Что такое рейв вечеринка. Кто такие рэйверы

Похоже в последнее время этим словом называют почти все музыкальные мероприятия хоть как-то связанные с электронной музыкой. Это то, что давно забыто, то, что дарило людям радость и эйфорию. РЕЙВ. Я расскажу, или напомню;)

Начну я с основной мысли, ведь рейв - это не просто музыка, не просто танцы, не просто тусовка - это, в первую очередь идея. Идея PLUR .

Peace (Мир)

– находиться в мире со всеми окружающими людьми.

Love (Любовь)

– быть близким со всеми людьми без исключения, проявлять заботу о них.

Unity (Единство)

– быть вместе во имя сохранения вселенского мира и любви.

Respect (Уважение)

– понимать и принимать многообразие культур.

Начало, 1950-е

Началось все в конце 1950-х, угадайте где? - правильно, в Лондоне. А точнее в Сохо - это район такой Лондона.


Тогда слово "rave" обозначало дичайшие богемные вечеринки, которые устраивали битники, ну а затем термин уже перекочевал в лексикон богатеньких мальчиков \ девочек из субкультуры модистов (дорогие шмотки на заказ, танцы, скутеры и т.д. и т.п.), у них рейвом стала называться любая безумная тусовка. Соответственно, несложно догадаться, что посетителей таких тусовок начали называть рейверами.

Что было дальше - дальше началась эпоха "первых". В 1964 году вышел журнал "Rave". В 1965 году вышел альбом со словом RAVE в названии: The Yardbirds - Having a Rave Up . В 1967 году прошло событие "Million Volt Light and Sound Rave". Специально для него The Beatles, да, те самые The Beatles, готовили экспериментальную композицию "Carnival of Light", которая так и осталась в статусе "unreleased", ибо началось время хиппи и британской поп-культуры. Рейв был забыт. Забыт до 80-х годов.

Рождение, 1980-е

В начале 80-х рейв снова заявил о себе, стали проводиться крупные события в клубах. К концу 80-х ситуация изменилась, на сцену вышли acid house и techno и рейв медленно, но верно перехал из клубов в более подходящие для такой музыки и такиз объемов людей места - на склады, заводы, в пригороды. Ранние рейвы назывались the Acid House Summers и привлекали тысячи людей (до 25 000).

Ранняя рейв-сцена расцвела и в андеграунде США – в Чикаго, Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе, а на сам сакральный смыслслова «рейв» стали возлагаться большие надежды как на нечто совершенно отличное от всего того, что было в мировом клубном опыте.

Совсем скоро рейвы проходили во множестве американских и европейских городов.

Расцвет, 1990-2000-е

Великобритания

Рейв-движение к началу девяностых перестало быть исключительно лондонским феноменом, превратившись в mainstream течение всего британского молодежного андеграунда. Такие организации как Fantazia , Universe, Raindance & Amnesia House к 1991-92 году устраивали массовые легальные рейвы в полях и на складах по всей стране. Одна такая вечерина под названием One Step Beyond собрала 30 000 людей. Далее были Vision @ Pophams (1992) и Universe"s Tribal Gathering (1993).


Затем сцена начала фрагментироваться на множестворазличных танцевальных стилей (появился drum"n"bass и happy hardcore).

После 1993 года в Великобритании начали свою деятельность несколько лицензированных промоутеров, среди которых Helter Skelter, Life @ Bowlers (Trafford Park), The Edge, The Sanctuary (Milton Keynes) and Club Kinetic.События, организованные ими, стали легендарными на всем северном побережье и в Шотландии. Сначала на рейвах звучали techno, breakbeat, drum and bass, потом уже hardcore techno (в томчисле happy hardcore) и bouncy techno (также известное как happy gabber, funcore, tartan techno).

Власти враждебно реагировали на растущую популярность рейвов: они неоднократно открыто выражали свое недовольство и штрафовали любого, кто устраивал незаконные вечеринки.

Континентальная Европа

Рейв-культура постепенно становилась частью молодежного движения и в Европе. Ди-джеи и музыкальные продюсеры (Westbam) провозгласили существование «рейв-общества» и представили электронную музыку как равносильную соперницу рок-н-ролла. Теперь танцевальная электронная музыка и рейв-культура стали массовыми.

