себя подпитывает допингом экрана.

  • Тексты Высоцкого здесь - основное содержательное блюдо, а остальное - гарнир.

  • В том, что явлено глазу, много факультативного и даже лишнего. При всей динамике эпизодов - внутренняя статичность.

Ольга Галахова:

  • Для пьесы Богаева характерны проблемы одной из тенденций новой драмы: беспечное сосуществование реального и условного; драматурги не обременяют себя тем, чтобы обосновывать переход от одной эстетики к другой.

  • Здесь произвольно появляются исторические персонажи: Наполеон, Гитлер… Почему этот ряд? Само путешествие к мужьям - условное? Они сидят на месте?

  • Пьеса требует от режиссера быть соавтором драматурга.

  • Пьеса предполагает очень сложный способ существования. И актрисы играют то Распутина с Беловым, то клоунаду Полунина.

  • Дорога мне в пьесе мысль о стране, которая воюет. Мы их победили, но мы не остановились и продолжаем воевать… И если Марьино поле - это выжженная войной земля, то при чем здесь скоморошество? Тогда бы играть трагифарс, но он тоже не развит.

  • Когда театр берется за современную драму, то ожидать шедевра сложно. Хочется, но сложно. Нет традиции постановок, каждый режиссёр тут - первопроходец.

Марина Романова:


  • Возможна разная стилистика, тем более что речь идет о «Марьином поле», просторном для режиссёрского выбора.

  • Переходы с одного плана на другой есть в пьесе; необязательно делать их жесткими и понятными. Необязательно нам точно знать, идут ли старухи два километра или это только видения женщины на краю жизни. Ее путь - это путь в ее прошлое.

  • Относительная современность представлена через песни Высоцкого. Это придает истории новое измерение.

  • Характеры созданы четко, не детально, но понятно.

Наталия Подкорытова:

  • У меня было несколько точек вхождения, принятия / непринятия спектакля. Когда актрисы говорили старческими голосами - нет; а вот когда они превратились в скоморошеских молодух - образ спектакля начал складываться.

  • Лично для меня спектакль случился в финале. Здесь я видела и преисподнюю, и девушек в состоянии деменции, что в общем многое объясняет.

  • С песнями часто смысловое попадание невероятное. Другое дело - как они исполнялись: и не по-деревенски, и не красиво-правильно…

  • Не возникло сочувствия к героиням. А, наверное, должно было быть.

Молодежный театр « Les Partisans» , Ижевск, «Шлюхи - не огонь»
Татьяна Филатова:


  • Я верила тому, что написано в программке. Ждала от женской темы откровения, особенно это интересно потому, что автор - мужчина. Но ожидания не оправдались, к огромному сожалению.

  • Тема заявлена и звучит внятно. Это не женский, а девичий мир, где мужчины вынесены за скобки. Это мир еще не женщин: они либо определяют себя через отношения с мужчинами, либо девы-воительницы (как Геля, которая «огонь» и позиционирует себя иначе).

  • Однако тема не нова; ее давно нащупали, по ней топчутся. И тут необходима острота, обнаженность, а это сложное дело.

  • Достоинство пьесы - тема, заявленная в заголовке. Но эта тема в какой-то момент перестает наполняться. События жизни героини на тему не работают.

  • Метафора солнца, огня - сильная, но и она перестает играть.

  • Для меня центральный персонаж - Юлька: и смешно, и трогательно.

  • В главной героине - мало красок. Вначале она выглядит пригвожденной; но потом должны сниматься слои, а этого не происходит. Истерика, предательство, загнанность в угол - даны буквально и пролетели мимо меня.

  • Не очень внятен финал.

  • Органично визуальное решение.

Наталья Шаинян:


  • Шергин - автор талантливый и интересный, но эту вещь я бы удачной не назвала. Название считывается иначе. «Шлюхи - не огонь» это как будто бы «так себе шлюхи», можно и получше.

  • Идея пьесы - нехорошо продаваться. Эта свежая мысль относит пьесу к морализаторству XVII века.

  • Эта пьеса действительно препарирует мышление, но не современное, не женское, а авторское и мужское.

  • Режиссер сознательно уходит в тень. Тебе предъявляют кусок авторских размышлений, не додуманных, не доделанных до конца; от души, но не четко отрефлексированных.

