Хуан Грис (Juan Gris). Биография

Испанский художник-авангардист, один из основоположников и наиболее последовательный представитель кубизма.


Бегство во Францию

Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в многодетной семье зажиточного торговца и домохозяйки в Мадриде, Испания. Хуан был тринадцатым из 13 детей. Начальное образование получил в Школе искусств и Промышленности (Escuela de Artes y Manufacturas), куда поступил в 1902 году по желанию родителей и которую бросил ради занятий живописью. Интерес к изобразительному искусству мальчик проявил ещё в возрасте 6-7 лет. Именно в это время его отец разорился, и для семейства настали тяжёлые времена. Хуан стал подзарабатывать, продавая свои рисунки местным газетным издательствам.

В 1905 году будущий художник взял псевдоним «Хуан Грис», сократив своё длинное и трудно запоминаемое имя. После смерти отца в 1906 году, имея при себе всего 16 франков, Грис отправился во Францию – в первую очередь, ради того, чтобы избежать призыва в армию. Вернуться в Испанию он больше не мог. Оказавшись в парижском Бато-Лавуар, знаменитом общежитии на Монмартре и центре художественной жизни, он разом познакомился с наиболее выдающимися живописцами своего времени: Браком, Пикассо, Модильяни, Матиссом, Леже и др. Здесь он проживёт 16 лет в мастерской, в которой практически не было мебели.

В 1911 году Грис по ошибке был доставлен в полицейский участок, так как его перепутали с известным преступником Гарнье. Не имея никаких документов, Грис сумел выбраться лишь благодаря усилиям Анри Дерена – другого ставшего впоследствии знаменитым художника из Бато-Лавуар.

В начале пути Грис находился под мощным влиянием символизма в его немецкой и австрийской ипостасях – югендстиля и сецессиона. Его друг, Вилли Гейгер, сотрудничал со знаменитыми немецкоязычными символистскими изданиями Simplicissimus и Jugend. Эти журналы пользовались огромной популярностью в художественной среде Испании. Однако во Франции художник очень скоро оставил своё увлечение.

Поначалу, ещё не умея толком рисовать, Грис подрабатывал в различных юмористических журналах, таких как Le Rire, L"assiette au beurre, Le Charivari и Le Cri de Paris. Карикатуры Гриса носили пацифисткий и антиклерикальный характер; по воспоминаниям его подруги Алисы Халики, как и многие его приятели – Франтишек Купка, Феликс Валлотон, Виллон, Кес ван Донген – он был обеспокоен вопросами социальной справедливости. Искусствовед Вальдемар Георг называл его «этот атеист, этот революционер, этот дезертир испанской армии».

Параллельно Грис занимался самостоятельным изучением рисунка и живописи. На родине его первым учителем был академический художник Хосе Морено Карбонеро. Его консерватизм отталкивал Гриса; в Париже под влиянием своих новых друзей он стал писать в стиле кубизма и много экспериментировать. Работа Жана Метценже Le goûter («Чаепитие») натолкнула его на мысль о важности применения математического расчёта в живописи. Известно также, что он увлекался неевклидовой геометрией и учениями о четвёртом измерении.

Синтетический кубизм

В 1911 Грис разорвал все контракты с сатирическими изданиями; тогда же появились первые серьёзные картины, выдержанные в духе аналитического кубизма (термин был позже придуман им самим): «Стол и кафе», «Натюрморт», «Гитара и цветы». На начальном этапе его цветовая гамма была строгой и ограниченной; доминировали оттенки серого и голубого.

Первой большой удачей Гриса стала работа «Оммаж Пикассо», она была продемонстрирована в 1912 году на Салоне Независимых. В том же году художник начинает активно выставляться: на выставке Exposicío d"art cubista и в галереях Ж. Далмау в Барселоне, в галерее DerSturm в Берлине, в Salon de la Société Normande de Peinture Moderne в Руане, наконец, в Salon de la Section d"Or в Париже совместно с художниками из группы Пюто (известной так же как «Золотое сечение»). Ещё в 1907 году Грис познакомился с искусствоведом и галеристом, знаменитым своим сотрудничеством с Пикассо, Даниэлем-Анри Канвейлером. Теперь Канвейлер сделался его покровителем, и художник передал ему эксклюзивные права на свои работы. Кроме того, он сдружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, и та приобрела несколько его картин. По мнению некоторых исследователей, именно ей принадлежит заслуга открытия таланта Гриса. Стайн полагала Пикассо основателем кубизма, а Грис, с её точки зрения. «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией».

