План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка

Юлия Селиверстова
Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка»

Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев)

Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Задачи:

1. Образовательные:

Учить анализировать каждую часть текста и выделять в ней главное;

Учить находить начало, середину и конец текста;

Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Воспитывать внимательность и аккуратность.

3. Коррекционно-развивающие:

Развитие словарного запаса;

Коррекция и развитие мышления (синтез);

Развитие связной речи (пересказ с опорой на картинку).

Развитие интонационной стороны речи (ударение, темп речи, интонация)

Оборудование: Андрюхова Л. Л. «Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов)», карточки с абзацами, презентация (отображение содержания текста).

Ход урока:

1. Организационный момент

У: Здравствуйте, дети! Садитесь!

Записываем число и «классная работа».

2. Сообщение темы урока

У: Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом В. В. Вересаева «Братишка». Вы что-нибудь знаете о В. В. Вересаеве? (слайд №1)

Посмотрите на фотографию. Это Викентий Викентьевич Вересаев (слайд №2)

Учитель кратко излагает биографию писателя.

3. Лексический разбор слов

У: Посмотрите на экран (слайд №3) Прочитаем (ученики читают)

Вы знаете, что такое кадка?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение кадки на экран (слайд №4) и объясняет ее назначение.

Читаем следующее слово (ученики читают) Кто-нибудь знает, что такое бузина?

Ученики отвечают.

Учитель выводит изображение бузины на экран (слайд №6, №7) и объясняет назначение.

4. Первичное чтение

Учитель читает текст. Ученики слушают. (приложение 1)

У: Вам было понятно то, о чем я прочитала? (нет)

Почему? (не связно, спутано все)

Правильно! Наша с вами задача - восстановить текст, чтобы все было понятно. Но сначала посмотрите на экран (слайд №8, №9) Читаем слова по цепочке.

Подбадривать, к кадушке, перепорхнул, поглядывал.

Ученики читают.

5. Составление связного текста

Учитель раздает карточку с «1» абзацем. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: Как вы думаете, этот абзац может быть началом нашего текста? (нет)

Почему? (ответы учеников)

С какого слова начинается абзац? (брат)

Мы можем понять, кто такой брат, когда начнем читать текст? Это человек или животное, например. Нам будет понятно? (нет)

Значит (это не начало). А о чем мы узнали из данного абзаца? Подчеркнем героев (брат, он, первый воробей, братишка)

Сколько всего героев нам понятно? (нет)

Учитель раздает «2» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

У: А этот абзац может быть началом нашего текста? (да)

Почему? (ответы учеников)

Нам известно место действия? (да)

Какое? (у угла дачи)

Что было вокруг нам известно? (да, бузина)

Кто сидели на бузине? (два молодых воробья)

Известно нам теперь, сколько героев? (да, двое)

О чем мы узнаем? (один воробей полетел пить воду из кадки, а второй – нет)

Значит это (начало текста) Ставим в углу на карточке цифру 1. Откладываем в сторону.

Учитель раздает «3» абзац. Один из учеников читает. (приложение 1)

О чем мы узнали из этого абзаца? (первый воробей позвал брата, а второй пересилил страх и тоже полетел пить из кадки)

Как вы думаете - это середина или конец? (конец)

Почему? (ответы учеников)

Нам известна развязка? Чем все закончилось? (да)

Значит (это конец) Ставим цифру 3. И, значит, оставшаяся карточка будет номер… (2) То есть середина.

Теперь разложите абзацы в правильном порядке. У нас получился текст.

Учитель читает получившийся текст и отображает его содержание на экране. Ученики внимательно смотрят и слушают (слайд №10)

У: Вам понравился рассказ? (да)

Так какой из воробьев братишка? (черный воробей)

Правильно.

Учитель выводит изображение «братишки» на экран (слайд № 11)

У: Теперь еще раз читаем текст про себя, запоминаем. И будем пересказывать самостоятельно.

Ученики читают.

6. Самостоятельный пересказ текста

Учитель вызывает каждого ученика к компьютеру. Они пересказывают текст «Братишка» с опорой на картинки (анимации). Остальные смотрят и слушают.

