План-конспект урока по окружающему миру на тему: Россия - многонациональная страна. Что мы знаем о народах россии

Россия - это многонациональное государство, на территории которого проживает более 200 различных народов. Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством. Давайте выясним, что мы знаем о народах России?

Центральная Россия

Центральная Россия - это самый большой и наиболее заселенный регион страны. Именно здесь испокон веков жили наши предки - славяне. Густые леса, в которых всегда можно было хорошо поохотиться, собрать много ягод и грибов, полноводные реки, богатые рыбой, всегда привлекали сюда людей.

Представителем восточных славян является русский народ, который составляет 80% населения России. Это самая многочисленная этническая группа на территории Европы. Национальный язык - русский.

Южная Россия

На юге Российской Федерации расположен самый многонациональный регион - Северный Кавказ. На относительной небольшой площади проживает более 100 различных народов. На территории только одного Дагестана в течение многих лет проживают бок о бок представители 30 народов: лизгины, аварцы, даргинцы, лакцы и многие другие. При этом каждый народ имеет свой язык и обычаи.

Рис. 1. Жители Кавказа

Для всех народов Кавказа давней и доброй традицией является гостеприимство. Даже малознакомых или совсем незнакомых людей здесь встречают очень радушно. Гость в доме для каждого жителя Кавказа является самым почетным человеком, которому оказывают повышенное внимание.

Поволжье

Н востоке страны расположен протяженный регион - Поволжье. Здесь обитает много народов, но самыми примечательными являются калмыки. Три столетия назад они обитали в Китае, но из-за многочисленных войн были вынуждены покинуть историческую родину. Перебравшись в Россию, они обосновались в Поволжье, где занялись своим привычным делом: разведением лошадей, верблюдов, овец.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Калмыки - прекрасные пастухи

Урал

В центре Российской Федерации расположен прекрасный край - Урал, богатый всевозможными природными ресурсами. Благодаря этому в регионе можно встретить представителей самых разных народов. К примеру, здесь проживают башкиры - в прошлом отличные стрелки и наездники. В переводе название этого народа переводится как «волк-вожак», который, согласно древним сказаниям, был предком всех башкир.

Западная Сибирь

Среди бескрайних просторов Сибири наиболее густо заселенной является западная ее часть. Главным природным богатством этого региона являются залежи угля, газа, нефти. Однако сибиряки - это не только русские, но и представители многих других народов: тувинцы, буряты, якуты, эвенки. На северных окраинах проживают такие малочисленные народы как чукчи, эскимосы, коряки, которые испокон веков занимаются рыбным промыслом и охотой на морского зверя.

Самый малочисленный народ Сибири - кеты, численность которых не превышает одной тысячи человек. Издавна они живут в тайге и говорят на наречии, которое практически никто больше не понимает. Внешне кеты очень похожи на американских индейцев.

. Всего получено оценок: 64.

Окружающий мир (3­й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 30.
РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Тема: НАРОДЫ РОССИИ
Цели:
– ознакомить учеников с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих
Россию.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 1 3
– Как вы понимаете слово «народ»?
Опираясь на опыт предыдущих уроков (например, тема 23 называлась «Власть
народа»), ученики могут сказать, что народ – это все граждане государства.
Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.
На доске появляется запись:
Граждане России = единый народ России.
Учитель (обращаясь к ученикам, представителям разных этносов):
– На каких языках говорят ваши народы?
Ученики называют, например: на русском, на татарском, на удмуртском и т.д.
ИЛИ:
– Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?
(Названия народов.)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013

На доске появляется запись:
В России много народов.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает
вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Сколько народов проживает в России – один или много?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока.
Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
3 1 4 4 3 2
1. Население России – мозаика народов.
Проверка предположений проводится по фрагменту «Дети разных народов» до
слов «…живут на всей её территории».
© ООО «Баласс», 2013
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё

отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много
разных народов. Представить многообразие населения России можно с помощью
модели «Мозаика народов».
Учитель перед уроком раздаёт детям детали пазла с названиями народов России.
Детали могут быть привычной формы (квадрат с двумя выступами и двумя
углублениями) или в форме правильного шестиугольника, квадрата и т.п. Все
детали должны быть одинаковыми и подходить друг к другу в любом порядке.
Парты в классе сдвигаются так, чтобы получились четыре больших стола, на
которых выставляются таблички: «Европейская часть России», «Северный
Кавказ», «Крайний Север», «Сибирь и Дальний Восток». На каждом столе – лист
бумаги, клей.
Перед составлением мозаики необходимо внимательно рассмотреть карту на с.
125. Следует обратить внимание учеников на то, что территория России огромна
и условно её можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин России
может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом
месте России. Далее ученики по цепочке прочитывают под картой названия
народов России и названия территорий, где живёт большинство представителей
этих народов.
Задание ученикам (выполняется не на время, в спокойном темпе!): с помощью
карт на с. 125 и 111 выяснить, где живёт народ, обозначенный на детали пазла. На
лист бумаги, лежащий на соответствующем столе, наклеить детали пазла (чтобы
не было толчеи, можно поставить условие, что около каждого стола может
находиться не более двух человек). Получившиеся четыре листа прикрепить к
карте России на доске.
© ООО «Баласс», 2013

ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
Получившаяся модель служит иллюстрацией основной мысли урока о том, что
отдельные народы­этносы объединены одной родиной – Россией и представляют
собой один российский народ.
2. Народная культура.
Далее урок может быть выстроен как игра «Ярмарка», где дети будут
представлять, обыгрывать, рассказывать всё, что они знают о кушаньях,
костюмах, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных
народов, населяющих Россию.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 4 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (В России один народ или много?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант
решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что
слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все
граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа
людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–9 после
текста. Особое внимание следует уделить вопросам 7 и 8:
7. Объясни, чем разные народы России отличаются друг от друга. Расскажи, что
объединяет народы России.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
© ООО «Баласс», 2013

При ответах учеников важно, чтобы учитель отметил как объединяющий
народы момент не только государственное единство, но и то, что культура, быт
представителей разных народов связывают их друг с другом. Семьи, где мать и
отец являются представителями разных народов, живущих в России, встречаются
очень часто!
8. Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов?
!!! На данный вопрос ученикам будет сложно ответить, так как они ещё не
обладают достаточными историко­культурными знаниями. Вопрос призван
сориентировать учеников на постоянное расширение своего знания в этой
области. Тем не менее все версии учеников должны быть выслушаны и отмечены.
Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­два вопроса,
понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
личностную рефлексию.
ТОУУ




– Какой был уровень задания?

Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в
парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
© ООО «Баласс», 2013

VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к
теме 25, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить
творческое задание:
– Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов
России.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2013

© ООО «Баласс», 2013

§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.

Образовательный ресурс (конспект, презентация, интерактивный тест по изучаемой теме) может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в 3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Название УМК: образовательный ресурс может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Цель: знакомство с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину.

Задачи
Предметные: познакомить учащихся с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину; продолжить работу по формированию таких понятий, как: страна, край (регион), административный центр - город; учить находить на физической карте России Уральский регион; учить находить на карте Челябинской области родной город (Кыштым) и областной центр -город (Челябинск).

Метапредметные: развивать способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; развивать способность к саморегуляции поведения; развивать умение самостоятельно искать средства решения поставленной задачи; развивать умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Личностные: воспитывать интерес к профессиям (в частности, к профессии «археолог»);воспитывать интерес к образу жизни народов, населяющих родной край; воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей; формировать осознание своей этнической принадлежности.

Раздаточный материал: для проведения организационного момента - карточки с написанными буквами («Р», «О», «С», «И», «Я»; карточки раздаются вразброс, общее количество карточек равняется количеству учащихся в классе); распечатка географической карты Челябинской области (для работы в парах); распечатка итогового теста (по количеству учащихся).

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь.При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор, звуковые колонкии экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint 2007 / 2010 / 2013.

Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
. Игра на развитие внимания «Облака»
- Посмотрите, ребята, на свою парту. У каждого из вас лежит карточка, на которой написана буква. Перед тем, как сесть на своё рабочее место, мы поиграем с вами в игру «Облака». Послушайте правило игры: на экране будет проплывать облако с написанной буквой; тихо должны сесть те ребята, у которых совпадёт буква с вашей карточкой на парте. (На облаках написаны буквы «Р», «О», «С», «И», «Я»)
Слайд № 2

Ученики слушают инструкцию к игре; соотносят свою букву, написанную на карточке, с буквой на экране; в соответствии с требованием должны ТИХО сесть на своё рабочее место.

