Архитектором данного сооружения является а н воронихин.

Воронихин Андрей Николаевич

Годы жизни: 1759 г. - 21.02.1814

Архитектор

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга - Павловск и Петродворец.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях - в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте 6-7 лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14 годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы - М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание - "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34).

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына - сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки - с 1806 по 1809 г.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814 гг.) – русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

О происхождении знаменитого русского архитектора почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 (28) октября у крепостного крестьянина «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811 гг.), находившегося в 1759 г. при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. Версий существует несколько и у каждой из них есть право на жизнь.

Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова при одной из художественных школ, основанных на Урале Строгановыми. Самых способных учеников таких школ отправляли для продолжения обучения в крупные города. Талант юноши привлёк внимание графа А.С. Строганова, известного мецената и коллекционера, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, и весной 1772 г. Андрея Воронихина среди таких учеников отправили учиться в Москву.

В Московской школе архитектуры учителями А.Н. Воронихина в 1775-1779 гг. были предположительно В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, которым он обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. Здесь Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое почерпнул он из книг, овладев латынью, многое узнал от Баженова, который взял способного мальчика в помощники. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, он писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

В 1779 г., после окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа А.С. Строганова. Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Строганов жил в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта. Воронихин поселился в его дворце и неожиданно для самого себя стал в Петербурге своим человеком, быть может, гласно и непризнанным родственником, но не чужим в доме графа. Наделенный многими художественными талантами Воронихин, видимо, был симпатичен известному вельможе, который оказывал юноше всяческую помощь и поддержку. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлении молодого таланта. А.Н. Воронихин был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на собраниях любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Андрей постоянно сопровождал Павла Строганова, сына графа, а в 1785 г. граф А.С. Строганов отправил гувернера Ромма и обоих мальчиков в долгое путешествие по России. К этому времени (в 1785 г.) граф дал Андрею «вольную» и Воронихин перестал быть крепостным.

За время путешествий Ромм, А.Н. Воронихин и П.Строганов побывали в Москве, затем на Украине, посетили Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря, где исполнили цикл пейзажных акварелей и рисунков, известный под названием «Путешествующий по России живописец». А после многолетних разъездов по России начались сборы в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. В 1786 г. граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путём отправил во Францию. Молодые люди посетили также и Германию, а продолжать и совершенствовать художественное образование уехали в Швейцарию, где поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы. Они изучали не только архитектуру, но и механику, математику, физику, естественные науки. Два года юноши провели в Женеве, а в 1789 г. переехали в Париж. Целые дни и вечера Андрей Воронихин проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям. Здесь Андрей Воронихин, испытав влияние французских зачинателей ампира, в том числе К.Н. Леду, окончательно утвердился в решении быть архитектором.

В тревожные июльские дни 1789 г. Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошёл в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции – великой республики. Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла – Николай Новосильцев. По требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин. Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

Вернувшись в Россию в 1790 г., А.Н. Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Вскоре произошел пожар во дворце Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. В 1791 г. граф Строганов заказал архитектору перестроить в своём доме картинную галерею, бильярдную, столовую, минеральный кабинет и вестибюль. Это решение было принято несмотря на отсутствие у архитектора серьёзного опыта. «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!», – утверждал граф. Несмотря на трудность задачи, – в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, – А.Н. Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796 гг.), а также дома в усадьбе Городня Калужской губернии (1798 г.). Тогда же он написал картину «Вид картинной галереи графа Строганова» (1794 г., Эрмитаж), за которую Совет Академии художеств произвел его в профессора живописи, «назначенные» в академики. А когда Воронихин написал «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г., ГРМ), ему присудили звание академика перспективной живописи и миниатюры Академии Художеств.

Позже Строганов поручил А.Н. Воронихину ещё одну работу – строительство паркового павильона во владениях графа в Новой Деревне. Интересно отметить, что он, получив вольную, связей со своим бывшим хозяином не прерывал. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи.





Здание Горного университета
(Васильевский о-в, 21-я линия, д.2)
Казанский собор
(Невский пр. – Казанская пл., д.2)
Церковь преподобного Макария Египетского при Горном Кадетском корпусе

