Характеристика героев произведения не бросай огонь прометей. Характеристика героев по произведению “прикованный прометей” эсхила

Благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Кто такой Прометей

Прометей - это один из античных титанов, сын Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма - Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Цели:

  • В ходе анализа произведения выявить особенности конфликта трагедии; составить сравнительную характеристику главных героев; подвести к выводу, что моральная победа в поединке силы физической и силы духовной за Прометеем.
  • Повторить особенности жанра, элементы строения трагедии.
  • Развивать устную речь ребят, навыки сравнивания героев по определённому признаку, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.
  • Воспитывать чувство понимания, что в поединке силы духовной и физической моральная победа всегда за духовной.

Оборудование урока: слайды с изображением Прометея, Зевса, Океана, Гефеста и Гермеса.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать трагедию Эсхила "Прометей Прикованный".
  2. Поработав со словарём, найти и записать в тетрадь информацию о персонажах трагедии: Зевсе, Гефесте, Прометее, Океане, Океанидах, Гермесе (индивидуальные задания).
  3. Повторить элементы строения древнегреческой трагедии, вспомнить особенности жанра.
  4. Найти и подчеркнуть в тексте предложения, иллюстрирующие отношение к Прометею и Зевсу всех героев трагедии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с древнегреческим театром, рассмотрели жанровые и композиционные особенности античной трагедии. Дома вы прочитали одно из самых великих творений поэта Древней Греции Эсхила трагедию "Прометей Прикованный"

2. Беседа на выявление восприятия произведения.

Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

Какие сцены вас взволновали? Почему?

Каким вы представляйте себе Прометея в начале и в конце трагедии?

Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.

Посмотрите на картину Пьеро ди Козимо "Легенда о Прометее". Художник даёт трактовку образа Прометея, характерную для эпохи Возрождения: атлетическое тело Прометея сопротивляется нависшему над ним громадному орлу.

Обратимся к другому видению образа Прометея.

Русский скульптор 18 века Ф. Г. Гордеев полон сочувствия к Прометею, обессиленному страданием: жестокий хищник рвёт нежное, уже лишённое воли тело.

Какой из этих образов вам более близок? (Дети высказывают своё мнение)

В чём, по-вашему, заключается конфликт трагедии? (В противостоянии, поединке Зевса и Прометея)

3. Объявление темы и целей урока.

Поэтому тема нашего урока звучит так: Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный".

На чьей стороне правда: всемогущего повелителя Олимпа Зевса или восставшего против него титана Прометея? (создание проблемной ситуации)

Сегодня на уроке в ходе анализа произведения мы постараемся выяснить, кто же выигрывает этот поединок: Зевс или Прометей?

А сейчас, пока мы ещё не начали анализировать произведение, немного подумайте и ответьте на вопрос: символом чего для вас является Прометей? (Ответы ребят записываются на доске)

В конце урока мы ещё вернёмся к этому вопросу и обсудим, изменилось ли ваше понимание образа главного героя.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (В ходе опроса проводится словарная работа с терминами)

Сегодня нам предстоит в ходе анализа драматического произведения решить важный проблемный вопрос. Как вы думаете, на что нам нужно обратить внимание, что повторить, чтобы раскрыть идею автора и разрешить сложившуюся проблемную ситуацию? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает мнения, помогает и направляет) Так как форма и содержание произведения неразрывно связаны между собой, ученики должны поставить перед собой следующие учебные задачи: а) вспомнить, что такое трагедия; б) повторить элементы строения трагедии.

Что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель.

А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)

Давайте проверим, насколько правильно вы справились с заданием. (Дети проверяют правильность выполнения задания учеником у доски. Учитель контролирует процесс проверки. В результате проверки термины на доске располагаются следующим образом:)

  • Пролог
  • Парод
  • Стасимы
  • Строфа
  • Антистрофа
  • Эписодии
  • Эксод

Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.

Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.

Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.

Какое значение имеют слова эписодии и стасимы ?

Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.

Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)

Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)

Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.

Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.

Анализ произведения (изучение нового материала).

Ребята, для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев.

Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.