  • Это мир без мужчин, где мужчина - такое божество, которое общается голосом сверху, которое может дать денег женщине или лишить ее их. Чем отличается условный Женя от условного Паши - неясно.

  • Маменька - жирно выписанный комический персонаж, который ни для чего в пьесе больше не нужен.

  • Автор вдохновляется модными историями с видеоблогами, но блог - это короткий жанр, а тут - неспешный нарратив.

  • Некое существо ангелической природы и имени, что-то среднее между мужчиной и женщиной, Геля… Автор не решается дать их связь с Аленой как сексуальную, подает ее как женскую дружбу, поому что для автора секс - это грязь. Не только продаваться нехорошо, но и заниматься сексом.

  • Подруги Алены - статисты, здесь не женщины, а карикатурные абрисы. Мизогинистическая пьеса, и как выходить из этого - непонятно.

  • Актриса умудряется вызывать симпатию зала, хотя драматург не удосужился объяснить, в чем у Алены проблема. Что с девочкой не то?

  • Несмотря на морализаторство, вопреки всему смыслу этой простецкой истории с рядом бытовых неувязок, - все же это театр. Благодаря музыке ли, или обаянию молодых актрис, в морализаторской истории рождается жизнь вопреки авторским конструктам.

Елена Ильина:


  • В программке заявлен важный вопрос: есть ли душа у женщины? Спектакль, к счастью, на ответ на этот вопрос не претендует.

  • Героиня исходно счастлива: в одной руке бутылка, в другой телефон.

  • Благодарю режиссера за его чувство меры, он нашел для героини способ существования. Чуть больше иронии - была бы карикатура; чуть меньше - излишняя драматизация. Единственный перебор - это перебор в мате. Понятно, что это язык, который всех объединяет (тех, кто учил и немецкий, и английский, и даже грузин); но это понятно довольно быстро, дальше можно убирать.

  • И название можно было бы поменять.

  • Спасибо медиахудожнику, он хорошо сработал.

  • Интересно сделан образ Жени: он абсолютно нейтральный, и героиня не понимает, что это на самом деле мужчина ее мечты.

Вера Сердечная:

  • Я думала, как определить особенность пьес Шергина, подобрать жанровый ключ, и спектакль мне в этом помог. Этот ключ - кинематографичность. И в этом смысле драматург, режиссер и медиахудожник сработали точно и в унисон. Они делают что-то на границе собственно театра и медиаарта, и это сделано интересно.

  • Героиня живет на фоне экрана, экран с его сообщениями и красивыми заставками, - это все, что ей нужно. Какие-то бытовые вещи нужны только маме.

  • По сути мы видим что-то вроде молодежной комедии о герое за рамками морали. Такой Гай Ричи, только для девочек. И в этом причина зрительского успеха спектакля, который очевиден.

  • Однако это заступание на границы новых жанров требует постановки новых задач для режиссера и актеров, а это пока больше заявлено, чем сделано.

Алексей Кокин:

  • Женские исповедальные монологические пьесы - это не ново.

  • Наличие женской души - это проблема, которую веками обсуждали католические теологи. И я подумал, что Шергин - это Савонарола, который в этой и других пьесах занимается обличением.

  • Спектакль - коммерческий продукт, начиная с названия.

  • Большой привет копирайтеру, автору программки, - он написал текст, достойный кисти Айвазовского.

  • Трудно сыграть пьяного, не менее трудно сыграть развязность.

  • Обилие мата - едва ли не единственное, что вызвало живую реакцию Мат тут - это комический гэг.

  • Видеоряд лаконичен точен, кинематографичен. Первый раз видел вживую такую работу с мэппингом. Это точно простроено мизансценически и классно работает.

Московский Приквел к Студенческой Маске-2011. Обсуждения-3.
Dec. 1st, 2010 at 12:00 PM

Обсуждение спектакля «Дом Бернарды Альбы»(Ф.Г. Лорка), творческий центр «Театральный особнякъ» (г. Москва), режиссёр Леонид Краснов. Выдержки.