В 1799 г. по указу Павла I был проведён конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Петербурге вместо старой церкви Рождества Богородицы, построенной в 1730-е гг. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Столь большое внимание к этой церкви было связано с тем, что в ней хранилась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери. В конкурсе приняло участие немало видных русских и иностранных архитекторов, в том числе П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон. Поначалу проект Казанского собора был заказан Чарльзу Камерону, но вскоре был забракован. Павел I отдал предпочтение работе Воронихина, которого поддерживал граф А.С. Строганов. Одной из причин предпочтения, оказанного проекту Воронихина, было и то, что Камерон считался любимцем Екатерины, а Павел не жаловал ее любимчиков. Павел верил разбиравшемуся в искусствах графу Строганову, а тот, в свою очередь, верил в способности Воронихина. «Комиссия о построении Казанской церкви» – так именовала она себя – 8 января 1801 г., во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать воронихинский проект. Комиссия определила расходную смету в сумме 2.843.434 руб. и, подчиняясь повелению Павла, обязалась построить собор в три года. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись: «Кроме сих статей, быть по сему». Но 11 (23) марта Павла I убили заговорщики, и 27 марта 1801 г. строительство началось уже при новом императоре. Через две недели после закладки первого камня собора Александр I поехал в Москву короноваться в Кремле. Ни Воронихин, ни граф Строганов не участвовали в этом торжестве.

За основу воронихинского проекта был взят собор Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини (XVI-XVII вв.). Воронихин предложил решение, которое правильно отвечало задачам градостроительства. Он поставил здание, отступив от линии Невского проспекта. Площадь, которая образовалась перед зданием, была ограничена вдоль дальней стороны мощной коринфской колоннадой и благодаря этому являлась своего рода парадным подъездом к зданию. Красота и парадность главной улицы города, Невского проспекта, таким образом, даже подчёркивались. Монументальные колонны из известняка стоят перед входом в собор, выполненным в виде шестиколонного портика с огромным треугольным фронтоном. Над портиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Решение купола с внешней оболочкой, впервые в таком масштабе выполненной на чисто металлической основе, является новаторским. Строгость общего замысла сочетается с пышностью декоративного убранства. Собор образует в плане латинский крест (с удлинённым нижним концом, соответствующим западной части храма). Интерьер храма оформлен колоннами, высеченными из монолитных блоков розового гранита. При выходе из собора через западные врата взору открывается ещё одна, маленькая, «уютная» полукруглая площадь, обрамлённая чугунной оградой. Постройка Казанского собора явилась крупным архитектурным событием в жизни Воронихина, а ещё в большей мере - самого города Петербурга.

Продолжая трудиться над Казанским собором, А.Н. Воронихин работал в Павловске, где создал Розовый павильон, а также ряд других павильонов, мостов и служебных построек. У него было немало и других мелких работ по строительству в Павловском парке.

В 1800 г. зодчий выполнил в Петергофе проект колоннад у «Ковша Самсона», которые назвали «воронихинскими». Член петербургской Академии художеств Воронихин строил так хорошо, что получил за проект Петергофских каскадов звание архитектора (1800 г.), в марте 1800 года начал преподавать в Академии Художеств, а в 1802 г. удостоился звания профессора архитектуры. Он был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств. С 1811 г. он постоянно вёл архитектурный класс в Академии. Перемена в жизни и положении не оттолкнули Воронихина, не оторвали его от родной крестьянской жизни. Но и в новом окружении благодаря своему прирожденному уму и такту Воронихин нашел друзей. Хотя в тогдашнем обществе тех, кто сторонились его и не могли примириться с его происхождением, было немало. Друзья же ценили в нем скромность, внимательность и отзывчивость к окружающим и считали его трудолюбивым и исключительно честным.

С 1803 г. по эскизам А.Н. Воронихина был также реставрирован после пожара дворец в Павловске, причём архитектор проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности образов. Уже тогда зодчий придавал большое значение своей деятельности в области прикладного искусства – мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой. В 1806 г. он создал проект строительства ряда фонтанов на дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Но построен был лишь один – на склоне Пулковской горы. В своих фонтанах Воронихин показал, что поэтичность художественного образа может сочетаться с прозой жизни, он решил две задачи, далекие друг от друга, но связанные общим пониманием классики. Одни фонтаны – только праздничное, нарядное украшение в парке, другие, наоборот, – живописные водопои для лошадей на дорогах.

Собор в честь Казанской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге освятили в мае 1811 г. Общее мнение было единым – это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Трудно найти более удачное сочетание крепкой, уверенной в себе силы и нежной нарядности, чем в знаменитой воронихинской решётке у Казанского собора. В этой решётке сказалось всё жизненное богатство Воронихина, его понимание классики, торжественности, закономерности, планировки города, мастерство рисунка и свобода и лёгкость орнамента русского кружева. По случаю освящения храма А.Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. После победы над наполеоновской армией в соборе разместили 105 знамён французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи. Уже после смерти Воронихина композицию площади дополнили два скульптурных монумента – памятники знаменитым русским полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (1828-1836 гг., ск. Б.И. Орловский).

