Гори моя звезда кто исполнял. Как был создан романс «Гори, гори моя звезда

Гори, гори, моя звезда... (История романса)

В этом году исполняется 170 лет романсу "Гори, гори, моя звезда". Это один из любимейших романсов, знаю его самого раннего детства. Он был любимым романсом моего деда. Дед часто его напевал, занимаясь какой-нибудь работой. Ребенком я постоянно приставала к нему, спрашивая про какую звезду он поет, просила показать ее в ночном небе. Наконец он объяснил мне, что каждый человек, который поет этот романс, вкладывает в него свой, особенный для него смысл. Сказал, что для него эта звезда - Россия, его родина и бабушка, с которой он в любви, уважении и согласии прожил 56 лет...

Гори, гори, моя звезда...

В мировую культуру романс "Гори, гори, моя звезда" вошёл как символ России, а в сознание русских людей как нечто обретающее смысл жизни, остающееся и после её земного существования, вечное и неизменное...

И можно поверить, что адмирал Колчак пел "Гори, гори..." перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.
Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали "белогвардейским" и его исполнение в Советской России сочли не желательным.

Романс в исполнении А. Резниковой.

И всё же исполняли, например, Лемешев и Козловский позволяли себе рискнуть, но и они пели романс чуть ли не подпольно. А в 1944 году вышла пластинка, где романс исполнял Георгий Виноградов. На её этикетке автором слов романса был назван В.Чуевский. По воспоминаниям Юрия Евгеньевича Бирюкова Виноградов рассказывал ему в 1970-е годы, что это было сделано, чтобы уйти от авторства Колчака, но в достоверности авторства Чуевского уверен не был, просто, Чуевский был среди соавторов и других романсов Булахова.
В 1950-х годах указывалось, что у романса «музыка и слова народные», а затем «музыка П.Булахова, слова народные». В поисках автора выдвигались версии о причастности Н.Гумилёва и И.Бунина, а в связи с популяризацией адмирала Колчака в годы перестройки, вспомнили и его.
Достаточно сопоставить годы рождения предпологаемых авторов Бунин (1870), Колчак (1874), Гумилёв (1886) и время появления романса, чтобы признать несостоятельность этих версий.


Время появления романса можно определить как декабрь 1846 года. Накануне 1847 года московские власти решили отметить 700-летие города. К дате объявили множество творческих конкурсов. К сочинению вдохновляла рождественская звезда (Рождество тогда предшествовало Новому году). К тому же, в это время воображение потрясало научное открытие планеты Сатурн, предсказанное астрономом Урбеном Леверье и сделанное Иоганном Галле в конце 1846 года. И в этой творческой атмосфере появился романс "Гори, гори, моя звезда". Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Пётр Булахов.

"Потеря" автора стихов объяснялась отсутствием его имени в некоторых нотных изданиях, но в конце концов исследователям удалось найти в архивах ноты 1847 года с указанием имён Булахова и Чуевского.
Романс не сразу стал популярным. В конкурсах он не побеждал, хотя в творческой и студенческой среде исполнялся. Но потом его почти забыли. А вспомнили только в годы первой Мировой войны с исполнением Владимира Сабинина, добровольца действующей армии. Сабинин, частично изменив слова и создав собственную аранжировку музыки романса, сделал из него настоящий патриотический гимн, признание в любви единственной заветной звезде - России. В 1915 году вышла пластинка с сабининской записью романса - и его запела вся страна, включая и вышеупомянутого адмирала.

Кто только не пел этот романс за прошедшие почти 170 лет, после его написания. Одно перечисление имен не вместилось бы в этот пост. Я включила сюда только три, те что особенно нравятся мне.


(С)kkre-51.narod.ru

История создания романса обросла множеством неправдоподобных легенд в связи с его запретом как «белогвардейского» в первые годы советской власти.

