Известные панк группы. Главные панк рок группы мира

В 1975 г. в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина дала свой первый концерт группа «Sex Pistols» , точнее, они исполнили всего пять песен, после чего перепуганный сотрудник колледжа отключил электричество. С этого момента в Англии началась панк-революция – пропаганда личной свободы, анархии и эпатажа. На улицах появились странно одетые парни и девушки, которые вели себя вызывающе и на глазах у всех распивали спиртные напитки. Панк был не только музыкальным направлением – он стал своеобразной идеологией, манерой поведения и стилем моды.


Появлению панк-культуры способствовало несколько факторов: в 1970-х в Великобритании был зафиксирован самый высокий показатель молодежной безработицы. В обществе царила депрессивная атмосфера социальной безысходности. Уровень доверия к власти стремительно падал. Миролюбивая идеология хиппи не давала выхода накопившейся агрессии. Постепенно переходивший в музыкальный мейнстрим рок уже не мог удовлетворить потребности молодежи в демонстрации протеста и бунтарских настроений. Поэтому вполне логичным стало возникновение новой субкультуры.


Панки – молодежная субкультура, основными особенностями которой был мировоззренческий нигилизм, нонконформизм, отрицание общественных устоев, критическое отношение к власти, протест против материальных ценностей и карьерного роста, эпатажная манера поведения, вызывающий стиль в одежде. Панк-культура зародилась в 1960-х в США, а в 1970-х ее центром стала Великобритания.


Слово «панк» – многозначное: «подонок», «негодяй», «гниль», «грязь», «отбросы». До появления музыкального стиля оно использовалось как ругательство. Музыкальный термин характеризовал «гаражный рок», слово «панк» в значении «гниль» употребили как метафора по отношению к американским группам, которые пели песни непристойного содержания и вели себя вызывающе.




Основательницей стиля панк в моде считают известного дизайнера Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood) . Ее муж – менеджер «Sex Pistols» Малкольм Макларен – создавал идеологию панк-движения, а она визуализировала ее в моде. Разорванные майки с провокационными надписями, кожаные ошейники, ремни и цепи, обувь на высоких платформах, кожаные куртки-косухи с заклепками, рваные джинсы, напульсники с шипами пришлись по вкусу молодым бунтярм-анархистам.


В 1971 г. Вивьен Вествуд открыла бутик «Let It Rock», позже переименованный в «Sex», который стал модным центром панк-культуры Великобритании. Все члены группы «Sex Pistols» носили одежду дизайна Вивьен. Именно она первой стала носить ирокез, ставший неизменным атрибутом панк-стиля.


Панк-культура оставила значительный след в истории молодежных субкультур и вызывает интерес до сих пор. наглядный тому пример – в Колледже искусств и дизайна Филадельфии им. Мура.

«Я представляю себя огромной, пылающей кометой, падающей звездой. Все замирают, смотрят вверх и удивляются: „Смотрите, смотрите!“ А потом - ш-ш-ш-ш, и меня нет, люди больше никогда не увидят ничего подобного, и никогда не смогут меня забыть - никогда».

Джим Моррисон

«Панк-рок жив» – гласят серые стены заброшек, пёстрые от численных надписей умельцев. Но верное ли это утверждение? Ведь когда в 70-тых зарождалась первая волна панк-рока, британские группы просто стремились играть ошеломляющую и радикальную музыку, несмотря на то, что их музыкальные навыки сложно было назвать достойными. Но большинство современных панк-рок коллективов лишь жалкая пародия, блеклый оттенок великой эпохи. Зачастую они погружаются в электронщину, временами они больше напоминают поп-рок, продолжая размениваться дешевыми выходками и псевдо-политизированной формой.