В один из дней 1806 г., в самый разгар строительства Казанского собора, Александр I (не без протекции графа Строганова) вызвал архитектора к себе в Зимний дворец. Из углового кабинета, окнами выходившего на Неву, царь показал архитектору на видневшиеся при впадении Невы в залив беспорядочно стоявшие дома Горного корпуса и сказал, что на их месте должно быть построено цельное здание, монументальное и приятное глазу, и «чтобы из боковых окон Зимнего дворца его было видно, и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры».

Здание Горного института А.Н. Воронихин задумал построить как храм науки «геологии». Виденные им в Италии и Греции античные храмы рисовались перед его воображением, и он создал подобный им строгий, титанически мощный 20-колонный портик дорического храма. В этом произведении Андрей Никифорович не повторял что-либо уже существовавшее, не делал копии в буквальном смысле, а создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь. Дорические колонны «прорисованы», как говорят художники, живыми, сочными линиями. В пропорции фронтона и колонн найдены приятные и гармоничные соотношения. Статуи, поставленные по сторонам подъезда в институт, изображают Плутона, похищающего Прозерпину, и Геркулеса, борющегося с Антеем. Обе скульптурные группы аллегорически говорят о победе человеческого разума над тайнами природы. Так А.Н. Воронихин запечатлел в своём архитектурном произведении великую силу человека над природой. «Горный кадетский институт» (1806-1811 гг.) – настоящий памятник русской культуры начала XIX столетия. Эта постройка композиционно завершила набережную Васильевского острова со стороны моря. И здесь, как и в Казанском соборе, важна роль синтеза архитектуры, скульптуры и орнамента, но в целом зданию присущ гораздо более суровый облик.

Сохранилось и несколько небольших, но очаровательных произведений Воронихина. Особенно интересен «Фонарик» (1805-1807 гг.) – небольшая комната-библиотека в Павловском дворце. Воронихин в обыкновенной комнате вынул одну стену, превратив её в беседку с колоннами. Пространство между колоннами было застеклено от пола до потолка, и потому впечатление простора света и открытого сада было очень сильно. Казалось, что сад с цветами и солнечными зайчиками продолжается в комнате, тем более что и снаружи, и внутри библиотеки всё было заставлено цветами. Увлечение классицизмом сказалось и здесь. Архитектурный переход от стен комнаты к куполу и колоннам фонарика был декорирован белыми статуями двух кариатид, фигурами девушек в античных одеждах, которые поддерживали своими головами арку. Чтобы посетители могли мысленно перенестись в далекое прошлое, в эпоху античной Греции, в мир «классики», у кариатид были как бы отбиты руки, совсем как на подлинных статуях, вырытых из земли учёными XVIII в.

С именем архитектора также связывают дом Лаваля на Английской набережной, дом министра уделов на Дворцовой набережной, дом Государственного казначейства, домовую церковь в особняке Голицыных на набережной Фонтанки, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске и другие постройки. До наших дней в первоначальном виде из его произведений дошли лишь главные его творения – Казанский собор (1801-1811 гг.) и здание Горного института (1806-1811 гг.) в Петербурге. А были у А.Н. Воронихина и другие, неосуществленные, проекты. Так, например, он участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в Петербурге (1808-1810 гг.), который в итоге был отдан французу О. Монферрану, и в конкурсе проектов храма Христа Спасителя в Москве (1813 г.), который выиграл академик архитектуры К.А. Тон.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин большую часть своей жизни посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: дачи «Арсенал» и фонтанов в Петергофе и Пулково. Выдающийся русский архитектор и живописец, один из основоположников русского ампира, А.Н. Воронихин умер в Петербурге, окружённый своими учениками. Его похоронили на престижном Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой: гранитной колонной с рустом, на котором изображён Казанский собор, увенчанный фигурой гения наверху.





Розовый павильон
(ГМЗ Павловск)
Дача архитектора А.Н. Воронихина
(Каменноостровский пр., д.62)
Дом графини А.Г. Лаваль
(Английская наб., д.4)
Военно-медицинская академия. Главный корпус
(ул. Академика Лебедева, д.6)

Андрей Никифорович Воронихин

Казанский собор в Петербурге,
работы архитектора А.Н. Воронихина.
Фото с сайта http://www.mitropolia-spb.ru/

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814) - российский деятель культуры, архитектор, представитель классицизма и русского ампира. Крепостной президента АХ, графа А. С. Строганова, отпущенный на волю в 1785 г. В 1786-1790 гг. изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. С 1797 г. - академик «перспективной живописи» в АХ, с 1802 г. - профессор АХ. Работая в Петербурге, создал новый простой и строгий тип общественного здания, выражающий своим архитектурным обликом мощь и величие государства - Казанский собор (1801-1811), здание Горного кадетского корпуса (1806-1811). Отличительная черта этих построек - монументальная колоннада. Принимал участие в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске. Создал ряд неосуществленных проектов - Исаакиевского собора (1808-1810, Петербург) и храма Христа Спасителя (1813, Москва).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 93.

