Пепелац что означает. Гравицапа - что это такое в фильме "Кин-дза-дза!"? Откуда взялось слово "гравицапа"

Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по словам режиссёра Георгия Данелия, были уверены, что им пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм. Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду

Главная декорация "Ракета Пепелац" при перевозке на съёмочную площадку оказалась не в Небит-Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал "лихтваген" (водитель был в стельку пьян). Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И еще! И еще!

Эскизов костюмов было предостаточно. Но когда сдавали постановочный проект, в производственном отделе "Мосфильма" сказали, что пошивочный цех перегружен и поэтому он ничего сшить не сможет. (В то время на "Мосфильме" снимался "Борис Годунов" и еще какие-то сложнопостановочные, важные картины)
Обратились в мастерскую художественного пошива при Большом театре. Там было очень дорого, и поэтому там сшили всего несколько костюмов. Больше смета не позволяла. А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой. В итоге написали плакат и повесили его в кабинете режиссёра: "Превратим недостатки в достоинства!" А Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы "Заря". Майки и кальсоны. Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем летные костюмы. Один Данелия притащил домой и, когда разобрал, понял - это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии...

Пружинки носили во рту эцилопы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок, и выглядело это завлекательно. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков и чатлан надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил: "А это не для того, чтобы летчики в них писали?" "Нет", - сказал Данелия, но трубочки на всякий случай срезал

В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной "Мосфильма" и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где снимали этот фильм.
Таким образом, на Уэфе оказались надеты - брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы "Заря", полусапожки из фильма "Тиль Уленшпигель". А перед самой съемкой режиссёр нашел на помойке блямбу непонятного назначения, он ее вымыл и приклеил клеем "Момент" к заду матросских штанов чатланина

На той же помойке он нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Данелия был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы.

На Яковлева еще в Москве решили надеть летный костюм и вязаную шапочку. Когда приехали в Небит-Даг, цвет костюма показался ярким, и режиссёр решил этот костюм перекрасить. Наполнил водой ванну, вылил бутылку чернил, положил туда костюм, а утром достал. Когда костюм высох, то оказался такого же цвета, какого и был.

Когда актриса Ирина Шмелева (она играла Цан) прилетела в Небит-Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм не отдали. Костюмерша Света завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо!

Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов-спортсмен» (это колокольчики для донок)

Пепелац, бандуру, на которой летают герои, "Мосфильм" тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона "Мосфильма", художник Теодор Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан

Когда закончился подготовительный период и все должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет. И через год оказалось, что опять многое не готово и кое-чего как не было, так и нет! Тогда Данелия решил: "Делай что должно, а там - будь что будет!" И все выехали в экспедицию в Туркмению, в город Небит-Даг

Приехали. Главной декорации "Пепелац" - нет (как я уже писал, ее отправили во Владивосток). Колесо обозрения, которое где-то раздобыл замдиректора Сережа Сендык, еще не поставили. Декорация "Катер" не готова. Комбинированные кадры нельзя снимать - нет пультов управления. А на съёмку уже приехали: Станислав Любшин - ведущий актер МХАТа, Евгений Леонов - ведущий актер "Ленкома" и Юрий Яковлев - ведущий актер Театра имени Вахтангова. Главные режиссеры этих театров пошли навстречу и освободили артистов. Но только на месяц. Месяц кончается, все актеры здесь, а снимаются только проходы и пейзажи. Нужные и ненужные. Жара, градусов, наверное, шестьдесят

Наконец пришел Пепелац! (Пока разыскали и привезли, прошло несколько недель)
В первый же день, когда поставили Пепелац на точку и собрались снимать, Тэжик сказал, что Пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить... и декорация загорелась! (Пенополиуретан оказался материалом легко воспламеняющимся.) Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Что делать? Через неделю актеры улетят. "Будем снимать так", - решил режиссёр.

