Тернер картины с названиями и описанием. Картины художников: Уильям Тернер

Тернер Джозеф-Маллорд-Вильям (Turner) - знаменитый английский живописец-пейзажист (1775-1851)

Он был сын парикмахера, получил лишь самое элементарное образование и вначале помогал отцу в его ремесле. На художественное поприще натолкнула его дружба с Т. Джиртином (1773-1802), впоследствии основателем нового направления в английской акварельной живописи, который стал давать ему уроки рисования и помог получить доступ в богатую картинную галерею д-ра Монро. Усердно занимаясь в ней копированием мастерских пейзажей, Тернер познакомился с другим акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752-1799), еще раньше Джиртина стремившегося к сочности письма и к силе красок и любившего воспроизводить поразительные эффекты воздуха и освещения. Советы Козенса имели огромное влияние на развитие таланта Т. в том направлении, в котором он работал потом. В 1789 г. он постудил в ученики Королевской акад., а через год после того, будучи всего 15-ти лет от роду, явился на ее выставке с акварелью "Вид Ламбертовского дворца". С этого времени издатели альбомов и кипсеков, бывших тогда в большой моде, стали обращаться к нему с заказами для них рисунков, изображающих преимущественно города и красивые местности Англии. Это побудило его к поездкам в разные пункты Миттерленда, Уэльского княжества и южного берега Йоркшира. В 1793 г. Тернер выставил в Академии первую свою работу масляными красками, картину "Шквал", за которою следовали на академических выставках другие две: "Рыбаки на море" в 1796 г. и "Восход солнца" в 1797 г. В 1799 г. Тернер был избран в сопричисленные к Академии, а в 1802 г. в ее действительные члены. Предприняв в том же году впервые путешествие на континент, он посетил Францию, берега Рейна и Швейцарию; в 1807 г. поступил в Лондонскую академию преподавателем перспективы, изученной им в юности под руководством рисовальщика архитектурных видов Т. Мольтона и архитектора Т. Гардвика, и около того же времени приступил к продолжавшемуся двенадцать лет изданию "Liber studiorum" - сборника офортов со своих пейзажных этюдов, вроде "Liber veritatis" Клода Лоррена. Некоторые из гравюр, заключающихся в этом издании, исполнены самим Тернером; они, равно как и все остальные, свидетельствуют, что художник был удивительно восприимчив к впечатлениям света и ставил себе главною задачею передачу разнообразной его игры. В 1812 г. Т. выстроил себе в Лондоне дом с галереей, в которой с тех пор была постоянно открыта для публики выставка его произведений. Он трижды ездил в Италию, в 1819, 1829 и 1840 гг. Несмотря на счастье, не перестававшее улыбаться ему в течение всей его жизни, несмотря на доставшиеся ему в удел известность и материальное благосостояние, он был угрюм, необщителен, резок в обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего искусства, слыл чудаком, мизантропом и скрягою. Одною из его странностей было исчезать, не предупредив никого, из дома и скрываться на несколько дней в небольшой грязной квартире в глухой части Лондона. В одну из таких отлучек он и умер скоропостижно. Значительную часть своего состояния, простиравшегося до 140000 фн. стерлингов, Тернер завещал на благотворительные дела, а все непроданные произведения свои (282 картины и свыше 18000 эскизов и этюдов) - Лондонской национальной галерее. На счет оставленной им суммы основан при Королевской академии фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени, присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из пейзажей, представленных Академии.

Деятельность Тернера можно разделить на три периода. Вначале, до 1805 г., он, видимо, находится под влиянием Вильсона и голландских мастеров, а затем является удачным подражателем Кл. Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа и ставит себе задачею достигать ясности в композиции, рельефности с помощью контраста между светом и тенями, прозрачности воздуха и законченности исполнения. К этому первому периоду относятся его картины: "Кораблекрушение" (1805), "Основание Карфагена" (1815), "Восход солнца в тумане" (1807), "Язон", "Аполлон и змей Пифон", "Дидона и Эней" (1814), "Разрушение Карфагена" (1817) и др. С 1820 г., после поездки художника в Италию, в его направлении происходит заметная перемена: он становится поклонником полного света, избегает сильных теней, пристращается к чистым и ярким тонам, особенно к пурпурному, голубому и оранжевому, и играет множеством их переходов; в то же время его кисть делается более широкой и свободной. Как на лучшие его работы в этой второй манере, можно указать на "Байский залив" (1827) и на "Улисса, осмеивающего Полифема" (1829). В последние двадцать лет жизни Тернера его страсть к эффектности освещения и к силе красок растет все более и более; он смотрит на природу только как на предлог для разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения необычайные, фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются пределами блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных в чарующую гармонию; вместе с тем живопись Тернера становится крайне смелою и пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною. Из картин, написанных им в эти годы, особенно замечательны: "Въезд в Венецию с моря" (1843), "The Great-Western-Railway" (железнодорожный поезд, мчащийся по виадуку среди тумана, 1844), "Путешествие Чальд-Гарольда на богомолье" (1832), "Бой корабля Temerarious" (1839) и некоторые др. Фигуры в картинах Т., даже в тех, для которых он брал исторические сюжеты, очень посредственны, но являются уместно и, не бросаясь в глаза, содействуют общему эффекту композиции. Ср . Ch. Thornhury, "The life and correspondence of William Turner" (2 т ., Л ., 1877), и J. Dafforne, "The works of J.-M.-W. Turner" (Л ., 1878)..

Сведений о жизненном пути этого художника сохранилось не так много, а многие из них являются противоречивыми. Известно, что Уильям тщательно скрывал свою жизнь и специально искажал факты биографии. Уильям Тернер - художник, который считал, что его творчество расскажет о нем лучше всего. Согласно общепринятой версии, место рождения Уильяма - Лондон. Однако сам художник объявлял в разные периоды жизни в качестве него целый ряд регионов Англии. И таких противоречий немало в его биографии.

Происхождение и детство

Будем считать, что Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (годы жизни - 1775-1851) появился на свет в британской столице, Лондоне. Отец будущего художника держал парикмахерскую. Во времена Тернера эти заведения были столь же популярными местами встреч, как и английские пивные. В парикмахерской отца Джозефа бывали поэты, граверы и художники. Отец развешивал акварели сына на стенах для продажи.

Обучение

Тернера (автопортрет его представлен выше) в 1789 году приняли в школу, действовавшую при Королевской академии искусств. Уже в 15 лет впервые выставил свою акварель в академии Уильям Тернер. Биография его отмечена в годы обучения одновременно учебой и работой. Уильям осваивал технику, в которой выполнялись топографические пейзажи - точные небольшие виды парков, усадеб, соборов и замков. Кроме того, он работал на заказ - копировал произведения старых мастеров.

Обращение к масляной живописи

Творчество Уильяма Тернера не ограничивается акварелью. Художник в 1790 годы решил обратиться к масляной живописи. В 1801 году он создал картину под названием "Датские суда под ветром", которая является подражанием голландским мастерам. Эта работа свидетельствовала о возросшем мастерстве начинающего художника. Она была выполнена настолько качественно, что некоторые даже подумали, что Тернер скопировал старый пейзаж.

Служба в искусств

Художник в 1802 году был избран членом Королевской академии искусств. Уильям Тернер служил ей до конца своих дней. Он читал лекции как для студентов, так и для широкой публики, принимал участие в организации выставок.

"Пейзаж на Темзе"

Тернер в период с 1806 по 1812 год создал серию этюдов - изображений берега р. Темзы. К их числу относится написанная около 1806 года на Темзе" (иначе работа называется "Пейзаж с белой радугой"). Природа, главный и постоянный герой художника, в его сознании все чаще представала не просто как величавое зрелище. На ее фоне разыгрывались исторические события. Тернер изобразил в стиле голландской марины современный сюжет. Тема картины - гибель пассажирского судна. При этом изображение бушующего моря занимает две трети полотна. Белесая ажурная пена образует огромный вал на поверхности моря. Это композиционное ядро полотна. В центре вала - переполненная людьми лодка. Это единственный во всей композиции предмет, который сохраняет равновесие. На гребень вала справа взмывает парусник, который окончательно потерял устойчивость. Потерявшие управление гибнущие суда расположены слева и в глубине полотна. Сломаны их мачты, сорваны паруса, а палубы их залиты водой.

"Переход Ганнибала через Альпы"

Эту картину Уильям создавал в год вторжения Бонапарта в Россию. Известно, что последнего сравнивали с Ганнибалом - полководцем города-государства Карфагена, соперничавшего за владычество над Средиземноморьем с Древним Римом. Тернер использовал в композиции свой излюбленный прием: в овал вписал наиболее драматическую часть полотна. Хлопья снега, пурга свиваются в большую воронку, которая затягивает растерянных воинов в расщелину гор. Удивительно точно написана метель. Уильям Тернер однажды наблюдал ее в имении друга. Художник зарисовал это ненастье на почтовом конверте и сказал, что через 2 года эту метель увидят все на его картине. Работа была закончена в 1812 году.

Картина с интересной историей

Все виртуознее и сложнее становилась со временем техника акварельной живописи Уильяма. В 1818 году он создал работу "Фрегат первого класса, пополняющий запасы". Согласно рассказу очевидцев, история ее создания следующая. Сын друзей Уильяма попросил у Тернера, гостившего у них, нарисовать фрегат. Уильям взял лист, налил на бумагу жидкой краски. Затем, когда бумага промокла, он стал потирать ее, скрести. Все сначала казалось хаосом, однако постепенно, словно по волшебству, начал рождаться корабль. Рисунок уже ко времени второго завтрака был с триумфом представлен.

"Liber Studiorum" и оформление книг английских писателей

Дважды Уильям Тернер имел дело и с графикой. В период с 1807 по 1819 год он попытался создать своеобразную энциклопедию пейзажа в гравюрах. Этой работе художник дал латинское название, в переводе означающее "Книга этюдов" ("Liber Studiorum"). Он предполагал выполнить ее на 100 листах в различных техниках гравюры. Уильям хотел показать, как в европейской живописи происходило развитие пейзажа. Эта затея, однако, не удалась. Тем не менее Тернер воспитал на этой работе группу отличных граверов.

В 1820-30-е годы Уильям работал над заказом по оформлению творений английских писателей Вальтера Скотта и Сэмуэля Роджерса. Книги этих авторов пользовались большим успехом, поэтому гравюры с рисунков Уильяма висели практически в каждом

"Улисс насмехается над Полифемом"

В 1829 году, после поездки в Италию, художник создал одну из самых лучших в своем творчестве исторических картин. Работа называется "Улисс насмехается над Полифемом". Раскин называл эту картину его "центральным произведением". "Улисс" - работа, которую именовали оперной декорацией, мелодрамой. Отмечали, что солнце заливает галеру Улисса даже в частях, куда его лучи проникнуть никак не могут, и что слишком велик контраст между блеском утреннего неба и мраком пещеры циклопа. Однако Уильяма неточности подобного рода никогда не смущали. Он увеличивал размеры колоколен и замков, перемещал их, куда ему казалось нужным, если структура картины требовала этого. Кроме того, Тернер нередко увеличивал звучность цвета, когда от этого выигрывала выразительность целого.

"Пожар лондонского Парламента"

Вершина мастерства Тернера относится к середине 1830-х годов. Уильям давал на вернисажах уроки живописи, заканчивая здесь свои картины. На глазах у изумленных художников и восторженной публики Тернер за несколько часов практически закончил работу над "Пожаром лондонского Парламента", картиной 1835 года. Сам пожар случился годом ранее, в 1834 году. Драматическое зрелище наблюдали сотни людей. Тернера глубоко потрясла эта бушующая стихия. Прямо на месте художник сделал 9 акварелей. А через год на их основе он написал большую

"Последний рейс корабля Отважный"

Эта работа была впервые представлена в 1839 году. Она является одной из лучших в творчестве Уильяма. Известно, что художник очень дорожил этой работой, был настолько к ней привязан, что не соглашался продавать ни за какие деньги.

Тернер изобразил заходящее солнце, на фоне огненных облаков от которого мы наблюдаем движение "Отважного". Это военный корабль, ветеран Трафальгарской битвы. Маленькое самоходное судно угольно-черного цвета буксирует к берегу Темзы боевого генерала. Здесь он будет разобран. Вероятнее всего, сюжет картины родился в воображении Уильяма, а не был срисован с натуры. Печальный и лиричный образ обветшалого судна олицетворяет собой минувшую эпоху парусников. Кроме того, он служит напоминанием о тленности всего сущего.

"Невольничий корабль"

Работорговля вот уже несколько веков составляла одну из важных статей дохода Англии. Парламент при жизни Тернера принял закон, согласно которому торговля людьми запрещалась. Однако еще долгое время пятно на совести нации беспокоило воображение поэтов, писателей и художников. В основе картины лежит реальное событие. Перевозивший рабов капитан решил выбросить за борт людей, заболевших холерой, поскольку по закону получить страховку он мог лишь за тех, кто погиб в море. Таким образом, освободившись от лишнего груза, корабль уходит от бури. Рабы, брошенные им, погибают в волнах. Их тела терзают хищные рыбы, из-за чего вода окрашивается кровью.

Поздние работы Тернера

Следует заметить, что поздние работы Тернера написаны прозрачными, легкими, быстрыми мазками. Художник предпочитал светлые тона, любил белила и оттенки коричневого и желтого цветов. Он никогда не использовал в своих работах черный и зеленый цвета. Творчество Тернера в 1840 годы становилось все более непонятным публике. Художник то рисовал потоки дождя, через которые едва видны контуры парохода (картина 1832 года "Стаффа, то невольничий корабль, с которого в море сталкивают больных негров (вышеупомянутая работа "Невольничье судно" 1840 года), то мчащийся поезд (картина 1844 года "Дождь, пар и скорость"). Таким образом, Уильям довольно неожиданно и чутко откликался на современные ему события. Ему казались волнующими и поэтичными достижения технического прогресса, а действия людей - жестокими и отвратительными.

"Дождь, пар и скорость"

Эта работа была представлена в Королевской академии искусств в 1844 году. Из глубины пространства, заполненного дымом и паром, навстречу зрителю несется поезд по мосту над рекой Темзой. Контуры машины расплываются, в коричневое пятно сливаются ее детали. Это создает впечатление быстрого движения. К этой работе Тернера современники отнеслись скептически. Многие из них высказали сомнения относительно реальности изображенной сцены.

Завещание Уильяма

Уильям Тернер, картины которого уже не пользовались былой популярностью, постепенно начал терять интерес к публике. Он все реже выставлял работы, скрывался подолгу от поклонников и друзей. Уильям умер, оставив потомкам пространное завещание. Его последней волей было открыть на его средства дом для престарелых художников, а также галерею его картин. Кроме того, он хотел, чтобы в академии был создан класс пейзажной живописи. Однако вышло иначе: полотна, этюды и акварели являются единственным наследием, которое оставил Уильям Тернер. Картины его запечатлели удивительный мир, который увидел художник. Им удалось обессмертить имя своего создателя.

Тернер Уильям Джозеф, произведения которого и сегодня вызывают большой интерес во всем мире, - признанный мастер, которого особенно высоко ценят импрессионисты. В его творчестве их привлекают светотеневые эффекты, мотивы моря и снежной погоды, богатство оттенков белого. Хотя следует заметить, что тип "пейзажа-катастрофы", так широко представленный в работах Уильяма, им чужд.

  1. Художники
  2. "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…

  3. Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  4. Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…

  5. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…

  6. Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…

  7. Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…

  8. Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…

  9. И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…

  10. Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…

  11. Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…

  12. Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…

  13. (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…

  14. Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…

  15. П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…

ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР


«ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР»

В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса. Он задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. И он стал добиваться передачи солнца во всей его лучезарности. Он долго искал, но своего добился и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не давал".

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года в Лондоне в семье брадобрея. Он был исключительно талантливым ребенком и еще мальчиком продавал собственные рисунки, которые его отец выставлял в окне своего магазина и продавал по 2-3 шиллинга за штуку. Уже в возрасте двенадцати лет Джозеф получил свой первый заказ - раскрасить гравюру Хенри Босуэла. Его первым учителем стал Томас Молтон, рисовавший архитектурные виды, перспективы улиц. В 1789 году Джозеф стал студентом лондонской Академии художеств. Здесь он учился до 1793 года.

Тогда же Тёрнер начал работать вместе с Гертином для доктора Монро. Художник Дж. Фарингтон записал в своем дневнике: "Дом доктора Монро - вроде вечерней академии. Хозяин дает молодым людям копировать рисунки своих друзей. Тёрнер и Гертин "работали" на доктора Монро три года - рисовали по вечерам у него дома. Они приходили в шесть и оставались до десяти часов. Гертин рисовал контуры, а Тёрнер раскрашивал и заканчивал. Главным образом они копировали незаконченные рисунки Козенса и других и из этих копий делали законченные рисунки".

До 1800 года Тёрнер писал акварельные пейзажи. В 1790 году первый из них был представлен на выставке в академии. В дальнейшем здесь выставляется все больше его акварелей. В 1796 году их количество достигло десяти.

Фарингтон записал в 1798 году со слов Тёрнера, что у него было "больше заказов, чем он мог выполнить", а в 1799 году, что он должен был сделать "шестьдесят рисунков для разных людей". Успехи Тёрнера - это не только большой талант, но и невероятное трудолюбие: он почти всегда на ногах встречал восход солнца.

Постепенно Тёрнер осваивает живопись маслом.


«ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР»

Во второй половине девяностых годов он создает несколько пейзажей в духе голландских мастеров семнадцатого столетия.

В начале нового века художник выполняет эффектную панораму на тему войны с французами, "Битва на Ниле", а вскоре другую богатую на сценические эффекты картину "Пятая египетская казнь". Эту картину купил богатый писатель и меценат Уильям Бекфорд.

В 1802 году Тёрнера избрали членом Королевской академии художеств. После этого он отправился в Париж, где смог познакомиться с работами старых мастеров в Лувре. Во время переправы на материк был сильный шторм. Тёрнер запишет: "Чуть не утонули". Сделанные им наброски позднее послужили основой картины 1803 года "Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно".

Из столицы Франции художник отправился в Швейцарию. Он сделал здесь свыше четырехсот зарисовок, заполнив шесть альбомов. В течение всей дальнейшей жизни он использовал эти швейцарские мотивы для своих картин. Своеобразная природа дикого края, особое сочетание форм и цвета произвели на него неизгладимое впечатление и способствовали формированию зрелого стиля.

В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл "Кораблекрушением". М.А. Орлова пишет о картине: "Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных - темное море с изумрудными отливами - и горячих - пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах".

Публика, принимавшая его гравюры, чаще всего отвергала его необычные, фантастико-романтические пейзажи. Больше всего подавляли мастера нападки критиков на его произведения.

Около 1807 года Тёрнер переехал с отцом поближе к Темзе. Появляется сразу несколько пейзажей, связанных с этой рекой: "Темза у Виндзора" (1807), "Колледж-Итон с реки" (1808), "У Темзы" (1809).

Тёрнер рассказывал, что для изучения облаков "он брал лодку, ложился на ее дно на спину, бросив якорь на реке, и смотрел в небо часами, а иногда и целыми днями, пока не улавливал какой-нибудь световой эффект, который ему хотелось бы перенести на полотно".

В 1808 году Тёрнер стал профессором.


«ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР»

В письме 1811 года своему издателю Джону Бриттону он протестует против определения, данного Фюзели пейзажистам как "картографам или топографам искусства. Вещественным опровержением мнения Фюзели может послужить полотно "Морозное утро". "Морозное утро" - мотив, удивительный по своей крайней простоте. Две трети холста занимает чистое небо, одну треть - земля, окутанная туманом, с едва виднеющимся за тонкими стволами обнаженных деревьев шпилем дальней церкви, с повозкой, вокруг которой хлопочут несколько поселян. И все же это полотно с равниной, тронутой осенней изморозью с высоким светлым небом, - величаво прекрасно" (М.А. Орлова).

Джон Констебль признал "Морозное утро" Тёрнера "картиной из картин" на выставке 1813 года".

После первой поездки в Италию в 1819 году художник еще несколько раз побывал там. Постепенно его творческая манера становится все более свободной и естественной.

После работы над этюдами в Италии Тёрнер особое внимание стал уделять цвету и краскам. Основным жанром для него всегда оставались пейзажи, в которых с помощью удивительных световых эффектов Тёрнер умел добиваться живой передачи любых состояний природы. На его картинах как будто наяву гремят грозы, вздымаются пенистые волны, по всему полотну играют таинственные светотени.

Динамичная свободная манера художника с двадцатых годов становится еще более раскованной, колорит пейзажей строится на контрастах мерцающих тонов, часто объединенных в общей светлой гамме, предметные очертания сплавляются и дробятся, что предвосхитило живопись французских импрессионистов. Пейзажи Тёрнера 1820-1840-х годов, смелые не только по колориту, но и по передаче световоздушной среды, отличаются пристрастием к необычным эффектам, красочной фантасмагории.

После второй поездки в Италию в 1829 году Тёрнер показал лучшую из исторических картин - "Улисс насмехается над Полифемом" - свое "центральное произведение", как его называл Рескин, самое традиционное по сюжету и новаторское по его воплощению.

"Улисс" - картина, трактующая столько же гомеровское сказание, сколько свет и цвет. В ней есть своеобразное соединение античной мифологии с последними научными данными и конкретными наблюдениями.


«ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР»

"Улисс" Тёрнера - одна из ступеней, ведущих к слиянию истории, действительности и воображения в художественных образах его поздних вещей...

"Улисса" называли мелодрамой, оперной декорацией, замечали, что галера Улисса залита солнцем даже в тех частях, куда не могут проникнуть его лучи, и что контраст между мраком пещеры циклопа и блеском утреннего неба слишком велик. Но Тёрнера никогда не смущали неточности натуралистического порядка, он смело увеличивал размеры замков или колоколен, перемещал их туда, куда считал нужным, если этого требовала структура картины, или увеличивал звучность цвета, если, по его мнению, выразительность целого выигрывала.

Е.А. Некрасова же рассказывает о последних десятилетиях творчества художника: "...произведения этого периода столь различны, что кажутся принадлежащими нескольким совершенно разным художникам. Вызывает удивление, как один и тот же мастер в одно и то же десятилетие мог написать "Вечернюю звезду" и "Метель, лавину и наводнение", "Геро и Леандр" и "Фрегат "Смелый", буксируемый к месту последней стоянки на слом", "Золотую ветвь" и "Пожар парламента", "Угольщиков, грузящих уголь ночью" и "Стаффа, пещера Фингала", не говоря уже о совершенно обособленном цикле петвортовских вещей".

Самые известные произведения Тёрнера тридцатых-сороковых годов - "Пожар парламента" (1835), "Последний рейс корабля "Отважный" (1838), "Дождь, пар и скорость" (1844).

Е.В. Риппинджейл в своих воспоминаниях описывает, как Тёрнер заканчивал картину "Пожар парламента" на вернисаже в Британском институте в 1835 году: "Он был уже там и работал еще до того, как я пришел, начав елико возможно рано. И действительно, ему надо было спешить, поскольку на картине, когда она была прислана, было всего несколько мазков "бесформенных и пустых" (как когда-то выразился Хэзлит), как первозданный хаос... Этти работал с ним рядом (над своей картиной "Музыкант, играющий на лютне")... Маленький Этти время от времени отходил, чтобы посмотреть, какое впечатление производит его картина, склоняя голову к плечу и полузакрыв глаза, и иногда болтал с кем-нибудь из соседей, по обыкновению художников.


«ДЖОЗЕФ ТЁРНЕР»

Но не так было с Тёрнером; за те три часа, что я провел там, - и я понял, что так же было с тех самых пор, как он начал утром, - он не прекращал работы и ни разу не оглянулся или отвернулся от стены, где висела его картина. Все зрители очень развлекались наблюдениями за фигурой Тёрнера и тем, что он проделывал над своей картиной... Он работал почти одним мастихином, скручивая и размазывая по картине кусок полупрозрачного вещества размером и толщиной с палец... Наконец, работа была окончена, Тёрнер собрал свои принадлежности, сложил их, запер в ящик, затем, все еще отвернувшись к стене и все на таком же расстоянии от нее, бочком ушел, не сказав никому ни слова, и, подойдя к лестнице в середине зала, торопливо сбежал вниз. Все посмотрели ему вслед с удивленной усмешкой. А Маклайз, стоявший поблизости, заметил: "Вот это сделано мастерски, он даже не остановился, чтобы посмотреть на свое произведение, он знает, что оно закончено, и уходит".

В 1839 году Уильям Теккерей, в то время еще никому не известный журналист, писал своему другу:

"Фрегат "Отважный" - лучшая картина на выставке в Академии. Старый фрегат медленно влачится к своему последнему жилищу небольшим, фыркающим, исторгающим дым и пламя, буксиром. Ярко-красное солнце, освещающее целое воинство вспыхивающих облаков и реку, флотилия кораблей, постепенно тающая вдали, создают такой эффект, который трудно встретить в живописи...

Это смешно, вы скажете, с таким восторгом говорить о четырехфутовом холсте, представляющем корабль, баржу, реку и закат. Но это сделано великим художником. Он заставляет вас думать о великом с помощью тех простых объектов, которые находятся перед вами, он знает, как успокоить или возбудить, зажечь огонь или подавить, пользуясь лишь несколькими красками".

Но даже Теккерей не смог правильно понять, пожалуй, наиболее новаторскую и по замыслу и по выполнению картину Тёрнера "Дождь, пар и скорость" (1844). "Дождь обозначается пятнами грязной замазки, - писал Теккерей, - наляпанной на холст с помощью мастихина; солнечный свет тусклым мерцанием пробивается из-под очень толстых комков грязно-желтого хрома. Тени передаются холодными оттенками алого краплака и пятнами киновари приглушенных тонов.

И хотя огонь в паровозной топке и кажется красным, я не берусь утверждать, что это нарисовано не кобальтом или же гороховым цветом". Другой критик находил в колорите Тёрнера цвета "яичницы со шпинатом".

Эти последние картины, имеющие характер аллегорически-красочных фантасмагорий, наполненные символами и полутонами, оказали огромное влияние на формирование европейского символизма второй половины XIX века.

Живопись оставалось единственной страстью художника до конца его дней. После смерти отца в 1830 году Тёрнер так и не женился и не завел собственного дома, предпочитая снимать комнаты в гостинице. Он редко виделся с друзьями, предпочитая одиночество.

Любопытно, что его соседи по Челси, месту его последнего пристанища, так и не узнали, что пожилой мужчина, живший рядом с ними, был знаменитым художником.

В 1851 году художник еще пришел на вернисаж, но уже не показал ни одной своей картины. Причиной его смерти 19 декабря 1851 года оказалась давняя болезнь, он не захотел обращаться к доктору. Тёрнер оставил огромное состояние и был похоронен в соборе святого Павла.

Тёрнер всех поражал своей работоспособностью. Он является автором примерно 5000 картин, написанных маслом, и более 20000 акварелей и 19000 рисунков. Большую часть своих произведений он завещал английскому народу, и теперь большинство из них экспонируются в Галерее Тейт в Лондоне.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Дата смерти: Гражданство:

Великобритания

Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние на: Работы на Викискладе

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner , 23 апреля , Лондон - 19 декабря , Лондон) - британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер. Предтеча французских импрессионистов .

Биография

Уильям Тёрнер родился в конце апреля - начале мая г. в лондонском районе Ковент-Гарден . Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков , а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.

Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию , его экзаменовал Рейнолдс . В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году . Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.