Благодаря запрету на исполнение и последующим комментариям «музыка и слова народные», история создания романса насчитывает несколько неправдоподобных версий. В частности, слова приписывают Н. Гумилеву и И. Бунину. В связи с популяризацией адмирала А. Колчака наиболее распространенная ошибочная версия приписывает создание романса именно ему, о чем заявляют даже историки. Возможно, это связано с «белогвардейским» подтекстом романса.

Авторство романса долгое время приписывалось совершенно разным людям. Но в силу того, что все эти люди были крайне нежелательны, то романс тоже побывал «в подполье».Но когда «добрались» до настоящих авторов, то вспомнили и о звездах.

Романс гораздо старше. Его написанию предшествовали два события. Первым было открытие планеты Нептун в сентябре 1846 года. Событие, безусловно, обсуждалось в российском обществе, тем более что Нептун открыли благодаря математическим расчетам. Во-вторых, в преддверии 700-летия Москвы власти объявили всевозможные творческие конкурсы, а дело шло к Рождеству, и упоминаемая не раз в песне звезда вполне могла ассоциироваться с рождественской звездой.

Сейчас не узнать, повлияло ли какое-либо из описанных событий на главный образ в романсе, написанном в то же время. Кстати, ни в каком конкурсе романс ничего не выиграл. Может быть, и не повлияло ни дно из перечисленных событий. Авторов сейчас установили точно: это русский композитор Петр Булахов и студент-юрист Владимир Чуевский . Этот творческий союз известен многими своими сочинениями. Но почему же именно романс «Гори, гори, моя звезда» оброс домыслами и долго был запретным?

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.

Сначала - об авторе музыки. Петр Петрович Булахов родился предположительно в 1822 году (дата нуждается в уточнении), умер 2 декабря 1885 года. Имя его может быть многим знакомо по таким широко исполняемым в наше время романсам, как «Тройка мчится, тройка скачет», «Колокольчики мои», «Нет, не люблю я вас», «Не пробуждай воспоминаний», «Вот на пути село большое», «В минуту жизни трудную», «Выхожу один я на дорогу». Всего романсов около ста, но общее количество неизвестно. Существовала путаница - родной брат композитора тоже писал романсы, а инициалы у обоих были одинаковые.

Талант Булахова расцвел в музыкальной семье (чуть ли не все родственники были известными оперными певцами). Но судьба Петра Булахова - это цепь непрерывных тяжелейших лишений и испытаний. Нужда, невозможность зарегистрировать брак с любимой женщиной, родившей ему детей, поскольку ее законный муж не давал ей развода. Пожар, в котором сгорело все имущество, а также рукописи, которые все же горят. Болезнь, впоследствии приведшая к параличу.

Последние годы П. Булахов провел в подмосковном имении графов Шереметевых - Кусково. Там Шереметевы - поклонники творчества композитора - выделили ему небольшой дом. Его помнили при жизни, его помнили после смерти: романсы исполняли не только на сцене, но и буквально в каждом доме. На смерть П. Булахова откликнулись все крупные газеты, похороны взяла на себя Московская Консерватория, хотя к ней композитор не имел никакого отношения - с раннего детства из-за болезни обучался дома.

Об авторе слов - В. Чуевском - известно совсем мало. Да и высказываются еще сомнения насчет точного авторства - слишком долго в СССР романс был под запретом. В первых послевоенных изданиях нот и исполнениях романса могло даже значиться: слова и музыка народные или неизвестных авторов.

Еще об одном авторе этого романса хотелось бы упомянуть - это аранжировщик музыки и один из самых известных исполнителей романса Владимир Сабинин (1885-1930 годы). Именно благодаря его записям периода Первой мировой войны романс «Гори, гори, моя звезда» стал особенно популярен. И восприниматься уже стал однозначно: не о любви мирской здесь идет речь. На фоне военного времени, противопоставления жизни и смерти образ звезды получил более глубокое толкование. А в Гражданскую войну и напрямую образ звезды стали связывать с образом России.

