Описание степи в повести «Тарас Бульба. Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

Прочитайте фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» и ответьте на вопросы в форме сочинения.

1) Какие черты Петербурга отмечает повествователь?
2) Какой образ города при этом возникает?
3) Проанализируйте приёмы, которые помогают в создании художественного впечатления.
Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток! Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавши вчера, как муха, с шоколадом, вылезает, с метлой в руке, без галстука, и швыряет им черствые пироги и объедки. По улицам плетется нужный народ: иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. Русский мужик говорит о гривне или о семи грошах меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с довольно разительными жестами, но никто их не слушает и не смеется над ними, выключая только разве мальчишек в пестрядевых халатах, с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках, бегущих молниями по Невскому проспекту. В это время, что бы вы на себя ни надели, хотя бы даже вместо шляпы картуз был у вас на голове, хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего галстука, — никто этого не заметит.

1.1.3. Сопоставьте приведённый фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» с фрагментом из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Рассказ в этих произведениях ведётся от лица повествователя. Какие сходства и различия (в отношении к предмету рассказывания, в манере речи) есть у этих повествователей?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» со стихотворением английского поэта Вильяма Давенанта (1606−1668) «Песня» в переводе Марины Бородицкой. Попробуйте найти сходства и различия между ними, обращая внимание на то, как изображаются в этих стихотворениях «вчера» и «сегодня», как используются мотивы природы и быта.


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..

Н. В. Гоголь «Шинель»

*****************************

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?., боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!., и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Зимний утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин, 1829

Песня

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Ты ночь спала, моя любовь,

Зачем же спать и днём?

Уже воспел свою морковь

Разносчик под окном,

Судачат девы у ворот,

Торгует хлебопёк,

Малец хозяину несёт

Начищенный сапог...

Воспрянь! Уж завтрак на столе:

Лепёшки ждут, мой свет,

Овсянка жидкая в котле -

Её полезней нет.

А коли портит аппетит

Тебе вчерашний хмель,

Отлично силы подкрепит

С утра целебный эль.

Вильям Давенант

Пояснение.

1.1.3. Тема «маленького человека» звучит в русской литературе со времен Пушкина и Гоголя. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин не может противостоять гусару Минскому в борьбе за свою дочь. По−настоящему жалок гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, всю жизнь копивший на шинель, не способный даже прошение свое генералу высказать, настолько сильно боится он «сильного мира сего». В отличие от Башмачкина, превратившегося в подобие человека, Самсон Вырин - человек с чувством собственного достоинства, Пушкин наделяет его возможностью говорить об обидчике Минском, тем самым обличая того, кто социально выше его. В приведенных отрывках описания героев наполнены подлинным гуманизмом. Отличие в том, что Пушкин не только сочувствует своему герою, но и открыто признается в симпатии к нему, так как видит его лучшие человеческие качества.

1.2.3. Оба стихотворения повествуют об утреннем пробуждении. В обоих присутствует образ пробуждающейся женщины. Однако нетрудно заметить, насколько разные эти стихотворения. Если у Пушкина поэтически возвышенная, красочная картина утра, то у Давенанта несколько бытовое повествование об утреннем пробуждении. Английский поэт перечисляет все действия, которые необходимо совершить утром:

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Разве сравнимо это с пушкинским:

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Описание вчерашнего дня у Пушкина столь же образно, как и утро, сосредоточено на описании природы: «мутное небо», «мрачные тучи», «луна, как бледное пятно». У Давенанта вчерашний вечер - лишь воспоминание о «вчерашнем хмеле» - бытовое опять преобладает.

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе

В оформлении материала использована картина Федора Мюллера (ГТГ)

Б. А. ЛАНИН, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»

ПОВЕСТЬ Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» в 6 классе

Программа «Литература. 5-9 классы» отводит на изучение повести «Ночь перед Рождеством» 5 часов.

Методическая подсказка.

Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем. В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.С. Пушкин написал сразу по прочтении:

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

Долгое время в разговорах о Н.В. Гоголе был несправедливый крен в сторону реализма. Например, в академической «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм. Движение к реализму», написанное печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В.Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.

Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько

Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает второй сборник «Вечеров».

Предложите ученикам вспомнить: - Как мы называем повествование, которое ведет «подставной» автор? (Сказ)

«Издателем» книги назван «пасичник Рудый Панько». Поясните, что «рудый» - это рыжий.

Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.

Читаем прекрасный пейзаж, которым открывается фрагмент повести в учебнике.