Задания первой группе. Характеристика Прометея.

Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

Каким даром обладает Прометей?

Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?

Чему научил Прометей людей?

Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

За что Прометей ненавидит Зевса?

Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?

Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

С каким советом является Океан к Прометею?

Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

Система персонажей

Итак, рассмотрим афишу.

Кто является главным героем трагедии?

(Прометей, его имя вынесено в название произведения)

Кто такой Прометей?

Прометей - один из титанов.

Что мы узнаём о Прометее из мифов?

Сообщение ученика о Прометее. Проверка индивидуального домашнего задания №1

Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.

В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.

Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса . Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.

На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)

Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)

По мере называния детьми героев сочувствующих и осуждающих на доске оформляется таблица.

Кто такой Гефест?

Гефест - бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Посмотрите на экран. Атрибутами его являются клещи, кузнечные меха и пилос (шапочка мастерового) Ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание №2 дополняет рассказ учителя сообщением о Гефесте.

Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.

Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.

Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?

Океаниды - дочери бога моря Океана. Океан - бог внешнего моря. Слайд3. Проверка индивидуального задания. Сообщение об Океане и Океанидах.

Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.

Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)

Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.

Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?

Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.

Кто это?

Зевс. Слайд 4.

Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.

Что вы знаете о Зевсе? Проверка индивидуального задания №3. Сообщение ученика о Зевсе.

Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3 .

Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии ? (Да)

Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)

Ещё одним посланником Зевса является Гермес.

Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.

Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).

Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.

Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор )

Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.

Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.

Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)

Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.

4. Этап обобщения.

На прошлом уроке мы говорили, что герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу?

(Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден )

А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре. Выполнение задания.

Представление парами синквейнов, обсуждение работ.

6. Итог урока.

Ребята, если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.

Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке ? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?

Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.

Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

Фронтальное домашнее задание: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение Мустая Карима "Не бросай огонь, Прометей!" и подумайте: 1 ряд) в чём общность и 2 ряд) каковы различия двух трагедий о Прометее. Ответ в форме плана оформить в тетради по литературе.

Индивидуальное домашнее задание: найти, что обозначает выражение "прометеев огонь". Ваша работа будет успешной, если вы обратитесь к специальному словарю.

Главный герой трагедии античного драматурга Эсхила «Прометей прикованный» - это титан Прометей. Сюжет трагедии «Прометей прикованный» основан на древнегреческой мифологии. В основе сюжета - конфликт Прометея с верховным богом Зевсом.

Прометей, наперекор воле Зевса, пришел на помощь людям. Он научил их пользоваться огнем, приручать животных, строить корабли, находить полезные ископаемые. Прометей дал людям письменность, научил считать числа. Это вызвало гнев Зевса, который надеялся держать людей беспомощными, в темноте и невежестве, голодными и голыми.

Служители Зевса, Власть и Сила, приковывают Прометея к скале. У героя есть шанс избавиться от мук - он только должен сказать Зевсу имя женщины, которая родит богу сына (это Ио). По пророчеству сын свергнет власть Зевса, как сами боги когда-то свергли власть титанов.

Но Прометей - это олицетворение стойкости, непримиримости, железной воли и выдержки. Он не идет на компромисс с Зевсом и отказывается от свободы: «Я видел падение двух тиранов. Посмотрю, как и третий упадет позорно и скоро».

Прометей готов снести муки, но не смириться. Он свободолюбивый, страстный, ненавидит своих врагов. Прометей верит не в богов, а в людей, в их способности. В то же время, веря в людей, Прометей не ждет от них благодарности или уважения. Он просто жертвует собой ради них. Прометей просто делает то, что считает нужным, что велит ему его непримиренный дух. Он говорит Гермесу, посланнику Зевса: «Свое несчастье я не променяю на недостойное рабство».

Понятие «прометеизм» происходит от имени мужественного титана. Это слово олицетворяет силу духа, стойкость, альтруизм - бескорыстное служение людям, способность пожертвовать собой, несокрушимость и выдержку перед страданиями.