Воронихин Андрей Никифорович(17.10.1759-21.02.1814), архитектор. Из крепостных графа А. С. Строганова, президента Академии художеств (до 1785).

С 1777 Воронихин учился в Москве, возможно, у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, с 1779 работал в Петербурге. В 1786 - 90 изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. С 1800 Воронихин преподавал в Академии художеств. К ранним работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793), возведенного в сер. XVIII в. В. В. Растрелли. Барочные пышные формы Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. В этом же направлении он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Черной речке (1795 - 96), дома в усадьбе Городня (1798).

Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие государства. Таким зданием стал Казанский собор в Петербурге (1801 - 11). Воронихин построил собор как дворец, полуциркульная колоннада которого образовала на Невском проспекте площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий. Градостроительная идея играет основную роль и в здании Горного кадетского корпуса (1806-11) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве и оформляющей въезд в город со стороны моря. Воронихин участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Павловска; неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора (1808-10) и храма Христа Спасителя (1813).

В.А. Федоров

Воронихин Андрей Никифорович (1759, с. Новое Усолье Пермской губ. - 1814, Петербург) - архитектор. Род. в семье крепостного "канцеляриста" графа А.С. Строганова. С 1777 жил в Москве, где у него "развились способности и склонности к архитектуре". В. обучался у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Когда в 1779 граф Строганов с семьей вернулся из Парижа, кто-то обратил его внимание на талантливого крепостного, и граф принял деятельное участие в судьбе В. В 1786 В. получил вольную и в качестве учителя рисования и слуги сына Строганова отправился в путешествие по Зап. Европе. В Париже В. изучал архитектуру, живопись, а также занимался математикой. В 1790 в связи с рев. событиями во Франции П.А. Строганов и В. вернулись в Россию. В 1793 В. написал акварели, за к-рые в следующем году был принят в Академию художеств, и приступил к своим первым скромным архитектурным работам. В. обладал большим вкусом в оформлении интерьера. В 1795 по его проекту была построена деревянная дача Строганова (сгорела в сер. XIX в.), был разбит сад и созданы для него малые архитектурные формы. Многолетняя внутренняя работа и практяческие строительные знания проявились в полной мере в конкурсе на проект Казанского собора в Петербурге. В нем участвовали такие крупные архитекторы, как П. Гонзаго, Ч. Камерон, Тома де Томон, Д. Кваренги, Н.А. Львов. Но из всех проектов в 1800 "утверждения удостоен план архитектора Воронихина". С 1802 - профессор, а с 1811 - старший профессор архитектуры, В. был руководителем архитектурного класса Петербург, академии художеств. В 1806 В. участвовал в постройке ряда зданий в Павловске, в 1806 - -1811 строил Горный ин-т, в 1807 создал проект крупного здания.на Неве - дом министра уделов (не сохранился). Лишь Казанский собор и здание Горного ин-та дошли до нас в первозданном виде. В. работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812: храма Христа Спасителя в Москве и колонны из пушек, отбитых у французов, работа над к-рыми была прервана его скоропостижной смертью. ,

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Литература:

Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.-М. 1963;

Мурашова Н.В. А.Н. Воронихии и Ф.И. Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств. М.,1990. Вып. 13.

В. К. Шуйский

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией.

Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779-го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был Демерцов. Н. В. Глинка достаточно убедительно доказала, что под руководством Демерцова Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Поначалу он копировал чертежи Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и лишь затем стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся ныне в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 г. звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

Получив положенное от казны жалованье, архитектор становится материально независимым. В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора. Это здание через несколько лет за ветхостью было разобрано, и в 1806 г. Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро разраставшейся семьи (у Воронихиных было шестеро детей, из которых двое умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровской перспективе (участок дома № 62). В начале октября 1804 г. жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских строений с просьбой разрешить построить собственную дачу. Строение предполагалось окончить в 1807 г. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая дача Воронихина существовала до конца XIX в. В 1890-х гг. был надстроен второй этаж и пристроена двухэтажная каменная лестница, а в 1930-х гг. разобрали портик. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя вблизи Казанского собора, архитектор непрерывно наблюдал за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

В процессе строительства Казанского собора А. С. Строганов предложил Воронихину принять участие в конкурсе на проект перестройки Исаакиевского собора. Наряду с Воронихиным в конкурсе участвовали архитекторы Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайловы, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал целую серию проектов Исаакиевского собора. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенного еще в 1768 г. по проекту А. Ринальди, спроектировав небольшие пристройки с севера, юга и востока в окружении колоннады. В другом варианте проекта перестройки Исаакиевского собора Воронихин предложил разобрать колокольню, абсиду и полуциркульные приделы наподобие абсид со стороны южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В одном и другом случае планировочная композиция имеет четко выраженный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно принимал участие Воронихин, не дал окончательного решения, и новый Исаакиевский собор был построен значительно позже по проекту О. Монферрана.