7. Задание на дом.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

8. Итог урока

У: Вам понравился сегодняшний рассказ? (да)

О ком он был? (о воробьях)

Что они делали? (ответы учеников)

Братишка поборол свой страх в конце рассказа? (да)

Как это его характеризует? (ответы учеников)

Выставление оценок.

Приложение 1

Абзацы для составления связного текста.

Братишка.

1. Брат опасливо косился на кадушку. Он явно боялся лететь. Первый воробей напился и стал подбадривать другого, звать его. Братишка на ветке решился слетать к кадушке. Он коснулся лапками её края, испугался и полетел назад на бузину.

2. У угла нашей дачи стояла кадка. Она была полна воды. Рядом рос куст бузины. На бузине сидели два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадки и стал пить. Он пил и поглядывал на брата.

3. Первый воробушек опять позвал брата. Пересилив страх, тот подлетел к кадке и неуверенно сел. Он разинул клюв и стал пить.

Публикации по теме:

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе описание животных. Рассказ по картинкам Цели: учить описывать дикое животное, составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к природе, расширять кругозор. Ход занятия: 1.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказ по картине «Кошка с котятами» Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картину, составлять развёрнутый рассказ по картине (с помощью воспитателя). Активизировать.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке» Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга. Материал: игрушка заяц.

Тема: В. Вересаева «Братишка».

Цель: формировать сознательное, правильное чтение; умение разъяснять заглавие текста; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; умение различать виды рассказов и стихотворений.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Физминутка

Приветствие.

Чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где это может пригодиться?

Покажите с помощью тучки и солнышка с каким настроением вы начинаете работу на уроке.

Составление плана урока.

Разминка (работа по скороговорке).

Для чего выполняем эту работу? Что такое «выразительность»?

Чтение скороговорки, выделение звуков, работа по орфограммам.

Повторение. 3 1 7 2

Сегодня мы отправляемся в поездку в Литературный городок и побываем в гостях.

1.Домик Айболита.

Что это за герой? Он любит узнавать что-то новое. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Познавательные, примеры.)

2.Домик Незнайки.

Что это за герой? Он не умеет себя вести. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Поучительные, примеры.)

3.Домик Матроскина.

Что это за герой? Он любит веселье. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Юмористические, примеры.)

4.Домик Леопольда.

Что это за герой? Он любит слушать стихи. Что вы ему можете предложить? (Прочитать стихотворение Ю. Мориц «Ворона». 1 7 1 2 2 1 )

Вопросы после чтения:

О чём же это стихотворение?

Почему Митя погладил лапки вороны? Как отнеслась к этому ворона? Обидел ли Митя ворону?

В сквере Митя встречается с кошкой и собакой. О чём просит Митю кошка? Почему?

Как вы думаете, понимает ли кошка, что Митя ищет не её? (Да, понимает, и она согласна помочь Мите найти ворону. Но при этом лапка кошки будет в руке Мити!)

Смогут ли Митя и кошка взобраться на облако?

Чтобы глубже понять это стихотворение, прочитаем его ещё раз.

Как поэтесса Юнна Мориц относится к героям своего стихотворения?

Почему она захотела, чтобы Митя погладил лапки пугливой вороне? (Митя гулял один, и ворона была одна...)

Почему не подружились два героя? (Они были слишком разные и не поняли друг друга.)

Кто понял Митино состояние? (Кошка, она предложила Мите свою лапку, ласково назвала его «крошка», утешила его, как могла.)

Рассуждение учителя. Ребята, мы можем только предположить, что заставило Юнну Мориц написать это стихотворение. Может быть, она гуляла однажды в сквере и увидела одиноко сидящего на скамейке мальчика, а рядом с ним – ворону. Возникло впечатление – и заработала фантазия поэта. Она захотела сдружить два одиноких существа – мальчика и ворону. Но одного её желания оказалось мало...

В этом стихотворении очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что мысли эти спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». Попробуем и мы прочитать между строчками это стихотворение.

Что вы чувствовали, когда читали это стихотворение?

Какие чувства у вас вызывает мальчик? А ворона? А кошка?

Как вы считаете, какая строчка в этом стихотворении самая важная? («Вдвоём веселее дорожка». Это стихотворение – об одиночестве.)