Что нового вы узнали на первых страницах? (замечательные байки, неожиданные сравнения)

Что означают новые для вас слова? (ученики обращаются к сноскам в учебнике. Сносок довольно много, не застряньте на них. Русским школьникам не обязательно нужно знать украинские диалектные слова…)

Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (обычно отвечают отрицательно, ведь все слова были известны. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)

Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.

Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело – Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. Его воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверьев, то ли услышал от других рассказчиков.

Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?

Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.

Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.

Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.

Домашнее задание:

Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.

Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

Учитель обращается к классу:

Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в труба и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил…

Когда случаются неожиданные вещи, которых не ждешь в этой ситуации, люди невольно улыбаются, а иногда смеются, порой - громко и заразительно. Вы не раз засмеетесь над ситуациями из повести «Ночь перед Рождеством». Но давайте сначала разберемся, что же такое чувство юмора и почему люди смеются.

Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите ее со своими учениками. Предложите им записать определение, которое дается в этой статье. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников сами:

«Чувство юмора – это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».

Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.

Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это – есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!

Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять наличие или отсутствие чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.

И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?

Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар подставному рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».

Гоголь говорил: «Смех – великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный – как связанный заяц».

Домашнее задание:

Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.

Урок 3. Вакула и Оксана

В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.

Расскажите, где застает Вакула Оксану, когда приходит к ней в хату. Чем занята Оксана? (Вакула застает Оксану в «серьезный» для девушки момент: она прихорашивается перед зеркалом. – Чудная девка! – прошептал вошедший тихо кузнец, - и хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!)

Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та относится к Вакуле снисходительно)

В чем проявляется их отношение друг к другу?

Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать ‘черевики, которые носит царица’и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: ‘Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете’)

С каким настроением уходит Вакула от Оксаны? Прочтите фрагмент от слов «"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!" И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца... » до слов «- Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: "Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами". - "Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!"

Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, - проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. - Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно»:

Что предпринимает Вакула для того чтобы выполнить условие Оксаны?

С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше…»

Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что его сил не хватит, чтобы достать черевички, вот он и идёт сначала к Пацюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом)

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чертом. Он, кажется, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах»

Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом

Урок 4. В поисках черевичек

Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».

Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!»

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. "Боже ты мой, сколько тут панства! - подумал кузнец. - Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше".

Его слова прерваны были вопросом черта: "Прямо ли ехать к царице?" "Нет, страшно, - подумал кузнец. - Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью чрез Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними".

Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.

Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! - сказал кузнец, подошевши близко и отвесивши поклон до земли.

Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе?

Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев)

С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила урезать самостоятельностью запорожцев и быть с ними построже во всех отношениях)

Найдите описание дворца. На какие детали обращает внимание Вакула? («сени» - великолепные, лестница – «жаль ногами топтать», железа для перил ушло «рублей на пятьдесят», «Сколь ни удивительны эти малевания, но эта медная ручка еще больше достойна удивления»).

Каким вам кажется это описание – забавным, точным, отвлеченным, восторженным?

Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин)

Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?

Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (вопрос кузнеца был невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем – о черевичках)

Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился)

Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что попросту тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним)

Домашнее задание

Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?

Урок 5. Веселое возвращение домой

Итак, кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички самой царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?

Обсудите это в классе.

Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.

Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?

Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Конечно, Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.

Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.

В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».

Программа литературного образования МИРОСа предлагает изучать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени.

В блоке «Эпос» изучаются произведения, с которых начинается литература разных народов: поэма Гомера «Илиада», «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве». При изучении этих произведений внимание учащихся было сосредоточено на особенностях эпического стиля, на тех чертах, которые характерны для героического эпоса разных народов: Древней Греции, средневековой Франции и Руси. Анализ повести Гоголя логично завершает этот блок программы (в процессе работы с текстом учащиеся могут убедиться в правоте слов В.Г. Белинского: “Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип”). Внимание, которое уделяется на уроках анализу стиля Гоголя, обусловлено ещё и тем, что сам писатель придавал этому очень большое значение. Повесть была написана в 1835 году и напечатана в сборнике «Миргород». Во втором томе своих «Сочинений» (1842) Гоголь дал повесть в иной, значительно переделанной и расширенной редакции, которая отличалась от первой более тщательной стилистической отделкой и редакционными изменениями текста. В текст повести был включён также ряд новых эпизодов и положений (в результате вместо девяти глав получилось двенадцать, существенно изменился общий смысл повести).

Ю.Манн в своей книге о Гоголе приводит следующий эпизод: “Иван Панаев, молодой петербургский литератор, зашёл как-то к своему бывшему учителю Василию Ивановичу Кречетову. Кречетов преподавал русскую словесность в благородном пансионе при Петербургском университете.

