Что такое эпитафия определение. XIX век в Европе

Эпитафия – высказывание, сочиненное по случаю смерти и обычно высеченное на надгробии. Традиционно эпитафии пишутся в стихотворной форме, но встречаются и написанные прозой. Чаще всего эпитафию пишут родственники или близкие покойного, в некоторых случаях её сочиняет сам человек перед смертью, иногда на надгробный камень наносятся религиозные тексты. В эпитафии возносятся почести покойному, описываются детали его биографии или заслуги, нередко близкие высказывают в них свою любовь и уважение к усопшему, иногда они содержат последние слава умершего или ироничное высказывание.

Традиция эпитафии существует уже множество веков, и за это время выросла в целый жанр с собственными канонами и правилами. «Memento mori», что значит «помни о смерти» – распространенная тема классических эпитафий. Чаще всего надгробные надписи обращались к «путнику» или страннику», идущему по кладбищу или дороге (в старину часто хоронили у обочины дороги). Путем эпитафии покойный вступает в диалог с читателем, призывая его остановиться, узнать что-то об умершем и подумать о неизбежном конце жизненного пути. Эта традиция принесла с собой и устойчивые выражения, в дальнейшем перекочевавшие в поэзию: «Стой, путник!» (Sta, viator!), «Остановись» (Siste gradum), «Тот, кто читает» (Qui legis), «Здесь погребен» (Hic iacet).

Со временем жанр менялся: в поздней античности на надгробных камнях порой писали загадки, предлагавшие отгадать имя умершего; в средневековье и Возрождение эпитафии более напоминали хвалебные оды; в XVIII веке надгробные тексты стали приземленными и больше напоминали список родственников покойного. В середине XIX века вместо эпитафий стали чаще писать краткие надписи с именем и годами жизни покойного. Во второй половине XX века жанр эпитафий вновь обрел популярность, и на надгробиях вновь появились короткие фразы и стихи – трогательные или скорбные, поучительные или торжественные, иногда ироничные.

Эпитафии – история жанра

Местом зарождения эпитафии принято считать Древнюю Грецию. Название жанра происходит от греческого слова ἐπιτάφιος (epitaphios), что дословно означает «над могилой» – в античной Греции был распространен обычай произносить погребальные речи на похоронах воинов. Со временем слова прощания начали произносить и над могилами простых граждан, а затем стали высекать похоронную речь на могильном камне. Эта традиция восходит к заре греческой цивилизации – упоминания об этом обряде есть в «Илиаде», где троянский герой Гектор говорит о своей эпитафии. Древнейшая из дошедших до нас эпитафий создана в V в. д.н.э. великим поэтом Симонидом Кеосским, и посвящена она греческим воинам, павшим в битве с персами при Фермопилах:

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Греческая традиция эпитафии распространилась в Иудею и Рим, где она стала частью христианской культуры. Жанр настолько плотно укоренился, что даже когда культура Античности была забыта, люди продолжали посвящать стихи умершим. Но не только греки и христиане старались сохранить память об умерших в камне. Надгробные надписи были известны в древних культурах Вавилона и Персии, а в Египте они были очень важной частью всего похоронного обряда.

В средние века уровень культуры и образования существенно снизился, а потому только высшая знать и духовенство могли позволить себе эпитафии. В те времена надгробные надписи сочинялись для королей, членов их семей и ближайших сподвижников. Ко времени позднего средневековья и начала Возрождения ситуация изменилась, так как вырос уровень грамотности в среде знати и купеческом сословии. Рос интерес к античности, вместе с ним и стремление к роскоши, а потому неизменным атрибутом многих некрополей стали надгробия с эпитафиями в десятки, а то и сотни строк. К Новому времени можно было встретить надгробные тексты самого разного толка. Могилы ученых украшали краткие глубокомысленные изречения, знать и государственные деятели предпочитали торжественные стихи, в то время как купцы были склоны к перечислению родственников умершего и его заслуг. Порой даже монархи практиковались в сочинении эпитафии – так, императрица Екатерина II Великая написала для себя шутливую автоэпитафию.