Дидона, основательница Карфагена , (1815)

Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен : по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis . Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum , выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена - меццо-тинто . Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам - живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.

Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.

4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии . В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом . 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.

Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера - вопросам «поэтической живописи».

Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).

В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине , Милане , Риме , Венеции , Неаполе . Изучал работы Тициана , Тинторетто , Рафаэля , современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.

Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX - начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин , назвавший его «величайшим художником всех времён».

Наследие

Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (ныне экспонируется в лондонской галерее Тейт).

Наиболее известные работы

«Последний рейс корабля „Отважный“»

«Восход с морскими чудовищами»

  • - Warkworth Castle, Northumberland - Thunder Storm Approaching at Sun-Set, oil on canvas - Victoria and Albert Museum, London
  • - The Battle of Trafalgar, as Seen from the Mizen Starboard Shrouds of the Victory, oil on canvas - Tate Gallery, London
  • - Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы / Snow Storm: Hannibal and His Army Crossing the Alps, oil on canvas, Tate Gallery, London
  • - The Battle of Trafalgar, oil on canvas, National Maritime Museum, Greenwich, London
  • - The Burning of the Houses of Lords and Commons, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
  • - The Grand Canal, Venice, oil on canvas, Metropolitan Museum of Art, New York
  • - Последний рейс корабля «Отважный» / The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, oil on canvas, National Gallery, London

См. также

Литература

  • Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. - М .: ЗАО «БММ», 2007. - 256 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88353-278-0
  • С. Дзуффи Большой атлас живописи. - М .: Олма-Пресс, 2002. - С. 184-185, 242, 244-245, 300. - 431 с. - ISBN 5-224-03922-3
  • П. Акройд Тернер. - М .: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. - 224 с.

Ссылки

  • Жизнь и творчество Джозефа Тернера на сайте Картины Импрессионистов

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 апреля
  • Родившиеся в 1775 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Умершие 19 декабря
  • Умершие в 1851 году
  • Умершие в Лондоне
  • Художники по алфавиту
  • Художники Великобритании
  • Художники-маринисты Великобритании
  • Художники романтизма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Уильям Тёрнер (Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Joseph Mallord William Turner) — великий английский художник-пейзажист . По праву считается одним из тех художников, которые своим творчеством вдохновили будущих импрессионистов на создание одного и самых важных и значимых стилей живописи.

Уильям Тёрнер родился в Лондоне в 1775 году. Изобразительными искусствами интересовался с самого детства. Обучался в Королевской Академии Художеств. На заре своего становления как художника, он занимался копированием работ других великих художников. Именно так, через копирование, а не через обычное изучение техники живописи величайших художников, можно добиться результатов и выработать собственный стиль. Большое влияние на него оказали такие художники, как Джошуа Рейнольдс, Клод Лоррен и другие.

В поисках вдохновения, красивого сюжета для своих картин Тёрнер путешествовал по разным странам. Кроме Англии он побывал в Швейцарии, Франции, Италии. Ещё при жизни он стал очень популярным художником, которому пророчили большое будущее. Его сравнивали с Рембрандтом и восхищались его необычным стилем. Особым признанием пользовались его картины: Море у Бриджуотера, Трафальгарская битва, Поле Ватерлоо. Однако в 1800-х годах, к Тёрнеру стали относится неоднозначно. Его живопись становилась всё более и более новаторской. Именно искусство этого времени стало предтечей , который разрабатывался немного позже и другими художниками. Общество, которое привыкло к другому искусству, салонному искусству с реалистичным отображением реальности, как сейчас говорят — с фотографической точностью, отвернулось от него. Многие даже стали называть его сумасшедшим, а Королева Виктория отказала ему в рыцарском достоинстве.

Великий художник Уильям Тёрнер скончался в 1851году. Собрание произведений величайшего художника мира в настоящее время выставляется в лондонской галерее Тейт.

Любите изобразительные искусства и хотели бы сами научиться рисовать? Ручная роспись в художественной мастерской династии Беляевых-Гончаровых, проводит мастер классы жостовской росписи для всех желающих.