Как научиться играть на музыкальном инструменте. Как учиться играть на музыкальном инструменте

Музыкант в любой компании, как правило, персона штучная и крайне уважаемая. Особенно если он не стремится во что бы то ни стало показать класс, сыграв на гитаре, пылящейся в углу. Перед тобой подборка самых простых для освоения музыкальных инструментов. Долой гаммы и консерваторию! Жизнь слишком коротка!

КАЗУ

Казу - это духовой инструмент со встроенной мембраной, представляющий собой маленькую трубку, не больше курительной. Инструмент, прямо скажем, гениальный. Звучит практически как труба или саксофон, при этом не требует от тебя вообще никаких навыков игры на музыкальных инструментах. Ты просто поешь или мычишь своим голосом мелодию в трубку, а мембрана из папиросной бумаги, делает за тебя все остальное.

Использовать казу не гнушались даже The Beatles и Pink Floyd. А уж тебе сам бог велел.

Цена: от 150 руб.



УКУЛЕЛЕ

Или как ее раньше называли, гавайская гитара. Играть можно все то же, учиться намного проще, чем на обычной. Правда, есть риск, что девушки не разглядят в тебе рок-стар: инструмент не самый мужественный.

Так сложилось, что игрой на укулеле очень часто увлекаются именно представительницы слабого пола. Дополнительный плюс: инструмент недорогой. Если с игрой не заладится, можно будет ненадолго все же почувствовать себя рок-звездой, разбив его об стену (или голову настоящего гитариста).

Цена: от 1 500 руб.



КАХОН

Ударный музыкальный инструмент родом из Южной Америки, а именно Перу). Внешне похож на небольшую тумбочку. Музыкант (да-да, это про тебя в скором будущем!) играет, сидя на кахоне верхом. За счет натяжения внутри корпуса струн от гитары либо пружины от обычного «рабочего» барабана, из кахона можно извлекать звуки, очень похожие на звучание настоящей барабанной установки.

Если помимо чувства ритма (в наличии которого ты не сомневаешься, но если сомневаешься, то вот тебе ) у тебя есть навык обращения с элементарными инструментами типа отвертки и молотка, ты даже можешь попытаться собрать кахон своими руками.

Цена: от 5 000 руб.



ГУБНАЯ ГАРМОШКА

Ты освоил основные правила извлечения звука из губной гармошки (дуй себе туда-обратно), и вот для окружающих (но не сильно посвященных в техники) ты уже практически Сергей Чиграков. Если к этому ты добавишь еще понимание последовательности нот и их сочетания, можешь смело сколачивать блюз-бэнд.

Цена: от 900 руб.



БАРАБАНЫ БОНГО

Еще один представитель семейства ударных. Состоит из двух барабанов, которые скреплены между собой. Что примечательно, один из барабанов зовется «самцом», другой - «самкой». При игре бонго зажимают между ног, звуки извлекают ладонями и кончиками пальцев.

Этот инструмент легко осваивают даже дети. Свободно транспортабельны, поэтому так популярны у уличных музыкантов (чем тебе не дополнительный источник дохода?).

Цена: от 2 000 руб.



САКСОФОН

Представитель семейства духовых, который невероятно звучит, сногсшибательно смотрится, и при этом уже к концу первого занятия ты сможешь начать извлекать что-то похожее на спотыкающуюся мелодию. (Для сравнения: попробуй ты взяться за трубу, тебе бы пришлось потратить несколько недель.)

Многие мечтают играть на пианино, синтезаторах, фортепьяно и так далее. Так зачем откладывать в долгий ящик свои мечты, если можно освоить технику работы с клавишными инструментами очень быстро и результативно с помощью курсов Ешко. Большинство желающих представляют данный процесс, как что-то скучное и долгое, особенно людей пугает изучение нотного стана. Другие же бояться, что у них ничего не получиться, потому что ранее с музыкой они вообще не были связаны. Все намного проще. Благодаря самоучителям из серии курсов Ешко можно быстро освоить игру на разных клавишных инструментах, тем более что все занятия представлены в игровой и очень доступной форме. Весь материал такого курса поделен на двенадцать обучающих журналов, которые включают в себя 24 урока. Ученику не стоит переживать, что с самоучителем он останется один на один. К каждому студенту закрепляется отдельный преподаватель и в случае возникновения трудностей всегда можно получить квалифицированную помощь и консультацию.

