Вся правда о кремации. Душа после кремации


1. После прибытия траурной процессии к крематорию, родственник или ответственное лицо с необходимыми документами обращается к дежурному администратору для внесения соответствующей записи в регистрационную книгу установленного образца на основании свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны, выдача близкому родственнику умершего удостоверение о захоронении (в случае последующего захоронения гроба с телом в могилу) или документ на кремацию.

2. Если гроб с телом находился в охлаждаемом помещении здания траурных гражданских обрядов (крематория), близких родственников приглашают для опознания покойного.

3. Внесение гроба в зал и размещение атрибутов должно производится до приглашения участников похорон. Атрибуты траурного ритуала размещают в зале следующим образом:

Портрет на постаменте или на подставке - у изголовья гроба;
- ордена и медали на траурных подушечках – у переднего края постамента;
- венки – справа и слева за постаментом;
- крышку гроба – у стены, справа от постамента (ее ставят вертикально, узким концом вниз);
- гроб с телом – на катафалке.

4. После установки гроба с телом и атрибутов похорон хор или оркестр исполняют траурные мелодии или включается запись траурной мелодии и под ее негромкое звучание приглашается войти в зал сначала родных и близких, которые садятся на места, установленные по правую руку от покойного, а затем и все участники церемонии прощания.

5. Разводящий выставляет к гробу четырех участников почетного караула, которые становятся у изголовья и в ногах попарно, лицом друг к другу (боком к длинной стороне гроба). Перед началом митинга почетный караул снимается.

6. После окончания звучания траурной мелодии ответственный, стоя у изголовья гроба, открывает траурную церемонию прощания кратким словом, например: «В этот скорбный час мы собрались в траурном зале, чтобы проводить в последний путь (называет имя, отчество, фамилию покойного). Открываем траурную церемонию прощания с гражданином России (перечисляет почетные звания, называет фамилию, имя и отчество покойного)». Ответственный предоставляет слово друзьям и сотрудникам покойного. Выступающие говорят о жизненном пути покойного, его заслугах перед обществом, городом, организацией, семьей. Если нет лиц, желающих выступить на церемонии прощания, то слово о жизненном пути покойного произносит с согласия родственников, церемониймейстер. Сведения о покойном он получает из «Кратких сведений об умершем(ей»), которые дают родственники при оформлении документов.

7. В ритуальном зале крематория по окончании тpaypной церемонии церемониймейстер просит всех проститься с покойным. Участники ритуала поочередно подходят к гробу для обряда последнего целования. Церемониймейстер закрывает лицо покойного покрывалом и с помощью кого-либо из присутствующих закрывает гроб крышкой. Церемониймейстер объявляет: «Гражданин Российской Федерации (называет фамилию, имя и отчество) закончил свой жизненный путь. Пусть добрая светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная мелодия. Все склоняют головы. В крематории гроб с катафалка перемещают на лифт или транспортер. Для военнослужащих дается залп салюта. Церемониймейстер объявляет: «Траурная церемония окончена». Затем он провожает родственников к автобусу и, прощаясь, еще раз выражает им соболезнование. Рекомендуемая продолжительность траурной церемонии - до 30 минут. Если проводится отпевание, то освященную землю в гроб не вкладывают, а сохраняют для последующего вложения в урну.

8. Остающиеся после каждого ритуала прощания в зале крематория венки с лентами, вазоны и букеты цветов должны удаляться персоналом крематория на специальную площадку памяти, с которой после истечения 3 дней их перемещают на хозяйственный двор, а затем увозят для утилизации.
Захоронение урны с прахом

1. Захоронение праха может производиться как в урне, так и без урны. Предусмотрены следующие способы захоронения:
- захоронение урны с прахом в землю с установкой памятника;
- захоронение урны с прахом без установки памятника;
- установка урны с прахом в колумбарии (в «стене скорби»);
- развеивание праха.

2. Захоронение урны с прахом на кладбище при крематории должно производиться на основании предъявленных документов о кремации и паспорта лица, получающего урну. Для захоронения урны с прахом на другом кладбище данного города кроме указанных выше документов необходима справка администрации этого кладбища о наличии земельного участка (ниши в колумбарии) для захоронения. Урна с прахом может быть передана на следующий день после кремации. В особых случаях - передача урны в день кремации.

3. По письменному заявлению лица, на имя которого выписан документ о кремации, захоронение урны с прахом, установка ее в нише колумбария или захоронение праха без урны (развеивание) могут быть выполнены персоналом кладбища без присутствия при этом заявителя с составлением акта о совершенном погребении и записью в «Книге памяти».