Отныне рейвы регулярно посещали десятки тысяч людей; появились молодежные журналы о house и techno музыке – рейв-индустрия была запущена.

Ежегодный Love Parade (фестиваль-шествие) в Берлине (а с 2007 г. - в Эссене) привлекал, в общей сложности, в период с 1997 по 2000 гг. более миллиона тусовщиков.

В Голландии и Западной Германии развивалась новая, более тяжелая и быстрая (свыше 180 bpm) форма hardcore techno, получившая название gabber или gabba. Тем временем, вершины европейских чартов занимали стили с коммерческим звучанием – hardcore и happy hardcore.

Австралия

В Австралии рейвы назывались, в основном, Dance Parties. В Мельбурне на таких вечеринках зародился андеграундный танцевальный стиль "Melbourne Shuffle " (нечто типа «мельбурнская уловка, трюк»).


У мельбурнских рейвов была особенность: они включали огромное количество художественного оформления, видео-арта, всевозможный декор и перформансы, ведь в организации вечеринок участвовало сообщество андеграундных художников. Одежда также стала важной составляющей вечеринок, поскольку многие тусовщики были из fashion-индустрии, которая в Мельбурне очень хорошо развита; они разрабатывали и производили свою собственную одежду и аксессуары для пати.

Рейв-культура Мельбурна была очень масштабна: своя пресса, радио, ТВ-шоу, магазины одежды, бары, кафе, театры, звукозаписывающие лэйблы, марки одежды, и бесплатные уличные рейвы, такие как Brunswick Street Festival , который регулярно собирает сотни тысяч людей.

Южная Африка

Рейв-музыка жила и развивалась с начала до середины 1990-х, благодаря таким артистам, как Rozalla , Praga Khan , The Prodigy , The Shamen ну и многим другим разумеется.

Американских рейверов, вслед за их британскими и европейскими товарищами, сравнивали с хиппи времен шестидесятых и с поколением "новой волны" восьмидесятых из-за их любви к ненасилию и музыке.

Канада

Рейв-культура в Канаде очень схожа с американской. Однако недавно рейвы там снова возвратились в мэйнстрим, особенно в Монреале (впрочем, как и в остальной части провинции Квебек). На огромные рэйвы, привлекающие большое внимание прессы, съезжаются ди-джеи мирового уровня.


Рейвы в Канаде сконцентрированы в Монреале, Торонто, Эдмонтоне и Ванкувере. Некоторые рейвы, даже спонсируются госбюджетами всех уровней (муниципальным, провинциальным и федеральным), поскольку они рассматриваются как культурные события.

Россия

В России рейвы проводились с начала 1990-х годов (наиболее известные - "Gagarin-пати", "Мобиле" в Москве, 1992). Самым крупным на постсоветском пространстве был фестиваль "КаZантип", сначала проводившийся на крымском мысе Казантип, а затем поменявший название на "Республика KaZaнтип" и переехавший сначала в село Весёлое (вблизи Судака), а затем под посёлок Поповка (вблизи Евпатории).

Ближе к нам по времени своими массовыми музыкальными мероприятиями засветился Санкт-Петербург, собирающий многотысячные вечеринки круглый год: "MayDay", "SoundTropolis", "Восточный удар", "Петербургский DJ Parade". Основным местом проведения этих вечеринок в Петербурге является СК Юбилейный и СКК Петербургский.

Начиная с 90-х годов и первых рейвов Москва выпала из контекста крупных электронных событий, но в этом году ситуация вроде как обещает измениться. Прошел непонятный слух о том, что в мае на ВВЦ прямо по соседству с павильоном где проходила Gagarin-пати намечается рейв. Именно РЕЙВ. Обещают PLUR и все что связано с самим духом рейва.

Когда рубил Gagarin-пати я еще под стол пешком ходил. Обидно, что ничего стоящего, электронного, масштабного в Москве с тех пор и не проходило (Пиратка не в счет, кто там был и сам все знает, про гардеробы я напоминать не буду). Может быть и в этот раз пустой треп, но уж очень хочется верить, что голландцы (насколько я понял организаторы - голландцы) все сделают правильно. Рейв будет!