«Здесь лежит Екатерина Вторая, родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение – понравиться своему мужу, императрице Елизавете и народу. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение восемнадцати лет скуки и уединения она поневоле прочла много книг. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях».

В первой четверти XIX века эпитафия была популярным жанров поэзии, и вымышленные (как теперь бы сказали «фейковые») публиковались в литературных журналах,. К середине XIX века интерес к надгробному слову в образованной среде стал падать, однако распространение грамотности привело к тому, что все больше простых людей стали заказывать эпитафии на могилы своих близких. Зачастую они были написаны в прозе и куда более ироничны, чем надгробные надписи прошлых веков.

В Россию эпитафии пришли достаточно поздно – в XVII веке. Первая известная российская эпитафия датируется 1681 годом – это стих из 50 строк, написанный монахом Германом на могиле патриарха Никона. В дальнейшем эпитафии обрели популярность в Российской Империи. Среди авторов эпитафий были поэты Г.Р. Державин и Н.И. Гнедич, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин. Вторая половина XIX века ознаменовалась вытеснением данного поэтического жанра в пользу траурных стихов. В СССР эпитафии не получили широкой распространения и оставались скорее прерогативой заслуженных деятелей страны и особых мемориалов. Одна из самых известных эпитафий времен Советского Союза высечена на могиле Неизвестного солдата: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В 90-х гг. прошлого века интерес к эпитафиям снова стал расти – сейчас они есть на 10-15% захоронений, и их популярность продолжает расти.

Эпитафии на могилах великих людей

«Государевы права, небеса, воды Флегетона, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери.»
(Данте Алигьери, автоэпитафия)
«Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».
(Никколо Макиавелли)»
«Но нечто есть во мне, что не умрет,
Чего ни смерть, ни времени полет,
Ни клевета врагов не уничтожит,
Что в эхе многократном оживет».
(Никколо Макиавелли)»
«Я готов встретиться с моим Создателем. Готов ли он к такому тяжелому испытанию, как встреча со мной - это уже другой вопрос».
(Николай Коперник)»
«Остановивший солнце – двинувший землю».
(Никколо Макиавелли)»
«Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры».
(Бенджамин Франклин)»
«Рабочие всех стран объединяйтесь. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
(Карл Маркс)»

Курьезные эпитафии

«Прохожий, ты идешь, а не лежишь, как я. Постой и отдохни на гробе у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе.
Как ты, был жив и я,
Умрешь и ты, как я…».
(распространенная в XIX веке надгробная надпись, вариант с могилы М.Е. Салтыкова-Щедрина)»
«Лежит здесь Гиппонакт, слагавший нам песни.
К холму его не подходи, коль ты дурен.
Но если ты правдив да из семьи честной,
Тогда смелей садись и, коль устал, спи тут».
(древнегреческая эпитафия)»
«Не плачьте, что положен в урну эту Землепроходца Пьера бренный прах,
Пьер много путешествовал по свету, Но не бывал еще на небесах. ».
(Никколо Макиавелли)»
«Лучшее впереди».
(Фрэнк Синатра)»
«В этом доме не платят налогов на печные трубы, Стоит ли удивляться, что старая Ребекка не смогла устоять против такого жилища».
(эпитафия на могиле в Фолькстоне, Англия)»
«Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили».
(эпитафия на могиле в Иерусалиме, Израиль)»
«Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов».
(эпитафия на могиле в Миннеаполисе, США)»

Современные эпитафии на могилах в России

«Когда б не эти доски, милый мой,
Мы непременно выпили б с тобой».
«Гармония - обратное лицо распада.
Разграничительной чертой моя ограда».
«Тело! Твой дух да будет краток:
Теперь ты избежишь заплаток!»
«Я лишь отдохнуть прилег.
А доктор сразу: Умер? В морг!»

Есть даже надписи на участках зарезервированных под будущее захоронение

«Когда я лягу вдруг сюда,
Господь, возьми меня туда.
«Когда моя душа покинет тело,
Господь, возьми меня на дело.
Когда б «всё было, есть и будет»,
Пускай Господь с иголочки мне тело ссудит.

