Описание картины И. Е

Описание картины Репина «Портрет Пирогова»

В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин захотел нарисовать его портрет.
Николай Пирогов любезно согласился на его предложение, несмотря на плотный график празднований.
Портрет Н.
И.
Пирогова был написан Репиным за пару месяцев до смерти известного хирурга, в мае 1881 года.
Благодаря таланту и своеобразию личности портретируемого, автору работалось очень легко и быстро.
Для создания и полного завершения портрета понадобилось всего три появления Николая Пирогова.

На темном фоне картины очень контрастно выделяется седая голова и слегка красноватое лицо хирурга.
Торс слегка раскрыт, но руки сжаты на груди.
На нем темный костюм и белая рубашка.
Лицо спокойное, но в то же время сосредоточенное.
Губы сжаты, взгляд слегка прищурен, но от него исходит какое-то тепло.
Весь его образ пропитан мудростью и добротой.

Глядя на картину, видно, не только семидесятилетнего мужчину, а великого врача, основателя военно-полевой хирургии, знаменитого ученого, гуманиста и просто хорошего человека.
Автор наделил картину не только цветовой гаммой, но и психологическим смыслом.
Хотя цвета на первый взгляд кажутся скудными и неброскими, но глубина их смысла безгранична.

Илья Ефимович Репин считается мастером портрета и, глядя на портрет Николая Перова с этим нельзя не согласиться.
Точность и легкость мазков, реалистичность взгляда и простота притягивают взор и заставляют впасть в некую задумчивость.
По одному только портрету можно многое узнать о самом человеке, о его внутренних качествах.
Такой талант воплощения дан не каждому, а Илья Репин заслужил его по праву и делился своим умение со все миром.

Фрагмент картины Яна Массейса «Веселая компания», 1564 год

Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому - артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое - ринофима, заболевание носа. Врач АЛЕКСЕЙ ВОДОВОЗОВ делится предположительными диагнозами.

Первое медицинское описание заболевания, уродующего мелкие суставы, относится к концу XVIII века. Тем не менее, есть основания полагать, что европейцы познакомились с ревматоидным артритом как минимум на пару веков раньше. Существует гипотеза, что заболевание, причина которого до сих пор неизвестна, было завезено из Нового Света. Самые древние останки с характерными поражениями суставов кисти и стопы обнаружены в штате Теннесси на территории США, датируют их предположительно 4500 г до н. э.

Предполагается также, что ревматоидный артрит может иметь трансмиссивную природу, что могло бы объяснить самую настоящую эпидемию этого недуга, поразившего европейцев в эпоху Возрождения. Выходит также, что первичным очагом была Фландрия, один из наиболее активных контактеров с Новым Светом. Именно на картинах фламандских художников раньше всех появляются персонажи с характерными изменениями суставов кисти.

Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.

Питер Пауль Рубенс «Три грации», 1638 год

Например, его последняя жена Елена Фурман, на которой художник женился 1630 году (ей тогда было 16 лет), позировала для «Трех граций» (1638 г). Если внимательно присмотреться к рукам граций, можно заметить характерные изменения, свидетельствующие о наличии ревматоидного артрита.

То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г)

Симптомы заболевания присутствуют на картинах другого фламандского художника, Якоба Йорданса (1593-1678). Так, у служанки, запечатленной на заднем плане на холсте «Семья Йорданс в саду» (1621 год), вполне можно предположить ревматоидный артрит.

Якоб Йорданс «Семья Йорданс в саду», 1621 год

Однако такие персонажи можно найти и у более ранних фламандцев, например, на картинах Яна Госсарта (1479-1541) по прозвищу Мабюз, Юстуса ван Гента (вторая половина XV века), и даже Яна ван Эйка (1385-1441), что отодвигает начало эпидемии ревматоидного артрита, если таковая действительно имела место, максимально близко к временам судьбоносных путешествий Колумба.

Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:

Ян ван Эйк «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436 год

Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532, Национальный музей, Брюссель, Бельгия. Характерная деформация пальцев - у мужчины слева.

В своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать».

Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.

Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.

События следуют в хронологическом порядке . В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.

С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.

Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?

Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.

В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.

Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.

В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

Великий хирург Н. И. Пирогов, автор атласа «Лицо больного», был уверен и доказывал на практике, что любое заболевание отпечатывается на лице. Зная, как выглядят эти «отпечатки», лишь по лицу можно достаточно точно определить болезнь. Подобным образом действовал знаменитый русский терапевт Г.А. Захарьин, который безошибочно ставил диагнозы, основываясь исключительно на анализе внешности пациента.

В Корее, Китае, Тибете тоже широко распространена диагностика на основании тщательного анализа лица и внешности в целом, и есть даже несколько школ, предлагающих собственные системы для такого анализа.

В самом деле, мимика, симметрия, визуализация особенностей кровоснабжения могут многое рассказать специалисту о состоянии человека, не говоря уже о серьезных патологических процессах.

Именно поэтому столь любопытно изучать наследие былых эпох: скульпторы и художники вольно или невольно передали нам целый пласт данных о заболеваниях, характерных для определенных регионов и эпох. Очень богато и ярко они нашли отражение в живописи и в меньшей степени – в скульптуре.

Мы можем делать выводы о темпах развития медицины в разных культурах и распространенных в то время болезнях. Так, на барельефах Древнего Рима и Египта находят реалистичные изображения процесса родов и родового оборудования, а на палермских фресках XV века можно увидеть больных проказой. На картинах периода средневековья изображено огромное количество страдающих, раненых и умирающих людей. Кроме того, на них можно увидеть множество заболеваний, распространенных и в наше время. Таким образом, картинные и скульптурные галереи дают специалистам интереснейшее поле для изучения.

Питер Гюйс «Извлечение камня безумия», XVI в.

Чего не увидит на этих картинах обычный человек, но заметит медик?

Мы можем проследить, как распространялись те или иные заболевания в определенный отрезок времени. К примеру, в эпоху Возрождения появились картины, герои которых имели изменения кожи, характерные для сифилиса. В некоторых странах Восточной Европы аналогичные мотивы можно обнаружить в скульптурных композициях. В то же время и чуть позднее на многих полотнах можно увидеть лица с чертами, характерными для синдрома Дауна, из чего можно сделать вывод, что это заболевание было достаточно распространено.

Анализ работ швейцарских портретистов XV–XIX веков свидетельствует о непрекращающейся «эпидемии» зоба в тех краях и позволяет установить, что женщины страдали им почти в два раза чаще, чем мужчины. И действительно, в то время в регионе был серьезный дефицит йода.

Вообще, заболевания щитовидной железы отражены в работах многих мастеров, творивших в разное время в разных странах. Для примера приведем одну из известных картин П. Рубенса «Портрет Сюзанны Фоурмент».

А еще на этой и многих других картинах мастера можно увидеть людей, страдающих заболеваниями суставов, – подагрой, ревматоидным артритом, ревматической лихорадкой. По дошедшим до нас сведеньям, многие болезни двигательного аппарата тогда уже умели диагностировать, но далеко не все и не всегда точно, а эффективных способов борьбы с ними почти не знали.

Мастер и сам страдал от болезней суставов, из-за которых ему все труднее было творить. Те же недуги мучали и его моделей – обратите внимание на пальцы «Трех граций». Вдобавок у модели, изображенной справа, можно заподозрить рак молочной железы – она деформирована, сосок втянут и увеличены лимфоузлы под мышкой.

На фрагменте триптиха «Жертвователи» Яна Госсарта (XVI в.) и многих картинах Ван Эйка (XV в.) изображены люди с деформированными суставами, поэтому можно сделать вывод, что эпидемия ревматоидного артрита началась значительно раньше, чем принято считать.

Ян Госсарт «Жертвователи», середина XVI в.