В 1913-1914 Грис приходит к синтетическому кубизму (снова его собственный термин): отказывается от совмещения различных ракурсов, изображает предметы схематично, интересуясь в большей степени сутью вещей, нежели их архитектоникой, в большом количестве создаёт коллажи и наклеивает кусочки газет прямо на холст. Если под аналитическим кубизмом им подразумевалось дробление и анализ форм, то синтетический был полной его противоположностью. Теперь предметы всегда были узнаваемы. Художник стремился отыскать их универсальные составляющие. Свою манеру художник определил как «вариант плоскостной, цветной архитектуры». Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Сезанн был любимым художником Гриса. Что касается классики, то его привлекал XVII век, и в особенности Филипп де Шампань.

Целью и смыслом живописи Грис полагал активное взаимодействие с окружающим миром. В отличие от Пикассо и Брака, чьи работы отличались монохромностью, Грис пришёл к использованию насыщенных гармонических цветов, его палитра напоминала о полотнах его друга Матисса. Тем не менее, несмотря на это радикальное отличие, Грис стремительно заполучил репутацию одного из наиболее последовательных и ортодоксальных последователей кубизма – во многом благодаря своим фирменным «решётчатым» композициям, в которых детали предметов были вписаны в ячейки расчерченной плоскости. «По натуре я немного консерватор, - признавался Грис, - поэтому не могу заставить себя загрязнить голубизну или искривить прямую». Наконец, излюбленным жанром Гриса был натюрморт; объекты волновали его намного больше, чем люди. Исключениями в его зрелый период стали лишь несколько портретов приятелей и серия «Арлекины». Гертруда Стайн объясняла: «Для него натюрморт был не соблазном, а религией, но экстатическое восприятие вещей видимых, только видимых, испанской души не затронет».

Грис, которого приятели по общежитию полушутя называли гением логики, утверждал, что процесс создания картины сродни предсказанию. «Писать - это предвидеть, что произойдет в ансамбле картины, когда в ней появятся такие-то форма и цвет, предвидеть, что́ этот ансамбль, как некая реальность, сможет внушить тому, кто на него смотрит. Таким образом, развивая сюжет картины, я являюсь своим собственным зрителем».

Кульминация и закат карьеры

В 1914 году состоялась первая серьёзная персональная выставка Гриса. Экспозиция открылась в галерее Канвайлера на улице Виньон. Очень скоро Грис стал знаменитостью во Франции, а затем и во всей Европе. Его стали называть «третьим кубистом», уступающим лишь Пикассо и Браку.

Первая мировая война уничтожила профетическую самоуверенность кубистов – равно как и многих других их современников-авангардистов, многие из которых уходили на фронт добровольцами – и унесла жизни многих художников, среди которых было немало друзей и знакомых Гриса. Вдобавок, Канвайлер уехал из Франции, и художник лишился материальной поддержки. При этом, галерист крайне негативно относился к продаже картин за его спиной.

На протяжении двадцатых годов Грис активно развивал «утончённую и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своём творчестве». Работы, в которых отсутствует изобразительное начало, он называл «ущербным техническим упражнением». Он оставался верен кубизму даже после развала объединения кубистов.

В период с 1922 по 1924 Грис занимался оформлением ряда балетных постановок для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник оказался крайне разочарован атмосферой, царящей в мире балета, – интригами, скандалами и страстями – и от дальнейшего сотрудничества отказался.

Он также прославился как выдающийся книжный иллюстратор, оформив издания Аполлинера, Уидобро, Реверди.

В 1923 и1925 году в берлинской галерее Флехтхайм состоялись одни из наиболее масштабных персональных выставок художника. К этому времени были созданы наиболее выдающиеся работы Гриса: «Стол художника» (1925) и «Голубой ковёр» (1925). Гертруда Стайн продолжала всячески поддерживать художника – материально и морально. В 1924 году она написала о нём небольшую хвалебную заметку в журнал Little Revue. Нередко писательница сама посылала к нему журналистов, корреспондентов, пыталась продвинуть друга на художественном рынке. Грис, в свою очередь, спрашивал у неё совета по поводу своих картин и эссе.

В середине 1920-х гг. Грис пишет много теоретических работ. В 1924 году он прочёл лекцию Despossibilitésdelapeinture («Возможности художника») перед студентами философского факультета Сорбонны. В докладе говорилось: «ни одна работа, которой суждено стать классической, не может выглядеть как предшествующая классика. В искусстве, как и в биологии, существует преемственность, но отсутствует схожесть с предками. Художники наследуют характеристики предшественников; вот почему никакое важное произведение искусства не может принадлежать никакой другой эпохе, кроме своей собственной…».

Лекция имела большой успех, и её такст был позднее переведён на несколько европейских языков. Тем не менее, финансовое положение семьи Гриса (художник женился, и у него родился сын) оставалось незавидным; вдобавок он не мог получить французское гражданство – несмотря на ходатайства друзей и покровителей.

Практически все его соседи по Бато-Лавуар достигли благополучия и получили широкую, хотя порой и скандальную, известность. Пикассо, с которым Грис изначальо был в хороших отношениях, стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Гертруды Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил». Особенно его раздражала манера Гриса шутливо называть его chermaitre («мой учитель»). Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал не просто самостоятельным художником, но одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.

Гибель

После 1925 года Грис много болел и страдал от проблем с сердцем и уремии. Он проводил большую часть времени на юге, в пригороде Тулона, пытаясь поправить здоровье. Врачи рекомендовали ему отдых в гористой местности, поскольку средиземноморский климат был ему противопоказан. Однако Грис продолжал ездить к морю. Художник находился в состоянии тяжёлой депрессии; в поисках морального облегчения он присоединился к масонскому ордену и увлёкся хиромантией. Здоровье Гриса стремительно ухудшалось. В 1926 году он стал кашлять кровью. К началу 1927 года стало ясно, что он обречён.

Художник скончался 11 мая 1927 года из-за почечной недостаточности в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Ему было всего 40 лет. Последние годы он был вынужден провести в страшной нищете. «Канвайлер продолжает меня поддерживать, но никто ничего не покупает. Я сказал ему об этом, он улыбнулся так дружелюбно и сказал, что я был всем», - признавался живописец.

В 1977 году вышел каталог-резоне, содержащий более 800 работ Хуана Гриса. В 1985 году на родине художника прошла масштабная ретроспективная выставка.

В наши дни работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Так, любимая картина самого автора «Скрипка и гитара» (1913) ушла с молотка Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года «Натюрморт со скатертью в клетку» был продан за 56 658 470 долларов.

Хуан Грис (настоящее имя исп. José Victoriano González-Pérez, 23 марта 1887, Мадрид - 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) - испанский художник и скульптор, один из основоположников кубизма.

Биография Хуана Гриса

Хосе Викториано Гонзалес-Перес, так звучит подлинное имя испанского художника и скульптора Хуана Гриса, родился в Мадриде в 1887 году.

С малых лет мальчика увлекала живопись, профессию художника Хуан приобрёл в Мадридской школе искусств и ремёсел.

Грис сотрудничал с местными периодическими изданиями, но Испания начала 20 века была глухой европейской провинцией, и юноша в 1906 году решительно перебрался в Париж.

Хуан Грис долгое время жил на Монмартре, где молодому художнику посчастливилось близко узнать известных живописцев, писателей, критиков. Грис дружит с Матиссом, Модильяни, Пикассо и Аполлинером.

Творчество Гриса

Испанец перенимает самые передовые стили в современном ему искусстве и быстро совершенствует своё мастерство.

Хуан Грис не был бунтарём или провокатором, он был полностью погружён в своё дело и дорожил каждой минутой, проведённой у мольберта.

Главный жанр испанского художника – натюрморт, но Грис писал и портреты.

Портрет Пабло Пикассо 1912 года был сразу признан шедевром и остаётся им до наших дней.

Художник активно искал новые пути самовыражения в искусстве и участвовал в разработке кубизма. Кубизм Хуана Гриса постоянно эволюционировал, перетекая от аналитического к синтетическому.

Написанные в этом стиле многие полотна Гриса нашли мировое признание и славу, любят и ценят его и в наше время. Франция, в которой он жил и нашел мирровую славу, а так же Испания, в которой он родился, считают его своим и гордятся великим кубистом.

В начале 20-х годов прошлого столетия Грис работал с группой «Русский балет» Сергея Дягилева. Хуан писал эскизы костюмов, работал над декорациями, оформлял сцену. В эти же годы испанец увлекался книжной иллюстрацией.

Работы художника

  • «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Музей искусств, Базель)
  • «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
  • «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)
  • Портрет Пикассо. Институт искусств. Чикаго
  • Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк
  • Жалюзи. 1914. Галерея Тейт. Лондон

Библиография

  • Apollinaire G. Juan Gris// Apollinaire G. Oevres en prose completes. II. Paris: Gallimard, 1991, p. 39-41
  • Kahnweiler D.H. Juan Gris, sa vie, son œuvre, ses écrits. Paris: Gallimard, 1946 (переизд. 1969, англ. изд.: Juan Gris, his life and work. New York: H.N. Abrams, 1946)
  • Juan Gris. New York: Skira, 1958
  • Jackson Martín R. Juan Gris. Barcelona: Ediciones Polígrafa, 2005

Хуáн Грис (исп. Juan Gris, настоящее имя исп. José Victoriano González-Pérez , 23 марта 1887, Мадрид - 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) - испанский художник и скульптор, один из основоположников кубизма.