Многие музыкальные интеллектуалы предпочитают не считать панк-рок чем-то особенным или вечным, а тем более – значимым. Однако это ложное мнение. Родившись из пепла рок-н-ролла, рокабилли и глэм-рока, панк-рок породил невероятное количество новых музыкальных парадигм - культуры фэнзинов, straight edge, агрессивный хардкор, Oi!, новые комбинации ска-панка и постпанка. Megalyrics отдает должное великим The Misfits, The Stooges, Sex Pistols, Ramones и многим другим панк-рок группам, приклоняя голову перед их вечным творчеством. К вашему вниманию Топ-10 пан-рок групп всех времен по версии журнала Rolling Stones.

10. Bad Brains

Bad Brains – культовая американская хардкор-группа, сформированная в Вашингтоне 1975 года. Они начали свою карьеру с джаз-фьюжена, но всего через пару лет, благодаря их панк-рок хиту Rozz & Negative Trend-Never Say Die, впредь кардинально изменили свое звучание. Также, Bad Brains остаются одной из немногих афро-американских групп побывавших на сцене CBGB . В течении относительно короткого времени их звучание развилось и улучшилось, они экспериментировали со всевозможными стилями, начиная от соул-регги и заканчивая хард-металлом. По сей день Bad Brains являются одной из великих групп эпохи 70-тых. Сегодня Bad Brains продолжают гастролировать с неизменным, вот уже три десятка лет, составом и в данный момент работают над своим девятым студийным альбомом.

9. Social Distortion

Вдохновленный первым поколением панк-рок-групп, Майк Несс (Mike Ness) в 1978 году создал Social Distortion – группу, которая стала одной из самых известных начала 80-тых, и, в отличие от многих своих соотечественников, они не изменили панк-року и по сей день. В 1992 году - в разгар всевозможных гранж движений, Social Distortion выпустили свой невероятный альбом Somewhere Between Heaven and Hell . Состав группы был изменен лишь раз - из-за смерти гитариста Денниса Данела (Dennis Danell) в 2000 году. С тех пор Social Distortion продолжает записывать альбомы и давать регулярные концерты.

8. The Misfits

Гленн Данциг (Glenn Danzig) взял название группы из одноименного фильма-ужасов, предпоследнего с участием Мэрилин Монро - Неприкаянные . Коллектив был сформирован в 1977 году и, казалось, преднамеренно шокировал родителей детишек, ведь они играли невероятно быстрые песни с убийственной лирикой и зверскими текстами, которые ошеломили бы даже The Ramones. Свое вдохновение The Misfits черпали из старых фильмов ужасов, даже имидж группы был соответствующим - мрачные черные цвета, черепа, скелеты и почти вся песенная тематика - отражение увиденного в хоррорах. Однако, настолько эпатажная и шокирующая внешность негативно сказалась на их будущем, ведь ни одна звукозаписывающая компания не соглашалась выпускать их первые два альбома, из-за чего им не удавалось появиться на полках музыкальных магазинов вплоть до 1982 года. К тому времени Данциг уже имел свой ​​взгляд на сольную карьеру и группа распалась. В течение нескольких следующих лет такие группы, как Metallica и Guns N "Roses ссылались на влияние легендарных The Misfits в их творчестве. Популярность группы возросла лишь к 1995 году, с того самого времени The Misfits гастролируют по миру.

7. Black Flag

Эра Генри Роллинза (Henry Rollins) была задолго до современных художников и рейтингов самых запрашиваемых музыкантов сайта VH1. Хардкор группа Black Flag фактически была создана еще в 1976 году, под впечатлением гитариста Грега Джинна от простоты и непосредственности первого альбома The Ramones. Изначально группа имела название Panic, состав которой был непостоянен. Дикие концерты Black Flag часто проводились в партийных домах или других нетрадиционных местах. Они стали легендами, поскольку вдохновляли бесчисленные новые группы. А с собственным творчеством коллектив распрощался в 1986 году.

6. Iggy and The Stooges

Что может быть печальнее повести о Stooges. Когда икона прото-панка распалась в 1974 году, никто того даже и не заметил. Это случилось в канун выхода их третьего альбома, под лейблом мажорной компании. В тот самый период, когда мозг Игги Попа (Iggy Pop) медленно парализовали наркотики. Однако, последующие десятилетия, легенды о Игги и Stooges медленно, но стремительно росли. Подобно Sex Pistols и Guns N "Roses, The Stooges были реформированы в 2003 году, став внезапно хэдлайнерами большинства тогдашних фестивалей. Несмотря на кончину их гитариста Рона Эштона (Ron Asheton), они продолжают регулярно гастролировать с альбомом Raw Power.