Валерий Карлович Бегунов:

  • Несколько предваряющих слов. Здесь есть перекличка с «Яростью» - только там школа, а здесь дом. И ещё вы видели не совсем тот спектакль, который идёт у них дома, это немножко другая сцена, потому что там «чёрный кабинет», а здесь белое – появились тени и вас стало как будто вдвое больше, причём тени оказались цветными. Спектакль, в общем, был обогащён. И хочу сказать, это первый спектакль, где Бернарда Альба не злая. Смотришь и понимаешь, Бернарда Альба хочет править, чтобы спасти, у неё не получается, она жестка более по традиции, чем сама по себе. Ощущение такое, что этот мир не может быть жестоким только потому, что жестоки его законы … Леонид Краснов, создатель театра «Театральный особнякъ», я хочу спросить: ты именно это делал или я вхожу в противоречие с твоим анонсом?
    Леонид Краснов:
  • Да, мы специально сделали эту сцену со старшей дочерью так, чтобы зритель понимал, что она – настоящая мать, так что никакого противоречия. А от зрителей будут вопросы? Это дипломный спектакль. Наше маленькое образовательное ноу-хау, то, что мы в качестве педагогов по танцу пригласили людей, которые занимаются пластическими импровизациями. Попробовать соединить подобную танцевальную структуру с серьезной драматургией, тем более, что поэтичность театра Лорки подразумевает подобный подход, мы и пытались. Делали мы спектакль 8–9 месяцев. Лет 6 назад у меня такая идея возникла - поставить спектакль в таком ключе по ирландскому классику Джону М. Сингу. Но тогда не случилось. Ведь это надо переубедить студентов. Даже на их курсе было сложно сначала с подобными танцами, потому что у некоторых есть классическое хореографическое образование от которого отстроиться сложно, но на втором курсе стало уже всё понятно - спектакль будет.
    Зритель 2:
  • Было бы интересно услышать мнения актёров, их ощущения от спектакля, который они делали 8 месяцев.
  • А нам интересно услышать Ваши ощущения, свои-то мы знаем.

Зритель 2:

  • Эксперимент с пластикой, для вас это что-то дало?
    Актрисы:
  • Сначала мы существовали отстранённо, а потом стали привыкать к такой форме существования. Когда мы привыкли к пластическому рисунку, захотелось добавить содержания. Но было и наоборот. Вот так мы и работали!
    Валерий Бегунов:
  • То есть вы уходите от эпохи, национальности, просто дом, в котором проблемы.
    Актрисы:
  • Да, это актуально сейчас для нашего мира, посмотрите, что творится с женщинами, сколько одиноких женщин. И вообще, столько одиноких людей – это ужасно.

Зритель 2:

  • А у Вас не было идеи сделать перевес в сторону хореографии и пантомимы в ущерб тексту? Мне показалось, зачастую было достаточно движений, а текст даже и не нужен в некоторых местах.

В. Бегунов:

  • На самом деле они сыграли почти в два раза короче, чем идёт в других местах, это очень ёмкий и сжатый спектакль. Но, слушая в кулуарах, мне показалось, что, поскольку зритель не обязан знать текст, который он пришёл смотреть, тут много вещей проговорено, которые важны для отношений: что касается наследства, как относятся к этой семье вокруг – иначе некоторые узлы уходят.
    Зритель 2:
  • Я имею в виду диалоги эмоциональные, там, где участвовала ткань, например.
    Валерий Карлович:
  • Это потому что Вы мужчина …
    Зритель 3:
  • Я тоже себя мужчиной считаю - мне весь спектакль в целом понравился.
    Зритель 2:
  • Мне показалось, что эмоциональный диалог в этой постановке намного ярче, чем смысловой даже.
    Валерий Карлович Бегунов:
  • То, о чём вы говорите, это огромный плюс спектакля, то что пластика очень говорящая, но и утрачивать этот текст, текст Лорки тоже жалко. Если здесь убрать многие кажущиеся второстепенными вещи, уйдет и многое из того, ради чего делалась эта пластика. Пластика существует в контрасте или в диалоге с текстом здесь.
    Алёна Михайлова:
  • Что касается речевой подачи. Я услышала, что люди, которые работали над оттенками речи, много читали и смотрели, сразу столько ассоциаций у меня всплыло и из классических театральных вещей и из современных, понятно, что это сделано людьми, не случайными в профессии, единственное, я не поняла, к чему была история, когда Ваша персонаж нюхает кокаин.
    Леонид Краснов:
  • А она ещё и рэп читает.
    Алёна:
  • Рэп мог бы быть и без кокаина
    Зритель 2:
  • А по-моему кокаина должно быть больше. Интересна трансформация классических установок и вещей в современном понимании, пусть это шокирует, ломает привычную структуру, мне это понравилось. Скажите, в связи с чем возникла эта сцена, откуда она взялась?
    Леонид Краснов:
  • Кокаин в это время любили многие, он может присутствовать как один из персонажей, если бы это было другое время, возможно, не было бы такой правомочности и потом для выразительности каждой из сестер, надо было искать яркие ходы, а то все в одинаковых робах, чтобы отделить героинь друг от друга. Также и тема лесбийской любви возникает.
    Валерий Бегунов:
  • Много ушло знаний о том, как раньше жили. Во-первых, это абсент. Ван Гог и остальные – это всё абсент. Коноплю возделывали почти по всему континенту и голышом по ней покататься, это такой кайф, эта пыльца. И ведь действительно – им пообещали 8 лет траура. Дома у Бернарды, это её порядок, который до неё был таким ещё 200 лет. «Это моё». Какое ощущение может быть у хозяйки такого дома? Дочери невольно это на себя примеряют. Человек стоит и обнюхивает себя, и понимает, что он будет жить, что он живой, и она пробует на вкус – чем она от других отличается? А пластически это было сделано как танцевальный жест.