В финале трагедии скала вместе с прикованным Прометеем под удары молнии и раскаты грома проваливается под землю - в страшный Тартар. Однако, Прометей - это бессмертный титан, его нельзя уничтожить. Сильный дух остается непобежденным, отмечает драматург.

Образ Прометея как вечный образ в литературе

Прометей относится к категории «вечных» образов мировой литературы. Образы, которые называются «вечными» в литературе стали воплощением определенных общечеловеческих черт, стали нарицательными для определенного типа людей, явлений. Например, Дон Кихот стал воплощением бескорыстной любви к справедливости, Обломов - символом лени, а Плюшкин - олицетворением скупости, жадности. «Вечные образы» - великое достояние человеческой культуры, классической литературы.

Образ Прометея, созданный в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный», также является «вечным» для мировой художественной культуры. Он - воплощение героического самопожертвования ради других, героического, бескорыстного служения людям. Также образ Прометея является воплощением железной воли, крепкого духа, непокорности. Титан Прометей стал символом вечных стремлений и идеалов человечества. Он - сильный герой, который делает осознанный выбор - быть альтруистом, помогать другим, и идет своим путем до конца. Указанные черты характера Прометея является содержанием понятия «прометеизм», которое произошло от имени титана.

Титан Прометей вдохновляет людей быть мужественными, несокрушимыми, с честью и достоинством переносить трудности и пытки, не поддаваться на попытки противников задобрить, подкупить или запугать. Образ Прометея учит целенаправленно, не отступая, действовать во благо других людей, всего человечества.

Вечный образ Прометея, созданный древнегреческим драматургом Эсхилом, издавна вдохновляет писателей, поэтов, художников и других творцов. К образу Прометея в своем творчестве обращались Гете и Байрон.

Эта легенда рассказывает о том, как столкнулись Прометей и Зевс в борьбе за место человека в этом мире. Прометей стал на сторону человека, и несмотря на неравные силы, ему удалось отстоять истину. Вот как это произошло.

Огонь Прометея

Люди тогда еще не знали огня. Они бродили по лесам и долинам, собирая случайную пищу, охотились на ди-ких животных. С наступлением ночи они ложились спать, зарываясь с головой в листву. Убе-жищами им служили пещеры, во мраке которых жили вместе с летучими мышами. Миром же правили боги Олим-па, красивые и всемогущие. У них во всем был достаток. Они считали, что все блага должны принадлежать только им. У богов не было соперников, кроме более древних властителей - тита-нов (в последующем, это соперничество привело к битве богов Олимпа и титанов). Посланцем мира между богами Олимпа и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей.

Не раз по до-роге на Олимп он встречал, дрожащих от холода и стра-дающих от болезней, людей. И хотя они никому не жаловались, Прометей их жалел и однажды не побоялся облегчить им жизнь вопреки воле богов.

В очередной раз Прометей поднимался на Олимп с жез-лом в руке. Боги к этому привыкли и не заметили, как Прометей незаметно взял тлеющий уго-лек из очага богов. Спустившись на землю, он засыпал его золой. Нашли люди огонь Прометея и взяли его к себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от порывов ветра. С помощью огня человек смог изгнать из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, варить пищу, плавить руду и мно-гое другое.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Они овладели искусствами, стали определять время по небесным светилам.

Рассердился Зевс на Прометея, стал в ярости громыхать и швырять стрелы молний. Вы-звал к себе слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холод-ную землю скифов и прико-вать его там к скале. Вместе с ними отправил бога-кователя Гефеста с молотом и толстыми желез-ными цепями.

Путь был долгим… Наконец, показались разломы скал. С вершин Кавказа повеяло вечным холодом. - Здесь! - молвила Власть, указывая на утес. - Приступай к делу, Гефест!

Гефест медлил, глядя на свой молот, кото-рый по воле Зевса должен стать орудием казни. - Поторапливайся! - приказала Сила.

Подвиги Прометея

Тяжело вздохнув, Гефест повалил Прометея на утес и при-крепил цепь острыми клиньями. Гефест отвел взгляд, чтобы не видеть пылающих глаз Прометея. - Како-го бы прекрасного помощника обрел я в кузнице, если бы не его любовь к людям, - подумал он.