4. Во время передачи урны с прахом в зале не должно быть других урн, кроме той, которая подлежит передаче, а также не должны присутствовать люди, не имеющие отношения к данной процедуре.

5. Урну рекомендуется устанавливать на постаменте с оформлением из живых цветов. Передача урны через окно не допускается. На урне должны быть написаны фамилия, имя, отчество умершего и регистрационный номер кремации. Перед передачей урны служащий выражает родным и близким соболезнование. Служащий на основании предъявленного ему документа о кремации и свидетельства о смерти заполняет и вручает родным удостоверение о захоронении урны с прахом. При этом вносится соответствующая запись в регистрационную книгу.

6. Служащий крематория должен бережно снять урну с прахом с катафалка, переместить ее в переносной футляр и вручить близкому человеку покойного. В тех случаях, когда урну с прахом хоронит большая группа людей, для переноса урны к месту захоронения (установки) следует применять катафалк-носилки.

7. Родных и близких, направляющихся к месту захоронения (установки) урны с прахом, должен сопровождать рабочий кладбища. Захоронение урны с прахом (установка в нишу колумбария) производится рабочим кладбища. На место захоронения родственники возлагают цветы. На мемориальных плитах, закрывающих нишу, не рекомендуется помещать фотопортреты, рекомендуется помещать изображения трудовых и боевых символов, допускается изображение религиозных символов.

8. Ко дню захоронения (установки) урны с прахом должна быть изготовлена мемориальная плита, закрывающая нишу колумбария, или памятник на могилу; на плите или памятнике указывают имя, отчество и фамилию, дату рождения и смерти захороненного.

9. Прах кремируемых сохраняется при крематории в течение 1 года со дня кремации. По истечении срока хранения администрация крематория обязана письменно известить об этом лицо, которому выдан документ о кремации, и далее администрация имеет право захоронить прах (без урны) в месте захоронения «невостребованных прахов». С этой целью на территории крематория должно быть предусмотрено место общего захоронения «невостребованных прахов». Оно должно иметь удобные подходы, отмечаться общим памятником (обелиском, стелой) без указания фамилий захороненных. Имена и фамилии захороненных следует вносить в «Книгу памяти».

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Техник крематория из Великобритании рассказала о секретах своей работы и ответила на вопросы, которые люди хотели узнать о последнем пристанище человека. Многие домыслы о работе крематориев были развеяны, но появилось и много новых подробностей. Например, о том, какой тип людей горит быстрее, чем пахнет в помещении после кремации и действительно ли крематории приторговывают прахом.

Техник рассказала, что в среднем процедура кремации длится чуть дольше часа, в зависимости от материала, из которого изготовлен гроб. Тела сжигают при температуре от 800 до 1 000 градусов, пока не останется один пепел.

Раковые опухоли делают кремацию дольше, пожилые или хрупкие люди также растягивают время горения и сгорают медленнее, чем более крупные люди с большим количеством жира. У очень худых людей нет большого количества топлива, поэтому может потребоваться больше времени на их кремацию.

Сотрудница крематория рассказала, что после процедуры ничем особенным не пахнет. Пепел состоит только из пережжённых костей и гроба. Мышцы и ткани полностью уничтожаются во время горения.

Техник рассказала, что иногда в остатках после кремации всё же остаются частички костей, если в них было много кальция. Также часто попадается несгоревший пирсинг и кольца. Украшения, по её словам, во время кремации расплавляются в маленькие шарики. Их не снимают заранее с покойника, если об этом не просят родственники.

Однажды я сгребала пепел и после кремации сохранилась книга. Мы думаем, что это была Библия с очень плотно упакованными страницами. Много лет назад распорядители по похоронам использовали Библии в качестве подушек для покойного.

Специалист также развеяла слухи о том, что сотрудники крематориев приторговывают человеческим пеплом (непонятно, с какими целями).

Они (останки, которые выдают родным) абсолютно на 100 процентов из правильного пепла. Идентификационная карточка прикрепляется к останкам и остаётся с ними до тех пор, пока пепел не покинет наш крематорий.

Отвечая на вопрос, на что похож человеческий пепел, сотрудница крематория ответила, что в большинстве случаев на очень мелкий гравий, а не на пепел от сигарет, как считают многие.

Техник рассказала, что, несмотря на то, что крематории «достаточно широки», существует «предел» размера тела, который они могут обрабатывать - из-за ограничений по весу. Некоторых «чрезвычайно больших людей» проще захоронить «с помощью крана».