Зрительница:

  • Очень хорошо были подобраны роли, а Вы не хотели бы попробовать вжиться в другую роль?
    Актриса (Амелия):
  • Для интереса я бы всех бы.
    Леонид Краснов:
  • У меня с распределением всё очень сложно: я говорю – чего хотите, то и играйте.

Зрительница2:

  • А как Вы вживались в роль?
  • Симбиоз «Служанок» Виктюка и Озона – по настроению это было оттуда.
  • А я смотрела за людьми, которые чем-то обделены в этой жизни и которым их недостаток мешает реализоваться – с одной стороны, у них появляется обида, с другой – они очень ранимые.
    Зрительница3:
  • А как относятся к этому спектаклю ваши молодые люди?
    Актрисы:
  • Не у всех здесь были молодые люди … нравится.
    Смех.
    Зритель 2:
  • Всё ли Вас устраивает в постановке и будут ли изменения?
    Леонид Краснов:
  • Пока мне нравится, юмор появился в таких местах, где раньше не стреляло. Хотя иногда мы что то меняем.
    Инна Ваксенбург:
  • У Лёни есть чему поучиться. Я прихожу к нему в театр, чтобы вспомнить о главных вещах. Во всех его актрис я влюбилась – они такие красивые на сцене, не потому что в жизни они некрасивые, а это говорит о том, что Лёня их любит безумно режиссёрской любовью, тут всё так продумано, так органично, петелька-крючочек, и эта магия театра, от которой не можешь оторваться. Вы меня втянули, это красиво, профессионально, здорово.

Зритель2:

  • Постановка, которая вводит нас в дом, в семью. Было ощущение, что хочется войти, пристутствовать. Мне хотелось бы, чтобы зрелище происходило вокруг, чтобы Вы присутствовали среди нас.

Валерий Бегунов:

  • Это замечательно, на этот фестиваль выбраны спектакли, которые все говорят о том, что есть единое пространство сосуществования зритель-актёр и я такой театр очень люблю.

Зритель2:

  • Речь шла о другом, чтобы зритель мог заходить внутрь.

Валерий Бегунов:

  • Не все зрители к этому готовы – ведь им придётся менять свою сущность…

Инна Ваксенбург:

  • Вы сейчас в замечательной форме, а что дальше?
  • Нам в этом плане повезло, мы продолжаем работать в этом же театре, это не даёт потерять форму, снимаемся по чуть-чуть.

Валерий Бегунов:

  • На этом предлагаю обсуждение закрыть. Протестов нет?
    Аплодисменты.

Спасибо за фото postklim

Сегодня методикой широко пользуются в детских театральных студиях России и нескольких профессиональных детских театрах (РАМТ, Московский детский театр теней, театр им. Пушкина, МогТЮЗ, Саратовский ТЮЗ им. Киселева, Пермский ТЮЗ, Красноярский ТЮЗ).

Безоценочное обсуждение спектакля – это инструмент, который применяется для решения двух задач. Как способ развития зрительской культуры и активизации зрительского интереса, и как способ диагностики спектакля на этапе генеральных репетиций и налаживание обратной связи театра и зрителя.