Это, батюшка, такое явление, это, это, это... сам старик Вальтер Скотт подписал бы под этим «Бульбою» своё имя... У-у-у! Это уж талант из ряду вон... Какая полновесность, сочность в каждом слове... Этот Гоголь... да это чёрт знает что такое - так и брызжет умом и талантом...”

По программе МИРОСа в седьмом классе учащиеся знакомятся с историческим произведениями: романом Вальтера Скотта «Айвенго», повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова». Изучение «Тараса Бульбы», появившегося в то же время, что и повесть Пушкина и поэма Лермонтова, позволяет продолжить разговор о жанре исторического романа (повести, поэмы).

С равнивая произведения, учащиеся размышляют о том, почему повесть Гоголя нельзя назвать исторической, в чём особенность изображения истории в «Тарасе Бульбе», что именно интересовало писателя в том далёком прошлом, которое он показал в своём произведении. “Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать, - писал Гоголь Срезневскому, - нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями... Эти летописи похожи на хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены”.

Воссоздавая на страницах повести эпоху героического прошлого своей родины, Гоголь исходил из следующего положения: “Историк не должен искать в них (малороссийских песнях) показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии” (статья «О малороссийских песнях», сб. «Арабески»). Предлагаемые ученикам задания, как нам кажется, помогут проанализировать особенности стиля Гоголя, рассмотреть как художественное целое его повесть, где он “вывел перед нашим взором этих гордых и воинственных казаков... вывел со всеми их достоинствами и родимыми пятнами, храбростью, с чувством братства и товарищества, но в то же время и множеством предрассудков, жестокостью, а подчас и странной логикой умозаключений” (Ю.Манн).

Задание № 1

Дополните фрагменты статьи В.Переверзева «О стиле Гоголя» примерами из повести Гоголя.

В стиле Гоголя легко различаются две струи, которые проходят через всё его творчество. С одной стороны, речь мерная, закруглённая, торжественная. Кажется, ни у кого больше из русских писателей не встретишь такой мерности и торжественности, как у него. Эта речь звучит как стройные аккорды музыки… Такой стиль… достигает особой колоритности в «Тарасе Бульбе». Содержание этого стиля сводится к тем литературным приёмам, которыми изобилует эпическая народная поэзия и малорусская дума.

1) …излюбленный народной поэзией оборот тавтологии , повторения одного и того же слова или одной фразы в целях усилить впечатление:

Особенно характерны именно те обороты, где повторяется целая фраза:

2) Фигура лирического отступления. Такими отступлениями богата малорусско-казацкая поэзия:

3) Иногда лирические отступления принимают форму лирических обращений автора к его героям - стилистический приём, часто встречающийся в народной поэзии:

4) Эпическое сравнение . Сущность оборота заключается в том, что, сравнив описываемую вещь с другой, художник так увлекается предметом, взятым только для сравнения, описывает его с такими подробностями, что он уже не поясняет, а заслоняет сравниваемую с ним вещь:

5) Сравнение периодическое . Оно отличается от эпического большей гармонией: всё сравнение заключено между двумя точками; предмет, привлечённый для сравнения, с какими бы подробностями ни рисовался, не поглощает описываемого, потому что этот последний включён в главное предложение, между тем как вся обрисовка предмета, взятого для сравнения, даётся в предложениях придаточных:

6) Особый вид эпитета. …Во-первых, сложный эпитет , полученный путём соединения прилагательного с существительным, который так часто встречается у Гомера:

Во-вторых, эпитет восклицательный , который, кроме Гоголя, кажется, ни у кого не встречается в русской литературе:

7) Чрезмерное увлечение… употреблением гиперболы .

В начале статьи сказано: “с одной стороны”. Какие черты стиля других повестей Гоголя можно противопоставить описанной во фрагменте линии?

Задание № 2

Прочитайте два фрагмента статьи И.Золотусского.

I. «Тарас Бульба» не мог бы явиться на свет, не будь «Слова о полку Игореве». Всё сближает эти два великих творения русской литературы - и поэтическое напряжение слова, и исторический момент, который выбран авторами, и боль за целостность Руси. «Слово о полку Игореве» - слово о поражении русского войска и урок, извлечённый из этого поражения. «Тарас Бульба» - слово о гибели Тараса Бульбы и его сыновей, о поражении запорожского войска, о возвышающей смерти, про которую можно сказать: “смертию смерть поправ”.

