Гайдн годы жизни и смерти. Биография гайдна

«ОТЕЦ» СИМФОНИИ ЙОЗЕФ ГАЙДН

Этот композитор творил с надеждой на то, что его произведения помогут людям стать хотя бы немного счастливее и послужат им источником бодрости и вдохновения. С такими мыслями он приступал к своему любимому занятию. стал «отцом» симфонии, первооткрывателем других музыкальных жанров, он впервые написал на немецком языке светские оратории, а его мессы стали вершиной венской классической школы.

Сын каретного мастера

Был удостоен многих почетных званий, стал членом музыкальных академий и обществ, а пришедшая к нему слава была заслуженной. Никто и предположить не мог, что сын каретного мастера из Австрии добьется таких почестей. Родился 1732 года в небольшой австрийской деревне Рорау. Его отец не имел никакого музыкального образования, но самостоятельно освоил игру на арфе, неравнодушной к музыке была и мать будущего композитора. С раннего детства родители обнаружили у Йозефа хорошие вокальные данные и слух. Уже в пятилетнем возрасте он звонко подпевал отцу, а потом научился играть на скрипке и клавире и пришел в церковный хор исполнять мессы.

Дальновидный отец отправил малолетнего Йозефа в соседний городок к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. Тот обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там же Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами и научился играть на литаврах, сохранив на всю жизнь благодарность своему учителю.

Трудолюбие, упорство и природный красивый дискант сделали юного Йозефа известным в городе. Однажды туда приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы малолетних певчих. произвел на него впечатление и в 8 лет попал в хор крупнейшего собора Вены. Восемь лет молодой Гайдн постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже пытался сочинять духовные произведения для нескольких голосов.

Тяжелый хлеб

Самый сложный период для Гайдна начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, петь в разных церковных хорах, аккомпанировать певцам и играть в ансамблях. При этом молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению всего нового. Он брал уроки у композитора Николо Порпоры, а платил ему тем, что сам аккомпанировал его молодым ученикам. Гайдн штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочинял музыку разных жанров. А в 1951 году в одном из пригородных венских театров поставили зингшпиль Гайдна под названием «Хромой бес». В 1755 году у него появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Эти жанры в будущем станут важнейшими во всем творчестве композитора.

Странный союз Йозефа Гайдна

Приобретенная в Вене известность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы написал первые пять симфоний. Кстати, за неполных два года работы у Морцина композитор успел связать себя брачными узами. 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года. Их семейный союз не стал счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной, она нисколько не ценила таланта мужа, сворачивала его рукописи в папильотки или использовала их вместо бумаги для выпечки. Но, к удивлению, их семейная жизнь в отсутствие любви, желанных детей и домашнего уюта продолжалась около 40 лет.

На службе у князя

Переломным в творческой жизни Йозефа Гайдна стал 1761 год, когда он подписал рабочий контракт с князем Паулем Эстергази. Долгих 30 лет композитор занимал пост придворного капельмейстера аристократического семейства. Князь с родственниками жил в Вене только зимой, а остальное время приводил в своей резиденции в городке Эйзенштадте или в поместье в Эстергази. Поэтому Йозефу пришлось на 6 лет уехать из столицы. Когда князь Пауль умер, его брат Николаус расширил капеллу до 16 человек. В родовом имении работало два театра: один предназначался для исполнения опер и драм, а второй – для кукольных представлений.

Конечно, положение Гайдна было сильно зависимым, но для того времени это считалось совершенно естественным. Композитор ценил свою теперь уже безбедную жизнь и всегда помнил о юношеских годах нужды. Иногда его охватывала хандра и желание скинуть с себя эти путы. По контракту был обязан сочинять те произведения, которые пожелает князь. Композитор не имел права их никому показывать, делать копии или писать для кого-то другого. Он должен был все время находиться вместе с Эстергази. Из-за этого Йозефу Гайдну так ни разу и не удалось побывать на родине классической музыки в Италии.

Но и у такой жизни была вторая сторона. Гайдн не испытывал материальных и бытовых трудностей, поэтому мог спокойно заниматься творчеством. Весь оркестр находился в его полном распоряжении, благодаря чему у композитора была прекрасная возможность для экспериментов и исполнения своих сочинений почти в любое время.