Немного раньше Воронихин принял участие в конкурсе с Тома де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Он представил серию проектов и на этот раз, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.

Фонтан на склоне Пулковой горы был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, каннелированные стволы которых вросли в землю. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.

В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом. Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится картина неизвестного художника, на которой представлена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после его сооружения.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

Наряду со свойственными классицизму принципами построения фасада Воронихин широко использовал национальные мотивы, что заметно выделило бы весь ансамбль на фоне прилегающей застройки. В центре композиции, построенной на игре разновеликих архитектурных объемов, предполагалось, видимо, поместить мечеть, а по сторонам — службы и комнаты для приезжих. Татарское подворье должны были соорудить в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, близ усадьбы поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных изысканий.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34). Построен он был еще в середине XVIII в. и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого — С. И. Чевакинского и Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его строительства до 1918 г. находился во владении представителей того же графского рода, поэтому государственные архивы содержат о нем очень скупые сведения. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его перестройке, является план, по которому можно судить, что архитектор в незначительной степени перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: колонный портик он предлагал застроить, превратив его в вестибюль частично реконструированной им парадной лестницы.

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына. Однако изучавший их профессор Г. Г. Гримм предполагал, что они копийные, а Воронихину принадлежит лишь проект устройства церкви в этом доме, что, впрочем, спорно,— не исключено и его авторство в самом доме.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное в плане и крытое кирпичным коробовым сводом помещение, расположенное в верхнем этаже. Оно не имело окон, и свет в него попадал через расположенный вверху световой фонарь. В центре одной из поперечных стен помещалась дверь, а напротив находился иконостас. Церковь, устроенная в 1812 г., была посвящена Святой Троице.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Многочисленны работы Воронихина в пригородах Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, особенно же много — для Павловска.

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 г. Воронихин отделывал в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса, выходящего на Дворцовую площадь.

При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Рисунки и акварели архитектора с изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение. Так, в 1803 г. по его рисункам был выполнен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "в число подарков для Ея Величества королевы прусской".

До последних лет жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. В архивных документах содержатся сведения о том, что в 1812 г. ему были выплачены деньги "за сделанные им для Е.ГО Величества два походных иконостаса и за модели для серебряного туалета".

Андрей Никифорович являлся также превосходным мастером садово-парковой архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал трудиться почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807—1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом легкий и изящный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданном окружении из розовых кустов.

Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Кроме Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем оказался Тома де Томон. По его проекту в Павловском парке был сооружен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал деятельное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона Воронихин предлагал иную композицию — в виде круглого в плане храма, наподобие римского Пантеона, но не с одним, а с четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер с символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с центрально расположенным остекленным купольным павильоном, такими же прозрачными крыльями и фланкирующими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни. Небольшой пологий арочный мост хорошо вписался в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, однако документы, конкретизирующие эти работы, до сих пор не найдены. По сохранившемуся проекту перестройки угловой части Конюшенного каре, где находились комнаты императрицы, можно заключить, что Воронихин в незначительной степени касался их перепланировки и в основном перекладывал печи и камины.

Наряду с А. Д. Захаровым Воронихин разрабатывал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из одной и той же архитектурной схемы: центрально расположенное здание церкви объединено с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образующими два симметричных относительно церкви каре. В одном случае центр композиции Воронихин акцентировал изогнутой по дуге колоннадой и спроектированным на всю ширину церкви куполом, в другом — скромно отметил шестиколонным портиком, чем добился большей слитности всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Ко времени реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин выполнил рисунки "повредившихся или утратившихся бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливавший ранее статую Суворова, изготовил в бронзе недостающие детали.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Предоставленный ему небольшой деревянный дом, располагавшийся когда-то в академическом садике со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 г. и были закончены в следующем году. В академическом доме Воронихин жил до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812—1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1

АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю – 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Николаевича Строганова, находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. И у этой версии, как видно из дальнейшего рассказа, есть право на жизнь.

Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Весной 1772 года по приказу графа Строганова Андрея Воронихина отправили учиться в Москву. Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое узнал он из книг, овладев латынью, многое услышал незнаемого им из уст Баженова. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

После окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа Строганова. Перед Воронихиным раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути-дороги.

Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Александр Сергеевич Строганов жил тогда в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта.

Строганов еще тогда был не так стар, полон сил, облечен доверием императрицы и вниманием высшего петербургского света. Граф принял Андрея любезно, расспросил, чему он обучился в Москве, посмотрел чертежи и рисунки, остался весьма ими доволен.

Неожиданно для самого себя стал Андрей своим человеком, быть может, гласно и не признанным родственником, но не чужим в доме графа. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлению молодого таланта. Воронихин вскоре был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на сборищах любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Обычно на такие собрания Воронихин приходил с Павлом и Роммом. Садились они поодаль от знаменитостей и учтиво слушали умные речи Гаврилы Романовича Державина, веселые басни Ивана Крылова, музыку Бортнянского и споры Федота Шубина с Гордеевым.

Строганов, по совету Ромма, отправил сына в путешествие по России, к этому времени граф дал Андрею «вольную», – Воронихин перестал быть крепостным.

Через несколько дней оба мальчика и Ромм выехали в Москву. Потом они побывали на Украине, посетили древний Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря. Длинной, широкой лентой развертывалась перед Андреем панорама России. Вот подмосковные усадьбы дворян-богачей, куда хозяева приглашали знаменитых и русских, и иностранных архитекторов строить им дома-дворцы. Поскольку все строительные работы исполнялись руками крепостных крестьян, и здесь во всей красе сказалось русское народное искусство.

Кончились пятилетние разъезды по России. А вскоре начались сборы Павла Строганова в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. После многократных наставлений граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Вскоре оттуда они уехали в Швейцарию продолжать образование и поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы.

Ромм советовал Воронихину и Павлу летние месяцы проводить порознь: Павлу – знакомиться с работой на рудниках, изучать минералогию, осматривать заводы, наследнику графа и крупного промышленника все это пригодится; Воронихину – на две недели поехать в Германию для изучения образцов готической архитектуры и перспективной живописи немецких художников. В конце лета они возвратились в Женеву и до наступления занятий у профессоров делились летними впечатлениями. Так незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах.

В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Иногда Павел и Ромм, отвлекаясь от бурно протекавших событий, просматривали из любопытства записи, чертежи и рисунки Воронихина и одобряли его настойчивость в учении.

В тревожные июльские дни 1789 года Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошел в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции – великой республики.

Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла – Николай Новосильцев. Во исполнение воли монаршей, по требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин.

Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

По прибытии в Россию Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Сгорел дворец Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. И Воронихину граф решил поручить перестройку у отделку дворца. «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!»

Строганов заказал перестроить в своем доме картинную галерею, бильярдную, столовую и вестибюль. Несмотря на трудность задачи, – в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, – Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Тогда же он написал картину «Вид картинной галереи», за которую Академия художеств произвела его в «назначенные» профессора живописи. А когда Андрей Никифорович построил для Строганова дачу на берегу Невы и написал картину «Вид построенной дачи», ему было присуждено звание академика перспективной живописи.

У Воронихина было немало и других мелких работ на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке. Он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. На четвертом десятке лет пора всерьез подумать о женитьбе. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора. Знакомство Воронихина с ней не сразу перешло в дружбу. Встречались они на совместных работах. Мери Лонг несколько раз возобновляла в своем посольстве паспорт для проживания в Санкт-Петербурге. Не раз из Павловска Андрей Никифорович привозил ее на Мандурову мызу, где они вместе наблюдали за ходом строительства строгановской дачи. Вскоре Воронихин сделал ей предложение, и Мери согласилась выйти за него замуж.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин всю свою дальнейшую жизнь посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: библиотеки «Фонарик» в Павловске, дачи «Арсенал» и фонтанов в Петергофе и Пулково.

Постройка Казанского собора явилась крупным архитектурным событием в жизни Воронихина, а еще в большей мере – самого города Петербурга. Поначалу проект Казанского собора был заказан Камерону, но вскоре был забракован. Одной из причин предпочтения, оказанного проекту Воронихина, было и то, что Камерон считался любимцем Екатерины, а Павел не жаловал ее любимчиков. Павел верил разбиравшемуся в искусствах графу Строганову, а тот, а свою очередь, верил в способности Воронихина.

«Комиссия о построении Казанской церкви» – так именовала она себя – 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать воронихинский проект.

Комиссия определила расходную смету в сумме 2843434 рубля и, подчиняясь повелению Павла, обязалась построить собор в три года. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись: «Кроме сих статей, быть по сему». В марте Павла I убили заговорщики, и строительство началось при новом императоре.