5. Dead Kennedys

Dead Kennedys действительно повлиял на целое поколение людей. С такими песнями, как Too Drunk To Fuck, Holiday In Cambodia иNazi Punks Fuck Off (не говоря уже об их экстравагантном названии коллектива), многие социальные службы в начале 80-тых держали на них зуб, предполагая, что те лишь кучка насильников, анархистов и моральных уродов. Но, в наше время любой, кто прослушает хоть пару их песен, с легкостью заметит саркастические и иронические нотки. Группа распалась в 1986 году, а фронтмен Джелло Биафра (Jello Biafra) впоследствии возглавил организацию Green Party и занялся искусством. Остальные участники группы воссоединились и дают концерты без него с 2001 года.

4. Sex Pistols

Sex Pistols – частично живая легенда, привлекшая внимание своими непристойными телевизионными выступлениями, одеждой, арестами, прическами и употреблением наркотиков. Именно благодаря всему этому набору, их краткая, но яркая карьера затмевает даже Кобейна с его альбомом Never Mind . Почти каждая песня Пистолетов является классикой панк-рока. Их Воссоединение 1996 года наделало много шума и материала для газет. Заменив умершего Сида Вишес (Sid Vicious) на старого-доброго Глена Мэтлока, они до сих пор едут в тур каждые несколько лет.

3. Ramones

Во многих отношениях группа Ramones входит в список, так званных, «проклятых коллективов». За первые 20 лет своего существования они никогда не поднимались выше 66 позиции в мировых чартах. А их вокалист Джой Рамоне (Joey Ramone) боролся с обсессивно-компульсивным расстройством всю свою жизнь, в то время как басист Ди Ди Рамоне (Dee Dee Ramone) был безнадежным героинщиком. Когда группа распалась в 1996 году, то всего за пару лет легенды о них возросли, и музыка Ramones наконец-то стала появляться в фильмах и телевизионных шоу. Позже они были удостоены почестного места в Зале славы рок-н-ролла и награды Гремми за жизненные достижения.

2. The Clash

Эпоха The Clash длилась всего семь лет, но за это короткое время они успели невероятно повлиять на ход истории рока. Даже у The Beatles не вышло сделать такого рывка. The Clash начали карьеру как и многие традиционные панк-группы, выпустив дебютный сингл White Riot . Но вскоре ребята стали экспериментировать со всевозможными музыкальными стилями от рокабилли до регги и даже хип-хопа. Их альбом London Calling часто называют одной из величайших пластинок всех времен, а все пять последующих являются идеальными шедеврами. С 1985 года группа больше не воссоединялась.

1. Green Day

Пожалуй, обладателями самых высоких рейтингов считаются участники группы Green Day. Вероятно, они даже более востребованные в интернете, нежели The Ramones и The Clash. Сейчас легче рассуждать об их значимости, нежели в начале нулевых годов, когда карьера Green Day казалась гибельной. Они засветились, выступая на одной сцене с Blink-182 летом 2002 года. И сейчас трудно назвать куда более великую панк-рок группу планеты, учитывая продажи альбома American Idiot . Блестящие туры 2004-го года навсегда изменили будущее Green Day – они стали играть для целых стадионов и надолго расположились со своими хитами на ступеньках мировых чартов, дольше любой другой пан-рок группы.

Музыкальное направление панк-рок возникло в самом начале 1970-х. Родиной панка принято считать США. В Англии данный жанр набрал популярность немного позже. Слово Punk в английском языке изначально имело резко негативную окраску. На жаргоне так называли девиц легкого поведения. В Америке таким обозначением клеймили заключенных низшей касты преступного мира. Войдя в обиходный лексикон, термин получил значение «грязный», «гнилой», «мусорные отбросы».