Страдал от заболевания суставов и великий Микеланджело – деформированные конечности видны на его прижизненных портретах, в возрасте старше 60 лет. Есть основания предполагать, что причиной был остеоартроз, хотя сам мастер считал, что у него подагра. Однако на кончиках пальцев отсутствуют характерные для подагрического артрита тофусы. Скорее всего, изменения суставов носили дегенеративный характер.

По мнению некоторых медиков, знаменитый Давид (точнее, позировавший для него натурщик) Микеланджело страдал пупочной грыжей. Сейчас флорентийцы обследуют другие скульптуры мастера: если у них обнаружатся аналогичные признаки, можно будет сделать вывод, что скульптору позировал один и тот же человек. С точки зрения медицины эта информация бесполезна, а вот искусствоведы и археологи скажут флорентийским врачам огромное «Спасибо».

Как видно по предыдущим примерам, из картин и скульптур можно почерпнуть много информации, даже если мастера прошлого не задавались целью намеренно изображать какие-либо недуги или интересные медикам состояния.

Возьмем, к примеру, «Страдания Иова» Джованни Баттиста Ланджетти (XVII в.). На картине видны утолщенные ногтевые пластины, отходящие от ногтевого ложа (онихогрифоз), а на коленях, локтях, кистях и стопах – узловатые серо-розовые высыпания. Тут мы вспоминаем, что, согласно легендам, Иов страдал проказой.

На картине «Раскаянье апостола Петра» Джованни Ланфранко (XVII в.) святой изображен с пустулами на носу.

Болезни тела и…

Если говорить об автопортретах, которые многие мастера писали с определенной периодичностью, можно проследить, как прогрессировало у художников то или иное физическое или психическое заболевание.

Особенно ценны картины, выполненные в духе реализма. Так, на картине Матиаса Стомма «Поклонение младенцу» на волосистой части головы и лбу одного из пастухов визуализируется невус сальных желез Ядассона.

На портрете российского императора Павла І работы С. Щукина (XVIII в.) отчетливо виден седловидный нос.

А у персонажа картины «Косолапый мальчик» (XVII в.), которая принадлежит кисти Хусепе де Риберы, очевиден дефект развития. У этого художника немало картин, изображающих калек и людей, страдающих психическими заболеваниями.

Отличался в этом смысле и знаменитый Питер Брейгель Старший: по картинам художника можно ставить точные диагнозы его натурщикам. Только на одной его знаменитой картине «Слепые» есть и увечные люди, и страдающие лейкомой, и с атрофией глазного яблока.

На картине Э. Мунка «Наследственность» запечатлен ребенок с врожденным сифилисом

А вот картина Роберта Флери (XVIII век), изображающая приезд знаменитого доктора Пинеля в Сальпетриер, врач предстает перед нами в окружении пациентов, страдающих психическими заболеваниями. На картине Пинель «освобождает помешанных от оков» – доктор практиковал революционный в то время метод лечения, он снимал с умалишенных цепи, в которые те были закованы.

А на этих средневековых гравюрах мы можем видеть работу стоматолога и ампутацию нижней конечности с последующим прижиганием культи. На картине XVIII века изображено «врачевание копьем».


А вот прокаженный, который подходит к воротам Иерусалима, и картина чумы, свирепствовавшей в Лондоне.


Картина «Больная водянкой» Герарда Доу (XVII в.) тоже посвящена болезни, а не запечатлена случайно: на ней врач посещает женщину, страдающую от избытка жидкости в организме, к чему обычно приводит почечная или сердечная недостаточность. Эта же картина рассказывает кое-что о диагностике, распространенной в те годы. Жидкость в колбе, которую рассматривает врач – это моча. В то время часто ставили диагнозы, основываясь на её оттенках, и лишь через много лет начали дополнительно оценивать состояние кожи, считать пульс, производить полный осмотр больного.

Мастера и ремесленники

Пристального внимания заслуживают и медицинские атласы прошлого – в XVIII–XIX веках они были столь наглядны и точны, что вполне достойны упоминания наряду с живописными работами и скульптурами известных мастеров.

Вот, к примеру, иллюстрация из атласа XIX века, которая демонстрирует, как изменилось внешность молодой женщины после заболевания холерой.

А вот иллюстрации к «Основам оспы» – трактату XVII–XVIII вв., написанному японским медиком.

И восхитительный полноцветный анатомический атлас, который был выпущен в середине XVIII ст.


Болезни, о которых раньше не знали

На известной картине «Обнаженная Батшеба» кисти Рембрандта (XVII в.) на левой груди сидящей женщины отчетливо видны изменения, характерные для опухоли либо послеродового мастита. Известно, что модель умерла через 9 лет после того, как была написана эта картина, «от серьезного истощения». Как мы знаем, рак в то время не диагностировали.

Таким же недугом, возможно, страдала и модель, с которой Микеланджело ваял «Ночь» для усыпальницы семьи Медичи. Левая грудь женщины так деформирована, что многие искусствоведы считали это скульптурным дефектом. И лишь в XX веке стало очевидно, что грудь, вероятно, инфильтрирована раком, что передано в скульптуре очень подробно, вплоть до нездоровой кожи вокруг груди.

На картине Мазаччо «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», по всей видимости, изображены люди, страдающие полиомиелитом.

А на «Портрете старика с внуком» Д. Гирландайо (XV в.) видим пожилого мужчину, страдающего ринофимой.

На картине «Союз Земли и Воды» П. Рубенса можно разглядеть плоскостопие и деформацию плюсневой кости.

А вот «Спящему Амуру» Караваджо досталось «по полной», ведь цианоз ушей и губ, отечные щеки, воспаленные суставы, желтая кожа, впалая грудь и положение головы могут являться признаками ювенильного ревматоидного артрита и сердечной недостаточности.

О самих творцах и их любимых моделях

Диагносты из Джорджтаунского университета заявляют, что Рембрандт, вероятно, страдал атеросклерозом. Такой вывод они сделали, изучив его автопортрет 1659 года, на котором видна белая дужка в левом зрачке, указывающая на переизбыток холестерина в крови. Утолщенные сосуды, просматривающиеся на этом и других автопортретах, могут быть признаками атеросклеротического поражения.

А вот автопортрет К. Брюллова. На нем мы видим грустного усталого человека с бледным сероватым лицом – такой оттенок кожи характерен для пациентов, страдающих инфекционным эндокардитом. И воспоминания современников подтверждают, что у живописца было больное сердце.

Кстати, о Брюллове. Его знаменитая «Всадница», вполне вероятно, страдала митральным пороком сердца, о чем косвенно свидетельствуют точеная фигура, блестящие волосы и вишневый румянец – следствие выделение гистаминоподобных веществ.

Вероятно, не могла похвастаться хорошим здоровьем и модель, с которой писал свою «Неизвестную» Н. Крамской. Пучеглазость в сочетании с блеском и припухлостью век – признак гипертиреоза. Им же можно объяснить слишком легкую для зимы одежду, ведь болезнь вызывает повышенную потливость.

Очень интересно внимательно рассмотреть и музу С. Боттичелли – Симонетту Веспуччи, красоту которой воспевала вся Флоренция. Бледность, припухшие веки и деформированные пальцы ног, которые можно увидеть на картине «Рождение Венеры», – признаки туберкулезного артрита в начальной стадии. И действительно, Симонетта умерла в 22 года во время эпидемии туберкулеза.

Случаи заболевания чахоткой довольно широко представлены на полотнах живописцев разных веков. Так, например, на автопортрете Амедео Модильяни отчетливо виден специфический румянец и утончившиеся черты лица. Художник действительно страдал туберкулезом, от которого он и умер.

То же самое можно сказать об «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандта – яркий румянец женщины может быть признаком туберкулеза. Возможен также митральный порок сердца.

