Социально-культурные общности и их типология. Культура как социальное явление

Главная > Исследование

    Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология - наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур. Предмет - культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития. Культурология - изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающиеся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками. Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс. Культурология - комплексная научная дисциплина, базирующаяся:
    на антропологии (наука о человеке), истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития), философии (первый раздел - философия культуры) социальной психологии (исследует проблему менталитета) социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе,
    взаимодействии личности и общества)
эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..
Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке.
Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры. В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре. Задачи культурологи :
    исследование культуры как системы культурных феноменов рассмотрение культурных кодов (код -способ передачи информации) -
    дописьмениый, письменный, экранный и способов коммуникации. разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е. развития исследование ментального содержания культуры
5. рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.
Методы исследования:
    исторический сравнительно-исторический цивилизационно-типологический морфологический (морфо - форма) семиотический, т.е. знаково-языковый (выделяются различные группы языков -
    естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца,
    музыки), системный статистический и др.

2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку -«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность). Это

    период античности (2 тыс. до н.э. - 4 век н.э.) Эпоха средневековья (конец 5 века - 14 век)
В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер. Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу. Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 - 1-я половина 17 века в культуре
появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в
живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.). - начало Эпоха Нового времени (сер. 17 - начало 20 вв.) - начало буржуазных
революций в Европе) Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17 в. - Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18 в. -1 трети 19в. - Гердером, Кантом, Гегелем. Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего. Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека.. Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения - звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком. Гегель явился автором теории «абсолютного духа». Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен. Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть). В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным. Ницше - автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек - это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали. Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство...). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

3. Структура и функции культуры.

Структурно делится По субъекту - носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос,
человечество (на разных этапах). Субкультура - это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура). Аккультурация - это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция). По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная,
духовная, социальная. Материальная культура - это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

Духовная культура - сфера духовная деятельности и ее результаты:
    культура правовая культура нравственная (этическая) научная педагогическая художественная эстетическая
Духовная культура - это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно) Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности Социальная культура - отражает отношения, возникающие между людьми в обществе (на уровне государства, диктатуры, демократии). По уровням
    массовая - элитарная официальная - андеграунд обыденная - специализированная
По характеру .
    профессиональная культура - это совокупность знаний, умений и
    навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей. общая культура - соответствие уровня развития личности, общества
    потребностям времени
По содержанию - выделяют три блока:
    КОГНИТИВНЫИ - включает в себя ценности культуры как материальные,
    так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем
    выводы о всей эпохе) праксеологический - включает в себя социальные институты,
    занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных
    ценностей регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие
    взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке
    разные)
Можно взять временные параметры - прошлое, настоящее, будущее. Функции культуры:
    приспособленческая - помогает человеку приспособиться к окружающему миру
    (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот) человекотворческая - способствует формировании того или иного типа личности
    восточный тип - природность, религиозность, покорность
античный тип - стремление к красоте, гармонии средневековый тип рыцарство, доблесть, мужество, отвага

духовенство - человек пытается принести пользу

бюргерский тип - трудолюбие, усердие ренессанский тип - нововременные тип - стремится к нововведениям 3. функция социальной памяти (информативная) смысл - каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель) 4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск. 20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование). 5. компенсаторская (защитная) - способствует выживаемости человека, реализации его
творческих возможностей (религия, наука, искусство). Диана Гурцкая - слепая певица 6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные
ценности в жизни 7. функция катарсиса (очищение) - религия - исповедь, исповедуясь человек очищается искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс живопись - человек очищается и оздоровляется
    игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли семистическая (знаково-языковая)
Язык - средство фикбсации, хранения, переработки, трансляции культурной информации. Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства. 10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) -
религия, политика. 11. Этическая Культура формирует этические нормы (10 заповедей) - религия, искусство 12. Эстетическая - формирует представление о красоте (мифология, искусство)

4. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Массовая культура - это потребительская культура со своими нормами и ценностями. Элитарная культура - это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. -культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита). Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение. Они противоречат друг другу:
    Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах Массовая культура -рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу Элитарная культура -социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний Массовая культура - репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.
Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления. Официальная культура - это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д. Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
    Воинская субординация Сознательная дисциплина Взаимное уважение Уважение к старшим по званию, по возрасту Выдержка, спокойствие
Андеграунд - это не особо строгие правила компоненты культуры поведения человека
    Внутренне содержание (сущность) человека Внешнее выражение поведения Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой
Обыденная культура - например, кто-то лечится сам Специализированная культура - например, кто-то лечит людей.

5. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

Типология - учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах. Единой общепринятой типологии культуры не существует, т. к. нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры. Основные подходы систематизации культуры:
    Формационный (Маркса-Энгельса) Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия
    «цивилизация» Религиозный - в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский,
    русско-православный, индо-буддийский типы) Конкретно-исторический - типология выстраивается в соответствии с историческими этапами: первобытная, культура древней цивилизации, средневековый тип культуры, ренессанский тип, нововременный тип культуры Концептуальный, или идеологический - в основе господствующая идеология Этно-националъный Географический Демографический - поло-возрастной состав населения, имущественный и социальный
    статус в основе. Технологический - ориентируется на уровень развития техники и технологии Природный - в основе отношение человека к природе - три типа:
    - природно-органический - человек - часть природы
    - культурный - человек отделяется от природы
    - технико-машинный - природа - объект изучения
Существуют различные концепции построения типологии культуры. Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:
    сенситивный (чувственный) - например эпоха Возрождения (возрождается античная
    понимание красоты) - 2-я половина 16 века идеациональный - поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания
    уделяется личности - например, период Средневековья Западной Европы - за
    малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре идеалистический - гармония между чувством и разумом, это период расцвета
    культуры - эпоха высшего ренессанса - Микеланджело - художник, скульптор.
Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:
    доосевого времени - время формирования основ человеческого бытия осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций
В это время жили в Индии - Гаутама - основоположник 1-ой мировой религии - буддизма, Гиппократ - основоположник медицины, Евклид - геометрия. Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре 2 начала, опираясь на образы богов античной мифологии
    Аполлоническое - рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность,трагичность мироощущения.

6. Культура во времени и пространстве.

Теория Гегеля, Маркса и Энгельса, Вебера. Данная концепция исходит из следующих положений:

    История человечества - это единый процесс поступательного развития от низших
    ступеней к высшим. история человечества развивается по определенным законам и эти законы
    познаваемые, впервые была сделана попытка показать механизмы общественного
    развития.
Впервые данная концепция была предоставлена в трудах Гегеля в работе «Феноменология духа» - Человек рассматривается как существо духовное, сущностью «духа» выступает стремление человека к свободе. Гегель выделяет 3 типа культуры (в зависимости от степени познания свободы) 1 тип - восточный - происходит только осознание свободы, ему присущи естественность, природность. Форма государственного устройства - деспотия. Деспотия - первый шаг к свободе для всех через свободу для одного. 2 тип - античный - границы свободы расширяются, человек отделяется от природы, происходит возвышение человеческой личности. Формируются принципы демократии (например, Афины - правами обладали 10% рожденных свободными мужчин, женщины не считались равноправными). 3 тип - германо-христианский - преодолеваются недостатки предшествующих периодов, идея равенства выражается в христианстве. Концепция Маркса и Энгельса (формационная концепция) Основой культуры является труд, характер труда и способ распределения материальных благ определяют тип формации, от низших ступеней к высшим: - первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер делает попытку создать идеальную модель развития человечества, выделяет три типа культуры:
    традиционный - основан на соблюдении традиций и обычаев (Восток, Россия) харизматитческий - общество подчиняется воле одного лидера- период
    реформации - протестантская этика рациональный - общество основано на рациональных принципах и правовой
    основе (Запад, Америка)

7. Цивилизационные теории развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Данная концепция исходит из следующих положений:

    отрицается идея единого всемирно-исторического процесса (линейная концепция) за основу изучения были взяты отдельные самостоятельные локальные цивилизализации каждая цивилизация рассматривается как живой организм, который в своем развитии
    проходит все стадии с момента зарождения, включая периоды подъема, упадка и
    гибели
4. история человечества - совокупная история отдельных цивилизаций
Основоположник данной концепции - Николай Данилевский, работа «Россия и Европа» 1869 год Эта работа появилась в связи со спором западников и славянофилов о путях развития России. Он противопоставляет Россию Западу. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов (10+1 отдельно)
    древнесемитский (Ассирия, Вавилон) египетский греческий римский индийский китайский арабский западно-европейский
    ……. и др. + 1 - славянский
Данилевский является основоположником панславизма - провозглашает единство славянских народов и единую культуру славян. 3 стадии культурного развития типа в концепции Данилевского:
    этнографическая - закладываются основы типа (традиции и др) государственная - формируются типа государственного устройства (диктатура) цивилизационная - в полной мере проявляются все задатки типа
    Основы одного типа не могут быть переданы насильственно другому.
    Концепцию Данилевского продолжил Шпенглер.
Концепция Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы» 1914-1915гг Европа переживает стадию гибели духовной культуры (закат, упадок). Шпенглер выделяет 8 сложившихся цивилизаций: 1. египетская, шумеро-вавилонская, греко-римская, индийская китайская, арабская, западно-европейская, культура народов Майя, которая не прошла стадию цивилизации Шпенглер считал, что каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит 2 стадии:
    восхождение - культура, где преобладают духовные интересы нисхождение -материальные интересы преобладают над духовными, появляется стремление к мировому господству.Методические указания

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

СУПЕРКУЛЬТУРА

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рожда­емостью.

Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология – наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они – дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура по­ощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

^ Социальная группа это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные про­цессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.

^ ЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искрив­ления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также свое­образная метрика. Например, количество звезд на небе превы­шает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они Реально входят. Так в природном мире. Но человеческое обще­ство в этом смысле представляет исключение.

Справка

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И все это возмож­но благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-б группах.

^ Не только общество, но и отдельный человек живет по зако­нам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодис­циплина и нравственность являются итогом групповой деятельно­сти. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообще­ства первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной ту­совки, производственной бригады, спортивной команды.

^ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ

Мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлеж­ность к определенной социальной группе.

Простейшее на первый взгляд слово "принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие – лишь то, что формально числятся в группе или организации. Та­ким образом, принадлежность – это целый континуум переход­ах форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация).

Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежнос­ти о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, соци­ологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, пере­езжающих из села и село к взрослым детям. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин "принадлежность" употреблен уже к ином, стати­стическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику.

Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учены­ми в качестве критерия классификации людей по категориям.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Все многообразие социальных групп можно классифициро­вать в зависимости от:


  • размеров группы,

  • социально значимых критериев,

  • типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистичес­кого учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.

Пример:


  • пассажиры пригородных поездов;

  • состоящие на учете в психдиспансере;.

  • покупатели стирального порошка "Ариэль";

  • монородительские, многодетные или малодетные семьи;

  • имеющие временную или постоянную прописку;

  • проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.

Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы. Они называются так потому, что критери­ем их выделения служат реально существующие признаки:


  • пол - мужчины и женщины;

  • доход - богатые, бедные и зажиточные;

  • национальность - русские, американцы, эвенки, турки;

  • возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

  • родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые;

  • профессия (род занятий) - водители, учителя, военнослужащие;

  • место жительства - горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социаль­но значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистичес­ких (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только суще­ствуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделя­ют три типа и называют их главными.


  • стратификационные - рабство, касты, сословия, классы;

  • этнические - расы, нации, народы, народности, племе­на, кланы;

  • территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.

Таким образом, можно заключить: реальные группы - это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра соци­альных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки моз­гов", связанная с реальными группами, выделенными по терри­ториальному признаку, беспокоит не только кабинетных уче­ных, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся агрегаты . Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общ­ность людей. Искусственной она называется потому, что организа­ция создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и на­казание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. - виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч че­ловек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста до нескольких человек). По существу, социальные орга­низации - промежуточный между большими социальными груп­пами и малыми группами тип объединения людей. Иными слова­ми, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. ^ К первичным относят только малые груп­пы, а все другие - к вторичным.

Малые группы - небольшие по численности совокупности лю­дей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимо­действием.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению со­циальных групп, уточним термин "социальная общность". Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

^ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

^ Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

^ Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их числен­ность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

^ Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей исто­рии и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся достигшие высокой степени политической организации, клас­сы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочислен­ны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ПУБЛИКА

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль да ТарД (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования - толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика - продукт нового времени. Ее истоки - в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм



11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью , задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознаннная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство – «мы – группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусства и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм

11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура