О чем говорит мне эта картина? Картина «Офелия» Милле в Японии.

Офелия (1851-52), Галерея Тейт, Лондон

На своем знаменитом полотне Миллес запечатлел тот момент, когда Офелия, наполовину погруженная в воду, поет. Из трагедии Шекспира "Гамлет" мы знаем, что девушка сошла с ума от того, что принц Гамлет, которого она любила, убил ее отца, Полония. Безумие привело Офелию к смерти.
Миллес начал писать эту картину в 22 года, как многие молодые люди его возраста, он буквально бредил бессмертной пьесой Шекспира. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом.
Для сцены смерти Офелии Миллес выбрал живописный речной уголок (художник с юмором вспоминал, что сам едва не утонул, работая над этим полотном). Фигуру девушки Миллес писал уже после того, как закончил речной пейзаж, - в мастерской в зимние месяцы. Натурщица, Элизабет Сиддел, позировала художнику, лежа в ванне с теплой водой. К сожалению, позирование обернулось для Элизабет ухудшением здоровья: однажды отказали лампы, которыми подогревали воду в ванне, и у девушки обострилась мучившая ее чахотка.

Прерафаэлиты принципиально использовали белую основу. Приступая к творческому процессу, они покрывали небольшие участки холста белой краской и писали по ней, пока она не просыхала. Правда, Миллес пользовался этим приемом только на тех фрагментах холста, где писал пейзаж. До сих пор не до конца понятна техника Миллеса, однако известно, что вначале он наносил на холст точный рисунок будущей картины, а затем брался за краски. Художник не закрашивал белой основой те участки, где позже появлялись живописнейшие цветы.
Самым сложным для Миллеса в создании этой картины было изобразить наполовину погруженную в воду женскую фигуру. Писать ее с натуры было довольно опасно, но техническое мастерство художника позволило ему совершить ловкий трюк: написать воду на пленэре (работа на природе постепенно входила в практику живописцев с 1840-х годов, когда впервые появились масляные краски в металлических тюбиках), а фигуру - в своей мастерской.

John Everett Millais. Ophelia (1851-1852)


..."Офелия" или "Смерть Офелии" — картина английского художника Джона Эверетта Милле, завершённая им в 1852 году. В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира "Гамлет".

В 1852 году Милле создал "Офелию", которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. Не сразу, но она заставила даже самых ярых критиков идей Братства убедиться в безусловном таланте художника и правоте Рёскина.

Милле воспроизвёл сцену, которая описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем как о несчастном случае:

Где ива над водой растет, купая
В воде листву серебристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Ее держало, как русалку.

Мгновение между жизнью и смертью - таким может быть первое и довольно поверхностное прочтение картины.


Автопортрет Элизабет Сиддал (1854), позировавшей для Офелии.


Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца. В психоаналитической реальности каждый мужчина, завоевывая женщину, должен символически убить ее отца. То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце. Если рассматривать события пьесы как театр внутренних, психических переживаний, то поступок Гамлета - это первый шаг к тому, чтобы завоевать ее сердце. И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной.

Художник показал Офелию в смерти, но показал так, что картина откровенно красива, хотя и очень необычна, от нее трудно оторвать взгляд; специалистам же в ней очевидны еще и несколько новаторских художнических приемов.

Так, вопреки общепринятому методу написания подобных работ, Милле сначала занялся фоном и проработал на пленэре пейзаж у реки Хогсмил, в графстве Суррей, проводя за набросками большую часть дня.

Фигура Офелии дописывалась позже и тоже с натуры. Моделью для Офелии была 19-летняя Элизабет Сиддал — самая, пожалуй, известная муза прерафаэлитов. Она позировала художнику в оловянной ванне, вода в которой подогревалась пламенем свечей.

О картине и символах

Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии. Работая над картиной, Милле по 11 часов делал зарисовки с натуры; в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника.

Художник оставил полные юмора воспоминания об этом процессе:

"В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться."

Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал:

"Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в "Офелии""

Согласно записи от 31 марта, живописцу осталось только "нарисовать юбку… на что, я думаю, не потребуется больше одной субботы"


Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение. С их помощью Милле рассказывает историю своей героини. Так, ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. Анютины глазки символизировали безответную любовь, фиалки, украшающие шею Офелии, считались символом верности, целомудрия, а также безвременной смерти. Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками.

Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам.

Милле писал картину долго, сначала - пейзаж, затем, уже отдельно - Офелию. Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп. Однажды лампы погасли, но Милле был так увлечен работой, что не заметил этого. Элизабет заболела, и художнику пришлось оплачивать услуги доктора, чтобы продолжить работу.

Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. Нет его и на картине: время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет. Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти - эта красота вечна.

Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине… в образе дерева. Казалось бы, ива - это женский символ, но здесь это корявое, грубое дерево, оно подобно друиду и выглядит зловеще.. Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить.

У нее есть точка опоры. Почему же Офелия этого не делает? Почему она не хватается за отношения с мужчиной? Почему между смертью и "маленькой смертью" (наслаждением) она выбирает первое? Одну причину видят в том, что Гамлет пассивен: он поддержит ее, если Офелия сама протянет руки, но первым не предлагает помощь.

А вторая причина - в смертоносном нарциссизме Офелии. Мы видим контраст прекрасного гармоничного мира, который окружает Офелию, ее собственной идеальной красоты и страшного, корявого дерева, которое пугает и отталкивает своей грубой реалистичностью.

Офелия отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти - того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным. Умирая, она стремится вернуться в рай, в материнскую вселенную (погружение в воду в нашем бессознательном и означает слияние с матерью), где будет законсервирована ее красота и нетронутость.

Некоторые исследователи полагают, что в правом углу картины спрятано изображение черепа.

Сюжет

Из шекспировского «Гамлета» Милле не нашел сцены лучше, как гибель Офелии. Сошедшая с ума девушка, не дождавшаяся любви принца и потерявшая отца, сплела венок и предала себя воле волн. Искаженное лицо, сведенные судорогой руки, растрепавшиеся волосы и разметавшиеся цветы — таков образ агонии.

Несколько дней Милле писал по частям пейзаж, выбрав место у реки Хогсмилл, в графстве Суррей. При этом неизвестно, был ли художник точен в часах. По всей видимости, он писал в течение нескольких дней каждый раз в разное время суток, а затем «склеивал» этюды в мастерской.

Вот как Милле описывал свои впечатления от пленэров: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».

Для Офелии позировала 19-летняя Элизабет Сиддал, для которой было специально куплено старинное расшитое платье. Девушка терпеливо лежала в ванне, которую подогревали лампами. Есть история, что однажды одна из ламп перегорела, Элизабет замерзла и заболела туберкулезом. Однако есть версия, что Сиддал болела и до позирования. Как бы то ни было, Милле пришлось оплатить лечение.

Элизабет Сиддал

Каждый цветок в венке Офелии не только выписан так, что ботаник не придерется, но еще и наделен средневековым символизмом. (Правда, тут надо оговориться, что в Викторианской Англии уже мало кто помнил эту «цветочную азбуку»). Так, лютики — символ неблагодарности, инфантилизма; ива — отвергнутой любви; крапива — боли; маргаритки — невинности; розы — любви и красоты; фиалки и незабудки — верности; адонис — горя.

Контекст

Джон Эверетт Милле был одним из основателей братства прерафаэлитов. Объединенные этим красивым словом авторы — причем не только живописцы, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п. — полагали, что искусство Викторианской Англии зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям, то есть к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. До конца неясно, почему на роль основателя академизма был выбран именно Рафаэль, а не, скажем, или .

Восстав против Королевской академии художеств, определявшей лицо британского искусства, они выступали против условности «образцовых» произведений. По их мнению, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, не скованной обрядностью. Видимо поэтому они вольно трактовали евангельские сюжеты, отступая от принятых композиционных и колористических канонов. Правда, зрителям не все было понятно. Например, почему привычный им Иисус вдруг превратился в «рыжеволосого еврейского паренька, как написала критика о картине «Христос в родительском доме».


«Христос в родительском доме» (1850)

В качестве тем прерафаэлиты предпочитали сюжеты со скрытой драмой. Особенно о неразделенной или отвергнутой любви. Обращаясь к историческим сюжетам, прерафаэлиты старались быть максимально точны в изображении костюмов. Конечно, они не проводили дни напролет в архивах, но, например, во время путешествий в Италию копировали фрески, с которых потом брали материал для своих полотен.