Студент может выбрать именно ту форму обучения, которая даст самый лучший результат. Для этого перед покупкой необходимо посоветоваться с преподавателями. Вся информация про обучение в Ешко расположена на сайте , здесь можно детально ознакомиться с техниками занятий, а также пообщаться с преподавателями. А еще есть возможность скачать бесплатный пробный урок любой тематики.

Предложенный курс разлаживает все особенности игры по полочкам, знакомит с принципом работы клавишных инструментов, предлагает всю информацию, начиная от основ музыки и заканчивая профессиональными техниками, а также каждый сможет исполнить более 100 самых известных композиций в конце обучения.

Также Ешко предлагает огромный выбор других тематик обучающих программ. Это дизайн, маркетинг, иностранные языки, программирование, финансы, психология, развитие детей, бизнес, эзотерика и многое другое. Записаться на курс Ешко необходимо по нескольким причинам:

  • эффективность и результат;
  • удобная и легкая форма обучения;
  • каждый самостоятельно планирует свое обучение и выбирает наиболее подходящее время;
  • рациональность;
  • приемлемая стоимость обучающих курсов;
  • поддержка квалифицированных преподавателей в разных отраслях;
  • возможность выбрать несколько направлений для обучений, например, музыка и иностранный язык, на второй курс всегда будет предоставлена скидка.

И самое главное, после прохождения обучения, студенту выдается сертификат, который подтвердит его знания!

Похожие материалы:


  • О потенциальном вреде от онлайн-игр говорят все, кому не лень. Но так ли они опасны на самом деле? Особенно распространены такие игры среди офисных сотрудников. Увлеченность...

  • Как же здорово общаться с хорошим человеком, тем более если этот человек является творческой личностью. Ежедневные разговоры о поэзии, культуре, спорте, даже о политике иногда...

  • В наше время прекрасный мир развлечений готов открыть перед вами не только интересные, но еще и многоуровневые игры, в которых главным являются приключения. Нынешние технологии, а...

  • О старой «дружбе» этой парочки знает каждый. Наверное, нет в этом мире никого, кто бы ни смотрел мультфильм «Приключения Тома и Джерри». В нем рассказывается о том как, Том –...

  • Командных игр множество, поэтому каждый выбирают именно ту, которая ему ближе по душе. Кто-то играет в футбол на зелёной лужайке, а кто-то в хоккей на ледовой арене, но есть и те,...

Самый простой и надёжный способ овладеть любым музыкальным инструментом – брать уроки у квалифицированного преподавателя. Профессиональный, опытный педагог по синтезатору , поставивший «на крыло» десятки новичков, в доступной форме объяснит вам музыкальные азы и научит играть по нотам простейшие мелодии, а затем и более сложные композиции. Такое обучение будет последовательным, индивидуально ориентированным и эффективным. Однако не все могут выделять из личного бюджета энную сумму на услуги репетитора. Встречаются также люди, которые убеждены, что лучшее образование – это самообразование. Они готовы приобретать знания самостоятельно, путём проб и ошибок, провалов и достижений.

Можно ли научиться играть на синтезаторе самостоятельно?

Электронный клавишный инструмент открывает для самоучки больше возможностей, чем акустика. Синтезатор может поддерживать меньше октав и, соответственно, иметь меньше клавиш в сравнении с классическим фортепиано , что значительно упрощает процесс игры для новичка. Любой синтезатор оснащён системой настроек тембров, стилей, громкости и длительности звучания, что позволяет новичку экспериментировать со звуками. Полупрофессиональные модели включают обучающие программы, пользуясь которыми, можно самому с нуля освоить инструмент в домашних условиях. С помощью светящейся клавиатуры «умный» синтезатор подскажет, как правильно брать ноты, создавать аккорды, чётко следовать ритму. Встроенный автоаккомпанемент может легко доиграть за учеником недостающие аккорды.

Есть и электронные клавишные инструменты, в память которых заложены полноценные обучающие курсы (Yamaha, Roland). Приобретая такую модель, начинающий музыкант получает бонусом интерактивный самоучитель, после чего вопрос «с чего начать обучение на синтезаторе» отпадает сам собой. Проходя дома пошаговые уроки, вы научитесь по отдельности играть правой и левой рукой, а через какое-то время научитесь свободно бегать по клавишам двумя руками и исполнять любимые мелодии. Главное – тщательно прорабатывать материал каждого занятия и систематически практиковаться в игре.

Ещё один путь освоения синтезатора – просмотр видео-уроков. Знакомясь с обучающими видео, вы узнаёте, как ставить пальцы и играть на клавишном синтезаторе по нотам. Преимуществом данного способа станет экономия денежных средств, а также возможность в любое время пересмотреть особо трудные моменты и выработать недостающие навыки. Недостатки - далеко не все ролики качественны и некому поправить ученика, оценить со стороны.

Несмотря на обилие видеоматериалов и интерактивных обучающих программ, на полках книжных магазинов по-прежнему встречаются книги-самоучители. Разбор упражнений на клавишах по самоучителю поможет увлечённому читателю формировать базовые умения игры на клавишном инструменте. При серьёзном подходе, регулярных занятиях и многократном повторении каждого экзерсиса, данный способ будет результативен.

Как играть на синтезаторе для начинающих?

«Мечтал научиться играть современную музыку и вот наконец мне купили синтезатор. Радости нет предела, но даже не знаю где какая нота и с чего вообще лучше начать. Как освоить синтезатор быстро? Сколько нужно учиться взрослым?»

Такие сообщения не редкость на музыкальных форумах. Покупка желанного инструмента – первый шаг к реализации мечты, однако важно осознавать, что вам предстоит долгий и упорный труд по «покорению» синтезатора. Столкнувшись с трудностями, вспомните восточную мудрость «Дорогу осилит идущий» и ни в коем случае не забрасывайте музыкальные тренировки в школе или дома. С каждым уроком ваши пальцы будут «запоминать» всё больше аккордов, и вы постепенно начнёте ощущать уверенность в том, что делаете.

Чтобы освоить основы музицирования на клавишном синтезаторе, надо пройти следующие этапы.

1. Знакомство с инструментом

Вы установили синтезатор на специальную подставку, подключили его к сети и нажали на клавиши… Слышите фортепианные аккорды? Это стандартное звучание любого синтезатора. Но неправильно было бы считать этот инструмент всего лишь электронным заменителем пианино. Синтезатор умеет красиво говорить на языке скрипки, гитары, органа, то есть в одиночку он может заменить целый оркестр.

  • Чтобы выбрать нужный «голос», нажмите на корпусе инструмента кнопку voice (tone). С её помощью на дисплей выводится список тембров, которые поддерживает ваша модель.
  • Кнопка style (rhythm)позволяет выбрать подходящий стиль аккомпанемента – диско, латино, классику, джазовый, и т д. От ученика требуется только набрать на цифровой клавиатуре номер конкретного тембра или стиля.
  • Нажимая на volume, вы изменяете громкость мелодии, на temp – темп её исполнения.

В инструкции новичок найдёт всё, что нужно знать, чтобы не растеряться при виде множества кнопок и непонятных надписей.

2. Изучение нот

Названия нот «до-ре-ми-фа-со-ля-си» знает каждый. Однако если человек прежде не занимался музыкой, вряд ли он скажет, какая клавиша «отвечает» за конкретную ноту. Ничего сложного здесь нет – достаточно обратить внимание на то, что тёмные клавиши расположены по две и по три. Найдите ближайшую чёрную «двойку», а затем крупную белую клавишу, находящуюся слева от неё. Нажмите на светлую клавишу – вы сейчас слышите, как звучит «до» - это начало октавы. Медленно нажимайте последующие, проходя всю последовательность до ноты «си». Всё, октава закончилась. За ней идёт следующая – выше тональностью. Количество октав у разных синтезаторов варьируется от 5 до 7. Вдумчиво, не торопясь, перебирайте пальцами чёрно-белую клавиатуру, проговаривая про себя названия нот. Старайтесь запомнить все. Затем проверьте себя: называйте ноты вразнобой и старайтесь верно взять их на вашем инструменте.

3. Чтение с листа

Самое сложное для начинающего музыканта - быстро научиться играть по нотам. Представьте, что музыкальное произведение – это своего рода текст, а ноты – это буквы. Овладеть нотной азбукой – значит уметь правильно сыграть любую ноту, которую видите перед собой на листе. В этом прекрасно помогают короткие песенки-запоминалки. Они простые как в плане мелодии – в них употребляется одна нота в двух октавах, так и в плане содержания. Их можно с лёгкостью найти в интернете. Например, «Нота ми, нота ми, в дом волшебный нас возьми! Мы найдём тебя сейчас, ты не спрячешься от нас». Исполняя мини-песенки, старайтесь петь и как можно меньше смотреть на клавиши – ваше внимание должно быть сосредоточено на листе.

4. Игра по слуху

Учим ноты, пишем ноты, затем играем их; запоминаем, как ставить пальцы… А что делать тому, кто не хочет заниматься всем вышеперечисленным, но вместе с тем страстно желает сыграть друзьям любимый хит? Возможно ли исполнять мелодию без нот? Как играть песню на синтезаторе по слуху?

Электронный инструмент оснащён функцией автоаккомпанемента, которую ещё называют «самоиграйкой». Она-то вам и пригодится. Используя опцию автоматического доигрывания аккордов, вы постепенно выучите расположение нужных клавиш, пользуясь только собственным слухом и помощью вашего любимого синтезатора.

Как научиться играть на синтезаторе двумя руками?

Для новичков всегда очень сложно играть, задействовав обе руки. Да что там обе – и одной рукой непросто перебирать клавиши, если вы впервые сели за синтезатор. Запомните важный аппликатурный принцип: мизинец и большой палец используются в игре «по белым», на тёмные клавиши старайтесь нажимать указательным, средним и безымянным. Знание этого нехитрого правила облегчит вам первые музыкальные упражнения.

Сначала необходимо уверенно управляться с инструментом правой рукой. В игре на синтезаторе ей принадлежит ведущая роль – в большинстве случаев она исполняет основную мелодию, а левая – берёт на себя функцию аккомпанемента. Но вспомогательная роль не означает, что её развитием можно пренебрегать, наоборот, пальцам левой руки показана регулярная музыкальная нагрузка. Играйте поочередно – то правой, то левой, касаясь клавиш подушечками пальцев.

Высший пилотаж для ученика начального этапа – перейти на музицирование в две руки. Оно требует хорошей координации движений, которая приходит с постоянными упражнениями. Играя, вы не только развиваете в себе талант, но и обеспечиваете отличный тренаж для обоих полушарий головного мозга.

Часть 1

Выбор инструмента

    Экспериментируйте со многими инструментами до выбора одного инструмента. Решение начать учиться играть на музыкальном инструменте может быть так же просто, как выбрать его в магазине или в доме друга и сыграть несколько нот. Вы еще не можете играть музыку, но попытайтесь получить в руки инструмент и почувствовать его в ваших руках, прежде чем купить его или записаться на уроки.

    • Как правило, если вы хотите записаться в группу или оркестр в вашей школе, руководители регулярно приглашают на встречи, во время которых позволяют экспериментировать с инструментами и выбрать себе инструмент. Придите на такую встречу и попробуйте различные виды инструментов.
    • Большинство магазинов музыкальных инструментов рады показать вам свои инструменты и позволить их попробовать. Они могут даже быть в состоянии показать вам несколько вещей.
  1. Попробуйте классическое пианино. Одним из наиболее распространенных инструментов, используемых в самых разных стилях и регионах, является фортепиано. У детей и взрослых пианино является чрезвычайно популярным инструментом для учебы и игры. Так как вы можете реально видеть ноты перед вами, пианино также является хорошим инструментом для изучения музыки и чтения нот. После того, как вы научились играть на пианино, вы можете специализироваться в:

    • В игре на органе
    • В игре на аккордеоне
    • В игре на синтезаторе
    • В игре на клавесине
    • В игре на фисгармонии
  2. Подумайте об игре на гитаре. После фортепиано самый популярный инструмент от Хэнка до Хендрикса - гитара. Технически классический струнный инструмент, популярная электрогитара стала важнейшим инструментом в поп-культуре, как никакой другой инструмент. Это интересно для рок-н-ролла, джаза и практически любой музыки. Гитара также обеспечивает хорошую основу для различных видов народных или рок-инструментов:

    • Бас-гитара
    • Мандолина
    • Банджо
    • Цимбалы
  3. Рассмотрим оркестровые струнные инструменты. Если вы хотите играть в оркестре, струнном квартете, или есть особый интерес к классической музыке, струнный инструмент может быть для вас подходящим. Эти инструменты также широко используются для народной музыки и других акустических звуков. Вы могли бы рассмотреть следующие инструменты:

    • Скрипка
    • Виола
    • Виолончель
    • Контрабас
  4. Попробуйте свои силы в семействе медных. Медные инструменты так называются, потому что это традиционно очень длинные металлические трубки, изогнутые в причудливые узоры, имеющие клапаны для изменения высоты тона и сделанные полностью из латуни. Теперь они делаются из разных металлов, но по-прежнему работают с помощью вибрации ваших губ внутри металлического мундштука. Они используются в концертных группах, джазе, оркестрах и во многих других видах музыки. Медные инструменты:

    • Труба
    • Тромбон
    • Валторна
    • Баритон
    • Сузафон
  5. Попробуйте деревянные духовые инструменты. Как и медные духовые инструменты, деревянные духовые инструменты играют силой дыхания. В то время как медные духовые инструменты используют мундштуки и вибрацию губ, деревянные духовые используют трости, которые вибрируют, когда вы на них дуете. Они сделаны из различных комбинаций металлов, дерева и тростника, и ни один оркестр или джазовый ансамбль без них не обходится. Духовые инструменты:

    • Флейта
    • Саксофон
    • Кларнет
    • Гобой
    • Фагот
    • Гармоника
  6. Пошумите на ударных. Основой большинства музыкальных групп является барабанщик. В рок-группах и джазовых оркестрах барабанщик обычно играет на ударной установке, составленной из нескольких барабанов, позволяющей играть одновременно палочками и педалями. В оркестрах и концертных группах ударники применяют довольно большое разнообразие инструментов, на которых играют, ударяя руками, молотками или палочками. Ударные инструменты:

    • Барабанная установка
    • Вибрафон, маримба и ксилофон
    • Колокольчики
    • Колокола и тарелки
    • Конго и бонги
    • Литавры
    • Блоки, колокольчики и треугольники
  7. Рассмотрим другие разновидности инструментов. Существуют буквально тысячи инструментов, на которых вы могли бы играть, и сотни учителей, которые предлагают уроки. Исследуйте мир музыки и выберите, что вам нравится, и вы можете наслаждаться игрой. Некоторые трудные для категоризации инструменты:

    • Гармоника
    • Африканские барабаны джембе
    • Концертино
    • Волынка
    • Поющая чаша
    • Калимба
    • Ситар

    Часть 2

    Основы обучения
    1. Приобретите инструмент правильного размера. Убедитесь, что инструмент подходит для вашего роста и ваших рук и имеет подходящий для вас размер. Длинные и тонкие пальцы желательны для струнных инструментов, в то время как некоторые духовые инструменты несколько тяжелы и требуют сильных легких, необходимых для игры.

      • Некоторые инструменты, такие как скрипки и гитары, доступны в большом количестве различных размеров, которые могут быть выбраны для ваших способностей и вашего размера. Существуют инструменты для детей. Выберите вариант, комфортабельный для вашего бюджета и ощущения. Поговорите с продавцами магазина, чтобы получить представление о соответствующих размерах и моделях.
      • Некоторые руководители групп пытаются отговорить людей от конкретных инструментов, таких как трубы или саксофоны, потому что они очень популярны. Настаивайте на инструменте, на котором вы хотите играть. Есть гитаристы с одной рукой и маленькие тубисты.
    2. Научитесь держать и настраивать инструменты должным образом. Вы можете очень быстро развить плохие привычки, играя на инструменте в неправильном положении, или играя нестройно. Вам необходимо разработать правильную технику конкретного инструмента, держать инструмент правильно, сидеть прямо, и дуть или ударять по струнам в правильном положении.

      • Попросите руководителя группы, учителя или сотрудника в музыкальном магазине дать вам учебник по правильной технике для вашего инструмента. Если у вас нет доступа к учителям, видео и диаграммы онлайн - отличные ресурсы для изучения техники.
      • Отведите время для настройки каждый раз, когда вы садитесь играть. Даже неожиданные инструменты, такие как тромбон, требуют настройки, или вы будете развивать неправильное позиционирование кулисы, когда вы пытаетесь играть.
    3. Учитесь читать нотную запись. Хотя это может быть немного похоже на изучение нового языка, умение читать музыку значительно расширит музыкальные горизонты. Вы можете узнать любую песню, просто взглянув на ноты, отметив мелодию, ритм и даже чувство музыки в указаниях в нотах. Это бесценный инструмент для любого студента.

      • Убедитесь, что вы можете читать басовый ключ, если вы учитесь на бас-гитаре или на низких медных инструментах как тромбон, баритон и туба.
      • Учитесь играть гаммы. На всех инструментах умение играть гаммы поможет вам улучшить технику и помочь вам стать более знакомыми с правильными нотами, создать для них мышечную память.
      • В процессе прогрессирования рассмотрите немного теории. Знание простых аккордов и гамм будет расширять ваше музыкальное воображение, вы можете сделать много с небольшими усилиями. Попросите друга вам помочь или найдите интернет-ресурсы. Тренируйте эти базовые структуры в удобном темпе, и вы скоро будете решать более сложные задачи.
    4. Практикуйтесь постоянно. Разница между обучением игры на инструменте и отказаться от него - это практика. Разработайте план повседневной практики и следуйте ему. Практикуйтесь ежедневно, по крайней мере, 30 минут в день для приобретения правильных привычек и учитесь играть на инструменте как положено.

      • Подумайте о частных уроках. Учебные книги и YouTube видео могут вас продвинуть до определенного уровня, особенно на таких инструментах, как скрипка или духовые инструменты. Использование метода Сузуки на скрипке отнимает много времени (иногда годы), играя на поддельных формах скрипки, чтобы получить правильную технику смычка. Имея один-на-один обучение бесценно, когда вы пытаетесь учиться играть на музыкальном инструменте.
      • Сделать это легко на практике. Найдите хорошее место в доме для вашего инструмента. Храните его там, где вы проводите свое свободное время, или там, где вы можете часто увидеть его в течение дня. Чем более доступен ваш инструмент, тем чаще вы будете брать его и играть. В конце концов вы будете брать его каждую свободную минуту.
    5. Занимайтесь ритмом. Очень важно всегда заниматься на инструменте во времени. Один из признаков начинающего музыканта в том, что он будет играть ноты так быстро, как может, а не играть их соответствующим образом. Когда вы узнаете разницу между размерами 4/4 и 3/4, когда вы узнаете разницу между четвертными нотами и целыми нотами, эти вещи будут более ясны, но очень важно играть в соответствии с ритмом песни, которую вы учитесь играть. Даже если вы играете гаммы, играйте в ритме.

      • Найдите метроном для занятий: Есть бесплатные метрономы онлайн. Тикающие часы или радио будут тоже работать хорошо.
    6. Позаботьтесь о своем инструменте. Неприятно играть на тромбоне с липкой кулисой, на саксофоне со старой тростью или на гитаре со ржавыми зелеными струнами. Узнайте, как заботиться о своем инструменте, найдите время, чтобы чистить, поддерживать и уважать его как произведение искусства, каким оно является. Вы не будете развивать плохие привычки в вашей технике и вы получите больше жизни из вашего инструмента, не говоря уже о более чистом и более натуральном звуке. Потратьте несколько минут до и после каждого занятия заботе о своем инструменте и делайте это правильно.