Бывают и форс-мажорные ситуации. Например, иногда могут взрываться кардиостимуляторы внутри человека. Эксперт также рассказала о предпочтении в гробах. Картонные и плетёные ей не нравятся, потому что они «слишком хлипкие» и «создают много пепла».

Говоря о личном отношении к своей работе, техник рассказала, что «когда понимает, что последней прикасается к гробу чьего-то любимого человека, то чувствует большую честь».

Но у меня нет никаких эмоций, поскольку я не знала этого человека. Мне печально видеть детей или людей моего возраста, но я сохраняю это в себе. Эта работа заставляет меня любить жизнь и жить в полную силу.

Недавно довольно экстравагантного «клиента» пришлось принимать сотрудникам крематория на Карибах. Там молодого миллионера, любившего красивую жизнь, провожали в последний путь очень пышно. В гроб , а сам гроб доставили в крематорий на спорткаре.

А иногда похороны могут превратиться в настоящее веселье, как бы цинично это ни звучало. О таком случае рассказал житель Австралии, недавно похоронивший бабушку. Они с отцом хотели красиво развеять пепел бабули над океаном, но внезапно .

Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.

Что происходит с душой после кремации?

Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.

Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.

Что значит кремировать?

В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)

Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.

Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…

Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…

Что происходит с телом человека после кремации


Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…

Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).

Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…

Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.

В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…

Вечный ад или способ очищения

или не вредит ли, все же, душе кремация тела?

Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.

Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.

Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.

Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.

Ссылки на библию по поводу кремирования

Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.

Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.

Как кремировали людей в прошлом

Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.

Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.

Так все же: хоронить в землю или кремировать?


Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.

Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:

  1. Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
  2. Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
  3. Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
  4. Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
  5. Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
  6. И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.

Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.

Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.

Как кремируют людей

Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.

Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.

Что делать после ритуала кремации?

Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.

В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.

Кремация и бальзамирование тела

И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:

  • Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
  • Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
  • Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.

Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.


Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.

И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:

Поминки и ритуальные традиции

Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.

Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:

  1. Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
  2. Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
  3. Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).

Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.


Корреспондент «КП» узнала, чем гримируют покойных и сколько стоит самый дорогой гроб

Тем, кому по несчастью довелось побывать в Барнаульском крематории, известна лишь его внешняя сторона - прощальные и поминальные залы, ритуальный магазин, небольшой храм и колумбарий. В кремационный цех и другие подсобные помещения посторонним вход категорически воспрещен. Но только не корреспондентам «КП »!

Директор крематория Андрей Чумаченко устроил для «Комсомолки» целую экскурсию по траурному заведению.

Андрей признался, что с десятого класса мечтал работать в ритуальном бизнесе. И когда ему предложили должность директора, не задумываясь, переехал из Новосибирска в Барнаул .

Много споров по поводу кремации. Лично я считаю, что кремация - более гуманный способ, чем погребение в землю, - сказал наш герой.

В краевой столице крематорий открыли в мае 2015 года. С того момента здесь кремировали порядка 200 человек.

Разбег цен на комплекс услуг крематория - от

19,5 до 45,2 тысяч рублей. В магазине, который находится при заведении, большой выбор гробов, погребального белья, одежды покойному и прочего.

Самый дорогой гроб здесь - лакированный саркофаг из кедра стоимостью 124 тысячи рублей.

Такой покупали в прошлом году сотруднику ГИБДД , который в сентябре погиб при исполнении служебных обязанностей, - отметил Андрей.

В таком гробу кремировать нельзя, только хоронить (кстати, крематорий оказывает и услуги погребения - Прим. ред.). Из-за больших размеров, он в печь не войдет. По словам директора, в основном берут деревянные гробы. Их стоимость - от 2,5 тысяч рублей.

Погребальное белье здесь на любой вкус и цвет.

Есть бюджетные простыни - хэбэшные и атласные - за 700 рублей, и более дорогие варианты - за 3,6 тысяч рублей, - рассказал Андрей.

Мне в глаза бросились две лежащие рядом маленькие подушечки…

Это - детские, - пояснил рассказчик. - Детей у нас тоже кремируют, к счастью, редко. Бывало, обращались, к нам родители мертворожденных малышей. Но из-за отсутствия определенных документов пока мы их не можем кремировать.

В крематории есть два прощальных зала. Запах здесь специфический, видимо, пропитан людским горем. Во время церемонии гроб стоит посредине, по бокам он него - мягкие удобные диванчики для родственников, есть и другие - по периметру зала.