Старые мастера, которым поклонялось братство, не знали того, что в XIX веке было само-собой разумеющимся в живописи: перспектива, свето-теневая лепка лица, пропорции тела. И прерафаэлитам, желавшим смотреть на мир, как это делали художники до Возрождения, надо было все это забыть. Однако, конечно, эта была абсолютная утопия.

Прерафаэлиты выбирали в качестве моделей друзей или родственников. На их картинах нет вымышленных или случайных лиц. Настаивали они и на необходимости писать только с натуры. Пейзажи требовали от живописцев выносливости. Шутка ли, сидеть или стоять часами под палящим солнцем, дождем или ветром?! Вероятно, поэтому пейзаж довольно быстро был оставлен.


«Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле

Критика писала, что декларируя следование правде и приверженность простоте природы, прерафаэлиты на самом деле «рабски имитируют художественную неумелость». Несмотря на это, братству удалось сформировать новый стиль жизни и новый тип женской красоты.

Просуществовали прерафаэлиты недолго. Вскоре после признания публикой братство распалось, и ни одна попытка воссоединения не увенчалась успехом.

Милле был гением — в Королевскую академию художеств его приняли в 11 лет, и это при том, что уроки рисования он начал брать лишь за два года до того. Проведя восемь лет как прилежный живописец, в 1848 году на одной из выставок Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Именно им принадлежит идея организации братства прерафаэлитов.


Поначалу критика — и, как следствие, отсутствие заказчиков — не беспокоила Милле. Все изменилось после женитьбы на Эффи Грей. Кстати, Милле увел ее у Джона Рескина. История эта достойна мелодрамы. После 5 лет брак Грей и Рескина так и не был консумирован. Это, а также супружеская неверность Эффи, стало причиной развода и последующей женитьбы с Милле.

Новобрачным нужно было на что-то жить, и тогда Милле начал писать быстро и продаваемо. Это означало отречение от идеалов прерафаэлитов, что вполне неплохо окупалось примерно по 30 тыс. фунтов в год. На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.

«Офелия» или «Смерть Офелии» — картина английского художника Джона Эверетта Милле, завершённая им в 1852 году. В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет».

Это полотно, выставленное в Королевской Академии художеств в 1852 году, было далеко не сразу оценено современниками.

Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке. Как говорят могильщики в пьесе, «смерть ее темна. Когда бы не приказ от короля, лежать бы ей в земле неосвященной».

Милле воспроизвёл сцену, которая описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем как о несчастном случае:


« Где ива над водой растет, купая

В воде листву сребристую, она

Пришла туда в причудливых гирляндах

Из лютика, крапивы и ромашки,

И тех цветов, что грубо называет

Народ, а девушки зовут перстами

Покойников. Она свои венки

Повесить думала на ветках ивы,

Но ветвь сломилась. В плачущий поток

С цветами бедная упала. Платье,

Широко распустившись по воде,

Её держало, как русалку. »


На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду.

Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с Распятием Христа, а также нередко интерпретировалась, как эротическая.

Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.


Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики— символ неблагодарности или инфантилизма, плачущая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность.

Плакун-трава в правом верхнем углу картины — «персты покойников» Шекспира, или пурпурные цветы (англ. long purples) в другом переводе.

Шекспир, говоря об этом растении, подразумевал, вероятно, внешне схожее, но не родственное плакун-траве растение, — ятрышник мужской из семейства орхидных.

Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки — символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Моделью для Милле была 19-летняя Элизабет Элеонор Сиддал, британская художница, поэтесса и натурщица.

Эта девушка стала музой для многих живописцев, ее можно увидеть на картинах Данте Габриэля Россетти, Уолтера Хоуэлла Деверелла, Уильяма Холмана Ханта.

Ее называли феноменом XIX века, ведь, родившись в простой семье, она смогла стать одной из самых известных фигур викторианской эпохи, вдохновившей многих художников Братства прерафаэлитов. Кроме того, Элизабет была единственной женщиной среди художников, участвовавших в выставке прерафаэлитов в 1857 г.

Со своим будущем мужем, художником и поэтом Данте Габриэлем Россетти, Элизабет познакомилась незадолго до позирования для картины Милле. Она оказала большое влияние на творчество Россетти, стала для него музой, ученицей, моделью и возлюбленной. Однако семейное счастье было недолгим.

