Лады и ладовые звукоряды - Martin Ludenhoff

В сети можно найти книгу С.Попова "Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста", содержащую краткое изложение теории музыки в популярном стиле для гитаристов-эстрадников. Книга полезна освещением ряда терминов, которые могут встретиться в другой литературе, касающихся ладов и ладовых звукорядов. Оставляю здесь для себя заметку, по некоторым интересным для меня терминам.

Общую информацию по ладам можно найти в вики: Лад (музыка) , Миксодиатоника , Обиходный звукоряд .

Сублад - звукоряд, построенный на ступенях лада, от тоники любого аккорда это лада. Например, в натуральном До мажоре, сублад от аккорда Dm - "ре-ми-фа-соль-ля-си-до".

Пары параллельных "субладов" (диатонических ладов) натурального До мажора:
(С) ионийский - (Am) эолийский
(F) лидийский - (Dm) дорийский
(G) миксолидийский - (Em) фригийский

Если построить все эти лады от ноты До, можно увидеть, какие ступени варьируются: в мажоре это #IV и bVII, а в миноре - bII и #VI . Если исключить из лада эти ступени, получатся мажорная и минорная пентатоники.

Блюзовая минорная пентатоника - минорная пентатоника с добавлением ступени bV. Например, "ля-до-ре-ми_бемоль-ми-соль".
Блюзовая мажорная пентатоника - мажорная пентатоника с добавлением ступени bIII. Например, "до-ре-ми_бемоль-ми-соль-ля".
И той, и другой блюзовой пентатоникой можно обыгрывать мажорный аккорд (от его тоники) или power-аккорд.

Альтерированные пентатоники (используются для обыгрывания доминантсептаккордов): минорная с пониженной IV ступенью (например, "ля-до-ре_бемоль-ми-соль" для обыгрывания A7 как блюзовой тоники или альтерированной доминанты Eb7) и минорная с пониженной I ступенью (например, "ля_бемоль-до-ре-ми-соль" для обыгрывания Е7 как доминанты).

Путём добавления одной из ранее "исключённых" нот к пентатонике образуются шестиступенные звукоряды (гексахорды ). Такие добавленные ноты разбивают полуторатоновые интервалы пентатоники на большую и малую секунды. В зависимости от того, "высокая" или "низкая" ступень лада добавлена (например, II или bII), меняется окраска звучания полученного гексахорда.

Гиполад - лад, записанный от V ступени исходного лада. Например, гипоионийский лад совпадает с миксолидийским.

Доминантовый лад - гармонический минор, записанный от пятой ступени, используемый для обыгрывания доминанты (и уменьшённого септаккорда в роли доминанты). Он называется также "испанским ладом" или фригийским мажором , т.к. отличается от фригийского только повышенной III ступенью.

Встречается восьмиступенный гибрид гармонического и эолийского миноров ("гармолийский" лад, например, "ля-си-до-ре-ми-фа-соль-соль_диез"). Он может быть использован и как доминантовый лад, если сыграть его от его V ступени.

Встречается гармонический минор с блюзовой нотой, например, "ля-си-до-ре-ми_бемоль_ми-фа-соль_диез".

Дважды гармонические лады - лады с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический минор (цыганский или венгерский минор ): например, "ля-си-до-ре_диез_ми-фа-соль_диез".

Дорийско-фригийский лад - от натурального минора bII и

Повторить понятия звукоряда, лада и тональности.

1. Определения

2. Гамма, тяготения, ладовое разрешение, ладовая централизация, ладовая опора(плагальные и авт.), основные ступени

3. Виды ладов

a. Модальные

b. Пентатоника

c. Тетрахорды

d. диатоника

Диатоника (от греч. diatonikós, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá - через, вдоль и tónos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда - пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

БСЭ

Существуют и более простые, хотя гораздо менее точные определения:

Диатоника – последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, т.е. содержащее только чистые, малые и большие интервалы, и в виде исключения – тритон.

Краткий муз. словарь

Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си(без знаков альтерации)

Краткий муз.словарь

Диатонической считается музыка, пстроенная с использованием т.н. «народных» или «церковных»-

1. Дорийский минор

2. Фригийский минор

3. Локрийскийминор

4. Эолийскийнатуральный минор

5. Миксолидийскийт мажор

6. Лидийский мажор

7. Ионийскийнатуральный мажор

Однако эти лады, не вполне соответствуют старым народным ладам, т.к. загнаны в систему 12 тоновой равномерной темперации.

К условно-диатоническим относят так же гармонические и мелодические разновидности натуральных ладов.

Строение диатоники

Семь звуков квинтового ряда образуют диатонику. Если их расположить по секундам, то они образуют диатоническую гамму.

Гамма – звукоряд лада выстроенный поступенно(не меньше октавы).

Если квинтовый ряд диатоники продолжить, сделав в обе стороны по пять квинтовых шагов, то возникает вид полной хроматики, использовавшийся в художественной практике, еще до нахождения равномерной темперации:

Выразительные возможности диатоники исключительно богаты. Они могут быть представлены в консонантных и диссонантных гармониях.

Диатоника является основой хроматики.

Полная схема основных диатонических ладов:




Наиболее общие сведения

Все диатонические лады состоят из 7 звуков(основных тонов) в пределах октавы.Т.е. все диатонические лады – октавные.

Октавными называются лады,звукоряд которых умещается в октаву. Элементы этих ладов повторяются во всех октавах не изменяя своего значения. Например, тоника таких ладов повторяется в каждой октаве

Диатонические лады традиционно делят на нижний и верхний тетрахорд.

Современные диатонические лады исторически произошли от церковных автентичных. Рассмотрим подробно каждый лад.

Анализ лада:

1. Строение

2. Особенности

a. Краска

b. Характерные интервалы

3. Интонирование

4. виды

Мажорная группа диатонических ладов

Ионийский

Данный лад является натуральным мажором (от лат. major – больший, так же durus - твёрдый). Звукоряд натурального мажора строится по схеме: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2тона, полутон, 3 тона, полутон) .Верхний и нижний тетрахорды – мажорные.

Интонирование итяготения натурального мажора



Ионийский лад обладает светлой краской, радостным натроением и, вместе с противоположным по окраске минором, составляет один из наиболее важных контрастов в музыке.

Ионийский мажор обязан своей краской звуку, отстоящему на большую терцию вверх(терция лада) от тоники.В широком смысле эта мажорная краска присуща не только ионийскому ладу, а еще группе ладов: лидийскому, миксолидийскому, пентатонным разновидностям. В современной музыке натуральный мажор – одна из основных звуковых систем.

Виды натурального мажора

Гармонический мажор – ионийский лад с пониженной VI ступенью. Верхний тетрахорд гармонического мажора совпадает по строению с верхним тетрахордом гармонического минора(называется гармонический тетрахорд). Нижний тетрахорд – мажорный.

VI

Мелодически, в состав гармонического мажора входит увеличенная секунда между VI и VII ступенью, увеличенная кварта VI - II , а так же другие уменьшенные и увеличенные интервалы, основанием и вершиной которых является пониженная VI ступень.

Характерные интервалы :

1. ув.2(VI b -VII)

2. ум.7 (VII-VI b )

3. ув.5 (VI b -III)

4. ум.4 (III-VI b )

Окраску гармоническому мажору придают аккорды субдоминантовой группы:

· Минорная субдоминанта

· Уменьшенное II трезвучие

· Увеличенное VI трезвучие

Для гарморического мажора характерен мелодический ход VI b - V

Пример: «Пришел в мир Спаситель»

Мелодический мажор – ионийский лад с пониженными VI и VII ступенями.

Гамма состоит из тетрахордов: нижнего мажорного, верхнего фригийского.

VI , VII ступень в гармоническом мажоре интонируется тупо.

Миксолидийский

В точности ионийский лад, за исключением пониженной седьмой ступени. Нижний тетрахорд – мажорный, верхний – минорный.

Характерным интервалом является т.н. «мисколидийская септима». Интонируется тупо .