Каждый кто является фанатом диких ритмов и бешеного драйва рейва, наверняка не раз думал провести собственную пати. Но что же нужно, чтобы она была успешной?

Найдите подходящее для RAVE-пати место

Рейв можно проводить как внутри дома, так и на открытых площадках. Но будет нелишним убедиться, что место проведения достаточно большое, чтобы вместить всех рейверов. Также нужно не забывать о том, что это будет очень шумная вечеринка и убедиться, что соседи не начнут жаловаться и не вызовут полицию. Место проведения пати желательно выбирать достаточно темное для придания полного эффекта светомузыке.


Составьте список приглашённых на пати

Перед тем, как составлять список еды и думать об интерьере, нужно точно знать, сколько людей будут приглашены. В отличие от настоящего рейва, на обычной рейв-пати нужно учитывать точное количество людей.

Используйте визуальные эффекты для создания иллюзии RAVE

Добавьте столько эффектов, сколько позволит ваш бюджет. Лазеры, противотуманные машины, стробоскопы, черные прожектора, и, конечно, светящиеся палочки являются обязательными аксессуарами. И вдвойне будет хорошо, если организатор рейва сможет синхронизировать эффекты с музыкой.

Купите все необходимое для RAVE-пати заранее

Для танцпола, который будет расположен в саду, купите в магазине черные коврики (желательно те, которые соединяются друг с другом подобно кусочкам паззла). Возьмите несколько ведер неоновой, светящейся в темноте краски разных цветов. Соедините вместе коврики, чтобы сделать танцпол, и попросите ваших друзей (желательно с разным размером обуви) окунуть босые ноги в разные краски и оставить отпечатки ног на циновках. Во время вечеринки, это придаст совершенно удивительный свет танцполу. Если вечеринка проводится в помещении, покройте стены белой бумагой. Обрызгайте неоновой краской эту бумагу. Эффект превзойдет ожидания.


Обеспечьте достаточное количество напитков и еды

Как показывает практика, необходима в среднем одна пицца на каждые шесть людей.

Сделайте подборку электронной музыки

Обычно для пати нужны мелодии с ритмичными басами, и периодическими мелодичными проигрышами, чтобы отдохнуть во время них. Рейв очень истощает и подобные перерывы необходимы в песнях. Старайтесь избегать песен, в которых слишком много лирики. В центре внимания должна быть сама музыка. Организуйте музыку в списке воспроизведения так, чтобы между композициями были качественные плавные переходы с сохранением скорости и ритма. Лучше всего пригласить профессионального ди-джея. Убедитесь, что ди-джей понимает тип музыки, которую вы хотите услышать на пати. Музыка имеет решающее значение для рейвов. Попробуйте составить список песен, опросив своих будущих гостей.


Обеспечьте одежду для RAVE-пати

Убедитесь, что в ней присутствует много неона.

Пригласите на вечеринку настоящих фанатов рейва

Иногда некоторые люди на вечеринках просто не танцуют. Они стоят на танцполе и из-за них пропадает вся атмосфера пати. Старайтесь не приглашать таких людей. А также держитесь подальше от шумных и раздражительных личностей.

от англ. rave - буря, говорить восторженно, в исступлении, бредить, бушевать) - 1) синоним техно; 2) обозначение, в целом, любой развернутой техно-акции, будь то вечеринка или многотысячный фестиваль наподобие летнего берлинского Love parade.

Р. как таковой, скорее, принадлежит 1990-м годам. Именно тогда он был полон обжигающей новизны, бредовой силы и, по сравнению с конформизмом предыдущего десятилетия, действительно производил впечатление настоящего урагана. Р. не просто являлся модным веянием в танцах и развлечениях наподобие диско второй половины 1970-х. Речь шла о целостной эстетике, системе взглядов, субкультурной философии, если угодно. Последний раз такое в массовом масштабе происходило в 1960-е годы сроком. Сопоставление неслучайное: Р. и бросил вызов шестидесятым, и одновременно позаимствовал у них очень многое, в основном по части психоделии. Недаром гуру поколения клабберов вновь стал профессор Тимоти Лири, уже освоившийся в подобной роли за четверть века до того. Перед тем как умереть от рака, он успел побывать культовым ди-джеем и забросить в Р.-массы несколько базовых лозунгов, наподобие «компьютеры - это наркотики XXI века». Новая нарковолна содержала больший элемент гедонизма, нежели во времена Лири и Кизи, но, в конце концов, привнесла в Р. необходимую долю драматичности: под какую музыку не колись героином, последствия лучше не будут. В литературе техно-наркоидные коллизии запечатлелись в прозе Ирвина Уэлша, которому, впрочем, все равно далеко до старого битника Уильяма Берроуза.

