Постмодерн в архитектуре. Современное направление в архитектуре и дизайне – постмодернизм

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть и прекрасные образцы занимательной, приключенческой литературы – Вальтер Скотт, Майн Рид, Конан Дойл, Честертон… Даже Дюма-отец… разве плохо, если «один за всех, а все за одного», как у его мушкетеров. Но это, если брать из подобной литературы действительно лучшее. Что же касается выбора профессии. Профессии все хороши, кроме тех, что по своей внутренней сути преступны (игорный бизнес и т. п.). Поэтому, если есть возможность приобрести профессию по сердцу, такую профессию, которая была бы полезна людям, обществу, то любая из них могла бы стать твоей.

священник Александр Ильяшенко

Как относиться к книгам Стругацких? Оккультны ли они?

В отношении книг братьев Стругацких можно отметить, что это, прежде всего талантливая литература, часто очень меткая сатира. Другое дело –как читать книги талантливых авторов. Можно, если постараться, и «Пиковую даму» Пушкина прочитать в «мистическом» ключе, не говоря уже о некоторых произведениях Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Как литературные произведения – книги Стругацких заслуживают безусловного внимания. Но придавать им некое исключительное, самодовлеющее значение нельзя, иначе можно дочитаться и до того, чего в них ни на поверхности, ни по замыслу автора. Для христианина их чтение, естественно, не обязательно, но при правильном чтении – не вредно. Их место в ряду авторитетных авторов литературной фантастикиРэй Бредбери и др. Нужно иметь достаточно широкий круг чтения. Любой культурный человек должен знать, прежде всего, классическую литературу, которая, в целом, проявление и неотъемлемая часть христианской культуры.

Как Вы относитесь к творчеству Пестова и Нилуса? Можно ли по этим книгам учиться? Татиана.

Здравствуйте Татьяна, Николай Ефграфович Пестов – крестный отец моей супруги. Я отношусь к нему с большим уважением, это человек замечательный и глубокий, с огромным духовным и практическим опытом.
С. А. Нилус – глубокий, интересный мыслитель, человек православный. Многое из того, что он написал, может быть полезным. Но, на мой взгляд, в его творчестве присутствует некая односторонность, так как большое значение придает последним временам.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Посоветуйте, что читать мирянам из духовной литературы..? Мне интересны монашеские поучения, но ведь они для монахов! Их приходиться “фильтровать”, а это очень сложное и опасное дело – что-то важное можно упустить. Илья

Дорогой Илья! Вы правы, что монашеские поучения нужно читать с рассуждением. Однако есть и прекрасные святоотеческие творения написанные именно для мирян, например, беседы и толкования на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Прекрасно, очень глубоко современным языком пишет один из самых ярких подвижников Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский (Блюм). Затем – «Слова» афонского старца Паисия: они несут мудрость святоотеческих творений и написаны удивительно просто. Недавно вышло его четырехтомное собрание творений. Очень полезно ознакомиться с житиями, поучениями и письмами Оптинских старцев, с творениями свт. Феофана Затворника. Прочитайте книгу о подвижнике XX века «отец Арсений». Много полезного Вы можете почерпнуть из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Как следует православному относиться к такому жанру литературы как “фэнтези”? В частности, к Джону Толкиену? Станислав

Дорогой Станислав!
Сам по себе жанр “фэнтези” ни хорош и ни плох. Важен не жанр, а содержание конкретных книг. Если книга учит добру, то ничего плохого в ней нет. Джон Толкиен – глубокий и серьезный писатель, поэтому его книги тоже можно читать.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я прочел роман-притчу А.Камю «Чума». К сожалению, не понял эпизода, когда от чумы умирает маленький мальчик. За что чума покарала малютку? Виталий

Здравствуйте, Виталий!
Художественную литературу не нужно рассматривать как часть реальной жизни – это плод воображения автора. В романе “Чума” отразились сложности духовных поисков А.Камю: сам он в детстве был тяжело болен туберкулезом и должен был умереть, однако он выжил. Но идею детской смерти он пронес почти через все творчество. Гибель мальчика была в данном случае – в воле Камю, он мог и сохранить своему персонажу жизнь. Комментарий французского редактора к роману объясняет этот эпизод так: « невинного ребенка всегда была главным аргументом противников христианства».
В “Чуме” этот спор находит отражение в дискуссии Доктора Рие и священника Панлу, миссия которого особенно сложна – призывать людей верить в милосердие Божие в эпицентре эпидемии чумы. И священник говорит: “Главное – положиться на милосердие Божие.”
Вот как сам Камю отвечает на вопрос: человек стоит перед выбором: либо любить Бога, либо ненавидеть.
Если говорить о страдании невинных вообще, то на эти вопросы прекрасно отвечает митр. Антоний Сурожский в беседе: С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня вдруг возникло непреодолимое желание прочесть хотя бы одну книгу Ю. Вознесенской, хотя мои верующие подруги мне не советуют. Юлия.
Здравствуйте, Юлия!
Почитайте что-нибудь из Вознесенской – некоторым её труды интересны, кого-то заставляют задуматься. Попробуйте – в конце-концов, не только классикой питаются наши эстетическое и нравственное чувства. Читайте, думайте, анализируйте – всё испытывайте, хорошего держитесь!
С уважением, священник Алексий Колосов

– Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

– К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

– Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь – поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой – является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию. Признавая свою ограниченность и греховную нечистоту, препятствующие проникновенному…

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей…

— Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

— Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей…

Предисловие

Посвящается эта работа моему первому наставнику в церковном служении Протоиерею Василию Владышевскому с любовью и благодарностью.

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке — всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить…

22.1. Как и в каком порядке читать Библию? Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений. 22.2. Что можно читать из Священного Писания в пост? К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. 22.3. Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно? Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь – поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой – является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию.

Признавая свою ограниченность и греховную нечистоту, препятствующие проникновенному познанию слова Божия,…

Сегодня православные лавки наполнены огромным ассортиментом печатных изданий. К сожалению, среди них нередко встречаются книги неправославного содержания. О том, почему так происходит и по каким критериям необходимо выбирать духовную литературу для чтения, мы попросили рассказать настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» протоиерея Николая Маслова.

Отец Николай, что Вы можете сказать по поводу необычайно широкого ассортимента литературы в церковных лавках в наши дни?
Слава Богу, сейчас такие времена. Вот, помню, в советское время Библию и то трудно было достать, не говоря уже о книгах Святых Отцов. Но перестройка изменила общество. Теперь люди получили мнимую свободу. Я не хочу хвалить те времена, поскольку и сам тогда немало пострадал, однако раньше государство следило за нравственностью, хотя при этом запрещало религию и гнало Церковь. Сейчас же государство не заботится о подрастающем поколении, кругом абсолютно…

Я, в своё время, окончила медицинский институт. Мы учили строение человеческого тела. Интересно то, что мы не начинали его изучать с макушки, постепенно опускаясь до пяток, а учили по системам (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и т. д.) . Библию легко и понятно
изучать тоже по темам (сотворение человека, потеря совершенства, расселение
несовершенных людей по земле и власть над ними Сатаны, приход на землю Иисуса Христа, свержение в последние дни Сатаны с неба на землю, конец правления Сатаны, приход на землю Царства Бога во главе с Иисусом Христом, Армагеддон, восстановление Рая… .) . Если Вы действительно приняли решение прочесть и понять Библию, будет очень полезно найти сообщника в изучении, т. к. в ходе обсуждения тем и сопутствующих вопросов большим подспорьем будет возможность сравнивать мнения и способы аргументации…

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?

Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы - ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное - научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия…

Какие книги нужно читать православному христианину?

Добрый день, дорогие наши посетители! Наверняка многие из Вас задаются вопросами, как задалась им Е. И. Таврина из г. Екатеринбурга – “Какие книги предпочительней? Что самое главное надо знать христианину?”

На эти вопросы отвечает известный богослов – протоиерей Александр Шаргунов.

Кроме Священного Писания и молитвословов, житий святых, особенно близких к нам по времени и, конечно же, мучеников и исповедников Российских, важнее всего книги, предостерегающие нас от ложного духовного пути. Такие, например, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писания старца Силуана Афонского, письма игумена Никона (Воробьева), письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потому что хуже всего - идти не в том направлении. В конечном счете - не к Богу, а к диаволу.

Однако одних…

Ко дню православной книги

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта - день православной книги. Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина - важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается Великий пост, прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем…

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каж дый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета - ука затель Евангельских и Апостольских чтений.

К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Читать Священное Писание надо, живя в Церкви, ибо только Церковь - поскольку в ней всегда присутствует Дух Святой - является подлинным учителем в чтении; и для того, чтобы избежать риска впасть в заблуждение из-за неверного понимания текстов, следует прибегать к церковному их истолкованию. Признавая свою ограниченность и гре ховную нечистоту, препятствующие проникновенному познанию сло ва Божия, надо смиренно молиться…

Христианин и литература. Ответы на вопросы

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть…

А моей первой книгой была «Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Стихотворения»Прочитал, и мир мой перевернулся! Слава Богу за все!

Раз вспомнили Оптинских Старцев… в самом начале моего пути на меня произвело большое влияние чтение

Дневника последнего старца Оптиной пустыни. Иеромонах Никон (Беляев).
и
Завещание духовным детям. Иеромонах Никон (Беляев).

(из библиотеки сайта Оптиной Пустныни)
Они оставили неизгладимый след в моем сердце. Очень легко читаются и наполнены такой непередаваемой искренностью, светом, простотой и смирением, какие в простой жизни даже и не встретишь, наверное только в монастырской или скитской. Если кто-то спросит меня: покажи мне смирение; Батюшка Никон будет первый, кого я посоветую почитать.

Из записок:

2. О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов
Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с…

Иоланта:ЁLка, да даже не в чудесах дело, а слог там такой незамысловатый, не богатый литературно, вроде как в бульварных романах.

аааа..я поняла просто «лубочно» в несколько ином смысле.
Вроде как наша тема «Замужество. Желаемое и действительное..»
Или как двух-мерная картинка, а реальность-то намного многомерней..

Прасковья:Расчитано, видимо, на такой круг читателей, которые более сложный слог просто откинут, а основы православия вплетены в эту сказку неплохо

Вот да, как-то так…вот у нас здесь все, слава Богу, девушки грамотные можно сказать, цвет прихожанства
а в жизни встречаются женщины, для которых такие книги — понятны и доступны..особенно, когда их настоятельно рекомендуют в церковной лавке…
Может, не поверите — но вот эти милые женщины ВЫПИСЫВАЮТ себе в тетрадочку цитаты из книжек..ну нет у них инета, или пользоваться не умеют — чтобы скачать…
Меня только сегодня спрашивали «А Флавиан на самом деле где-то служит, есть…

Священное Писание: чаще целуем, чем читаем?

Важной составляющей круга чтения православного человека не может не быть – хотя часто оказывается, что его там нет, – Священное Писание. Нередко выясняется, что целиком среди православных Библию прочитали только те, кто специально занимался библеистикой или перешел из разного рода протестантских или сектантских сообществ («что не отнесешь к недостаткам этих объединений; в полемике как начнут сыпать цитатами, так душой понимаешь, что начетничество, но думаешь: вот знал бы я Священное Писание, так смог бы ответить», - отметил протоиерей Максим Козлов).

«Если Священное Писание – это книга, которую мы чаще целуем, чем читаем, - то это абсурд», - подчеркнул священник. Если мы слушаем по воскресеньям одни и те же Евангельские отрывки, а в течение недели Евангелие ни разу не открываем; если апостольские чтения целиком проходят мимо нас, как пауза перед Евангелием на службе, если так называемая «проблема непонятности…

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей Вячеслав Бондарь и ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Андрей Коробчук.

Православному христианину, в первую очередь новоначальному, обязательно следует свои изыскания, вопросы согласовывать с опытным человеком, а лучше всего – с духовником. Узнавая характер, жизненные обстоятельства человека, священник определяет, что ему предложить для прочтения. Выбор литературы зависит от пола, возраста, образования, социального положения и других факторов.

«Множество духовных советов старцев и подвижников, на которых мы сегодня ссылаемся, адресовались конкретному человеку, – поясняет протоиерей Андрей Коробчук. – Соответственно учитывались его бытовые, социальные и другие условия жизни».

«Любая книга, за исключением Священного Писания, несет в себе нечто субъективное, личный духовный опыт ее автора, – говорит протоиерей Вячеслав Бондарь. – Классические творения святых отцов не для всех христиан могут быть одинаково полезными и одинаково понятными. Кто-то хочет узнать больше об истории, кого-то больше вдохновляют повествования о чудесах, жизнеописания подвижников. К примеру, «Флавиан» прот. Александра Торика или «Несвятые святые» архимандрита Тихона – книги, которые некоторых действительно «трогают», а кого-то оставляют равнодушными».

От букваря к высшей математике

На первом месте должно быть познание Христа, и без знания Священного Писания здесь христианину не обойтись. Это – духовная пища, пища для алчущей души. Как без еды человек слабеет, так и без Евангелия он со временем начнет гаснуть в своем желании идти путем веры и в результате вовсе потеряет интерес. Священнослужители советуют начинать изучение Священного Писания с Нового Завета. Люди, впервые взявшие Библию и начинающие ее прочтение с книг Ветхого Завета, встречаются со многими вопросами.

«Ветхий Завет – это в основном история распространения греха в мире. Многие ветхозаветные предписания, особенно обрядового характера, имели временный характер и утратили свое значение в новозаветное время, – поясняет отец Вячеслав. – Это понимает воцерковленный человек, но может не понять начинающий христианин, не знающий обрядовой стороны богослужения Православной Церкви. В целом ветхозаветный Закон готовил человечество к принятию Мессии – Христа Спасителя, и поэтому до конца понять его можно только сквозь призму новозаветного Евангельского учения. Нужно детально знакомиться с Евангелием и хотя бы с книгой Деяний Святых Апостолов. Можно начинать с детской Библии и в дальнейшем перейти непосредственно к оригинальному тексту».

«Я бы советовал читать Евангелие как часть молитвенного правила – это фундамент и подпитка, – говорит отец Андрей. – На первых порах будет очень много непонятного, поэтому рекомендую толкование, которое легко читается и в то же время в котором собраны «самые сливки», – архиепископа Аверкия (Таушева). Все должно быть постепенно – от букваря и до высшей математики».

Практика показывает, что в первую очередь полезным для новообращенных будет Закон Божий прот. Серафима Слободского. Украинская Православная Церковь переиздала Закон Божий, в основу которого также положена редакция протоиерея С. Слободского, но текст адаптирован ко многим вопросам современности. В этих книгах кратко изложена и священная история, и понятие о литургике (богослужении), о Церкви, о правильном поведении в храме. Если новоначальный поймет и усвоит Закон Божий, тогда можно переходить к Катехизису и Уставу Церкви.

Для человека, который действительно хочет изменить свою жизнь, будет полезна книга «Современная практика православного благочестия» Н. Е. Пестова. Также есть замечательные периодические издания, помогающие человеку согласовать свою жизнь с верой: журнал «Фома» (православный журнал для сомневающихся), журнал «Отрок» (православный журнал для молодежи).

С чего начать, а с чего – не стоит?

«Сначала нужно научиться молитве и покаянию, – поясняет отец Вячеслав. – Нельзя читать Исаака Сирина, не узнав о борьбе со страстями. Нельзя говорить о мистическом богословии, не познав практику борьбы с грехом. Новоначальным рекомендую святых отцов, которые говорят о борьбе с грехом: Авва Дорофей, второй том «Добротолюбия» или «Добротолюбие» для мирян, архимандрит Иоанн Крестьянкин – письма и «Опыт построения исповеди», письма старца Паисия Святогорца, «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева), «Загляни в свое сердце» – письма Валаамского старца (схиигумен Иоанн Алексеев) – книга, повествующая о духовной жизни, святой Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», святитель Феофан Затворник «Путь ко спасению», святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты». Примерно в этой последовательности их и нужно изучать».