Безоценочность– термин, возникший в гуманистической психологии, это одна из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгруэнтность. Триада подразумевает принятие человеком как окружающих, так и самого себя, взаимодействие с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере.
В середине 80-х годов гуманистическая психология приобрела влияние не только в школе, но и в сопредельных ей социокультурных институтах: в детских театрах и музейной педагогике. Тогда активизировалась работа педагогических частей в ТЮЗах. В Москве наиболее интересно работали педагогическая часть Центрального детского театра и Московского ТЮЗа. Активно развивались зрительские клубы, велись обсуждения спектаклей с подростковой и молодежной аудиторией.

В ЦДТ обсуждения вели заведующий литературной частью Н.А. Путинцев и сотрудник педагогической части И.М.

Сафарова. В конце 80-х они стали приглашать для проведения некоторых обсуждений воспитанницу актива театра, психолога, научного сотрудника Института рефлексивной психологии и педагогики сотворчества Т.А. Климову. Она была стажером и активным участником программ С.Ю. Степанова, сейчас профессора департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ. С.Ю. Степанов разрабатывал в это время методики групповых обсуждений личностно-значимых событий. И Т.А. Климова внесла элементы этих методик в обсуждения спектаклей ЦДТ.

В Московском ТЮЗе эту работу с 1985 года вела психолог О.И. Троицкая, выстроившая систему обсуждения спектакля на методах человекоцентрированной терапии экспрессивными искусствами Натали Роджерс. На разработку О.И. Троицкой повлияли также работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой «психологии чувств» (А. Маслоу, П. Якобсон). В 1986 году О.И. Троицкая стала консультантом дипломной работы студентки театроведческого факультета ГИТИСА А.Б. Никитиной (автора этого текста) «Восприятие спектаклей о своих сверстниках и современниках подростками». Дипломное исследование было построено на изучении стенограмм обсуждений спектаклей.

В основе разработок С.Ю. Степанова и О.И. Троицкой и их учеников Т.А. Климовой и А.Б. Никитиной лежали идеи гуманистической психологии о том, что не бывает плохих и хороших чувств. Чувства фиксируют реальность. Они всегда важны и ценны, и каждый человек имеет право на любые чувства.

Но важно понимать, что чувства каждого человека это только его чувства, фиксирующие его реальность. Чувства не повод для оценки жизненных явлений и тем более эстетической реальности. Культурно оформленные и выраженные чувства – хороший повод и материал для принимающего, конгруэнтного диалога, в ходе которого могут быть зафиксированы некоторые контуры общей реальности.

Фиксируя свои первичные ощущения и чувства на основе методик Натали Роджерс, зрители актуализируют свои подлинные впечатления от художественного события и уходят от шаблонных и стереотипных суждений. Цепочка вопросов, построенная на восхождении от описания своих ощущений к фиксации точек сопереживания, а оттуда к осознанию метафор и целостного художественного образа, строится таким образом, что участники диалога не ощущают трудности при переходе от более простых этапов разговора к более сложным. Эта цепочка помогает зрителю развернуть и реконструировать свернутые в реальной жизни естественные процессы восприятия.

В рамках работы кафедры МИОО методика О.И. Троицкой, зафиксированная впервые в 1988 году в дипломной работе Никитиной, обогащенная опытом С.Ю. Степанова и Т.А. Климовой, пришла к форме семи основных вопросов:

  1. На пробуждение эмоциональной памяти.
  2. На легализацию и слив негативных эмоций.
  3. На пробуждение позитива и баланс эмоциональной реакции.
  4. На глубинное переживание и личностную идентификацию.
  5. На осознание основной метафоры.
  6. На осознание основного пафоса произведения.
  7. На создание вторичного художественного образа.

"Фронтовичка", Русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, Улан-Удэ

Спектакль «Фронтовичка» открыл внеконкурсную программу «Маски Плюс», один из блоков которой – «Война и миф: театральное преломление истории» – объединил спектакли, затрагивающие военную тему. Как отметила в начале дискуссии Марина Шимадина, куратор этого блока и ведущая обсуждения, «дело не только в 70-летии со дня Победы, но и в тревоге за сегодняшние поколение. Мы забываем, что происходило тогда, как война отразилась на жизни людей и страны».

