Структура и элементы духовной культуры.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости, формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе .

Искусство как часть духовной культуры

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира. Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Искусство в обществе выполняет функцию ориентирования человека и его подтягивания на определенный уровень культуры, уровень мышления, понимания, проникновения мыслью, созданием, чувством в духовную жизнь общества и духовный мир, созидаемый обществом, как особую среду обитания, проживания человека. Если мы в самом деле имеем дело с подлинным, адекватно выражающим свою сущность, отвечающим своему понятию искусством, то оно неминуемо и неумолимо будет служить прогрессу, поскольку в его основе лежит постижение человека в его беспрерывном восхождении по линии внутреннего духовного совершенствования, обогащения, приобретения новых возможностей и сил, новых качественных определений. Без обращения к искусству, без взаимодействия с ним невозможно никакое цивилизованное общество. В отношении к самоорганизации общества искусство выступает как механизм, выполняющий функции контроля и самоконтроля за ходом развития общества, как инструмент, проверяющий меру человечности общества и степень его гуманистической целеустремленности. В этом случае искусство выступает как зеркало, в которое общество может смотреться, в котором оно может изучать себя в собственно человеческих измерениях и оценивать степень его соответствия установкам и определениям, идущим от содержания и смысла человеческой жизни .

Искусство есть одна из форм познания жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни, помогает формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Искусство влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно.

Искусство приобретает относительно самостоятельное развитие в структуре общества, однако, сохраняя в качестве своей ведущей функцию обеспечения человека необходимым духовным опытом как внутренним условием самоорганизации и самодвижения общества. Искусство все в большей степени становится невосполнимым никакими другими механизмами средством перевода человека на высшие этажи культуры, на те ее уровни, которые обеспечивают обществу его реальное поступательное развитие на основе компетентности и понимающего чуткого интеллекта его членов. Вот почему ослабление в деятельности художников, деформация функций искусства и отвлечение художественного творчества от его главных целей и задач приводят к значительному понижению культуры в массе населения. Это происходит не в силу того, что люди постепенно опускаются, не имея в качестве доброго ориентира и важного стимула искусства, но потому, что они перестают подниматься, остаются в иных уровнях и слоях культуры, не осознают необходимости и не испытывают потребностей и желания подняться выше. Тем самым возникает тормозящий эффект и в процессах самоорганизации и саморазвития общества, обусловленный недостаточной восприимчивостью сознания, недостаточной маневренностью и гибкостью мышления, недостаточностью кругозора, духовного опыта для обеспечения эффективной системы самоорганизации, ее саморазвития .

Искусство, являясь достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой .

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Тема: «Искусство – как часть духовной культуры»

Цель: содействовать формированию у детей понятия «искусства» – как части духовной культуры.

Задачи:

Предметные:

    сформировать понятие искусство,

    определить значение искусства,

    дать представление о видах искусства.

Метапредметные: создавать условия для развития у учащихся

    вести дискуссию;

    интереса к новому учебному материалу, умения принимать и сохранять учебную задачу;

    умения строить рассуждения, анализировать, обобщать;

    умения работать с информацией;

    умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей

Личностные

    формировать ответственное отношение к учебе

    прививать любовь к животным.

Учитель : Давайте вспомним, что мы знаем о культуре. Что такое культура?

Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Какой бывает культура?

Дети: Культура бывает духовной и материальной.

Что относится к духовной культуре?

Все что вы назвали можно назвать, одним словом.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель : Соберите слово из букв.

Дети: Получилось слово – искусство.

Учитель : Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.

Дети : высказывают свои предположения

Учитель : Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»

О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира. А произошло это так:

Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах.

Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Однако никто из тогдашних ученых не верил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему.

Какие возражения возникли у ученых?

(«ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»)

«Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».

Так и зародилось искусство у первобытных людей.

К какому виду искусства относятся наскальные рисунки первобытных людей? (живопись)

Какие еще виды искусства вы знаете?

Архитектура, изо (скульптура, живопись, графика), музыка, литература, хореография, театр, кино, декоративно- прикладное искусство.

Говорят, что искусство – это диалог. Как вы думаете, между кем проходит диалог?

Многие скульптуры изображают не только великих людей, но и... животных.

Сегодня мы рассмотрим образ собаки в разных видах искусства.

Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке.

Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде.

Многие художники изображают собак в качестве главных героев в своих произведениях, и отводят им особую роль – роль миротворца, психолога.

Например, картина Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, где мы видим, как из школы домой вернулся нерадивый ученик с “двойкой”. Мама очень расстроена; сестра, похоже, отличница, смотрит презрительно; младший брат ехидно улыбается. Видно, что вся семья, не взирая на его раскаяние, отвернулась от двоечника, лишив его семейной опоры и поддержки, что так необходимо ребенку в период становления личности. Психолог бы посоветовал маме в этой ситуации не отворачиваться от сына и не осуждать, а, наоборот, приласкать, подбодрить, что в следующий раз обязательно все получится, главное, верить в себя и в свои силы. Именно так поступает в картине собака, лаская мальчика, она, как профессиональный психотерапевт, пытается наладить испорченные отношения в семье.

Вот другая картина Ривьера “Сочувствие”. Маленькая девчушка демонстративно обиделась на “весь белый свет”, усевшись одиноко на лестнице. Похоже, что взрослые слишком заняты и не замечают этого протеста. Зато маленькая собачка осталась неравнодушной к детской обиде и с провинившимся видом кладет ей на плечо свою мордочку. Песик всем своим видом просит обратить на нее внимание и простить за все грехи мира, призывает к сочувствию и милосердию. И кажется, что девичье сердце вот вот растает, и снова будет звучать радостный детский смех.

Давайте вспомним художественные произведения о преданности собак (Белый Бим черное ухо)-эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Человек должен помнить, что в отношениях с животными у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека.

"Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.

А о благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.

Закрепление знаний

Учитель : Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота»

Учитель : Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?

Дети : (высказывают свое мнение)

Учитель : Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.

Подведение итогов

Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?

«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций

«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро

«Искусства смягчают нравы» Овидий

Дети : (высказывают свое мнение)

Рефлексия

Учитель:

Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.

Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.

Домашнее задание.

Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.

Общие замечания

Многогранность духовной культуры неоспорима.

В составе духовной культуры выделяют субстратную и видовую структуры.

Субстратная структура духовной культуры

Элементами субстратной структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека. Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность, по мысли П. Сорокина, является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект.

Ценности делятся на:

  1. предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
  2. сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.

Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема.

Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Отметим, что духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство и под.

Замечание 1

Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.

Нормы – это следующий элемент субстратной культуры.

Определение 2

Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей.

Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.

И третий структурный компонент – это языки культуры.

С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение.

Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации.

Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира.

Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как:

  • религия,
  • искусство.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали:

Гуманизма

Патриотизма

Оптимизма

Толерантность

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.

Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.



· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

· РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.