Эпоха «гаражного рока»

В самом конце 50-х возникло большое количество любительских музыкальных групп и коллективов. Это явление имело очень простую основу. Популярность великих Beatles и заставляла молодых исполнителей браться за музыкальные инструменты.

«Гаражный рок» еще принято называть «прото-панком», ведь именно он стал основой для будущего массового движения. Название «гаражный» он получил по причине того, что начинающие коллективы репетировали в обычных гаражах на примитивной аппаратуре. Музыка отличалась композиционной простотой, грубостью, жесткостью и крайней небрежностью во время исполнения. Практически отсутствовало понятие о . Главным было желание, а не умение играть. Исполнители творили для себя и узкого круга знакомых и друзей. Так начинали формироваться первые предпосылки для панк-тусовки.

The Sonics

Первые ласточки панк-рока

Американский Нью-Йорк стал центром панк-рока в конце 60-х. Первыми настоящими панками в данном стиле заслуженно считаются Ramones. Их музыка была очень простой и имела высокий темп. Песни могли быть не более 30 секунд, имея в основе выкрик всего нескольких фраз вокалиста под оглушительный шум инструментов.

Британские панк-рок группы того периода были представлены The Damned и Sex Pistols. Именно вторые заложили основу поведения на сцене, исповедуя агрессию и развязную манеру поведения. Интересным явлением стало то, что в США панк-рок остался преимущественно в подполье, а в Великобритании превратился в широкое молодежное движение.

Sex Pistols

Английская музыка панк-рок переросла в глобальный протест, выступая против богатого существования, расшатывала каноны и добропорядочные устои. Значительную социальную нагрузку, которую демонстрировал стиль панк-рок, стала политическая подоплека и недовольство правилами и порядками. Тексты песен отличались социальными призывами и заявлениями.

Огромное количество молодых коллективов копировали Sex Pistols, найдя в этом процессе совершенно новую окраску и звучание. Главной идеологией оставалась идея «потерянного поколения», которое протестует против всех и вся. Музыка оставалась громкой, брутальной, жесткой и простой.

Развитие стиля: вторая волна

Панк-рок 1980-х, после бурного взрыва, медленно начал терять популярность. Многие известные команды распались, а самые талантливые участники коллективов стали искать себя в других музыкальных направлениях. Но затишье было временным. Поиски свежего звучания привели к появлению Black Flag и Circle Jerks. Так обороты начал набирать производный жанр хардкор. Еще наблюдалось смешение панк-рока с тяжелым металлом. Результат можно оценить в творчестве группы The Exploited. Агрессия и протест неуклонно сохранялись. Большинство коллективов, однако, могли довольствоваться только глубоким андеграундом и узким кругом поклонников.

The Exploited

Новый толчок панк-музыке смогло дать растущее в музыкальных кругах движение пост-панка и альтернативного рока. Яркими представителями стали Pixies и Sonic Youth.

В 90-е годы наиболее значимыми можно считать мега популярные группы The Offspring и Green Day. Звучание этих коллективов мирового масштаба стало более мелодичным, музыкантов-любителей сменили настоящие профессионалы своего дела. Энергия и высокий темп панк-рока, доступность и простота композиций для слушателя достались группам от панков первой волны. Основными дополнениями можно считать профессионализм исполнения, качественное звучание инструментов и вокала. Идеи протеста и агрессии сменились безудержным музыкальным весельем и полным отрывом, получив определение «калифорнийского панк рока». Самым мягким сегодня можно считать ответвление поп-панк.

Панк-рок в России

Как и любое другое популярное мировое движение, панк-рок широко и достаточно давно представлен на территории РФ. История начинается с 1979 года. Представили русских панк-рок групп первой волны: «Автоматические Удовлетворители», «Народное ополчение», «Диогены» и многие другие. Культовой стала сибирская группа «Гражданская оборона». Широкой популярностью среди российских панков пользовался коллектив под названием «Сектор газа».

Гражданская оборона

Одно из моих любимых направлений в музыке – пост-панк. Давно роясь в нём, я заметила, что в большинстве своём его представители не обладают популярностью в широком смысле слова, то есть стадионы не собирают, в чартах не мелькают. Культовость – куда более подходящая характеристика для пост-панк-команд (кстати, для готик-рок-групп тоже), но даже она имеет свою географию.

Я не знаю, как ситуация с пост-панком складывается сейчас в той же Великобритании (родине подавляющего большинства пост-панк-групп от до каких-нибудь The Lucy Show), или во Франции (которая была когда-то тоже в пост-панк-теме с командами вроде Mary Goes Round), или даже в США (мне до сих пор не верится, что Talking Heads и именно оттуда родом, а не из Великобритании, как я думала раньше). Что касается России, то за долгое время путешествий по Интернету у меня сложилось такое впечатление, что неплохо в пост-панке разбирается всего две категории людей: одни в принципе фанаты пост-панка (условно выражаясь, два с половиной человека), а другие – большие любители участвовать в спорах из серии «А всё сплагиатил у » (куча троллей, совершающих набеги на сайты любителей русского рока, а также всего лишь два с половиной человека с гораздо более адекватными взглядами). Конечно, большую роль сыграл исторический фактор – избавиться от него полностью нельзя, но можно снизить его влияние, в чём большую помощь нам может оказать его величество Интернет.

5 групп британского пост-панка, которые нужно услышать

  • Lowlife

    После прослушивания первой же песни Lowlife с их первого альбома у меня в голове сразу появилась следующая ассоциация: Дэйв Гаан (времён 80-х годов) исполняет что-то из репертуара Joy Division. Однако стоит отметить, что с каждым последующим альбомом группы возможности её появления становятся всё меньше: в частности, последняя работа коллектива Gush 1995 года больше похожа на творчество , к которому лишь чуть-чуть прибавили дух Joy Division.


  • Red Lorry Yellow Lorry

    А вот Red Lorry Yellow Lorry с парой своих первых альбомов вполне бы потянули на самый что ни на есть настоящий EBM. Причины, как минимум, две: во-первых, ударные, на которые неподготовленный слушатель может отреагировать не иначе, как фразами из серии «По мозгам бьёт!», и, во-вторых, вокал в стиле «Как вы все меня достали, пойду всех бить битой». Интересно, что в более поздних работах Red Lorry Yellow Lorry стали играть более мягкую музыку, но успеха уже не имели.


  • The Chameleons UK

    Если вам вдруг показалось, что предыдущие два пункта были вставлены по принципу «из крайности в крайность», то The Chameleons (значащиеся в США как The Chameleons UK) определённо для вас. В их репертуаре есть как бронебойные песни в духе ранних Red Lorry Yellow Lorry, так и мягкие баллады. Кстати, должен вас обрадовать и тот факт, что видеоклипов с участием данного коллектива осталось побольше.


  • Sad Lovers & Giants

    Пост-панковскую меланхолию, на мой взгляд, особенно хорошо удалось раскрыть Sad Lovers & Giants. Чем ещё для меня примечательна эта группа, так это тем, что вокал у неё трудно назвать не то что выдающимся, но хотя бы запоминающимся, однако это ничуть её не портит, ибо мелодии, на мой взгляд, здесь главные. Ну, как в русском роке тексты.


  • The Psychedelic Furs

    Эта группа вполне может похвастаться как куда более запоминающимися песнями (с точки зрения политики радиостанций и телеканалов, конечно же, а вы что подумали?), так и не менее запоминающимся вокалом Ричарда Батлера, который поёт так, как пел бы , если бы его заставили отречься от панк-рока. Наверное, поэтому один критик назвал из пост-панка именно The Psychedelic Furs промежуточным звеном между и , то есть между панк-роком и альтернативным роком, у которых, как и у пост-панка, тоже есть свои звёзды и свои выпавшие из поля зрения коллективы.



Я предлагаю следующий эксперимент. Оцените группы, вошедшие в материал этой статьи, и проголосуйте за наиболее понравившуюся именно вам в соответствующем