И «Слово…», и «Тарас Бульба» созданы наперекор распре, междоусобице и имеют одну святую задачу - собрать силы Руси (она же - полк, воинство, семья), помирить её внутри неё самой и призвать на великие дела. И тут и там видна государственная идея, автор - поэт, но автор - и человек, чувствующий свою ответственность за честь и судьбу родины. Гоголь в новой редакции «Тараса Бульбы» не просто поэт, но и певец во стане русского общества.

Природа в «Тарасе Бульбе» вопрошает человека, человек вопрошает природу. И меж собой - как в поэме о походе Игоря - перекликаются, помня друг о друге, воины. “Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё козацкая сила?” - вопрошает Тарас. И неколебимо единодушен ответ казаков: “Есть ещё, батько, порох в пороховницах; ещё крепка козацкая сила; ещё не гнутся козаки!”

Как и автор «Слова…», Гоголь не зритель на битве, не сторонний присутствующий, а сын и брат казаков, их соотечественник, который не может молчать, видя их неразумие или грозящую им опасность: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!” “Козаки, козаки! - окликает он своих героев, - не выдавайте лучшего цвета вашего войска!” Дух Гоголя летает среди битвы, он взмывает, как степная чайка, над полем сражения, вьётся, хочет защитить своих.

И так же брезгуют казаки дорогими оксамитами, дерут их на онучи, топчут в грязь золотое шитьё, как и воины «Слова…». И так же пирует битва в «Тарасе Бульбе», так же льётся вино - кровь воинов, и печаль автора переносится в русские города и веси, где, как сказано в «Слове…», “жёны русские восплакались” и “стенание пронеслось по Русской земле”.

Сечь возмущают раздоры, как и князей Древней Руси. Спорят между собой старшины, казаки, полковники. Слишком дорого приходится платить за это несогласие. Гибнет, оставшись без полка, Остраница. Разделённое надвое войско запорожское (одна часть ушла вслед за татарами, другая осталась под стенами Дубно) ослабевает, поле под крепостью усеивается казацкими головами. Тёмное предчувствие, как некое затмение , веет над чубатыми казацкими головами, когда Сечь отправляется в поход. “Взглянул Тарас на небо, - пишет Гоголь, - а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну, будет кому-то пожива!” Природа подаёт казакам намёк на их грядущие несчастия. Вот почему воле провидения, исторической логике, которая будто бы подчинена соотношению сил на поле битвы, Тарас должен противопоставить силу и волю духа, идеи - в данном случае идеи товарищества. Для него эта идея выше идеи судьбы.

Вот отчего речи Тараса полны пылающего восторга. Слишком сильны в них интонации самого Гоголя.

Эти речи Тараса вынимают лучшее из сердец запорожцев, они овладевают как старыми умудрёнными сердцами, так и “молодыми жемчужными душами” (образ, повторяющий один из образов «Слова…»). Они проносятся над рядами казаков как слово витии, лиризм которого вызван к жизни подвигом запорожцев.

Гоголь верит в колдовскую силу слова, в слово, которое способно собрать, “сзывая равно всех на святую молитву”, а главное, сделать так, чтобы весь “миллион народа в одно время вздрогнул”.

II. Носителем слова в повести являются поэт-автор и поэт-герой. Его несут в народ и певцы-бандуристы, на которых часто ссылается Гоголь в «Тарасе Бульбе». “Густое, могучее слово” Тараса отдаётся в их песнях, “и пойдёт дыбом по всему свету слава и всё, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон…”

Огненной речью Тарас добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, которые выставляют против Бульбы ляхи, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце.

Тарас Бульба у Гоголя - и оратор, пророк, пророчествующий на стогнах, и несгибаемый “лев”. Он - воплощённое единство слова и дела.

  1. Подчеркните (выделите) ту часть текста, которая является тезисом части I .
  2. На основе аргументов, выдвинутых автором в этой части текста, составьте таблицу «“Тарас Бульба” и “Слово о полку Игореве” - общие черты».
  3. Определите, как часть II связана с тезисом, выдвинутым автором в начале части I . Подчеркните тезис этой второй части текста.
  4. Выпишите из текста цитаты, с помощью которых можно охарактеризовать Гоголя-писателя и Гоголя как человека, выражающего позицию.

Задание № 3

Прочитайте фрагмент из статьи Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя». В места, отмеченные *, вставьте доказательства - цитаты из текста повести «Тарас Бульба».