«Не стоит начинать чтение православной литературы с узкобогословских книг, к примеру, «О непрестанной Иисусовой молитве», «О нетварном свете», – предостерегает отец Андрей. – Возможно, новоначальный христианин ударится в мистику или неправильно истолкует прочитанное, может запутаться, испугаться. Или, наоборот, начнет практиковать и впадет в прелесть.

При выборе брошюр также нужно обращаться к своему духовнику, священнослужителю. Человек купит, к примеру, брошюру «В помощь кающемуся», а там такой список грехов, что начинающего христианина может вообще оттолкнуть от Церкви! Может потеряться суть покаяния – перемена мысли и образа жизни. Нужно быть аккуратным в выборе таких брошюр, их чтение может привести человека не ко Христу, а к законничеству или обрядам. Не говоря уже о книгах о «последних временах», кодах и неизвестных старцах».

Чтобы случайно не купить еретическое или протестантское издание, нужно смотреть, кем оно благословлено и где издано – действительно ли в церковной ограде, к примеру, указано: «издание Киево-Печерской лавры» , «издание Сретенского монастыря» , «Издательский отдел при Патриархии» . В первую очередь следует покупать литературу в храмах или церковных лавках. Хотя, к сожалению, это тоже не всегда защитит от некачественной продукции, почему и необходимо руководство духовника.

Какими еще источниками можно пользоваться?

Кроме периодики и книг есть аудиоматериалы – их можно слушать по дороге на работу или учебу, к примеру Светлану Копылову (исполнительницу авторских православных песен). Слабовидящим помогут так называемые «аудиомолитвословы».
Дома можно просматривать видеолекции, их сейчас очень много. Интересны лекции профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, протоиерея Ильи Шугаева, монахини Нины Крыгиной.

Для поиска литературы можно пользоваться интернет-ресурсами. Есть официальные сайты епархий, обителей, приходов. Например, pravoslavie.ru (сайт Сретенского монастыря) – один из ведущих сайтов, который помогает разобраться в различных вопросах церковной жизни, сделать первые шаги в храме. На нем есть рубрика «вопросы священнику», очень полезная тем, у кого еще нет духовного наставника. На сайте «Азбука веры» (azbyka.ru) размещено много статей известных богословов, церковных публицистов. Predanie.ru – здесь размещаются творения святых отцов, другие духовные книги, как правило, выдержавшие критику и проверенные временем. Будет полезен и сайт bogoslov.ru – научный богословский портал.

Чтобы чтение не было во вред…

«Читайте осмысленно, постепенно разрешая возникающие вопросы. Бывает, человек читает Священное Писание, не понимает трудные места, но ищет ответ в Церкви – это одна сторона вопроса. Но совсем другое дело, когда в толковании священных текстов человек опирается исключительно на свое понимание, не учитывая 2000-летнего опыта Церкви в осмыслении Священного Писания. Это очень опасный подход к изучению священных текстов.

Очень важно жить в Церкви, а не просто «накапливать знания» , – говорит отец Вячеслав. – Следует применять прочитанное к себе лично , а не по отношению к ближним, особенно то, что касается грехов, изобличения страстей. Чтение не должно служить поводом к осуждению других людей. Если при чтении духовной литературы будет замечена гордость, то кроме опустошения оно ничего человеку не принесет.

Не спешите делать выводы, прочитав одну или две книги. Невозможно узнать все о православной вере по нескольким книгам. Человек стремится познать Бога через молитву, покаяние, участие в Таинствах, чтение Священного Писания и духовной литературы. Это настроение нужно сохранять и поддерживать всю жизнь. Если что-то смущает сердце: книга или сайт, следует сразу выяснять этот вопрос с духовником, искать ответ в соборном разуме Церкви. И многие вещи, которые на первых порах кажутся непонятными, не отвергать и не высмеивать. Все, что есть в Церкви, – полезно и проверено опытом многих поколений христианских подвижников».