Термин «эпитафия» произошел от греческого epitaphios - надгробный. Эпитафия представляет собой надпись на памятниках, которая выполнена зачастую в стихотворной форме. В эпитафии люди выражают свои эмоции и чувства, связанные с утратой близкого человека. Есть и эпитафии, в которых якобы сам умерший обращается к прохожим, типа «Постой, прохожий!...».

Древние греки называли эпитафией речь, которая зачитывалась над гробом, позже под эпитафией стали понимать погребальную надпись, нанесенную на камень. В наше время эпитафию можно выделить в отдельный жанр поэзии. Например, в Японии, написание эпитафий возведено в ранг искусства. Надгробные надписи в этой стране отличаются краткостью, безупречной лаконичностью и традиционной японской образностью. Вот пример японской эпитафии: «Слишком поздно накрывать могильный камень теплым одеялом».

Рис. 1 церковь иоана предтечи

В Керчи, в церкви Иоанна Предтечи находится одна из самых значительных в мировом культурном наследии коллекций различных античных надгробий. Посещение этой церкви становится событием, которое навсегда врезается в память. От эпитафий, находящихся в церкви, исходит особая энергия, а гул от шагов при передвижении от камня к камню создает особую атмосферу.

Рис. 2 эпитафия

Хотя искусство эпитафии и зародилось в Древней Греции, но первые примеры надгробных надписей появились раньше. Например, древние египтяне расписывали погребальные саркофаги. Кроме сведений об умершем, были на саркофагах и строки, посвященные захороненному.

У древних иудеев также была традиция оставлять погребальные надписи.

Рис. 3 эпитафия с рисунком

Такой вид искусства существовал и у славян, но свое распространение он получил позже. До того, как на надгробиях стали писать надписи, широко были распространены белые пустые плиты. Например, в Московском Кремле было найдено древнейшее такое захоронение (XIII в). Спустя время на белых плитах появился орнамент в виде кругов разных размеров. А уже спустя некоторое время на надгробия стали наносить эпитафии.

Рис. 4 стихотворная эпитафия

Занимательные примеры эпитафий характерны для могил известных людей: чиновников, военачальников, церковных служителей и писателей, которые похоронены в Александро-Невской лавре. Существует огромное множество эпитафий, которые были написаны великими поэтами, а также правящими особами. Встречаются в истории и невежественные надгробия, которые чаще всего принадлежат купечеству.

Хотя эпитафия является далеко не юмористическим жанром, однако надписи на некоторых надгробиях заставляют улыбнуться. Безусловно, хорошо, когда несмотря на произошедшее в жизни трагическое событие, есть силы придумать что-то веселое, жизнеутверждающее.

Рис. 5 эпитафия-обращение

Эпитафия была предшественницей появления эпиграммы. Что представляла собой эпиграмма? Эпиграмма практически не отличалась ничем от эпитафии, это была схожая надпись на статуе, камне, божестве, наносимая с целью почтить память умершего. С течением времени такие надписи укорачивались, превращаясь в краткое изложение жизненного опыта и пути человека, своеобразный итог. Позже стали появляться сатирические бытовые зарисовки, которые стали эпиграммой в привычном для современного человека виде.

Можно наблюдать интересный обратный пример, когда эпиграмма обращается за помощью к эпитафии и выступает удобной формой для выражения мыслей. Нередкими являются случаи, когда на надгробиях оказываются эпиграммы или даже автоэпиграммы.

Жанр эпиграммы достиг своего наивысшего расцвета во Франции в XVI в. Со временем его переняли и литературы различных других стран.

«Черный английский юмор» по своему содержанию имеет схожие черты с литературной эпиграммой, которая выражает явную, парадоксальную иронию над неукоснительным и самым страшным в жизни каждого человека. Эпиграмма в Англии быстро проникла в общественную жизнь.