Элизабет позировала Милле в наполненной водой ванне.

Возможно, эта история закончилась бы благополучным выздоровлением и о ней бы после никто не вспомнил, но дело в том, что основным средством лечения на тот момент был лауданум - препарат, содержащий опиум. Во врачебной практике того времени эта было достаточно распространенным методом.

И без того слабое здоровье девушки было подорвано применением опасного препарата, по свидетельствам современников, Лиззи была больна туберкулезом. Кроме того, опиум вызвал наркотическую зависимость, и через несколько лет девушка скончалась от передозировки лауданумом. Это случилось через 2 года после ее свадьбы.

Смерть Элизабет Риддал стала такой же загадкой, как и гибель Офелии, до сих пор не известно точно, случайно ли она приняла слишком большую дозу лауданума или сделала это сознательно. Из-за этой ошибки, стоившей ей жизни, она повторила трагическую судьбу литературной героини, в образе которой она 10 лет назад позировала для полотна Милле.

В 1852 году английский живописец Джон Милле завершил работу над картиной «Офелия». Она стала пятой в его послужном списке и выполнена в духе нового направления - прерафаэлизма. Полотно было выставлено в Лондоне в Королевской Академии художеств. Однако современники не сразу оценили гений мастера. Познакомимся с особенностями стиля и творчества художника. Каков сюжет и символизм картины? И где она находится сегодня?

Живописец-новатор

Джон Милле является одним из самых крупных английских живописцев, основателем Братства прерафаэлитов. Родился и вырос в Саутгемптоне (Англия) и уже в 11 лет поступил в Академию художеств. Милле был самым юным студентом. К 15 годам он уже великолепно владел кистью. Двумя годами позже участвовали в академических выставках и были признаны лучшими.

Библейские мотивы и женские образы, широко использовавшиеся Милле, переосмысливаются и представляются в ином, «неканоническом» свете. Все это легло в основу нового направления в английской живописи - прерафаэлизма. Однако после женитьбы художнику пришлось отойти от этой техники. Семья требовала большего материального дохода. Поэтому Милле стал портретистом и пейзажистом. Его состояние достигало 30 тысяч фунтов в год.

Самыми известными работами являются картины Милле «Офелия» и «Спелая вишня». Последняя не просто пользовалась большим успехом у любителей искусства, но и стала предметом подражаний и копий.

Прерафаэлизм

Название нового направления в английской живописи 19-го века уже заведомо отсылает обывателей в эпоху флорентийских художников раннего Возрождения. Они предшествовали Рафаэлю и Микеланджело. До появления прерафаэлитов британское искусство развивалась «по четкому указанию» Академии художеств. Братство же, в которое входили Данте Россетти, Джон Милле, Мэдокс Браун, Артур Хьюз и другие, явило живописцев-революционеров. Они намеренно отходили в своих работах от условности «образцовых», религиозных и мифологических произведений. Их решением было писать с натуры. Для этого в качестве моделей они приглашали родных, друзей, своих возлюбленных. Более того, прерафаэлиты уравняли отношения художника и модели. Теперь образ королевы было позволено писать с продавщицы, а образ Девы Марии - с сестры или матери. Никаких ограничений фантазии!

Сначала новое направление в живописи было принято тепло. Однако после представления картины Милле «Христос в родительском доме» на прерафаэлитов обрушился шквал негодования и суровой критики. Живописца обвинили в излишней натуралистичности и отступлении от религиозного канона. Ситуацию сгладил выдающийся в то время критик и искусствовед Джон Рёскин. Он высказал мнение о том, что новое направление может стать основой для создания величественной школы живописи. И его мнение было принято обществом. Однако, несмотря на все старания критика, Братство все же распалось. Романтический дух и увлечение Средневековьем - это все, что объединяло художников.

Сюжет

В основу картины «Офелия» лег сюжет шекспировской пьесы «Гамлет». Из него следует, что Офелия была юной красавицей. Она горячо любила принца Гамлета. Но, узнав о том, что он убил ее отца, сошла с ума. Поддавшись смятению, девушка утопилась в реке. Могильщики, выловив тело, сразу поняли, что смерть темная и отпевать священнику утопленницу нельзя. Но Королева, мать Гамлета, представляет все, как несчастный случай. Будто юная дева, пытаясь украсить иву цветочными венками, случайно упала в реку. Именно эту версию действия и использует Милле в картине «Офелия».