Любовь рейверов к различным экспериментам с сознанием вновь усилила интерес к буддизму, афро-американским и вообще всем экзотическим культам, также бывший прерогативой эпохи Вудстока. Утвердившись как клубное движение, Р. очень быстро пришел к традиционно массовым формам - многолюдным фестивалям под открытым небом, освоил и перестроил под себя культовые места шестидесятников - остров Ибицу, побережье Гоа в Индии, и даже породил, в качестве локального эксперимента, движение техно-хиппи - зиппи.

С другой стороны, Р. отказался от антисистемного бунта, пацифистского пафоса и поколенческого единения, положив в основу, все-таки, подчеркнутый индивидуализм. Техно не аккомпанирует политическим манифестациям, не зовет на баррикады, не претендует изменить мир к лучшему. Рейвер по своей природе - существо одинокое. Танцпол никого не объединяет, и вхождение в транс танца - дело абсолютно персональное, ибо ритм, мощность, богатство звука можно прочувствовать только поодиночке. Каждый бежит только свою дистанцию, каждый улыбается каждому, но в первую очередь себе.

Сейчас индивидуалистический пуризм уже в прошлом. Р., как это и случается со всеми изобретениями контркультуры, стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско, из которого, собственно, когда-то и вышел. Но, несомненно, грохот ди-джейских бочек разбудил не одну беспокойную душу.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни. В разные периоды взросления музыка играет более или менее значимую роль, но особенно восприимчив к ней человек в молодости. В этот период возникает увлеченность различными новыми течениями, находящимися на пике популярности. Клубная музыка относится к жанру, который постоянно трансформируется, но всегда включает в себя самые передовые тенденции, возникающие часто спонтанно. Одним из таких направлений является рейв. Что такое рейв? Давайте разберемся в этом необычном музыкальном жанре.

Рейв - что такое?

Если озадачиться дословным переводом слова с английского языка, то можно увидеть, что оно означает "бред", "бессвязную речь". Именно такое название было дано бесшабашным клубным вечеринкам, которые могли длиться до самого рассвета.

В настоящий момент рейв - это не только огромные клубные тусовки, но и целая молодежная субкультура со своей идеологией, правилами и даже формой одежды. Поэтому в двух словах довольно сложно объяснить, какое значение в современной музыке и молодежной культуре играет рейв. Что такое удивительное кроется в этом движении, что оно уже несколько десятков лет не теряет своей популярности и продолжает волновать сердца молодых поколений?

История возникновения рейва

Рейв зародился в пятидесятых годах прошлого века в Великобритании. Его колыбелью стал богемный квартал Сохо, куда стекались творческие люди со всего Лондона. Здесь можно было не задумываться о том, что кто-то посчитает тебя странным. Практически все обитатели Сохо могли позволить себя тусоваться ночи напролет. Эти шумные бесшабашные вечеринки, наполненные алкоголем и громкой музыкой, очень быстро стали называть рейвом.

Идея проводить ночи в компании веселых и не имеющих проблем друзей довольно быстро проникла в ряды "золотой молодежи" Лондона. Эти дети высокопоставленных и богатых родителей придали рейву некоторый шик и лоск, тусовки проводились на открытом воздухе. С каждым разом эти безумные мероприятия собирали все больше народу, который стали называть рейверами. Каждый, кто относил себя к продвинутой молодежи страны, считал обязательным окунуться в рейв-вечеринку несколько раз в неделю.

Буквально за десять лет своего существования рейв завоевал бешеную популярность. Например, в Британии вышел журнал с таким названием. Он освещал музыкальные новинки и различные модные течения. Стремление тусоваться целую ночь, породило особое музыкальное направление, которое позволяло на протяжении долгого времени не терять бодрости и желания "зажигать" на танцполе.

