Откуда появился k-pop? K-pop или чем живет корейская молодежь.

Корея. Субкультура Ольчжан (Ulzzang)


Кто такие Ольчжан (англ. - "улззан ", кор. 얼짱 )?
Многие любители азиатской культуры знают кто и что такое Ольчжан но мало кто знает, откуда они взялись.
В далеком 2000 по всей Южной Корее прокатилась волна страшной болезни - рака кожи. Все это произошло из-за моды на загар, пришедшей с Запада. Конечно, далеко не все загорали, придерживаясь старых традиций о белесой коже. Но правительству нужно было что-то предпринять в связи с этим фактом. Решением это проблемы стал призыв всех жителей страны отказаться от загара. К этому подключились компании, начиная пропагандировать белую кожу, делая деньги на кремах для отбеливания. Вскоре в интернете начали появляться фото подростков с белой кожей и миловидными личиками - их лица называли идеальными, а вскоре это стало своего рода интернет-сленгом и звучало как ольчжан .

На данный момент ольчжан – это субкультура, которая возникла на основе стилистического движения в Южной Корее и вышла в мир из интернета, где мальчики и девочки с милыми личиками размещали свои фотографии, коих могло быть боле 1000 штук и вели свои блоги. Мода этого направления получила наибольшую свою популярность в 2005 году на волне конкурса фотографий "Бьют-популярности в интернете " в "Cyworld " (корейская социальная сеть), в котором пользователи голосовали за самые стильные фото. Сначала мода на ольчжан появилась в Корее , потом распространилась на Китай и Японию . А сейчас эта мода захватила и всю Азию .
С корейского слэнга (짱 - jjang) означает "лучший" или best face, что значит "лучшее лицо" или "красивый". В следствии этого в обычной жизни как правило ольчжан это те, кто имеет привлекательное лицо и внешность.

Ольчжан тщательно следят за собой. У них в моде максимально естественный макияж и хороший уход за лицом. Это основная составляющая образа стиля ольчжан .
Основными критериями ольчжан являются:
1. Большие и выразительные глаза, маленький носик с высокой переносицей и пухлые губки. В погоне за красотой корейские парни и девушки используют всевозможные средства. Для того чтобы глаза казались большими используются специальные линзы, увеличивающие зрачок, макияж и крайний случай - пластическая операция по увеличению разреза глаз. Кстати это одна из самых популярных операций в Корее . И от этой процедуры по популярности не отстаёт процедура по изменению формы носа. Нос у азиатов как правило широкий и поэтому все ольчжан хотят иметь маленький аккуратный и тоненький носик.
2 . Милое детское личико – которое является главным критерием внешности ольчжан . На это тратятся огромные деньги, время и силы, чтобы создать идеальное чистое и детское лицо, доводя его до вида лица фарфоровой куклы. Также желательно иметь белую кожу лица. Белая кожа конечно не является главным критерием ольчжан , просто она давно в моде в Корее и послужила началом формирования этого направления.
3 . Красивые и ухоженные волосы. Стильные причёски. Многие используют и парики для своего образа.
4 . Стройная фигура – тоже является характерной чертой красивых ольчжан . Не обязательно быть сильно худой, достаточно иметь просто стройную фигуру. Главное не переборщить в достижении красоты и не идти на опасные критические меры. Если есть небольшие проблемы. то их всегда можно скрыть правильной одеждой.
5. Мода ольчжан - в отличии от многих субкультур у ольчжан нет строгого дресс кода. Мода ольчжан опережает европейскую на несколько лет. А затем, после определенного периода, вещи, которые когда-то были популярными у ольчжан , становятся популярны и по всему миру. В гардеробе каждой модницы найдутся длинные и короткие юбочки, милые кофточки и маечки, много бижутерии и всевозможные заколочки для волос, и украшения с шипами. Стиль ольчжан мягкий, женственный и ванильный. Сексуальных ольчжан почти не бывает, они скорее покажут ноги в коротких юбочках, чем оголят декольте. Все они предпочитают эгьё стайл , то есть милашество, милый стиль. Основные цвета ольчжан мягкие, приглушенные, нежные и где то отсылают нас в винтаж. Также в одежде может быть много оборочек, рюшечек и бантиков. Ольчжан не обязательно покупают кучу брендовой одежды, это могут быть и совсем простые вещи. А многие даже шьют одежду сами. И что еще интересно… Есть две "чжан "-категории:
1 . ольчжан / 얼짱: главную роль играет красивое личико. 얼굴 (ольгуль) с корейского переводится как "лицо".