Он изображает героиню после падения в реку, когда она венки свои «повесить думала на ветках ивы». Девушка поет горестные песни, ее взгляд и руки устремлены в небо. Одни критики увидели в этом библейский мотив распятия Христа, другие же усмотрели эротический намек. Художник изображает медленное погружение Офелии в воду. Происходит угасание жизни на фоне цветущего, яркого пейзажа. В лице героини полное смирение с участью: ни паники, ни страха, ни отчаяния. Смерть неизбежна, однако создается впечатление, что время остановилось. Живописцу Милле удалось поймать и запечатлеть мгновение между жизнью и смертью девушки.

Другое название картины - «Смерть Офелии».

История создания

В биографических источниках отмечается, что живописец проводил по 11 часов у мольберта. Местом для работы Милле выбрал у реки Хогсмилл. Такая погруженность в творческий процесс объясняется критиками стремлением Милле утвердить основные принципы прерафаэлизма в британском искусстве. Одним из них было точное изображение природы. Даже цветы выписаны художником с ботанической достоверностью.

После создания пейзажа Милле приступил к созданию образа Офелии. Такой подход к написанию картины был нов для классического искусства, так как обычно художники уделяли меньшее внимание пейзажу. Моделью стала молодая девушка Ей было тогда всего 19 лет. Позднее она прославилась как поэтесса, живописец и натурщица прерафаэлитов, а также возлюбленная Данте Россети.

Во время работы в студии Милле заставлял девушку долгое время лежать в ванне. И хотя вода в ней подогревалась специальными лампами, Элизабет сильно простудилась. Она даже выслала художнику рецепт врача на 50 фунтов. Кроме того, художник приобрел для модели старинное платье с цветочной вышивкой стоимостью 4 фунта.

Символизм

Картина «Офелия» за счет доминирующего изображения природы, разноцветья наполнена символическим смыслом. Так, например, «причудливые гирлянды», которые по сюжету сплела героиня, состоят из лютиков - символа инфантилизма. Склонившаяся над девушкой плакучая ива олицетворяет собой отвергнутую любовь. Маргаритки несут смысл невинности, а крапива - боли и страдания. Розы на картине традиционно выступают символом красоты и нежности. Ожерелье из фиалок и незабудки на берегу говорят о верности. А плавающий возле правой руки Офелии цветок адониса символизирует горе.

Выставка в Москве

Немало любопытства и восторга вызывают и сегодня художники-прерафаэлиты и их картины. «Офелия» и многие другие шедевры знаменитого Братства составили великолепную экспозицию. 11 июня 2013 года она открылась для посетителей в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.

Британская выставка, по словам организаторов, получилась более изящной, полной по сравнению с ее предыдущей презентацией в Вашингтоне. В Государственном музее представили 86 картин (из музейных и частных коллекций). Среди них работы на исторические сюжеты, пейзажная живопись и женские портреты.

Для экспозиции было отведено четыре зала, которые, к слову, никогда не оставались без посетителей. Особый интерес вызвали шекспировские образы. Именно в этом разделе картин прерафаэлитов «Офелия» занимала центральное место.

Также к организации были приурочены литературный проект - сборник "Поэтический мир прерафаэлитов" - и образовательная программа для детей и взрослых.

Продление экспозиции

Британскую выставку в Москве посетили почти 300 тысяч человек. И поток любителей искусства не прекращался до последнего дня. По просьбам посетителей вместо 22 сентября днем закрытия было объявлено 13 октября.

Кураторы выставки отмечали, что такое продление стало удачей. Экспозиция проходила в летние месяцы, когда многие москвичи уезжали в отпуск. Изменения позволили привлечь большее внимание и посетителей к такому знаковому мероприятию.

«Офелия» в Японии

Британский Совет сразу уточнил, что Москва не последняя точка «путешествия» выставки Викторианского авангарда. Дальше ее встретила Страна восходящего солнца. И на этот раз были представлены лишь 60 работ английских мастеров акварели. Картина «Офелия» Милле в Японии также была в их числе.