Но Биц каким-то чудом раздобыл у военных компоненты А и В (составляющие пенополиуретана). Ночью Самулейкин с Тэжиком залатали Пепелац, и к утру его можно было снимать. Но Тэжик сказал, что теперь-то подкоптить его надо обязательно, потому что видны заплатки. Данелия согласился, но предупредил, чтобы ближе чем на десять метров к Пепелацу он не приближался.

Тэжик коптит, режиссёр с мегафоном в руке сидит метрах в сорока от декорации (настроились на общий план), видят: на шоссе посреди пустыни появилась "Чайка", а за ней две черные "Волги". Это из Красноводска приехали посмотреть, как снимается кино, секретарь обкома и несколько женщин из отдела культуры обкома. Встретили гостей любезно: поставили для них стулья, угостили зеленым чаем. (Зеленый чай на съемочной площадке всегда был)

Гости спрашивают, про что картина. Данелия начиет делать то, чему до сих пор не научился, - формулировать, о чем фильм. Старается. Говорит, что в современном мире отсутствие духовности ведет к разобщенности, отсюда и одиночество, потеря интеллекта, отсутствие коммуникабельности. Говорит, а сам одним глазом смотрю на Тэжика с факелом. И когда сказал про отсутствие коммуникабельности, увидел, что Тэжик подошел слишком близко к Пепелацу и сейчас его снова подожжет! Данелия завопил в мегафон на всю пустыню: "Тэжик! (Непечатное слово!) Отойди от Пепелаца! (Непечатное слово!) А то опять сожжешь его на... (Непечатное слово! Непечатное слово! Непечатное слово!)"

Тэжик всё понял, отошел на положенное расстояние и продолжил коптить свое детище.
Только тут Данелия сообразил, что все это слышал отдел культуры обкома. Извинился. Обкомовцы сухо сказали, что они ко всему привыкли, быстро попрощались и уехали. Больше режиссёр к ним за помощью не обращался

За одну экспедицию в Кара-Кумах все снять не успели, пришлось выезжать туда еще раз. А ещё надо было сделать спецэффекты. Ведь летательные аппараты должны летать, а повозки ездить. Но уже другая история...

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 4-5 метров. В верхней части пепелаца находится небольшая, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, функция которой неизвестна. Для полёта используется изготовленного из воды , которое называется . В пепелаце также имеются две аварийных катапульты (для катапультирования нужно нажать на рычаг, называемый каппа ). Для остановки двигателя летящего в атмосфере пепелаца используются тормоза со тормозной жидкостью. Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован небольшими колёсами.

История

  • Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе - грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» - так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: "Пепела! Пепела!").
  • Эскиз пепелаца нарисовал , когда он в вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.
  • В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.
  • Пепелац, на котором летают герои фильма, делали и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт , от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков - умелец с .
  • Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком - это втулка несущего винта .
  • Фильм должен был сниматься в , однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать . Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во . Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
  • В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан оказался материалом легковоспламеняющимся). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин нашли полиуретан и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся.
  • Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
  • Один из актёров фильма - (исполнитель роли скрипача) - после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.
  • В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал:
- Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? - Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. - изумился Данелия. - Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? - Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство - может они и вам дадут гравицаппу.
В этом разделе нет .

Пепелац и авиация

Летательные аппараты, внешне похожие на пепелац:

  • Roton - многоразовый одноступенчатый космический носитель с вертолётным способом вертикальной посадки. Разрабатывался компанией Rotary Rocket . В 1999 г. экспериментальная модель-прототип Roton ATV совершила три испытательных полёта на малых высотах. Коммерческую эксплуатацию корабля планировалось начать в 2001 г., однако из-за банкротства компании проект был закрыт. См. тж. Roton SSTO (англ.) .
  • GoldenEye - в октябре 2003 года американская компания Aurora Flight Science провела испытания нового . Внешне эта машина похожа на большую металлическую бочку с двумя парами стабилизаторов (крыльев), на которых закреплены колёсики. Испытания конструкции завершились успешно. Турболёт смог подняться в воздух, а затем совершить мягкую посадку. По словам разработчиков, идея аппарата была заимствована из фильма «Золотой глаз» о Джеймсе Бонде.