Биография и творчество

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 г., сразу после окончания учебы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет, 1915), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом. Основной жанр его живописи - натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Оммаж Пикассо» — была выставлена в 1912 г. в Барселоне. В 1914—1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922-1924 сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913). Дружил с Пьером Реверди, Г.Стайн.

Избранные работы

Juan Gris , Public Domain
  • «Гитара и бутылка» (1917, Художественный музей, Филадельфия)
  • «Шахматная доска» (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
  • «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Художественный музей, Базель)
  • «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
  • «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)

Хуан Грис (Juan Gris) - художник-новатор из Испании, который был одним из самых знаменитых представителей кубизма в современный период и в течение своей карьеры, которая длилась не так долго, как многие хотели бы. Он создал много работ, которые оценены поклонниками искусства в настоящее время. Хотя Хуан Грис родился в Испании и учился рисовать в Мадриде, он принял решение переехать в Париж, столицу искусства Европы. Его карьера художника началась еще в то время, когда он был совсем молодым. Изначально Грис отправлял свои работы в журналы в надежде, что они будут опубликованы, что вскоре и произошло. Однако позже он решил более серьезно отнестись к своим картинам и начал создавать работы, которые были выставлены в ведущих галереях того времени. Одна из самых важных вещей, которую необходимо сказать относительно карьеры Хуана Гриса, - это то, что он был также одним из самых успешных в коммерческом плане художников своего поколения. Причиной этого является его связь с известным искусствоведом Даниелем Анри Канвейлером. Некоторые из его картин продавались за астрономические суммы на протяжении многих лет на аукционах, и это свидетельствует о том, насколько привлекательно его творчество и по сей день.

Хосе Викториано Гонсалес Перес, более известный как Хуан Грис, родился 23 марта 1887 года в семье Грегорио Гонсалеса и Изабель Перес в Мадриде, Испания. Его отец был успешным и процветающим промышленником, занимающимся изготовлением бумаги. Хуан Грис был вторым самым младшим ребенком среди четырнадцати детей в семье Гонсалеса. В ранние годы Хуан Грис был отправлен на обучение в самые известные школы в его родном городе Мадриде, с самого детства он проявлял особый интерес к живописи. В результате Грис поступил в местную художественную школу, чтобы изучить тонкости живописи. В 1902 году Хуан Грис поступил в школу искусств и ремесел в Мадриде, где изучал технику механического рисунка до 1904 года. За это время он создал много юмористических зарисовок, которые были опубликованы в различных мадридских изданиях. С 1904 по 1905 год он учился живописи под руководством художника Хосе Морено Карбонеро. В 1905 году он взял себе имя Хуан Грис.

Через год художник вынужден был бежать из своей страны, чтобы избежать призыва на военную службу. Хуан переехал в Париж, где познакомился с такими художниками, как: Анри Матисс, Фернан Леже и Пабло Пикассо. В свои первые годы жизни в Париже Грис отправил некоторые работы для публикации в изданиях Парижа, например в «Le Rire», «Le Charivari» и другие. После нескольких лет работы в различных журналах художник решил посвятить больше времени живописи, а в 1910 году начал развивать свои идеи в кубизме. В 1912 году его картина «Hommage a Pablo Picasso» стала частью выставки на объединении художников Салон Независимых. Позже работы Гриса были представлены в некоторых наиболее известных выставочных галереях Европы, в том числе в галереи «Der Sturm» в Берлине.

Хуан Грис разработал новые стили кубистической живописи примерно в 1913 году, когда он придумал синтетический кубизм и начал использовать его в своих картинах. В последующие годы работы художника развивалась в виде отдельного стиля, который был основан на различных геометрических теориях и формах. Картина «Женщина с мандолиной» - одна из его картин, которая представляет собой изменение подхода. Этот представитель искусства был одним из самых важных художников всех времен, который революционизировал мир кубистического направления в живописи. За время своей карьеры он создал много картин, которые по-прежнему высоко ценятся.

Он был женат на женщине по имени Жозетт, у их пары родился сын, Жорж. Известный художник страдал такими заболеваниями, как: уремия, астма и проблемы с сердцем. 11 мая 1927 года он умер на окраине Парижа в районе Булонь-сюр-Сен из-за почечной недостаточности.

Родился в Мадриде 23 марта 1887, настоящее имя - Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonzlez). Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо.


В годы становления, в начале парижского периода (1906-1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911-1912) выполнены в "аналитической" манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 вырабатывает собственную версию "синтетического" кубизма. Свою живопись он определяет как "вариант плоскостной, цветной архитектуры", вернее, ее "предчувствие", гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что "суть живописи - это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром", картины же, лишенные изобразительного начала, называл "ущербным техническим упражнением". Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 художник культивирует "утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве". В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Умер Грис в Булонь-Бийанкур (Франция) 11 мая 1927.