Расцвет рейва

Популярное движение хиппи на некоторое время погасило интерес к рейв-вечеринкам. Они не исчезли полностью, но стали менее популярными у клубной молодежи. Приблизительно двадцать лет рейв находился в стадии ожидания, и начало восьмидесятых годов прошлого века дало ему мощный толчок к развитию.

В клубы внезапно пришла техномузыка, она стала словно синонимом рейва и его философии. С этого момента рейв-тусовки начали победоносное шествие по Британии и другим странам. Буквально за несколько лет рейв-культура прочно проникла в жизнь современной молодежи, желающей веселиться и ни о чем не думать. Клубы уже не могли вмещать в себя всех желающих принять участие в тусовке, поэтому рейвы стали организовываться за городом. Для них хорошо подходили заброшенные заводы, склады или пустующие ангары. Здесь можно было не задумываться о правилах и не подчиняться закону, предписывающему выключать музыку в клубе после двух часов ночи.

В девяностые годы самые известные рейв-тусовки собирали до двухсот тысяч человек, иногда даже пустые фабрики не могли обеспечить всех желающих помещением для проведения вечеринки. Популярность электронной музыки разделила рейв-движение на несколько течений, которые, впрочем, мирно сосуществовали друг с другом.

Победоносное шествие рейва по планете

В девяностые годы трудно было назвать место, куда не проник рейв. Что такое быть рейвером девяностых, знал практически каждый молодой человек. Массово стали выпускаться журналы, посвященные этому движению. В магазинах появилась специальная одежда, в которой было нужно появляться на подобные сборища, выработался свод правил о поведении на тусовке в стиле рейв.

Именно в этот период власти начали свои гонения на рейв. Запретить движение полностью было невозможно, но вести борьбу с безумными сборищами у властей получалось. Довольно часто на тусовках появлялись полицейские, которые арестовывали подозрительных лиц и останавливали веселье. Но даже такие крайние меры не могли искоренить рейв.

Буквально за десять лет он распространился по всем странам мира и занял в молодежной культуре очень значимую роль. В начале двухтысячных годов электронная музыка переживала свой расцвет, что, естественно, укрепляло позиции рейверов.

Рейв в России

В СССР рейв проникнуть не мог, в редких случаях в нашу страну долетали лишь его отголоски в виде страшных слухов о вечеринках, на которых дозволено абсолютно все. Только в девяностые годы в России начали организовывать рейв-тусовки с большим масштабом.

Самые популярные рейвы проводились на мысе Казантип в Крыму, засветились и крупные московские и питерские клубы. Но большого распространения рейв на территории нашей страны так и не получил, вечеринки проводятся время от времени, не отличаясь широким размахом.

Самым мощным рейв-событием на постсоветском пространстве была вечеринка накануне Хэллоуина. Этот нашумевший "Рейв живых мертвецов" проводился в Минске в ангаре "Хулиган" в прошлом году и собрал несколько тысяч участников. Вечеринка была проведена очень грамотно, но все же это не первоначальный дикий и бесшабашный рейв, а что-то абсолютно новое.

Особенности рейв-тусовок

Рейв рожден для активного движения и эпатажа, поэтому на вечеринку принято надевать максимально яркую одежду. Здесь дозволены любые сочетания и вольности, никто не будет оценивать другого человека по внешнему виду. Главное, чтобы наряд не противоречил общей тенденции. На рейвах можно встретить людей в нелепых париках и экстравагантных нарядах, довольно часто в качестве аксессуаров используются огромные цветные очки и разнообразные перчатки.

Рейв пропагандирует сексуальность, поэтому именно здесь царят нравы свободной любви. Многие приходят на рейвы с желанием отыскать партнера на одну ночь и стараются иметь как можно меньше одежды на теле.

Практически каждая тусовка в стиле рейв сопровождается приемом запрещенных веществ. Именно они позволяют держаться на ногах всю ночь, а сочетание этих веществ с большим количеством алкоголя делают вечеринку бесконечной. Именно эта особенность рейвов заставляет власти городов принимать серьезные меры по прекращению этих сборищ, но до сих пор движение рейверов находится на пике популярности, вдохновляя музыкантов, аниматоров и кинорежиссеров на создание новых творческих шедевров.