Таким образом, эпитафия является одним из лучших смысловых вариантов для почтения памяти об умершем. При помощи эпитафии можно навсегда оставить след в памяти потомков.

Эпитафии.ру — это идеи для неповторимой авторской эпитафии близкому, а также тысячи готовых вариантов. Лучшее, на Ваш взгляд, отложите в «Избранное» и посоветуйтесь с родными. В адресе (URL) ссылки на ВАШЕ ИЗБРАННОЕ закодированы все отложенные Вами примеры.

Эпитафии.ру: как пользоваться сайтом

«Эпитафии.ру» — это самое полное в интернете собрание эпитафий на русском языке . Все записи рубрифицированы по личности/адресату , то есть кому они назначаются:

  • женщине,
  • мужчине,
  • родителям,
  • отцу,
  • маме итд,

а также по форме/типу :

  • религиозные,
  • светские,
  • в стихах,
  • краткие,
  • от лица покойного итп.

Чтобы отсортировать эпитафии по личности или по типу, выберите соответствующую рубрику из левого столбика навигации. Также на верхней панели есть форма поиска по номеру или тексту эпитафий, где Вы можете найти запись, содержащую то или иное слово , например, «скорбь», «достойно», «небо» итп.

На страницах сайта «Эпитафии.ру» Вы сможете найти, прежде всего, идеи , которые наиболее точно передают черты личности умершего или отношение к нему родных или близких. Найдя подходящую идею, Вы, как правило, без труда замените пару слов в тексте и сами адаптируете эпитафию к Вашему случаю. Но никто не мешает Вам использовать найденную эпитафию и в первоначальном виде, как есть . Многие записи на сайте являются общественным достоянием, а те уникальные, которые написаны или адаптированы сотрудниками редакции, тоже можно использовать любым образом, кроме массового копирования на тематические сайты.

Возле каждой эпитафии изображено «сердечко». Нажмите на него, и эта эпитафия (см. правый верхний угол сайта) . Просматривая эпитафии из различных разделов и откладывая их, Вы формируете свою собственную коллекцию . Из «Избранного» Вы можете удалять лишнее. То что останется в «Избранном», отправьте родственникам, чтобы посоветоваться . Для этого нажмите на прямоугольник со стрелкой в правом верхнем углу и получите адрес. В полученном URL будут закодированы все отложенные Вами эпитафии.

ВАЖНО!!! Меняя содержимое «Избранного», поменяется и этот адрес. Поэтому каждый раз, когда Вы поменяете свою личную коллекцию, получите в правом верхнем углу новую ссылку и отправьте ее заново.

Благо, если в этот трудный для Вас час «Эпитафии.ру» хоть чем-то помогли Вам.

Эпитафия — это…

Слово, термин «эпитафия» (буквально с греческого — «надгробный»), сегодня понимается в нескольких значениях:
— краткая надпись на памятнике , надгробии;
— короткое прощальное устное изречение , озвученное на похоронах или при поминовении усопшего;
— специфический литературный жанр краткой похвальной публичной речи ;
— покойного , например, эпиграф или эпилог.

Применительно к практике ритуальных услуг в России, короткие эпитафии используют, по большей части, при оформлении монумента, надгробного памятника на могиле. А более развернутые, зачастую в стихотворной форме — в ритуальной атрибутике — на лентах венков, на приглашениях на поминки, итп, а также в печатных или онлайновых (интернет) некрологах — страницах памяти о покойном.

Что такое "ЭПИТАФИЯ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ЭПИТАФИЯ ЭПИТАФИЯ - поминальная надпись на надгробии (?????????? - надгробный): ограничена малостью могильной плиты, обращена, в большинстве случаев, к «прохожему», т.-е. спешащему мимо - поэтому, по необходимости, малословна и ясна. Переходя с камня и железа надмогильной плиты на бумажный лист, преобразуясь в особую литературную форму, эпитафия, все же, сохраняет и там свою первоначальную краткость, как бы врезанность и лапидарность стиля (см. сл. «лаконизм»), а также и стереотипное обращение к «прохожему». Если книжная, лишь по традиции именующая обыкновенного читателя «прохожим», эпитафия не может быть примером полного поэтического творчества, так как направлена не на созданное поэтом, а на данное ему реальное лицо, то с другой стороны и обыкновенная кладбищенская поминальная надпись часто не лишена зачатков творчества, хотя бы уже потому, что обращается «к реальному» существу всегда лишь после того, как оно перестало реально существовать. Простое, напр., освященное древностью, правило кладбищенской эпитафики, предписывающее «de mortuis aut bene, aut nihil dicere» логически ведет к возникновению особой «кладбищенской поэтики», требующей (и не всегда безуспешно) построить «положительный образ» человека, путем остроумного обестенения обычной житейской свето-тени. Трудности, на которые жаловался Достоевский (см. «Переписку») при создании «абсолютно положительного типа» (кн. Мышкин), вероятно понятны и кладбищенским эпитафистам; конечно, произведения их, прославляющие любого мертвеца, искусственны, но и «похвальные оды» (эпиникии), писанные подлинными поэтами к подлинным героям, тоже, в большинстве случаев искусственны: это, однако, не дает права считать этот род творчества апоэтическим. Особым ремесленникам-сочинителям поминальных виршей и изречений (существование их, как и существование наемных «плачей», не подлежит сомнению), конечно, помогает поэзия самого кладбища: какие-нибудь - Покойся, милый друг. Кропя твой прах слезою, И я от всех сует - Жду время - быть с тобою, вырванные из контекста, выключенные из кладбищенской ограды, совершенно бессильны и элементарно-наивны, - но в окружении крестов, внутри ограды, вирши эти получают некий тонус, превращаясь в почти-стихи. Кладбищенская, т.-е. подлинная эпитафия по приемам шире и разнообразнее книжной. Книга, за чрезвычайно редкими исключениями, обращается всегда к почившему; кладбищенская же надпись направлена либо: а) к покойному, либо б) от имени почившего к живым (чаще всего опять таки к «прохожему»), либо в) от имени самого камня или к лежащему под ним, или к еще идущим мимо. Примеры: а) «И ты в стране живых». (Симонов монаст. 1834). «Как лилия среди дней летних Завяла в красоте своей, Так ты, о дочь, надежд средь лестных Скончалась к горести моей». (Данилов монаст. 1834). „Come tutti i delicati fiori appassiscon al caldo sole e cercan l"ombra e la pace“ («как и все нежные цветы, ты ушел от солнечного зноя, ища тени и покоя», Campo Santo в Венеции). б) Прохожий, ты идешь, Но ляжешь так, как я. Присядь и отдохни На камне у меня; Сорви былиночку И вспомни о судьбе, - Я дома... ты в гостях: Подумай о себе. (Волково кладб. в Петерб.). К этому типу должны быть отнесены и обычные цитаты, заставляющие могилу поэта и писателя повторять слова похороненного в ней. См. напр. могилы Г. Гейне (Париж, Монмартское кладб.), А. Мюссе (Париж. кладб.); P?re Lachaise на надгробии Н. А. Панова (Волково Кл.; Литерат. Мостки): Вся жизнь моя в литературе; литература - жизнь моя». в) «Глас от нагробного камня, исходящий: о, вы, мимо ходящие и взирающие на гробницы, приближьтесь; я вам прочитаю и мои стихи: Тело, которое я на сем месте скрываю...» и т. д. (Донской монаст. 1896). При последнего рода эпитафической концепции - буквы как бы сами, по воле камня, проступают из него к поверхности. Накрестные дощечки, помеченные датами последних 20-30 лет, обычно невыразительны и мертвее мертвых, схороненных под ними: древний кладбищенский пафос вырождается, теряя далее длиннотную витиеватость, подменявшую в начале XIX в. настоящую «поэзию могилы», нечуждую еще XVIII в. (например: «Отиде видети день невечерня света». Надгр. кн. Голицыну. Страстной монаст. 1749. Или: «Бдяще ко утру, по настиже мя нощь». Крестовоздвиж. монаст. 1725). Накрестные слова движимы, несомненно, в значительном числе случаев, подлинным чувством горя, но укладываются они в какие то каракули тоски. Простая статистика надгробий могла бы показать, что явление выразительности речи чрезвычайно редко, и что из тысячи попыток только одна приводит хотя бы к частичному успеху. Но если индивидуальные опыты кладбищенской эпитафики тусклы и спутанны, - то особые национальные и религиозные эпиграфические каноны, отстоявшиеся во времени и созданные сложением многих индивидуальных усилий, гораздо выпуклее и ярче: так, на итальянском (католическом) кладбище чуть ли не на каждом кресте «date fiori e prece» или «fiori e lacrime» покойный просит «цветов и молитв» или «цветов и слез». Чисто литературная эпитафия возникает первоначально, как соперница погребальной доски. Эпитафии Симонида (V в. до нашей эры) врезались в надгробия, но некоторые варианты их и подражания других поэтов попадали лишь в эпиграмматические сборники, которые одно время были в большой моде. Литературная эпитафия, стремясь к большей драматизации, обычно меняет «он» на «ты», но сохраняет форму дистиха. Добрая традиция некрополиса, требующая de mortuis bene dicere и чуждая литературным обыкновениям, тотчас же искажается: возникает эпитафия сатира, подменяющая понятие «мертвого» понятием духовно отупевшего (см. Пушкина). Эпитафию, как привилегированную форму, выдвигал всегда романтизм, любящий пребывать на черте меж смертью и жизнью. Еще великий зачинатель романтизма В. Шекспир дает примеры увлечения эпитафией (см. «Тимон Афинский», «Гамлет» и мн. др.). В эпохи, выносившие эпитафию за ограду кладбищ, писательская продукция очень скоро опережает продукцию смерти. Вследствие этого возникают прижизненные эпитафии, чаще всего в форме «эпитафии самому себе». Этого рода произведения векрывают смысл эпитафии, как чисто художественного приема: никакая «nature», до того, как она не обездвижится в «morte» не может дать своего художественного отображения («nature-morte»); никакое событие, пока оно не утишится, и не уйдет («obiit» на языке старых гробниц) в прошлое, не может быть взято в эпос; и человек, как образ может стать подлежащим (subjectum) творческого суждения не прежде, чем ляжет под эпитафию, или тогда лишь, когда силой поэтического воображения он будет «изолирован» (беру термин Гамановской эстетики) от жизни, взят за ее черту, выключен из текучего живого «сегодня» (на древних московских надгробиях: «сконча течение... и погребен зде») и схоронен в книге. В этом смысле эпитафичность является фактором всякого художественно-объективирующего творчества, - и Петрарка, который еще при жизни Лауры написал сонет на смерть ее (см. сонет 193), - может быть, как человек и нарушил добрые нравы, но как поэт только подчинился одному из основных законов творчества, по которому образ начинает полно жить лишь после того, как материальный субстрат образа исчез. С. Кржижановский.