      Часть 3

      Создание музыки
      1. Присоединитесь к группе. Если вы учитесь в школе, рассмотрите вопрос о присоединении к оркестру или концертной группе, чтобы воспользоваться предлагаемыми уроками и обучением. Даже если вашей конечной целью является стать рок-барабанщиком, основы, предлагаемые в школьной группе, весьма ценны, не говоря уже о том, что у вас есть доступ к инструментальным ресурсам школы, месту для занятий и учителям. Они обычно симпатизируют вашим музыкальным целям. Присоединяйтесь!

      2. Организуйте свой собственный оркестр. Если вы пытаетесь изучать инструмент самостоятельно, начните играть с другими людьми, чтобы узнать как можно больше о игре в группе с правильной техникой, а также о выработке хороших привычек. Вы узнаете, как получить больше удовольствия, чем играя гаммы в вашей спальне. Попытайтесь встретиться с другими музыкантами:

        • Музыкальные фестивали
        • Ночи открытого микрофона
        • Джемы скрипачей
        • Гитарные магазины
      3. Импровизируйте. Умение играть на лету сделает вас всесторонним музыкантом. Соедините гаммы и творчество и играйте экспромтом. Так вы учитесь «языку» музыки. Вы станете на один шаг ближе к свободному разговору на нем.
        • Начните чтение нот с листа, когда вы освоитесь с инструментом. Вместо того, чтобы играть тему Darth Vader еще раз на вашей тубе, попробуйте узнать что-то еще и проверить, можете ли вы играть правильно с первого раза. Занимайтесь этим, пока вы не играете это точно так же, как Имперский марш.
      4. Обратимся к долгосрочной перспективе. Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, требуются годы практики. Это не произойдет в одночасье. Если вы хотите быть хорошим музыкантом, посвятите себя своему инструменту. Джими Хендрикс спал со своей гитарой. Некоторые выдающиеся музыканты даже похоронены со своими трубами, альтами и барабанными палочками. Устад Али Акбар Хан, индийский классический музыкант, как-то сказал: "Если вы практикуетесь в течение десяти лет, вы можете начать радовать себя. После 20 лет вы можете стать исполнителем и порадовать публику. После 30 лет вы можете угодить даже вашему гуру, но вы должны практиковаться еще много лет, прежде чем станете настоящим художником - тогда вы можете угодить даже Богу."

        • Если Вы расстроены, расслабьтесь. Даже когда вы станете более опытным музыкантом, иногда просто лучше закрыть глаза и играть.
        • Если вы действительно хотите что-то, найдите это. Так почему этот совет мешает?
        • Музыка приходит к жизни через игру, как обучение приходит к детям через игру; радость музыки в свободе, чтобы играть. Не оказывайте слишком большое давление на себя, особенно в начале.
        • При покупке инструмента убедитесь, что вы будете играть на нем первым, и что он достаточно высокого качества, и на нем легко играть. Дешевые инструменты не только звучат хуже, но на них сложнее играть, и вам не захочется заставлять себя из-за неадекватности инструмента. Сравните ваш инструмент с другими претендентами в каждом ценовом диапазоне, чтобы найти то, что вам нравится или не нравится в каждом. Тогда купите что-нибудь простое, что вы найдете приятным.
        • Берегите ваши ранние стадии в музицировании. Существует "невинность" в первых этапах каждого музыканта, что теряется, когда они продолжают обучение. Некоторые состоявшиеся музыканты проводят всю свою жизнь, пытаясь сделать музыку таким образом.
        • Практикуйтесь играть гаммы и доводите их до совершенства. После этого работайте над пьесами и нотами.

        Предупреждения

        • Не играйте, если вы не хотите играть. На фортепиано не «работают», на нем играют. Нет ничего плохого в том, чтобы отложить на некоторое время свой инструмент для "отдыха". Часто необходимо время для прихода новых идей и отказа от старых привычек в вашей музыке.
        • Не заставляйте себя! Вы не можете стать хорошим музыкантом в течение ночи. Только продолжая играть, вы улучшите свои навыки. Будьте терпеливы и получайте удовольствие!