Поздняя любовь

замок-театр князя Эстергази

Четыре десятка лет посвятил симфонии. Он написал более сотни произведений в этом жанре. В театре князя Эстергази он поставил 90 опер. А в итальянской труппе этого театра композитор нашел и позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, специально для нее упрощал вокальные партии, прекрасно понимая ее возможности. Но Луиджа не принесла ему настоящего счастья – она была слишком корыстолюбива. Поэтому даже после смерти жены Гайдн благоразумно на ней не женился и даже в последнем варианте завещания уменьшил отведенную ей первоначально сумму вдвое, заметив при этом, что есть более нуждающиеся люди.

Слава и мужская дружба

Наконец настали времена, когда слава Йозефа Гайдна вышла за границы его родной Австрии. По заказу концертного общества Парижа он написал шесть симфоний, затем получил заказы из столицы Испании. Его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне, а конкурирующие антрепренеры Туманного Альбиона приглашали его на гастроли. Самым удивительным событием стало исполнение двух симфоний Йозефа Гайдна в Нью-Йорке.

В это же время жизнь великого композитора была озарена дружбой с . Нужно отметить, что их отношения никогда не омрачались ни малейшим соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как нужно создавать струнные квартеты, поэтому посвятил «папе Гайдну» несколько произведений. Сам же Йозеф считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Общеевропейский триумф

После 50-ти лет привычный уклад жизни Йозефа Гайдна резко поменялся. Он получил свободу, хотя продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками князя, и композитор уехал в Вену. В 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати других произведений. Гайдну предоставили в распоряжение один из лучших оркестров, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными. Вторые английские гастроли прошли с не меньшим успехом и оказались для него вершиной творчества. За две этих поездки в Англию композитор сочинил почти 280 произведений и стал доктором музыки Оксфордского университета – старейшего учебного заведения Англии. Король даже предложил композитору остаться в Лондоне, но тот отказался и вернулся в родную Австрию.

К тому времени на родине ему поставили первый прижизненный памятник недалеко от деревни Рорау, а в столице был организован вечер, на котором прозвучали новые симфонии Гайдна и фортепианный концерт в исполнении ученика маэстро – . Впервые они встретились в Бонне, когда Гайдн ехал в Лондон. Поначалу занятия шли напряженно, но Вольфганг всегда относился к пожилому композитору с величайшим уважением, а затем посвятил ему фортепианные сонаты.

В последние годы увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе. Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Исполнением последней в Венском университете было отмечено 76-летие композитора.

Музыкальный протест

В начале 1809 года состояние здоровья маэстро совсем ухудшилось, он стал почти инвалидом. Неспокойными оказались и последние дни его жизни. Вена была захвачена войсками Наполеона, недалеко от дома Гайдна упало ядро снаряда и больному композитору пришлось успокаивать слуг. После капитуляции города Наполеон отдал приказ поставить возле дома Гайдна часового, чтобы никто не тревожил умирающего. В Вене до сих пор ходит легенда, что ослабленный композитор почти каждый день играл австрийский гимн в знак протеста против французских захватчиков.

Не стало Йозефа Гайдна того же года. Через несколько лет потомки князя Эстергази решили перезахоронить маэстро в церкви города Эйзенштадт. Когда гроб вскрыли, под сохранившимся париком не обнаружили черепа. Оказалось, что друзья Гайдна его тайно изъяли перед погребением. До 1954 года череп находился в музее венского Общества любителей музыки и только в середине XX века был соединен с останками.

ФАКТЫ

Музыканты капеллы князя Эстергази часто подолгу оставались в разлуке со своими семьями. Однажды они обратились к Гайдну, чтобы тот озвучил князю их желание повидаться с родственниками. Маэстро придумал, как это сделать. Гости пришли послушать его новую симфонию. На пюпитрах были зажжены свечи и раскрыты ноты. После первых звуков, валторнист отыграл часть своей партии, сложил инструмент, потушил свечу и ушел. Один за другим так сделали все музыканты. Гости лишь недоуменно переглядывались. Настал момент, когда затих последний звук, и погасли все огни. Князь понял оригинальный намек Гайдна и дал возможность музыкантам отдохнуть от беспрерывного служения.