ЭПИТАФИЯ - (греч. ?????????) - надгробная надпись. Появление Э. относится к отдаленнейшей древности. В древней... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЭПИТАФИЯ - (от греч. epitaphios - надгробный) надмогильная надпись, преимущественно стихотворная: небо... Большая Советская энциклопедия

ЭПИТАФИЯ - ЭПИТАФИЯ, эпитафии, ж. (от греч. epitaphios - надгробный) (книжн.). Надгробная, намогильная надпись.... Толковый словарь Ушакова

ЭПИТАФИЯ - ж. 1. Надгробная надпись. 2. Литературное произведение, написанное в связи с чьей-л. смертью... Толковый словарь Ефремовой

ЭПИТАФИЯ - ЭПИТАФИЯ (от греческого epitaphios - надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; ... Современная энциклопедия

ЭПИТАФИЯ - ЭПИТАФИЯ (от греч. epitaphios - надгробный) - надгробная надпись, главным образом стихотворная; в по...

Узнать, что такое эпитафия, не составляет никакого труда: известно, в Древней Греции первоначально так называлась надгробная речь, а потом и надгробная надпись. Слово буквально означает «над могилой». Некоторые белорусские исследователи из г. Гродно, занимаясь трудами об эпитафиях XIX и начала XX вв., отмечают, что этот термин попал в русский язык из французского. Эпитафия характерна тем, что она должна в краткой форме отображать смысл прожитой жизни. Люди думают о своей смерти и своих близких. Мало найдется людей, кто ни разу не задумывался об этом. Иногда человек хочет, чтобы о нем осталась определенная память.

Были времена, когда не было кладбищ, и люди обычно имели погребальные участки возле своих семейных домов. Эти могилы помечались необработанными камнями, деревом либо каким-то тяжелым предметом (видимо, для предотвращения воскрешения). Бытует мнение, что надгробие возникло из еврейского обычая размещать камни как способ почитать покойного. Этот обычай в свою очередь был вдохновлен инцидентом: один еврей нарушил субботу и посчитал себя виновным в этом деянии, позже ему это было сделать необходимо. После долгих раздумий он решил, что после его смерти каждый, проходящий мимо его могилы, должен бросить камень. И традиция размещения надгробий стала популярной.

Традиции в Европе

Первые известные факты об этой деятельности установлены примерно в VI в. Тогда жил Симонид Кегосский, который воспел погибших греков, одержавших победу над персами. Скорее всего, хвалебные речи умершим слагали и до него, но ярко оставить след первым смог Симонид. После него в Древней Греции такой вид текстов получает развитие. Пример 1 древнегреческой эпитафии, дошедшей до наших дней: «Баттова сына могилу проходишь ты, путник. Умел он песни слагать, а подчас и за вином не скучать». В отличие от простых жителей, крайне занимательны памятники и эпитафии людям, которые и при жизни отличались от обычных людей. К примеру, на могиле математика, инженера и физика Архимеда в 3 в. до н. э. на мраморной плите был высечен шар, который в свою очередь был вписан в цилиндр, и приведено доказательство автора о точном соотношении объемов этих фигур. Удивительно, почему именно этот факт Архимед хотел запечатлеть, потому что очень много было сделано и других интересных открытий.

Ближе к Средним векам и эпохе Возрождения можно заметить, что традиции захоронений и эпитафий развиваются и трансформируются.

Флорентийский поэт

В эпоху Возрождения на волне интереса к Древней Греции особенно популярны стали изречения, написанные на латыни. Так, гробницу бессмертного в трудах своих Данте можно найти в церкви Флоренции. «Государевы права, небеса, воды Флегетонта, воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя…» - содержится в надписи. Стоит отметить, что самого Данте Алигьери там никогда не было. Он не смог быть в хороших отношениях с правящими тогда Медичи, и был изгнан на север Италии, где и похоронен.

Тюркский полководец и итальянский изобретатель

Великий завоеватель Тамерлан жил как воин, и погребен как воин. Надпись в его усыпальнице в Самарканде гласит, что если бы он был жив, весь мир трепетал бы. Оказалось, что такая эпитафия наводила ужас на его врагов и после смерти полководца, которые не трогали его мавзолей. Чем больше человек сделал при жизни и длиннее список его заслуг и достижений, тем вызывающе смотрится одно слово в качестве эпиграммы. Конечно, внимание к этому слову очень сильно, поэтому оно должно выражать все. «Леонардо» - эта надпись даже в наши дни действительно говорит все. Скромно и одновременно вызывающе. Конечно, это 1 слово написано на могиле великого итальянца да Винчи. Вызов заключается в том, что привилегия не указывать свой род (фамилию) была и остается только у монархов и глав национальных церквей.

Многие эпитафии - это краткий отчет о выборе профессии или семейном положении.

