Музей, в который хочется вернуться. Музейные загадки

Абидова Дилора
НОД «Музей моего города»

Тема "Музей моего города "

Задачи :

Образовательные :

Расширять знания детей о музеях города Нягань .

Дать представление о назначении музеев .

Развивающие :

Развивать интерес к истории родного края.

Формировать бережное отношение к культурному наследию

Развивать умение составлять узор из двух элементов : квадрат и треугольник, сочетать в окраске два близких цвета : голубой с синим.

Воспитательные :

Формировать и активизировать словарь, вводить в речь новые слова и обороты (экскурсовод, музейный зкспонат , архитектурный ансамбль)

Воспитывать любовь к родному городу .

Методы и приемы :

- словесные : рассказ-беседа воспитателя, художественное слово;

- наглядные : показ слайдов «Виды музеев » , «Музейно – культурный центр » города Нягань ;

- практические : составление орнамента на шубе куклы

Игра-путешествие;

Видеофильм

Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :

игровая мотивация, словесные поощрения.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях о городе Нягань и его достопримечательностях.

2. Чтение художественной литературы о городе Нягань , чтение сказок народа ханты.

3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

4. Экскурсии : в краеведческий музей , вокруг сада.

5. Беседы о городе Нягань , о профессиях людей, которые живут и работают в г. Нягань.

6. Показ слайд - картин о городе Нягань , о Югорском крае.

Оборудование : компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр » города Нягань , «Виды музеев » ; видеофильм; приглашение на экскурсию; картинки с изображением народов ханты, кукла в шубе, раздаточный материал к аппликации (квадраты, треугольники, клей, салфетки.

Виды дифференцированного подхода :

1. По индивидуально-психологическим особенностям

По уровню достижения.

2. По организационной форме обучения

Фронтальная форма организации детей,

Индивидуальная работа с ребенком.

3. По форме оказания педагогической поддержки детям

Вспомогательные вопросы,

Сопутствующие указания, инструкции,

Частичный образец выполнения задания.

Ход занятия

Основная часть :

Сегодня, ребята, мы узнаем много интересного и нового о музеях .

Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. (На экране изображен конверт) .

Звуковое письмо. Загадка о музее .

Кто мне скажет, что такое музей ? (Ответы детей : музей – это место , помещение, где собирают и берегут старинные вещи; заботятся о них, показывают людям).

Ребята, а ведь мы были в музее на экскурсии (приложение) .

Кто проводил экскурсию в музее ? (Дети отвечают : экскурсовод)

Как называются вещи, которые находятся в музее ? (Ответы детей : экспонаты) .

Какие экспонаты вы видели в музее ? (Ответы детей) .

Первый слайд : в этом окне мы видели рога и зуб бизона, клык мамонта, зуб акулы.

Второй слайд : предметы народов ханты. Лампа, утюги, самовар.

Третий слайд : предметы охоты : капкан для медведя, капкан для рыбы, капкан для горностая, лодка.

Четвертый слайд : одежда и игрушки народов ханты : люлька дневная, куклы для девочек – Акань, Олень из клюва утки для мальчиков.

Гимнастика для глаз.

Ребята, после работы с ноутбуком надо сделать гимнастику для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть. (Повторить 3-4 раз) .

2. Быстро-быстро поморгаем так, чтобы не успело исчезнуть то, что мы видим. (Повторить 3-4 раз) .

3. А теперь глаза закрой и погладь руками,

Помечтаем мы с тобой о любимой маме.

Закрыть глаза и поглаживать веки подушечками пальцев. (Повторить 3-4 раз) .

4. Посмотри глазами вправо – раз, два, три,

Посмотри глазами влево – раз, два, три. (Повторить 3-4 раз) .

Посмотреть вправо – влево.

5. Пальчик к носу движется, а потом обратно,

На него посмотреть очень нам приятно. (Повторить 3-4 раз) .

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. (Повторить 3-4 раз) .

Ребята, все эти экспонаты музею подарили люди , которые занимаются раскопками, и обычные люди, жители нашего города Нягань .

Видео – ролик про дарителя музея Чипигину Веру Николаевну.

Ребята, какие вы знаете музеи ? (Ответы детей)

- Музеи бывают разные . (Слайды, рассказ воспитателя о видах музея и их назначении ).

Электронное письмо (конверт) . Приглашение с «Центра культуры ремесел малочисленных народов севера» на «Вороний праздник» .

Продуктивная часть :

Ребята давайте пойдем в гости, и приготовим в подарок открытку.

У вас на груди значок, посмотрите какого он цвета. Найдите значок такого же цвета на столе, пройдите в свою мастерскую.

Дети рассаживаются за стол, на котором лежат принадлежности для аппликации.