II. Сообщение темы классного часа
-Давайте, ребята, вспомним, какие буквы встретились нам в игре. (Учитель выслушивает ответы детей.)

Игра «Составьте слово»
- В хоровод наших букв я добавлю ещё одно облако с буквой «С». Переставьте буквы местами, и у вас получится слово.
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Россия»).
-Что обозначает это слово? (Это название страны, в которой мы живём).
Слайд № 3

Сегодня, ребята, на классном часе мы побываем в гостях у маленького Егорки. Егор - любознательный мальчик, и каждую минуту он задает дедушке Матвею разные вопросы. И вот однажды внук спросил дедушку: какие народы живут в нашем крае? Этот вопрос и будет темой нашего классного часа.
Слайд № 4

Ученики слушают инструкцию к игре; выполняют задание в соответствии с требованиями; закрепляют название нашей страны.

III. Работа по формированию понятий «страна», «край», «административный город»
. Знакомство с названием края (региона) «Урал»
-Чтобы ответить на вопрос Егорки, дедушка Матвей сначала предлагает вам посмотреть на карту нашей Родины. Наша страна - Россия занимает огромную территорию. (Учитель показывает указкой границы России). Наш край, где мы живём, находится возле Уральских гор. (Учитель показывает на карте протяженность Уральских гор). Название гор подсказывает вам название нашего края, региона.
-Как называется наш край? (Наш край называется -Урал.)

Слайд № 5
. Знакомство с административными центрами -городами Урала
-В Уральском округе находится 140 городов; давайте прочитаем названия административных центров, которые являются наиболее крупными городами Урала.
-Какой из этих городов является нашим областным центром? (Наш областной центр - это город Челябинск.)

Слайд № 6
. Работа с картами Челябинской области
-У вас на парте лежит карта Челябинской области. Помогите Егорке найти на карте название своего города и города Челябинска. (Работа в парах.)
Слайд № 7

Проверка (фронтальная)
Вывод: наш город, как и город Челябинск, расположен в южной части Урала, поэтому в разговоре взрослых можно часто услышать, что мы живем на Южном Урале.
. Акцентуация внимания на главном вопросе классного часа
- Вот мы и подошли к главному вопросу, который задал Егорка дедушке: какие народы живут в нашем крае. Ученики знакомятся с географической картой России, соотносят название Уральских гор с названием края (региона), в котором живут;учатся находить на физической карте России Уральский регион.

Ученики читают названия административных городов Урала.
IV. Знакомство с национальным составом Уральского региона,
с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину
. Знакомство с понятием «археолог»
-Когда Дедушка Матвей был молодым, то он работал археологом.
-Кто из вас знает, что обозначает слово «археолог»? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Слайд № 8

Археолог - это учёный, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К вещественным источникам относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком. Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, которые помогают сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества.
Когда дедушка Матвей работал археологом, он побывал во многих местах Урала.

Рассказ о первом человеке на Урале
-Очень интересное исследование проводил дедушка Матвей в республике Башкортостан. Вместе с другими учёными - археологами он обнаружил в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово, древнейшую стоянку первобытного человека. Там же был найден целый скелет древнего человека. По останкам скелета ученые воссоздали его облик.
А в пещере Шульган-таш, на берегу Белая (Агидель), учёные обнаружили наскальные рисунки первобытного человека. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что древние люди, населявшие когда-то наш край, видели этих животных в непосредственной близости.
Слайд № 9

Физминутка «Наскальные рисунки»
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наскальные рисунки». Выполняем упражнения в соответствии с рисунком.
Слайд № 10

Общие сведения о национальном составе Урала
-Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, здесь проживают не только русские, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
-В Челябинской области больше всего проживает русских, башкир и татар. О людях этой национальности нам расскажет дедушка Матвей.
Слайд № 11

Рассказ о башкирских народах
-В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы - это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.

Долго шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта - это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре - очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
Слайд № 12

Рассказ о татарском народе
-Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на землях Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.
Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.

Слайд № 13

Рассказ о русском народе
Русские люди Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.Военные строили крепости. Купцы торговали.
Слайд № 14

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
Слайд № 15

V. Закрепление
. Заключение
- В нашем крае, как и во всей России, живут разные народы.
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!