Фрагмент выступления в передаче "Романтика романса" с Любовью Казарновской

Понятно, что речь шла об «утраченной России», понятно, что этот романс, в отличие от «Белой акации» («Смело мы в бой пойдем»), пелся исключительно теми, кто был на проигравшей стороне. И еще более понятно, почему авторство этого романса приписывалось поочередно И. Бунину, Н. Гумилеву и А. Колчаку.

По поводу последнего существовали сразу две истории. Первая - о том, что адмирал сам его написал. Вторая - о том, что он пел этот романс перед расстрелом.

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я - ты над могилою

Гори, гори, моя звезда!

Что касается авторства - то вопрос уже считается выясненным. А вот пел ли его адмирал Колчак перед своим расстрелом, узнать, видимо, уже не придется. Но именно из-за этих предполагаемых фактов, связанных с жизнью и смертью адмирала, романс стал очередным «врагом народа», считался белогвардейским и был запрещен на долгие годы.

Казалось бы, такая патриотичная тема, если Звезду в романсе рассматривать так, как ее сейчас принято рассматривать. Но - нет, иррациональный страх перед побежденными был сильнее. А если Звезда - это просто любовь, так и чего было запрещать? Значит - страх. А любовь к родине, получается, бывает правильная и неправильная, идеологически чуждая. А может, и земная любовь между мужчиной и женщиной бывает идеологически чуждой?

О чем бы не был этот романс, реакция властей доказывает только одно: искусство имеет некую силу. «Сегодня ты танцуешь джаз», «А завтра ты поешь романс», все одно «ты Родину предашь», поскольку петь полагалось положенное. Вечная подозрительность и недоверие к собственным гражданам, свойственные любому тоталитарному государству.

В СССР «вызволили» романс из небытия певец Георгий Виноградов в 1944 году и… американский фильм «Война и мир» 1956 года. «Shine, Shine, My Star» - так он звучит по-английски.

С тех пор началась новая жизнь, булаховский романс поют и на сцене, и в застольях, и даже в караоке. А как не петь - замечательный ведь романс. Необыкновенный. История у него, конечно, грустная, но без этого у нас не обходится никогда.

Долгие годы этот романс традиционно включали в свой репертуар только тенора. Но однажды традиция была нарушена: романс с огромным успехом исполнил бас Борис Штоколов. И именно в его исполнении романс «Гори, гори, моя звезда…» полюбился и запомнился нашим современникам, обрел новых поклонников и почитателей. А спустя некоторое время это произведение, традиционно поющееся от имени мужчины, неожиданно включила в свой репертуар польская певица Анна Герман.

Предлагаю послушать разные исполнения этого великолепного романса.
Не знаю, как вам, а мне кажется, Штоколов вне конкуренции. Анна Герман мне тоже очень нравится, но по-другому.


Дмитрий Хворостовский

Несомненный бриллиант в драгоценном ожерелье русского романса. Я думаю, этот романс мог бы быть на первом месте по количеству исполнителей, если бы не слишком высокая ответственность. Хотя находились и неудачно смелые.

Авторство великолепного стихотворения было установлено нe сразу, поскольку поэт-песенник Василий Чуевский (даты жизни неизвестны) не публиковал своих текстов отдельно, а только в нотных изданиях. Стихотворение настолько превосходно, что до окончательного установления авторства, его даже пытались приписывать Н. Гумилёву и И. Бунину. Была также легенда об авторстве адмирала Александра Колчака, но она оказалась нелепостью – Колчак родился в 1874 году, а романс был опубликован шестью годами раньше. А что Колчак любил мурлыкать этот романс – так ведь и я тоже:-).

Существует не очень серьёзное предположение, что студент-юрист Василий Чуевский написал своё знаменитое стихотворение под впечатлением научного открытия в конце 1846 года планеты Нептун. Трудно поверить, однако, что романс навеян только астрономическими чувствами, хотя муза к поэту иногда и спускается с высоких небес:-).