Большую часть жизни страдал от полипов в носу. Как-то раз его друг-хирург предложил удалить их и избавить композитора от мучений. Тот поначалу согласился, зашел в операционную, увидел нескольких санитаров-здоровяков, которым предстояло держать маэстро, настолько испугался, что с криками выбежал из помещения, так и оставшись с полипами.

Обновлено: Март 22, 2017 автором: Елена

Йозеф Гайдн был рожден весной 1732 года в деревне в Австрии. Его отец был мастером, чинившим колеса у карет. Родители мальчика любили петь и музицировать. Они заметили в своем сыне склонность к музыке и отправили его учиться. Мальчик пел в капелле на праздниках и похоронах. Он научился играть на разных инструментах.

Молодой человек занимался с известным музыкантом, так как в его образовании было много пробелов. Он изучал разные книги о музыкальной теории. В этот период Йозеф сочинял сонаты.

В 50-е годы молодой человек работал при дворе. Он писал произведения для оркестра.

Композитор женился в 1760 году. Несмотря на то, что музыкант хотел детей, пара ими так и не обзавелась. Супруги не сошлись характерами. Жене не нравилась профессия музыканта. Она была равнодушна к его произведениям. Но разводы тогда были запрещены, поэтому паре пришлось жить вместе.

Потом Йозеф работал при дворе князя, его семья была самой влиятельной в Венгрии и Австрии. Он писал музыку, руководил оркестром. Вскоре композитору было дано разрешение писать свои произведения не только для королевской семьи, но и продавать их, и печатать. Благодаря этому изменению в жизни композитора, музыкант довольно быстро завоевал международную популярность.

В Вене музыкант был представлен Моцарту, они сдружились. В Европе в это время появились новые музыкальные жанры. Искусство активно развивалось.

Когда князь умер, его сын распустил оркестр, так как не любил музыку. Композитор поехал в Англию, там он писал симфонии. В столице Англии музыкант давал концерты. Он был очень популярен и разбогател. Около года спустя композитор познакомился с Бетховеном и стал его преподавателем.

Йозеф вернулся на Родину, поселился в большом доме, работал капельмейстером, продолжал писать музыку. Композитор скончался весной 1809 года.

Для детей

Биография Йозефа Гайдна о главном

Великий венский классик родился в 1732 году в деревне, которая находилась на границе Австрии и Венгрии. Отец Иоганна Гайдна был колёсным мастером. Человеком он был грамотным, и разбирался в музыке. Вся большая семья, а было у ремесленника двенадцать детей, увлекалась любительским пением. Уже в раннем возрасте у мальчика обнаружили прекрасный голос, и стремление учиться музыки. Это привлекло внимание дальнего родственника, который был учителем музыки в соседнем городе. В возрасте шести лет родители отпустили мальчика учиться в город, где жил кузен отца, учитель и дирижёр местного хора. Два года Иоганн учился читать, писать, играть на различных инструментах, пел в хоре.

В 1740 году Иоганн был зачислен в Собор Святого Стефана в Вене хористом и получил место солиста. Жизнь хористов была спартанской: плохо питались и много работали. Но, несмотря на тяжёлые условия, преподавание было профессиональным.

В 1749 году капельмейстер выгнал его из хора из-за сломавшегося голоса. Пять лет Иоганн ведёт нищенское существование, стараясь заработать себе на жизнь. Одолжив денег, Гайдн снял маленькую комнатушку, приобрёл старенький клавесин и начал работать. Круглые сутки он преподавал и учился. Всё, что ни делал молодой музыкант, было связано с музыкой. В эти годы он создал свои первые произведения, сочинял и на заказ.

В 1759 году Гайдна приглашают на должность капельмейстера к графу Морцина. Для венского аристократа он сочиняет лёгкую музыку, которая ему нравилась, полную радости и любви. Сочиняет первые симфонии.

В 1760 году композитор влюбляется в одну из своих учениц, но девушка решила уйти в монастырь. Поторопившись, в 28 лет Иоганн женится на её старшей сестре. О чём потом жалел всю жизнь. Брак был весьма неудачный. Мало того, что Мария-Анна была бесплодна, так ещё и терпеть не могла музыкальное творчество мужа и старалась при каждом удобном случае досадить ему.