А теперь пора возвращаться.

«Киска».

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка

- Сегодня познакомимся еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.

Самостоятельная работа по чтению биографии.

Работа в парах – пересказ с дополнением друг друга. (1 пару проверить, заслушать.)

В. Вересаев «Братишка». 1 7 1 2 2 1

Работа с текстом до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию (с. 161).

Соответствует ли иллюстрация названию рассказа – «Братишка»?

Почему вы так думаете?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать всё произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Прослушивание текста (аудиозапись).

Понравился? Почему?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья?

Почему он решил написать о них рассказ?

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

По ходу ведется словарная работа

1 часть.

(Бузина, бок о бок, кадушка, сквозящим, пазухи.)

Где происходит событие?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

Что нового узнали о наших героях?

Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить, но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

Почему так вел себя первый воробей?

4 часть (порхнул, трепыхая крылышками)

Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

Чего он испугался?

Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них?

Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка?

старший младший

заботливый боязливый

внимательный нерешительный

терпеливый

бойкий

уверенный

Обсуждение главной мысли.

Теперь вам понятно, почему рассказ называется «Братишка»? Объясните.

Можно ли по этому описанию сказать, как писатель относится к живой природе?

«В лесу стоит избушка…»

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах. Распределить картинки в правильной последовательности по сюжету, зачитать к ним предложения.

Работа в парах. Озаглавливание частей.

ΙV . Итог.

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Закончите предложенные фразы.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.


Поиск

Варианты слова: БРАТИШКУ, БРАТИШКОЙ

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Входимость: 1. Размер: 70кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 54кб.

Входимость: 1. Размер: 30кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: "У угла моей дачи... " У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом - куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой, чуть поменьше, с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары. И вдруг я ясно увидел: тот, первый,-- он уж давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата, и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Часть текста: домика. Алеша сильно осунулся, но от побоев совсем оправился. Он по-всегдашнему молчалив, не смотрит в глаза и застенчиво принимает мои заботы о нем. У меня много беготни и хлопот по району, редко приходится бывать дома. Алексей меня ни о чем не расспрашивает, со смешным, почтительным благоговением относится к тому таинственному, что я делаю; с суетливою предупредительностью встречает приходящих ко мне. Что-то есть в нем странно-детское, хоть он мне ровесник. Когда я иду куда-нибудь, где есть хоть маленький риск, он молча провожает меня любящими, беспокойными глазами. Очень мы разные люди, а ужасно я его люблю. Выпустили также многих товарищей. Выпустили, говорят, и Иринарха. Попался в сети, как лягушка среди карасей, а просидел три месяца. Всегда мне странно и смешно бывает, когда приходится зайти к Катре. Каждый раз в другом платье, необычном, каких никто не носит, как будто в маскараде, а между тем странно идет к ней. И прическа, и все. И думаешь: «Эге! Вот еще какая у тебя красота!» И думаешь: «Господи! Сколько на это трудов кладется! Вот тоже — труженица!» У нее сидел за кофе Иринарх. Расцеловались с ним. Он рассеянно положил себе горку сухарей и продолжал говорить: — Да, так вот… Ужасно было интересно в тюрьме. Я прямо жалел, когда выпустили. Эти мужички с недоумевающею мыслью в глазах. Рабочие, как натянутые струны. Огромнейшая книга жизни. Евграфову видел, — интересно. Бледная, с горящими глазами, настоящая христианская мученица, с огромною трагическою жизнью в душе. А заговорит, — боже мой! Любовь к людям, избавление их от страданий, социалистический строй… И чем бы она жить стала в этом будущем благолепии!.. Удивительно, как люди не...