2 . Момчжан / 몸짱: главное - тело, фигура. 몸 (мом) – это "тело" на корейском.

Все, наверное, хоть раз слышали или видели слово "К-рор", но что же оно значит?


K-pop - музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты». Хотя в самой Корее, под этим терминам могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны же, под кей-попом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми идолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров.

K-pop - не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.


Oрганизация и управление


Большинство групп данного жанра находятся в управлении единиц музыкальных агентств. Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя. По данным издания The Wall Street Journal , , , и другие южнокорейские продюсерские центры разработали процесс подготовки молодых певцов и певиц для участия в музыкальном бизнесе. В большинстве случаев, будущие идолы входят в «систему» в возрасте 9-10 лет и живут вместе в доме, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам.

Популярность и влияние

Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее. Куинси Джонс в интервью корейскому журналу.

Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт. В 2011 году продажи продукции корейских исполнителей в стране превысили 300 миллионов долларов, что на 22 % выше, чем в прошлом году, невзирая на общее снижение продаж на японском музыкальном рынке.

Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс, Тэдди Райли, а также продюсером Грэмми Алишей Киз.

Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100), а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу "youtube.com/KPOP". Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей, а французские концерты прошли с 14-тысячными аншлагами. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time, а CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes, SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне, в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV. Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Hot 100.

Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам.

Здравствуй, я бы хотела поговорить об одном из твоих увлечений, к-попе, но для начала представься, пожалуйста.

Меня зовут Алиса, и я к-попер. Это болезнь.

Перейдем к первому вопросу. Я слышала, что перед тем, как стать непосредственно участником корейской музыкальной группы, человек должен пройти довольно серьезное обучение. Можешь это прокомментировать?

Людей, которые стажируются в агентствах, называют трэйни . Большое количество трэйни дебютирует ежегодно. Очень много выпускается каждый год. Допустим, пять айдолов . Некоторые могут прийти и буквально дебютировать через три месяца, а другие – пробыть там до двенадцати лет. Лидер группы EXO, например, девять лет стажировался, изучал очень многое, не только вокал и танцы, читку рэпа или еще что-то, но и языки и этикет.

Что представляют собой агентства, которые ты упомянула? Как можно в них попасть?

Например, Большая тройка – это большие агентства, которые называются « интертэйменты » в Корее – набирают людей часто путем простого отбора. То есть у них раз в год происходят отборы, конечно, не по всему миру, но, допустим, одна компаний из Большой тройки объявляет о наборе на разных языках.

Расскажи, пожалуйста, о процессе выпуска группой нового альбома.

Что обязательно в к-попе при выпуске альбома: может быть, тебе не проспойлерят саму песню, тайтл , но могут, например, выложить какие-то «куски» из нового альбома. Но, в частности, это происходит так: объявляют о выпуске, наверное, где-то недели за две, может, полторы. Все ждут, и за пару дней до выхода альбома компания начинает заливать тизеры. Причем тизеров может быть сколько угодно, хотя чаще всего один или два. Потом выпускают клип, это обязательно. Выпустили альбом – выпустили клип.

Есть ли что-то, следующее сразу за выходом альбома?

Да, дальше будет продвижение, без него группам очень сложно, особенно не очень знаменитым. Месяц группа продвигается. Первую неделю идет камбэк стйэдж . То есть люди пока показывают свои песню, танец и выступление на различных шоу вместе с другими группами. На следующей неделе начинается награждение. В течение трех недель шоу будут вычисляться продажи и просмотры каждой группы, и за счет этого считается балл. Если твой балл больше, чем у твоего соперника, ты получаешь награду. Есть такое понятие, как двойная или тройная корона . Допустим, одна группа в течение трех недель каждый день выигрывала (у знаменитых групп такое бывает). Тогда она на одном из шоу получает тройную корону.

Говорят, что огромное количество фанатов к-попа безумное. Что можешь сказать по этому поводу?