Вскоре здесь мы установим прожектор, который будет светом выделять зону с покойным, - рассказал Андрей.

Во время прощания свет приглушен тихо звучит музыка, как правило, выбирают классику. На стене установлен плазменный телевизор, где можно посмотреть фильм о покойном. По словам Андрея, этой услугой пока никто не пользовался.

Зато, заказывали видео с похорон. У умершего родственники в Германии были. Вот мы им нарезку делали. В будущем собираемся сделать возможность смотреть похороны в режиме онлайн, - пояснил директор крематория.

Дабы уйти от сплетен о том, что перед тем, как отправить тело в печь, с покойного снимают драгоценности, в крематории есть услуга - просмотр начала кремации. Это занимает 30 минут времени. Родственники находятся за стеклом и наблюдают, как гроб с телом машинист отправляет в печь.

Стекло - бронированное, сами понимаете, смерть - это всегда горе, поэтому люди могут вести себя неадекватно, в том числе, биться об стекло. У нас такое было, - поделился рассказчик.

Андрей рассказал, что как-то кремировали покойного, к которому родственники из Бурятии приехали, как положено, с шаманом.

Так они во время просмотра начала кремации обряды свои проводили: лампады зажигали, молитвы читали, - вспомнил директор.

Кремационную печь сюда привезли из Чехии . Цена - порядка 18 миллионов рублей. Управляет ей оператор. При температуре 1100 градусов человеческое тело полностью сгорает за 1-1,5 часа. Все это время оператор контролирует процесс через небольшое стеклянное окошечко в печи.

К слову, есть вещи, которые нельзя класть в гроб при кремации.

По опыту коллег из Новосибирска знаю, что и телефоны кладут, и другие вещи. Потому перед тем, как тело отправят в печь, танатопрактик осматривает гроб, чтобы там не было лишнего. Бывало, что кардиостимуляторы из «сердечников» вынимали - так как, это тоже запрещенные предметы, - сообщил Чумаченко . - Ведь они имеют батарейки, которые в огне могут взорваться и повредить печь.

После печи останки тела покойного (как правило, это мелкие косточки - Прим. ред.) помещают в кремуляторную. Там в шаровой мельнице их перемалывают в мелкую однородную массу.

Затем, оператор ссыпает весь прах в капсулу (ее можно захоронить в землю) или в специальный мешочек, который потом помещают в урну.

Урну родственники выбирают заранее. Самая дорогая здесь стоит 33 тысячи рублей. Сделана она из цельного камня.

Если в помещении с печью всегда тепло, то в морге вечный холод. Даже двери здесь термонепроницаемые.

Подготовка тела для погребения в землю и для кремации мало чем отличается. Только при кремации покойников как правило не бальзамируют, - пояснил Чумаченко.

Умерших женщин в крематории могут причесать, накрасить. Для этого есть целый набор косметики: тональный крем, румяна, тени, тушь, помада и прочее.

На территории крематория построили храм. В него заходят, чтобы поставить свечку в память об усопшем. Сегодня здесь горела одна свеча….

За храмом закреплен батюшка. По воле родственников, он может отпеть умершего.

На аллее памяти установлен колокол. После процедуры прощания близкие и родственники умершего звонят в него, тем самым, отдают дань памяти покойному.

За ним установлен семейный склеп учредителей крематория. Большая территория крематория, в 2,5 га, позволяет и другие склепы установить.

Рядом возвышается колумбарий. Он рассчитан на 9 тысяч урн. Пока здесь много свободных мест. Однако, есть - зарезервированные. Эти люди заранее позаботились о том, чтобы их кремировали.

Можно при жизни составить договор, он стоит 1,4 тысячи рублей, оплатить комплекс услуг и назначить душеприказчика, который проследит за его исполнением, - объяснил рассказчик.

После смерти заказчика ничего доплачивать за его кремацию не придется.

Так к нам мужчина пришел, говорит: «Через две недели у меня сложная операция, боюсь, что не выживу». Составили договор на кремацию.

Отдельное здание отведено для кремации животных и биоотходов. Здесь установлены две печи.

Привозят кошечек, собачек, кроликов и даже хомячков, - поделился Андрей.

Стоимость кремации животного зависит от веса. Минимальная цена - 2,5 тысячи рублей.

Для животных также есть урны. Мне они показались довольно веселыми. Хотя, по словам директора ООО «Ветритуалс» Михаила Сердюкова , иногда по умершим животным хозяева убиваются сильнее, чем по людям.

детская стоматология