Первоначальный вариант музыки к стихотворению Чуевского написал хорошо известный романсовый композитор Пётр Булахов (1822-1885). Этот вариант музыки был, похоже, не очень удачным, и романс не приобрёл популярности. Заметно позже певец и эстрадный артист Владимир Сабинин (1885-1930) улучшил мелодию и создал удачную аранжировку. Сабинин был талантливым музыкантом, он сочинял также собственные песни и романсы. Цитата: “В 1915 году вышла пластинка с сабининской записью романса – и его запела вся страна! А вскоре романс постигла судьба многих истинных шедевров: его окрестили “народным”. Несмотря на явный вклад Сабинина, автором музыки считают попрежнему Петра Булахова.

После большевистского переворота 1917 года “пролетарские” идеологи на значительное время запретили романс, заклеймив его белогвардейским. Уж где там нашли белогвардейщину – ума не приложу. Наверняка эти идеологи были малообразованы в астрономии.

По утверждению исследовательницы истории русского романса Елены Уколовой романс “Гори, гори, моя звезда” по настоящему вернулся к исполнителям и слушателям только в 1957 году, благодаря американским кинематографам, вставившим его в фильм “Война и мир”, после чего “Романс опять стала петь вся Россия “.

О жизни талантливого поэта-песенника XIX века Василия Чуевского известно мало. Он тесно сотрудничал с известным романсовым композитором Александром Дюбюком. Десять нотных изданий Чуевского-Дюбюка датированы 1865 годом. Две песни были созданы Чуевским с композитором Павлом Булаховым, младшим братом Петра Булахова. И три романса с самим Петром Булаховым. Всего же русские композиторы создали более двадцати песен и романсов на слова Василия Чуевского.

Вот первоначальный текст В.Чуевского:

Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.


Звезд много блещет в небесах,
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней,
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей!

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я – ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!

Независимо от первоначального замысла Василия Чуевского, стихотворение и романс получились несомненно о любви. То ли к родине, то ли к женщине, то ли к звезде. В конце концов влюбиться можно и в звезду. Оттого и перекочевала с легкой руки Сабинина “звезда любви ” Чуевского в первый куплет романса с третьего почти во всех исполняемых позже вариантах романса. Иногда разные исполнители используют слегка отличающиеся варианты текста.

1. Я начну сопоставление исполнений с “самого” Владимира Сабинина . Запись, видимо, с пластинки 1915 года:

Хороше исполнение, что и говорить. При этом весьма примитивный фортепианный аккомпанемент. Сабинин со смыслом слегка растягивает слово “никогда “. Он опускает второой куплет Чуевского и заменяет третий куплет на:


Звезда прошедших лучших дней,
Ты будешь вечно незабвенная
В душе измученной моей.

Большое спасибо В. Сабинину за возрождение романса и создание шедевра!

2. По непроверенным слухам, в годы запрета романса его осмеливались иногда петь С. Лемешев и И. Козловский. “Смелость” могла основываться на невозможности без них пригласить в Большой театр ни Сталина ни иностранные делегации. Вот исполнение Сергея Лемешева (1902-1977):

Милый, милый Сергей Яковлевич Лемешев. Я никогда толком не понимал, почему я склоняюсь больше к нему, чем к Ивану Семенычу Козловскому. Лемешев тоже выбрал из стихотворения только три куплета, опуская последний. Вот его вариант текста:

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.

Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней,
Ты вечно будешь незакатная
В душе тоскующей моей!

Сойдет ли ночь на землю ясная,
Звезд блещет много в небесах.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

В аккомпанементе у Лемешева высококлассный оркестр народных инструментов. В третьей и четвертой строках Лемешев пользуется мелодической вариацией. Не знаю заимствована она из булаховского первоначального варианта музыки или инициатива вокалиста.