Пространство в «Тарасе Бульбе» противостоит «Старосветским помещикам» своим безграничным характером. Запорожская сечь - фокус пространственной конструкции повести - не имеет закреплённого места. Тарас и сыновья прибыли на остров Хортица, “где была тогда Сечь, так часто переменявшая своё жилище”. На сечи нет не только оград, но и постоянных жилищ. * Не случайно стены появляются лишь как враждебная запорожцам сила. * Стены - не защита, а враг. Другой враг - это вещи. Их бьют, ломают. * Дважды повторяется образ «Слова о полку Игореве»: “Не раз драли на онучи дорогие паволоки и оксамиты”, *. В вещах же и деньгах - добыче запорожцев - подчёркивается любопытная черта: добыча - не собственность. Ею уже владели многие, она прошла через десятки рук. * Таким образом, вещи и право собственности перестают быть неподвижной, разгораживающей категорией. Более того - вещи существуют, чтобы их бить и пропивать, дома - чтобы бросать. Понятие границы и отграниченного пространства вводится лишь затем, чтобы его нарушить и сделать переход не просто движением, а освобождением , актом воли. * Одновременно происходит разрушение собственности, вещей, жилища и переход к движению. Характерно, что миру вещей противопоставляется небо и степь. Степь и небо противостоят дому и вещам ещё по одному признаку - как неделимое делимому. В понятие пространства входят и такие неделимые явления, как музыка, пляска, пир, битва, товарищество, соединяющие людей в непрерывное, недробимое целое. С этим связана ещё одна сторона дела: мозаическое распадение пространства делает невозможной коммуникацию. “Раздробленный” - у Гоголя синоним понятий “разобщённый”, “некоммуникативный”. В «Повести о том, как поссорились…» растут не только преграды - растёт непонимание, утрачиваются слабые возможности общения. «Тарас Бульба» снимает эту проблему как присущую только определённым типам жизни. Особое значение для понятия пространства в «Тарасе Бульбе» имеет подвижность входящих в него людей и предметов. Безграничность пространства строится так: намечаются некие границы, которые тотчас отменяются невозможностью их преодоления. Пространство неуклонно расширяется. Так, все походы запорожцев - это выход пространства за свои пределы. Здесь мы снова встречаем характерный приём вынесения точки зрения вверх. Посмотрим, как строится описание поездки Тараса и сыновей на Сечь. Чем быстрее движение, тем выше выносится в пространственном отношении точка зрения наблюдателя: * . “Быстрая молния сжимаемой травы” неожиданно выносит точку зрения наблюдателя вверх - вертикально над едущими казаками. Вряд ли случайно, что в момент гибели Гоголь поднимает Тараса * …Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся, а само пространство воспринимается не только в смысле реальной протяженности, но и в ином - обычном в математике - понимании, как “совокупность однородных объектов (явлений, состояний и тому подобное), в которой имеются пространственно-подобные отношения”. Это, в принципе, допускает возможность для одного и того же героя попеременно попадать то в одно, то в другое пространство и одновременно создаёт представление о множестве пространств, причём, переходя из одного в другое, человек деформируется по законам этого пространства.

Задания к тексту:

  1. Разбейте текст на абзацы, составьте его план (с учётом вставленных вами цитат).
  2. Сравните пространственную организацию повестей «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики».

Муниципальное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная

школа № 2»

Конспект урока русского языка

в 7 классе

«C тепи, как вы хороши!»

Р.р.Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель: Кутайсова Надежда Ивановна

План урока.

    Оргмомент.(1 мин.)

    Сообщение задач урока. (1мин.)

    Вступительное слово учителя.(1 мин.)

    Сообщения учащихся.(6 мин.)

    Чтение отрывка их повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».(3 мин.)

    Беседа по вопросам (с индивидуальным заданием).(23 мин.)

    Словарная работа. (3 мин.)

    Заключительное слово учителя. (1 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

Цель

Задачи:

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция «Козаки в степи» художника Е.Кибрика, толковые словари под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой;

эпиграфы «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». В.Г.Белинский.

«Гоголь к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу». А.В.Чичерин.

Предварительная работа: два ученика готовят сообщения из энциклопедического словаря юного филолога «Гоголь Н.В. Язык его произведений».

Учащиеся готовят для выразительного чтения отрывок из повести Н.В.Гоголя «Описание степи».

Три ученика готовят сообщения: описание степи днём, вечером, ночью.

Вид урока: урок развития речи.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отсутствующие в классе…

II . Сообщение задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с отрывком из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Это произведение хорошо вам знакомо. Для анализа нам понадобится отрывок из II главы, в котором даётся описание степи. Мы с вами будем наблюдать за использованием изобразительно-выразительных средств языка в повести; правильно определять значение эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения; познакомимся с языком Гоголя в других произведениях; будем стараться увидеть красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

III . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству Н.В.Гоголя, одного из великих русских писателей. На протяжении ряда уроков мы знакомились с его произведениями, анализировали их, пытались распознать особенности этого мастера слова. Каким же образом писатель заставил нас, читателей, увидеть красоту майской ночи, почувствовать прелесть ночи перед Рождеством, от души смеяться над Чёртом и Солохой, плакать во время казни Остапа и Тараса? Конечно же, ребята, он это делает с помощью своеобразного, яркого, образного богатого языка. Давайте послушаем сообщения учеников, которые так и называются «Язык произведений Н.В.Гоголя».