На Невском проспекте на месте существующего Казанского собора с первых лет основания города была построена небольшая церковь. Позднее были заказаны многим архитекторам проекты каменного собора. Но все они оказывались неудачными, и не потому, что здание собора было некрасивым, а потому, что оно не отвечало задачам городской планировки. Так получалось, что здание собора стоит длинной стороной вдоль улицы и к нему нет широкого главного входа, поэтому рядом с Невским проспектом образовывалась сбоку большая площадь, в которой не было никакого смысла.

Воронихин предложил решение, которое правильно отвечало задачам градостроительства. Он поставил здание, отступив от линии Невского проспекта. Площадь, которая образовалась перед зданием, была ограничена вдоль дальней стороны мощной триумфальной колоннадой и благодаря этому являлась своего рода парадным подъездом к зданию. Красота и парадность главной улицы города, Невского проспекта, таким образом даже подчеркивались. А самый собор Воронихин видел не отдельно стоящим зданием, а центральною частью грандиозной, мощной колоннады, завершенной красивым порталом и увенчанной высоко приподнятым куполом.

Через две недели после закладки первого камня собора Александр I поехал в Москву короноваться в Кремле. Ни Воронихин, ни граф Строганов не участвовали в этом торжестве.

Для Андрея Никифоровича эти дни были отмечены другим немаловажным событием: в сентябре 1801 года состоялось его бракосочетание с Мери Лонг. Жениться на иностранке было не так просто. Петербургская консистория затребовала от Воронихина «сказку» – обязательство о невступлении в чужую веру и официальную от него просьбу на разрешение законного брака с «состоящей в реформаторском законе девицей Лонг, а от роду ей тридцатый год…». Воронихину тогда исполнилось сорок лет.

Мери Лонг по требованию консистории также подписала обязательство: «по сочетании брака во всю свою жизнь оного своего мужа ни прельщением, ни ласками и никакими виды в свой реформаторский закон не соблазнять».

Свадьба состоялась в Строгановском дворце на Мойке. В числе гостей был старый граф Строганов. Были и некоторые члены комиссии по строительству Казанского собора во главе со Старовым, генеральный английский консул Шафт, дозволивший Мери Лонг выйти замуж за русского зодчего. Воронихин обрел не только верного друга, но и прекрасную помощницу.

А Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым – это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Трудно найти более удачное сочетание крепкой, уверенной в себе силы и нежной нарядности, чем в знаменитой воронихинской решетке у Казанского собора. В этой решетке сказалось все жизненное богатство Воронихина, его понимание классики, торжественности, закономерности, планировки города, мастерство рисунка и свобода и легкость орнамента русского кружева.

В один из дней 1806 года Александр I (не без протекции графа Строганова), в самый разгар строительства Казанского собора, вызвал к себе в Зимний дворец Воронихина. Из углового кабинета, окнами выходившего на Неву, царь показал архитектору на видневшиеся при впадении Невы в залив беспорядочно стоявшие дома Горного корпуса и сказал, что на их месте должно быть построено цельное здание, монументальное и приятное глазу, и чтобы из боковых окон Зимнего дворца было видно, и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры.

«Горный кадетский институт» – настоящий памятник русской культуры качала 19-го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит только из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала – две большие скульптурные группы, на берегу – спуск к воде в виде гигантской лестницы.

Воронихин здание Горного института задумал построить как храм науки «геологии». Виденные им в Италии и Греции античные храмы рисовались перед его воображением, и он создал подобный им строгий, титанически мощный двенадцатиколонный портик дорического храма. В этом произведении Андрей Никифорович не повторял что-либо уже существовавшее, не делал копии в буквальном смысле, а создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь. Дорические колонны «прорисованы», как говорят художники, живыми, сочными линиями. В пропорции фронтона и колонн найдены приятные и гармоничные соотношения.

Статуи, поставленные по сторонам подъезда в институт, изображают Плутона, похищающего Прозерпину, и Геркулеса, борющегося с Антеем. Обе скульптурные группы аллегорически говорят о победе человеческого разума над тайнами природы. Недра земли ревниво хранят свои богатства, и нужно иметь большие знания и силу, чтобы добыть их. Так Воронихин запечатлел в своем архитектурном произведении великую силу человека над природой.