3. Романс “Гори, гори, моя звезда” часто считают коронным номером Бориса Штоколова (1930-2005). Документальный фильм “Звезда Бориса Штоколова” начинается именно с этого романса. В комментарии к фильму есть такой текст: “Гори, гори, моя звезда…” – пел он в 60-е. “Гори, гори…” – звучало в 70-е. “Гори, гори…” – раздавалось с экранов в 90-е, и звезда всё горела на глазах нескольких поколений слушателей.” До Штоколова романс исполнялся, в основном, тенорами, считается, что Штоколов первым решился нарушить традицию. Вот одно из штоколовских исполнений:

Не скрою, это исполнение у меня восторга не вызывает. Оно грандиозно, но мне нехватает лиричности. Упор на вокал, а не на содержание. Для меня неоправданно звучит гигантское затягивание звука в первом и втором куплете на слове “ты”. Штоколов тоже поёт три куплета. Вот текст его варианта:

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.

Звезда любви, звезда волшебная,
Звезда моих минувших дней,
Ты будешь вечно неизменная
В душе измученной моей.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я – ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!

4. Любопытно, что в годы запрета романса попытку его возродить в 1944 году героически сделал Георгий Виноградов (1908-1980), каким-то образом выпустив пластинку с этом романсом. К Виноградову я отношусь с большим теплом. Исполнитель редких душевных-задушевных качеств. Вот запись (скорее всего с пластинки 1944 года):

Виноградов поёт в скромном сопровождении гитары. Вариант текста близок к штоколовскому. Только Виноградов поёт “Звезда прошедших лучших дней “, и “Твоих лучей неясной силою”. Так захотелось. И небольшая вариация мелодии в четвертой строке первого и второго куплета. Так тоже захотелось. Очень милое исполнение.

5. Теперь предложу вам исполнение Дмитрия Шведа (год рождения не обнародован). Баритон широкого диапазона. Окончил ГИТИС. Профессионально выступает, как певец, с 1992 г. Лауреат Международных фестивалей в Санкт-Петербурге (Флорида) и в Сан-Франциско (Калифорния). Специализируется на романсе вообще и гусарском романсе в частности. Прекрасно владеет акустической гитарой.

Исполнение без нажима, несколько замедленное, лиричное, мягкое и проникновенное. Не стану отмечать мелкие вариации текста. Ма’стерская и насыщенная аранжировка гитарного сопровождения, наверняка собственный аккомпанемент. Введенные Швецом в заключительной инструментальной вставке отзвуки “Двух гитар” смягчают драматизм – я не уверен оправдано ли это. Умело акцентировано в заключительном повторе “умру ли я, ты над могилою “. Хорошее, хорошее, достойное исполнение.

6. На мой взгляд, безусловно заслуживает внимание исполнение Николая Никитского (1921-1995). Никитский поёт все четыре куплета оригинального текста Чуевского, заменив только два слова.

Исполнение выразительное и очень четкое. Замечательна аранжировка фортепианного сопровождения. Никитский заставляет внимательно слушать. Отлично звучит “Но ты одна, моя прекрасная, горишь в отрадных мне лучах “. И ещё хочется назвать исполнение Никитского проникновенным. Приведу цитату: “Стиль исполнения, манера поведения на сцене, интеллигентность, удивительный контакт со зрителем, придавали ощущение праздника при каждой встречи с этим мастером. В одном из интервью Николай Никитский сказал: “Песню надо не просто спеть, а воплотить ее образное содержание, донести зрительскому залу душевное состояние песенного персонажа, поведать его историю, раскрыть характер”. Я думаю, исполнение Николаем Никитским романса “Гори, гори, моя звезда” хорошее этому подтверждение.

7. Не стану пропагандировать ограничений исполнительского творчества, но то, что сделал с этим романсом Юрий Шевчук (1957) – чистое безобразие. И хриплое надругательство. Не знаю из каких соображений. Для оригинальности, что ли? И в сопровождении какого-то нелепого, монотонного, якобы космического шума. Судите сами:

Юрий Юлианович Шевчук - советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер. Народный артист Республики Башкортостан. Ну и шут с ним.