IV .Сообщения учащихся.

1.О первой прозаической книге Н.В.Гоголя - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - А.С.Пушкин писал: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..» Легко заметить, что этот отзыв относился не только к содержанию нового произведения, но и к его языку. Впрочем, одно неразрывно связано с другим. Книга, со страниц которой во всю ширь вставал мир украинской народной жизни, с её героическими преданиями и современными заботами, хитроумными проделками парубков и кознями нечистой силы, - это книга блистала яркими свежими красками, поражала оригинальностью и выразительностью языка.

В ней соединены различные, порой противоположные стили: с одной стороны, стиль речи поэтической, прочувствованной, достигающей патетических высот; с другой – бытового просторечия, подчас даже бранных слов и вульгаризмов: «А шельмовский сатана! Чтоб ты подавился гнилою дынею! Чтобы ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

Украинская лексика, фразеология, сам склад украинской речи оказывали влияние на язык его ранних произведений, выполняя определённые художественные функции. Украинизмы повышали поэтичность любовных объяснений, усиливали бытовую характерность жанровых сцен, наконец, обостряли комизм иных сатирических описаний. Гоголь, по выражению современного исследователя А.В.Чичерина, «к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу».

На протяжении двух десятилетий творческой деятельности Н.В.Гоголя язык его, естественно, развивался, однако искусное объединение противоположных стилей оставалось движущей силой его новаторства.

В последующих произведениях Гоголя – в повестях «Миргород», «Петербургских повестях», «Ревизоре» и т.д. – роль «обыкновенного наречия» ещё более возросла. И это понятно: от «живого описания племени поющего и пляшущего», как определил А.С.Пушкин содержание «Вечеров…», Гоголь обратился к повседневному и неприглядному существованию обывателей – к мелким обидам и к смертельным ссорам, всевластию чина и денег, к зависти и к каверзничеству, к пустому времяпрепровождению, словом, ко «всей страшной, потрясающей тине мелочей», «опутавших нашу жизнь». И широким потоком хлынули в произведения Гоголя канцелярский стиль, смешанный с разговорно-бытовым языком, элементы разных жаргонов (шулерского, охотничьего и военного).

2.Параллельно Гоголь ведёт беспощадную борьбу с языком салонным, чопорным: «дамы города N … отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «Я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»… Жеманно-иносказательное слово отвергается ради слова прямого и резкого. Однако сохраняется поэтический, взволнованный, порою пафосный гоголевский слог, который по-прежнему то перебивал, то обрамлял стиль «обыкновенного наречия», остро контрастируя с ним и передавая самим этим контрастом непримиримое противоречие сущего и должного, мечты и действительности, мучительную тоску художника по идеалу.

Гоголевский стиль оказал мощное влияние на литературу и речевое общение, о чём точно и полно сказал В.В.Стасов: « С Гоголя водворился на России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью. Поразительной бойкостью и близостью к натуре. Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление. Даже любимые гоголевские восклицания: «Чёрт возьми», «К чёрту», «Чёрт вас знает» и множество других – вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодёжь пошла говорить гоголевским языком». Сила гоголевского слова заключалась не только в его безбоязненном, ещё небывалом погружении в повседневную прозу, но и в том, что оно, это слово, со всей яркостью сохраняло печать духовности и стремления к идеалу.

Учитель. Сделаем вывод: в произведениях Гоголя причудливо совмещаются различные, иногда противоположные стили изложения: с одной стороны, поэтическая речь, достигающая порой необыкновенной высоты, с другой – бытовое просторечие. На язык произведений писателя оказывали влияние украинская лексика и фразеология, сам склад украинской речи. Прочитаем слова А.В.Чичерина, они очень точно характеризуют стиль Н.В.Гоголя. На протяжении двух десятилетий творческой деятельности язык произведений писателя, естественно, развивался, однако искусное использование указанных выше речевых стихий оставалось движущей силой его творчества. В каждом произведении писателя встречается пейзаж. Вспомним, какие описания природы встречались нам в повести «Тарас Бульба». (Описание степи, картина Днепра, июльской ночи…).

Давайте прочитаем выразительно описание степи в конце 2-й главы повести и подумаем, зачем автор вводит это описание в повесть.