Окраску данному ладу придают аккорды доминантовой группы:

· Минорная доминанта

· Мажорное VII трезвучие

· Увеличенное III

Данный лад относится к «мажорной» группе ладов, т.к. нижний тетрахорд – мажорный. Но он менее «мажорный» чем ионийский лад, за счет верхнего тетрахорда.

Лидийский

Данный лад так же как и миксолидийский относится к мажорной группе, однако нижний тетрахорд у него особенный. Хотя первые три ступени в точности соответствуют ионийскому ладу, IV ступень повышена. Таким образом, окраска лидийского лада более «мажорная» , чем у остальных в мажорной группе.

Характерный интервал т.н. «лидийская кварта». Повышенная IV ступень интонируется остро . Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Уменьшенная субдоминанта

· Мажорное II трезвучие

· Минорное VII трезвучие

Минорная группа диатонических ладов

Эолийский

Данный лад является натуральным минором (moll - мягкий; minor - маленький). Состав эолийского лада – тон, полутон, тон, тон, поутон, тон, тон. Нижний тетрахорд минорный, верхний – фригийский.

Интонирование и тяготения натурального минора



Эолийский лад обладает сумеречной окраской, грусным настроением. Этой окраской, натуральный минор главным образом обязан третьей ступени, отстоящей от тоники на малую терцию.

· Минорная доминанта

· Мажорное VII трезвучие

· Минорное III трезвучие

Натуральный минор, с точки зрения гармонии, тяготеет к опоре на IV ступень, т.е. для него более характерны плагальные обороты.

В широком смысле эта минорная краска присуща не только эолийскому ладу, а еще группе ладов: фригийскому, локрийскому, дорийскому.

Виды натурального минора

Разновидности натурального минора более распространены, чем разновидности натурального мажора.

Гармонический минор

Отличается от натуральной разновидности повышенной VII ступенью. Нижний тетрахорд минорный, верхний – гармонический.

Содержит в своем составе следующие характерные интервалы:

1. Ув.2(VI-VII n )

2. Ум.7(VII n -VI )

3. Ув. 4(IV-VII n )

4. Ум.5 (VII n -IV)

Наиболее яркой из них считается Ув.2 между VI и VII повышенной. Для европейской музыки до XVII столетия увеличенная секунда в миноре не была характерной, она отсутствовала в фольклорной мелодике. Однако у некоторых народов гармонический минор широко распространён в фольклорной музыке(например в украинской, а так же восточной музыке)

Повышенная VII ступень обострила тяготения к I ступени, утвердила автентичность(опору на доминанту), усилила централизацию минора.

VII повышенная ступень интонируется остро.

Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Мажорная доминанта

· Малый мажорный септ на V ступени

· Увеличенное III трезвучие

· Уменьшенное VII трезвучие

Гармонический минор относится к условно-диатоническим. С XVII ст. он стал основным видом минора. Свое название гармонический минор получил из-за большой распространенности в гармонии.

Мелодический минор

Отличается от натурального минора повышенной VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд – минорный, верхний – мажорный. Это приближает мелодический минор к мажору, и обогащает музыку контрастами.

Мелодический минор возник из необходимости избежать хода на увеличенную секунду.

При поступенном нисходящем движении от I к V верхний тетрахорд часто изменяется на натуральный. Это более естественно, так как восходящее тяготение повышеных ступеней вступает в противоречие с нисходящим направлением мелодии.

В тоже время не запрещается применение нисходящей мелодической гаммы, при этом создается особенный мажоро-минорный колорит в пределах оного лада.

VII и VII повышенные ступени интонируются остро.

Натуральный,гармонический и мелодический миноры, переплетаясь,создают полный минор гамма которого состоит из 7-ми ступеней и 9-ти тонов.

Существуют еще дважды гармонический минор (с повышенной IV c тупенью), который можно рассматривать как доминантовый лад

Дорийский

По составу дорийский лад такой же, как натуральный минор, с одним отличаем: VI ступень повышена. Верхний и нижний тетрахорды минорные.