Ау, драматурги!
Театральный критик и куратор «Маски Плюс» Анна Банасюкевич обратила внимание гостей дискуссии на практически полное отсутствие современных пьес на тему войны. Конечно, можно снова и снова обращаться к литературе оттепельного поколения, так называемой солдатской прозе, окопной правде. Но прошло несколько десятилетий, сменилось поколение, а новой интонации, подходящей для разговора о войне сегодня все еще не найдено. Молодые драматурги оставляют эту тему в стороне, не находя в ней личной мотивации. Пьеса Анны Батуриной, ученицы Николая Коляды, чуть ли не единственное исключение. Театры из-за отсутствия современного художественного материала обращаются к документальным работам, что отразилось во внеконкурсной программе «Золотой маски». Елена Ковальская, театральный критик, арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда, объяснила это тем, что непросто взяться за тему, которую знаешь только с чужих слов, переработать материал, присвоить его и рассказать историю от лица сегодняшнего человека. Но Анне Батуриной это удалось, и она смогла привнести в эту историю интересные и неочевидные мелочи: например, мужчина влюбляется в девушку, увидев ее чистые ногти. «Молодое поколение честно раскрывает тему войны, и для меня эта пьеса гораздо честнее, чем многие советские работы о войне».

Нужны новые формы
Пьеса Анны Батуриной – прекрасный материал для режиссерского театра, так как предоставляет режиссеру возможность для поиска разных решений, – продолжила Анна Банасюкевич. Например, спектакль Николая Коляды решен как советское кино, что сглаживало сильные мелодраматические, иногда слишком сентиментальные интонации пьесы. Форма, которую выбрал Сергей Левицкий – отстранение и эпическое прочтение этой истории – позволяет не только следить за героями, но и думать о том, что такое война, насколько она разрушительна, как коверкает судьбы не одного поколения. Финал показывает, что никто никого не дождался в глобальном смысле, мир оказался подорван в своих основах на многие годы вперед. «Мне кажется, важно, что спектакль заставляет не только чувствовать, но и размышлять, проводить параллели с жизнью сегодняшней». Марина Шимандина тоже отметила подход режиссера: «Сергей Левицкий приподнял историю над бытовой плоскостью и встроил в эпико-драматический метафорический ряд, найдя в ней собственные смыслы».
Нашлись комментарии и у зрителей, заметивших необычное режиссерское решение, заключавшееся в разных способах организации первого и второго действий. В первом акте история развивается линейно, ее легко можно пересказать. А второй акт сделан крупными мазками, собран из метафор, которые каждый зритель дописывает сам. У кого-то финал получился абсолютно счастливым, другие размышляли о вечном скитании людей в поисках счастья и неутихающей войне в душе человека.

Элегантное сотворчество
Спектакль пронизан живой музыкой. Группа «Краbы» непрерывно находится на сцене. Существуя в тесной связке с персонажами, музыканты словно «дорисовывают» характеры персонажей и отдельные сцены, придают объем кульминационным моментам дейстия. «Сначала работа постановщиков и музыкантов велась отдельно, но найти верную тональность не удавалось, - рассказал фронтмен группы Максим Филинов. - Потом мы пришли в репетиционный зал. Все получилось сразу же. Далее работа велась в живом времени входе репетиций. Именно эти треки наиболее честные». Сергей Левицкий тоже отметил успешное сотворчество, которое у него сложилось с труппой и музыкантами. Марина Ланина, исполнявшая роль Галины Сергеевны, дополнила: «Полной свободы не было, и в этом была своя прелесть. Сергей Александрович четко выстраивал линию, костяк, а мясо уже наращивалось актерами. Актерская свобода должна быть элегантной». Елена Ковальская заметила, что «Сергей редкий режиссер, которому нравится большая сцена, он вместе с актерами ищет свой язык, импровизирует».

Напоследок поговорили о восприятии зрителем спектакля. Марина Ланина рассказала, что сибирский зритель очень тепло принимает спектакль, постоянно аплодирует. В Москве большая часть спектакля прошла в тишине. «Было полное ощущение, что мы летим в тартарары, но на аплодисментах случилось невероятное! Мы много раз выходили кланялись. Спасибо». Зрители и во время дискуссии не прекращали благодарить постановщиков и исполнителей. В зале оказалось много людей из Улан-Уде, которые радовались успеху спектакля и театра. А актеры все боялись поверить в реальность происходящего: «Вы совсем другой зритель, уникальный для нас, новый. Мы прошли сегодня маленький рубеж, маленькую школу».