8. Послушайте специфику исполнения Екатерины Юровской (1886-1949). Е. Юровская исполняла народные песни, песни композиторов-современников, но настоящей стихией и любовью певицы были старинные романсы, в исполнении которых она нашла свое истинное призвание. За сорок лет концертной деятельности певица дала не менее одиннадцати тысяч концертов. В своё время была необычайно популярна. Сохранилось много отличных записей.

В исполнении Екатерины Юровской хорошо заметны элементы “народной” исполнительской манеры. На здоровье. Ненавязчиво и мило. Небольшое нововведение в тексте “В твоих очах неясной силою. ..”.

9. Исполнение романса Златой Дзардановой (1973) примечательно не только тем, что она поёт все четыре куплета Чуевского, включая второй (а ведь это совершенно очаровательный куплет “Звезда надежды благодатная…”). Исполнение привлекательно и ненавязчивой лиричной задушевностью и собственным гитарным аккомпанементом и мягким прозрачным голосом певицы и симпатичной вариацией мелодии в начальных строках заключительного куплета.

https://gendelev52.files.wordpress.com/2013/10/gori-gori-moya-zvezda-dzardanova.mp3

Цитата: “Злата Дзарданова- певица новой формации. Ее стиль – фьюжн, представляющий собой смешение, взаимопроникновение различных музыкальных жанров. Русский классический романс, классика в современной обработке, электротанго, фолк, военные песни, неаполитанские песни, кантри, поп – музыкальный фьюжн-коктейль высшего качества.”

10. Следующее исполнение Татьяны Тугариновой (1925-1983) типичный пример академического стиля:

Здесь главное вокал. И цель достигнута. Проникновение в содержание и его передача слушателю на втором плане. А может ни на каком. Аккомпанемент превосходен. Татьяна Федоровна Тугаринова – Народная артистка РСФСР. Выпускница Московской консерватории по классу Нины Дорлиак. В течение 24-х лет (1956-1980) – солистка Большого театра. В составе труппы Большого театра гастролировала в США, Канаде, Японии, Германии и др., пела во многих оперных театрах страны, выступала с сольными концертами. В моей коллекции 19 записей романсов в её исполнении.

11. В связи со следующим исполнением я беру на себя солидную ответственность за оценку прошлого и предсказание будущего этого романса. Я думаю, что для получения истинного эмоционального восприятия этого романса можно было бы все остальные исполнения отправить глубоко в архив и оставить только одно это. Поёт Анна Герман (1936-1982):

Поистине “небесное”, непревзойдённое и непревзойдимое исполнение. Ничего более совершенного нельзя себе представить. Этот бесспорный шедевр исполнительского мастерства будет жить сотни лет независимо от политических систем, изменений культуры и любых достижений в освоении космоса.

Несколько слов из биографии: Анна Виктория Герман – польская певица (родилась в Узбекистане), звезда эстрады 1960-х - начала 1980-х годов, известна в основном как исполнительница песен на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском. Выступала в ГДР, ФРГ, ЧССР и СССР, гастролировала по США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Португалии, Италии, Венгрии, Монголии. Лауреат национальных и международных фестивалей в Монте-Карло, Висбадене, Братиславе, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Остенде, Сопоте, Ополе, Колобжеге, Ольштыне, Зелёна-Гуре.

И несколько слов самой Анны: «У каждого человека должна быть своя звезда. Моя звезда – песня.»

Ну вот, теперь мы знаем почти всё о “Звезде любви”. Остальное – когда долетим 😛 .

Предложения и похвалы по адресу [email protected] . Ругательства туда же.

Advertisements

«Гори, гори, моя звезда» приписывается некоторыми специалистами адмиралу А.В. Колчаку, однако многие скептически относятся к этой версии, поскольку романса и адмирала ничуть не совпадают. Более вероятно то, что Колчак, знаменитый мореплаватель и весьма романтическая натура, просто любил этот романс. Первоисточником напева, дошедшего до наших дней, является изначальная мелодия композитора Петра Булахова, однако романс получил новую жизнь перед Первой мировой войной, когда певец и композитор Владимир Сабинин значительно переработал мелодию и часть романса, записав его на пластинку в новом виде и выступая с ним на концертах.