Ребята, посмотрите какая красивая шуба, она вся вышита орнаментом. (Показываю 4 картинки с изображением людей коренного населения ханты в шубах. Рассматриваем орнамент на одежде). Каждый орнамент имеет свое значение. Различают много видов орнаментов. Вот некоторые из них : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «щучьи зубы» , «человек на оленях» и другие (показываю орнаменты) . Сегодня мы познакомимся с орнаментом «щучьи зубы» .

Рассматриваем расположение орнамента на одежде куклы, образец на доске.

На опушке шубы изображены треугольники – орнамент «щучьи зубы» . На рукавах и в передней части изображены квадраты с треугольниками – это орнамент «Рога молодого оленя» . Сегодня мы будем использовать в своей работе орнамент «Щучьи зубы» и «Рога молодого оленя» .

Детям за каждым столом даю свое задание :

1 подгруппа детей : знак желтого цвета - украшаете опушку шубки;

2 подгруппа детей : знак зеленого цвета - украшаете рукава шубы;

3 - 4 подгруппы детей : знак красного цвета украшаете переднюю часть шубы.

Гимнастика для рук.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать (на каждое слово хлопки) .

Это Ваня (показывают большие пальцы,

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают) .

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы вытянуты из кулачка, покачивают указательными пальцами) .

А Сергей он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулака,

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы) .

А Никита хоть и мал, очень ловок (вывести мизинцы) и удал (выпрямляют все пальцы) .

А теперь, ребята, приступаем к работе.

При работе напоминаю детям о том, как надо аккуратно намазывать фигуры клеем, прижимать их салфеткой. (Помогаю детям индивидуально) .

Ваши подарки для музея готовы. Когда мы пойдем в музей на «Вороний праздник» , обязательно подарим эти открытки.

Ребята, вам понравились ваши открытки? (Ответы детей) .

Какой вид орнамента вы изобразили в своих работах? («Щучьи зубы» , «Рога молодого оленя» ).

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Ребята, я предлагаю организовать в группе выставку из ваших открыток. Завтра, когда мы пойдем на экскурсию в музей «Центр культуры ремесел малочисленных народов севера» , вы возьмете свои открытки в подарок.


Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Ах, растений много тут,

Многие из них цветут.

Есть в горшках, в теплицах есть.

Их количества не счесть.

К счастью, а не на беду,

Мы бывали в... (ботсаду)

Все экскурсии ведет

Человек - ... (экскурсовод)

С рюкзаками и палаткой

Класс идет наш по порядку.

Песни дружно все поем,

На привале чай попьем,

Испечем в костре картошку.

Развеселый мы народ,

Подустали лишь немножко,

Утомил нас всех... (поход)

По городу едем

И их наблюдаем.

Места, что нам ценность

Собой представляют.

То могут быть парки, музеи культуры,

А может быть памятник архитектуры.

Как называются, знаешь ли ты,

Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

Мы «Щелкунчика» смотрели,

Сцена, занавес блестели.

Все актеры так играли -

Обо всем мы забывали.

Лишь не видно было крыс

Из-за бархатных... (кулис)

В театре все иначе называется:

«Антракт», «партер» с трудом запоминаются.

Зовутся «занавесом» бархатные шторы,

А люди, что играют, те - ... (актеры)

Одеваются актеры и рисуют разный грим.

В этой комнате удобно и комфортно очень им.

Зеркала здесь, стул и полка.

Эта комната -... (гримерка)

В этой клетке лев и львица,

А вон в той живет куница,

Рядом в клетках обезьянки.

Мы гуляли в... (зоопарке)

Большой экран и громкий звук,

Не видно лиц, не видно рук.

Нет света, в зале так темно.

Всем классом мы пришли в... (кино)

Демонстрация достижений

Искусства иль увлечений -

Культуры, науки, кино -

Название будет одно. (Выставка)

В театре меж собою делят акты

Те перерывы, что зовут... (антракты)

Есть она и в школе тоже,

С театральной очень схожа.

Все спектакли непременно

Нам показаны на... (сцене)

В цирке яркий свет мигает,

Громко музыка играет.

Музыканты и маэстро

Называются... (оркестром)

Небо в звездах прямо днем

С классом только здесь найдем.

Люди тут, и мал, и старый -

Все приходят в... (планетарий)

В планетарии мы были,

Будто в космос угодили.

Интересней места нет -

Видели мы пять... (планет)

А еще, я не совру,

Посмотрели на... (луну)

Да, не зря мы ездили,

Увидели... (созвездия)

То, что нам не видно глазом,

Что с Земли не рассмотреть,

Тот прибор покажет сразу,

Нужно только посмотреть. (Телескоп)

Говорят, что чем эта планета,

Горячее планеты нету.

И стало известно мне,

Что она ближе всех к Земле.