Пепела́ц (от груз. [пепела] — "бабочка") — фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме "Кин-дза-дза!". В России слово "пепелац" стало нарицательным для иронического обозначения автобусов Львовского автозавода ЛАЗ, так как пепелац в фильме постоянно ломается, внутри тесен, слабо освещён и шумен, но довольно надёжен, а также по созвучию.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 4—5 метров. В верхней части пепелаца находится небольшая, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, функция которой неизвестна. Для полёта используется энергия изготовленного из воды топлива, которое называется луц. В пепелаце также имеются две аварийных катапульты (для катапультирования нужно нажать на рычаг, называемый каппа). Для остановки двигателя летящего в атмосфере пепелаца используются гидравлические тормоза со спиртосодержащей тормозной жидкостью. Пепелац перемещается паралельно над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, скорость подъема на заданную высоту 2-3 сек. Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован небольшими колёсами.

Яйцевидный пепелац эцилоппов

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные путешествия по Вселенной. Без неё — только в атмосфере планеты, и с низкой скоростью. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного перемещения увеличивается время, необходимое для предварительного разогрева пепелаца, которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками, находящимися в тентуре, но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре, он не может.

Гравицаппа в пепелаце устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит как очень ржавая гайка. Для починки пепелаца рекомендуется эту цаппу для начала открутить.

На случай, если пепелац сядет на безатмосферную планету, внутри имеются несколько кислородных масок.

Добавлено спустя 2 минуты 46 секунд:

Чатлано-пацакский язык

Чатлано-пацакский язык (чатла́нский язы́к) — вымышленный язык из кинофильма "Кин-дза-дза!". Чатлано-пацакский — родной язык коренных жителей планет Плюк и Хануд, называющих себя чатланами и пацаками. Особенность языка заключается в том, что практически все понятия (за редким исключением) выражаются одним словом — "ку" Столь маленький словарь языка обусловлен тем, что жители Плюка и Хануда пользуются устройствами для телепатической передачи смысла. Возможно, также, что смысл может зависеть от интонации слова "ку" которая не различаема иноговорящими.

Кроме слова "ку" в чатлано-пацакском имеется несколько других слов, которые приведены ниже.

Примечание: существует мнение, что все эти слова, кроме "Ку" и "Кю" не являются чатлано-пацакским языком. Они — результат проникновения в языки Скрипача и Прораба, а именно в русский, грузинский и неполный английский. Нужны они были только для того, чтобы говорить с землянами о понятиях, отсутствовавших в русском языке.

Другое примечание: существует мнение, что в чатлано-пацакском языке много слов, но большинство слов в фильме просто заменено словом КУ, а некоторые оствлены без изменения (см словарь).