Возьми и про-бей ему этим грудь! — послышался голос Власти. Гефест закрыл глаза и не глядя вбил острие в грудь титана. Дрогнул Прометей, но ни один звук не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал - так громко, что его мог услышать на другом краю земли его брат Атлант, поддерживающий небесный свод.

— Я не жалею, что принес людям Огонь. Пусть знает Зевс, что власть его не вечна. Он будет свергнут с Олимпа, и ведомо лишь мне одному, как мог бы он избегнуть падения!

Донеслись его слова на Олимп. И послал Зевс вестника богов Гермеса, угрожая узнику карами, если не захо-чет раскрыть тайны. Но не испугали титана угрозы. Прометей был неколебим. Стал Зевс в ярости громыхать и метать молнии. Прометей лишь хохотал ему в ответ. Тогда обрушилась по воле Зевса скала с титаном в вечную тьму, а когда Про-метей был возвращен на землю, его ждали новые муки. Отправил громовер-жец на Кавказ своего орла, приказав хищнику разди-рать когтями тело титана и клевать его печень. За ночь страш-ная рана затягивалась, печень отрастала. Орел вновь опускался на грудь Прометея, и его му-ки возобновлялись.

Веками длилось противостояние Прометея и Зевса, а вместе с ними продолжались страдания Прометея. Но столь же долгой была благодарность человека. Подвиги Прометея вдохновили людей и вселили в их сердца надежду. Поэты прославляли его как борца с несправедливостью и освободителя.

Хануман - Бог силы

Мать Ханумана находилась в то время под действием проклятия, обратившего её в ванару, носила имя Анджана и была...

Индийская богиня-мать

Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — ...

О дачном отоплении

Система отопления дачного домика не столь сложна, как аналогичная инженерная коммуникация строения, в котором хозяева планируют...

Симон Ушаков - русский иконописец

В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей...

Легенды о Козероге

Козерог относится к зодиакальным созвездиям и находится в южной части неба. Оно никогда не поднимается высоко над горизонтом...

Древнегреческий трагик Эсхил в своем творчестве отразил целый этап становления афинского государства. В его трагедиях запечатлелись многие события того героического времени, когда греческий народ отстаивал свою свободу и независимость. Поэтому произведения поэта насыщены конфликтами мощных страстей, и действуют в них величественные герои. Именно таким произведением является трагедия «Прикованный Прометей», в основу которой положен старинный миф о титане Прометее, оказавшем людям неоценимые услуги.

С первых строк мы узнаем, что грозный властитель Зевс обрек героя на вечные муки за то, что он осмелился пойти против него, похитив огонь и отдав его людям. И Зевс придумал для Прометея жестокое наказание, чтобы он рассчитался за свою вину перед богами.

Чтоб наконец признал главенство Зевса

И чтоб зарекся дерзостно людей любить.

Слуги Зевса, грубые и бесцеремонные, с удовольствием выполняют свою работу - приковывают героя и опутывают его тело железными цепями. Но мужественный Прометей не издает ни слова, ни ропота. Он не взывает к жалости. И только оставшись в одиночестве, дает волю своим чувствам:

Мученью конца я не вижу...

… Я в ярме беды томлюсь

Из-за того, что людям оказал почет.

Однако, несмотря на невыносимые страдания, которые причиняет ему орел, выклевывая печень, Прометей не покоряется. Гермесу, посланному Зевсом, чтобы склонить героя к примирению и подчинению, а заодно выведать тайну, которой он владеет, Прометей гордо отвечает:

Своих скорбей на рабское ел уженье.

Он не поддается ни на какие уговоры и угрозы и остается непреклонен: «Ни на один вопрос твой не отвечу я».

Свою решимость титан сохраняет до последней минуты. Когда скала с прикованным Прометеем проваливается сквозь землю, он лишь взывает к справедливости высших сил:

Без вины страдаю - гляди!

Эсхил называет своего героя «филантропом» - словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, ДРУГ людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество. Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей.

Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана - бескомпромиссностью, Гермеса - чувством собственного достоинства и независимостью.