До современных меломанов «Гори, гори, моя звезда» дошла именно в таком переработанном варианте.

С 1920 по 1930 годы романс запретили и исполнять, поскольку его считали белогвардейским. Только в середине 1940-х годов легендарные певцы И. Козловский, С. Лемешев и Г. Виноградов отважились включить его в свой репертуар, тем самым реабилитировав песню в глазах общества. В 1944 году свет увидела пластинка с исполнением романса Георгием Виноградовым и указанием авторства некоего Василия Чуевского. По словам Виноградова, такой ход был сделан с целью опровержения легенды об авторстве белогвардейца Колчака. Это была единственная причина, по которой Чуевский был указан автором романса – на самом деле он действительно был соавтором некоторых произведений Булахова, но, в , от издания «Гори, гори, моя звезда» его имя всегда упоминалось при публикации совместного творчества с другими авторами.

Путь и история романса

На протяжении долгих лет романс «Гори, гори, моя звезда» исполнялся исключительно тенорами, но эту традицию нарушил певец Борис Штоколов, спевший его басом и получивший огромный успех. Именно в исполнении Штоколова романс полюбился современным поклонникам данного жанра и обрел множество новых почитателей. Немалую лепту в его популярность внесла и полячка Анна Герман, записавшая его в Москве совместно с инструментальным ансамблем.

Помимо адмирала Колчака, авторство романса «Гори, гори, моя звезда» приписывали и знаменитому поэту Гумилеву.


История создания романса обросла множеством неправдоподобных легенд в связи с его запретом как «белогвардейского» в первые годы советской власти.

Благодаря запрету на исполнение и последующим комментариям «музыка и слова народные», история создания романса насчитывает несколько неправдоподобных версий. В частности, слова приписывают Н. Гумилеву и И. Бунину. В связи с популяризацией адмирала А. Колчака наиболее распространенная ошибочная версия приписывает создание романса именно ему, о чем заявляют даже историки. Возможно, это связано с «белогвардейским» подтекстом романса.
Авторство романса долгое время приписывалось совершенно разным людям. Но в силу того, что все эти люди были крайне нежелательны, то романс тоже побывал «в подполье».Но когда «добрались» до настоящих авторов, то вспомнили и о звездах.

Романс гораздо старше. Его написанию предшествовали два события. Первым было открытие планеты Нептун в сентябре 1846 года. Событие, безусловно, обсуждалось в российском обществе, тем более что Нептун открыли благодаря математическим расчетам. Во-вторых, в преддверии 700-летия Москвы власти объявили всевозможные творческие конкурсы, а дело шло к Рождеству, и упоминаемая не раз в песне звезда вполне могла ассоциироваться с рождественской звездой.

Сейчас не узнать, повлияло ли какое-либо из описанных событий на главный образ в романсе, написанном в то же время. Кстати, ни в каком конкурсе романс ничего не выиграл. Может быть, и не повлияло ни дно из перечисленных событий. Авторов сейчас установили точно: это русский композитор Петр Булахов и студент-юрист Владимир Чуевский. Этот творческий союз известен многими своими сочинениями. Но почему же именно романс «Гори, гори, моя звезда» оброс домыслами и долго был запретным?

Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.


Сначала – об авторе музыки. Петр Петрович Булахов родился предположительно в 1822 году (дата нуждается в уточнении), умер 2 декабря 1885 года. Имя его может быть многим знакомо по таким широко исполняемым в наше время романсам, как «Тройка мчится, тройка скачет», «Колокольчики мои», «Нет, не люблю я вас», «Не пробуждай воспоминаний», «Вот на пути село большое», «В минуту жизни трудную», «Выхожу один я на дорогу». Всего романсов около ста, но общее количество неизвестно. Существовала путаница – родной брат композитора тоже писал романсы, а инициалы у обоих были одинаковые.