Словарь
Антитенту́ра — нечто противоположное тентуре. См. тентура.
Земля в антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?
Банду́ра — плюканский музыкальный инструмент, издающий громкие скрипучие звуки. Может использоваться как самостоятельно, так и вместе с другими инструментами. В последнем случае, бандура может усиливать их громкость и изменять тембр их звучания. Внешне представляет собой поршень с шариком из плетёных металлических полосок. Для повышения эффективности работы бандуры, рядом с исполнителями музыки устанавливаются специальные динамики в виде сплетённых из металлических полосок шаров диаметром около 50 см. В пепелаце динамики от бандуры могут использоваться в качестве сидений для пассажиров.
"Кашу жрали, воду пьёте… И бандура." — "Бандуру вычеркни, не берём бандуру. Положи…" — "Давайте возьмём, хоть какую-нибудь технику привезём, а то кто поверит?"
Скрипач! Ты бандуру нажимай, бандуру! Тим-пидидам-пидидам-пидидим-пидиде…
Виза́тор — небольшое (размером с зажигалку) металлическое устройство с лампочкой для определения того, кто является чатланином, а кто пацаком. При направлении на пацака загорается зелёная лампочка, а на чатланина — оранжевая.
Посмотри на меня в визатор, родной… Какая точка отвечает? Зелёная. Теперь на него посмотри — тоже зелёная. И у тебя зелёная. А теперь на Уэфа посмотри — какая точка? Оранжевая? Это потому, что он чатланин! Ну, понимаешь?
Гравица́ппа — деталь от двигателя пепелаца.
Без гравицаппы пепелац может только та́к летать, а с гравицаппой в любую точку Вселенной — вжик! — за пять секунд.
За́днее сло́во Последнее слово, окончательное решение.
Это твоё заднее слово? - Заднее не бывает!
Заднее слово? Так что ж ты мне тогда мозги пудришь, маймуна веришило!
Ка́ппа — устройство дистанционного управления чем-либо (или, возможно, просто "кнопка").
Я на каппу нажал — он улетел. А Скрипач не нужен, родной, он только лишнее топливо жрёт…
Я не бездействовал! Я сразу на каппу нажал. Скрипач свидетель. Всем постам! Гадюшник с колёсиками сюда, ку!
Криста́лл представле́ния — необходимая деталь устройства для чтения и автоматической расшифровки мыслей, которое используется в планетариях на Плюке.
Там был кристалл представления! Где кристалл представления, а?
— Скрипач! Положи на место!
— Я думал, так лежит… Стёклышко…
КЦ (возможно от "ЦК" наоборот, как вариант — аббревиатура от "Конечная Цель") — неизвестное вещество, содержащееся в спичечной головке бытовых спичек. КЦ на Плюке очень дорогое (КЦ, соскобленное с одной спички, стоит приблизительно 4400 чатлов). Обладание КЦ на Плюке сильно повышает социальный статус (см. цветовая дифференциация штанов). Вероятно, КЦ используется для производства очень мощной взрывчатки, так как даже малейшего количества горючего вещества, оставшегося на спичке после очень тщательного соскабливания головки, достаточно для организации взрыва на Плюке.
Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны… Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин "ку" делать.
Кю — допустимое в обществе ругательство.
Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!
У тебя в голове мозги или кю?
- Ну и зараза же ты, родной...- Он хуже. Он просто кю.
Ку — Все остальные слова.
Лу́ц — топливо для пепелаца, изготавливаемое из воды. Вероятно, является водородом.
Луц по частям не продаётся. Луц — десять чатлов заряд, а у нас только семь.
Луцеколонка — станция, где можно приобрести луц. Существуют автоматические луцеколонки и луцеколонки, обслуживаемые людьми. Последние стремительно исчезают.
— Это не катер, это луцеколонка.
— Ну так давайте заправимся!
— Нельзя! Здесь автомат, а в следующем женщина. Выступим, она нам скидку сделает, понятно?
Маши́нка перемеще́ния — телепортационный аппарат. Внешне выглядит как небольшой диск, разделённый поперёк на две половины (контакты), поворачивающиеся одна относительно другой. Нажатие на один из контактов приводит к перемещению в пространстве. Машинка позволяет перемещаться в любую точку Вселенной, но недостаток её состоит в том, что у неё очень быстро кончаются заряды, которых хватает лишь на несколько путешествий.