Блестит планета не в меру,

Ведь белого цвета... (Венера)

В Солнечной системе планеты

Не сыщешь больше, чем эта.

Планета из газа эта,

Твердых поверхностей нету.

Кольца ее окружают,

А планету-то как называют? (Юпитер)

Эта планета

Красного цвета.

Здесь есть пылевые бури,

Гейзеры и пески,

Моря, полярные шапки

И даже материки.

В честь бога войны названа.

Ну, кто же, скажите, она? (Планета Марс)

От Солнца первая планета эта.

И я скажу вам без секрета,

Планеты просто меньше нет ее,

Зато вот кратеров на ней полно.

Еще она быстрее всех вращается.

Узнали? Как планета называется? (Меркурий)

Состоит лишь из газа планета,

Ее удивительней нету –

Плоские кольца ее окружают.

Что за планета? Кто угадает? (Сатурн)

Клоуны нас два часа смешили,

А собаки вальс собачий закружили,

В купол акробаты поднимались.

Где, скажите, мы сегодня оказались? (Цирк)

На арене бегемот

Открывал квадратный рот.

Хлеб кладет, как будто в ковшик,

Бегемоту... (дрессировщик)

Поднимают их под купол,

Словно на веревках кукол.

Над залом зрительным парят,

Как будто бы и впрямь летят.

Прыгают, качаются,

Вокруг себя вращаются. (гимнастов)

В воздух он мячи кидает.

Знаем точно: все поймает,

Не уронит ни один,

В цирке он такой один. (Жонглер)

По канату он идет,

Не боясь, что упадет.

Без страховки не сорвется.

Любят все... (канатоходца)

Кроликом вдруг лента стала,

Шляпа бабочек полна.

Просит зал: «Еще! Нам мало

Волшебства и колдовства».

Получается все просто,

Нету к мастеру вопросов.

Он давно не ученик,

Он - хороший... (фокусник)

Что необычного в здании цирка?

Столы вместо кресел? Иль в куполе дырка?

Да нет же! Смотрите, здесь чудная сцена!

Она круглой формы! Что это? (Арена)

Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный... (балет)

Здесь картин полным-полно,

Приходите все в нее.

И художников аллею

Посмотрите в... (галерее)

Долго, долго собирались,

Торопились, снаряжались.

Взяли термосы, палатку,

Чтобы в ней спалось нам сладко.

Котелок и спички тоже,

И еще еды положим.

Ничего мы не забыли,

Все забрали мы. И вот,

В путь далекий снарядились

И отправились в... (поход)

Собрала я для похода

Хлеб, картошку, спички, воду.

Только в этот узелок

Не вместился... (котелок)

Наступила ночь в походе,

Нынче спим мы на природе.

Звезды в небе появились,

Мы из озера умылись.

Крепким будет сон и сладким,

Очень нам тепло в... (палатке)

Мы с собою на дорогу

Не хотели бы брать много:

Книгу, спички, котелок,

Пару шапок и чулок...

А еще конфет, подушку

И любимую игрушку...

Вроде бы не много так,

Но не входит все в... (рюкзак)

Мы вокруг него сидели,

Песни под гитару пели,

На углях пекли картошку,

Всем досталось понемножку.

А потом пошли мы спать,

Его пришлось нам заливать. (Костер)

В театре этом давно не секрет,

На сцене куклы - артистов нет.

И ими рулит кукловод,

И будет доволен народ.

Куклы маленькие, большие,

Пузатые, добрые и смешные...

На пятом ряду мы сидели,

С восторгом спектакль смотрели...

А теперь я хочу, чтобы вы мне сказали,

В каком же театре мы все побывали? (Кукольном)

Здесь мы многое узнали,

Разных лошадей видали...

Дали им поесть овса.

Это быль - не чудеса.

Даже ездили верхом,

Был поход на... (ипподром)

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина

Музеи всегда привлекают своей таинственностью и духовной связью с историей. Произведения искусства разных эпох и течений, гениальные авторы, древние реликвии и до сих пор неразгаданные тайны ежегодно манят сотни тысяч посетителей. Дон Вайлдман, ведущий телешоу «Музейные загадки» на развлекательном телеканале о путешествиях Travel Channel, изучает загадочные памятки культурного и исторического наследия. В поисках неординарных историй он колесит по всему миру, чтобы создать уникальный видео экскурс по самым интересным и увлекательным местам планеты. В шоу «Музейные загадки» он посетит известные музеи в Америке, попытается раскрыть исторические тайны и своими глазами увидит объекты, о которых говорит весь мир! А в декабре Дон продолжит свое увлекательное путешествие в рамках нового шоу «Монументальные секреты», отправится в и познакомит зрителей с историей и легендами самых удивительных памятников, расположенных в , и . Предлагаем вам вместе с Доном отправиться в познавательное путешествие и узнать о самых загадочных музеях и старинных экспонатах, тайны которых до сих пор не разгаданы.