Период с 1761 по 1790 Гайдн работает капельмейстером в семье богатейших аристократов венгерского рода. Музыкант руководил оркестром, сочинял музыку, проводил каждую неделю концерты. В течение 29 лет он пережил три поколения Эстерхази. Работой у аристократов Иоганн был доволен, приличное жалованье, на которое он позже купил дом, и относительная творческая свобода. Сочиняет многочисленные симфонии, оперы, оратории и многое другое. Становится известным во всей Европе.

В одной из рабочих поездок в Вену, Гайдн встретился с Моцартом. На протяжении всей жизни композиторов связывала крепкая дружба. Моцарт был большим поклонником таланта Гайдна, и посвятил ему целых шесть струнных квартетов.
В 1790 году оркестр Эстерхази был расформирован.

С 1791 года работал в Лондоне, где в Оксфорде его наградили званием «Доктор музыки». Жизнерадостный характер Гайдна и его остроумие нашли отражение во всех его сочинениях.

Возвратившись в Вену, композитор стал ведущим музыкантом эпохи. Одним из его учеников был Бетховен, но из-за его нелёгкого характера совместная работа была недолгой. До конца жизни композитор оставался мастером музыкальных шуток. Даже в Симфониях №83 «Курица» и №82 «Медведь» ему удавалось шутить. Обладая умением подражать с помощью звуков животным и природным явлениям, создаёт оратории «Создание мира» и «Времена года».

В 1809 году Иоганн Гайдн умер в своём доме, после насыщенной и плодотворной жизни.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Композитора Франца Йозефа Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты , где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.

Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков — у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.

Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.

Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёромИоганном Йозефом Курцем . Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным — два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)

Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.

В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга . Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии — Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.

С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.

Гайдн скончался в своём доме в 1809 году. Вначале маэстро похоронили на Хундстурмерском кладбище. С 1820 года его останки перенесены в храм города Эйзенштадт.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн — самый старший из венских классиков. За свою долгую жизнь он написал огромное количество произведений. Среди них 104 симфонии, более 80 квартетов, свыше 60 клавирных сонат. Гайдна называют «отцом симфонии и квартета», так как, по сравнению с предшествующими ему композиторами, ранее создавшими музыку в этих жанрах, он придал этим произведениям особое совершенство классической формы. «Гайдн — необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена», — писал П.И. Чайковский.
Йозеф Гайдн 1732-1809

Музыка Гайдна отличается оптимизмом и выражает непосредственную радость мироощущения. Не случайно большинство его произведений написано в мажорных тональностях. Мелодии Гайдна напоминают австрийские народные песни и танцы, они отличаются необыкновенным изяществом и ясностью. Именно поэтому музыка великого мастера всегда с восторгом принималась не только его современниками, но и последующими поколениями.

Жизненный путь

Йозеф Гайдн родился в 1732 году в деревне Рорау, недалеко от Вены. Его отец был ремесленником, изготавливающим кареты. Кроме того, он был необыкновенно музыкально одаренным человеком и часто пел, аккомпанируя себе на арфе.

Музыкальные способности маленького Йозефа проявились в возрасте пяти лет. Он обладал высоким звонким голосом и прекрасной музыкальной памятью. Начальное обучение музыке он проходил в церковной школе города Хайнбурга. С 8 лет Йозеф пел в хоровой капелле при главном кафедральном соборе Святого Стефана в столице Австрии Вене. Позднее об этом периоде жизни Гайдн писал в своих воспоминаниях: «...продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сольные сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе». Вместе с тем жизнь мальчиков в капелле была нелегкой. Многочисленные занятия, выступления и репетиции отнимали много сил. Однако уже в эти годы Гайдн начал писать свои первые сочинения.

Когда Иозефу исполнилось 18 лет и его голос стал ломаться, оказавшись непригодным для пения в детском хоре, его уволили из капеллы. Оказавшись без жилья и средств существования, Гайдн едва перебивался случайными заработками. Он давал уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, участвовал в выступлениях ансамблей уличных музыкантов. Среди первых сочинений Гайдна, получивших признание публики, была музыкальная комедия «Хромой бес», которую он сочинил на либретто известного венского актера И. Курца.