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Часть текста: "По Новому шоссе... " По Новому шоссе близ Тимирязевской сельскохозяйственной академии неслась под гору легковая машина. Шофер с испуганным лицом давал непрерывные гудки и старался затормозить машину. Внизу, посреди неширокого моста, озорной мальчишка лет девяти, балуясь, удерживал на месте пятилетнего братишку и не давал ему убежать. Всем было ясно со стороны, что мальчишка с братом не успеют увернуться. Мать с воплем бежала к мосту. Гибель ребят была неминуема. Вдруг в последний момент шофер повернул руль - и машина вместе с шофером рухнула в овраг. Сбежался народ. Окровавленный шофер без чувств лежал в поломанной машине. Вызвали "скорую помощь". Люди в белых халатах вынесли раненого в носилках из оврага. У него были перебиты обе ноги. Затуманенные глаза раскрылись. Морщась и крепко закусив губы, чтобы не стонать, он смотрел на облака. Белая карета с красным крестом уехала. Народ взволнованно обсуждал случившееся. Пожилой человек в кепке авторитетно говорил: - Ничего бы ему не было, если бы раздавил ребят. Дело вполне ясное. Я сам шофер, знаю порядки. Вон сколько свидетелей кругом, все видели. Ничего бы не было! А он - и сам погиб, и машину поломал. Наверно, не знал законов.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Часть текста: Витю Смидовича, мне нечего тщеславиться его добродетелями, нечего стыдиться его пороков. И не из тщеславного желания оставить «потомкам» описание своей жизни пишу я эту автобиографию. Меня просто интересовала душа мальчика, которую я имел возможность наблюдать ближе, чем чью-либо иную; интересовала не совсем средняя и не совсем обычная обстановка, в которой он рос, тот своеобразный отпечаток, который наложила на его душу эта обстановка. Буду стремиться только к одному: передавать совершенно искренно все, что я когда-то переживал, — и настолько точно, насколько все это сохранилось в моей памяти. Встретится немало противоречий. Если бы я писал художественное произведение, их следовало бы устранить или согласовать. Но здесь, — пусть остаются! Помню я так, как описываю, а присочинять не хочу. Я сказал: для меня этот мальчик теперь почти совсем чужой. Пожалуй, это не совсем верно. Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень...

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Часть текста: не хватало, как будто из него вынули какую-то очень светлую его часть и унесли далеко. Было сладко и тоскливо. В августе Плещеевы приехали а Тулу. В воскресенье мы были у них в гостях. С Машею встреча била неловкая и церемонная. Я почтительно расшаркался, она холодно подала мне руку. Про «ты» забыли и говорили друг другу «вы». За лето волосы у Маши отросли, она стала их заплетать в толстую и короткую косу. Вид был непривычный, и мне больше нравилось, как было. Володя увел нас с Мишею в свою комнату. Между прочим, он со смехом рассказал, что вчера зашел в комнату девочек и нашел на столе четвертушку бумаги; на ней рукою Маши было написано несколько раз: «Милый Витечка, скоро тебя увижу». Миша и Володя смеялись, я тоже притворялся, что мне смешно, в душе же была радость и гордость. А за чаем Маша не смотрела на меня, оживленно разговаривала с другими, а меня как будто и не было. Я тоже стеснялся. Пришли еще гости. После чаю были танцы. Мы дома учились танцам, умели танцевать и кадриль, и польку, и вальс. Однако в гостях танцевать нам еще ни разу не приходилось. Но все шло хорошо. Одно только меня удивило: первая же девочка, с которою я...

Литературное чтение 2 класс

Вересаев Викентий Викентьевич «Братишка»

    Учебный предмет : Литературное чтение.(2класс)

    УМК : «Ритм».

    Тема урока : В.В.Вересаев «Братишка»

    Тип урока :урок открытия нового знания.

Цель деятельности педагога : создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе. Формирование умения вдумчиво читать произведение, соразмышлять с автором.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями,которым 100 и более лет; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их.

Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

    Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия :

личностные (самоопределение, смыслообразование,):

Осознавать значимость чтения;

Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция,

инициативность и самостоятельность):

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Работать в парах;

предметные:

Научиться различать жанры произведений;

Находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

    Оборудование

1.Учебник Литературное чтение (часть вторая) .

2. Мультимедийный проектор с презентацией к уроку.

    Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать по слогам и целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие басни; под руководством учителя обучающиеся пробовали сочинять стихи, сказки, загадки, рассказы;

Этапы урока.

    Мотивационный этап

Ребята, посмотрите пожалуйста в окно. Какая погода? (пасмурная, немножко грустная)

Какое настроение вызывает эта погода? (наверное грусть)

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в нашем классе улучшилось наше настроение, чтобы на душе стало светлее, теплее?

