Да винчи годы жизни. Основные даты жизни леонардо да винчи

Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения. Многими исследователями считается самым гениальным человеком всех времен и народов.

Биография

Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в небольшом селе Анкиано, что невдалеке от Флоренции. Его отец Пьеро был нотариусом, мать Катерина – простой крестьянкой. Вскоре после рождения Леонардо его отец покинул семью, женившись на богатой женщине. Первые годы Леонардо провел с матерью. Затем отец, который не смог завести детей со своей новой женой, забрал мальчика на воспитание к себе. Когда ему исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец вновь женился, и вновь остался вдовцом. Его попытки заинтересовать сына нотариальным делом не увенчались успехом.

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую Андреа Верроккьо. Здесь он освоил гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Активно подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.

Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Уже здесь проявляется натура Леонардо как новатора, — он использует масляные краски, которые в Италии в то время были новинкой. Верроккьо поручает талантливому ученику заниматься заказами на картины, а сам сосредотачивается на скульптуре. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».

После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. Он создает картины «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Литта». Сохранился целый ряд незавершенных эскизов на эту же тематику.

В 1481 году монастырь Сан Донато а Скопето заказал Леонардо картину «Поклонение волхвов». Работа над ней была прервана и заброшена. Уже в то время да Винчи «славился» своей склонностью внезапно бросать работу недоделанной. Властвующее во Флоренции семейство Медичи не благоволило художнику, поэтому он принял решение уехать из города.

В 1482 году Леонардо отправился в Милан ко двору Лодовико Сфорца, где играет на лютне. Художник рассчитывал получить в лице Сфорца надежного покровителя, предлагая для этого свои услуги в качестве изобретателя оружия. Впрочем, Сфорца был поклонником не открытых конфликтов, а интриг и отравлений.

В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, — на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.

Вскоре начинают поступать заказы и от Сфорца. Леонардо становится придворным художником, пишет портреты и работает над статуей Франческо Сфорца. Саму статую так и не удалось завершить – властитель принял решение пустить бронзу на изготовление пушек.

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения. Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна. Все эти ценные изобретения не заинтересовали Сфорца. Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

В 1495 году начинается работа над «Тайной вечерей», которая заканчивается через 3 года. В 1498 году заканчивается роспись Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.

В 1499 году Сфорца утрачивает власть, Милан захватывают французские войска. Леонардо приходится покинуть город, и в следующем году он возвратился во Флоренцию. Здесь он пишет картины «Мадонна с веретеном» и «Св.Анна с Марией и младенцем».

В 1502 году Леонардо становится архитектором и лавным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

В 1503 год начинается работа над портретом Моны Лизы. Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

В 1513 году Леонардо переходит под покровительство Джулиано Медичи и приезжает с ним в Рим. Здесь в течении трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

Основные достижения да Винчи

  • Исключительно важен вклад Леонардо в развитие мировой художественной культуры. Стал основоположником новой живописной техники.
  • Колесцовый пистолетный замок.
  • Танк.
  • Парашют.
  • Велосипед.
  • Переносные армейские мосты.
  • Катапульта.
  • Прожектор.
  • Телескоп.
  • Робот.
  • Огромное наследие оставил Леонардо и в литературе. Большая часть его произведений дошла до наших дней плохо упорядоченной, а зачастую написанной и тайнописью.

Важные даты биографии да Винчи

  • 15 апреля 1452 года – рождение в Анкиано.
  • 1466 год – начало работы в мастерской Верроккьо.
  • 1472 год – становится членом Флорентийской Гильдии художников. Начинает работу над картинами «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с вазой».
  • 1478 год – открытие собственной мастерской.
  • 1482 год – переезд в Милан ко двору Лодовико Сфорца.
  • 1487 год – работа над крылатой машиной — орнитоптером.
  • 1490 год – создание знаменитого рисунка «Витрувианский человек».
  • 1495-1498 – создание фрески «Тайная вечеря».
  • 1499 год – отъезд из Милана.
  • 1502 год – служба у Чезаре Борджиа.
  • 1503 год – приезд во Флоренцию. Начало работы над картиной «Мона Лиза». Окончена в 1506 году.
  • 1506 год – служба у французского короля Людовика XII.
  • 1512 год – «Автопортрет».
  • 1516 год – переезд в Париж.
  • 2 мая 1519 года – умер в замке Кло-Люсе во Франции.
  • Виртуозно играл на лире.
  • Первым смог научно объяснить синеву неба.
  • Одинаково хорошо работал обеими руками.
  • Большинство исследователей склонны считать, что да Винчи был вегетарианцем.
  • Дневники Леонардо написаны в зеркальном отражении.
  • Увлекался кулинарией. Создал своей фирменное блюдо «От Леонардо», которое высоко оценили на придворных мирах.
  • В компьютерной игре «Assassin\’s Creed 2» да Винчи представлен в качестве второстепенного персонажа, помогающего главному герою своими изобретениями.
  • Несмотря на неплохое домашнее образование, Леонардо ощущал нехватку знаний латыни и греческого языка.
  • По некоторым предложениям, Леонардо любит плотские утехи с мужчинами. Однажды на него подали в суд за домогательства к позирующему мальчику. Тем не менее, да Винчи был оправдан.
  • Леонардо первым установил, что свет Луны – это свет Солнца, отраженный от Земли.
  • Составил список синонимов слова «пенис». Причем весьма объемный список.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».

Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.

К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда.

В Италии того времени к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо . Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.

В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино , Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли , часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Детство

Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.

Его отцу, довольно успешному нотариусу Пьеро, на тот момент было 25 лет. Он состоял в любовной связи с красивой крестьянкой Катериной, в результате чего и появился на свет ребёнок. Но позже отец сочетался законным браком со знатной и богатой девушкой, а Леонардо остался жить с мамой.

Через некоторое время выяснилось, что супружеская пара да Вични не может иметь собственных детей, и тогда Пьеро забрал у Катерины на воспитание их общего сына Леонардо, которому к тому времени уже исполнилось три годика. Малыша разлучили с матерью, и потом всю жизнь он старательно в своих шедеврах пытался воссоздать её образ.

В новой семье мальчик уже с 4-х лет начал получать начальное образование, его учили латыни и чтению, математике и письму.

Юность во Флоренции

Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.

В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.

Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.

В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.

Первые живописные шедевры

В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.

Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:

  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • серебряный карандаш;
  • перо.

В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».

Период жизни в Милане

Весной 1476 года да Винчи и ещё трое его друзей попали под обвинение в садомее и были арестованы. Тогда это считалось жутким преступлением, за которое полагалась высшая мера наказания – сожжение у столба. Виновность художника не была доказана, обвинителей и свидетелей не нашли. А также в число подозреваемых попал сын знатного флорентийского вельможи. Эти два обстоятельства помогли да Винчи избежать наказания, подсудимых выпороли и отпустили.

После этого инцидента к Верроккио молодой человек уже не вернулся, а открыл собственную мастерскую живописи.

В 1482 году правитель Милана Людовико Сфорца пригласил Леонардо да Винчи ко двору в качестве устроителя праздников. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Леонардо приходилось одновременно совмещать несколько должностей: инженер и архитектор, придворный художник, гидротехник и военный инженер. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика. Но Леонардо не отчаивался, потому что таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике.

Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи.

В этот же миланский период, работая при дворе, он сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Художественные творения гениального да Винчи

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал он достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Некоторые работы с годами и веками были утрачены либо сильно повреждены, очень много осталось недоработанных картин. Например, большая алтарная композиция «Поклонение волхвов». Поэтому художественное наследие Леонардо не так уж и велико. Но то, что дошло до наших дней, по-настоящему бесценно. Это такие картины, как «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем».

Чтобы настолько гениально изображать на картинах человеческие тела, Леонардо первым в мире живописи стал изучать строение и расположение мышц, для чего расчленял трупы.

Другие сферы деятельности Леонардо

Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях.
В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города. Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией. Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.

Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.

Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.

Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой. Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания. Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.

А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.

В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.

Несколько интересных фактов

У Леонардо да Винчи было множество учеников и друзей. Что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет. Доподлинно известно, что женат он не был.

Леонардо да Винчи очень мало спал и был вегетарианцем. Он вообще не понимал, как может совмещать человек свободу, к которой стремится, с содержанием в клетках зверей и птиц. В своих дневниках он писал:

«Мы все – ходячие кладбища, потому что живём за счёт умерщвления других (животных)».

Прошло уже почти 5 веков, как нет великого гения, а мир до сих пор пытается разгадать улыбку Джоконды. Её изучали специалисты и ученые в Амстердаме и США, даже с помощью компьютерных технологий определили эмоции, которые таит в себе улыбка:

  • счастье (83%);
  • страх (6%);
  • злость (2%);
  • пренебрежение (9%).

Существует версия, что когда Джоконда позировала мастеру, её развлекали шуты и музыканты. А некоторые ученые предположили, что она была беременна и от осознания этой тайны блаженно улыбалась.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, его окружали ученики. Наследие гениального человека включало в себя не только картины, но и огромную библиотеку, инструменты, около 50 000 набросков. Распорядителем всего этого стал его друг и ученик Франческо Мельци.