А вот портрет писателя Писемского кисти И. Репина. Хотя на первый взгляд он выглядит бодро, при внимательном рассмотрении видно, что под глазами у него мешки, лицо обрюзгло, уголки рта опущены, волосы на лбу влажные. Сидит человек грузно, напряженно. И в самом деле – Писемский страдал депрессиями, был очень впечатлителен и с годами даже стал галлюцинировать. Его неврастения прекрасно визуализируется на этом портрете.

И несколько слов о портрете, вокруг которого споры не утихнут никогда, – о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. На правой кисти красавицы отчетливо видна липома, а в уголке глаза заметна ксантелазма.

«Ставят диагнозы» и моделям, позировавшим для современных художников. Весьма известное полотно Э. Уайетта «Мир Кристины», написанное в середине XX века, позволяет предположить, что модель, жена художника, перенесла когда-то полиомиелит, хотя в документах нет информации о таком диагнозе. Правда, теперь специалисты склоняются к тому, что у женщины была наследственная моторно-сенсорная нейропатия.

Интересно, что по картинам мы можем делать выводы о состоянии самих художников, даже если это не автопортреты. Так, Э. Мунк создал четыре варианта «Крика» как раз в тот период, когда оказался на пороге психиатрической лечебницы.

А по полотнам П. Ренуара можно проследить, как мастера одолевал артрит. В последние годы он писал, не держа кисть в руках, а привязывая её, потому что пальцы отказывались ему служить.

П. Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892 год

П. Ренуар «Прогулка», 1906 год

А М. Врубель, по всей видимости, был дальтоником – так объясняют искусствоведы и врачи отсутствие ярко-зеленого и ярко-красного оттенков в цветовой гамме, которую он использовал. Утверждение, конечно, спорное, но им же можно объяснить, к примеру, немного потустороннее сочетание оттенков в его картинах «Сирень» и «Пан».

Основатель импрессионизма Клод Моне после операций по поводу катаракты стал видеть одним глазом ультрафиолет, и это немедленно нашло отражение в его картинах. Для примера возьмем известнейшие «Водяные линии» – именно так, с оттенками лилового, видел эти цветы мастер.

О скульптурах и не только

На интересные мысли наводит скульптура известного художника XVIII–XIX веков Луиса Давида (автор – Ф. Рюд). Известно, что его лицо пострадало от удара меча и повреждения лицевого нерва. Однако изучение этой скульптуры и биографии художника позволяет предположить неврому либо гранулему. Возможно, художник придумал историю с ранением – она звучала «мужественно» и вызывала уважение, а вот признание в нервном недуге могло испортить репутацию.

Сегодня при медицинском колледже Нью-Йорка работает целая «исследовательская клиника» под началом профессора Вейсмана. Он собрал огромное количество изображений глиняных фигурок, которые майя и ацтеки клали в могилы. По ним ученый делает выводы о физических недостатках и болезнях, которыми страдали люди в то время. Археологи предполагают, что эти фигурки играли роль современного медицинского заключения о причине смерти.

Например, мать, которая держит на руках ребенка. У малыша открыт рот, что наводит на мысль о высокой температуре и связанном с ней воспалении. У женской фигурки скрючены ноги – можно предположить, что причина кроется в недостатке кальция, вызвавшем размягчение костей. Фигурка мужчины с распухшим животом, человек со сломанной рукой, мальчик с изогнутым хребтом…

Руки на многих скульптурах О. Родена тоже наводят на мысли о различных повреждениях и деформациях. Так, правая «Сжатая рука» имеет несколько болезненную позицию, которая может быть проявлением болезни Шарко-Мари-Тута, а у модели левой руки в прошлом, возможно, были переломы пястных костей.

Как видим, в картинах и скульптурах до нас через века дошла уникальная информация, и с развитием науки это наследие оказывается всё более интересным и многогранным. Чем больше развивается человечество, тем осознанней и глубже оно может всматриваться в прошлое. Это значит, что со временем нас ждет еще больше неожиданных и важных открытий.