Повеселиться немножко.

Чтобы повеселиться нам нужно просто напросто улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Я надеюсь что наш урок принесет очень много положительных моментов. Я в вас верю.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

И ответную искру зажечь

Подарите улыбку друг другу.

Слайд 1

А теперь, подарим свои улыбки гостям, тем самым пожелаем добра и счастья. Сохраним это настроение до конца рабочего дня, надеюсь хорошее настроение нас не покинет.

Актуализация знаний.

И сегодня на уроке я вас приглашаю в путешествие в волшебный сказочный мир поэзии. А билетом в эту сказочную страну станут карточки, которые лежат на этой карте. Возьмите, пожалуйста, по одной.

Прочтите

Строки из какого знакомого вам произведения у вас на карточках?

(рассказ «Воробей»)

слайд 2

Вот ваша задача распределиться в группы. слайд 3

За первый стол сядут ребята у кого строки из первой части рассказа.

За второй стол присядут ребята у которых строки из второй части рассказа.

За третий стол сядут те, у которых третья часть рассказа.

Вы объединились в группы.

Давайте сразу вспомним правила работы в группах. Кто знает правила работы в группах?

(работать вместе,сообща)

Давайте я вам помогу (слайд)

Выбрать ответственного.

Выберите,пожалуйста ответственного в своих в своих группах, оденьте значки.

А теперь у вас в руках строчки из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей»

Соедините их так, чтобы получились отрывки из знакомого вам рассказа.

Прочитаем их выразительно, тем самым проверим, правильно ли вы заняли свои места в группах.

Если группа готова, соедините руки над столом, домиком, показали мне, что ваша группа готова.

Первая группа читают по цепочке, 1часть рассказа, остальные все внимательно слушают. Вторая группа читает ответственный, 3 группа прочитайте по абзацам.

Молодцы! Таким образом мы с вами повторили рассказ И.С.Тургенева «Воробей» и мы увидели, что в группе вы заняли правильно свои места.

Оцениваем. У вас на партах оценочные листы. За 1 задание ставим оценки

слайд 4

Работа в группах

слайд 5

1группа- вы будете биологами . Я предлагаю вам заполнить паспорт писателя. слайд 6

2 группа- вы историки . На прошлом уроке всему классу было дано задание найти информацию о пользе воробья, о воробье, почему его так назвали.

3 команда- литераторы.

Вы должны ответить на вопросы, которые лежат перед вами.

Задания вы получили,работайте. Если группа готова поднимите руки над столомдомиком, показали мне, что ваша группа готова.

Ну что, представляем свои исследования.

Пожалуйста, биографы кто идет рассказывать, показывать паспорт Ивана Сергеевича Тургенева.

Выходите вдвоем показываем, что у вас получилось, один держит,другой рассказывает.

Они заполнили весь паспорт? (да). Они с заданием справились. Молодцы!

2 группа историки. Представьте результаты своего исследования.

Кто у вас отвечает? А дети из нашего класса наблюдали за воробьями и сняли видеофильм о воробьях. Сулейман хороший наблюдатель, он снял фильм о воробьях. Давайте посмотрим.

(в это время идет видеоролик о воробьях)

Воробьи очень дружные птицы. Хотя про них говорят, что они воры, как нам рассказал Муслим, они очень дружные, они прыгают возле ног челока, но поймать их трудно. Их можно разделить на две группы (городские- домовые, деревенские- полевые) городские живут рядом с нашими домами, а деревенские в полях, садах, парках, деревнях

Кто еще наблюдал за воробьями? Ахмедханов отвечает.

Не только дома, но и на уроке окружающего мира мы наблюдали за воробьями. слайд 7

Зимой им приходится туго, надо им помогать, делать им кормушки.

(группа историков хорошо справилась с заданием. Было интересно их слушать. Молодцы!)

А теперь литераторы представляют свои исследования. Кто у вас отвечает?

1)Какой момент в произведении был самым напряженным? (из книги читать -моя собака медленно приближалась к маленькому воробью, когда с дерева слетел, старый воробей и заслонил собой своего детеныша. Когда автор сопоставляет размеры воробья и собаки.

2) Опишите старого воробья.

(старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и

3) Как вы понимаете «камнем упал» ? (здесь И.С.Тургенев использует сравнение. Камнем упал- быстро слетел, упасть стремительно,быстро упал).

Молодцы хорошо справились с заданием.

Биологи оценивают.

Оцениваем. У вас на партах оценочные листы. За 2 задание ставим оценки.

Кто такой Иван Сергеевич Тургенев? (он писатель)

Писатель-человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. А как мы называем людей которые пишут красками? (художники)

В нашем классе тоже есть дети, которые хорошо рисуют. Их тоже можно назвать художниками. слайд 8

Конкурс рисунков.

Физминутка

Я вижу вы устали,давайте отдохнем. На уроке не забываем заботиться о здоровье. слайд 9

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Совместное открытие знаний

Вводная беседа .

Спокойно заняли свои места. Продолжаем наше путешествие.

О чем была физкультминутка?

Что общего было во всех заданиях, которые мы выполняли? (о птицах)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке? (мне кажется мы будем изучать рассказ о птицах, о птицах, птицы наши друзья, наблюдение за птицами)

Молодцы! Совершенно верно. Я уточню тему нашего урока Викентий Викентьевич Вересаев, рассказ «Братишка» слайд 10

Ну если мы знаем тему нашего урока, то мы должны поставить цели урока. Чем мы будем заниматься на уроках, что будем исследовать, узнавать.

1 -Прочитаем рассказ «Братишка»

2 -Научимся наблюдать за птичками.

Еще что мы можем сделать ребята?

3 -Будем наблюдать за жизнью, повадками этих животных. Отвечать на вопросы. Познакомимся с жизнью автора. слайд 11

Кто знает кто такой Вересаев? (писатель). Информацию нам подготовили Камила и Пакизат. слайд 12

У него кроме этих рассказов есть интересный рассказ «Братишка» открыли все страницу 108 Викентий Вересаев «Братишка» слайд 13

Подумайте пожалуйста о чем может идти речь в рассказе «Братишка»

Можно ли догадаться по названию, по иллюстрации. На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация. Можно ли предположить, кто будет главное героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить кто оказался прав?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться с произведением и мы увидим, насколько точны наши предположения.

В течении урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Соответствует ли иллюстрация названию рассказа «Братишка»

Открытие нового знания. Работа с текстом

Образцовое чтение учителем.

Давайте послушаем образец чтение рассказа. (аудио материал)

Сели ровно, правила слушания помните. Давайте их соблюдать.

(Второй абзац читает учитель, затем продолжают дети).

Понравился вам рассказ? Предлагаю вам поработать по нему и одно задание выполним в командах.

Работа в группах

1команда-биографы (фото из книги) по данному началу придумать рассказ

2 команда историки- в рассказе встретились незнакомые слова.

Выпишите из словаря значение незнакомых слов и растолкуйте.

3 команда- литераторы- коллективно продолжить текст, придумать 2 предложения. На это я отвожу две минуты. Если команда готова, соедините руки над столом домиком.

Подумайте, кто будет отвечать от группы.

1 команда отвечает.

2 команда отвечает

Кадушка - небольшая деревянная бочечка в которой можно солить огурцы.

Пазуха - пространство между грудью прилегающей к ней одеждой.

Бузина - листопадный кустарник, многолетнее деревянистое растение.

(опасна для животных и людей, но полезна при болях в суставах и лечит нервы.) слайды 13-15

3 команда отвечает.

С каждой группы один ученик отвечает у доски.

Оцениваем.

Читаем текст глазами и губами.

слайд 16

Прочитав рассказ, какова основная мораль рассказа?

(Дружба между воробьями, маленьких надо уважать и помогать. Дружба и взаимопонимание среди животных существует.

А ваши чувства? Что вы почувствовали?

(переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки.)

Синквейн

Продолжаем свое путешествие. Предлагаю следующее задание в группах.

А сейчас ребята предлагаю вам выполнить работу, которая вам очень

нравится. Напишите моделирование в виде синквейн по этому стихотворению. Алгоритм написания синквейна на доске на слайде. слайд 17.