"Возвращение живых мертвецов: Рейв из могилы" и другие рейвы современности

Тема рейва дольно успешно используется в современной культуре. К примеру, одиннадцать лет назад на экраны вышел фильм ужасов "Возвращение живых мертвецов 5: Рейв из могилы ", он буквально ворвался на экраны кинотеатров США и за несколько дней проката собрал огромное количество денег. Все действие фильма проходит на рейв-вечеринке, где под звуки музыки обычные люди превращаются в зомби, принимая одно из неизвестных веселящих веществ. Стоит отметить, что данная кинолента всколыхнула рейв-движение в США и вернула ему популярность.

В аниме тоже присутствует частичка рейв-движения, один из знаменитых японских режиссеров в конце девяностых годов выпустил мангу "Рейв-мастер", которая в дальнейшем стала основой для весьма популярного в Японии сериала. Конечно, здесь нет практически ничего от классического рейва, но сериал захватывает внимание буквально с первой минуты просмотра.

Музыканты не остаются в стороне от модных тенденций, поэтому за годы существования рейва ему было посвящено множество композиций. Некоторые группы выступали только в стиле рейв и не мыслили себя без этого течения. Недавно один из молодых музыкантов - Леван Горозия, известный как Lone, выпустил альбом с композицией "Благословляю на рейв". Она моментально заняла верхние позиции в музыкальных хит-парадах и стала гимном рейва двадцать первого века.

Каждое музыкальное течение имеет право на жизнь, но не всегда оно может перерасти в целое движение, которое с течением времени только набирает обороты. А вот рейв сумел войти в массы и прочно укрепиться в молодежной культуре.

Первые рейвы появились практически одновременно в нескольких странах – Великобритании, Германии и России, однако их родиной является Лондон, где впервые появилось такое направление, как «эйсид-хаус». Произошло это в период с 1988 по 1991 год. Музыка, которую называли «кислотной», стремительными темпами влилась в молодежные круги и стала заменой рок-н-роллу. Отличить рейверов среди толпы можно было по яркой и заметной одежде.

Если первые рейвы были закрыты для посторонних и знали о них только «избранные», то в 2000-х годах это направление электронной музыки стало настоящей субкультурой. Дискотеки проводились не только открыто и сопровождались многочисленными оповещениями в прессе и на радио, но и собирали глобальное количество молодежи – свыше 25 000 тысяч человек. В России самым известным рейвом до настоящего времени считается «КаZантип».

Самыми популярными на рейвах треками были композиции таких групп, как Scooter, The Prodigy, U96 и The Shamen. На фоне существующих в 90-х годах музыкальных направлений, эти коллективы считали своеобразными первооткрывателями субкультуры.

Современное положение рейва

Рейвы считались главными событиями в жизни большинства молодежи и профессиональных диджеев. В широком смысле рейвы можно назвать музыкальным направлением, которое соединило в себе такие жанры, как транс, электро, драм-н-бэйс, эйсд-хаус и хардстайл. На данный момент понятие «рейверы» употребляется крайне редко. Теперь эти направления существуют самостоятельно, а тех, кого раньше называли рейверами, теперь именуют «клабберами».

На протяжении всей истории существования рейва самым популярным местом отдыха для поклонников свободы считается дискотека, которая сначала называлась «КаZантип» и проводилась на одноименном мысе в Крыму. Позже популярность этого места настолько возросла, что мероприятие получило новое название - «Республика КаZантип» и переместилось на территорию Евпатории.

Аналогичными глобальными рейв-вечеринками можно назвать «Орбиту» в Москве и «Цех», «Пиратскую станцию», «Колбасный цех» в Санкт-Петербурге. Именно здесь проходили последние мероприятия, которые совмещали в себе все направления электронной музыки. На данный момент аналогичные вечеринки собирают не меньшее количество сторонников рейва, но каждая из них, как правило, отличается более ограниченным ассортиментом исполняемых музыкальных композиций. Например, мероприятия, посвященные драм-н-бэйсу или трансу.