Любя человечество, Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него - воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление.

Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX-XX веков.

Разумными и мыслить научил.

Разумными и мыслить научил.

За свою любовь и преданность людям, за добро и стремление к прогрессу и просвещению на земле, герой был казнен Зевсом, который у Эсхила выступает олицетворением неизведанных сил природы, ревниво защищающей свои тайны. Однако Прометея не пугают страшные муки - он решительно и смело бросает вызов тирану и готов до конца отстаивать свою правоту. Герой твердо верит в торжество справедливости:

Но настанет час:

… Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв, Суть всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной Работы. А коней, послушных поводу, Красу и блеск богатства, я в повозки впряг, Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал. Вот сколько ухищрений для людей земных Придумал я, злосчастный…

Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила

Эсхил с давних времен заслуженно считается «отцом трагедии». В самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным из поэтов-трагиков. "Одним из величайших его открытий явилось введение в действие второго актера, что усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета.

В своем творчестве Эсхил стремился раскрыть важнейшие вопросы своего времени: проблемы вины и возмездия, ответственности человека за свои поступки, противоборства добра и зла, стремления к торжеству справедливости, взаимоотношений человека и сил внешнего мира, выражающих божественную волю. Самым выдающимся из созданий древнегреческого поэта является образ титана Прометея, без которого сейчас трудно представить себе ряд великих образов мировой литературы.

Трагедия «Прикованный Прометей» занимает особое место в творчестве драматурга и является первой из трилогии. Позже поэтом были созданы «Освобождаемый Прометей» и «Прометей-огненосец». Однако до наших дней из последних сочинений дошло очень немногое.

Трилогия Эсхила основывается на древнем мифе, согласно которому Прометей - защитник людей от произвола и несправедливости богов. Ради спасения людей от гибели, он похитил огонь с Олимпа, за что грозный Зевс приказал приковать его к скале, обрекая тем самым на вечные мучения. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень Прометея, которая затем снова восстанавливалась. Муки героя продолжались до тех пор, пока Геракл не освободил его, убив стрелой орла. По различным версиям легенды, эти страдания длились от нескольких столетий до тридцати тысяч лет. Эсхил взял данный миф за основу своего произведения, однако значительно расширил и углубил его смысл.

Действие трагедии, судя по всему, происходит в тот момент, когда Зевс только пришел к власти, свергнув своего отца Крона и все поколение старших богов. Прометей, по легенде, помогал Зевсу стать царем богов. Однако, похитив огонь, он прогневал всемогущего правителя и подверг себя жестокому наказанию. Но в образе Прометея Эсхил изобразил не только добытчика огня для людей. Он представил его изобретателем различных наук и ремесел, донесшего до людей все культурные блага, которые сделали возможным развитие человеческой цивилизации:

… я их сделал, прежде неразумных,

Разумными и мыслить научил.

Прометей обучил людей строить дома, добывать металлы, обрабатывать землю, приручать животных. Он развил корабельное дело, астрономию и изучение природы, научил людей «науке чисел и грамоте», медицине и другим полезным и важным занятиям.

А кратко говоря, узнай, что все

Искусства у людей - от Прометея!

За свою любовь и преданность людям, за добро и стремление к прогрессу и просвещению на земле, герой был казнен Зевсом, который у Эсхила выступает олицетворением неизведанных сил природы, ревниво защищающей свои тайны. Однако Прометея не пугают страшные муки - он решительно и смело бросает вызов тирану и готов до конца отстаивать свою правоту.

Герой твердо верит в торжество справедливости:

Я знаю, что Зевс суров, что ему

Справедливостью служит его произвол

Но настанет час:

Он смягчится, разбитый ударом судьбы...

Кроме того, он знает тайну, которую Зевс старается любыми средствами вырвать у него. Тайна эта заключается в том, что великого царя богов ожидает падение:

… жена сведет его с престола...

Родив дитя сильнее, чем отец.

Прометей стойко переносит все испытания и угрозы тирана, оставаясь гордым и непокоренным.

Уверен будь, что я б не променял

Моих скорбей на рабское служенье...

В лице своего героя автор утверждает благородство, смелость, силу духа, а также веру в прогресс человеческой культуры, в творческие возможности человека. Его произведение пронизано духом протеста против насилия и тирании. В нем наиболее полно отразились проблемы, волновавшие самого поэта и весь народ. Трагедии Эсхила передают наиболее актуальные явления и события политической и духовной жизни Афин. Они отличаются особой возвышенностью и торжественностью. Недаром К. Маркс ставил поэта в один ряд с Шекспиром, называя их двумя величайшими гениями, «которых породило человечество».

Не погас ли сегодня огонь Прометея, или актуален ли альтруизм Человек - существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым ты общаешься. Но в первую очередь - от тебя.

Относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей, несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных различным ремеслам и искусствам - огромным рывком продвинул вперед прогресс человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. За день печень восстанавливалась, орел прилетал снова, и так продолжалось бесконечно - ведь Прометей, как и Зевс, тоже был богом и потому бессмертным.

Прометей мог спасти себя - он владел тайной свержения Зевса с трона. Но он продолжал терпеть нечеловеческие муки ради того, чтобы у людей был спасительный огонь, не требуя ничего взамен.

Альтруизм - это бескорыстная забота о благе других людей. Альтруисты двигают прогресс вперед.

Мы бы не находились на таком относительно высоком уровне общественного, научного и экономического развития, если бы среди нас не было ученых, превыше всего ставящих идею, а не то, сколько за нее заплатят. Ученых, целиком погрузившихся в свои теории и работающих бескорыстно. Можно долго перечислять таких великих людей: в каждой стране их сотни. Павлов и Циолковский, Мария и Пьер Кюри, Эйнштейн и Королев.

Альтруисты есть и сейчас. Это, например, люди, которые, усыновили ребенка или открыли семейный детский дом. Просто не подлежит сравнению жизнь маленьких детей в доме ребенка, интернате или в семье! Попав в семью, дети получают ту огромную порцию любви, ласки, заботы и нежности, которую они недополучили, находясь в государственных детских учреждениях. После этого дети начинают быстрее развиваться, здоровеют, их характер меняется в лучшую сторону, - они просто расцветают. Это большое счастье - видеть, как много радости ты кому-то принес, не требуя ничего взамен. Так, я думаю, считают настоящие альтруисты. А всегда честные и наивные детские глаза, с улыбкой смотрящие на тебя - самая лучшая награда.

Настоящие альтруисты хотят, чтобы на свете не было войн, болезней и катастроф. Именно поэтому люди с миссиями доброй воли из многих стран мира приезжают в различные точки планеты, пытаясь урегулировать какие-то важные государственные и политические вопросы мирным путем. Приезжают, чтобы помочь

Тем, кому приходится нелегко и тяжело нести на собственных плечах непосильный груз нерешенных проблем. Многие известные люди делают это не для того, чтобы прославиться еще больше, а для того, чтобы помочь.

Если бы не было добровольцев из Красного Креста, то, например, некому было бы помочь людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия.

Им бы не помогли продовольствием, крышей над головой, теплой одеждой и медикаментами. В Красном Кресте работают альтруисты, которые помогают людям независимо от того, какой они национальности, вероисповедания, местожительства и какое общественное положение они занимают.

Я думаю, огонь Прометея не погас. Может быть, он горит в какие-то моменты не так ярко, как нам хотелось бы. Но я считаю, что альтруизм актуален сегодня, и будет актуален всегда. До тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.

Эсхил творил в Греции в V веке до нашей эры (около 525- 456 гг. до н. э.). Это была эпоха общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни и культуры. Эсхил жил в эпоху греко-персидских войн и укрепления в Афинах демократического строя, и сам участвовал в знаменитых сражениях с персами при Марафоне, Саламине и Платеях. Он написал 90 трагедий, из которых сохранилось всего лишь 7. Это было время прославленных поэтов, скульпторов и архитекторов.