— Вот моя планета… Узм, 247 в тентуре, галактика Бета в спирали. Вот машинка перемещения в пространстве… Так какой контакт мне нажимать, чтобы домой переместиться? Ведь время относительно, это-то вы понимаете?
— Значит, такое предложение. Сейчас мы нажимаем на контакты, и перемещаемся к вам. Но если эта машинка не сработает, тогда уж вы с нами переместитесь, куда мы вас переместим, идёт?
Осно́ва жи́зни — отличительный знак чатлан в виде двух металлических шаров на верёвке, которые носятся на шее. Основа жизни также используется в сексуальных ритуалах чатлан.
"Давай ещё сыграем? Ты скрипку, футляр и зубную палку…" — "И это!" — "Идёт?" — "Хорошо! Вы бандуру, визатор и основу жизни господина Уэфа."
Паца́к (от рус. пацан, груз. кацо, евр. поц и укр. кацап; возможно также, от слова цак(см.)) — низшая каста, не гражданин Плюка. Плюк — чатланская планета, поэтому пацаки на Плюке могут находиться на положении рабов у чатлан.
Пепела́ц (от груз. пепела — бабочка, рус. пепельница) — космический корабль.
Планетарий — учреждение на планете Плюк, в котором можно определить местонахождение любой из планет во Вселенной, а также связаться с жителями этих планет. Услуги планетария платные. Определение местонахождения планеты — 2 чатла, телефонная межплатетная связь — 1 чатл.
— А как же вы нас на матушку Землю вывезете, когда даже не знаете, в какой галактике она крутится?
— Номер твоей планеты, балда, любой планетарий в центре за два чатла выдаст!
Плю́ка — специальная металлическая палочка длиной около 5 см, к одному концу которой прикреплены несколько небольших полосок кожи. Используется в широко распространённой на планете Плюк игре, суть которой заключается в том, чтобы, поместив плюку в рот, суметь выплюнуть её на большее расстояние, чем соперник.
Если ты плюнешь дальше, я тебе пол чатла. Вот… этой плюкой. Если я — ты мне две спички… Понял?
Тенту́ра — возможно метагалактика. Все галактики находятся в некоей Спирали, часть которой относится к Тентуре, часть — к Антитентуре. Перелёт из Тентуры в Антитентуру и наоборот для Чатлан невозможен по причине нахождения на пути планеты Альфа (цивилизации Альфы и Плюка находятся в состоянии вялотекущего конфликта), единственный способ перемещения между ними — телепортация с помощью машинки перемещения; тем не менее, возможна телефонная связь между Тентурой и Антитентурой.
Это не Земля и не Африка, родной. Это планета Плюк, 215 в Тентуре. Галактика Кин-дза-дза в Спирали. Ясно?
Транклюка́тор — оружие. Носят эцилоппы. Принцип действия, судя по всему, основан на узком луче ультразвука. Транклюкировать — уничтожать при помощи транклюкатора.
Если ты подумаешь, что эта хреновина не транклюкатор, это будет последней мыслью в твоей чатланской башке!
Ца́к — колокольчик для носа. Знак отличия для относительно низшей касты. Каждый чатланин обязан носить цак на пацакской планете и, наоборот, каждый пацак дожен носить цак на чатланской планете. Пренебрежение чревато наказанием.
Так что ты цак надень и в пепелаце сиди. Ясно?
Ца́ппа (цапа) — часть двигателя пепелаца, куда вставляется гравицаппа.
Всё так, только Земля далеко. Вместо пяти — семь минут разогреваться надо. Так что пойдём цаппу для гравицаппы готовить.
— Астронавты! Которая тут цаппа?
— Там, ржавая гайка, родной.
— У вас всё тут ржавое!
— А эта самая ржавая.
Ча́тл — денежная единица в на планете Плюк. Неправильной формы, изготавливается из керамики.
Чатла́нин (чатла́н) (возможно, "имеющий много чатлов" или от азербайджанского "чатлах" — проститутка) — высшая каста, гражданин планеты Плюк.
— Извините, а чатлане и пацаки — это национальность?
— Нет.
Биологический фактор?
— Нет.
— Лица с других планет?
— Нет.
— А в чём они друг от друга отличаются?
— Ты что, дальтоник, Скрипач — зелёный цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист…
Эцило́пп (от нем. polizei (читаемое наоборот) — полиция) — представитель власти, полицейский.
Эцих (от груз. "цихе" — тюрьма) — ящик для узников.
Чатланину — пожизненный эцих с гвоздями!