Наверняка во многих людях время от времени просыпается тяга к овладению таинством игры на каком-нибудь музыкальном инструменте. Благо, что творческое начало есть у каждого, а значит - любой в принципе способен к позитивному созиданию.

Правда, как только у человека возникает такое желание, сразу же встает вопрос - а как учиться играть? Сколько времени это займет? Сколько сил? Денег? А стоит ли игра свеч?

Нередко люди пытаются брать совета у «знающих» - друзей или знакомых, которые инструментом уже овладели. Хорошо, если таким другом будет гитарист-самоучка - он подробно объяснит, что для овладения инструментом нужно просто на нем играть и не забивать себе голову высокими материями. И играть можно не 5-ю симфонию Баха в аранжировке, а «Владимирский централ» или «Мурку» - в общем, что хочешь.

Гораздо хуже, если претендент решит взять совета у человека, окончившего музыкальную школу. Потому что в ответ получит либо ответ «беги» и заявления в категорической бесполезности подобного времяпрепровождения, либо же наоборот - рассказы о множестве пролитых слез над особо заковыристым пассажем из 8-го этюда на 6-м году обучения, о сложности отличия Глинки от Мусоргского на слух и о правильности разрешения доминантсептаккорда.

Клинический случай - это выпускник «гнесинки» или кто-то равный ему по рангу. Потому что поток специализированных терминов в этом случае можно прервать только hard reset ом в табло.

Следует понимать, что я не ярый противник классического образования, но призываю к всестороннему постижению вопроса. Следует отличать ситуацию, когда человек хочет играть на инструменте от ситуации, когда он хочет научиться играть .

Для того, чтобы научиться играть на инструменте - нужен стройный фундамент. Лучше всего это будет классическая музыкальная школа, благо даже полные бездари выходят оттуда, спокойно играя трехголосые полифонии и читая с листа несложные сонаты. В этом случае ваша техника позволит вам исполнять вещи высокой степени сложности. Попутно ваш интеллектуальный багаж обогатится историей музыки, музыкальной литературой, а также пониманием того, что такое тональность, как она устроена, как работает, какие в ней есть интервалы и аккроды и как правильно переводить один в другой, чтобы все это звучало благозвучно.

Однако для того, чтобы играть на инструменте, этого не нужно. И даже музыку можно писать без этих тайных знаний. И она может получаться не хуже, чем у людей, что этими знаниями обладают.

Итак, вы хотите играть, допустим, на скрипке. Что для этого нужно? Желание и скрипка. Первое у вас уже есть, второе можно приобрести в магазине. С помощью гугла легко найти магазин, где вам продадут простой (для начала), но функциональный инструмент.

Что дальше? Дальше вы берете скрипку и играете на ней. Да, сначала скрипка издает мерзкие звуки. Но даже если вы полная бездарность - максимум через месяц извлечения мерзких звуков в них начнет проклевываться мелодия. Например, в моем случае, я, после покупки саксофона, смог извлечь из него гамму (не пользуясь самоучителями, потому что нормальных самоучителей по саксофону я так и не нашел) через 3 часа практики, а сыграть несколько мелодий, подобранных на слух - через четыре. Конечно, у меня за плечами музыкалка по фортепиано и самостоятельно освоенная гитара, курсы вокала, но все что это дает - определенный опыт, позволяющий осваивать инструмент быстрее. Ничего принципиально нового, никакого тайного знания, передающегося ночью под одеялом, там нет.

Если у вас затык и вы не понимаете, куда идти дальше - можно найти репетитора. Можно заниматься с ним или просто брать у него консультации по сложным моментам, которые вам непонятны. Можно сделать это с самого начала, но если вы не боитесь пугать соседей своими скрипичными свистами - можно этого и не делать.

Вас будут пугать неправильной техникой и необходимостью переучиваться впоследствие. Возможно, если вы захотите достичь вершин мастерства. Но, честное слово, для того чтобы удовлетворить бытовые потребности человека в музыке, достаточно того механизма самообучения, что есть в нас от природы.

Главное - это то, что вам доставляет это удовольствие.

Конечно, все описанное выше - это не более чем мое личное мнение, и вы вольны иметь свое.