Сохранилось и несколько небольших, но очаровательных его произведений, пронизанных нежным и внимательным отношением к человеку, которую унаследовал Воронихин от своего народа. Особенно интересен «Фонарик» – небольшая комната-библиотека в Павловском дворце. Воронихин в обыкновенной комнате вынул одну стену, превратив ее в беседку с колоннами. Пространство между колоннами было застеклено от пола до потолка, и потому впечатление простора света и открытого сада было очень сильно. Казалось, что сад с цветами и солнечными зайчиками продолжается в комнате, тем более что и снаружи и внутри библиотеки все было заставлено цветами. Увлечение классицизмом сказалось и здесь. Архитектурный переход от стен комнаты к куполу и колоннам фонарика был декорирован белыми статуями двух кариатид, фигурами девушек в античных одеждах, которые поддерживали своими головами арку. Чтобы посетители могли мысленно перенестись в далекое прошлое, в эпоху античной Греции, в мир «классики», у кариатид были как бы отбиты руки, совсем как на подлинных статуях, вырытых из земли учеными XVIII века.

Нельзя не сказать о фонтанах архитектора. Оставаясь тем же глубоким, вдумчивым носителем идей гуманности и просвещения, Воронихин показал в своих фонтанах, что поэтичность художественного образа может совершенно спокойно сочетаться с прозой жизни, он решил две задачи, далекие друг от друга, но связанные общим пониманием классики. Одни фонтаны – только праздничное, нарядное украшение в парке, другие, наоборот, – живописные водопои для лошадей на дорогах. И те, и другие овеяны поэзией окружающей их природы – тенистых аллей и полей.

Так, в Петергофе, в тенистой части парка, среди высоких лип и кленов высятся колонны разрушенного античного храма. Воссоздана картина как бы действительного происшествия – от стен остались только фундаменты, посредине груда камней, четвертая стена и колоннада с передней стороны храма совершенно отсутствует. Остался только цоколь, и у его подножия с двух сторон сохранились случайно уцелевшие два мраморных льва. В центре картины и в просветах между колоннами бьют фонтаны, вода стекает через цоколь в большой бассейн. Это поэтическая ода великому искусству прошлого.

Перемена в жизни и положении не оттолкнули Воронихина, не оторвали его от родной крестьянской жизни. Но и в новом окружении благодаря своему прирожденному уму и такту Воронихин нашел друзей. Хотя в тогдашнем обществе тех, кто сторонились его и не могли примириться с его происхождением, было немало. Друзья же ценили в нем скромность, внимательность и отзывчивость к окружающим и считали его трудолюбивым и исключительно честным.

Воронихин строил так хорошо, что получил за проект Петергофских каскадов звание архитектора (1800), а в 1802 году удостоился звания профессора архитектуры. Он был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств. Умер Воронихин 5 марта 1814 года, окруженный своими учениками. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой в Александро-Невской лавре: гранитной колонной с изображением Казанского собора и фигурой гения наверху.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воронихин Андрей Никифорович Воронихин (Андрей Никифорович) – архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Шлюхи, бляди и спонсоры (Андрей Синельников, Андрей Кияшко) Любой чертополох вдруг станет нам милей растленных роз, отравленных лилий... /Вильям Шекспир/И струн прекрасны перезвоны, И голоса не монотонны, Но тем не менее напев Единственный лишь слух ласкает, А в душу мне не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Телефончики и визитки (Сергей Огурцов, Андрей Труненков, Андрей Олейник, Филипп Богачев) - Может, дадите Ваш номер? - Нет, давайте лучше я Ваш запишу! - А, ну да, очень смешно... Могли бы просто сказать «нет».Если ты сторонник держать ситуацию под контролем, то идеальный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Сражение при Кунерсдорфе (1759 год) Битва между русско-австрийской и прусской армиями 1 августа 1759 года на Кунерсдорфских высотах недалеко от Франкфурта-на-Одере в Пруссии стала одним из генеральных сражений Семилетней войны 1756–1763 годов. Эта война явилась продолжением

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Роберт Бёрнс (1759–1796) Имена Шекспира, Байрона или Бёрнса в сознании русских людей соседствуют с именами Пушкина, Лермонтова, и мы не удивляемся, что британские поэты заговорили на нашем родном языке. Это произошло благодаря труду нескольких поколений переводчиков, но

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Фридрих Шиллер (1759–1805) «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», - писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Георг Гендель (1685–1759) Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника

Из книги автора

1759 г. Эпинус, Симмер В 1759 году в Петербурге опубликована работа академика Франца Эпинуса «Tentamen theoriae electricitatis et magnetismi», которая объясняла опыты Кантона и Франклина на основе «действия на расстоянии», теория «истечений», сохранявшаяся со времен Декарта, уходила в прошлое.

Из книги автора

ШАНГИНБЕРЕЗОВСКИЙ, Ген Никифорович (1930–1992), ученыйбиолог, литератор 28 Не грусти и не плачь, как царевна-Несмеяна, - Это глупое детство прощается с тобой. «Царевна-Несмеяна» (1960), авторская