У каждой команды свое ключевое слово. 1-3 команды у вас ключевое слово СТАРШИЙ БРАТ, 2 команда у вас ключевое слово- МЛАДШИЙ БРАТ. (Каждая группа составляет свой синквейн)

Синквейн.

    Старший брат.

    Заботливый внимательный.

    Перепорхнул, поглядывал, перекликался

    На кадушке сидели два воробья.

Синквейн.

    Младший брат.

    Опасливый, нерешительный.

    Порхнул, перелетел, напился.

    Испуганно порхнул назад на бузину.

    Боязливость.

Синквейн.

    Старший брат.

    Терпеливый, уверенный.

    Напился, ободряет, показывает.

    Старший брат заботиться о младшем.

Кто читает от группы?

Большое спасибо за такой результат. Я очень рада, что вы все выделили главным образом старшего воробья и младшего воробья. А главное вы поняли идею этого произведения.

Оцениваем. За 3 задание ставим оценки.

Игра «Дерево мудрости»

слайд 18

Продолжаем наше путешествие, поиграем в игру «Дерево мудрости»

Я тоже хочу с вами поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать

1 -Придумайте другое название к рассказу (Воробьи)

2 -Сколько было воробьев? (2)

3 -Сколько в первом абзаце предложений? (3)

4 -Как себя вел смелый и бойкий воробьишка? (он вел себя смело, уверенно перепорхнул на край кадушки и смотрел на брата, звал его на

своем языке Он заботливый, внимательный, терпеливый, бойкий, уверенный.)

5 -А каким был братишка? (он вел себя неуверенно, и опасливо смотрел на брата, боязливый, нерешительный)

6 -Какие еще произведения о животных помните? (воробей)

В первом произведение говорится о материнской любви, а в этом произведение братская любовь. Материнское сердце многое может: может радоваться, страдать, может принимать обиды своих детей. Оно всегда способно согреть, помочь защитить. слайд 19

А во втором произведении братская любовь. Братская любовь пуще каменных стен. (Как за каменной стеной вас не продует, дождь не промочит, враг не достанет, так и брат может защитить. Любовь сильнее страха.)

Спасибо вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

Оцениваем. За 4 задание ставим оценки. слайд 20

Итог урока

С каким рассказом мы сегодня познакомились? (В. В. Вересаев «Братишка»)

Чему учит нас В.В.Вересаев?

(Его произведения служат примером бережного отношения к природе. Он учит нас любить и видеть красоту природу. Наблюдать за природой. Он учит нас ухаживать за птицами, кормить птиц, делать кормушки для птиц)

Постарайтесь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Соответствует ли иллюстрация названию рассказа «Братишка» ?

Рефлексия

Дополните предложения. слайд 21

1. Я понял, что …

2.Мне удалось…

3. Мне было на уроке…

4.В будущем я хочу …

5. Мне было трудно …

Домашнее задание

слайд 22

    Подготовить подробный пересказ текста (всему классу)

    Подготовить информацию о прочитанном рассказе про птиц (Бутаевой Ф. Велагаевой К.)

    Подготовить информацию о И.А. Крылове (Наджафавой П.и Тагирбековой З.)

Выставление оценок

Учитель собирает оценочные листы.

Наши гости

Самоанализ урока

В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно –деятельностный подход. При разработке данного урока я учитывала основную педагогическую задачу - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основной результат при этом – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Исходя из этого я построила модель урока литературного чтения в контексте ФГОС

Муниципальное казенная общеобразовательное учреждение

« Новопоселковая средняя школа»

План - конспект

открытого семинарского урока

по литературному чтению, проведенного

во 2 «в» классе

МКОУ «Новопоселковая СОШ»

учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.

с.Касумкент 2017г

В.Вересаев. Братишка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению 3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

(формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

Прочитаем произведение. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев, весеннее, радостная концовка, и т.д.)

На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая - сл.№4)

Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)

Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)

Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица- инструктор по физкультминуткам:

Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг

Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза

Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев? (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните? (говорят много пословиц)

Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)

А наши чувства? (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

Клюв был разинут от жары – 1

Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки - и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

Оба улетели – 1

Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

Игра: «Дерево мудрости».

Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните? Сколько было воробьёв? и др.)

Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

Да я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух, диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)