Несмотря на первые творческие успехи, Гайдн понимал, что не имеет достаточных знаний, чтобы сочинять музыку. Не имея средств на обуче-| ние, он поступил аккомпаниатором в вокальный класс известного итальянского композитора, пев-I цаи педагога Никколо Порпоры, исполняя также обязанности лакея. Вместо оплаты за свой труд Гайдн мог пользоваться его ценными советами по композиции.

Служба в капелле князя Эстерхази

В возрасте 29 лет Гайдн, уже известный в то время , был приглашен на службу к богатому венгерскому князю Эстерхази. Около 30 лет провел он в небольшом венгерском городе Айзенштадте и летнем дворце Эстерхази. Гайдн исполнял обязанности придворного композитора и капельмейстера. Согласно договору, к приезду гостей князя он был обязан сочинять и разучивать с оркестром и певцами симфонии, квартеты, оперы. Кроме того, капельмейстер был обязан давать певцам уроки, следить за сохранностью инструментов и нот. Иногда князь приказывал композитору сочинить новое произведение к следующему дню.
Только благодаря своему необычайному таланту и огромному трудолюбию Гайдн справлялся со своими обязанностями.

Зависимое положение во дворце князя часто удручало композитора. Каждое утро, вместе с другими слугами, он должен был ожидать его распоряжений. Он не имел права продать или подарить свои произведения, уехать из княжеского поместья без согласия князя.

Служба у Эстерхази имела и свои положительные черты. Композитору было назначено высокое материальное вознаграждение. Благодаря высокопоставленным гостям князя, среди которых нередко присутствовали иностранцы, слава Гайдна распространилась далеко за пределы Австрии. Кроме того, он постоянно слышал свои произведения в исполнении оркестра и имел возможность исправить то, что, на его взгляд, недостаточно хорошо звучало.

Большую радость доставляли Гайдну его поездки в Вену, где он встречался с Моцартом. Композиторы играли друг другу свои новые сочинения, беседовали о музыке и творчестве. В знак особого дружеского расположения Моцарт посвятил Гайдну шесть замечательных струнных квартетов.

Некоторым из своих симфоний Гайдн давал названия: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Медведь», «С ударом литавр».

Необычную историю создания имеет Симфония № 45, названная впоследствии «Прощальной». Однажды пребывание князя и его капеллы в летнем дворце затянулось до поздней осени. В холодную сырую погоду музыканты начали болеть. Кроме того, они уже несколько месяцев не виделись со своими семьями, которым жить в загородном дворце было запрещено. И тогда Гайдн решил «сказать» своему хозяину о недовольстве музыкантов необычным способом. В одном из концертов оркестр исполнял его новую симфонию. Однако ее музыка не была, как обычно, веселой и жизнерадостной. Она звучала тревожно и печально. После завершения 4-й части оркестр неожиданно заиграл снова. Исполнение еще одной, финальной части симфонии было необычным. Оркестранты постепенно один за другим гасили свечи на своих пюпитрах и безмолвно покидали сцену. Музыка звучала все тише и печальнее. До конца симфонию доиграли только двое скрипачей (один из них — Гайдн). Затем они погасили последнюю свечу и в темноте ушли со сцены. Намек композитора был понят. На следующий день князь приказал возвращаться в Эйзенштадт.

Последний период

В 1790 году умер князь Эстерхази. Его наследник к музыке относился равнодушно. Он распустил капеллу. Однако желая, чтобы Гайдн продолжал числиться его придворным капельмейстером, молодой Эстерхази назначил ему пенсию. Этих денег было достаточно для того, чтобы больше нигде не служить. Гайдн был счастлив! Теперь, накануне своего шестидесятилетия, он был свободен от каких-либо обязательств и мог заниматься только творчеством.

Некоторое время спустя Гайдн принял предложение поехать с концертами в Англию. Совершая путешествие на корабле, он впервые увидел море. В Лондоне Гайдн дирижировал своими произведениями в концертных залах перед большим количеством слушателей. Эти выступления были восторженно приняты англичанами. Вторая поездка композитора с концертами в Англию также прошла с огромным успехом. Университет города Оксфорда присвоил Гайдну почетное звание доктора музыки. За эти годы композитор создал свои знаменитые 12 «Лондонских симфоний».

Самые значительные произведения Гайдна - оратории «Сотворение мира» и «Времена года», написанные им под впечатлением услышанных в Лондоне сочинений Генделя, созданные в этом жанре. Их исполнение в Вене имело огромный успех.