Я могу прокомментировать это просто одним словом: сасэн. Сасэн фанаты . Такие фанаты в к-попе и в принципе в Азии очень распространены среди, наверное, женской аудитории. Это очень неадекватные люди, которые могут
с талкерить своих биасов или просто любимую группу.

Есть ли какие-то жесты или ритуалы, которыми фанаты могут публично выразить свою любовь группе, скажем, на концерте?

Если уж говорить о хороших фанатах, просто любящих или группу, или биаса… Вообще, в Корее у каждой группы есть так называемые лайтстики . Они бывают разной формы и разного цвета, все зависит от группы. И очень часто свои чувства фанаты выражают именно цветом. Вот эти палочки очень сильно поддерживают группы. Допустим, идет какое-нибудь награждение, и на этом награждении есть возможность быть просто фанатом и поддержать любимчика.

И последний вопрос: бывает ли такое, что бы сами участники группы и их агентства выражали благодарность фанатам или пытались сделать что-то приятное, угодить им?

На концертах бывает так, что фанаты некоторых пейрингов часто могут шипперить одного участника мужской группы с другим. И в самих агентствах есть специальные люди, которые следят за фанатской деятельностью. Они видят, что есть, к примеру, два участника, которых очень хотят видеть вместе (о них может быть написан фанфик или смонтировано видео). Тогда к этим членам группы подходят и просят «повзаимодействовать» перед фанатами. Это называется фансервисом .

На музыкальных каналах и в интернете стали часто мелькать новые эпатажные группы из Азии. Обладая неповторимым стилем в одежде, отменной хореографией и бесподобными песнями, они завоёвывают всё больше и больше фанатов по всему миру. Название этому явлению - K-pop.

Отправной точкой своего шествия k-pop в его современном его виде можно считать ранние девяностые. В 1992 г. трио под названием Seo Taiji & Boys выступило на шоу талантов местного телевидения, исполнив хип-хоп песню с характерным западным звучанием. Сейчас в этом жанре выступают такие группы, как «Girls Generation», «Super Junior», «Big Bang», получившие широкую известность не только на территории Азии, но и во всём мире.

Россиянам K-pop знаком лишь благодаря знаменитому клипу исполнителя PSY «Gangnam style», набравшему более двух миллиардов просмотров на YouTube. Но на самом деле этот клип - лишь небольшая верхушка айсберга корейской популярной музыки.

K-pop и его особенности

K-pop - это музыкальный жанр, появившийся в Южной Корее. Мелодичная часть вбирает в себя множество других стилей, таких как: электронная и танцевальная музыка, рок, хип-хоп, даже может содержать элементы классики и кантри.

Исполняется она айдолами (анг. Idol) - ребятами подросткового возраста, которых с детства продюсерские центры специально обучают вокалу и танцам. Группы жанра k-pop состоят либо только из девушек, либо только из юношей, а их численность в составе бэнда варьируется от пяти до девяти человек. Так что же такого особенного в этой популярной музыке, чем она так завораживает?

Конечно же, это сами песни - простые мелодии преимущественно с большим уклоном в танцевальную электронную музыку, которая «цепляется» за ухо. Треки порой настолько завораживают, что становится уже не таким важным то, что они исполняются на незнакомом языке. Хотя в последнее время существует тенденция вставлять в песню англоязычные слова, чтобы привлечь слушателей со всего земного шара и дать им понять, о чём ведётся повествование.

Тематика песен весьма разнообразна: от еды и стиля жизни до романтических отношений, причём некоторые песни могут представлять собой полноценные истории, содержащие в себе глубокие мысли. Стоит заметить, что такая музыка не только обращает свой взгляд на корейскую культуру, но и включает в себя множество отсылок, связанных с другими странами и народами.

Айдолы: «ненастоящие идолы»

Это корейские исполнители, которые заключили контракт с каким-либо агентством, занимающимся продвижением музыки. Прежде чем стать популярными и узнаваемыми, молодые ребята проходят сложные курсы тренировок по вокальному, танцевальному и актёрскому мастерству, и благодаря этому они не только исполняют песни со сцены, но и снимаются в различных сериалах.