Самый загадочный музей мира

Лувр, безусловно, не только один из самых известных музеев в мире, но и один из самых загадочных. Его коллекция включает экспонаты периода зарождения древних цивилизаций и восхищает туристов со всего мира. До сих пор никто доподлинно не знает, откуда произошло само название музея. По одной из версий оно возникло от древнесаксонского слова «lower» - «крепость», по другой - как-то связано со словом «loup» - «волк», и это не удивительно, ведь Лувр построили на болотах, которые тогда были буквально заполонены волками. Еще одной загадкой музея является скульптура выставленной здесь Венеры Милосской. Историки до сих пор гадают, кто же автор этого произведения искусства и почему у скульптуры нет рук? Бытует мнение, что монумент изначально мог быть создан без этих частей тела, с другой стороны – возможно, мраморная богиня держала в руках что-то ценное... Одни исследователи утверждают, что в ее руках было зеркало, другие считают, что это было покрывало, которым она прикрывалась. В последнее время наиболее популярна история про французского посланника в , который якобы сумел раскрыть эту загадку. Он побывал у семьи Буттониов, глава которой в свое время нашел Венеру. Его уже пожилой сын ответил, что в руках у Венеры было яблоко!

Это предположение произвело настоящую сенсацию: непривычный разворот плеч Венеры, сложная поза совсем не вязались с яблоком в руках. Кроме того, для столь сложной греческой статуи яблоко несло бы скорее библейский характер.
На остров, где была найдена богиня, снаряжали не одну экспедицию, но поиски ничего не дали и никаких рук там не нашли. С другой стороны, эта невероятная история дала волю и фантазию активистам, которые создают различные модели рук и присылают их в Лувр. Иногда работники музея даже устраивают фотопоказ Венеры с руками, но удивительно то, что ни одна из моделей рук все же не подходит этой статуе.

Самая таинственная картина

«Плачущий мальчик», пожалуй, не только одна из самых таинственных, но и одна из самых известных картин в мире. Автор этого шедевра испанский художник Джованни Браголин. С первого взгляда картина абсолютно безобидна, на ней изображен маленький мальчик в слезах. При ближайшем же рассмотрении можно заметить, что мальчик не выглядит сильно расстроенным или обиженным, зато в его глазах виднеется злоба. Существует легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности, настоящих эмоций и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички, в то время, как мальчик до смерти боялся огня. Малыш плакал, а отец рисовал его эмоции на полотне. Однажды ребенок не выдержал и в страхе закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц мальчик умер от пневмонии, а вскоре тело художника было найдено в его же сгоревшем доме рядом с чудом уцелевшей в пожаре картиной. На этом печальная история могла бы закончится, если бы в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», и самое удивительное – огонь даже не повредил их. До сих пор при одном только взгляде на картину становится не по себе.

Самый необычный механизм когда-либо созданный

В небольшом посёлке Каг в находится настоящее произведение искусства, которое носит название «Мировая машина». В 1958 году Франц Гзельманн, сын бедного фермера, увидел большую модель атома на Всемирной Брюссельской выставке. Железная скульптура «Атомиум» сразу стала символом мирного использования атомной энергии и буквально заворожила Франца. Он приобрел модель скульптуры такого атома и н задумал свой собственный проект, которому в итоге посвятил 23 года своей жизни, используя в качестве материала металлолом, подручные железяки и детали с рынков подержанных вещей.

Франц строил свою странную штуковину вокруг модели атома, добавляя колокола, часы, вентиляторы, конвейерные ленты, свистки, цепи и даже ксилофон. Его проект в итоге был завершен, конструкция длиной 6 м и высотой 3 м представляла собой сложную механическую систему, состоящую из самых различных компонентов. Даже в наши дни эта конструкция способна поразить воображение любого, с другой стороны, ее можно назвать самым странным механизмом, когда-либо созданным в мире. Дело в том, что никто так и не знает, для чего по задумке автора предназначалась эта машина! Он скрывал своё творение от семьи, пока оно не было почти полностью закончено, а затем он неожиданно умер, так и не раскрыв секрет предназначения «Мировой машины». Детали этой конструкции работают на 25 электродвигателях и выполняют разные кинетические процессы: дрожание, раскачивание, вращение, а также воспроизводят светозвуковые эффекты. В настоящее время существует множество теорий о том, почему Гзельманн посвятил лучшие годы своей жизни строительству этой сумасшедшей машины. Хотя точных ответов на вопросы еще не найдено, но до сих пор «Мировая машина» является одним из самых странных проектов в истории человечества. Хочется верить, что с помощью этого механизма Франц хотел показать и открыть самые сокровенные и скрытые дверцы человеческой души.