Последние годы жизни Гайдна

После 1802 года Гайдн больше ничего не написал. Последние годы жизни он жил в небольшом доме на окраине Вены. Уединенное жилище композитора нередко навещали друзья и почитатели его таланта. В мае 1809 года, незадолго до смерти Гайдна, Вену заняли войска Наполеона. Узнав об этом, уже тяжело больной композитор нашел силы подняться с постели и исполнить на клавесине сочиненный им ранее австрийский гимн.

Гайдн был похоронен в Вене. Позднее его останки перевезли в Айзенштадт, где он провел немалую часть своей жизни.

Весь сложный мир классической музыки, который невозможно охватить одним взглядом, принято условно делить на эпохи или стили (это относится ко всему классическому искусству, но сегодня мы говорим именно о музыке). Одним из центральных этапов развития музыки является эпоха музыкального классицизма. Эта эпоха дала мировой музыке три имени, которые, наверное, любой человек, хотя бы немного наслышанный о классической музыке, сможет назвать: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Так как жизнь этих трех композиторов была так или иначе связана с Веной XVIII века, стиль их музыки, а также само блестящее созвездие их имен получило название венского классицизма. Самих этих композиторов называют венскими классиками.

"Папаша Гайдн" - чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) - "папаша Гайдн" (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Раннее детство

Маленькая, затерянная в Нижней Австрии деревушка Рорау, огромное семейство, во главе которого - обычный труженик, каретник, в ведении которого вовсе не владение звуком, а телеги и колеса. Но звуком отец Йозефа тоже владел неплохо. В бедном, но гостеприимном доме Гайднов часто собирались деревенские жители. Они пели и плясали. Австрия вообще очень музыкальна, но, быть может, главным предметом их интереса был сам хозяин дома. Не зная нотной грамоты, он тем не менее неплохо пел и аккомпанировал сам себе на арфе, подбирая аккомпанемент по слуху.

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах - женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга - небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением - в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Городок Хайнбург вообще сыграл немаловажную роль в судьбе Йозефа - здесь он начал профессионально учиться музыке. А вскоре хайнбургскую церковь посетил Георг Ройтер - крупный музыкант из Вены. Он объезжал страну все с той же целью - подыскать способных, голосистых мальчиков для пения в хоре собора св. Стефана. Это нам вряд ли что-то говорит такое название, а для Гайдна это была большая честь. Собор святого Стефана! Символ Австрии, символ Вены! Громадный, с гулко отзывающимися сводами образец готической архитектуры. Но и заплатить за пение в таком месте Гайдну пришлось с лихвой. Длинные торжественные богослужения и придворные празднества, на которых тоже нужен был хор, отнимали огромную часть его свободного времени. А ведь надо было еще учиться в школе при соборе! Делать это приходилось урывками. Руководитель хора, тот самый Георг Ройтер, мало интересовался тем, что происходило в умах и сердцах его подопечных, и не заметил, что один из них делает свои первые, может, неуклюжие, но самостоятельные шаги в мире сочинения музыки. Творчество Йозефа Гайдна тогда еще носило печать дилетантства и самых первых проб. Консерваторию для Гайдна заменил хор. Часто приходилось разучивать гениальные образцы хоровой музыки предшествующих эпох, а Йозеф попутно делал для себя выводы о приемах, которыми пользовались композиторы, извлекал из нотного текста нужные ему знания и навыки.

Мальчику приходилось выполнять и совсем уж не связанную с музыкой работу, например, прислуживать за придворным столом, подносить блюда. Но и это оказалось благотворным для развития будущего композитора! Дело в том, что вельможи при дворе кушали не иначе как под высокую симфоническую музыку. А маленький лакей, которого и не замечали важные вельможи, подавая блюда, делал про себя необходимые ему выводы о строении музыкальной формы или наиболее красочных гармониях. Безусловно, к интересным фактам из жизни Йозефа Гайдна относится сам факт его музыкального самообразования.