Также исполнителей k-pop обучают иностранным языкам, а продюсеры доводят их внешность до совершенства, причём в самом прямом смысле. Почти все айдолы перенесли пластические операции и держат себя в форме, сидя на строжайших диетах и активно занимаясь изнурительными упражнениями. Как правило, частная жизнь таких ребят не придаётся огласке, что привносит в их личность некий ореол таинственности и загадочности.

Образы и танцы круче, чем у Майкла Джексона

Одним из основных факторов притягательности данного жанра становится визуальный контент и образ исполнителей. Азия издревле славится своим артистизмом, тонким художественным подходом, что значительно сыграло роль в местной индустрии развлечений.

Во всех своих клипах k-pop звёзды профессионально загримированы, имеют индивидуальный стиль, выражающийся не только в броских причёсках, но и в экстравагантных одеждах. Бытует мнение, что имидж исполнителей по своей эффектности и оригинальности затмевает многих западных звёзд.

Айдолы совершенно не стесняются привносить что-то новое и интерпретировать по-своему современные тренды. Хорошим примером могут послужить рэпер G-Dragon и певица CL, которые стали иконами стиля, введя новые тенденции среди молодёжи, будь то элементы одежды или новые причёски.

Корейские группы славятся не только своими вокальными данными, но и тщательно проработанными танцами, которые требуют профессиональной подготовки. Это занимает безумное количество времени и сил, чтобы доказать, что вживую артисты танцуют ничуть не хуже, чем в своих видео. Мужские танцы основываются на хип-хопе, тогда как женские - более утончённые и простые.

Аналоги жанра в мире

K-pop - отнюдь не уникальный жанр, но все похожие аналоги находятся именно в азиатской части нашей планеты. Большим и главным конкурентом корейцев является J-pop, что, несложно догадаться, происходит из страны восходящего солнца - Японии. В нём также музыку исполняют айдолы, и можно заметить схожесть концепции. Но различия между ними есть, и это сказывается на популярности японской и корейской музыки за рубежом:

Клипы j-pop не имеют такой мощной визуализации и эффектности, происходящее на экране почти статично, нет такой сильной хореографии, всё основано на своей самобытности, и из-за этого клипы кажутся странными;

K-pop делает сильный упор на социальные порталы. У каждой группы есть свой канал на ютубе, страницы на фейсбуке и ленты новостей на твиттере, где они постоянно выкладывают свои фото, рассказывают о своих шоу и даже проводят конкурсы. Японцы же не стремятся к такой агрессивной агитации, предпочитая работать на свою «домашнюю» аудиторию;

K-pop работает по своей чётко отработанной схеме, стараясь не отходить от существующих канонов, ориентируясь на запад и электронную музыку. J-pop больше экспериментирует, что отражается на звуке, количестве и вариациях инструментов, а также смешивает большее число стилей, чаще использует гитарную музыку;

Любители японской музыки за рубежом, как правило, - это фанаты японских мультфильмов - аниме. Популярная музыка Кореи независима от другого медиаискусства.

K-pop покоряет мир

Фан-база k-pop становится всё шире, выделяясь в отдельную субкультуру. Это особенно заметно в Латинской Америке, США, Европе - и только начинает развиваться в России. В нашей стране фаны устраивают между собой танцевальные соревнования, копируя хореографию любимых корейских исполнителей, а также выступают на мероприятиях, посвящённых азиатской культуре.

Ежегодно организуются различные фестивали, в том числе «K-Pop World Festival» - самый крупный из всех существующих. Каждый год он проводится в разных странах, но финал фестиваля всегда заканчивается в Южной Корее, в городе Чханвон. В нём принимают участие как юные дарования со всех стран мира, так и знаменитые корейские певцы. Cтоит отметить, что правительство Южной Кореи финансово поддерживает всю инфраструктуру музыкальной деятельности, которая помогает им укреплять отношения с западными государствами.

K-pop является мощным конвейером по созданию медиапродуктов, нацеленным не только на аудиторию своей страны, но и на весь мир в целом. Словно Голливуд, он выплёскивает на рынок всё новые и новые проекты, количество которых может достигать до 90 групп в год, не теряя при этом качество содержимого.
Этот жанр музыки оставляет положительное впечатление у его слушателей: приятные песни с интересными текстами, отличный визуальный контент.