XIX век в Европе

Развитием общественных кладбищ в Европе можно считать XIX в., когда стал наблюдаться большой рост населения. Так, в Англии при правлении королевы Виктории (2 половина XIX в.) кладбища часто стали походить на парки. В них устанавливались щедро украшенные надгробия с разными символами, иллюстрациями и скульптурами:

  • ангелы смерти;
  • звезда Давида;
  • голубь;
  • египетский символ Анх;
  • глаз Гора;
  • изображение плакучей ивы;
  • подковы;
  • мечи.

Эти символы обозначали религиозные верования, социальный класс, профессию и ряд других аспектов жизни покойного. Интересны были традиции не только в Европе, но и в Азии: самураи перед добровольным уходом из жизни, как правило, оставляли перед этим стихотворение собственного сочинения. Вот одно из них:

  • Подобно бумажному змею,
  • Рвется душа
  • На ветру.
  • Традиции в России

Если Древний Египет и Древняя Греция могут поспорить о том, где раньше появились эпитафии, то в отношении России можно с уверенностью сказать: эта традиция пришла довольно поздно. В XVI в. появляется первое в этом жанре литературное творчество придворного поэта Сильвестра Медведева. После него своеобразный литературный стандарт перенимает Феофан Прокопович. В отличие от европейских и американских традиций, в Российской Империи так и не прижились эпиграммы с политическими остротами. Но наблюдается большое распространение надписей надгробных для духовных лиц, которые представляли собой послужной список. Он содержал примечательные дела покойного. На раннехристианских надгробиях часто писали точное количество лет, месяцев и дней, прожитых человеком (иногда даже секунд). На эпитафиях более позднего времени для людей, имеющих церковный сан, указывался период, в котором служитель прожил в этом сане. Традиция широко распространилась, скорее всего, после XVIII в.

Изменение традиций

И правило указывать на надгробиях большой перечень дел и регалий изменил сам полководец Суворов. Рассматривая как-то место захоронения 1 австрийского военного, он удивился количеству слов и завещал написать только 3 слова: «Здесь лежит Суворов». Завещание сразу исполнено не было, и надпись оказалась гораздо длиннее. Но по прошествии времени внук великого полководца добился того, чтобы исполнили волю деда. Нельзя остаться равнодушным к отчаянию Нины Грибоедовой, овдовевшей в 16 лет. Надпись на могильной плите Александра Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума», гласит: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». А вот у представителей правящей несколько веков династии Романовых традиции помещать эпитафии на захоронениях не было, так повелось еще с первого царя Михаила.

В качестве литературного произведения эпитафия берет свое начало в России примерно в XIX в. Он отмечен в русской поэзии небывалым интересом к описанию смерти, стало допустимо выражать скорбь в таком виде по умершему. Такие сочинения были и у Николая Алексеевича Некрасова, и у Александра Сергеевича Пушкина. Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое так и называется «Эпитафия» на смерть своего отца. Уже в начале XX в. Иван Алексеевич Бунин напишет похожее по стилистике произведение «Надпись на могильной плите»

В наши дни

На могиле Сергея Есенина нет эпитафии, но строки из бессмертных стихотворений продолжают цитировать на большом количестве надгробий по всей стране, и это говорит о том, что он был и остается одним из любимых российских поэтов. Некоторые думают, что табличка на могилу - это место для состязания в остроумии, поэтому встречаются курьезные и странные эпитафии:

  1. Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук.
  2. Она прожила на свете 82 года, 6 месяцев и 4 дня без перерыва.

За рубежом тоже не забывают про юмор. Например, комик из Ирландии не смог изменить себе и завещал написать: «Говорил же вам, что болею». В сравнении с предыдущими примерами, утверждение на могилеФрэнка Синатры выглядит поистине оптимистично: «Все лучшее - впереди!».

Быть может, попытаться написать эпитафию самому себе - это хорошая причина разобраться со смыслом своей жизни и позаниматься полезным духовным упражнением. Для этого может следует уехать в тихое уединенное место подальше от городской суеты, чтобы предаться размышлениям. Как гласит надпись на 1 могиле старого японского кладбища: «Дурные дела для вечности — пыль, хорошие дела тоже пыль. Но как ты хочешь, чтобы о тебе вспоминали?».