Фонетика

Для чатланского языка характерны удвоенный звук "п" (каппа, цаппа, гравицаппа, эцилопп и др.), а также частое использование звуков "ц" (эцих, цак, пацак и др.) и "к" (ку, кю, КЦ и др.).

Гравица́ппа (лат. gravitas — тяжесть + чатланск. цаппа) — фантастическое устройство, изображённое в кинофильме "Кин-дза-дза!", позволяющее пепелацам совершать мгновенные межпланетные и даже межгалактические перемещения в пределах Тентуры. Внешне представляет собой металлическую конструкцию яйцевидной формы размером около 10-15 см, состоящую из двух частей, которые можно поворачивать относительно друг друга. На пепелацах гравицаппа устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит как ржавая гайка. Также цаппу используют для проверки гравицапп при покупке. Стоимость гравицаппы на планете Плюк составляет половину кц или 2200 чатлов.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5-6 метров и диаметром 2,5-3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5-2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта (её вращение прекращается в момент посадки и возобновляется при взлёте). Пепелац эцилоппов вместо перекладины оснащён устройством, напоминающим лапки штопора , поднимающиеся при вращении.

Транспортировка гражданского цилиндрического пепелаца

Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами - крайне редко применяемая на Плюке модернизация. Скорее всего это связано с бедностью владельца, который не всегда может иметь при себе достаточный запас луца , поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами . Масса пепелаца, несмотря на размеры, скорее всего невелика - четыре человека могут транспортировать его на колёсах по вязкой поверхности (пустыне) (см. фото).

Катапульта пепелаца

В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролёте рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего). Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении.

Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь.

Топливо

Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц . Луц получают из воды ; возможен и обратный процесс - получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в неделимых зарядах (стоимость одного заряда 10 чатлов , при этом луц можно покупать только целыми зарядами, имея 7 чатлов купить луц невозможно). Одного заряда достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.

Виды полёта

Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой .

Полёт без гравицаппы

Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту - 2-3 секунды.

Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100-150 км/ч, высота полёта - 30-100 м. По-видимому, необходимости в полётах на бо́льшей высоте нет, так как горы на Плюке , скорее всего, отсутствуют.

В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.

Полёт с гравицаппой

Модель пепелаца

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками), напоминающие телепортацию . Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца , которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками , находящимися в тентуре , но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре , он не может.

Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу , которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.

Характеристика пепелаца в фильме

  • Ну, гравицаппа, это то, без чего пепелац может только так летать, а с гравицаппой в любую точку Вселенной. Фьють - за пять секунд.
  • Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…
  • - Земля в антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?
    - Как это так?
    - Так. Мне всю жизнь не везло.
    - Не может пепелац на Землю попасть. И хватит трепаться, ясно? Пошли планету делить.

Изготовление и съёмка в фильме

Первоначально пепелац был изготовлен художником фильма Теодором Тэжиком в виде макета высотой около трёх метров, однако этот макет в съёмках фильма задействован не был . По воспоминаниям Георгия Данелии , мастерские киностудии «Мосфильм» отказались изготавливать пепелац. Для его изготовления Георгий Данелия и Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на свалке самолёта Ту-104 , после чего Теодор Тэжик покрыл её пенополиуретаном и покрасил, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колёса были изготовлены работником «Мосфильма» Александром Батынковым.

Съёмки фильма проходили в Туркмении , в пустыне Каракумы близ города Небит-даг (ныне Балканабад). При выезде в киноэкспедицию изготовленный в павильоне «Мосфильма» пепелац был по ошибке отправлен вместо Небит-Дага во Владивосток, что вынудило съёмочную группу продлить экспедицию сверх запланированного срока в один месяц.

Перед съёмкой эпизодов с пепелацем художник Теодор Тэжик счёл, что для большей достоверности пепелац следует покрыть копотью, однако при попытке сделать это с помощью паяльной лампы наружное покрытие из пенополиуретана загорелось.

Пепелац в современном русском языке

Понятие пепелац в качестве летательного аппарата (например, БПЛА , авиамодели либо космического корабля ) или для обозначения сложных технических движущихся устройств широко используется в современных печатных и электронных СМИ и литературе СНГ . Также «пепелацем» в СНГ шуточно (иронически) называют различные (в частности, необычные) автомобили

Пепелац - (от груз. პეპელა [пепела] - «бабочка») - фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В России слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, ласково (гордо) обозначая свой автомобиль. Также (реже) словом «пепелац » называют летательные аппараты - вертолеты, самолеты малой авиации и т.п.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5-6 метров и диаметром 2,5-3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5-2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, представляющая собой «перекладину, вращающуюся во время полёта». Иногда полагают, что это «антенна радиолокатора и радиосвязи», но это вряд ли верно: ни разу во время полета экипаж не получал и не посылал каких бы то ни было радиосигналов.

Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц. Луц получают из воды; возможен и обратный процесс - получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в виде зарядов (лядов) (стоимость одного заряда 10 чатлов; “10 чатлов за ляд”). Одного заряда (ляда) достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.

Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100-150 км/ч, высота полёта - 30-100 м. По видимому, необходимости в полётах на большой высоте нет, так как гор на Плюке , скорее всего, нет.

Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами - крайне редко применяемая на Плюке модернизация, поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами .

В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролете рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего).
Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении. Катапульта также окружена особым полем, обеспечивающим её мягкую посадку на поверхность планеты. У старых катапульт, ресурс которых выработан, генератор поля может барахлить; в этом случае невозможно предсказать, пройдёт посадка благополучно или люди, находящиеся внутри катапульты, погибнут.

Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь. (Напомним, что «земной» язык у жителей этой планеты является следствием быстрого обучения из-за их телепатических способностей.)

Пепелацы не герметичны - и в принципе не могут быть герметизированы методами, привычными землянам. Однако в открытом космосе экипаж пепелаца не подвергается опасности, поскольку пепелац постоянно окутан некоей разновидностью силового поля. Это-то поле и защищает пепелац от любых вредоносных факторов. Таким же полем защищён и реактор пепелаца, благодаря чему механик может работать прямо внутри реактора и не подвергаться облучению.

Виды полёта

Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой.

Полёт без гравицаппы

Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту 2-3 секунды.

В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.

На основании того, что луц получают из воды, а из луца - воду, земляне на волне текущего увлечения водородными технологиями могут с высокой степенью вероятности предположить, что луцем на Плюке называют водород и что без гравицаппы двигатель пепелаца использует водород в качестве энергоносителя, окисляя водород атмосферным кислородом, при этом двигатель выделяет количество энергии, достаточное для полётов над поверхностью планеты. Но, учитывая то, что цивилизация на Плюке в социально-технологическом плане много старше земной (можно даже сказать - уже состарившаяся цивилизация) подобные выводы могут с высокой вероятностью являться обычным психологическим переносом привычных взглядов на неведомую действительность , подкрепляясь вдобавок морфологическим сходством землян с плюканами.

Полёт с гравицаппой

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками). Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца , которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками, находящимися в тентуре , но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре , он не может (напрямую).

Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу , которая выглядит как очень ржавая гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.

По вышеизложенным причинам земляне часто склонны предполагать, что гравицаппа , будучи установленной в двигатель пепелаца , позволяет перейти на использование луца (водорода) как самостоятельного топлива - в управляемой реакции термоядерного синтеза. В этом режиме двигатель выделяет значительно большее количество энергии. Этим же земляне склонны объясняеть исчезновение с Плюка морей и тотальный дефицит воды, так как весь содержащийся в них водород был использован в качестве топлива для космических полётов. Но они, как представители более молодой цивилизации (см. выше), вряд ли смогут адекватно представить то, через что их цивилизация исторически ещё не прошла…