«Когда говорят «Эсхил», - сразу возникает у одних смутный, У Других более или менее четкий образ «отца трагедии», образ Почтенно-хрестоматийный, даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи, актерская маска. Залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр», - писал исследователь античной драмы С. Апт. Образы Эсхила оказали огромное влияние не только на театр, но и на поэзию, музыкальное искусство, живопись.

Эсхила называют отцом трагедии, справедливо считая, что для развития этого жанра он сделал больше, чем Софокл и Еврипид. Сам же поэт очень скромно отзывался о своем творчестве, отмечая, что оно - крохи по сравнению с Гомером, хотя именно в жанре трагедии с особой силой и неповторимостью раскрылся творческий талант древнегреческого автора.

Особый успех у современников Эсхила имела его трагедия «Прикованный Прометей». Гордость за победоносную Грецию превратилась у Эсхила в гордость за человека. Образ тираноненавистника, борца за счастье и культуру человечества Эсхил увековечил в образе Прометея.

Прометей был наказан Зевсом за то, что, стремясь спасти от гибели человеческий род, похитил у него огонь и передал его людям. Прометей научил их искусствам и ремеслам: строить жилища и корабли, приручать животных, распознавать лекарственные растения, преподал им науку чисел и грамоту. За это Зевс жестоко наказал титана: Прометея приковали к скале в горах Кавказа. Каждый день прилетает к нему орел и клюет его печень. Печень Прометея опять вырастает, орел снова ее клюет. Прометей обречен на вечные муки, потому что он бог, а боги бессмертны. Крики и стоны Прометея душераздирающи, но титан не сломлен и в ответ посланнику Зевса, Гермесу, который угрожает ему новыми мучениями, Прометей гордо заявляет:

Знай хорошо, что я б не променял

Хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служенье,

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть прислужником Зевеса.

Прометей отказывается от предложения Зевса дать ему свободу в обмен на смирение.

Эсхил выходит за рамки мифа и углубляет конфликт. Прометей, как становится понятно из его знаменитого монолога, не только подарил людям огонь, но и изобрел многие науки и ремесла. Прометей становится символом человеческого прогресса. А тиран Зевс - символом неизведанных сил природы, которая ревниво оберегает свои тайны. Еще один интригующий момент усиливает драматизм ситуации: Прометей тоже владеет тайной, которую Зевсу во что бы то ни стало нужно разузнать.

Прометей знает, что Зевса ждет падение тогда, когда у него родится сын от морской богини Фетиды. Зрителей и читателей интересует, устоит ли Прометей перед угрозами Зевса и сохранит ли тайну.

Греки очень ценили свои демократические порядки и поэтому воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс - «никому не подотчетный, суровый царь», поэтому его самоуправство не знает границ. Греки критиковали Зевса потому, что боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. Они их очень боялись, устраивали праздники в их честь, приносили им жертвы, но их можно было критиковать, потому что выше богов были Рок и три страшные Мойры, следившие за неотвратимым ходом судьбы.

Пытливый Прометей олицетворяет человеческий разум и всемирный прогресс. Он спорит с Зевсом и его помощниками Гермесом, Гефестом, Силой, Властью, стариком Океаном, которые являются олицетворением косности, приспособленчества, невежества и жестокости нравов.

В отдельных отрывках и фрагментах сохранился «Прометей раскованный», из которого мы узнаем, что Геракл по совету Фетиды убил орла и освободил Прометея. Прометей раскрыл Зевсу тайну, за что Зевс пообещал Прометею вечную славу в Афинах. Такое неожиданное и разочаровывающее примирение станет понятным читателю, если он узнает, что между действием «Прикованного Прометея» и «Прометея раскованного» должно было пройти тридцать лет. Смягчился Зевс, уступил Прометей, со временем победила так необходимая миру гармония.

Не все в мире статично, все со временем изменяется, но образ Прометея будет всегда перед нашими глазами. Образ человека, который думал не о себе, - бессмертном боге, а о будущем людей. И как Прометей появлением наук и ремесел двигал прогресс человечества вперед, так и остальные люди, если бы поступали так же самоотверженно, как он, подняли бы человеческие отношения на недосягаемую высоту.