Всё это очень приковывает взгляд. Многим подросткам хочется быть похожими на айдолов, которые всегда отлично выглядят, имеют свой утончённый безупречный стиль и обладают магией притягательности. Желание соприкоснуться с чем-то идеальным, красивым сделало k-pop не просто проходящим мимо трендом, а частью жизни его многих его фанатов, численность которых растет с каждым годом.

Группы и исполнители k-pop

Seo Taiji & Boys (Со Тхэджи энд бойз) - группа, существовавшая с 1992 по 1996 гг., которая популяризовала в корейской музыке западный хип-хоп. После распада группы основатель Со Тхэджи начал сольную карьеру и стал известен за пределами Кореи, играя тяжёлую музыку в стиле альтернативный рок.

Girls’ Generation - очень знаменитый и известный по всему миру женский октет, основанный в 2007 г. В Корее больше известна под названием So Nyeo Shi Dae (Сонё Сиде). В песнях используют такие стили, как электро-поп и бабблгам-поп. Ими записано 6 студийных альбомов на корейском и японских языках. Славятся своими видео, за что получили премию «Лучшее видео года» на YouTube Music Awards в 2013г., обойдя Леди Гагу и Майли Сайрус.

G-dragon (Джи-Драгон) - певец, актёр, модель. Помимо своей сольной карьеры, участвует в k-pop проекте Big Bang. Особую популярность снискал из-за своего неординарного стиля в одежде. Пишет песни в жанре хип-хоп, выпустил 2 студийных альбома.

АРТЁМ СОЛОПАЕВ

Основным каналом распространения корейской культуры в России являются молодежные объединения поклонников музыкальных групп, фильмов и других культурных продуктов Южной Кореи. Как в свое время именно молодые способствовали усвоению передовых молодежных течений западного общества, так и современная молодежь является проводником актуальных направлений культуры восточных стран. Прежде чем приступить к анализу причин роста популярности и способов распространения современной корейской поп-культуры, дадим определения молодежной субкультурной активности. По мнению британского социолога Дика Хэбдиджа, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности [см.: 36, с. 15].

Неудовлетворенность существующими нормами и ценностями доминирующей культуры связана как с тем, что в современном обществе они достаточно быстро устаревают, так и с тем, что их трансляция от старших поколений носит зачастую насильственный характер, провоцируя молодых защищаться от него. С одной стороны, молодое поколение попадает под влияние устойчивых социальных групп и институтов, с другой, они сами благодаря социальной активности способствуют преобразованию структур общества (например, распространение Интернета, развитие индустрии досуга или внедрение новых технологий). Представители неформальных молодежных объединений, отличающиеся от преобладающего большинства поведением, стилем, языком и другими аспектами, вносят свою лепту в изменения, происходящие в культурной среде (достаточно вспомнить джинсы в 1960-х).

Существует множество субкультур, базирующихся на разнообразных музыкальных направлениях и сопутствующих им взглядам на жизнь, стилю одежды, слэнгу и т.д.: хиппи, панки, металисты, готы, эмо, кибер-готы и пр. Поклонники южнокорейской поп-культуры также образуют собственную субкультуру под названием «кореяманы». Это понятие объединяет всех людей, увлекающихся K-pop"ом и драмами. Представители данной субкультуры обычно называют себя кей-поперами (англ. K-poper - человек, любящий K-pop) или дорамщиками (то есть человеком, любящим драмы/дорамы), однако между этими двумя группами нет жестких границ - кей-поперы не только слушают корейские поп-группы, но и смотрят сериалы, и наоборот.

Аналитики связывают успех корейской поп-индустрии с тем, что ее модель маркетинга довольно сильно отличается от мировых практик, о чем уже было рассказано в предыдущей главе. К системе камбэков и промоушенов присоединяется развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие идолов в общении с поклонниками в социальных сетях [см.: 56].