Обстановка в школе была суровой: мальчиков мелочно и строго наказывали. Дальнейших перспектив не предвиделось: как только голос начинал ломаться и уже не был по-прежнему высоким и звучным, его обладателя безжалостно выкидывали на улицу.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее - маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище - старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Никколо Порпора

Это время - юность Гайдна - омрачено острой нуждой и постоянными поисками работы. До 1761 года ему удается находить работу лишь на время. Описывая этот период его жизни, следует отметить работу концертмейстером у итальянского композитора, а также вокалиста и педагога Никколо Порпора. Гайдн устроился к нему специально, чтобы подучиться теории музыки. Подучиться получилось во время выполнения обязанностей лакея: Гайдну приходилось не только аккомпанировать.

Граф Морцин

С 1759 года в течение двух лет Гайдн живет и работает в Чехии, в имении графа Морцина, у которого была оркестровая капелла. Гайдн - капельмейстер, то есть управляющий этой капеллой. Здесь он в большом количестве пишет музыку, музыку, безусловно, очень хорошую, но именно такую, которую от него требует граф. Стоит заметить, что большинство музыкальных произведений Гайдна написаны именно при выполнении служебных обязанностей.

Под началом князя Эстерхази

В 1761 году Гайдн переходит на службу в капеллу уже венгерского князя Эстерхази. Запомните эту фамилию: умрет старший Эстерхази, имение перейдет в ведомство его сына, а Гайдн все так же будет служить. Он прослужит капельмейстером у Эстерхази тридцать лет.

Тогда Австрия представляла собой огромное феодальное государство. В ее состав входили и Венгрия, и Чехия. Феодалы - вельможи, князья, графы - считали хорошим тоном иметь при дворе оркестровую и хоровую капеллы. Вы наверняка слышали что-либо о крепостных оркестрах в России, но, может быть, не знаете, что в Европе дело также обстояло не лучшим образом. Музыкант - даже самый даровитый, даже руководитель капеллы - находился в положении слуги. В то время, когда Гайдн только начинал служить у Эстерхази, в другом австрийском городе, Зальцбурге, подрастал маленький Моцарт, которому еще предстоит, будучи на службе у графа, обедать в людской, сидя при этом выше лакеев, но ниже поваров.

Гайдну предстояло выполнять множество крупных и мелких обязанностей - от написания музыки к праздникам и торжествам и разучивания ее с хором и оркестром капеллы до дисциплины в капелле, особенностей костюма и сохранности нот и музыкальных инструментов.

Имение Эстерхази располагалось в венгерском городке Эйзенштадте. После смерти старшего Эстерхази руководить имением стал его сын. Склонный к роскоши и торжествам, он построил загородную резиденцию - Эстерхаз. Во дворец, состоявший из ста двадцати шести комнат, часто приглашались гости, а для гостей, разумеется, должна была звучать музыка. Князь Эстерхази выезжал в загородный дворец на все летние месяцы и вывозил туда всех своих музыкантов.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра. Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.

Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: "Капельмейстер я или капельдинер?" (капельдинер - слуга).

"Прощальная" симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции. Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах. Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Последние годы жизни. Лондон

Жизнь композитора Йозефа Гайдна развивалась подобно тропке в горах. Подниматься тяжело, но зато в конце - вершина! Кульминация и его творчества, и его славы пришлась на самый конец жизни. Произведения Гайдна достигли окончательной зрелости в 80-х гг. XVIII века. К образцам стиля 80-х относят шесть так называемых парижских симфоний.

Непростая жизнь композитора ознаменовалась триумфальным завершением. В 1791 году умирает князь Эстерхази, а его наследник распускает капеллу. Гайдн - уже известный по всей Европе композитор - становится почетным гражданином Вены. Он получает в этом городе домик и пожизненную пенсию. Последние годы жизни Гайдна проходят весьма лучезарно. Он дважды посещает Лондон - в результате этих поездок появились двенадцать лондонских симфоний - последних его произведений в этом жанре. В Лондоне он знакомится с творчеством Генделя и под впечатлением от этого знакомства впервые пробует себя в жанре оратории - любимом жанре Генделя. На склоне лет Гайдн создает две оратории, известные до сих пор: "Времена года" и "Сотворение мира". Музыку Йозеф Гайдн пишет до самой смерти.

Заключение

Мы рассмотрели основные этапы жизни отца классического стиля в музыке. Оптимизм, торжество добра над злом, разума - над хаосом и света - над мраком, вот характерные черты музыкальных произведений Йозефа Гайдна.