Особенность ладу придают следующие аккорды субдоминантовой группы:

· Мажорную субдоминанту

· Минорное II трезвучие

· Уменьшенное VI трезвучие

Повышенная VI «дорийская секста» интонируется остро

Окраска дорийского лада, благодаря мажорной субдоминанте, осветляет его. Это самый светлый лад из миноров.

Фригийский

II ступенью. Верхний и нижний тетрахорды – фригийские.

Особенность ладу придают следующие аккорды доминантовой группы:

· Уменьшенная доминанта

· Мажорное II трезвучие

· Минорное VII трезвучие

Пониженная II «фригийская секунда» интонируется тупо

Окраска фригийского минора более темная, чем у натурального минора, можно сказать что это он «более минорный»

Локрийский

Отличается от натурального минора пониженной II и IV ступенью.Нижний тетрахорд фригийский, верхний – лидийский.

Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Уменьшенная тоника

· Доминанта в отличае от фригийского мажорная

· Мажорное II трезвучие(так же как во фригийском)

· Минорное VII трезвучие(так же как во фригийском)

По окраске это самый «минорный» минор. Локрийский лад очень редко встречается как в народной, так и в профессиональной музыке.

Диатоника в музыке

Натуральные лады очень редко встречаются в чистом виде. Чаще всего у композиторов наблюдается полиладовое мышление. В одном и том же произведении можно услышать признаки разных ладов. Например, гармонический минор в «концертной сюите» С. Танеева содержит пониженную II ступень. Это придает произведению фригийскую окраску.

Параллельно-переменные системы:

Переменным называется лад, в котором значения тоники получают по очереди разные ступени одного звукоряда, или при одной тонике изменяется звукоряд. В переменном ладу при изменении тоники происходят соответственные изменения в функциях всех ступеней. Чаще всего чередуются две тоники, принадлежащие родственным тональностям.

Параллельно–переменные системы образуются на основе общности звукоряда: таковыми называются системы из нескольких ладов с одинаковым набором ключевых знаков.





Параллельно-переменные мажоро-минорные системы находятся в малотерцовом отношении:

· тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора

· тоника параллельного мажора находится на III ступени минора

Использование параллельных ладотональных систем обогощает музыку мелодическими и аккордовыми оборотами друг друга. Функцию тоники принимает то одно, то другое трезвучие(из тонических трезвучий системы). В зависимости от систематичности чередования достигается равноправие сменяющих друг друга тоник. Это явление называется ладовой переменностью .

Задания

1. Строить на ф-но лады

a. от белых клавиш

b. от ноты до

2. Строить голосом гармонические разновидности ладов

3. Играть на ф-но параллельные лады

4. Разрешение голосом характерных интервалов

5. Анализ на слух характерных интервалов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дважды гармонические лады. Искусственные лады.

Дважды гармонический лад – это лад с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями. Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями.

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для украинской, венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Дважды гармонические лады используются и в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита.

Увеличенный лад – лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется ЦЕЛОТОННОЙ. Увеличенный лад - это образец симметричного лада, на всех ступенях которого образуются увеличенные трезвучия. Поэтому он и получил название – УВЕЛИЧЕННЫЙ ЛАД.

Аккордовый вид увеличенного лада, характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций.

Мелодический вид увеличенного лада означает движение одного из звукорядов по мелодическому, образованному делением 12 полутонов октавы на три равные и одинаковые по структуре части ходу.

Групповой вид увеличенного лада с применением своеобразных звукорядов в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении.

Упражнения для самостоятельной работы Сочините продолжение данных мелодических оборотов таким образом, чтобы в процессе развития полученная мелодия: а) утвердила первоначальный устой, не выходя за пределы данного звукоряда; б) привела к новым устоям при сохранении данного звукоряда; в) привела к новым устоям в результате расширения объема звучания. Выпишите и проанализируйте звукоряды образовавшихся ладов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.

"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."

Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...

Методическая разработка математической викторины «Дважды два четыре!?»

Аннотация Викторина «Дважды два четыре!?» может быть использована в рамках внеклассного мероприятия «Неделя математики», посвященного математике. Викторина организована по принципу командно...