Талант Булахова расцвел в музыкальной семье (чуть ли не все родственники были известными оперными певцами). Но судьба Петра Булахова – это цепь непрерывных тяжелейших лишений и испытаний. Нужда, невозможность зарегистрировать брак с любимой женщиной, родившей ему детей, поскольку ее законный муж не давал ей развода. Пожар, в котором сгорело все имущество, а также рукописи, которые все же горят. Болезнь, впоследствии приведшая к параличу.

Последние годы П. Булахов провел в подмосковном имении графов Шереметевых – Кусково. Там Шереметевы – поклонники творчества композитора – выделили ему небольшой дом. Его помнили при жизни, его помнили после смерти: романсы исполняли не только на сцене, но и буквально в каждом доме. На смерть П. Булахова откликнулись все крупные газеты, похороны взяла на себя Московская Консерватория, хотя к ней композитор не имел никакого отношения – с раннего детства из-за болезни обучался дома.

Об авторе слов – В. Чуевском – известно совсем мало. Да и высказываются еще сомнения насчет точного авторства – слишком долго в СССР романс был под запретом. В первых послевоенных изданиях нот и исполнениях романса могло даже значиться: слова и музыка народные или неизвестных авторов.

Еще об одном авторе этого романса хотелось бы упомянуть – это аранжировщик музыки и один из самых известных исполнителей романса Владимир Сабинин (1885–1930 годы). Именно благодаря его записям периода Первой мировой войны романс «Гори, гори, моя звезда» стал особенно популярен. И восприниматься уже стал однозначно: не о любви мирской здесь идет речь. На фоне военного времени, противопоставления жизни и смерти образ звезды получил более глубокое толкование. А в Гражданскую войну и напрямую образ звезды стали связывать с образом России.
Понятно, что речь шла об «утраченной России», понятно, что этот романс, в отличие от «Белой акации» («Смело мы в бой пойдем»), пелся исключительно теми, кто был на проигравшей стороне. И еще более понятно, почему авторство этого романса приписывалось поочередно И. Бунину, Н. Гумилеву и А. Колчаку.

По поводу последнего существовали сразу две истории. Первая – о том, что адмирал сам его написал. Вторая – о том, что он пел этот романс перед расстрелом.

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я – ты над могилою

Гори, гори, моя звезда!

Что касается авторства – то вопрос уже считается выясненным. А вот пел ли его адмирал Колчак перед своим расстрелом, узнать, видимо, уже не придется. Но именно из-за этих предполагаемых фактов, связанных с жизнью и смертью адмирала, романс стал очередным «врагом народа», считался белогвардейским и был запрещен на долгие годы.

Казалось бы, такая патриотичная тема, если Звезду в романсе рассматривать так, как ее сейчас принято рассматривать. Но – нет, иррациональный страх перед побежденными был сильнее. А если Звезда – это просто любовь, так и чего было запрещать? Значит – страх. А любовь к родине, получается, бывает правильная и неправильная, идеологически чуждая. А может, и земная любовь между мужчиной и женщиной бывает идеологически чуждой?

О чем бы не был этот романс, реакция властей доказывает только одно: искусство имеет некую силу. «Сегодня ты танцуешь джаз», «А завтра ты поешь романс», все одно «ты Родину предашь», поскольку петь полагалось положенное. Вечная подозрительность и недоверие к собственным гражданам, свойственные любому тоталитарному государству.

В СССР «вызволили» романс из небытия певец Георгий Виноградов в 1944 году и… американский фильм «Война и мир» 1956 года. «Shine, Shine, My Star» – так он звучит по-английски.

С тех пор началась новая жизнь, булаховский романс поют и на сцене, и в застольях, и даже в караоке. А как не петь – замечательный ведь романс. Необыкновенный. История у него, конечно, грустная, но без этого у нас не обходится никогда.