V .Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба»

(Описание степи).

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовоньем. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы. И чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пёстрые овражки выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали и ставили на него котёл, в котором варили себе Кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

VI . Беседа по вопросам.

1. С каких слов начинается описание степного пейзажа? Что хотел сказать этим автор? («Степь, чем далее, тем становилась прекраснее»; «Ничто в природе не могло быть лучше их», автор хотел передать своё восхищение степью, свою любовь и преданность украинской природе).

2.Зачем автор ввёл это описание в повесть? (Чтобы показать прелесть украинской природы, как она влияет на настроение героев, грусть козаков пропала при встрече со степью, сравнить степь с образами козаков, они такие же вольные, разные и непредсказуемые, как и природа, козаки близки к природе).

2. Как Гоголь описывает степь? (Степь всегда разная, она наполнена звуками, красками, которые постоянно меняются, при этом никогда не повторяются, в природе много красивого, на первый взгляд незаметного, но важного).

3. На что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней? (Обращает внимание на запахи, краски, звуки – всё это он конкретизирует, подробно описывает).

4. Как помогает увидеть богатство её красок, почувствовать аромат её цветов, её красоту? (С помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений).

5.Рисуя степь, Гоголь стремится показать богатство красок; слова какой части речи помогают ему это сделать? (Прилагательные).

6. Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось? (Текст потерял красоту, образность, некоторую точность).

7. Как называются яркие, красочные, образные определения? (Эпитеты).

Найдите их в тексте. (Пёстрое пространство, изголуба-тёмное небо, исполинская кисть, розовое золото, лёгкие и прозрачные облака, свежий обольстительный ветерок, пёстрые овражки, серебряно-розовый цвет, бесконечная, вольная, прекрасная степь, уединённое озеро).

8. Что подчёркивает Гоголь, говоря о степи, словами «зелено-золотой океан»? (Этим подчёркивается пространственная мощь, красота, успокаивающий тон степи.)

9. Что такое метафора? (Переносное значение слова, когда одно явление или редмет уподобляется другому).

10. Что передаёт автор метафорой «брызнули миллионы разных цветов»? (Неожиданность, вызванную появлением такого обилия и разнообразия цветов: голубых, синих, лиловых, белых, жёлтых, создаёт зрительное впечатление, подчёркивая пространственную мощь степи и её красивый, успокаивающий общий тон.) Найдите ещё метафоры в тексте. (Степь, усеянная блестящими искрами светящихся червей, белели клоками облака).

11. Что такое олицетворение? (Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый). Найдите в тексте олицетворения. (Тень перебегала, ветерок чуть дотрагивался до щёк, ночные звёзды глядели, мир насекомых убаюкивал слух).

12.Что такое сравнения? (Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материлизующиеся в целых фрагментах текста). Найдите в тексте сравнения. (По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе; вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу; ветерок, как морские волны).

13. Какое чувство вызывает степь у козаков? (Чувства любви, восхищения, они почувствовали родную стихию, свободу; они такие же вольные и непредсказуемые, как степь, их «сердца встрепенулись, как птицы»).

12. От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи? (Прилагательных стало меньше, появились глаголы, потому что писатель не столько рисует птиц, сколько образно передаёт их движения и звуки: куропатки шныряли под тонкими корнями трав; ястребы стояли неподвижно; чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей).

13. Давайте сравним описание степи днём, вечером, ночью. (Проверка индивидуальных заданий.)

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью

1.Поверхность земли

зелёно-золотой океан

    Освещение –

степь совершенно переменилась;

охватывалась последним отблеском солнца, темнела, становилась тёмно-зелёной…

1. Звёзды. Глядели прямо.

2.Цветы брызнули сквозь тонкие, высокие стебли травы, голубые, синие и лиловые волошки,

жёлтый дрок выскакивал…(зрительные впечатления)

2.Запахи - каждый цветок испускал свой аромат, степь курилась благовонием.

2.Звуки: свист, стрекотание насекомых, краканье. Это всё убаюкивало.

3.Птицы: птичьи свисты, шныряли куропатки, стояли ястребы… (слуховые впечатления)

3.Звуки: иные, чем днём: свист сусликов, трещание кузнечиков.

3.Ночное небо: оно иногда освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей освещалась…

4. Степь представлялась усеянною блестящими искрами светящихся червей.

VII .Словарная работа.

Как вы понимаете слова «курилась благовонием» (Курится – выделять дымок, туманную дымку; благовоние – аромат, приятный запах).

Прочитаем сноски учебника: волошки, дрок, амбра, исполинский, овражки, кулиш.