Как правило, у каждой публичной личности есть свои фанаты и антифанаты. Восточная Азия известна своим ярым фанатизмом - каждая музыкальная группа, актер/актриса, модель или другая знаменитость имеет собственный фандом и официальный фан-клуб Для того, чтобы вступить в официальный фан-клуб, надо зарегистрироваться на Daum-cafe. В фандом же входят представители официального фан-клуба, многочисленных неофициальных фан-клубов и обычные фанаты, не состоящие ни там, ни там.. Фандом или фэндом (англ. fandom - букв. «фанатство») - неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с каким-либо произведением искусства или его автором, то есть пристрастием к определенному фильму, сериалу, книге и т.д [см.: 46].

В рамках «Халлю» существует огромное число фандомов, так как каждая группа имеет свою многочисленную армию поклонников. «K-pop - это своеобразная «борьба» между группами. Мы, как и многие другие, стараемся завоевать свою часть аудитории», - говорят участники группы MYNAME . Каждый фандом имеет свое название и цвет: например, фандом группы Big Bang имеет название V.I.P. (значение - каждый фанат этой группы является важной персоной для каждого мембера), символику короны и цвета - желтый и черный [приложение Б], фандом группы Dong Bang Shin Ki именуется Кассиопеей (назван так в честь созвездия Северного полушария неба, пять ярчайших звезд которого образуют букву М или W; так как группа состоит из 5 участников, это имеет особый смысл - каждый из 5 мемберов так же сильно светит на сцене, как эти звезды на небе), имеет жемчужно-красный цвет, символизирующий страсть, и 23 апреля празднуется как день Кассиопеи Фан-клуб Dong Bang Shin Ki был внесен в «Книгу рекордов Гиннеса» в 2008 г. как «Самый большой фан-клуб мира» [см.: 67]. [приложение В].

Названия фандомов, впрочем, как и расшифровка наименований корейских поп-групп, имеют интересный смысл - это не простое название, оно обязательно должно иметь особое значение. Как правило, выбор названия фан-клуба определяется общим голосованием на сайте группы или их агентства. Фанаты присылают различные названия, менеджеры продюсирующей компании отбирают наилучшие и затем проводится онлайн-голосование. Таким путем были выбраны названия фан-клубов для многих K-pop групп. «Поклонники Teen Top выбрали официальное название своему фандому «Ангелы». На вопрос о том, как расшифровывается название, лидер Teen Top Кэп ответил: «Ангелы всегда и несмотря ни на что будут нас защищать!» . Иногда победитель, приславший выбранный всеми вариант, получает призы от агентства группы - это может быть диск с автографом, плакат или какой-либо другой предмет с символикой группы.

В любой субкультуре существует такое понятие как «стафф». В зависимости от вида субкультуры оно может иметь различные значения. В рамках корейской массовой культуры стафф - это разнообразная продукция с изображениями звезд «корейской волны», выпускаемая специально для фанатов. К ним относятся диски и плакаты, фотобуки (англ. photobook - «книга с фотографиями»), журналы, одежда (футболки, толстовки, бейсболки и пр.), аксессуары (кольца, подвески, серьги, браслеты), канцелярия (тетради, ручки, карандаши, пеналы, наклейки, календари и т.д.), наушники, рюкзаки и сумки, кружки, кошельки, коврики для мышки, лайтстики (англ. light stick - «светящаяся палочка») и т.д [приложение Г]. Говоря о лайтстиках, стоит отметить, что они, как правило, используются на концертах и могут видоизменяться в зависимости от концепта, но всегда имеют цвет определенного фандома. Фанаты включают их во время концерта, тем самым создавая океан определенной цветовой гаммы в темноте. Это имеет большое значение для группы - так они могут увидеть и почувствовать любовь своих поклонников [приложение Д]. Помимо перечисленных товаров к числу стаффа также относят одежду и аксессуары, которые носят идолы, и определенные вещи из драм - например, кулон или игрушку, которые символизируют любовь главных героев.

Стафф может быть официальным и неофициальным. Официальный стафф, как правило, продается на концертах, встречах с фанатами и других мероприятиях звезд, на сайте группы или агентства. Неофициальный стафф может продаваться в различных Интернет-магазинах и отличаться по качеству от оригинальных товаров. В Санкт-Петербурге продается как официальный, так и неофициальный стафф в Лавке Кролика - «передвижном» магазине, который уже два года продает фан-стафф корейского и собственного производства для кореяманов Санкт-Петербурга и других городов России на различных мероприятиях, посвященных восточным культурам [приложение Е].