Вывод: В этом небольшом описании сливаются зрительные и слуховые впечатления. Описывая степь, автор стремится донести до нас её красоту, «заразить» чувством любви к природе. Мы видим точность, конкретность изображения природных явлений, обращаем внимание на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи, смену времени суток. Пейзаж у Гоголя не отрывается от людей, картина степи даётся всегда с учётом места нахождения героев: едут ли они днём на конях и перед ними развёртывается степь, или ночью, когда они лежат и любуются ночным небом. Изображая степь в разное время суток, автор подмечает особенности природы и доносит их до читателя с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. Мы с вами чувствуем, что степь живая, она не меняет своего обычного ритма; одна картина сменяется другой. Автор как будто нас с вами отправляет вместе с казаками в это путешествие и заставляет почувствовать красоту, изменчивость и прелесть природы.

VIII . Заключительное слово учителя.

Очень часто, читая то или иное произведение, вы, ребята, пропускаете целые абзацы с описанием природы, не вникаете в их содержание и поэтому не умеете понять и почувствовать красоту природы и её художественное воплощение в литературном произведении. А ведь это очень важно для понимания основной мысли произведения. Помните, ребята, что «каждый великий писатель прекрасен по-своему. Подымаясь в гору, нужно уметь добираться до высот каждого из них».

I Х. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Запахи, звуки и краски степи в повести «Тарас Бульба». Постарайтесь своей работой показать всю красоту и прелесть изображения пейзажа у Николая Васильевича Гоголя, используйте не только этот отрывок, но и другие, которые вам встретятся в повести.

Литература.

    Гоголь Н.В. Тарас Бульба, М.: «Детская литература», 1990.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1990.

    Русский язык в школе № 5, 1994.

    Скоркина Н.М. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.

    Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов, М.: «Педагогика»,1984.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

«Степи, как вы хороши!»

Р.р. Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель : совершенствование навыков анализа текста на примере отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи: выработать и закрепить навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в речи учащихся, правильно определять значение эпитета, метафоры, олицетворения и т. д.; провести наблюдения над языком Н.В.Гоголя (на примере отрывка из повести «Тарас Бульба»); познакомиться с языком Гоголя в других произведениях; показать красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

Анализ художественного текста в школе имеет огромное значение для воспитания и обучения учащихся. С помощью текста реализуется ряд важных задач, например, ликвидировать разрыв между изучением теории и формированием связной речи, развивать языковое чутьё, необходимое не только для того, чтобы создавать высказывания, но и чтобы правильно понимать написанное, осуществлять межпредметные связи и т. д. Анализ пейзажа даёт благоприятный материал для наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Для анализа художественного текста беру отрывок из произведения, которое недавно было изучено. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Урок начинается с сообщений учащихся о языке произведений Гоголя, на основе которых делается вывод, что в произведениях писателя причудливо совмещаются различные типы изложения: поэтическая речь соседствует с бытовым просторечием. Ребята знакомятся не только с языком произведений Гоголя, но и с «Энциклопедическим словарём юного филолога». Выразительное чтение отрывка из повести «Тарас Бульба» показывает красоту и прелесть описания природы в произведении. Ребята слушают, думают и отвечают на вопросы, зачем автор ввёл это описание в повесть, на что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней; как помогает увидеть богатство красок, почувствовать аромат цветов, её красоту и т. д. Отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что прелесть изображения пейзажа передаётся с помощью изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Ребята находят, анализируют их, высказывают свою точку зрения, используют сопоставления, проводят параллели между изображением пейзажа и вольностью козаков, отмечают, что автор не случайно показывает героев произведения именно в степи. Учащиеся сравнивают описание степи днём, вечером, ночью, определяют идею отрывка, отношение автора к изображаемым событиям. В ходе урока идёт постоянная работа над речеведческими терминами, ученики обращаются к толковому словарю.

Данный урок помогает вырабатывать у учащихся чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову. Урок помогает реализовать связь русского языка и литературы.

Учащиеся на уроке активны, заинтересованны, чему способствует доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха атмосфера. Ученики легко высказывают свою точку зрения, доказывая её. На уроке рационально используются различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные, проблемно-поисковые). Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В конце урока учитель выставляет оценки, комментируя работу каждого ученика, указывая на недочёты, чтобы в будущем ребята учли и исправили все замечания.

Домашнее задание носит творческий характер – написание сочинения-миниатюры, что предполагает вновь обращение к тексту Гоголя. Время на уроке используется рационально.

Учитывая всё вышесказанное, считаю, что цель урока достигнута.